Научная статья на тему 'Разработка маршрутной карты экологической тропы детского реабилитационного центра'

Разработка маршрутной карты экологической тропы детского реабилитационного центра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TERRAIN / THE PROJECT AREA / ECOLOGICAL PATH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Елена Павловна, Бардина Наталья Владимировна, Запоточная Надежда Александровна

Данная статья посвящена организации экологической тропы с использованием ландшафтного дизайна территории детского реабилитационного центра. Рассматриваются различные подходы в создании ландшафтных композиций и их использования в образовательной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богданова Елена Павловна, Бардина Наталья Владимировна, Запоточная Надежда Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT ROADMAP ECOLOGICAL TRAILS CHILDREN’S REHABILITATION CENTER

This article is dedicated to the organization of ecological trails with landscaping the Children's Rehabilitation Centre. Different approaches in the creation of landscape compositions and their use in educational activities.

Текст научной работы на тему «Разработка маршрутной карты экологической тропы детского реабилитационного центра»

другие зарубежные страны

Рисунок 4 - Международная миграция в Курганскую область в 2014 г.

Подавляющая доля выбывшего населения переселяется в другие регионы России, главным образом в городские поселения. Миграция населения происходит в трех направлениях: первое место занимает Уральский федеральный округ (преимущественно Тюменская область), второе - Центральный, третье - СевероЗападный федеральные округа.

Всего 1% населения выбывает из региона за пределы России. В основном отток идет в страны СНГ, прежде всего в Казахстан и ряд других государств Средней Азии. Из числа выбывших за пределы России 11% жителей области уезжает в другие зарубежные страны, из них 39% притягивает Германия, также население мигрирует в США, Турцию, Канаду, Францию, Австралию.

ВЫВОДЫ

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на современном этапе прослеживаются следующие особенности миграционных процессов:

1 Сохранение отрицательного показателя сальдо миграций, хотя он несколько снизился за последний год.

2 Увеличение объемов миграции за счет выбывшего населения.

3 Преобладание перемещения населения внутри области с сохранением направления село - город.

4 В межрегиональном перемещении населения лидирует УрФО.

5 Положительное сальдо миграции со странами СНГ, при этом стабильно сохраняется направление из Казахстана и стран Средней Азии.

6 В национальном составе как среди прибывших, так и выбывших преобладают русские.

7 Среди выбывших и прибывших преобладает трудоспособное население со средним и средним профессиональным образованием. Причем уровень образования выезжающего выше, чем у приезжающего населения.

8 Районы области характеризуются усилением интенсивности миграции за счет выбывшего населения.

Список литературы

1 Численность населения и миграция в Курганской области : стат. сб. / Курганстат. Курган, 2005. 35 с.

2 Численность населения и миграция в Курганской области : стат. сб. / Курганстат. Курган, 2014. 35 с.

3 Численность мигрантов по полу и возрастным группам, 2013 год. URL: http://kurganstat.gks.ru/

УДК 504.03

Е.П. Богданова, Н.В. Бардина, Н.А. Запоточная Курганский государственный университет

РАЗРАБОТКА МАРШРУТНОЙ КАРТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ ДЕТСКОГО РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Аннотация. Данная статья посвящена организации экологической тропы с использованием ландшафтного дизайна территории детского реабилитационного центра. Рассматриваются различные подходы в создании ландшафтных композиций и их использования в образовательной деятельности.

Ключевые слова: ландшафт, проект, экологическая тропа.

E.P. Bogdanovа, N.V. Bardinа, O.N. Zapotochnaya Kurgan State University

DEVELOPMENT ROADMAP ECOLOGICAL TRAILS CHILDREN'S REHABILITATION CENTER

Annotation. This article is dedicated to the organization of ecological trails with landscaping the Children's Rehabilitation Centre. Different approaches in the creation of landscape compositions and their use in educational activities.

Keywords: terrain, the project area, ecological path.

При разработке проекта ландшафтного оформления территории детского реабилитационного центра использовался ландшафтно-проектный метод. С его помощью можно разработать проект территории не только эстетически привлекательный, но и познавательно-просветительский в целях развития знаний о природе родного края, способствующий психоэмоциональной разгрузке (поднятию настроения, улучшению самочувствия, снятию агрессивности в поведении) и реабилитации детей.

Ландшафтно-проектный метод, согласно Л. Павленко, позволяет разработать и реализовать дизайн ландшафта определенной территории, соответствующий требованиям благоустройства и достаточного озеленения, с применением таких подходов, как конструирование и моделирование [3]. Данный метод позволяет привнести новые элементы при сохранении основной идеи территории.

Нами разработан проект дизайна территории детского реабилитационного центра, по которой проложен маршрут экологической тропы для детей в детском реабилитационном центре города Кургана по улице Войкова, 25. Данный реабилитационный центр является своеобразным психолого-педагогическим центром помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Основные функции экологической тропы в детском реабилитационном центре: способствовать психолого-эмоциональной разгрузке (функция психолого-педагогической помощи детям), реализации образовательно-воспитательной функции, формированию ценностного компонента экологической культуры; содействовать здоровьесбережению.

Презентация экологической тропы «Райский уголок»

Основной идеей создания тропы послужил девиз: «Воздух, солнце и вода - наши лучшие друзья!».

Маршруты экологической тропы: познавательно-просветительский, спортивно-оздоровительный, реабилитационный, художественно-эстетический.

Цель экологической тропы: формирование у детей установок здорового образа жизни, ознакомление с правилами экологически безопасного поведения и деятельности в окружающей среде.

Задачи тропы:

- образовательная: формировать базовые знания в области экологической безопасности и здорового образа жизни;

- воспитательная: воспитывать чувство ответственности, гуманности, бережливости, гражданственности, нравственности у детей;

- развивающая: развивать эстетические чувства (умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, иметь желание сохранить ее), развивать образное экологическое мышление, воображение и фантазию средствами чувственного восприятия мира.

Поэтому экологическая тропа по назначению может быть здоровьесберегающей, учебно-познавательной, природоохранной, общеразвивающей, культурно-досуговой.

Направления деятельности на экологической тропе:

- познавательная деятельность (изучение видового биоразнообразия, освоение правил экологической безопасности, правил поведения в природе, правил дорожного движения, организация познавательно-игровой деятельности для детей дошкольного и младшего школьного возраста, изучение природы родного края);

- проектно-исследовательская деятельность (организация исследовательской деятельности, разработка творческих проектов детьми);

- культурно-досуговая деятельность (организация досуга детей, творческой деятельности);

- спортивно-оздоровительная деятельность (организация игровой деятельности, спортивно-оздоровительных мероприятий, отдыха детей, реабилитационная деятельность);

- природоохранная деятельность (экологически безопасная деятельность по благоустройству территории, по уходу за растениями, уборке территории).

С этой целью территория детского реабилитационного центра разделена нами на участки (территориальные зоны), которые включают различные станции.

Зона «Солнечная». Ее центром послужила детская игровая площадка. Данная зона самая яркая, расположенная на солнечной стороне от зданий детского реабилитационного центра. Для создания условий для психоэмоциональной разгрузки детей, способствующей поднятию настроения, а также возможности для интеллектуального развития ее необходимо озеленить и добавить элементы сказки (фигурки сказочных персонажей, вазоны с цветами, интересные элементы декора).

Зона «Солнечная» включает три станции: «Фантазия»; «Фонтанка»; «Физминутка» (рисунок 1).

Хотя зона «Солнечная» имеет игровую направленность, на ней расположены цветочная клумба и беседка.

Зона выполняет следующие функции: познавательно-просветительскую; игровую; спортивно-оздоровительную; психолого-разгрузочную. Здесь можно не только отдохнуть, но и провести викторины, игры. Дети смогут не только поиграть и окунуться в мир сказки, но и узнать много нового и интересного.

Станция «Фантазия» нацелена на интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие детей. Объектами станции служат кораблик, мультипликационные герои.

Рисунок 1 - «Солнечная» зона

Направления деятельности на станции: игровая, познавательная, культурно-досуговая. Здесь можно провести имитационные игры. Например: изобразить героев сказок или известных мультиков в игре «Мой любимый герой». Надо показать мимикой и жестами своего любимого героя или персонажа сказки (мультика), остальные должны отгадать, что за персонаж (по возможности назвать сказку или мультик).

На станции «Физминутка» осуществляется психологическая разгрузка детей, организация спортивно-оздоровительных мероприятий. Поэтому объектами станции служат качели, турники, песочница.

Станция «Фонтанка» используется для развития художественно-эстетического вкуса.

«Лесная» зона. Данная зона выполняет культурную, эстетическую, исследовательскую и оздоровительную функции. Дети смогут узнать много нового о растениях, а также принять непосредственное участие по уходу за ними. Кроме того, растения леса способствуют очищению воздуха и укреплению здоровья, выделяя фитонциды (рисунок 2).

Рисунок 2 - «Лесная» зона

«Лесная» зона включает три станции: «Лесовик», «Ларец искусств» и «Ловушка для ума»

Станция «Лесовик» предполагает занятие познавательно-исследовательской деятельностью по изучению растений леса; организации полноценного отдыха детей (оздоровление, реабилитация детей). Логично, что объектами станции являются вазоны с цветами, растения леса, скамейка. Направления деятельности: познавательная, исследовательская, культурно-досуго-вая, оздоровительная.

Станция «Ларец искусств» предполагает развитие художественно-эстетического вкуса у детей. Объекты станции: клумбы с цветами, скамейка.

На станции «Ловушка для ума» детям предлагается отгадать загадки, решить логические задачки (например, ребусы, шарады).

48

Вестник КГУ, 2015. № 4

Рисунок 3 - «Водная» зона

«Водная» зона представлена небольшим водоемом (прудом) и водными растениями. «Водная» зона включает две станции: «Извилистая», «Прудовик» (рисунок 3).

На станции «Извилистая» можно провести эколо-го-биологическую игру «Путаница». Объекты станции: пруд, цветы.

«Спортивная» зона представлена футбольным полем и баскетбольной площадкой для укрепления физического здоровья детей и физического развития.

Зона включает станции «Минифутбол» для организации игровой, спортивно-оздоровительной деятельности, проведения спортивных, познавательных игр, минисоревнований; станцию «Меткий стрелок» для организации спортивных игр (рисунок 4).

Рисунок 4 - «Спортивная» зона

«Дорожно-разметочная» зона предназначена для изучения дорожных знаков и разметки в целях формирования безопасного поведения детей на дорогах.

Станция «Первая помощь» направлена на ознакомление с правилами экологической безопасности и правилами оказания первой помощи (рисунок 5).

Станция «Дорожная Азбука» предполагает отработку практических умений поведения на дорогах.

Разработанная нами маршрутная карта экологической тропы детского реабилитационного центра с использованием элементов ландшафтного дизайна позволит решить одну из основных задач образовательной системы - формирования экологической культуры детей, так как позволит сформировать умения оценивать состояние природных систем, биоценозов, прогнозировать развитие различных экологических ситуаций.

Рисунок 5 - «Разметочная» зона

Список литературы

1 Дедю И. И. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев, 1989. 324 с.

2 Немова Л. Стилистика сада. М, 2007. 160 с.

3 Павленко Л. Ландшафтное проектирование. Дизайн сада. Ростов н/Д, 2005. 192 с.

4 Суетина М. Ю., Тукаева И. А. Современный дизайн вашего участка. М., 2009. 256 с.

УДК 371.134

Е.П. Богданова

Курганский государственный университет

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. На сегодня актуальны в системе непрерывного экологического образования проблемы воспитания у подрастающего поколения основ экологической безопасности и экологически безопасной жизнедеятельности. Обучающихся необходимо заинтересовать подготовкой к формированию основ экологической безопасности, научить подавать учебный материал доступно и понятно, решать профессиональные задачи разного уровня, ориентироваться в изменяющихся образовательных условиях, проявлять способности к самостоятельной конструктивной деятельности (разрабатывать занятия с применением разных подходов и средств обучения).

Ключевые слова: экологическая безопасность, конструктивное обучение.

E.P. Bogdanovа Kurgan State University

ACTUAL ASPECTS OF FORMATION OF READINESS OF BACHELORS IN THE FORMATION OF THE FOUNDATIONS OF ECOLOGICAL SAFETY

Annotation. At present, relevant system of continuous environmental education problems of education in the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.