О.Ю. Шауберт
студент,
ЧОО ВО-ассоциация «Тульский университет (ТИЭИ)»
РАЗРАБОТКА МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация. В статье исследована теория стратегического развития организации в рамках конкуренции, проведен анализ деятельности предприятия, а также разработаны мероприятия в рамках стратегии его развития.
Ключевые слова: маркетинговая стратегия, стратегическое планирование, конкурентный анализ, издержки предприятия, рынок.
O.Yu. Saubert, Tula University (TIEI)
DEVELOPMENT OF MARKETING STRATEGY OF THE COMPANY
Abstract. The article analyses the theory of strategic development of the organization the framework of competition, the analysis of enterprise activity, and also developed activities in the framework of its development strategy.
Keywords: marketing strategy, strategic planning, competitive analysis, costs of the enterprise, market.
В настоящее время, с переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Вместе с тем усиливается и роль конкуренции, как основного механизма регулирования хозяйственного процесса. В таких условиях фирма не может ограничиваться только текущим планированием и оперативным управлением своей деятельности. Назрела необходимость стратегического мышления, которое должно воплотиться в программу действий, уточняющую цели и средства выбранного пути развития. Еще несколько лет назад стратегический маркетинг представлялся, прежде всего, как определение общего направления деятельности фирмы, ориентированного в будущее и реагирующего на изменение внешних условий. В последнее время основной упор делается на формирование ориентированной на рынок эффективной организационной и управленческой системы и распределение в соответствие с этим управленческих ресурсов фирмы. Иначе говоря, маркетинговая стратегия рассматривается как объединенная система организации всей работы фирмы.
Стратегическое планирование необходимо, так как оно позволяет компании оперативно реагировать на меняющиеся условия рынка. Каждая компания должна найти свой стиль работы, наилучшим образом учитывающий специфику условий, возможностей, целей и ресурсов.
Стратегия - общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, являющейся неопределённой и главной для управленца на данный момент, в дальнейшем корректируемой под изменившиеся условия существования управленца-стратега. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели.
Маркетинговая стратегия - это совокупность долгосрочных решений относительно способов удовлетворения потребностей существующих и потенциальных клиентов компании за счет использования ее внутренних ресурсов и внешних возможностей. Цель разработки стратегии - определение основных приоритетных направлений и пропорций развития фирмы с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка.
Стратегия должна быть направлена на оптимальное использование возможностей компании и предотвращение ошибочных действий, которые могут привести к снижению эффективности деятельности фирмы.
Разработка маркетинговой стратегии организации - это необходимость каждой организации вести свою деятельность запланировано.
Маркетинговая стратегия определяет не только пути развития организации, но и намечает борьбу с конкурентами, целенаправленное отделение и обособление от конкурентов с целью заполнения высоких лидирующих позиций в заданном секторе рынка.
Маркетинговая стратегия - это общее определение действий организации, которые могут существовать в виде:
- плана развития организации на долгосрочные периоды;
- плана оперативных вмешательств в случае резкого динамического всплеска на конкурентном рынке;
- алгоритма действий реорганизации предприятия и прочее.
Разработка маркетинговой стратегии необходима для обеспечения эффективности проводимых маркетинговых мероприятий. Разработка и реализация стратегии маркетинга на потребительских рынках требует от любой компании гибкости, способности понимать, приспосабливаться и, в отдельных случаях, влиять на действия рыночных механизмов при помощи специальных маркетинговых методов.
Мною было исследовано предприятие, которое базируется на осуществлении общественного питания, то есть организация ресторанов и кафе, а также гостиничный бизнес. Данное предприятие включает в себя: ресторан, гостиный дом, УГР-апартаменты.
На примере исследуемого мною предприятия были сделаны выводы, что конкурентная позиция исследуемой организации высокая, однако, не следует забывать о том, что бизнес некоторых организаций-конкурентов находится в стадии развития, следовательно, необходимо разрабатывать интересные предложения и маркетинговые подходы к привлечению большего количество клиентов.
Был проведен комплексный анализ деятельности предприятия.
А именно:
- исследована деятельность развлекательно-гостиничного комплекса;
- исследована структура управления;
- проведен анализ численности и состава сотрудников;
- оценены финансовые показатели деятельности, в частности:
а) проанализированы доходы, чистая прибыль и издержки за пятилетний период;
б) приведен и проанализирован состав издержек по показателям 2015 года.
В качестве недостатков деятельности исследуемой организации выявлено, что в течение пятилетнего периода наблюдается снижение соотношения выручка/чистая прибыль, причем в 2015 году значительно выросли издержки организации, связанные с ее расширением.
Группой сотрудников предприятия проведен конкурентный анализ среди аналогичных предприятий.
Качественно разработанная маркетинговая стратегия позволит привлечь большее количество клиентов с целью покрытия расходов, связанных с расширением деятельности организации, а также позволит поддерживать достаточно высокую конкурентную позицию с дальнейшей перспективой исследуемой организации выбиться в лидеры.
Кроме того, сегодня бизнес предприятия расширяется, а, следовательно, для организации характерны значительные издержки. Помимо этого установлено, данная фирма не является лидером среди конкурентов, а занимает вторую лидирующую позицию в условиях развивающегося бизнеса конкурентов.
Совокупность выявленных недостатков диктует необходимость разработки маркетинговой стратегии организации.
Целью разработки маркетинговой стратегии предприятия является разработка мероприятий, направленных на повышение прибыли организации и достижение позиции лидера в конкурентной среде.
Опираясь на ранее приведенные теоретические исследования, необходимо отметить, что стратегия организации будет комбинированной, сочетающей в себе базовые аспекты следующих стратегий:
1. Стратегии усиления позиций на рынке.
2. Стратегия центрированной диверсификации.
3. Стратегия конгломеративной диверсификации.
Применение базовых аспектов стратегии усиления позиций на рынке связана с тем, что предприятие сегодня занимает вторую позицию среди лидеров, причем, отягчающим обстоятельством в этом случае является то, что большинство конкурентов пока находятся на стадии развития. При достижении ими развитой стадии, данная организация полне может оказаться среди аутсайдеров в конкурентном рейтинге.
Применение базовых аспектов стратегии центрированной диверсификации связано с тем, что сегодня центрированная диверсификация расширяет бизнес (построена пристройка, где располагаются 2 дополнительных номера, прокладываются велодорожки и обновляется хозяйствующий инвентарь). Расширение бизнеса позволит выявить потенциальные возможности ведения бизнеса для организации, т.е. позволит использовать дополнительные возможности организации.
Применение базовых аспектов стратегии конгломеративной диверсификации основано на том, что предприятие всегда имеет потенциальные (нераскрытые на сегодняшний день) возможности, раскрытие которых позволит сформировать дополнительные источники получения прибыли.
Все перечисленные стратегии, а точнее, действия в рамках этих стратегий, позволят сформировать новую альтернативную комбинированную стратегию, только для исследуемой организации.
Мероприятия в рамках предлагаемой комбинированной стратегии предприятия связаны с ранее выбранными стратегиями:
1. С центрированной диверсификацией, когда на реализацию мероприятий тратится минимум средств и усилий, так как мероприятия уже заложены в действиях организации, но пока по каким-либо причинам не развиты.
2. С конгломеративной диверсификацией, когда на реализацию мероприятий тратятся значительные средства и усилия, так как мероприятия скрыты в действиях организации, и для их развития потребуется достаточно большой промежуток времени.
3. С усилением позиций на рынке, когда известные и заранее продуманные маркетинговые действия позволят потеснить конкурента.
Таким образом, стратегия развития предприятия должна заключаться в следующих мероприятиях:
1. В рамках центрированной диверсификации:
а) в сфере гостиничного бизнеса необходимо:
- организация детских праздников по заранее составленному графику с обязательной рассылкой приглашений в детские учреждения;
- организация проведения спортивных мероприятий также по заранее разработанной схеме и согласованием дат проведения мероприятий с муниципальными программами.
б) в сфере апартаментного бизнеса необходимо:
- организовать сервис доставки клиентов а апартаменты и из них;
- организовать сервис доставки необходимых вещей в апартаменты и от клиентов, отдыхающих в апартаментах.
в) в сфере ресторанного бизнеса необходимо:
- организовать молекулярное меню;
- организовать детское меню.
2. В рамках конгломеративной диверсификации:
а) в сфере гостиничного бизнеса необходимо:
- организовать сенсорную комнату.
б) в сфере апартаментного бизнеса необходимо:
- организовать У1Р-апартаменты будущего;
- организовать апартаменты наоборот.
в) в сфере ресторанного бизнеса необходимо:
- организовать альтернативный сервис с помощью робота-официанта;
- организовать 3Б-меню.
г) в общем, не привязываясь к конкретной сфере ведения бизнеса, в будущем на территории организации необходимо организовать музей, связанный с достопримечательности Венёвского района.
3. В рамках усиления позиций на рынке необходимо:
- усиление рекламы всех услуг, предоставляемых предприятием;
- организовать пакетные предложения для «эконом-класса»;
- организовать программу действия краткосрочных цен на услуги организации;
- внедрить метод втягивания клиента, предлагая ему скидки на повторное посещение.
Отдельное место в системе предложенных мероприятий занимает такое мероприятие как организация музея. Предполагается, что со временем на территории предприятия появится музей, посвященный жизни и развитию Венёвского района. Это позволит организовывать экскурсии для детей, сотрудничая с детскими образовательными учреждения и опираясь на программу развития Венёвского района, предложенную органами муниципальной власти. Кроме того, это позволит организовывать досуг и семьям с детьми, формируя при этом прибыль от работы предложенного мероприятия. Однако организация музея - это долгосрочная задача, требующая усилий сотрудников и активации органов, содействующих в организации частных музеев.
Весь комплекс предлагаемых действий следует рассматривать как единую комбинированную стратегию развития организации.
Доходы от предлагаемых мероприятий будут динамично расти так как для успешной реализации мероприятий будет задействована стратегия усиления позиций на рынке.
Список литературы:
1. Амблер, Т. Практический маркетинг: учебник / Т. Амблер. - СПб.: Питер, 2012. - 400 с.
2. Афанасьев, М.П. Маркетинг: стратегия и тактика развития фирмы: учебник / М.П. Афанасьев. - М.: Книга, 2013. - 304 с.
3. Багиев, Г. Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии: учебник / Г. Л. Багиев. - СПб.: Обл. правл. ВНТОЭ, 2010. - 240 с.
4. Березин, И.С. Маркетинг и исследование рынков: учебник / И.С. Березин. -М.: Русская деловая литература, 2014. - 416 с.
5. Березин, И.С. Проведение массовых опросов // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 2011. - № 5. - С. 32.
6. Борисов, Н.А. Организация эффективной деятельности предприятия / Н.А. Борисов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - № 5. - С. 23-30
7. Божук, С.Г. Маркетинговые исследования. Основные концепции и методы. -СПб.: Вектор, 2013. - 288 с.
8. Весин, В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р. Веснин. - М: Триада. Лтд, 2010. - 384 с.
9. Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник / О.С. Виханский. - М.: Гардарики, 2013. - 296 с.
10. Власова, В.М. Основы предпринимательской деятельности: учебное пособие / В.М. Власова. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 541 с.
11. Голубков, Е.П. Маркетинг: стратегия, планы, структуры: учебник / Е.П. Голубков. - М.: Дело, 2011. - 318 с.
12. Голубков, Е.П. Маркетинг: учебное пособие / Е.П. Голубков. - М.: Дриада, 2010. - 262 с.