Научная статья на тему 'Разработка малогабаритного акустического зонда для измерения пульсаций давления в газодинамическом тракте ГТД'

Разработка малогабаритного акустического зонда для измерения пульсаций давления в газодинамическом тракте ГТД Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
201
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ / АКУСТИЧЕСКИЙ ЗОНД / ПУЛЬСАЦИИ ДАВЛЕНИЯ / ДАТЧИК / ВОЛНОВОДНЫЙ КАНАЛ / ДИНАМИЧЕСКАЯ ПОГРЕШНОСТЬ / КОРРЕКТИРУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ / RC-ФИЛЬТР НИЖНИХ ЧАСТОТ / АМПЛИТУДНО-ЧАСТОТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / GAS-TURBINE ENGINE / ACOUSTIC PROBE / PRESSURE PULSATIONS / SENSOR / WAVEGUIDE CHANNEL / DYNAMIC ERROR / CORRECTING ELEMENT / RC- LOW-PASS FILTER / FREQUENCY RESPONSE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Гимадиев Асгат Гатьятович, Быстров Николай Дмитриевич, Ильинский Станислав Алексеевич

Приведено аналитическое обоснование схемы малогабаритного акустического зонда пульсаций давления, малочувствительного к изменению среднего давления. Описан вариант технической реализации устройства для измерения пульсаций давления в высокотемпературных условиях. Приведены амплитудно-частотные характеристики малогабаритного зонда при различных средних давлениях в объекте контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Гимадиев Асгат Гатьятович, Быстров Николай Дмитриевич, Ильинский Станислав Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A SMALL-SIZED ACOUSTIC PROBE FOR THE MEASUREMENT OF PRESSURE PULSATIONS IN THE GASDYNAMIC DUCT OF GAS TURBINE ENGINES

The paper presents a mathematical analytical justification of the scheme of a small-sized acoustic probe of pressure pulsations insensitive to changes in the average pressure. An option of engineering implementation of a device for measuring pressure pulsations in high-temperature conditions is described. Amplitude-frequency characteristics of a small-sized probe at various values of the average pressure in the unit under test are given.

Текст научной работы на тему «Разработка малогабаритного акустического зонда для измерения пульсаций давления в газодинамическом тракте ГТД»

УДК 621.534+ 621.431.75

РАЗРАБОТКА МАЛОГАБАРИТНОГО АКУСТИЧЕСКОГО ЗОНДА ДЛЯ ИЗМЕРЕНИИЯ ПУЛЬСАЦИЙ ДАВЛЕНИЯ В ГАЗОДИНАМИЧЕСКОМ ТРАКТЕ ГТД

© 2014 А. Г. Гимадиев\ Н. Д. Быстров\ С. А. Ильинский2

1 Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королёва (национальный исследовательский университет)

2ОАО «Кузнецов», г. Самара

Приведено аналитическое обоснование схемы малогабаритного акустического зонда пульсаций давления, малочувствительного к изменению среднего давления. Описан вариант технической реализации устройства для измерения пульсаций давления в высокотемпературных условиях. Приведены амплитудно-частотные характеристики малогабаритного зонда при различных средних давлениях в объекте контроля.

Газотурбинный двигатель, акустический зонд, пульсации давления, датчик, волноводный канал, динамическая погрешность, корректирующий элемент, КС-фильтр нижних частот, амплитудно-частотная характеристика.

При экспериментальной доводке авиационных и наземных газотурбинных двигателей (ГТД) высоко информативным параметром являются пульсации давления по газо-воздушному тракту. Поскольку условия работы датчиков быстроперемен-ных давлений в точках измерения зачастую не соответствуют допустимым из-за высоких температур и уровня вибраций, наличия взвешенных частиц в продуктах сгорания, то они не могут быть установлены непосредственно в точку измерения. Поэтому находят применение акустические зонды с подводящим каналом и акустическим корректирующим элементом, устраняющим искажение измеряемых пульсаций давления из-за резонансов.

В последние годы в ЦИАМ проведён комплекс работ по созданию акустического зонда для повышенных параметров рабочего процесса авиационных и наземных ГТД [1, 2]. Разработан и применён зонд с согласованной акустической нагрузкой в виде длинного 30-метрового трубопровода с внутренним диаметром 4 мм, который прошёл экспериментальную проверку на испытательном стенде ЦИАМ. Для измерения пульсаций давления в газовоздушном тракте ГТД авторами статьи

разработан зонд с подводящим каналом длиной 0,7 м, внутренним диаметром 6 мм и согласующей 40-метровой линией [3]. Однако его широкое применение сдерживается из-за больших габаритов и массы. Поэтому было принято решение о создании зондов с малогабаритным корректирующим элементом, которые можно было бы применять для одновременного измерения пульсаций давления в нескольких точках при наземной отработке ГТД.

При разработке малогабаритного зонда были использованы сосредоточенные дросселирующие элементы, устанавливаемые в характерных сечениях подводящего канала [4]. Возможные схемы расположения таких элементов в измерительных цепях приведены на рис.1. В работе [5] показано, что для выравнивания амплитудно-частотных характеристик (АЧХ) зонда активное акустическое сопротивление дросселя Кдр должно быть

жёстко связано с волновым сопротивлением подводящего канала Zв. В частности, для схемы зонда на рис. 1, г с расчётным значением объёма V присоединённой ёмкости должно выполняться условие:

кдр = 2в.

Применение сосредоточенных дросселей позволит снизить массу и габариты акустического зонда. Однако существенным недостатком цепей с сосредоточенными дросселями, ограничивающим их

применение, является однорежимность, обусловленная зависимостью акустического сопротивления дросселей от среднего давления.

2 1

,1 ,2 3

-------

Ь/2

б

2 / \

L

I

I

Рис. 1. Принципиальные схемы акустических зондов пульсаций давления с корректирующими элементами: 1 - дроссель с активным акустическим сопротивлением, равным: Z ид - для схемы а;

2Хвид - для схемы б; Zв ид /2 - для схемы в; Zв ид - для схемы г; 2 - подводящий канал; 3 - датчик пульсаций давления

3

а

3

г

в

Известно, что в идеальном случае (без учёта гидравлических потерь) волновое сопротивление подводящего канала равно

= р с / 5, (1)

где р - плотность рабочей среды; с -скорость звука; 5 - площадь поперечного сечения канала.

Из закона Клапейрона - Менделеева следует:

р = Р /(Я, • Т), (2)

где Р - давление газа; Яг - газовая постоянная; Т - абсолютная температура.

С учётом равенства Ядр = и (2),

(3) получим:

= Р• с/(5• • Т). (3)

Из формулы (3) видно, что при постоянном сопротивлении дросселя наилучшее выравнивание АЧХ цепи достигается только при одном значении среднего давления.

Зависимости, описывающие процесс распространения колебаний давления в пневматической линии с остальными корректирующими дросселями, приведены в работах [4, 5].

Ниже рассматриваются особенности пневматической линии, выполненной по дифференциальной схеме, и описан процесс подавления колебаний в разгруженной от действия динамической составляющей давления полости дифференциального датчика давления (рис. 2).

Датчик давления

Zдр ф

2 4

Рис. 2. Расчётная схема пневматической измерительной цепи с корректирующим дросселем, установленным на выходе из волноводного канала

Если выбрать акустическое сопротивление корректирующего дросселя равным волновому сопротивлению подводящего канала, а значение концевой емкости - в 20...30 раз превышающим ёмкость подводящего канала, то пульсации давления будут восприниматься датчиком давления без больших динамических искажений. К концевой полости цепи подсоединён акустический фильтр нижних частот (АФНЧ), состоящий из дросселя и ёмкости. Сопротивление фильтра Rф должно быть больше волнового сопротивления подводящего канала Zв в 10.20 раз. При

этом объём полости фильтра выбирается исходя из значения нижней границы диапазона частот (Он, измеряемых зондом колебаний давления:

Vф =

' ср ( н ^

_1_

н)

-1,

(4)

ректирующего дросселя необходимо разработать метод расчёта частотных характеристик пневматических информационных цепей с учётом многих факторов: трения по длине подводящего канала; неоднородности канала по температуре и площади поперечного сечения; конкретных параметров датчика пульсаций давления; режимных параметров объекта контроля (среднего давления, диапазона частот). При расчёте частотных характеристик пневматических линий принимаем те же допущения, что были сделаны в [4,

5].

Процесс распространения колебаний давления в подводящем канале линии описывается уравнениями вида:

л = Ф2+Щ2; ql = ^2 + ^2,

(5)

где k - показатель адиабаты; Pср - среднее давление на входе в зонд (если режим переменный, то берётся наибольшее значение Pcv); Mтр ((н) - требуемая степень

подавления колебаний давления в разгрузочной полости датчика по отношению к колебаниям давления в концевой полости.

Указанный метод выбора параметров АФНЧ лишь качественный. Для более точного выбора параметров АФНЧ и кор-

где p1, q1,p2, q2 - комплексные амплитуды колебаний давления и объёмного расхода на входе в подводящий канал и на его выходе; A, B, C, D - коэффициенты матрицы передачи подводящего канала, в общем случае зависящие от площади его проходного сечения (может быть переменной по длине канала), температуры (может быть переменной по длине канала), частоты колебаний и среднего давления.

(6)

(7)

Для узла соединения дифференциального датчика давления и корректирующего дросселя уравнения имеют вид:

42 = 4з +

Р2 = Рз = Ра, где 43, ч4, р3, р4 - комплексные амплитуды колебаний расхода и давления в соответствующих сечениях цепи (рис. 2).

Уравнения для входного дросселя дифференциального датчика давления и ёмкости его рабочей полости запишем в виде:

Р2 - Рд = гдд4з;

43 = ¥дд Рд,

где Рд - комплексная амплитуда колебаний давления в рабочей полости датчика; 1дд = Яе 1дд + ] 1т 1дд - акустический импеданс входного дросселя датчика;

¥дд = 7 • а • Кд /(к • Рср ) - акустическая проводимость рабочей полости датчика; Кдд - объём полости датчика давления.

Аналогично можно записать уравнения для корректирующего дросселя и концевой полости

Р2 -Рк = %др • 4а;

ЧА = Ук • Рк + где рк - комплексная амплитуда колебаний давления в концевой полости; 45-комплексная амплитуда колебаний расхода через дроссель АФНЧ; гдр = Яе 2др + ] • 1т 2др - акустический

импеданс корректирующего дросселя;

У™ = 7 • а • К /(к • Рср ) - акустическая

проводимость концевой ёмкости.

Дроссель фильтра и его ёмкость описываются зависимостями:

рк - Рф = %дф • ъ ; 45 = Уф Рф ,

где Рф - комплексная амплитуда колебаний давления в ёмкости фильтра или в разгрузочной полости датчика давления;

%дф = Яе %дф + 7 •1т %дф - акустический

импеданс дросселя фильтра;

(8)

(9)

Кф = 7 • Кф /(к • Рр ) - акустическая проводимость ёмкости фильтра.

С использованием приведённых зависимостей определяются частотные характеристики цепи в виде:

Рд - Рф

М (а) =

(10)

модуль частотной функции или амплитудно-частотная характеристика зонда;

Рд- Рф

р (а) = а^-

Ри

(11)

аргумент частотной функции или фазоча-стотная характеристика зонда;

41

У (а) =

Р1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(12)

модуль акустической входной проводимости измерительной цепи;

41

аг§ У (а) = аг§

Р1

(13)

аргумент акустической входной проводимости измерительной цепи, где рист -

комплексная амплитуда колебаний давления в объекте испытаний (источнике колебаний).

Аналитическое решение уравнений с целью нахождения частотных характеристик может быть выполнено для цепи с однородными элементами. При учёте рас-пределённости температуры получаются громоздкие выражения. Поэтому для определения частотных характеристик цепи в общем случае целесообразно воспользоваться импедансным методом [6].

По приведённым выше зависимостям вначале определяется акустическая входная проводимость АФНЧ:

Уф = 45/Р5 = Уф/(1+Уф • гдф)

(14)

а затем входная проводимость фильтра с концевой ёмкостью и корректирующим дросселем

Укф = 44 / Р2 =

= (Ук + Уф )/[1 + г дф • У + Уф)].

(15)

Для датчика пульсаций давления, аналогично случаю с фильтром, опреде-

лим акустическую входную проводимость:

Yд = qз/ Р2 = Кд /(1 + Кд • 2дд) (16)

и далее по уравнениям (6) акустическую входную проводимость цепи в конце подводящего канала:

К2 = q2/ Р\ = Кф + Кд. (17)

При известной К2 из уравнений (5)

можно определить акустическую входную проводимость цепи:

¥1 = Р1 = (С + D • К2)/(А + В • У2), (18)

которая является одной из искомых функций.

В том случае, когда подводящий канал является акустически неоднородным, уравнение (18) записывают и вычисляют К столько раз, на сколько однородных участков разбит подводящий канал.

При допущении, что объект контроля является идеальным источником колебаний давления, можно принять:

Рх = Р ист ?

q\ = • д.

При известных р1 и q1, проходя в обратном направлении, определяем комплексные амплитуды колебаний давления и расхода во всех выделенных сечениях цепи, в том числе и в сечении 2-2:

Р2 = А • р - В • q\;

q2 =-С • а + D • q\.

При известном Р2 можно определить комплексные амплитуды колебаний расхода в сечениях 3-3 и 4-4:

qз = Кд • Рг; q4 = Ккф • Р2 (21)

и далее комплексные амплитуды колебаний давления в рабочей полости датчика и в концевой ёмкости:

рэ = Р2-• qз;

Рк = Р2- ZЭр • q4. (22)

Из уравнения (8) находим расход q5

q5 = q4 - К* • Рк (23)

(19)

(20)

и далее расход в полости фильтра или разгрузочной полости датчика

Рд = [ (1 + Zдф • ¥ук )(1 - ZдР • ¥кф ) - Zдф • ¥кф ] Р2.

(24)

При известных Рд и Рф находим перепад давления Рд - Рф и далее вторую искомую частотную функцию цепи:

&(() = (Рд - Рф )/ Рисст. (25)

Таким образом, из совместного решения уравнений (4)...(25) для каждой заданной частоты колебаний определяются модули и аргументы частотных функций, на основе которых строятся частотные характеристики цепи.

Полученные зависимости легли в основу программного комплекса РУДИП по расчёту частотных характеристик пневматических линий, входящих в состав акустических зондов. С помощью программы в качестве примера оценена способность пневматической линии к передаче быстропеременных давлений.

Проведен расчёт АЧХ акустической измерительной линии, содержащей недифференциальный датчик пульсаций давления с сосредоточенным дросселем коррекции, входящим в структуру АФНЧ, при следующих условиях: диаметр подводящего канала - 6 мм; длина подводящего канала - 700 мм; объём расширительной камеры - 200 см ; сопротивление дросселя

8 3

- 1,39-10 Па-с/м ; температура - 300 К;

диапазон частот пульсаций давления - от 10 до 2000 Гц. Указанное выше сопротивление дросселя коррекции соответствует волновому сопротивлению подводящего канала при давлении 10 кгс/см . Расчёт АЧХ проведён в программе РУ-ДИП для значений среднего давления 5, 10 и

20 кгс/см2. АЧХ

подводящего канала

2

при среднем давлении 10 кгс/см иллюстрирует приемлемую равномерность передачи быстропеременных давлений по амплитуде: +8% -12% в диапазоне частот до 2000 Гц (рис. 3).

200

400

600

-при 5 кгс/кв.см

800 1000 1200 Частота, Гц

— при 10 кгс/кв.см

1400

1600

1800

2000

при 20 кгс/кв.см

Рис. 3. Амплитудно-частотная характеристика акустического зонда с волноводом Бу6 длиной 700 мм при различных средних давлениях с корректирующим ЯС-элементом на входе в датчик пульсаций давления с сопротивлением 1,415 Е8 Па-с/м3, равным волновому сопротивлению волновода при среднем давлении 10 кгс/см2

При использовании дросселя коррекции с активным сопротивлением, превышающим требуемое по условиям согласования значение в два раза, неравномерность АЧХ составляет +80 % -12 %, а при использовании дросселя коррекции с активным сопротивлением, меньшим требуемого по условиям согласования значения в два раза, неравномерность АЧХ составляет +22 % -50 % в рассмотренном диапазоне частот.

Из результатов проведённых исследований ясно, что для обеспечения рав-

номерной АЧХ зонда необходимо изменять акустическое сопротивление дросселя пропорционально среднему давлению рабочей среды. Для этого авторами разработано корректирующее устройство, представленное на рис. 4.

Корректирующее устройство, будучи подключённым к зонду, содержащему волноводный канал и датчик быстропере-менных давлений, обеспечивает измерение пульсаций в широком диапазоне среднего давления.

Рис. 4. Корректирующее устройство акустического зонда пульсаций давления: 1 - настроечный винт; 2 - контргайка; 3 - опора сильфона; 4 - стенка расширительной камеры;

5 -уплотнительное кольцо; 6 - наружная оболочка расширительной камеры; 7 - заглушка; 8 - стенка расширительной камеры с подводящим каналом; 9 - штуцер; 10 - подводящий канал; 11 - обойма регулируемого дросселя; 12 - пружина; 13 - сильфон; 14 - упор пружины

0

Устройство состоит из корпуса расширительной камеры, который сформирован двумя стенками 4 и 8, приваренными к торцам цилиндрической оболочки 6. Внутри расширительной камеры установлен регулируемый дроссель с активным сопротивлением, величина которого автоматически изменяется в зависимости от среднего давления в объекте измерения.

Регулируемый дроссель состоит из цилиндрического канала 10, заглушенного по сечению заглушкой 7, по которому по ходовой посадке перемещается обойма 11, соединённая с сильфоном 13. Для увеличения эффективности регулируемого дросселя на участке обоймы 11, прилегающей к подводящему каналу 10, выполнены внутренние кольцевые проточки. С другой стороны сильфон герметично соединён с опорой сильфона 3. Внутри сильфона размещена пружина 12. При нарушении равновесия сил сильфон перемещает обойму регулируемого дросселя. Поскольку изменяется взаимное расположение канала 10 и обоймы 11, то меняется и сопротивление регулируемого дросселя, причём с возрастанием среднего давления растёт и сопротивление дросселя. Дросселирование пульсирующего потока газа осуществляется в щелевом зазоре между обоймой и подводящим каналом, причём протяжённость щели, в которой происходит рассеяние колебательной энергии, меняется в зависимости от среднего давления.

Сильфон 13 с внешней стороны находится в процессе работы акустического зонда под действием давления в

объекте измерения, а с внутренней - под действием атмосферного давления за счёт вентиляционного канала, выполненного в опоре сильфона. Избыток силы, приходящейся на сильфон от действия давлений, уравновешивается цилиндрической пружиной сжатия 12. Разобщение рабочей полости расширительной камеры устройства с атмосферой обеспечивается уплот-нительной прокладкой 5. Подвод пульсаций давления к акустическому дросселю осуществляется через штуцер 9.

После сборки устройства производят его настройку посредством перемещения в осевом направлении сильфона с обоймой дросселя 12 подбором колец 5, чтобы при подаче начального давления обойма щелевого дросселя занимала положение, обеспечивающее сопротивление регулируемого дросселя, равное волновому сопротивлению подводящего трубопровода при начальном давлении. Регулировочный винт 1 используется для начальной коррекции АЧХ акустического зонда.

Предлагаемое устройство обеспечит меньшую зависимость АЧХ акустического зонда от изменения среднего давления, связанного с изменением режима работы энергоустановки, и удобство в эксплуатации из-за его относительно малых габаритов.

Работа выполнена при финансовой поддержке Правительства Российской Федерации (Минобрнауки) на основании Постановления Правительства РФ №218 от 09.04.2010 г.

Библиографический список

1. Фурлетов В.И., Ведешкин Г.К. Обеспечение термоакустической устойчивости в низкоэмиссионных камерах сгорания // Экологические проблемы авиации. Раздел 3. Эмиссия вредных веществ от газотурбинных установок; под ред. Ю.Д. Халецкого. М.: ТОРУС-ПРЕСС, 2010. С. 433-450.

2. Фурлетов В.И., Дубовицкий А.Н., Ханян Г.С. Определение частотной харак-

теристики измерительной системы «датчик колебаний давления - волновод» при повышенных параметрах газа // Развитие средств и методов испытаний авиационных двигателей: сб. статей. М.: ЦИАМ, 2010. 252 с.

3. Шорин В.П., Гимадиев А.Г., Быстров Н.Д., Ильинский С. А., Александрова Т.Г. Разработка и экспериментальное исследование частотных характери-

стик акустических зондов для измерения пульсаций давления в газогенераторе // Вестн. Самар. гос. аэрокосм. ун-та. 2012. № 3(34), ч.2. С. 269-274.

4. Гимадиев А.Г., Быстров Н.Д., Устинов А.В. Разработка методики и программы расчёта неоднородных газовых измерительных цепей // Вестн. Самар. гос. аэрокосм. ун-та. 2012. № 3(34), ч.2. С. 263-268.

5. Шорин В.П., Шахматов Е.В., Гимадиев А.Г., Быстров Н.Д. Акустические методы и средства измерения пульсаций давления. Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм. ун-та, 2007. 132 с.

6. Гимадиев А.Г., Быстров Н.Д. Динамика и регулирование гидро- и пневмо-систем: электрон. конспект лекций. Мин-во образования и науки РФ, Самар. гос. аэрокосм. ун-т, 2010. 179 с.

Гимадиев Асгат Гатьятович, доктор технических наук, профессор кафедры автоматических систем энергетических установок, Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва (национальный исследовательский университет). Е-шаИ: iam@ssau.ru. Область научных интересов: динамика пневмогидравлических систем управления и контроля энергетических установок.

Быстров Николай Дмитриевич, доктор технических наук, профессор кафедры автоматических систем энергети-

об авторах

ческих установок, Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва (национальный исследовательский университет). Е-шаП: iam@ssau.ru. Область научных интересов: коррекция динамических характеристик систем измерения давления при испытаниях ГТД.

Ильинский Станислав Алексеевич, начальник отдела, ОАО «Кузнецов», г. Самара. Е-mail: sntk@sntk.saminfo.ru. Область научных интересов: измерение параметров при стендовых испытаниях ГТД.

DEVELOPMENT OF A SMALL-SIZED ACOUSTIC PROBE FOR THE MEASUREMENT OF PRESSURE PULSATIONS IN THE GASDYNAMIC DUCT OF GAS TURBINE ENGINES

© 2014 A. G. Gimadiyev, N. D. Bystrov, S. A. Ilyinsky

Samara State Aerospace University, Samara, Russian Federation Open Joint Stock Company "Kuznetsov", Samara, Russian Federation

The paper presents a mathematical analytical justification of the scheme of a small-sized acoustic probe of pressure pulsations insensitive to changes in the average pressure. An option of engineering implementation of a device for measuring pressure pulsations in high-temperature conditions is described. Amplitude-frequency characteristics of a small-sized probe at various values of the average pressure in the unit under test are given.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Gas-turbine engine, acoustic probe, pressure pulsations, sensor, waveguide channel, dynamic error, correcting element, RC- low-pass filter, frequency response.

References

1. Furletov V.I., Vedeshkin G.K. Ensuring thermoacoustic stability in low-emission combustion chambers // Environmental problems of aircraft. Section 3 Emission of harmful substances from gas-turbine installations / Edited by Yu.D. Khaletsky. Moscow: TORUS-PRESS Publ., 2010. P. 433-450.

2. Furletov V.I., Dubovitsky A.N., Hanyan G.S. Determining the frequency characteristic of a measuring system «sensor of pressure fluctuations wave guide» with increased parameters of gas // Razvitie sredstv i metodov ispytaniy aviatsionnykh dvigateley (Sbornik statey). Moscow: Tsl-AM, 2010. 252 p.

3. Shorin V.P., Gimadiyev A.G., By-strov N.D., Ilyinsky S.A., Alexandrova T.G. On the development of probes for measuring pressure pulsations in the gas-dynamic channel gas generator // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo aerokosmicheskogo uni-

versiteta. 2012. No. 3(34), part 2. P. 269-274. (In Russ.)

4. Gimadiyev A.G., Bystrov N.D., Ustinov A.V. Development of techniques and calculation program heterogeneous gas measurement circuits // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo aerokosmicheskogo uni-versiteta. 2012. No. 3(34), part 2. P. 263-268. (In Russ.)

5. Shorin V.P., Shakhmatov E.V., Gimadiyev A.G., Bystrov N.D. Akustiches-kie metody i sredstva izmereniya pul'satsiy davleniya [Acoustic methods and facilities of measuring pressure pulsations]. Samara: SSAU Publ., 2007. 132 p.

6. Gimadiyev A.G., Bystrov N.D. Dinamika i regulirovanie gidro- i pnevmo-sistem: elektron. konspekt lektsiy [Dynamics and regulation of hydro- and pneumatic systems: online abstract of lectures]. Samara: SSAU Publ., 2010. 179 p.

About the authors

Gimadiev Asgat Gatjatovich, Professor of the Department of Automated Systems of Power Plants, Samara State Aerospace University. Е-mail: iam@ssau.ru. Area of research: correction of dynamic characteristics of pressure measurement systems in gas turbine engine tests.

Bystrov Nikolay Dmitrievich, Professor of the Department of Automated Systems of Power Plants, Samara State Aerospace

University. Е-mail: iam@ssau.ru. Area of research: correction of dynamic characteristics of pressure measurement systems in gas turbine engine tests.

Ilinsky Stanislav Alekseevich, Head of Department, Open Joint Stock Company "Kuznetsov". Е-mail: sntk@sntk.saminfo.ru. Area of research: correction of dynamic characteristics of pressure measurement systems in gas turbine engine tests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.