Научная статья на тему 'Разработка логистического форсайт-проекта электроэнергетического комплекса региона'

Разработка логистического форсайт-проекта электроэнергетического комплекса региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
28
6
Поделиться
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / LOGISTIC / ФОРСАЙТ-ПРОЕКТ / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС РЕГИОНА / FORSITE-PROJECT / REGIONAL ENERGY SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Пархоменко Т.В.

В статье рассматривается проблематика применения логистического фрсайтинга в региональной энергосистеме, характеризуются направления и моноотраслевые, структурно-функциональные особенности развития электроэнергетического комплекса, представлены проблемы формирования взаимоприемлемых тарифов.The article focuses on the problems using a logistic fоrsiting in regional energy system, characterized by direction and single-industry, structural and functional features of the development of power system operations, presented the problem of forming mutually tariffs.

Текст научной работы на тему «Разработка логистического форсайт-проекта электроэнергетического комплекса региона»

Т.В. Пархоменко

РАЗРАБОТКА ЛОГИСТИЧЕСКОГО ФОРСАЙТ-ПРОЕКТА ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА

Аннотация

В статье рассматривается проблематика применения логистического фрсайтинга в региональной энергосистеме, характеризуются направления и моноотраслевые, структурно-функциональные особенности развития электроэнергетического комплекса, представлены проблемы формирования взаимоприемлемых тарифов.

Ключевые слова

Логистика, форсайт-проект, электроэнергетический комплекс региона.

T.V. Parchomenko

DEVELOPMENT OF LOGISTIC FORSITE-PROJECT OF REGIONAL ENERGY SYSTEM

Annotation

The article focuses on the problems using a logistic forsiting in regional energy system, characterized by direction and single-industry, structural and functional features of the development of power system operations, presented the problem of forming mutually tariffs.

Keywords

Logistic, forsite-project, regional energy system.

2014 № 1 (45) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Логистический форсайтинг сочетает комплекс научно-исследовательской базы, экспертной оценки и характеристик, формирование теоретико-прикладных проекций, возможных инвариантов, стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных в средне- и долгосрочной перспективе влиять на социально-экономическую и функционально-логистическую системы региона.

Вкратце можно подытожить, что разработка логистического форсайт-проекта развития регионального электроэнергетического рынка имеет целью решение проблемных аспектов развития как общероссийской, так и региональной электроэнергетики ЮФО. Могут быть представлены следующие особенности развития в данной области, трудности, которые предстоит решить:

- высокая емкость энергопроизводства;

- регулирование свободного рынка электроэнергии и мощности;

- полноценное внедрение интеллектуальной логистической системы учета энергопотребления;

- перспективы повышения энергопотребления.

Выявив основные проблемные аспекты, нужно двигаться в научном поиске далее — к пояснению и разработке логистических механизмов их решения.

Энергоемкость производства российских регионов в целом достаточно высока. Это основной дисбаланс, который необходимо нивелировать, ведь на производственные нужды российский хозяйственный комплекс тратит в 4 раза больше, чем развитые европейские государства.

В этом вопросе решающую роль сможет сыграть теоретико-

методологический инструментарий стратегической логистики, способный

оптимизировать потоковые процессы в региональном хозяйственном комплексе, в отраслях генерации и распределения продукции, составляющих логистические цепи. Но нормировать энергопотребление в производственных, распределительных и иных звеньях не является основной задачей, так как это смежные для электроэнергетики отрасли.

В процессе разработки логистического форсайт-проекта развития регионального электроэнергетического рынка необходимо учитывать то, что моноотраслевые, структурно-функциональные особенности электроэнергетики оказывают непосредственное влияние на ход и скорость реализации проводимых социально-экономических реформ в нашем огромном государстве. Основная особенность отрасли, в первую очередь, связана с тем, что электроэнергия как основной материальный поток обеспечивает работоспособность, функционал, деятельность всех иных смежных и даже отстраненных отраслей, выступая, как неоднократно упоминалось, «движущей силой» хозяйственного комплекса страны, основой динамики воспроизводственных процессов, жизнедеятельности общества, социальной стабильности и даже безопасности.

Еще одна наиболее значимая особенность отрасли исходит из условий энергетического производства, то есть состоит в совпадении во времени процессов генерации, передачи, распределения и потребления энергии.

Временные характеристики и напряжение в электропотреблении, точнее колебания данных показателей (день и ночь, выходные и рабочие дни), отличаются хронологической неравномерностью и непосредственно отражаются на издержках генерации и передачи электроэнергии.

В процессе исследования был представлен «идеальный образ электроэнергии будущего», то есть были аккумулированы

требования конечных потребителей к основному продукту отрасли. Следует отметить, что они практически не изменились за несколько последних десятилетий, это по-прежнему: обеспечение нормативов надежности, качества, приемлемость тарифов как социально-ориентированная специфика этого процесса.

В последнее время произошло ужесточение требований к энергетическим объектам в части охраны окружающей среды, ненанесения вреда людям и живым организмам в процессе выработки электроэнергии. Но здесь, в разрезе с социальной значимостью, выступает повышение стоимости энергии.

Требования надежности имеют первостепенную значимость, так как перерывы в энергоснабжении, отклонения качественных параметров передачи электроэнергии от нормативных могут вызвать значительные социально-экономические ущербы, сбои производства, что существенно усложняет бытовое потребление энергии. Оптимальный уровень надежности определяется путем логистической диверсификации, иногда в процессе проведения которой путем сопоставления соответствующих затрат и ущербов в стоимостной оценке приходится принимать достаточно сложные решения. Диверсификация как возможность разумного сочетания, комбинирования производственных источников и поставщиков энергоресурсов, обеспечит бесперебойность топливоснабжения электростанций и соблюдение качественных параметров производства и передачи электроэнергии.

Соблюдая правила приемлемости отпускных тарифов, производители и поставщики электроэнергии структурируются и самоорганизуются, исходя из преимуществ данной отрасли. Идеальный образ, или критические факторы долгосрочного успеха, конечно, можно представить в виде общей стабильности воспроизводственного функционала электроэнергетики, или параметральной

характеристики, надежности; отклонение от данного нормативного значения усложняет достижение идеального состояния. При этом основной задачей является стремление удовлетворить потребности потребителя, его запросы. А ведь они увеличиваются с каждым годом. Энергопотребление растет.

Концептуально регулирование свободного рынка электроэнергии и мощности как стратегической отрасли народного хозяйства, которая является изначально естественной монополией, началось с того, что в результате рыночных преобразований электроэнергетика искусственно разделена на акционерный и муниципальный сектор.

На данном этапе реформирования иногда разнонаправленные интересы представителей свободного энергетического рынка объективно регулируются государственными мерами. Свобода на общероссийском рынке электроэнергии и мощности реализована не полностью, но это — глобальная мировая тенденция. Свободный рынок конкурентен, однако электроэнергетика является отраслью, обладающей высокой общественной значимостью. Поэтому присутствуют опасения получить в результате рынок, на котором производители и перепродавцы, распределительные звенья, сервисный комплекс как звенья на пути реализации электроэнергии искусственно завышают ее итоговую стоимость. Этому свидетельствуют многие примеры мировой практики реализации и функционирования свободного рынка электроэнергии и мощности.

Значит, данную отрасль необходимо государственно регулировать. Однако в этом случае функционирование в рамках конкуренции ограничено: заранее установлена цена, как в Ростовской области, которая участвует в пилотном проекте, нормирующем потребление энергии в рамках установленного диапазона. Конкуренция отсутствует. Проект также реализуется с 1 сентября 2013 г. в

Забайкальском и Красноярском краях, Владимирской, Нижегородской, Орловской областях. Еще одним участником до определенного момента была и Самарская область, но 30 августа 2013 г. она отказалась от реализации проекта по энергосбережению на своей территории.

В Ростовской области размер соц-нормы составит 96 киловатт-часов для одиноко проживающего гражданина при средней 70 в других регионах, вошедших в «пилот». Соцнорма позволит поддержать пенсионеров, особенно одиноких, так как они будут оплачивать весь объем потребления по сниженному тарифу. Соц-норма также сократит в области, где имеются крупные промышленные предприятия, перекрестное субсидирование, когда промышленность доплачивает за электроэнергию, потребленную населением.

Следует отметить, что реформирование электроэнергетики не завершено, и Правительство Российской Федерации своевременно определяет курс на реализацию методологически выверенных теоретико-прикладных этапов развития.

В процессе разработки логистического форсайт-проекта развития регионального электроэнергетического рынка, оптимизации исследуемой энергосистемы, внедрение элементов стратегической логистики в деятельность энергокомпаний исследуемого региона является необходимым условием повышения эффективности общесистемного потенциала. С учетом данной характеристики можно представить структуру формирования форсайт-проектов аналогового моделирования систем энергопотребления (рис. 1).

рынки потребители поставщики конкуренты посредники сбыт персонал финансы

- формирование проектов развития;

- поиск и анализ данных;

- выявление и анализ наиболее эффективных вариантов;

- принятие решений

Рисунок 1 — Процесс формирования форсайт-проектов аналогового моделирования систем энергопотребления

Разработка логистического форсайт-проекта развития регионального электроэнергетического рынка, определенной рыночной логистической стратегии предопределяет развитие сбалансированности экономических отношений, наличие здоровой конкуренции и оптимального взаимодействия услуго-во-сервисной среды электроэнергетики с потребителями, при учете обоюдных интересов сторон.Основным вопросом в данном научно-прикладном аспекте выступает проблема формирования взаимоприемлемых тарифов, при этом государственная логистическая должна быть направлена на:

- установление «справедливых» тарифов на электроэнергию, то есть сдерживание возможного стремления конкурентной среды в естественной мо-

нополии искусственно увеличить размер конечной стоимости для бытовых и промышленных потребителей;

- создание атмосферы общедоступности, прозрачности операционного и информативного обеспечения отрасли и долговременных «правил игры» (законы, нормативные акты). При этом основное — это совершенствование законодательно-правового обеспечения производства электроэнергии на основе нетрадиционных источников, ресурсов в процессе образования конечного продукта;

- оснащение всех абонентов системой технического и конечного потребления;

- минимизацию конфликта интересов участников рынка.

Рисунок 2 — Логистическая оптимизация регионального энергорынка

Разработка логистического форсайт-проекта развития регионального электроэнергетического рынка учитывает характеристики свойств и условных выгод товара или услуги в электроэнергетике, проанализирована с точки зрения запросов и представлений по-

требителя, «идеального образа» электроэнергии (надежность энергоснабжения, приемлемые тарифы и обязательно экологичность).

Анализ отраслевой специфики организации потоковых процессов в рамках разработки логистического фор-

сайт-проекта развития регионального электроэнергетического рынка позволил представить общую характеристику экономии затрат в ходе логистической оптимизации. Логистические преобразующие воздействия, охарактеризован-

V

Используя данные об экономном потреблении электроэнергии, следует заметить, что данная задача так же многозначна, как ряд всевозможных трудностей, изложенных выше. Допустим, производство энергомобилей получит массовое применение, а в России в 2014 г. будут минимизированы ввозные таможенные пошлины именно на автомобили, работающие на электроэнергии: потребление не только повысится — необходимыми могут стать мобильные

ные нами с позиции форсайтинга как технологии предвидения, коснувшись материального потока, способны принести следующие преимущества в рамках регионального электросетевого рынка (рис. 3).

V

аккумуляторы, делая возобновляемые источники энергии более надежными составляющими будущей электросети.

На рисунке 3 представлен проект логистической оптимизации материальных потоков в энергосистеме региона, в котором финансовые, информационные, трудовые и сервисно-сбытовые потоки выступают и как особенности, проблемы, которые стоит отрабатывать в первую очередь.Уже не раз подчеркивали роль и значимость нашей страны на

Единовременные капиталовложения в процесс использования ВИЭ, долговременное, но эффективное снижение потерь

Внедрение технологий ресурсосбережения, эффективности генерации, экономного потребления при использовании достижений НТП

Возможность экономии затрат за счет оптимизации и увеличения скорости движения информационных, сервисных потоков

Экономия затрат за счет оптимизации потоковых процессов

Не предполагают прямую экономию, но повышают общую эффективность функционирования

Рисунок 3 — Логистическая оптимизация материальных потоков в энергосистеме региона

мировом энергорынке, в то же время обращая внимание на лидерство за счет использования богатого природного потенциала электростанций, работающих на угле (ТЭЦ) и частично АЭС. При этом существует масса проблем, лежащих на поверхности научно-прикладного знания: энергия, вырабатываемая на ТЭЦ, сопровождается выбросом в атмосферу вредных веществ, изменяет газовый состав окружающей среды. У АЭС также хватает недостатков, не нужно останавливаться на них подробно, можно сказать лишь, что это недопустимость аварии — этого просто не должно больше случиться; плюс проблема с захоронением ядерных отходов.

Ресурсоограниченность национальной (и в том числе региональных энергосистем) способна на определенном этапе, может быть и не очень скоро, значительно ухудшить положение отрасли. Уже сейчас необходимо применять логистическую оптимизационную стратегию развития, направленную на внедрение ВИЭ; повысить эффективность за счет получения экономии затрат на ресурсы, так как затраты можно охарактеризовать как единовременные, на возведение и ввод в эксплуатацию электростанций данного типа.

Использование энергии ветра имеет достаточное теоретико-методологическое обоснование, экономически оправдано, поскольку его стоимость как сырья не имеет цены: это один из основных видов экологически чистого производства, при этом возведение мощностей ветровых электростанций, использовать которые — достаточно эффективный выход для России в целом, можно, получая электроэнергию 15 МВт. Они функционируют в Российской Федерации в Башкирии, Воркуте, Калининградской, Саратовской областях, районах Крайнего Севера, возводятся в Ленинградской области. В мире ветроэнергетические системы развивают более 70 стран, при-

чем наша страна занимает 47-е место. Лидерство в данном виде производства электроэнергии принадлежит Германии, за которой ниже по списку стоят Испания, США, Индия, Дания.

Специально приводятся эти данные без наглядного иллюстративного представления, используя в процессе исследования экспертное мнение, выкристаллизовавшееся в результате опытного анализа мировых энергосистем. На данном этапе исследования аналитика, рейтинги и обзоры существенно упростили бы работу, тем более анализ данных показателей был представлен ранее.

Также одной из альтернатив в процессе разработки логистического форсайт-проекта развития регионального электроэнергетического рынка выступает гелиоэнергетика — получение электрической энергии от энергии солнечных лучей; которая, как и использование в процессе генерации энергии ветра, не имеет стоимости. Считается, что в теоретико-прикладном аспекте существует риск потерять общедоступность и неисчерпаемость источника, столкнуться с трудностями реализации. Данный способ генерации не опасен для окружающей среды, что также является обоюдным плюсом, поэтому он успешно реализован в ряде развитых стран (Германия, Испания, Япония). К сожалению, следует отметить единовременную затратность данных проектов и их частичную зависимость от природных условий, потребность в техническом уходе (необходимость постоянной очистки, нагрева атмосферы над эл/ст) [1, 2].

Следует отметить, что частично данный опыт уже реализован в рамках Белгородской области, где была построена первая солнечная электростанция, а также в ЮФО и других территориально-экономических направлениях. Развитие гелиоэнергетики произошло на определенных участках трассы М4, на остановках общественного транспорта г.

Ставрополя, где установлены солнечные батареи.

Выявив комплексность представленных проблем, следует подчеркнуть, что разработка логистического форсайт-проекта развития регионального электроэнергетического рынка относится именно к сложной, многоаспектной научно-прикладной формации.

В результате задачу разработки логистического форсайт-проекта развития регионального электроэнергетического рынка следует представить с помощью детального учета иерархических взаимосвязей подсистем и элементов.

Анализ деятельности мирового, внутристранового и регионального электроснабжения, сбыта и потребления электроэнергии, переменных, обладающих сложными связями, обусловливает разработку логистического форсайт-проекта развития регионального электроэнергетического рынка, способного преобразовать целостность и иерархию такого рода сложной среды, как электроэнергетический комплекс.

Нужно реализовать систему действий, направленных на оптимизацию потерь, кризиса неплатежей и иных проблем, разработать и представить в организационно-функциональном, финансовом и иных логистических аспектах интеллектуальную систему учета энергопотребления, которая в региональной энергосистеме не полностью реализована (35-40 %). Интеллектуальная логистическая энергосеть способна обеспечить постоянный обмен энергией между большими и малыми электростанциями и потребителями, поддерживать баланс производства и потребления в рамках системы автоматизированного учета и контроля энергопотребления. Требуется более масштабный комплекс мероприятий, который выделен в отдельную часть. Надо отметить, что в процессе перехода, как минимум, некоторых бытовых потребителей на ветровые, допустим, электростанции, обеспе-

чивающие собственные нужды небольшой организации или частного домовладения, необходимо будет решать вопрос о возможности передачи электросетям излишков производимой электроэнергии.

С точки зрения логистики, это очень интересная задача, имеющая стандартное теоретико-методологическое подкрепление. Однако тут речь заходит о назревающей необходимости хранить или аккумулировать электроэнергию. В рамках разработки логистического форсайт-проекта развития регионального электроэнергетического рынка были проанализированы последние достижения науки и техники, которые могут быть внедрены в жизнедеятельность систем в ближайшем будущем, среди них: покрытые солнечными батареями зарядные устройства, которые независимо от условий окружающей среды способны обеспечивать выходное напряжение от 5 до 220 В; зарядные устройства, ограничивающие лишние, например среди ночи при полной зарядке устройства, контакты с энергосетью; небольшие устройства, энергией для которых может являться динамика человеческой активности (компьютерная мышь, которая работает от движений руки пользователя, состоит из пробки); внедренные в цикл производства токопроводящие смазки; энергия проходящих мимо поездов и многое другое. Если говорить о проектах экономного потребления (но при этом высокой стоимости), то, к примеру, в экологичных домах Германии для бытовых нужд используется энергия аквариумной водоросли.

Разработка логистического форсайт-проекта развития регионального электроэнергетического рынка включает:

- решение проблемы удержания роста отрасли, что также отразится на всех других отраслях народного хозяйства. В научно-исследовательских и производственных звеньях бытует мнение о грядущем дефиците электроэнер-

гии, хотя на данном этапе, говоря о ре-сурсообеспеченности нашей страны, это только миф, но, разрабатывая долгосрочный логистический форсайт-проект, следует отметить, что через 50 лет этот тренд может реализоваться;

- решение проблемы дефицита ВИЭ электростанций и в ближайшем будущем проявления высокой степени изношенности объектов электроэнергетики, но она не близка к их полному разрушению.

Надо отметить, что темп роста ежегодного потребления электроэнергии составляет показатель в диапазоне 3,24,9 % в год, что значительно, в 1,7 раза, выше, чем в 1999-2008 гг. Необходимо постепенно увеличить возведение генерирующих и сетевых мощностей на будущие 5 лет до 70-100 ГВт, или 30-50 % от существующих; на 10 лет — 160-200 ГВт, или 60-100 %. По сравнению с мировыми ценами внутренние цены на электроэнергию, стоимостные тарифы в несколько раз ниже, чем тарифы в США, ЕС и других развитых странах. При этом не стоит рассчитывать, что приватизация генерирующих мощностей электростанций (за исключением АЭС) существенно улучшит объем частных инвестиций в обновление и новое строительство объектов электроэнергетики.

Розничный рынок электроэнергии и мощности должен более четко представлять первоочередность строительства и (или) реконструкцию производственных фондов отрасли, их тип и необходимую мощность. Правила свободного конкурентного рынка, примененные на российском электроэнергетическом пространстве, частным генерирующим компаниями на открытом розничном рынке при поставке электроэнергии потребителям не позволит сдерживать цены на электроэнергию.

Социально-экономическое научное предвидение не дает возможности предположить, что экономика страны будет бурно расти в ближайшие 10-20

лет (до 2030 г.), следовательно, и надеяться на будущие капитальные финансовые вливания тоже не приходится.

Это всего лишь будущие тренды развития технологий, прорабатывая которые, можно видеть проблемные сферы настоящего и будущего развития исследуемой отрасли и можем перейти далее — составить дорожную карту развития отрасли.

Логистический форсайтинг перенял большинство успешных теоретико-методологических технологий у современного высокоразвитого экономического научного знания. Он использует частично инструментарий маркетинга, общеэкономические технологии. Блуждая в теоретико-прикладных основах форсайтинга, сложно определиться с выбором конкретных методик. Форсайтинг использует обширный теоретико-методологический арсенал логистики и маркетинга, методы построения деревьев релевантности, дорожных карт, SWOT-анализ и многие другие методики.

Библиографический список

1. Пархоменко Т.В. Модернизация электроэнергетической отрасли ЮФО на принципах энергетической логистики / Вестник РГЭУ (РИНХ), №3(35) — 2011.

2. Пархоменко Т.В. Основы формирования логистического процесса реорганизационных преобразований системы электросетевого хозяйства / Вестник РГЭУ (РИНХ), №1(37) — 2012.

Bibliographic list

1. Parkhomenko T.V. Modernization of the electricity industry SFD on the principles of energy logistics / Herald RGEU (RINH), № 3 (35) — 2011.

2. Parkhomenko T.V. Foundations for the logistic process of reorganization transformations of electric grid / Herald RGEU (RINH), № 1 (37) — 2012.