Научная статья на тему 'Разработка лабораторного стенда по исследованию каналов кв- радиосвязи, образованных радиостанциями средней мощности'

Разработка лабораторного стенда по исследованию каналов кв- радиосвязи, образованных радиостанциями средней мощности Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
224
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВ-РАДИОСВЯЗЬ / КАНАЛ СВЯЗИ / ЦИФРОВОЙ ПОТОК / УСТРОЙСТВО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СИГНАЛОВ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Пищиков Д.О.

В статье приводится подход к разработке лабораторного стенда, позволяющий повысить эффективность применения в учебном процессе вуза КВ-радиостанций средней мощности, за счет подключения устройств преобразования сигналов, речепреобразующих устройств, а также анализаторов интерфейсных стыков телекоммуникаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка лабораторного стенда по исследованию каналов кв- радиосвязи, образованных радиостанциями средней мощности»

Так как требования пользователей растут, данная система разрабатывалась с целью их удовлетворения. В связи с этим обеспечивается большой перечень предоставляемых услуг: персональный вызов, групповой, передача голоса и данных в одно время, дистанционный контроль, криптозащита, возможность слежения за радиостанцией благодаря приемнику GPS.

Проведя сравнительный анализ рассмотренных выше цифровых стандартов можно сделать вывод, что наиболее перспективным считается стандарт DMR, так он по сравнению с системами EDACS, Tetrapol, IDEN является открытым, а значит совместимость с другими технологиями не составит проблем. Также преимуществом является возможность работы не только с цифровыми протоколами, но и с аналоговыми. Имеет превосходство над выше перечисленными стандартами за счет скорости установления вызова (до 0,2 с), что играет немало важную роль в силовых ведомствах. Данный стандарт предоставляет защиту от прослушивания и утечки информации за счет сквозной системы шифрования. Есть возможность слежения за местоположением радиосредств, а значит можно вовремя узнать, если вдруг абонент покинет зону проводимых мероприятий.

Список использованной литературы:

1. Белянко Е. "Давайте сравним: транкинговая или сотовая" // CONNECT, 1996, № 8, с.68 - 70.

2. Громаков Ю. "Стандарты и системы подвижной радиосвязи", Эко-Трендз, 1997 г. - 330 с.

3. Стандарт ETSI TS 102 361-1 v2.2.1 (2013-02).

4. Маковеева М.М., Шишков Ю.С., Системы связи с подвижными объектами. - М.: Радио и связь, 2002 г. -440 с.

© Пецура Д.А., Ромичев А.С., 2019

УДК 608.2

Д.О. Пищиков

Сотрудник, Академия ФСО России,

г. Орел, РФ E-mail: pdo243ru@gmail.com

РАЗРАБОТКА ЛАБОРАТОРНОГО СТЕНДА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ КАНАЛОВ КВ-РАДИОСВЯЗИ, ОБРАЗОВАННЫХ РАДИОСТАНЦИЯМИ СРЕДНЕЙ МОЩНОСТИ

Аннотация

В статье приводится подход к разработке лабораторного стенда, позволяющий повысить эффективность применения в учебном процессе вуза КВ-радиостанций средней мощности, за счет подключения устройств преобразования сигналов, речепреобразующих устройств, а также анализаторов интерфейсных стыков телекоммуникаций

Ключевые слова:

КВ-радиосвязь, канал связи, цифровой поток, устройство преобразования сигналов, учебный процесс.

С целью обучения основам правильной эксплуатации средств и комплексов КВ-радиосвязи в учебном процессе применяются КВ-радиостанции средней мощности различных производителей. Для этого при проведении учебных сеансов радиосвязи ставятся задачи по организации связи, обеспечению безопасной эксплуатации техники радиосвязи. Во многих случаях качество выполнения поставленных задач зависит не только от глубоких знаний тактико-технических характеристик и принципов функционирования КВ-радиостанций, но и от наличия умений и навыков в их правильной эксплуатации в различных условиях обстановки. Достичь поставленной цели можно только за счет увеличения количества отрабатываемых

практических вопросов на станциях КВ-радиосвязи.

В настоящее время на занятиях отрабатываются вопросы настройки параметров радиостанций и вхождения в связь в телефонном режиме (рис. 1).

Оператор 1

Оператор 2

Рисунок 1 - Структурная схема проверки качества связи в телефонном режиме

Для проверки качества связи в радиоканале в данном случае требуется применение метода словесной разборчивости с помощью артикуляционных таблиц, что требует больших временных затрат.

В учебном процессе в составе КВ-радиостанции средней мощности активно применяется устройство преобразования сигналов УПС-4,8КВ, предназначенный для организации дуплексного или симплексного цифрового канала (ЦК) связи, включающего в себя в различном сочетании участки проводных, радио-, радиорелейных, тропосферных и спутниковых систем передачи информации со скоростями 2,4 и 4,8 кбит/с, который обеспечивает:

- передачу и прием дискретных сигналов по некоммутируемым стандартным каналам ТЧ с четырехпроводным окончанием [1], с числом переприемных участков по ТЧ до 10;

- работу с адаптивных радиолиниях в составе комплекса «Поиск» с выдачей сигнала «Качество канала» на аппаратуру типа Р-016В с возможностью установки порога срабатывания анализатора качества канала;

- сопряжение с оконечным оборудованием по стыку С1-ФЛ-БИ [2];

- сопряжение по стыкам С1-ТЧ и С1-ТЧР [3];

- ручную регулировку уровня передаваемого сигнала на выходе стыка;

- одинарный и сдвоенный пространственно-разнесенный прием сигналов.

В УПС-4,8КВ используется параллельный (многоканальный) метод передачи дискретных сигналов. В качестве канального сигнала выбрана совокупность из 60 ортогональных на интервале Ти = 22,5 мс отрезков гармонических колебаний длительностью 33,3 мс на скорости 2400 бит/с и длительностью 28,125 мс на скорости 4800 бит/с. [4].

В качестве оконечной аппаратуры, подключаемой к УПС-4,8КВ предлагается подключать речепреобразующее устройство (РПУ), функционирующее на скоростях 2,4 и 4,8 кбит/с, а также анализатор низкоскоростных цифровых каналов. Для подключения РПУ к УПС-4,8КВ был разработан пульт управления (ПУ) для организации цифрового радиоканала. Схемотехнические решения, реализованные в ПУ, позволили согласовать интерфейсы и уровни сигналов РПУ и УПС-4,8КВ и вывести канал ТЧ на микротелефонную гарнитуру МТГ от радиостанции Р-163.

В состав ПУ входят переключатели, позволяющие переключать: тип интерфейса между С1-ФЛ-БИ и СБП, режим работы «Работа» или «Проверка», скорость передачи 2,4 или 4,8 кбит/с. Данное решение позволило сымитировать сдачу организованного канала КВ-радиосвязи на внешнюю аппаратуру, осуществляющую передачу информации по цифровым каналам связи, тем самым увеличить количество отрабатываемых вопросов. Разработана структурно-функциональная схема проверки качества связи с помощью разработанного пульта управления (рис.2).

Рисунок 2 - Структурная схема подключения разработанного пульта управления

С целью оценки качества образованного с помощью УПС-4,8КВ цифрового канала связи с интерфейсом С1-ФЛ-БИ предлагается использовать измеритель цифровых каналов. Проведенный анализ существующих измерительных приборов с интерфейсом С1-ФЛ-БИ и скоростями передачи 2,4 и 4,8 кбит/с позволил выбрать анализатор интерфейсных сигналов телекоммуникаций «АИСТ» производства АО «Супертел» (рис. 3).

Рисунок 3 - Структурная схема подключения анализатора «АИСТ»

Анализатор «АИСТ» предназначен для настройки, контроля и диагностики оборудования цифровых систем передачи PDH со скоростями Е1, Е2 и Е3 и оборудования сетей передачи данных с интерфейсами ОЦК, У.35, У.36, Х.21, RS232, С1-И, RS-422, RS485, а также технологического интерфейса NRZ/Fт [5]. Для проверки ЦК по стыку С1-ФЛ-БИ в состав анализатора «АИСТ» должно входить устройство преобразования NRZ/С1-И. Применение измерительной аппаратуры позволит обучающимся получить практику работы в оценке качества цифровых каналов связи, что может быть использовано не только при изучении радиостанций, и при изучении аппаратуры мультиплексирования.

С целью повышения удобства использования в учебном процессе разработанных структурных схем лабораторного стенда было предложено изготовить рабочее место оператора оконечной аппаратной, в котором отрабатывается учебный вопрос сдачи каналов (рис. 4).

Рабочее место оператора оконечной аппаратной

Рисунок 4 - Обобщенная структурная схема лабораторного стенда

Таким образом, методология проведения исследований с использованием УПС-4,8КВ, РПУ, АИСТ позволяет по-новому подойти к организации и проведению учебного процесса, описать проектно-исследовательский метод обучения на уровне педагогической технологии. Применение вышеуказанных устройств дает возможность обучающимся выступить в роли исследователя, освоив умение анализа проблем, выбора целей исследования, определения гипотез и задач. Само исследование предстает как процесс подтверждения или опровержения гипотезы при помощи обоснованных методов, применяемых в науке. Подобный характер учебной деятельности обучающихся способствует не только освоению новых знаний и умений в области инфокоммуникационных технологий и других дисциплин, но также приобретению опыта планирования и реализации собственных исследований, обоснования полученных в ходе исследования результатов.

Список использованной литературы: 1. ГОСТ 21655-87. Каналы и тракты магистральной первичной сети единой автоматизированной системы связи. Электрические параметры и методы измерений.

~ 75 ~

2. ГОСТ 27232-87. Стык аппаратуры передачи данных с физическими линиями. Основные параметры.

3. ГОСТ 23578-79. Стык С1-ТЧР системы передачи данных. Основные

4. РИВУ.465636.022 РЭ Изделие УПС-4,8КВ. Руководство по эксплуатации.

5. ТАИЦ.468166.003РЭ Анализатор интерфейсных сигналов телекоммуникаций (АИСТ). Руководство по эксплуатации.

© Пищиков Д.О., 2019

УДК 654.1

Д.В. Проскурин

Сотрудник, Академия ФСО России, г. Орел, РФ den.proskurin2012@yandex.ru

КОМПЬЮТЕРНЫЕ МОДЕЛИ СРЕДСТВ СВЯЗИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация

В статье приводятся особенности использования компьютерных моделей в процессе обучения специалистов в области телекоммуникаций. Приводятся этапы построения компьютерных моделей средств связи, задачи учебного процесса с применением компьютерных моделей. Обоснована целесообразность применения компьютерных моделей средств связи в учебном процессе.

Ключевые слова:

компьютерные модели, объект исследования, метод моделирования, учебный процесс.

Простым инвентарем математического моделирования стали компьютерные модели (КМ) которые применяются в механике, метеорологии, астрофизике, физике, других науках и практических задачках в различных сферах радиоэлектроники, автомобилестроения, машиностроения. Также они используются с целью извлечения новых сведений о предмете либо приближенной оценки поведения систем, слишком сложных для аналитического изучения.

Компьютерное моделирование является одним из эффективных методов изучения сложных систем. Компьютерные модели проще и комфортнее исследовать в силу их возможности, осуществлять вычислительные эксперименты, в тех случаях если реальные опыты затруднены по причине финансовых либо физических препятствий либо могут дать непредвиденный итог.

Метод моделирования - познания, при котором исследуемый предмет-подлинник пребывает в определенном согласовании с другим объектом-моделью, при этом модель может в том или другом взаимоотношении заменять подлинник в определенных стадиях познавательного процесса. Наиболее общим считают формулировку В.А. Штоффа: «Под моделью подразумевается такая мысленно видимая либо вещественно реализованная система, которая, отображая либо воссоздавая предмет изучения, может заменять его таким образом, что её изучение предоставляет нам свежие данные о данном предмете». Моделирование дает возможность непосредственным способом ввести компьютер в обучение, обеспечивая интенсивный образ учебной деятельности. Достоинства учебного компьютерного моделирования сопряжены с преодолением формального подхода к освоению знаний, с формированием экспериментальных и конструкторских умений и возможностей обучаемых. Если применять формулировку, предложенное В.В. Лаптевым и М.В. Швецким: «Компьютерная модель - это программная среда для вычислительного эксперимента, объединяющая в себе на основе математической модели явления или процесса средства интерактивного взаимодействия с объектом эксперимента и развитые средства отображения информации», то получим, что наиболее эффективное обучение студентов обусловлено

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.