Научная статья на тему 'Разработка критериев оценки эффективности сохранения тепла ограждающими конструкциями пассажирских вагонов'

Разработка критериев оценки эффективности сохранения тепла ограждающими конструкциями пассажирских вагонов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
387
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕПЛОИЗОЛЯЦИЯ / ТЕПЛОУСТОЙЧИВОСТЬ / ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ / ВАГОН / CAR / THERMAL CALCULATION / THERMAL STABILITY / THERMAL CONDUCTIVITY

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Стариков Александр Петрович, Кузьменко Дмитрий Юрьевич

В статье представлены традиционные методы теплового расчета кузова пассажирского вагона. Этих методов недостаточно для определения изменений в эффективности теплоизоляционного материала в процессе эксплуатации пассажирского вагона. Основной целью статьи является адаптация расчетов теплоустойчивости, используемых при строительстве зданий, для оценки эффективности ограждающей конструкции вагона сохранять тепло.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Стариков Александр Петрович, Кузьменко Дмитрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of criteria for evaluating effectiveness of heat preservation enclosing structures of passenger cars

The article presents the basic methods of thermal calculation of the body of the passenger car. But these methods are not enough to determine in the effectiveness of the thermal insulation material during the operation of a passenger car. The main purpose of the article is an adaptation of the methods of calculation of heat-resistance used in the construction of buildings for the cars, which will determine the effectiveness of the car building envelope to keep warm.

Текст научной работы на тему «Разработка критериев оценки эффективности сохранения тепла ограждающими конструкциями пассажирских вагонов»

УДК 629.45:629.4.016.15

А. П. СТАРИКОВ Д. Ю. КУЗЬМЕНКО

Омский государственный университет путей сообщения

РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОХРАНЕНИЯ ТЕПЛА ОГРАЖДАЮЩИМИ КОНСТРУКЦИЯМИ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ

В статье представлены традиционные методы теплового расчета кузова пассажирского вагона. Этих методов недостаточно для определения изменений в эффективности теплоизоляционного материала в процессе эксплуатации пассажирского вагона. Основной целью статьи является адаптация расчетов теплоустойчивости, используемых при строительстве зданий, для оценки эффективности ограждающей конструкции вагона сохранять тепло.

Ключевые слова: теплоизоляция, теплоустойчивость, теплопроводность, вагон.

Конструкция кузова пассажирского вагона отличается тем, что должна препятствовать передаче тепла через стены ограждения, поэтому стены, пол и крыша выполняются многослойными с использованием теплоизоляционных материалов.

Качество теплоизоляции зависит от многих свойств используемых материалов. Теплоизоляция является одним из важнейших элементов конструкции кузова. Поэтому к материалам, используемым для теплоизоляции кузовов пассажирских вагонов при их строительстве и капитально-восстановительных ремонтах предъявляются жёсткие требования, регламентированные нормами ОСЖД (Памятка ОP538/1).

Срок службы теплоизоляции должен соответствовать сроку службы вагона, то есть 28 лет [1].

Цельнометаллический кузов вагона обладает большой герметичностью и способностью аккумулировать тепло или холод.

При несоблюдении необходимого температурного и вентиляционного режимов возможно осаждение росы на внутренних металлических поверхностях кузова, что влечет за собой быстрый износ защитного покрытия слоя краски и разрушение металла коррозией.

Пространство кузова заполнено изоляционным материалом, который заложен в ячейки обрешетки между наружной металлической и внутренней деревянной обшивками кузова (рис. 1) [2]. На вагонах современной постройки в качестве теплоизоляции широко применяются многослойные сэндвич-панели, содержащие такие материалы, как пенополиуретан, пенополистирол, вспененный фенопласт. Эти пенопласты имеют малую плотность, объемную массу, низкую теплопроводность и являются водостойкими [3].

Для проведения расчета теплопроводности необходимы данные по толщинам слоев различных участков стен, потолка и пола ограждения, по пло-

щади этих участков и по материалам слоев. Эти данные содержатся в проектно-технических характеристиках вагона.

Общую площадь теплопередающей поверхности пассажирского вагона следует определять по наружным размерам пассажирского помещения. На рис. 2 схематично показан разрез ограждения кузова пассажирского вагона с основными размерами.

Для более точного определения теплотехнических качеств пассажирских вагонов необходимо применить комплексный метод, включающий определение среднего коэффициента теплопередачи ограждений кузова, герметичности кузова и амплитуды колебания температур.

Для расчета теплотехнических показателей пассажирского вагона необходимо провести аэродинамическое исследование для определения показателей герметичности ограждающих конструкций и показателей температур поверхности. Аэродинамическое исследование — это новшество в тестировании вагонов на наличие неплотностей в теплоизоляции, которое проводится с использованием комплекта специального диагностического оборудования, основными компонентами которого являются измерительный вентилятор большой мощности и цифровой двухканальный манометр, отслеживающий изменение давления воздуха и управляющий работой вентилятора.

Использование аэродинамического испытания в сочетании с тепловизионным обследованием — гарантия выявления многих скрытых дефектов, вызывающих ускоренное разрушение несущих конструкций и являющихся главной причиной повышенных затрат на отопление (кондиционирование). При этом обнаружение этих дефектов каким-либо другим способом невозможно [1].

Герметичность кузова определяется конструкцией ограждающих поверхностей и используемыми

Рис. 1. Ограждение кузова пассажирского вагона с изоляцией и облицовкой 1 — гидроизоляционная бумага; 2 — пакеты теплоизоляции;

3 — надоконная обшивка; 4, 5, 9 — бруски обрешетки; 6 — подшивной потолок; 7 — обшивка крыши; 8 — обшивка пола; 10 — кожух; 11 — обшивка подоконной поверхности; 12 — обшивка междуоконная

Рис. 3. Многослойная однородная стена (зона сплошной изоляции крыши пассажирского вагона): 1 — стальной лист наружной обшивки; 2 — слой

антикоррозийной противошумовой мастики; 3 — теплоизоляция; 4 — влагозащитная пленка; 5 — внутренняя обшивка

Рис. 2. Схема планировки кузова пассажирского вагона а) продольное; б) поперечное: 1, 4 — тамбур; 2 — теплоизоляционное ограждение; 3 — пассажирское помещение; 5 — боковая стена;

6 — крыша; 7 — воздушная прослойка; 8 — фальшпотолок; 9 — пол; 10 — торцевая стена

теплоизоляционными материалами. Конструкция ограждения современного пассажирского вагона представляет собой многослойную стену. Элементы ограждения кузова пассажирского вагона приведены на рис. 3 и 4.

Герметичность конструкции кузова вагона необходимо определять, измеряя воздухообмен внутреннего объема вагона и окружающей среды. Перед испытаниями на герметичность помещение изотермического вагона тщательно герметизируют — проверяют состояние уплотнения дверей, вентиляционных каналов, штатных уплотнений сливных приборов, вводы трубопроводов и кабелей от холодильной установки. Разность температур наружного воздуха и грузового помещения не должна быть больше 3 0С.

Суть испытаний заключается в определении величины утечки воздуха при поддержании в помещении избыточного давления 50 Па (5 мм вод. с). Для этого через одно из сливных отверстий в помещение через расходомер подается воздух и с помощью микроманометра контролируется величина давления в помещении. Вагон считается

Рис. 4. Многослойная неоднородная стена (зона дуги крыши пассажирского вагона): 1 — стальной лист наружной обшивки; 2 — слой антикоррозийной противошумовой мастики;

3 — стальной прокатный профиль (дуга); 4 — теплоизоляция; 5 — деревянный брусок; 6 — влагозащитная пленка; 7 — внутренняя обшивка

выдержавшим испытания, если величина утечки воздуха не превышает 40 м3 /ч.

Если передача тепла происходит в стационарных условиях через плоскую однородную стенку (рис. 5) в направлении, перпендикулярном ее поверхности, уравнение теплопроводности запишем в виде:

Нт

с

1

8(Т1 - Т2)М Я(Г1 - Т2)М

(1)

где Нт — суммарны й тепловой поток, Вт; 5 — толщина стенки, м;

Т1Г Т2 — знааения температуры на поверхности стенки, К;

- площадь стенки, мс 8

Я а — — сопративление тепло2бмена.

Стенка пасиаыирс-ого тагона состоит из нескольких слоев ратнорсдд-го материала. Схема передачи тепла через так(тэ стенку пртводени на рис. 6 [4].

Коэффициннт тнп-опередачи для многослойной стенки оиредеоим изследующего выражения:

н

1

1

1 8 — л > ^

Се ^ С

1 а»

Я - Я

1 Я'

(2)

где 5. — телщина отдельных слоев материалов, составляющих ктнст°укцию ограждения, м;

Рис. 5. Теплопередача через плоскую однородную стенку

Рис. 6. Теплопередачач е р ез многосл ойную стенку

А. — действительные значения коэффициентов теплопроводности соответствующих материалов, Вт/(м2 • К);

ЯА — термиаеское сопрлтивосние теплопроводности;

Яа — термическое сопротивление конвекции.

В общем случае о бщая площадь теплопе редаю-щей поверхно сти пассажирского вагона о пределя-ется по выражению:

где Рп

О о О Ю 2 • О Ю О Ю 2 • О - О

общ Г П ^ ^ Г б К Т О

площадь п оверхносто пола, м2;

гк — площадь коыши, м2; Рт — площадь ториевой стены,м2; Р0 — суммар ная площадь всех окон патсажир-ского помещения в агоеа, м2.

Площадь поверхности пола определяется по выражению:

О = Ь

(9)

Так как ограждающими элементами кузова пассажирского вагона являются бьковые и торцевые стены, окна, пол, крыша, то р ас лчитывают средний коэффициент теплопхр=дати:

К =

Уих - о

о

(10)

(3)

где К. — коэффицхе=т теплопередачи г-го элемента ограждения внутреннего помещения вагона, Вт/(м2 • К);

Р. — среднегеометитес кая площадь г-го элемента, м2;

Р — среднегео21етсическая площадь ограждения внутреннего помещения вагона, м2.

В общем свучьо =оэффициент теплопередачи г-го элемента огражде=ия определится по следующей зависимо сти:

Оп о (Ьх о 2 • Ь, С • Ьо, где ЬК — длива оагона по концевым болсам, м;

(4)

I

т длина тамОуьх м;

ое оДЬх о2^ЬвС• К ооо

ох о дьх о 2 • ьс С • м • лн • ^ ,

К V К в н 1,м

х = -

1

1 Ц 1

— л —

(11)

Ьв — наружная ширина вагоеа, м. Выражение дия оорпюощоди боковой стены:

где ан

оо м фф иц ие лты оепло отдачи соответ-

(5)

где — высота Кооовюы стеюю, ю.

Площадь поверхнысьи крыши определяется по выражению:

ственно наруоаюь и внутренней поверхности г-го элемента ограждение] Вт/(м2 • К);

8.. — толщина г=е слоя с 1-ом элементе, м;

А.. — коэффициеот теплопроводности у-го слоя в г-ом элементе, Вк/(м • К).

Сумма отнгшений толщина1 и колффициента проводимости ]нвн=, ляеК [5]:

(6)

Еш ц и ц ц ЦЦ 8Л м X. X Я, X Х4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(12)

где Ян — радиус сечения крыши, м; р — угол, ограничивающий дугу, 0. Угол, ограничивающий дугу:

■ ь(

81а( С = ——

откуда:

"2 2 -Л,

<р = 2 - агс81а(—0—) .

2 -Л„

(7)

(8)

Площадь торцов=й стены определяется по выражению:

При проеетировании объектов капитального строительства недосеаточно определить теплоизоляционные свойе тва здания. Оценивается теплоустойчивость — свойство ограждающей конструкции сохранять при колеСаниях дотока тлпла относительное постоянство температу2ы на поверхности, обращенной в помещение. От постоянства температуры на внугреноей пов2рхносои огдаждающих конструкций зависит обеспечонил условийеомсИои та для пребывающих в вагоне людей.

Теплоусто йчивость ограждающей конструкции обеспечивается преимущественно теплоемкостью слоя подверженного более резким колебаниям температур. При изменении наружной температуры

Рб — площадь боковой отены, м2

а

тепло, накопленное в слое, обеспечивает относительное постоянство температуры внутреннего воздуха.

Ограждающая конструкция вагона должна обладать минимальной паропроницаемостью и теплопроводностью и в то же время быть теплоемкой и теплоустойчиво й.

При рассмотрении теплоустомчивости сначала решаетсо задачк дря однослойнкй рднородной стенки, когда тепловоя и температурная волны направлены от среды с одной ое стороны к поверхности на друуо, со стороны которой температура среды постоянна. Онь за напнаолена навстречу температурной нооне. При эаом с прибиожением к наружной стенке увеличивоютси имплитуды колебаний температурил. Рассмотрим расче1ы амплитуды 1 граждаю-щих еонсюуоций.

Дли внутренней повтрхеости ограждающих кон-зтрукций амауитуеу еолебанин температуры опре-деляюо ио формуле:

Ar =

А расч

(13)

где A^4 — расчетная амплитуда колебаний температуры наружного в о здуха, 0с ;

я — коэффициент затухануя расчетной амплитуды колебаатй температуры няружного воздуха в ограждающей та нструк=ии.

Рас=етную амплитуду колебаний темпеуатуры нархжнхго аоздук:а Ар11", 0С следует определять ро формуле:

АГсч = 0,5А я — — — -

(14)

гдо Ао — мкксималыгая ууп;ак^тууа суточных кюут-баний темперотуы наружного воздуоа в июуо, У, приниме ема( согласно СП 131.13330;

р — коэ ффициент поглощения солнечной радиа-цин материалом наружной поверхности ограждающей констаукции;

I , I — соответственно максимальное и сред-

тах ср ±г-1

нее зиачения суммарн1й солнечной радиации (прямой и рассеанной), Вт/м2, принимаемые согласно СП 131.13330 для еаружных стен — как для вертикальные поеерииосеей иападной ориентации и для поюытий — сак дая гсризонтальной поверхности;

ан — ко 1 ффоциент теплоотдачи наружной по-верхносАи ограждающей конструкции по летним усАовиям, Вт/ (м2 • 0С).

Величину затухания расчетной амплитуды колебаний температуры наружного воздуха V в ограждающей конструкции, состоящей из однородных слАев, следуАТ спределять по формуле:

к = То (н1 уув)°но у н,)-(н„ у )(УТ у Нп) (15)

' (Н1 у Н, )(Но у Н3)...(нп у Нп)Ут '

где е = 2,718 — основание натуральных логарифмов; Б — тепловая инерция ограждающей конструкции, б, б2,..., Бп — расчетные коэффициенты тепло-усвоения материала отдельных слоев ограждающей конструкции, Вт/(м2 • 0С);

У, У,..., Уп1, Уп — коэффициенты теплоусвоения наружной поверхности отдельных слоев ограждающей конструкции, Вт/(м2 • 0С);

а.в, ан — коэффициенты теплоотдачи внутренней и наружной поверхностей ограждающих конструкций соответственно, Вт/(м2 • 0С).

Порядок нумерации слоев в формуле (15) принят в направлении от внутренней поверхности к наружной. Адаптируя методики определения теплоустойчивости зданий, необходимо обратить внимание на то, что теплоустойчивость конструкций зданий зависит от порядка расположения слоев материалов; величина затухания амплитуды колебаний температуры наружного воздуха в многослойной конструкции увеличивается, если более теплоустойчивый материал расположен изнутри.

Наличие в конструкции ограждения воздушной прослойки увеличивает теплоустойчивость конструкции. В замкнутой воздушной прослойке целесообразно устраивать теплоизоляцию с тепло-отражающей поверхностью, слои конструкции, расположенные между вентилируемой наружным воздухом воздушной прослойкой и наружной поверхностью ограждающей конструкции, должны иметь минимально возможную толщину. Наиболее целесообразно выполнять эти слои из тонких металлических или асбестоцементных листов.

Таким образом, применение комплексного подхода в определении теплотехнического состояния вагона необходимо для выявления более точных показателей, что ускорит процесс нахождения дефектов теплоизоляции и герметичности кузова вагона, а в дальнейшем, при ремонте вагона, позволит подобрать наиболее надежный теплоизоляционный мотериал и сократит энергетические расходы на ыоддержание комфортных условий в пассажирском вагоне. Адаптация теплотехнического расчета зданий, а именно расчеты теплоустойчивости и амплитуды температур, под вагоны дополнит оценку эффективности ограждающей конструкции вагона сохранять тепло и позволит создать новую конструкцию, увеличивающую теплоустойчивость вагона.

Библиографический список

1. Клюка, В. П. Испытание пассажирских вагонов железных дорог на теплоустойчивость / В. П. Клюка, А. П. Стариков, Д. Ю. Кузьменко, А. А. Попов // Известия Транссиба. — 2015. - № 2 (22). - С. 6.

2. Конструирование и расчет вагонов : учеб. для вузов /

B. В. Лукин [и др.] ; под ред. В. В. Лукина. - М. : УМК МПС России, 2000. - С. 659-660.

3. Егоров, В. П. Устройство и эксплуатация пассажирских вагонов (для проводников) : учеб. пособие / В. П. Егоров. -2-е изд., перераб. и доп. - М. : УМЦ МПС России, 2004. -

C. 74-75.

4. Техническая диагностика вагонов : учеб. В 2 ч. Ч. 2 / Р. А. Ахмеджанов [и др.] ; под ред. В. Ф. Криворудченко. -М. : ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2013. - С. 67-71.

5. Матяш, Ю. И. Система кондиционирования и водоснабжения пассажирских вагонов : учеб. пособие для вузов ж.-д. транспорта / Ю. И. Матяш, В. П. Клюка. - М. : ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2008. - С. 32-41.

СТАРИКОВ Александр Петрович, кандидат технических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой «Теплоэнергетика». Адрес для переписки: omskstar2003@mail.ru КУЗЬМЕНКО Дмитрий Юрьевич, аспирант кафедры «Теплоэнергетика».

Адрес для переписки: legolas-omsk@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 12.01.2016 г. © А. П. Стариков, Д. Ю. Кузьменко

E

у

H

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.