Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ СХЕМ-ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ОТРАЖЕНИЯ КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЙ '

РАЗРАБОТКА КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ СХЕМ-ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ОТРАЖЕНИЯ КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кибепреступность / информационная безопасность / аутентификация / пароль / лицензионное программное обеспечение / cybercrime / information security / authentication / password / licensed software

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — А М. Леонова, О В. Маркелова

Актуальность статьи обусловлена необходимостью защиты информации в ракетно-космической отрасли. Предложенные концептуальные схемы – действия для отражения киберпреступлений являются наглядным средством обучения информационной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CONCEPTUAL SCHEMES-ACTIONS TO REFLECT CYBERCRIME

The relevance of the article is due to the need to protect information in the rocket and space industry. The proposed conceptual schemes-actions to reflect cybercrime are a visual means of teaching information security.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ СХЕМ-ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ОТРАЖЕНИЯ КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЙ »

УДК 004.94

РАЗРАБОТКА КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ СХЕМ-ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ОТРАЖЕНИЯ

КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЙ

А. М. Леонова Научный руководитель - О. В. Маркелова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail : [email protected]

Актуальность статьи обусловлена необходимостью защиты информации в ракетно-космической отрасли. Предложенные концептуальные схемы - действия для отражения киберпреступлений являются наглядным средством обучения информационной безопасности.

Ключевые слова: кибепреступность, информационная безопасность, аутентификация, пароль, лицензионное программное обеспечение.

DEVELOPMENT OF CONCEPTUAL SCHEMES-ACTIONS TO REFLECT

CYBERCRIME

A. M. Leonova Scientific supervisor - O. V. Markelova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail : [email protected]

The relevance of the article is due to the need to protect information in the rocket and space industry. The proposed conceptual schemes-actions to reflect cybercrime are a visual means of teaching information security.

Keywords: cybercrime, information security, authentication, password, licensed software.

Современный этап развития общества принято считать постиндустриальным цифровым [1]. Одной из его характерных черт является смена статуса понятия «информация», которая приобретает статус товара. Соответственно увеличиваются риски несанкционированного доступа к ней не только среди преступников внутри страны, но и зарубежных стран. Умение сохранять конфиденциальную информацию становится одним из приоритетов в обучении студентов Аэрокосмического колледжа, особенно для старших курсов, обучающихся по специальностям связанным с ракетно-космической отраслью. Будущие специалисты должны обладать культурой информационной безопасности, чтобы уметь надежно хранить как личные, так и государственные сведения, и стать надежным щитом против киберпреступности.

Киберпреступление - любое противоправное деяние в электронной сфере, совершенное при помощи специального оборудования или интернета либо против них [2].

Актуальность темы работы заключается в том, что в последнее время значительно выросло количество киберпреступлений, связанных с кражей информации [3,4]. Происходит это из-за того, что большинство граждан переоценивает надежность и безопасность

Секция «Молодежь, наука, творчество»

Интернет-ресурсов, это усыпляет бдительность людей и позволяет мошенникам легче добраться до нужной информации.

Проблема выражается в том, что в критической ситуации люди теряются и не всегда могут адекватно выстроить систему действий против киберпреступника. Помочь в данной ситуации может четко отработанный алгоритм действий, представленный в виде памятки.

Учитывая, что развитие культуры информационной безопасности происходит еще на студенческой скамье, представляется чрезвычайно важным начать обучение алгоритмам отражения киберпреступности еще в колледже.

Анализ литературы по теме исследования выявил, что описание действий против киберпреступников излагается в виде инструкций достаточно большого объема.

Современные исследования по психологии студентов показали, что большинство из них не могут работать с большими объемами информации. В исследованиях Маркеловой О.В. доказывается, что 70% студентов технических специальностей являются визуалами [5,6], т.е. они более восприимчивы к получению информации через схемы, было принято решение представить памятку в виде некоторых концептуальных схем-действий при различных кибер-угрозах.

Цель работы: создать памятку по защите от киберпреступности.

Задачи:

1. Изучить информацию о киберпреступности.

2. Провести опрос.

3. Выявить основные пункты по защите себя от киберпреступности.

4. Создать памятку и разместить её на сайте колледжа.

На первом этапе работы над созданием концептуальных схем-действия нами было проведено анкетирование среди студентов Аэрокосмического колледжа на специальностях не связанных со сферой 1Т по вопросам осведомленности о киберпреступлениях, знаниях способов защиты от них. Всего в опросе приняли участие 150 человек. Результаты опроса представлены на рисунке 1.

а) Ь)

Рис. 1. я) осведомленность студентов о киберпреступности Ь) владение навыком безопасной работы в сети Интернет

Из рисунка 1 а) видно, что 75% опрошенных знают о киберпреступлениях. Из рис. 1 Ь) следует, что менее 50% опрошенных пыталось защитить информацию от киберпреступников. 30% считают, что для защиты себя достаточно только установить антивирус, а 15% и вовсе не пытаются что-либо защищать!

Исходя из всего выше сказанного, можно определить, что создание схем-действий против киберпреступности будет крайне полезно для студентов не 1Т-специальностей. В качестве примера на рисунке 2 представлена концептуальная схема-действие для безопасной работы в Интернете.

Не переходип» по неизвестным ссылкам

Не посещать сайты с низкой репутацией

Это могут оказаться сайты, угрожающие сохранности личной информации

Это могут оказаться сайты, ухрожающис сохранности личной информации

Не использовать открытые сети, особенно для оплаты и регистрации

Посещать только те сайты, адрес которых начинается с HTTPS

Это означает, что соединение между вами и сервером шифруется.

Проверять степень защищённости всех устройств и сетей, к которым подключаетесь

Жить спокойно

«а.

Рис. 2. Концептуальная схема-действие для безопасной работы в Интернете

Таким образом, в ходе работы над статьей нами были изучены литературные источники по теме исследования, полученные сведения преобразованы в концептуальные схемы-действия для защиты от киберпреступности.

Библиографические ссылки

1. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. - М.: Эгвес, 2008. - 38 с.

2. Авчаров И.В. Борьба с киберпреступностью / И.В. Авчаров. // Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов. XI межд. конф. - М., 2012. - С. 191-194.

3. Айков Д.В. Компьютерные преступления. Руководство по борьбе с компьютерными преступлениями / Д. Айков, К. Сейгер, У. Фонсторх. - М.: Мир, 201 - 351 с.

4. Касперский ресурсный центр [Электронный ресурс] URL: https://www.kaspersky.ru/resource-center/threats/what-is-cybercrime (дата обращения: 05.06.2018)

5. Маркелова О.В. Методика развития познавательной активности студентов техникума в процессе обучения информатике в [Текст] /О.В. Маркелова // Автореф. дис. канд. пед. наук. /КГПУ, 2019. - 26 с.

6. Маркелова О.В. Психолого-педагогические особенности изучения информатики в колледже //Педагогическая информатика. 2019. №1.

© Леонова А. М., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.