УДК 004.94
РАЗРАБОТКА КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ СХЕМ-ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ОТРАЖЕНИЯ
КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЙ
А. М. Леонова Научный руководитель - О. В. Маркелова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail : [email protected]
Актуальность статьи обусловлена необходимостью защиты информации в ракетно-космической отрасли. Предложенные концептуальные схемы - действия для отражения киберпреступлений являются наглядным средством обучения информационной безопасности.
Ключевые слова: кибепреступность, информационная безопасность, аутентификация, пароль, лицензионное программное обеспечение.
DEVELOPMENT OF CONCEPTUAL SCHEMES-ACTIONS TO REFLECT
CYBERCRIME
A. M. Leonova Scientific supervisor - O. V. Markelova
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail : [email protected]
The relevance of the article is due to the need to protect information in the rocket and space industry. The proposed conceptual schemes-actions to reflect cybercrime are a visual means of teaching information security.
Keywords: cybercrime, information security, authentication, password, licensed software.
Современный этап развития общества принято считать постиндустриальным цифровым [1]. Одной из его характерных черт является смена статуса понятия «информация», которая приобретает статус товара. Соответственно увеличиваются риски несанкционированного доступа к ней не только среди преступников внутри страны, но и зарубежных стран. Умение сохранять конфиденциальную информацию становится одним из приоритетов в обучении студентов Аэрокосмического колледжа, особенно для старших курсов, обучающихся по специальностям связанным с ракетно-космической отраслью. Будущие специалисты должны обладать культурой информационной безопасности, чтобы уметь надежно хранить как личные, так и государственные сведения, и стать надежным щитом против киберпреступности.
Киберпреступление - любое противоправное деяние в электронной сфере, совершенное при помощи специального оборудования или интернета либо против них [2].
Актуальность темы работы заключается в том, что в последнее время значительно выросло количество киберпреступлений, связанных с кражей информации [3,4]. Происходит это из-за того, что большинство граждан переоценивает надежность и безопасность
Секция «Молодежь, наука, творчество»
Интернет-ресурсов, это усыпляет бдительность людей и позволяет мошенникам легче добраться до нужной информации.
Проблема выражается в том, что в критической ситуации люди теряются и не всегда могут адекватно выстроить систему действий против киберпреступника. Помочь в данной ситуации может четко отработанный алгоритм действий, представленный в виде памятки.
Учитывая, что развитие культуры информационной безопасности происходит еще на студенческой скамье, представляется чрезвычайно важным начать обучение алгоритмам отражения киберпреступности еще в колледже.
Анализ литературы по теме исследования выявил, что описание действий против киберпреступников излагается в виде инструкций достаточно большого объема.
Современные исследования по психологии студентов показали, что большинство из них не могут работать с большими объемами информации. В исследованиях Маркеловой О.В. доказывается, что 70% студентов технических специальностей являются визуалами [5,6], т.е. они более восприимчивы к получению информации через схемы, было принято решение представить памятку в виде некоторых концептуальных схем-действий при различных кибер-угрозах.
Цель работы: создать памятку по защите от киберпреступности.
Задачи:
1. Изучить информацию о киберпреступности.
2. Провести опрос.
3. Выявить основные пункты по защите себя от киберпреступности.
4. Создать памятку и разместить её на сайте колледжа.
На первом этапе работы над созданием концептуальных схем-действия нами было проведено анкетирование среди студентов Аэрокосмического колледжа на специальностях не связанных со сферой 1Т по вопросам осведомленности о киберпреступлениях, знаниях способов защиты от них. Всего в опросе приняли участие 150 человек. Результаты опроса представлены на рисунке 1.
а) Ь)
Рис. 1. я) осведомленность студентов о киберпреступности Ь) владение навыком безопасной работы в сети Интернет
Из рисунка 1 а) видно, что 75% опрошенных знают о киберпреступлениях. Из рис. 1 Ь) следует, что менее 50% опрошенных пыталось защитить информацию от киберпреступников. 30% считают, что для защиты себя достаточно только установить антивирус, а 15% и вовсе не пытаются что-либо защищать!
Исходя из всего выше сказанного, можно определить, что создание схем-действий против киберпреступности будет крайне полезно для студентов не 1Т-специальностей. В качестве примера на рисунке 2 представлена концептуальная схема-действие для безопасной работы в Интернете.
Не переходип» по неизвестным ссылкам
Не посещать сайты с низкой репутацией
Это могут оказаться сайты, угрожающие сохранности личной информации
Это могут оказаться сайты, ухрожающис сохранности личной информации
Не использовать открытые сети, особенно для оплаты и регистрации
Посещать только те сайты, адрес которых начинается с HTTPS
Это означает, что соединение между вами и сервером шифруется.
Проверять степень защищённости всех устройств и сетей, к которым подключаетесь
Жить спокойно
«а.
Рис. 2. Концептуальная схема-действие для безопасной работы в Интернете
Таким образом, в ходе работы над статьей нами были изучены литературные источники по теме исследования, полученные сведения преобразованы в концептуальные схемы-действия для защиты от киберпреступности.
Библиографические ссылки
1. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. - М.: Эгвес, 2008. - 38 с.
2. Авчаров И.В. Борьба с киберпреступностью / И.В. Авчаров. // Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов. XI межд. конф. - М., 2012. - С. 191-194.
3. Айков Д.В. Компьютерные преступления. Руководство по борьбе с компьютерными преступлениями / Д. Айков, К. Сейгер, У. Фонсторх. - М.: Мир, 201 - 351 с.
4. Касперский ресурсный центр [Электронный ресурс] URL: https://www.kaspersky.ru/resource-center/threats/what-is-cybercrime (дата обращения: 05.06.2018)
5. Маркелова О.В. Методика развития познавательной активности студентов техникума в процессе обучения информатике в [Текст] /О.В. Маркелова // Автореф. дис. канд. пед. наук. /КГПУ, 2019. - 26 с.
6. Маркелова О.В. Психолого-педагогические особенности изучения информатики в колледже //Педагогическая информатика. 2019. №1.
© Леонова А. М., 2021