17 января 2012 г. 10:32
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ТРАНСПОРТЕ
Разработка концептуальной модели построения и управления объектами автоматизированных систем управления космическими аппаратами на основе методологии взаимодействие открытых систем
Исследуется возможность создания перспективной глобальной космической низкоорбитальной кмформационнай системы, в основе построен** которой будет находиться информационная модель системы управления и целевого применения космических аппаратов, ислальэукхцая методологию взаимодействия открытых систем.
Галькевич А.И.,
ктн, президент — генеральный конструктор ОАО '^Спутниковая система Тоней", dtfedocP'ssgonetoru
Реализадо способов управлен«, ксж отдельными космическими аппаратами (КА), так и сложными многежомпанентнами структурами типа глобальной космической низкоорбита/ъ-ной информационюй системы (ГКНИС), возложена на автоматизированные системы управления космическими аппаратами (АСУ КА). Они харсктеризуются признаками сложных и больших организационно технических систем, что определяет необходимость использования в процессе их создают, совершенствования и применения по целевому предназначен*© ме-тодалопм системного подхода Из совокутиос ТИ методологических ПрИИ*1ПОе системного подхода рассмотрим принцеты целеобуслов-ленности и слносигелыюсти.
Принцип цвлеобусловленности — цепь первична система должна формироваться для ее достижения. Исход я из этого прн**кю, в процессе создания, совершенствования и применения изменение целей АСУ КА пред полагает изменение подходов к формированию, а также структуры и способов функционирования АСУ КА На начальном этапе создания АСУ КА решались фундаментальные и прикладные научные задачи. Изначально, при создана АСУ КА конструкторы опирались на системотехни чес кие решения которые гредставляли КА в виде "конечных автоматов*, а информационные сред ства рассматривали как инструмента-
рии для решения рутинных вычислительных задач. Например, грогноз движения центра масс, росчет программ управления обработка телеметрической и^формацж КА и тд. В дальнейшем развитие систем управления шло по пути "интеллектуализспии бортов", широкого внедрения постоянно совершенствующихся вычислительных и информационных технологий.
Следующим принципом является принцип относительности — одна и та же совокупность элементов мажет рассматриваться как самостоятельная система и как часть (подсистема) другой большей, системы, в которую она входит. Действитегьно, современме АСУ КА превращаются из корпоративно замкнутых в открытые, интегрированные в более общие системы управления ведомственного, государственного, а в ряде случаев и международного уровня. Вследствие этого развитие и совершенствование АСУ КА должно уплывать данные интеграционные процессы на основе использования стандартизированных протоколов, интерфейсов, моделей и тд Современный этап развития науки и техники позволяет создавать покагънде и глобальные вычислительные сети на основе моделей взаимодействие открытых систем В АСУ КА являющихся классическим гримером сложных и больших систем уже сейчас при созд»*в1 наземного комплекса управления КА (НКУ КА) реализуются данные технологии Анализ современного состсиыия АСУ КА и тенденций их развития показывает, что к перспективным направлением развития систем следует отнести построение "бортов" КА как локальных вьмислителы«ых систем, объединение наземных и бортовых сетей в единую глобальную корпоративную сеть на основе уни-
фн*рованных системотехнических решений.
Технологической и информс**юиюй основой для реализации д анных направлены развития АСУ КА является использование приятой Международной организацией по стандартизации (ISO) эталонной медего взаимодействие открытых систем (OSI Reference Model). На рис. 1 представлена концептуальная модель системы управления и целевого применения КА как объединение в глобальную корпоративную сеть, состоящую из локалыых сетей состоящую, в свою очередь из отдел ыадх "бортов" КД “бортов" КА, объединенных в космические информационные узлы, обладающих определенными информационными и вычисли тег**ядми ресурсами, а также наземной инфраструктуры Г землей") — НКУ КА орбитальными группировками КА и их целевого приме-
Технолсгия открытых систем позволяет разделить функциональные приложения, обеспечивающие решение задач командно-программного, телеметрического, КОООДИНСЛНО-временного и других видов обеспечения процессов целевого использования и управления КА на независимые процессы и определить взаимодействие между "бортом" и "землей" посредством угмфиированных протоколов модели ОБІ.
Для организаі**і взаимодействия функциональные процессы (хосты) идентифиируются в сети системные номерами — сокетами.
<сокет> в <ЫР 1Р>, гд е ЫР — номер порта, а ІР — логический адрес хоста
С последующим обеспечением нижними уровнями системы транспорта донных по на-
36
Спецвыпуск "ИТС", 2011