Научная статья на тему 'Разработка концепции социально-экономического развития сообществ местного населения прибрежных территорий Западной Камчатки'

Разработка концепции социально-экономического развития сообществ местного населения прибрежных территорий Западной Камчатки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журавлева Инна Валерьевна, Шарахматова В. Н.

Представлены результаты исследования, проведенного в рамках Проекта ПРООН/ГЭФ «Сохранение биоразнообразия лососевых Камчатки и их устойчивое использование». Рассмотрена концепция развития прибрежных районов Камчатского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article presents the results of the research conducted by the UNDP/GEF Project Conservation and Sustainable Use of Wild Salmonid Biological Diversity in Russia's Kamchatka Peninsula. The basics of Community Development Concept are described.

Текст научной работы на тему «Разработка концепции социально-экономического развития сообществ местного населения прибрежных территорий Западной Камчатки»

РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СООБЩЕСТВ МЕСТНОГО НАСЕЛЕНИЯ ПРИБРЕЖНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

ЗАПАДНОЙ КАМЧАТКИ

И.В. Журавлева (КамчатГТУ), В.Н. Шарахматова (Проект ПРООН/ГЭФ)

Представлены результаты исследования, проведенного в рамках Проекта ПРООН/ГЭФ «Сохранение биоразнообразия лососевых Камчатки и их устойчивое использование». Рассмотрена концепция развития прибрежных районов Камчатского края.

This article presents the results of the research conducted by the UNDP/GEF Project “Conservation and Sustainable Use of Wild Salmonid Biological Diversity in Russia’s Kamchatka Peninsula”. The basics of Community Development Concept are described.

Разработка концепции социально-экономического развития Камчатского края позволит определить общие и секторальные ориентиры внутреннего развития края, учесть и «примирить» интересы и стратегические планы отдельных хозяйствующих субъектов, точно взвесить и задействовать ресурсный, инфраструктурный и геоэкономический потенциал, получив, таким образом, синергетический эффект для развития региона на длительный период времени.

В рамках концепции социально-экономического развития необходимо сконцентрировать инвестиционные ресурсы на приоритетных направлениях: определить точки роста, развитие которых принесет наибольший эффект. В свою очередь, точки роста позволят создать целые кластеры - группы взаимосвязанных, территориально сконцентрированных организаций (производителей, поставщиков комплектующих, услуг, научно-исследовательских учреждений и других организаций, взаимодополняющих и усиливающих конкурентные преимущества друг друга). Развитие ключевых элементов кластера позволяет стимулировать развитие взаимосвязанных секторов экономики, эффективно концентрировать ограниченные ресурсы регионального бюджета, частных инвесторов на ключевых направлениях. Следствием существующей длительное время доминирующей внутренней производственно-территориальной организации большинства регионов в Российской Федерации является отсутствие конкурентоспособных территориальных кластеров как динамичной и внутренне конкурентной сети близколокализованных предприятий, производящих одну и ту же или смежную продукцию и совместно обеспечивающих хорошие рыночные позиции для страны, региона, отрасли и самих предприятий.

Как и многие другие регионы Российской Федерации, Камчатский край имеет доминирующую монопрофильную экономику и отсутствие сложившейся сети территориальных кластеров. Низкая пространственная мобильность населения Камчатского края накладывается на низкую квалификационную мобильность населения: если человек не может перемещаться в пространстве, следуя за рыночными предложениями в своей профессиональной нише, он вынужден менять профессии, подстраиваясь под предложения в месте проживания. В силу этого складывается многоаспектная ситуация, характеризующаяся:

- массовой депрофессионализацией населения;

- утратами выгод от ранее сделанных образовательных инвестиций;

- общим снижением качества профессионального образования, ориентированного на потребности предыдущего этапа развития регионального хозяйства или, в лучшем случае, текущего момента;

- временными, но массовыми потерями рынка труда, когда большая часть населения тратит время на малоперспективное переобучение.

Цель концепции социально-экономического развития региона определяется стремлением администрации любого уровня (республики, края, области, муниципального образования) повысить благосостояние жителей своей территории за счет увеличения занятости населения и вовлечения его в наиболее производительный труд в различных секторах экономики. Эффективность данной концепции характеризуют показатели, к которым относятся:

- создание условий для ускорения социально-экономического развития;

- уменьшение доли населения, живущего за чертой бедности;

- сокращение различий в доходах на душу населения;

- размер валового регионального продукта на душу населения;

- количество объектов социальной и инженерной инфраструктуры.

Если территория не получила статуса опорного региона, то государственная поддержка должна быть направлена в первую очередь на обеспечение равного доступа населения этой территории к бюджетным услугам, гарантирующим реализацию конституционных прав граждан. При этом должны получить развитие внебюджетные и инвестиционные инструменты поддержки стратегических проектов регионального развития, в рамках согласованных стратегических приоритетов регионального развития должна оказываться селективная бюджетная (грантовая) поддержка региональных инициатив с применением следующих принципов:

1. Принцип синхронизации действий («принцип синергии»). Он требует, во-первых, синхронизации основных реформ, осуществляемых в стране и оказывающих влияние на социальноэкономическое развитие регионов. Во-вторых, выстраивания федеральных приоритетов в логике кооперации регионов. В-третьих, согласованности направлений поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области регионального развития, используемых федеральными органами власти.

2. Принцип дифференцированности государственной политики регионального развития. Интеграция Российской Федерации в глобальную экономику приведет в ближайшее время к выделению на ее территории зон, в отношении которых должны быть определены различные цели социально-экономического развития и сформированы различные меры достижения данных целей.

Традиционное природопользование согласно Федеральному закону «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» - это неистощающие способы использования коренными народами объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов. Под традиционным жизнеобеспечением понимается использование коренными народами возобновляемых природных ресурсов для прямого личного или семейного потребления в качестве источника пропитания, изготовления одежды, жилищ, инструментов, транспортных средств. Потенциал жизнеобеспечения зависит от биологической продуктивности экосистем территории. В Камчатском крае за восемью предприятиями коренных малочисленных народов Севера закреплено 584,1 тыс. охотничьих угодий, т. е. около 4% от общей площади закрепленных охотугодий, которая составляет 9762,0 тыс. га (по данным департамента по охране и развитию охотничьих ресурсов Минсельхоза РФ, Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих угодий Камчатской области).

В 1999 г. в Быстринском районе насчитывалось 19 охотников, из которых только двое являлись представителями коренных малочисленных народов [1]. В 2003 г. на территории Быст-ринского района насчитывался 21 охотничий участок, из которых только один принадлежал РО «Геван». В 2007 г. охотничьих угодьев насчитывалось уже 22, из них два участка закреплены за представителями КМНС.

Из отчета комитета по управлению муниципальным имуществом и экономической политике Тигильского района за 2004 г. следует, что в комитет обращались две паланские родовые общины по поводу закрепления территорий традиционного природопользования (ТТП). Один участок относился к охотничьим угодьям, поэтому общинам необходимо было участвовать в конкурсе, который проходил 28 сентября 2004 г. Другой участок относился к землям Гослесфонда, и об-

щина отказалась от его закрепления из-за необходимости содержания этого участка за счет общины (предотвращение чрезвычайных ситуаций и устранение их последствий, в том числе тушение пожаров) [2]. На данный момент в Камчатском крае не образовано ни одной территории традиционного природопользования коренных народов.

Большинство респондентов (58,3%) желали бы получить для развития общины территорию традиционного природопользования, из них в Петропавловске-Камчатском - 46%, в пос. Раздольный - 95%, в с. Эссо - 78%, в с. Анавгай - 71%, в с. Ковран - 47%, в пгт Палана - 40,7%, в пос. Оссора - 53,6%, в пос. Тиличики - 87,5%, в с. Хаилино - 85,5% от общего числа опрошенных. Респонденты (в основном жители сельской местности) изъявили желание заниматься традиционными видами деятельности на своих угодьях (территориях): «рыбалкой, охотой, оленеводством», «быть хозяином на своей земле», «передать в наследство детям», «восстановить и сохранить традиции», «узаконить права коренных жителей», «сохранить природу», «охранять землю, передать детям, так как пользовались мои предки» и т. п. Многие респонденты выразили обеспокоенность, что получили родовые угодья, не пригодные для использования, удаленные от населенных пунктов, и что сами они не обладают достаточными техническими средствами для осуществления деятельности.

На развитии традиционного хозяйства сказывается выбор организационно-правовой формы: индивидуальное предпринимательство, общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив, акционерное общество, община, некоммерческое партнерство. По организационно-правовой форме большинство традиционных хозяйств являются некоммерческими организациями, так как в современных условиях это единственная жизнеспособная форма ведения такого рода деятельности. Неблагоприятные условия хозяйствования и тяжелые социальные условия в местах проживания малочисленных коренных народов создают предпосылки к непрозрачности хозяйственной деятельности. Корни непрозрачности традиционного хозяйства чаще всего кроются в непрофессионализме или отсутствии управленческих кадров ввиду территориальной отдаленности. Она лишает родовые общины возможности получения достоверной и своевременной информации об изменениях в законодательной сфере, регламентирующих хозяйственную деятельность, налогообложение и пр. (табл. 1).

Таблица 1

Социально-экономические проблемы родовых общин, %

Проблемы Районы

Усть-Большерецкий Соболевский Тигильский

Квалификация членов общин - 35 50

Нехватка лимитов 80 - -

Незнание законов 20 35 50

Льготное кредитование - 30 -

Одним из ключевых вопросов жизнеспособности традиционных хозяйств коренных народов является наличие лидера и его команды. Примерами эффективного управления деятельностью родовых общин являются родовая община «Каврал» в с. Ковран и родовая община «МЭМ» в с. Усть-Хайрюзово.

Проблема кадров - одна из острейших для сообществ местного населения прибрежных территорий. Население национальных и отдаленных населенных пунктов стареет, а молодые специалисты не всегда возвращаются в родные места. Немногие национальные предприятия могут предоставить им жилье и достойную заработную плату. Закрепление молодых специалистов в местах проживания коренных малочисленных народов позволит консолидировать и наиболее эффективно использовать один из элементов экономического роста - людей. При этом следует помнить и о накоплении человеческого капитала, который родовые общины, к сожалению, растратили за время перехода народного хозяйства на рыночные принципы хозяйствования (табл. 2).

В удаленных населенных пунктах Камчатского края члены общин живут и работают вместе. Проблемы со снабжением топливом, поддержка непроизводственной инфраструктуры (котельной, школы, интерната, больницы и т. п.) зачастую ложатся на плечи традиционного хозяйства.

Следует помнить, что решение проблем коренных малочисленных народов Камчатки - весьма специфичный и во многом деликатный вопрос, не терпящий поспешных и необдуманных

действий. Поэтому авторы надеются, что полученные данные смогут помочь местным органам управления выбрать организационные формы для традиционных видов хозяйствования с учетом желаний респондентов и специфики их хозяйственной деятельности.

Таблица 2

Перспективы существования общин, %

Предложенные варианты ответов Районы

Усть-Большерецкиий Соболевский Тигильский

Добыча и освоение первичной переработки рыбных ресурсов 40 10 10

Добыча рыбных ресурсов и производство из них конечной продукции наряду с развитием национальных ремесел 30 70 80

Освоение добычи рыбных ресурсов с последующей продажей сырья 40 10

Добыча рыбных ресурсов и производство из них конечной продукции для нужд общины 10

Настоящее положение дел - 10 -

Возрождение и поддержка традиционного отношения к природе на землях, населенных смешанными группами пришлого и коренного населения, должно ориентироваться на последних. Ведь практически весь опыт природопользования коренных народов совпадает с принципами экологической этики современности. Сформировать эти принципы в процессе воспитания помогает изучение традиционных знаний и фольклора коренных народов Камчатки. Устное народное творчество является коллективной памятью, которая фиксирует социальные нормы поведения и принципы взаимодействия с природой.

Одной из предпочтительных форм организации деятельности по реализации прав - на природные ресурсы, получение налоговых льгот - является община. Основная ее цель - это защита среды обитания, сохранение традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов. Община

- некоммерческая организация и функционирует в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях».

Общины малочисленных народов - формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровно-родственному (семья, род) и (или) территориальнососедскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

Согласно последней редакции Налогового кодекса доходы, получаемые членами родовых, семейных общин коренных народов от традиционного хозяйства и реализации продукции традиционных промыслов, не подлежат налогообложению. Необходимо, чтобы общины были зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ».

В области управления рыбным промыслом рекомендуется:

- ввести в региональное законодательство нормы, регламентирующие участие объединений (родовых общин), занимающихся рыбодобычей, в управлении промыслом лососей;

- разработать правовой механизм участия ассоциаций или отдельных пользователей в комплексе мероприятий по сохранению и воспроизводству тихоокеанских лососей;

- разработать механизм взимания платы за фактически добытые и переработанные объемы водных биоресурсов с возможностью возврата сборов за неиспользованное право промысла;

- рассмотреть возможность развития в рамках концепции социально-экономического развития Камчатского края спортивного и рекреационного рыболовства на базе родовых общин.

Решение проблемы выравнивания ситуации с занятостью в Камчатском крае предполагает реализацию комплекса мер как в экономической, так и в социально-трудовой сфере, а именно:

1. Развитие регионального рынка труда. В целях смягчения социальной напряженности на региональном рынке труда, вызванной неравномерным социально-экономическим развитием края, необходима выработка региональной адресной политики в сфере занятости, учитывающей особенности территориального развития.

В этой связи необходимо обеспечить:

- наличие в разрабатываемых целевых региональных и отраслевых программах разделов, предусматривающих создание новых рабочих мест, содействие развитию предпринимательства

и других мероприятий, оказывающих положительное влияние на ситуацию на региональном рынке труда;

- содействие занятости коренных малочисленных народов, в том числе в рамках развития традиционных национальных художественных промыслов и ремесел;

- обеспечение сбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы на региональном рынке труда, в том числе на основе анализа и прогноза потребности отраслей экономики в соответствующих категориях работников и корректировки структуры профессионального обучения с учетом перспектив социальноэкономического развития края;

- развитие малого бизнеса в сфере услуг с целью создания условий для трудоустройства незанятого населения;

- разработку и реализацию территориальных программ социально-экономического развития, включая целевые программы по приоритетным активным направлениям работы на территориальном рынке труда, в том числе в населенных пунктах, образованных градообразующими предприятиями, с критической ситуацией на рынке труда, обусловленной реструктуризацией градообразующих предприятий;

- разработку и реализацию мер, направленных на развитие и поддержку предпринимательской инициативы.

2. Повышение качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда, обеспечение экономики Камчатского края рабочими и специалистами, имеющими профессии и квалификации, соответствующие спросу на рынке труда.

Повышение качества рабочей силы может быть достигнуто на основе проведения реформирования системы профессионального образования всех уровней, включающей:

- развитие системы непрерывного профессионального образования; повышение качества профессионального образования, его соответствие потребностям экономики и социального развития;

- создание детям равных стартовых возможностей для получения образования и рост доступности качественного общего образования; повышение инвестиционной привлекательности системы образования;

- разработку прогноза потребности в рабочих и специалистах по укрупненным группам профессий и специальностей, видам экономической деятельности; координацию потребности с объемами подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального образования для достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;

- совершенствование механизма определения потребности организаций в выпускниках учреждений профессионального образования всех уровней, а также разработку критериев оценки эффективности вложения бюджетных средств в профессиональное образование молодежи;

- развитие профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда;

- развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала предприятий, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению, как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики;

- создание системы оценки качества работников, занятых в рыбном промысле, основанной на определении их компетентности и способности гибко реагировать на непрерывные изменения требований к квалификации и профессиональной подготовке работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.

Как показало анкетирование, занятость коренного населения в родовых общинах составляет в г. Петропавловске-Камчатском 31,6%, в пос. Раздольный - 100%, в с. Анавгай - 40,5%, в с. Эссо - 50%, в с. Ковран - 16,3%, в пгт Палана - 56%, в пос. Тиличики - 28%, в с. Хаилино -41% от общего числа опрошенных. В пос. Раздольный на вопрос о занятости в родовых общинах ответило 100% респондентов. Это связано с тем, что в опросе приняли участие только члены союза родовых общин «ЯЯР». В с. Эссо 50% опрошенных ответили, что являются членами родовой общины - это самый высокий показатель среди поселков. Большинство из них являются членами общины коренных малочисленных народов и старожилов общественной организации «Эссо», в которой зарегистрировано более 100 человек.

С 1991 по 1992 гг. зарегистрировано 34 крестьянско-фермерских хозяйств. Позднее в связи с принятием в Камчатской области в 1997 г. региональных законов «О территориях традиционного природопользования» и «О территориально-хозяйственных общностях (общинах) коренных малочисленных народов в Камчатской области» эти крестьянско-фермерские хозяйства были перерегистрированы как родовые общины.

На 1 января 1997 г. в Быстринском районе зарегистрировано 43 традиционных хозяйства. Численность наседения, постоянно проживающего в стойбищах, на территориях традиционного природопользования составляет 83 человека, приезжего населения (название условное) -1710 человек. Эта часть населения занята в основном в сельском хозяйстве, органах управления, социальном обслуживании, индивидуальном предпринимательстве. Всего в экономике района занято 986 из 1619 человек трудоспособного населения. Официально безработица за 1993-1998 гг. увеличилась в 10 раз, и в 1998 г. на учете в Центре занятости состояло 210 человек (9% от общей численности населения).

В Быстринском районе и сегодня проживают на своих родовых угодья коренные жители -в основном эвены, а также ительмены и коряки. Это так называемые традиционные хозяйства, или традиционщики, земли которых официально не оформлены и не зарегистрированы. В 2007 г. таких традиционщиков насчитывалось около 50. Они вынуждены оформлять субаренду у пользователей охотничьих участков для того, чтобы заниматься охотой на своих традиционных землях, на которых они проживают с давних времен [2].

По данным комитета по управлению муниципальным имуществом и экономической политике Тигильского района, зарегистрировано всего 39 родовых общин, из них 16 не прошли перерегистрацию до 1 января 2003 г. в Межрайонной ИМНС РФ № 1 по Камчатской области и КАО. Необходимо отметить, что с 2003 г. резко уменьшилось количество регистрируемых общин. По данным комитета за 2003-2004 гг., в районе было зарегистрировано всего пять общин: три с юридическим адресом в пос. Тигиль, одна в с. Ковран и одна в пгт Палана. Из них три родовые общины, закрепившие в 1994 г. угодья в долгосрочное пользование, занимаются охотой, а две родовые общины, зарегистрированные в 2002 г. с целью осуществления охоты, так и не начали хозяйственную деятельность, поскольку не участвовали в конкурсах [2].

Зарегистрированных родовых общин больше, чем действующих. Не все родовые общины оказались приспособленными к новым условиям хозяйствования. Одной из причин прекращения их деятельности является выделение небольших квот на вылов рыбы, объем которых не способен окупить расходы на добычу рыбных ресурсов. Основная проблема, с которой сталкиваются традиционные хозяйства - это отсутствие материально-технической базы.

Национальные предприятия образуются как коммерческие организации - юридические лица. Контрольным пакетом уставного капитала должны владеть представители коренных народов Севера. Постоянных работников из числа коренных малочисленных народов Севера в коллективе должно быть не менее половины от числа работающих. Основными видами деятельности должны являться традиционные виды промыслов. Понятие «национальное предприятие» введено Положением Корякского автономного округа «О национальных предприятиях и основных направлениях развития традиционных видов народных промыслов» (утверждено Постановлением № 9/124 в 1998 г. и Постановлением № 13/289 в 2001 г.), а также Законом Камчатской области «О дополнительных налоговых льготах в части средств, зачисляемых в областной бюджет и территориальный дорожный фонд отдельными категориями плательщиков на территории Камчатской области в 2001 году».

Как показало анкетирование в пгт Палана, в национальных предприятиях работают 87 человек, в с. Эссо - 7, в с. Анавгай - 7, что составляет 9,3% опрошенных респондентов во всех населенных пунктах. В основном они заняты в оленеводстве. Развитие национальных предприятий сдерживается из-за высоких тарифов на транспорт и энергоносители [2].

Занятость коренного населения в родовых общинах и национальных предприятиях составляет в г. Петропавловск-Камчатский - 31,8%, в п. Раздольный - 100%, в с. Анавгай - 50,6%, в с. Эссо - 52,2%, в с. Ковран - 16,3%, в пгт Палана - 31,3%, в пос. Тиличики - 28%, в с. Хаили-но - 41% от общего числа опрошенных респондентов. Таким образом, судя по собранным авторами данным, к настоящему времени примерно половина опрошенного коренного населения входит в новые организационные формы хозяйственно-экономических отношений [2, 3].

Многие коренные жители выражают мнение, что «пришлое» население вытесняет их из традиционных сфер хозяйствования. Большинство образовавшихся семейных, родовых, общинных

хозяйств промыслового значения оказываются несостоятельными в экономическом плане и, как следствие, не смогут выжить в условиях рыночной конкуренции. В настоящее время большинство традиционных хозяйств являются убыточными.

Решение социально-экономических проблем коренных народов должно базироваться на принципах сохранения и развития исторически сложившегося производственного и бытового уклада жизни с использованием новых технической и технологической основ.

Основные положения концепции

Цель концепции - создание условий для развития сообществ местного населения прибрежных регионов Камчатки при сохранении и воспроизводстве биоразнообразия ресурсов тихоокеанских лососей.

К основным задачам, требующим решения в рамках концепции, относятся следующие:

- минимизация перелова лососевых;

- борьба с браконьерством;

- стимулирование экономического развития сообществ местного населения прибрежных регионов Камчатки.

Рассмотрим перечисленные проблемы более подробно.

Проблема перелова лососей. Ее решение необходимо реализовывать по трем направлениям:

- определение приоритета промысла лососевых для личного потребления;

- сокращение количества предприятий, занимающихся добычей ресурсов лосося;

- отслеживание объемов добытого и переработанного лосося.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблема браконьерства. Данную проблему предлагается решать одновременно по следующим направлениям:

- повышение эффективности контроля соблюдения требований законодательства в рыбопромысловых районах и на рынках, где реализуется рыбопродукция;

- разработка механизма контроля рыбоохранными органами цепочки «добыча - доставка на перерабатывающее предприятие - производство продукции - реализация продукции» с целью отслеживания объемов потребляемых ресурсов лососей.

Разработка программы развития сообществ местного населения прибрежных районов Камчатки обеспечит мотивацию органов местного самоуправления и усилит с их стороны контроль за соблюдением требований законодательства.

Проблема экономического развития. Для создания условий экономического развития и повышения экономической активности населения прибрежных районов Камчатки (включая КМНС) необходимо предпринять ряд действий:

1. Исполнять требования закона о рыболовстве в полном объеме.

Действующий закон о рыболовстве гарантирует право на доступ к ресурсам тихоокеанских лососей сообществам местного населения прибрежных регионов Камчатки, включая КМНС. Для реализации данного права необходимо более четко определить группы населения, на которые распространяется данное право. Размытые формулировки не дают возможности четко идентифицировать различные группы населения с целью реализации права на доступ к ресурсам.

2. Установить приоритет промысла лососевых для личного потребления перед иными видами промысла.

3. Внести коррективы в определение «допустимое использование».

Необходимо определить допустимые способы использования ресурсов лосося для обозначенных групп населения: часть традиционной квоты следует направлять на экономическое развитие (как практиковалось ранее). Объем возможного изъятия лосося на экономическое развитие необходимо отделить от квоты для личного потребления. Объем добычи лососевых, данный на экономическое развитие сообществ местного населения, рекомендуется выделять не за счет объема квоты для личного потребления, а дополнительно к ней.

В прибрежных районах Камчатки проживает не только коренное малочисленное население Севера. В силу этого обстоятельства рекомендуется привлечь к регулированию промысла лососей органы местного самоуправления, направив им финансовые средства. Важным элементом реализации программы экономического развития прибрежных регионов Камчатки является сотрудничество Ассоциации КМНС и органов местного самоуправления.

4. Определить размер квоты.

Если будет реализован пункт о возможностях использования традиционной квоты на экономическое развитие, необходимо определить, какая часть ОДУ может быть использована на эти цели. При целевом использовании средств их может быть достаточно и для значительного снижения браконьерства. Согласно опыту Западной Аляски на поддержку экономического развития 21 000 жителей предоставляется 10% ОДУ, что составляет порядка 50 млн долл. ежегодно.

5. Определить направления использования квоты.

Рекомендуются следующие направления использования квоты:

5.1. Самостоятельное освоение части квоты для получения прибыли отдельными жителями из числа КМНС или их сообществами (родовыми общинами) с привлечением в качестве наемных работников членов сообщества.

Данное направление предусматривает:

- направление прибыли на нужды сообщества местных жителей;

- прямое деление прибыли между членами сообщества;

- получение объема средств от третьих сторон за право освоения выделенной квоты.

5.2. Передача выделенной квоты действующей коммерческой структуре за отчисляемый с каждой выловленной единицы ресурса определенный процент.

Данное направление рекомендуется использовать на начальных этапах реализации программы экономического развития для аккумулирования средств у сообществ местного населения, которых недостаточно. При этом следует отметить, что квота, полученная самой коммерческой структурой, не должна снижаться за счет объема передаваемой в освоение традиционной квоты.

Реализация данного направления в Камчатском крае должна сопровождаться отказом от налогообложения как минимум традиционных квот, а возможно, и промышленных квот, что позволит эффективнее привлекать средства в сообщества в целях стимулирования экономической активности населения прибрежных регионов.

Возможно предусмотреть и разделение платы за квоту между федеральным бюджетом и сообществом местного населения. Однако следует помнить, что разделение платы за квоту приведет к снижению объема средств, направляемых сообществами на стимулирование экономической активности.

6. Распределение доходов.

Доходы не могут быть направлены на оплату государственных услуг - они должны быть направлены на повышение экономической стабильности сообществ. Распределение доходов может осуществляться по следующим направлениям:

- общее экономическое развитие сообществ;

- реализация социальных программ.

Эффективной реализации программы развития сообществ местного населения Камчатки способствует правильный выбор организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов. Предлагается использовать мировой опыт организации хозяйствующих субъектов, опирающийся на одну из нижеперечисленных моделей.

Модель № 1. Создание коммерческой организации, освобожденной от уплаты налогов на определенный период времени.

Реализация данной модели сопряжена с рядом проблем, к которым относятся:

- большая доля средств, затрачиваемая на оплату налогов;

- сложность в определении статуса «организации, освобожденной от налогов»;

- возможность нецелевого использования средств;

- вероятность развития коррупции в силу зависимости от действий чиновников, не заинтересованных в результате деятельности организации.

Модель № 2. Создание некоммерческой организации, освобожденной от уплаты налогов.

Самым рациональным и экономически эффективным представляется использование Ассоциации коренных малочисленных народов Севера (АКМНС) в качестве некоммерческой организации, получающей и распределяющей квоты, вкладывающей средства в повышение экономического развития сообществ прибрежных районов Камчатки. При этом возможно курирование деятельности АКМНС компетентным общественным коллегиальным органом - рыбопромысловым советом Камчатского края. С учетом опыта Аляски представляется возможным включение в качестве участников программы органов местного самоуправления наряду с АКМНС и рыбопромысловым советом Камчатского края. Партнерская работа позволит добиться большей эф-

фективности в реализации программы развития сообществ местного населения, включая эффективное и рациональное использование средств.

Внедрение программы можно разделить на три этапа:

1. Создание и накопление капитала (путем передачи прав на освоение квоты третьей коммерческой структуре).

Предполагается, что изначально АКМНС может быть не готова к масштабной деятельности в силу отсутствия ресурсов или навыков и умений у членов общин. Следовательно, процесс подготовки ко второму этапу реализации программы должен сопровождаться накоплением капитала на фоне изучения членами общин основ добычи и переработки лососей, предпринимательской деятельности, управления и т. д.

Существует также вероятность того, что не все родовые общины смогут принять участие в программе. Рекомендуется на начальном этапе реализовывать программу на примере одного района с участием 5-7 родовых общин.

2. Участие в промысле лососей в качестве равноправных участников.

В ходе реализации программы часть участников может стать самостоятельными равноправными участниками промысла и впоследствии организовать собственные перерабатывающие производства.

3. Развитие перерабатывающих производств.

4. Увеличение числа занятых с помощью:

- создания рабочих мест в промысле лососей и на перерабатывающих предприятиях;

- развития инфраструктуры;

- развития навыков и умений, необходимых для работы на вышеуказанных предприятиях;

- целевой подготовки кадров.

Предлагаются следующие инвестиционные площадки:

- территориальные (Усть-Большерецкий, Соболевский и Тигильский районы);

- продуктовые (выделяются для каждой территориальной площадки).

К продуктовым площадкам Усть-Большерецкой территориальной площадки относятся:

1. Производство пищевой продукции, а именно:

- производство замороженных полуфабрикатов из овощей, дикоросов, мяса птицы;

- добыча водных гидробионтов (включая рыбные ресурсы) и их первичная обработка (например, заморозка);

- переработка результатов труда фермеров (производство продуктов из масла, сметаны, молока, яиц, овощей, включая консервирование, и т. п.).

Данные продуктовые площадки позволят привлекать инвестиции в технологии заморозки пищевой продукции, развивать инновационные технологии упаковки (тушеное мясо в вакуумной упаковке и т. п.). Достоинством этой площадки является наличие дороги, соединяющей ее с рынками сбыта.

2. Этно- и экотуризм.

Данная площадка позволит привлечь внутренних потребителей рекреационных услуг. Основными продуктами площадки могут выступать спортивная рыбалка и сплав (либо и то, и другое). Внутренними потребителями являются жители России и (или) Камчатского края. Этноту-ристическими продуктами могут быть продукты национальных ремесел, национальные коллективы и т. п.

3. Рекреация и бальнеология.

Предполагается, что к продуктам площадки относятся непосредственно отдых и санаторнокурортное лечение.

К продуктовым площадкам Соболевской территориальной площадки относятся:

1. Воспроизводство водных биоресурсов (возможна организация дополнительных лососевых заказников).

2. Переработка водных биоресурсов.

3. Сельское хозяйство (может развиваться за счет организации и развития личных подворий и тепличного хозяйства).

4. Экотуризм, продуктами которого могут быть спортивная рыбалка и экотуры для внешних потребителей рекреационных услуг (иностранных граждан).

К продуктовым площадкам Тигильской территориальной площадки относятся:

1. Развитие оленеводства и национальных ремесел.

2. Этно- и экотуризм.

Это наиболее удаленная площадка, характеризующаяся отсутствием транспортной инфраструктуры. Она наилучшим образом подходит для создания территории традиционного природопользования. Цель ее развития - самообеспечение. Возможна также организация площадки по сохранению национальных традиций, развитию и сохранению языка.

Следует учитывать, что основной целью создания всех инвестиционных площадок является поддержка жизнедеятельности отдаленных районов и решение проблемы занятости населения.

Литература

1. Михайлова Т.Р. Проблемы развития природного парка «Быстринский» // Пробл. охраны рационального использования биоресурсов Камчатки: Материалы обл. науч.-практ. конф. - Пе-тропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2000. - 70 с.

2. Традиционные знания и их значимость для сохранения биоразнообразия Камчатки. Ч. 2: Отчет по НИР // Сохранение биоразнообразия лососевых Камчатки и их устойчивое использование: Проект ПРООН/ГЭФ. - Петропавловск-Камчатский, 2008. - 127 с.

3. Шарахматова В.Н., Ерискина Н.В. Социально-экономическое положение народов Севера Камчатки как объект социологического исследования // География и природные ресурсы. - 2003.

- № 10-12. - С. 108-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.