УДК37.022+519.2 СЕЛЮТИН В. Д.
доктор педагогических наук, заведующий кафедрой, кафедра алгебры и математических методов в экономике, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева [email protected] ЛЕБЕДЕВА Е.В.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра алгебры и математических методов в экономике, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева [email protected]
UDC 37.022+519.2 SELYUTIN V.D.
Doctor of Pedagogic Sciences, Head of the Department of Algebra and Mathematical Methods in Economics, Orel
State University E-mail:[email protected] LEBEDEVA E.V.
Candidate of Pedagogic Sciences, associate professor, Department of Algebra and Mathematical Methods in Economics, Orel State University E-mail:[email protected]
РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ЭКОНОМИКИ НА ОСНОВЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА КАК МЕТОДИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
THE CONCEPT OF PREPARATION OF BACHELORS OF ECONOMY ON THE BASIS OF FORECASTING
IN CONDITIONS OF COMPETENCE APPROACH AS A METHODOLOGICAL AND MATHEMATICAL PROBLEM
В статье обосновывается постановка новой научной методико-математической задачи разработки концепции подготовки бакалавров экономики на основе прогнозирования в условиях компетентностного подхода. Решение этой задачи будетспособствовать успешному формированию у бакалавров-экономистов профессионально значимых умений планирования и прогнозирования экономических явлений, создавая благоприятные предпосылки формирования общекультурных, профессиональных и специальных компетенций.
Ключевые слова: бакалавры экономики, прогнозирование, теория вероятностей, математическая статистика, профессиональная компетентность экономиста.
The article explains the formulation of new scientific methodological and mathematical problems of the development of the concept of preparation of bachelors of economy on the basis of forecasting in conditions of competence approach. The solution to this problem will contribute to the successful formation of bachelors-economists of professionally significant skills, planning and forecasting of economic phenomena, creating favorable prerequisites for the formation of General cultural, professional and special competences.
Keywords: bachelors of economics, forecasting, probability theory, mathematical statistics, professional competence of the economist.
Понятие «прогнозирование» широко используется в философии, социологии, экономике, психологии, педагогике и других науках. В последнее время прогнозирование приобретает особую роль в экономической деятельности.
В связи с постоянными изменениями, происходящими в современных экономических условиях, расширяются функциональные обязанности экономиста: в процессе своей профессиональной деятельности он выполняет коммуникативную, проектировочную, прогностическую, диагностическую, организаторскую, конструктивную функции, которые определяются основной целью - достижение положительных результатов.
Некоторые исследователи считают, что «экономическое прогнозирование» следует понимать как систему исследований качественного и количественного характера, направленных на выяснение тенденций развития экономических явлений и поиск оптимальных путей достижения целей этого развития. Придерживаясь этой
точки зрения, будем считать, что, во-первых, прогнозирование связано с предсказанием будущих значений экономических параметров и показателей, а во-вторых, экономическое прогнозирование позволяет провести анализ экономической ситуации в целом, с акцентом на закономерности процессов и явлений. Во втором случае на первый план выдвигаются выявление и систематизация результатов стратегических или иных альтернатив, анализ последствий, связанных с реализацией каждой из них.
Таким образом, умение планировать и прогнозировать экономические процессы играет важную роль в будущей профессиональной деятельности бакалавров экономики.
В настоящее время обществу требуются экономисты новой генерации, от компетентности которых в значительной мере будет зависеть развитие экономической ситуации в нашей стране.
Поэтому встаёт проблема подготовки бакалавров экономики на базе компетентностного похода. Согласно
© Селютин В.Д., Лебедева Е.В. © Selyutin V.D., Lebedeva E.V.
Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (77), 2017 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 77. 2017
компетентностному подходу, уровень профессиональной подготовки выпускников высших учебных заведений определяется степенью овладения ими современными экономическими знаниями, а также умениями планировать и прогнозировать.
Эффективность реализации компетентностного подхода в системе высшего образования определяется успешностью решения многих задач. В первую очередь требуется установить соответствие между дисциплинами и формируемыми при их изучении компетенциями, затем необходимо определить элементы содержательного компонента обучения, которые обеспечивают формирование компетенций и др. В полной мере сказанное относится к математической подготовке бакалавров экономики.
Поскольку процесс экономического прогнозирования связан с исследованиями количественного характера, то возникает необходимость в непосредственном обращении к математическому аппарату. Однако, как показывает наш опыт, здесь существует проблема, состоящая в том, что бакалавры экономики с трудом воспринимают информацию, связанную с процессом прогнозирования, и особенно - представленную на языке математики и требующую математической обработки. Студенты не видят необходимости тех или иных математических действий в будущей экономической деятельности. Отсюда - эта проблема. На наш взгляд, выход из сложившейся ситуации возможен, если процесс обучения будущих экономистов математике соединить с деятельностью, направленной на экономическое прогнозирование. Кроме того, обучение бакалавра экономики математике с учетом предстоящей-ему деятельностибудет вызывать заинтересованность в математической подготовке и, тем самым, будет более эффективным в целях формирования необходимых компетенций.
Наличие профессиональной заинтересованности, вызванной потребностями прогнозирования, усиливает активность студента при изучении математики и приводит к формированию благоприятных условий для повышения качества приобретаемых им математических знаний, умений и владений. Наиболее связанной с прогнозированием частью математики является теория вероятностей, охватывающая математическую статистику в качестве своего важнейшего прикладного раздела.
Рассмотрев особенности реализации компетентност-ного подхода при обучении будущих экономистов математике, удалось выделить некоторые исследования.
Исследования, выполненные Байгушевой И.А., Бурмистровой Н.А, Гафиятовой О.В., Низамиевой Л.Ю., Серой Г.В. направлены на формирование у будущих экономистов профессионально-математической и экономико-математической компетентностей, при этом выделяют в них в качестве составляющих: математические знания и способность их применять для решения экономических задач. Впрочем, несмотря на общую идею, относительно понятия и структуры математической компетентности, исследователи используют различные средства для ее формирования.
Ряд других исследователей возможность сформи-
ровать профессиональную компетенцию экономико-математического анализа и математического моделирования экономических явлений видят в использовании интегрированных курсов математики и информатики. В работе Кухаревой Е.А. данная компетенция практически отождествляется с компетенцией ПК-4, которая в соответствии с ФГОС ВОпо направлению подготовки 380301 «Экономика» представляет «способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты» [1, 2].
В исследовании Кузьминой А.В. таким аналогом выступает профессионально-прикладная информационно-математическая компетенция специалиста
экономического профиля, которая отражает «единство его теоретико-прикладной подготовленности и практической способности комплексно применять математический инструментарий и информационные технологии для эффективного решения профессиональных задач, в том числе относящихся к принятию рациональных решений в экономике, математическому и компьютерному моделированию экономических процессов и систем» [3, с.10].
Исследования, выполненные Е.А. Кухаревой, А.В. Кузьминой объединяет то, что в первую очередь они направлены на формирование у студентов компетенции, характеризующей способность осуществлять математическое моделирование экономических процессов и интерпретировать полученные результаты. А второе сходство состоит в том, что они устремлены на приобретение опыта составления, решения математических моделей и интерпретации полученных результатов,используя практико-ориентированные задачи, в том числе из дисциплин профессионального цикла. Кроме того, в этих исследованиях при изучении математических дисциплин приоритетной остаётся задача приобретения предметных знаний, но не умений и опыта деятельности по построению, решению математических моделей экономических процессов и интерпретации полученных результатов.
Таким образом, основываясь на анализе предыдущих исследований, приходим к выводу, что несмотря на наличие ряда работ по методике преподавания теории вероятностей [4, 5, 6], в том числе авторских работ [7, 8], в русле развития идеи использования элементов прогнозирования, а также связанных с компетентностным подходом, в настоящее время, в условиях многоуровневой системы образования и компетентностного подхода, остаются нерешенными многие проблемы формирования у бакалавров экономики общекультурных, профессиональных компетенций: ПК-1; ПК-2; ПК-4; ПК-6; ОК-1.
Серьезной помехой этому при математической подготовке бакалавров экономики служит продолжающийся отрыв от тематики управления устойчивым развитием экономических объектов и процессов, которое невозможно без объективной и вариативной оценки будущего. В изучении теории вероятностей не в полной мере задействованы механизмы мотивации, связанные с за-
интересованностью студентов в овладении умениями планировать и прогнозировать экономические процессы. Не используются внутренние резервы прогностического характера вероятностного закона больших чисел о статистической устойчивости эмпирических характеристик.
В связи с отсутствием научно-педагогических разработок по использованию возможностей организации овладения бакалаврами вероятностно-статистическими методами с привлечением элементов экономического прогнозирования, в теории и методике обучения математике образовался заметный пробел. Возникла необходимость в создании методики обучения бакалавров экономических направлений подготовки на основе прогнозирования в условиях компетентностного подхода.
Вероятностно-статистическая подготовкабуду-щих экономистов в рамках компетентностного подхода должна быть приведена в соответствие с потребностями формирования профессионально значимых умений планирования и прогнозирования экономических явлений. Поэтому назрела новая методико-математическая задача разработки концепции подготовки бакалавров экономики на основе прогнозирования в условиях компетентностного подхода.
Решение данной научной задачи будет направлено на создание теоретических и методических основ вероятностно-статистической подготовки бакалавров экономики с использованием прогнозирования,отвечающих новой парадигме высшего образования. Теоретические положения о прикладнойнаправленности обучения математике будут существенно дополнены новым способомеё реализации на основе прогнозирования. Использование внутренних резервов прогностическогохарактера вероятностного закона больших чисел о статистической устойчивости эмпирических характеристик даст возможность для конструирования содержания и последовательности изучения материала с учетом специфики профессиональной подготовки, направленной навыявление экономических тенденций.
Результаты нового исследования будутспособ-ствовать успешному формированию у бакалавров-экономистов профессиональнозначимых умений планирования и прогнозирования экономических явлений, создавая благоприятные условия формирования общекультурных, профессиональных и специальных компетенций.
Библиографический список
1. Кухарева Е.А. Формирование профессиональной компетенции бакалавров экономического профиля в процессе изучения интегрированного курса математики и информатики: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Тольятти, 2013. 23с.
2. ФГОС ВО направление подготовки 380301 от 12.11.2015г. №1327 http://rguts.ru/templates/Rguts/images/sector/aboutuniver/ official/education/standards/380301.pdf
3. Кузьмина А.В. Формирование в вузе профессионально-прикладной информационно- математической компетенции специалистов экономического профиля: дисс. ...канд. пед. наук: 13.00.08. Москва, 2012. 251с.
4. Бунтова Е.В.Самостоятельная работа студентов сельскохозяйственных вузов при изучении теории вероятностей: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Орёл, 2006. 193с.
5. Антоновская В.В.Реализация компетентностного подхода при решении тематических образовательных web-квестов по теории вероятностей // Сборник: Преподавание математики, физики, информатики в вузах и школах: проблемы содержания, технологии и методики материалы V Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко», 2015. С. 10-16.
6. Окунева Е.О. Сравнение математических моделей принятия решений в условиях определенности // Интернет- журнал «Науковедение», 2016. Том 8. №3 (34), с.65.
7. Лебедева Е.В.Методика обучения студентов экономического профиля теории вероятностей на основе прогнозирования: дис. ... кан. пед. наук.Орел, 2009.190с.
8. Лебедева Е.В., Селютин В.Д. Обучение студентов экономического профиля теории вероятностей на основе прогнозирования: Монография. Орел: ОГУ, 2011.136с.
References
1. Kukhareva E.A. Formation of professional competence of bachelors of Economics in the process of studying of the integrated course of mathematics and computer science: abstract of the candidate thesis inPedagogy, Togliatti, 2013. 23p.
2. FSESHE the area of training 380301 of 12.11.2015 No. 1327 http://rguts.ru/templates/Rguts/images/sector/aboutuniver/official/ education/standards/380301.pdf
3. Kuzmina A.V. Formation of the University in professionally-applied information and mathematical competence of specialists of economic profile. Candidate thesis inPedagogy: 13.00.08. Moscow, 2012. 251p.
4. Buntova E.V. Independent work of students of agricultural universities in the study of probability theory.Candidate thesis inPedagogy, Eagle, 2006. 193p.
5. Antonovskaya V.V. Implementation of the competency approach in the solution of thematic educational web quests on probability theory // Collected papers: Teaching mathematics, physics, Informatics in universities and schools: problems of content, technologies and techniques materials of V all-Russian scientific-practical conference. FSBEI HPE "Glazov state pedagogical Institute named after V G. Korolenko", 2015. pp.10-16.
6. Okuneva E.O. Comparison of mathematical models of decision making under certainty // Internet - journal "science of Science", 2016. Vol. 8. No. 3 (34), p. 65.
7. Lebedeva E.VTechnique of training of students of economic profile of probability theory based on the prediction. Candidate thesis inPedagogy,Orel, 2009. 190p.
8. Lebedeva E.V., Selyutin V.D. Training of students of economic profile of the theory of probability on the basis of forecasting: Monograph, Orel: OSU, 2011. 136p.