Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОГО КАБИНЕТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА'

РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОГО КАБИНЕТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личный кабинет студента / ЭИОС / учебный процесс / нейросеть / консультант / образовательная траектория / student personal account / EIOS / educational process / neural network / advisor / educational trajectory

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В М. Хваржев, К Н. Цебренко

Личный кабинет является частью электронной информационной образовательной среды и помогает студентам понимать и видеть личные результаты обучения, задолженности по дисциплинам, просматривать расписание, и может помочь студентам при возникновении вопросов. Разработка личного кабинета студента стоит использовать нейросети для консультанта и для формирования образовательной траектории. Использование нейросети для формирования рекомендаций по индивидуальным образовательным траекториям позволяет студентам более эффективно планировать своё обучение, учитывая личные потребности и возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В М. Хваржев, К Н. Цебренко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF A STUDENT'S PERSONAL ACCOUNT USING ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGIES

The personal account is part of the electronic information educational environment and helps students understand and see their personal learning outcomes, outstanding assignments, view schedules, and can assist students when questions arise. The development of the student’s personal account should utilize neural networks for advisory purposes and for the formation of educational trajectories. The use of neural networks to form recommendations for individual educational trajectories allows students to plan their studies more effectively, taking into account their personal needs and capabilities.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОГО КАБИНЕТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА»

РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОГО КАБИНЕТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

В.М. Хваржев, магистрант

К.Н. Цебренко, канд. техн. наук, доцент

Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-4-147-150

Аннотация. Личный кабинет является частью электронной информационной образовательной среды и помогает студентам понимать и видеть личные результаты обучения, задолженности по дисциплинам, просматривать расписание, и может помочь студентам при возникновении вопросов. Разработка личного кабинета студента стоит использовать нейросети для консультанта и для формирования образовательной траектории. Использование нейросети для формирования рекомендаций по индивидуальным образовательным траекториям позволяет студентам более эффективно планировать своё обучение, учитывая личные потребности и возможности.

Ключевые слова: личный кабинет студента, ЭИОС, учебный процесс, нейросеть, консультант, образовательная траектория.

В соответствии с требованиями ФГОС при реализации образовательных программ необходимо обеспечить функционирование электронной информационной образовательной среды (ЭИОС). Особенно актуально при дистанционном и электронном обучении. Личный кабинет является частью ЭИОС и помогает студентам понимать и видеть личные результаты обучения [1], задолженности по дисциплинам, просматривать расписание, и может помочь студентам при возникновении вопросов.

Необходимость в создании системы личного кабинета студента связана с желанием повысить эффективность учебного процесса и в нужде предоставлять учащимся современные средства для удобства обучения. Введение такой системы предлагает студентам актуальную информацию, улучшает взаимодействие с преподавателями и другими студентами [2]. Ключевые возможности личного кабинета обычно охватывают такие действия, как проверка расписания занятий, оценок и задолженностей, доступ к учебным материалам и библиотечным ресурсам, а также предоставляют возможность общения и запроса справок деканат.

В настоящее время существует несколько систем с аналогичным функцио-

налом. Среди них можно выделить такие системы, как «Магеллан», «Первый Бит ВУЗ», «1С: Электронное обучение» и «АСУ УЗ UNIVERSYS WEB SERVER». «Магеллан» предлагает комплексный подход к автоматизации учебного процесса, предоставляя гибкие настройки и широкий функционал, но требует значительных стараний для установки. «Первый Бит ВУЗ» характеризуется высокой степенью интеграции с различными системами и стандартами, что делает её более привлекательной для больших образовательных организаций, но её настройка и обучение пользователя может быть трудоёмким процессом. «1С: Электронное обучение» как и другие ориентирована на дистанционное обучение и предоставляет широкий функционал для организации учебного процесса, но её зависимость от локальной сети учреждения становится существенным ограничением и недостатком. «АСУ УЗ UNIVERSYS WEB SERVER» предлагает обширные возможности для управления образовательным процессом и создания электронной информационно-образовательной среды, однако её использование требует наличия обученных технических специалистов для поддержки и настройки. Таким образом, существующие системы обладают достоинствами и недо-

статками, что затрудняет принятие оптимального решения.

По сравнению с другими системами, существующие решения заставляют сотрудников деканатов тратить значительное количество времени и сил на обработку заявок студентов, это вызывает задержки и снижает эффективность работы. Для устранения этой проблемы необходимо разработать собственную систему личного кабинета студента с встроенным виртуальным консультантом и разделом для формирования рекомендаций образовательной траектории. Консультант поможет в ответах на вопросы студентов, связанные с различными учебным процессом, например, «что нужно для оформления справки?» или «куда мне обратиться с этим вопросом?», и другие запросы. А рекомендации по образовательной траектории, поможет студентам, например, связанными с ИТ направлениями, определиться, что они хотят изучать.

На основании анализа существующих систем и требований, принято решение о разработке собственной системы личного кабинета студента для образовательной организации. Основные преимущества этого подхода заключаются в интеграции с существующими системами для образовательных организаций ВО и СПО, возможности адаптации под нужды образовательного организации и сокращении затрат на приобретение и поддержку продуктов, а

также новизна в сфере личного кабинета студента.

Стоит рассмотреть основные функциональные возможности, которыми должен обладать система личного кабинета студента:

- возможность для просмотра расписания занятий, экзаменов;

- доступ к оценкам, включая возможность отслеживания успеваемости;

- предоставление информации о задолженностях и возможностях пересдач, а также обеспечивать возможность общения с преподавателями и одногруппниками через встроенные чаты и форумы;

- доступ к учебным материалам, включая возможность их скачивания и загрузки выполненных заданий;

- возможность запроса и получения различных справок и документов в электронном виде;

- должен быть встроенный консультант, позволяющий отвечать на вопросы студентов без участия сотрудников деканата;

- система должна на основе оценки работы обучающихся и их пожеланий предлагать пути формирования индивидуальных образовательных траекторий;

- интеграция с библиотечными ресурсами, включая возможность онлайн-бронирования книг, что значительно улучшит образовательный процесс.

Примером такой системы является интерфейс личного кабинета студента, представленный на рисунке 1.

£ Ьвштшжт

Рис. 1. Интерфейс личного кабинета студента International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol. 5-4 (92), 2024

Вопрос реализации образовательных программ с выбором индивидуальных образовательных траекторий в настоящее время стоит довольно остро. Но обучающийся не всегда в состоянии адекватно оценить свои потребности в обучении и сопоставить со своими возможностями. Для формирования рекомендаций по построению индивидуальных образовательных траекторий предложено использовать нейросеть. Эта технология искусственного интеллекта, интегрированная в личный кабинет, которая позволит студенту выбирать необходимые курсы в соответствии с его возможностями и потребностями, на основе анализа запросов студента и результатах предыдущего обучения.

Кроме того, особенностью собственной разработки станет интеграция искусствен-

t

ного интеллекта в виде консультанта, который поможет студентам быстро получить ответы на их вопросы без необходимости ожидания ответа от деканата, тем самым значительно повышая оперативность и удобство взаимодействия между студентом и деканатом [3].

Для анализа предложенной концепции выполнено моделирование работы личного кабинета студента [4]. Разработана ЦМЬ модели, такие как диаграммы прецедентов, последовательностей, и другие. Например, на диаграмме последовательностей (рис. 2) показан процесс использования личного кабинета студентом с системой и нейросе-тью, которая будет предоставлять рекомендации по построению индивидуальных образовательных траекторий.

Рис. 2. Диаграмма последовательности

Сначала студент авторизируется в систему, после чего система выводит данные на интерфейс пользователя, после чего студент выбирает нужный раздел, данные которого система запрашивает из базы данных. База данных возвращает данные раздела, и система личного кабинета отображает их студенту. Когда студент делает запрос на формирование рекомендаций по построению индивидуальных образовательных траекторий, система передает этот запрос в нейросеть. Она же запраши-

вает необходимые данные для анализа, получает их, и формирует рекомендации, которые передаются на интерфейс системы.

Использование нейросети для формирования рекомендаций по индивидуальным образовательным траекториям позволяет студентам более эффективно планировать своё обучение, учитывая личные потребности и возможности. Автоматизация данного процесса через личный кабинет делает процесс обучения студента более сформированным, ему будет проще в обучении

сформировать путь, по которому он будет чение, что в конечном итоге способствует идти с первого курса. Внедрение таких повышению учебных результатов и удо-технологий улучшает качество образова- влетворенности студентов. тельного процесса и персонализирует обу-

Библиографический список

1. Фролов, Р.Н. Разработка оптимальной структуры интегрированной информационно-образовательной среды // Информационные ресурсы России. - 2022. - № 3(187). - С. 5865. - DOI 10.52815/0204-3653_2022_03187.58.

2. Цебренко, К.Н. Распределенная система обмена уведомлениями / К.Н. Цебренко // Вестник ИМСИТ. - 2021. - № 2(86). - С. 39-42.

3. Омельяненко, Я. Эволюционные нейросети на языке Python: практическое руководство / Я. Омельяненко; пер. с англ. В.С. Яценкова. - Москва: ДМК Пресс, 2020. - 310 с. -ISBN 978-5-97060-854-8.

4. Цебренко, К.Н. Концепция системы моделирования информационных систем // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 7-2(46). - С. 8688.

DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF A STUDENT'S PERSONAL ACCOUNT USING ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGIES

V.M. Khvarzhev, Graduate Student

K.N. Tsebrenko, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor Academy of Marketing and Social-Information Technologies - IMSIT (Russia, Krasnodar)

Abstract. The personal account is part of the electronic information educational environment and helps students understand and see their personal learning outcomes, outstanding assignments, view schedules, and can assist students when questions arise. The development of the student's personal account should utilize neural networks for advisory purposes and for the formation of educational trajectories. The use of neural networks to form recommendations for individual educational trajectories allows students to plan their studies more effectively, taking into account their personal needs and capabilities.

Keywords: student personal account, EIOS, educational process, neural network, advisor, educational trajectory.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.