Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА НА ОСНОВЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА'

РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА НА ОСНОВЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ / ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ИНСТРУМЕНТАРИЙ / КОНЦЕПЦИЯ / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / НАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ / ПРИОРИТЕТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / РЕМОНТЫ / СТРОИТЕЛЬСТВО / ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ СОСТОЯНИЕ ДОРОГ / УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / HIGHWAYS / ROAD MANAGEMENT / TOOLS / CONCEPT / LOGISTICS APPROACH / SCIENTIFIC PRINCIPLES / PRIORITIES AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT / RECONSTRUCTION / REPAIRS / CONSTRUCTION / TRANSPORT AND OPERATIONAL CONDITION OF ROADS / MANAGEMENT / ECONOMIC DEVELOPMENT / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Царенкова Ирина Михайловна

Введение: целью исследования является разработка концепции экономического развития в рамках научного обеспечения совершенствования управления дорожным хозяйством на основе логистического подхода. Система управления рассматривается как совокупность методик, по которым оцениваются отдельные аспекты развития и предлагаются мероприятия по улучшению качества, а также совершенствованию инфраструктуры автомобильных дорог, повышающие итоговую результативность производственной деятельности. Разработка целостной научной концепции позволит преодолеть фрагментарность в управлении и бессистемность при разработке программных мероприятий развития отрасли. Материалы и методы: исследование теоретико-прикладных основ управления позволило его идентифицировать как процесс оптимально упорядоченных мер воздействия на отдельные структурные компоненты и систему в целом, изменяющих результаты функционирования в заданном при постановке целей развития направлении. Методологическую базу исследования формируют фундаментальные положения системного, процессного и логистического подходов к стратегическому управлению ключевыми аспектами развития. Результаты: сущность концепции состоит в обосновании единого научного подхода к интегрированному управлению логистическими потоками в системе дорожного хозяйства на основе принципов логистики, дополненных авторскими принципами, учитывающими специфику исследуемой сферы. Ее основным положением является совершенствование управления на основе специального методологического обеспечения инвестиционных решений в сфере экономического развития при увеличении провозной и пропускной способностей дорог путем их реконструкции и ремонтов, которое предполагает сбалансированность экономических ресурсов с динамическими потребностями пользователей. Обсуждение: в соответствии с установленным набором основных задач выделены ключевые направления, а также разработаны инструменты для достижения поставленной цели. Заключение: новизной предлагаемой концепции является то, что повышение качества работы дорог осуществляется целенаправленным воздействием на их транспортно-логистический потенциал, путем рационального выбора механизма изменения основных параметров и развития инфраструктуры. На практике это означает возможность построения новой стратегии развития, которая в существующих экономических условиях обеспечит системное решение задач по управлению состоянием дорог различного значения и функциональности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE ROAD SECTOR BASED ON THE LOGISTICS APPROACH

Introduction: the purpose of the research is to develop a concept of economic development in the framework of scientific support for improving road management based on a logistics approach. The management system is considered as a set of methods that assess certain aspects of development and suggest measures to improve the quality, as well as improve the infrastructure of roads, which increase the overall performance of production activities. The development of a complete scientific concept will help to overcome fragmentation in management and haphazardness in the development of program measures for the development of the industry. Materials and methods: the study of the theoretical and applied foundations of management allowed us to identify it as a process of optimally ordered measures of influence on individual structural components and the system as a whole, which change the results of functioning in the direction set when setting development goals. The methodological basis of the research is formed by the fundamental provisions of the system, process and logistics approaches to strategic management of key aspects of development. Results: the essence of the concept is to justify a unified scientific approach to integrated management of logistics flows in the road system based on the principles of logistics, supplemented by the author's principles that take into account the specifics of the field under study. Its main position is to improve management on the basis of special methodological support for investment decisions in the field of economic development while increasing the carrying capacity and capacity of roads through their reconstruction and repairs, which assumes a balance of economic resources with the dynamic needs of users. Discussion: in accordance with the established set of main tasks, the key directions are identified, and tools are developed to achieve this goal. Conclusion: the novelty of the proposed concept is that improving the quality of roads is carried out by a targeted impact on their transport and logistics potential, by choosing a rational mechanism for changing the main parameters and developing infrastructure. In practice, this means that it is possible to build a new development strategy, which in the current economic conditions will provide a systematic solution to the problems of managing the state of roads of various significance and functionality.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА НА ОСНОВЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА»

08.00.05

УДК 338.47:625.7/.8 DOI: 10.24411/2227-9407-2020-10087

РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА НА ОСНОВЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

И. М. Царенкова

Белорусский государственный университет транспорта, Гомель (Беларусь)

Аннотация

Введение: целью исследования является разработка концепции экономического развития в рамках научного обеспечения совершенствования управления дорожным хозяйством на основе логистического подхода. Система управления рассматривается как совокупность методик, по которым оцениваются отдельные аспекты развития и предлагаются мероприятия по улучшению качества, а также совершенствованию инфраструктуры автомобильных дорог, повышающие итоговую результативность производственной деятельности. Разработка целостной научной концепции позволит преодолеть фрагментарность в управлении и бессистемность при разработке программных мероприятий развития отрасли.

Материалы и методы: исследование теоретико-прикладных основ управления позволило его идентифицировать как процесс оптимально упорядоченных мер воздействия на отдельные структурные компоненты и систему в целом, изменяющих результаты функционирования в заданном при постановке целей развития направлении. Методологическую базу исследования формируют фундаментальные положения системного, процессного и логистического подходов к стратегическому управлению ключевыми аспектами развития. Результаты: сущность концепции состоит в обосновании единого научного подхода к интегрированному управлению логистическими потоками в системе дорожного хозяйства на основе принципов логистики, дополненных авторскими принципами, учитывающими специфику исследуемой сферы. Ее основным положением является совершенствование управления на основе специального методологического обеспечения инвестиционных решений в сфере экономического развития при увеличении провозной и пропускной способностей дорог путем их реконструкции и ремонтов, которое предполагает сбалансированность экономических ресурсов с динамическими потребностями пользователей.

Обсуждение: в соответствии с установленным набором основных задач выделены ключевые направления, а также разработаны инструменты для достижения поставленной цели.

Заключение: новизной предлагаемой концепции является то, что повышение качества работы дорог осуществляется целенаправленным воздействием на их транспортно-логистический потенциал, путем рационального выбора механизма изменения основных параметров и развития инфраструктуры. На практике это означает возможность построения новой стратегии развития, которая в существующих экономических условиях обеспечит системное решение задач по управлению состоянием дорог различного значения и функциональности. Ключевые слова, автомобильные дороги, дорожное хозяйство, инструментарий, концепция, логистический подход, научные принципы, приоритеты и направления развития, реконструкция, ремонты, строительство, транспортно-эксплуатационное состояние дорог, управление, экономическое развитие, эффективность.

Для цитирования: Царенкова И. М. Разработка концепции экономического развития дорожного хозяйства на основе логистического подхода // Вестник НГИЭИ. 2020. № 9 (112). С. 99-111. DOI: 10.24411/22279407-2020-10087

DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE ROAD SECTOR BASED ON THE LOGISTICS APPROACH

I. M. Tsarenkova

Belarusian state University of transport, Gomel (Belarus)

Abstract

Introduction: the purpose of the research is to develop a concept of economic development in the framework of scientific support for improving road management based on a logistics approach. The management system is considered as a set of methods that assess certain aspects of development and suggest measures to improve the quality, as well as improve the infrastructure of roads, which increase the overall performance of production activities. The development

of a complete scientific concept will help to overcome fragmentation in management and haphazardness in the development of program measures for the development of the industry.

Materials and methods: the study of the theoretical and applied foundations of management allowed us to identify it as a process of optimally ordered measures of influence on individual structural components and the system as a whole, which change the results of functioning in the direction set when setting development goals. The methodological basis of the research is formed by the fundamental provisions of the system, process and logistics approaches to strategic management of key aspects of development.

Results: the essence of the concept is to justify a unified scientific approach to integrated management of logistics flows in the road system based on the principles of logistics, supplemented by the author's principles that take into account the specifics of the field under study. Its main position is to improve management on the basis of special methodological support for investment decisions in the field of economic development while increasing the carrying capacity and capacity of roads through their reconstruction and repairs, which assumes a balance of economic resources with the dynamic needs of users.

Discussion: in accordance with the established set of main tasks, the key directions are identified, and tools are developed to achieve this goal.

Conclusion: the novelty of the proposed concept is that improving the quality of roads is carried out by a targeted impact on their transport and logistics potential, by choosing a rational mechanism for changing the main parameters and developing infrastructure. In practice, this means that it is possible to build a new development strategy, which in the current economic conditions will provide a systematic solution to the problems of managing the state of roads of various significance and functionality.

Keywords: highways, road management, tools, concept, logistics approach, scientific principles, priorities and directions of development, reconstruction, repairs, construction, transport and operational condition of roads, management, economic development, efficiency

For citation: Tsarenkova I. M. Development of the concept of economic development of the road sector based

on the logistics approach // Bulletin NGIEI. 2020. № 9 (112). P. 99-111. DOI: 10.24411/2227-9407-2020-10087.

Дорожное хозяйство реализует одну из главнейших функций государства, играющих доминирующую роль в экономическом и общественном развитии страны: обеспечение автодорожной инфраструктурой, формирующей необходимые условия для осуществления экономической деятельности хозяйствующих субъектов, поддержания экономического роста страны, удовлетворения социальных потребностей населения в перемещении. Эффективное выполнение поставленных задач зависит от принимаемых управленческих решений по основным направлениям деятельности. Содержательный анализ национальных программ социально-экономического развития позволил установить и объединить в систему ряд положений, направленных на развитие транспортного комплекса и реализацию транзитного потенциала страны. Выработка стратегии развития дорожного хозяйства не может происходить без учета принятых государственных приоритетов. Основополагающими при разработке концепции приняты положения государственных концепций развития логистической системы [1] и инновационного развития [2]. Существенным условием последующей реализации формулируемых положений выступают

Введение

применяемые при разработке правила иерархии построения, учитывающие системный характер взаимодействия автомобильного транспорта и дорожного хозяйства на стратегическом уровне и взаимодействие субъектов экономических отношений при реализации инфраструктурных дорожных проектов и последующем содержании автомобильных дорог при достижении необходимого уровня экономического развития.

Ключевой замысел совершенствования системы управления дорожным хозяйством заключается в стабилизации его экономического положения, что позволит повысить эффективность работы автомобильных дорог. В этой связи важно сконцентрировать усилия на теоретическом моделировании процесса развития дорожного хозяйства, определив ключевые структурные компоненты и связи стратегии его реализации, в соответствии с набором основных задач, выделив ключевые направления, а также разработав инструменты для достижения поставленной цели в существующих экономических условиях.

Материалы и методы

Разработка концепции экономического развития дорожного хозяйства базируется на положениях фундаментальной теории логистики [3; 4; 5; 6; 7; 8], учитывает современные тенденции развития меж-

дународных экономических отношений Республики Беларусь [9; 10], мировой опыт применения новых подходов к управлению дорожной сетью и роль основных участников на рынке дорожно-строительных и автотранспортных услуг [11]. Применение методологии системного и процессного подходов к управлению логистическими системами в дорожном хозяйстве, а также идея развития дорожной сети в соответствии с принципами логистики формируют принципиально новую методологическую основу планирования дорожных работ и организации их производства.

Результаты исследования

Целью концепции экономического развития дорожного хозяйства является определение перспективных направлений в его развитии, обеспечивающих рациональное вложение инвестиций и совершенствование процессов строительства, реконструкции, ремонтов и содержания дорог на основе логистического подхода, при тесном взаимодействии с пользователями автомобильных дорог и полном удовлетворении их потребностей в безопасных и экономически выгодных перевозках грузов и пассажиров в условиях международной и региональной интеграции, а также способствующих устойчивому экономическому развитию страны и конкурентному преимуществу в мировом экономическом пространстве.

Основными направлениями и инструментами реализации концепции являются:

- развитие логистических систем различного масштаба, структурно взаимосвязанных при решении поставленных задач;

- формирование службы, реализующей совокупность взаимосвязанных организационных, информационных, технических, экономических мероприятий, методов и средств, служащих повышению эффективности дорожно-строительного производства и автомобильных перевозок при их системном взаимодействии;

- разработка на основе оценки транспортно-логистического потенциала автомобильных дорог мероприятий по повышению их пропускной и провозной способностей в современных условиях развития экономики;

- разработка методического обеспечения инвестиционных решений по реконструкции и капитальному ремонту, направленных на минимизацию затрат пользователей автомобильными дорогами при осуществлении перевозок грузов и пассажиров;

- управление логистическими потоками поставок материалов при строительстве и ремонтах дорог.

В основу решения поставленных задач заложены следующие приоритеты:

- обеспечение беспрепятственного проезда транспортных средств по автомобильным дорогам с установленными скоростями, габаритами и нагрузками на основе создания условий для всех участников транспортно-логистической системы в безопасных и экономически выгодных (в части транспортной составляющей) перевозках грузов и пассажиров;

- повышение конкурентоспособности экономики республики путем улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог на основе научного подхода к выбору сроков и очередности мероприятий, направленных на повышение пропускной и провозной способностей автомобильных дорог;

- рациональное вложение инвестиций в строительство, реконструкцию и капитальный ремонт дорог;

- обеспечение условий для эффективного взаимодействия всех участников логистических систем при строительстве, реконструкции, ремонтах и содержании автомобильных дорог;

- интеграция и гармонизация интересов отдельных участников материально-технического обеспечения дорожно-строительных работ в составе логистических цепей и оптимизация их совокупных затрат;

- широкое использование цифровой инфраструктуры и предоставляемых ей технологий при управлении жизненным циклом автомобильных дорог на основе комплексной обработки всей технической, технологической, экономической и иной информации об автомобильной дороге и осуществляемых по ней перевозках со всеми их взаимосвязями и зависимостями.

Работа дорожного хозяйства связана с решением организационно-технических, социально-экономических, институциональных и экологических проблем, которые прямо или косвенно затрагивают все отрасли экономики страны и сферы жизнедеятельности людей. Для него характерен широкий диапазон производственной деятельности на различных территориально разбросанных объектах, требующий трудовых и технических ресурсов, обладающих высокой степенью мобильности, что значительно усложняет организацию и эффективное выполнение производственного процесса с учетом особенностей каждого объекта. От качества и оперативности выполнения дорожно-строительных работ на автомобильных дорогах зависит качество оказываемых потребителям транспортных услуг [12].

Развитие дорожного хозяйства, с одной стороны, основывается на фундаментальных постулатах, сформулированных учеными в рамках классических подходов к пониманию логистики [13; 14; 15; 16], а с другой - учитывает его многочисленные специфические особенности по сравнению с другими отраслями экономики страны.

В качестве научных предпосылок, оказывающих наибольшее влияние на выбор направлений развития, нами выявлены следующие наиболее значимые отличительные черты дорожного хозяйства как объекта управления:

- большая зависимость от внешней среды, которую можно разделить на зависимость от:

- природно-климатических факторов, практически полную при реализации традиционных технологий, что диктует необходимость построения системы ремонтных мероприятий на автомобильных дорогах с применением инновационных технологий и материалов, позволяющих выполнять работы круглогодично (что позволит организовать стабильную равномерную и ритмичную работу логистических систем);

- динамической среды транспортно-логисти-ческого пространства, что диктует необходимость постоянного мониторинга транспортно-эксплуата-ционного состояния и требуемой пропускной и провозной способностей автомобильных дорог и возможности быстрой реализации необходимых мероприятий по выполнению установленных задач в логистических системах дорожного хозяйства;

- оторванность производственных баз дорожно-строительных организаций и предприятий по производству дорожно-строительных материалов от объектов строительства, что требует консолидации интересов при управлении материальными потоками на основе логистического подхода, который реализуется путем интегрированного управления материальным и сопутствующими потоками при планировании, организации доставки, производстве работ до сдачи объектов в эксплуатацию; оперативного управления в процессе выполнения комплекса операций на всем пути следования; оптимизации транспортных расходов путем применения экономико-математических методов при формировании цепей поставок;

- наличия системы централизованного обеспечения объектов дорожного строительства основными строительными материалами, что имеет определенные предпосылки для развития логистических систем, однако ограничивает выбор поставщиков подрядчиками;

- наличия структурных элементов материального потока, обладающих специфическими свой-

ствами, от которых зависит качество получаемой готовой продукции и ее дальнейшие транспортно-эксплуатационные характеристики, что требует формирования индивидуальных цепей поставок, учитывающих технологические (факторы, ухудшающие качество поставляемых материалов) и экономические ограничения (факторы, определяющие потери от простоев техники, прибыль, рентабельность, штрафы за несвоевременную сдачу объекта);

- необходимости в формировании внутреннего транспортного потока в логистической системе дорожного хозяйства для обслуживания материального потока при производстве работ по строительству, реконструкции, ремонтах и содержанию автомобильных дорог, что требует соизмерения количественных параметров данных потоков, и при установленном несоответствии формирования дополнительного внешнего транспортного потока (напр., на условиях аренды, лизинга), организуемого с участием логистического центра, что позволит за счет того, что он возьмет на себя функцию оптимизации транспортного потока, получить всем звеньям логистической цепи такие виды эффектов, как эффект:

- от осуществления движения транспортного потока с минимальными затратами за счет определения оптимального маршрута движения;

- от оптимального выбора одного или нескольких логистических партнеров;

- от выбора подходящих типов транспортных средств в зависимости от свойств перевозимых грузов;

- от использования современных транспортных средств, полностью соответствующих требованиям поддержания качественных характеристик материального потока;

- получаемый за счет оперативной корректировки маршрута движения транспортного потока и повышения его надежности;

- процесс строительства автомобильной дороги является технологически сложным и продолжительным во времени, характеризуется наличием большого количества и разнообразия типов дорожно-строительной техники, механизмов и оборудования, работа которых имеет линейно-протяженный характер в соответствии с технологией работ, что вызывает необходимость в формировании и координации работы логистического дорожно-строительного потока, обслуживающего объект производства работ, эффективность использования которого способствует реализация таких функций логистики, как:

- планирование, выраженное в выполнении множества расчетов для определения параметров дорожно-строительного потока: направления движе-

ния потока, объемы выполненных работ, технические и эксплуатационные скорости, время движения и выполнение конкретных производственных операций, загрузка дорожно-строительной техники и т. д.;

- оперативное регулирование, выраженное в контроле движения и состояния каждой единицы дорожно-строительной техники для принятия при необходимости оперативных решений;

- учет, позволяющий осуществлять сбор, обработку, хранение и выдачу информации, касающейся логистического дорожно-строительного потока;

- контроль соответствия фактических параметров движения потока запланированным, с учетом установленных норм и нормативов;

- анализ результатов работы логистического дорожно-строительного потока, основной задачей которого является выявление соответствия между достигнутыми и запланированными показателями его работы, а также установление факторов, повлиявших на полученные отклонения.

Результатом выявления и учета всех основных особенностей дорожного хозяйства являются положения концепции его экономического развития, которые сопряжены с основными направлениями и тенденциями роста, установленными в государственных программах и стратегиях развития различных областей экономики страны (таблица 1).

Таблица 1. Точки сопряжения концептуальных положений экономического развития дорожного хозяйства с государственными программами

Наименование государственных программных продуктов Основные положения, цели требующие реализации, перспективные направления развития Положения концепции, разработанные в развитие установленных приоритетов

1 2 3

Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года (одобрена на заседании Президиума Совета Министров Республики Беларусь (протокол от 2.05.2017 № 10))

Совершенствование транспортной инфраструктуры на основе реконструкции и модернизации путей сообщения, искусственных сооружений, терминалов и средств связи

Концепция развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2030 года (утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28.12.2017

№ 1024)

1) создание национального центра и системы мониторинга национального и международного рынков товародвижения и логистических потоков для расширения рынка товаров и повышения конкурентоспособности субъектов экономической деятельности Республики Беларусь;

2) адаптация цифровой инфраструктуры транспортных коридоров с международными информационными системами;

3) интеграция объектов инфраструктуры в существующие и перспективные международные цепи доставки, транспортные коридоры, глобальные интеграционные схемы товародвижения и развитие пропускных способностей логистической инфраструктуры, исходя из тенденций развития экономики Республики Беларусь до 2030 г.

Разработка специального методического обеспечения инвестиционных решений в сфере экономического развития дор ожного хозяйства при увеличении провозной и пропускной способностей автомобильных дорог путем их реконструкции и капитального ремонта

Цифровая трансформация дорожного хозяйства в составе интеллектуальной транспортной системы, интегрирующая информационные, коммуникационные и телематические технологии, адаптированные к новым условиям и нацеленные, прежде всего, на создание в отрасли эффективно функционирующей системы мониторинга состояния дорожной сети, режимов движения транспортных средств, а также локальной хозяйственной активности на территории регионов. Разработка методик оценки транспортно-логистического потенциала автомобильных дорог и экономического обоснования выбора рационального изменения основных параметров и развития их инфраструктуры с целью удовлетворения потребностей пользователей при сбалансированности их интересов с государственными по дорожным проблемам

Продолжение таблицы 1

2

3

Государственная программа развития транспортного комплекса Республики Беларусь на 2016-2020 годы (утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.04.2016 № 345)

Обеспечение комплексности назначения мероприятий по повышению транспорт-но-эксплуатационного состояния автомобильных дорог за счет разработки методик, позволяющих выбрать сроки и очередность проведения дорожных работ

1) обеспечение доступности, повыше- как для отдельного участка автомобиль-ние качества и безопасности услуг ной дороги, так и для дорожной сети в автомобильного транспорта; целом

2) повышение эффективности работы Разработка методологических основ со-транспортных организаций вершенствования системы экономического регулирования состояния автодорожной инфраструктуры, обеспечивающих минимизацию затрат пользователей автомобильными дорогами при осуществлении перевозок грузов и пассажиров на направлениях движения

Разработка и реализация модели управления состоянием автодорожной инфраструктуры на основе интеграции дорожного хозяйства и автомобильного транспорта в логистических системах

Республиканская программа развития логистической Совершенствование условий логисти-системы и транзитного ческой деятельности, повышение эф-потенциала на 2016-2020 фективности использования инфра-годы (утв. Постановлением структуры, необходимой для оказания Совета Министров Рес- логистических услуг, и транзитного публики Беларусь от потенциала 18.07.2016 № 560) Программа социально-экономического развития

Обеспечение транспортно-эксплуата-

Республики Беларусь на

Развитие транзитной привлекательно- ционного состояния автомобильных до-

2016-2020 годы (утв. Ука-

сти рог на уровне, соответствующем между-

зом Президента Республи-

народным стандартам

ки Беларусь от 15.12.2016 года № 466)

Государственная програм- 1) совершенствование планирования

ма по развитию и содер- дорожных работ посредством рацио-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

жанию автомобильных нального выбора механизма изменения

Улучшение транспортно-эксплуата-дорог в Республике Бела- основных параметров автомобильных

ционного состояния республиканских русь на 2017-2020 годы дорог и развития их инфраструктуры;

и местных автомобильных дорог, по-(утв. Постановлением Со- 2) развитие разноуровневых логистиче-

вышение качественных показателей вета Министров Республи- ских систем, направленных на оптимиза-

ки Беларусь от 18.09.2017 цию процессов строительства, рекон-

№ 699) струкции, ремонта и содержания дорог

Примечание: Разработка автора

1

Table 1. Points of convergence of the conceptual provisions of economic development of the road sector with state programs_

Name of state software products The main provisions, objectives requires the implementation of promising directions of development Provisions of the concept developed in follow-up to the established priorities

1 2 3

The national strategy for sus- Improvement of transport infrastructure Development of special methodological tainable socio-economic devel- based on reconstruction and moderniza- support for investment decisions in the opment of the Republic of Bel- tion of communication routes, artificial field of economic development of the road arus for the period up to 2030 structures, terminals and communication sector with an increase in the carrying (approved at the meeting of the facilities capacity and capacity of highways through

Presidium of the Council of their reconstruction and major repairs

Ministers of the Republic of Belarus (Protocol No. 10 of 2.05.2017))

1) creation of a national center and a sys- Digital transformation of the road econo-tem for monitoring national and interna- my as part of an intelligent transport sys-tional markets commodity movement and tem that integrates information, communi-logistics flows to expand the market of cation and telematics technologies adapted goods and increase the competitiveness to new conditions and aimed primarily at of economic entities of the Republic of creating an effective system for monitor-Concept of development of the Belarus; ing the state of the road network, vehicle

logistics system of the Republic 2) adaptation of digital infrastructure of traffic modes, as well as local economic of Belarus for the period up to transport corridors with international activity in the regions 2030 (approved Resolution Of information systems; Development of methods for assessing the

The Council Of Ministers Of 3) integration of infrastructure objects transport and logistics potential of high-The Republic Of Belarus No. into existing and prospective internation- ways and economic justification for choos-1024 Dated 28.12.2017) al delivery chains, transport corridors, ing a rational change in the main parame-

global integration schemes of goods ters and development of their infrastruc-movement and development of logistics ture in order to meet the needs of subjects infrastructure capacity, based on the in the transportation of material resources trends in the development of the econo- and final finished products, while balanc-my of the Republic of Belarus until 2030 ing their interests with those of the state on

road problems

Ensuring the complexity of the purpose of measures to improve the transport and

_ operational condition of road roads, by

The state program for the de- . . . . . ..

° . developing methods that allow you to velopment of the transport

. f , ,.. f1) ensuring accessibility, improving the choose the timing and sequence of road

complex of the Republic of ... t « p i , « ... « 1 t

,, / quality and safety of road transport ser- works for a particular section of the road,

Belarus for 2016-2020 (ap- ,

roved Resolution of the Coun vices; and for the road network as a whole.

cil ofMinistere of the Re ublic 2) improving the efficiency of transport Development of methodological bases for

r _ . s _ei u . organizations improving the system of economic regula-

of Belarus No. 345 dated &

tion of the state of road infrastructure, . . ensuring the minimization of costs for road

users when transporting goods and passengers in traffic directions

Strategy for innovative development of the transport complex of the Republic of Belarus until 2030 (approved by order of the Ministry of transport and communications of 25.02.2015 No. 57-C)

Development of methods for reconstruc-Increasing the speed of communication tion with sequential removal of speed lim-when public transport is moving its when moving logistics traffic flows on

the road

End of table 1

1

2

3

Republican program for the development of the logistics system and transit potential for 2016-2020 (approved Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus dated 18.07.2016 No. 560) Program of social and economic development of the Republic of Belarus for 2016-2020 (approved by decree of the President of the Republic of Belarus dated 15.12.2016 No. 466) The state program for the development and maintenance of highways in the Republic of Belarus for 2017-2020 (approved by the government of the Republic of Belarus). Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus dated 18.09.2017 No. 699) Note: author's development

Improving the conditions for logistics Development and implementation of a activities, increasing the efficiency of road infrastructure management model using the infrastructure necessary for the based on the integration of road manageprovision of logistics services and transit ment and road transport in logistics sys-potential tems

Ensuring the transport and operational The development of transit attractiveness condition of highways at the level corresponding to international standards

1) Improvement of road works planning through rational choice of the mechanism for changing the main parameters of roads and developing their infrastructure.

2) Development of multi-level logistics systems aimed at optimizing the processes of construction, reconstruction, repair and maintenance of roads

Improving the transport and operational condition of national and local roads, improving quality indicators

Обсуждение

Формирование представленных концептуальных положений основано на определенных принципах, разрабатываемых как с учетом характерных особенностей объектов управления, так и содержательной стороны управления их функционированием. Поэтому наряду с отличительными чертами дорожного хозяйства, определенными выше, считаем необходимым дополнительно сформулировать следующую специфическую особенность дорожного хозяйства, важную для его экономического развития: сеть автомобильных дорог с их инфраструктурой представляет собой достаточно фрагментиро-ванное по качеству предоставляемых услуг пространство, наполненное совокупностью предприятий, взаимодействующих на рынке дорожно-строительных работ, основным драйвером развития которого является формирование логистических систем строительства (реконструкции, ремонтов и содержания) дорог, в которых устраняются неблагоприятные дорожные условия на основе дифференциации запросов пользователей. Представленный аргумент отличия дорожного хозяйства как объекта управления и экономического регулирования ставит задачу разработки наиболее общих правил, соблюдение которых позволит запустить указанный драйвер и поддерживать его развитие. По-

этому считаем целесообразным дополнить базовые принципы логистики (системный подход, координация, интеграция, комплексный учет издержек управления) разработанными автором, с учетом обозначенной специфики области исследования, и формировать на их основе концептуальные положения экономического развития дорожного хозяйства. Декларируем необходимость:

1. Научной обоснованности экономического развития дорожного хозяйства, в основу которой положены следующие разработанные автором наиболее существенные направления исследования: - автомобильная дорога рассматривается как сложная технико-экономическая система. В соответствии с этим положением автомобильные дороги (как материальная часть функциональной составляющей логистического обслуживания движения грузопотоков) представляют собой основные фонды дорожного хозяйства, обеспечивающие условия для бесперебойного и безопасного функционирования транспортно-логистического потока с учетом интересов каждого пользователя. Это требует эффективного функционирования устойчивых связей различной природы (структурных, функциональных, физических и др.) между параметрами технических объектов автомобильной дороги и ее инфраструктуры;

- строительство автомобильной дороги представляет собой технологический процесс производства готовой продукции в дорожном хозяйстве;

- реконструкция, модернизация, ремонты и содержание автомобильной дороги представляют собой технические процессы реализации готовой продукции дорожного хозяйства потребителям в форме предоставления автодорожных услуг;

- эксплуатация автомобильной дороги транспортными средствами представляет собой процесс потребления готовой продукции дорожного хозяйства, а ремонты и содержание обеспечивают ее постоянную готовность.

2. Принципа множественности моделей. Для объяснения и предсказания внутренней структуры и направлений развития логистических систем необходимо построение нескольких моделей, имеющих одинаковое право на существование, но различные уровни эффективности [17].

3. Эффективности работы дорожного хозяйства, оцениваемой по трем каналам:

- отдельные предприятия, логистические системы, участники которых взаимодействуют в течение всего времени работы автомобильной дороги;

- государственные интересы, в т. ч. транс-портно-логистические системы, формируемые в различных отраслях экономики;

- социальная и экологическая составляющие.

Система показателей эффективности работы

дорожно-строительных организаций направлена на оценку роста прибыли и снижения производственных затрат по объектам и не учитывает различные виды эффектов, получаемых в других отраслях в результате реализации дорожных проектов. Вместе с тем логистическая система дорожного хозяйства формируется и развивается с целью снижения транспортной составляющей в цене готовой продукции других отраслей экономики. В связи с этим оценка её эффективности дается с точки зрения общих интересов государства, которые затем учитывают через налоги и другие финансовые механизмы для ведомств и индивидуальных предприятий.

4. Принципа контринтуитивного поведения сложных систем, когда система ведет себя совсем не так, как предсказывает модель. Исходная информация, присутствующая при вариантной разработке моделей логистических систем, содержит данные о существующих транспортно-эксплуатационных характеристиках дорожной сети, внутри- и межрегиональных транспортно-экономических связях, сформированных логистических цепях поставок, сведения по объемам и структуре перевозок и по возможным этапам развития отдельных участков авто-

мобильных дорог. При этом исходные данные имеют ту или иную степень неопределенности, что требует принятия решений с учетом возможности изменения информации в некотором интервале. На выбор методов расчета, как и на структуру самой модели, степень ее агрегирования, существенное влияние оказывают цели исследования на разных иерархических уровнях [18].

5. Принципа преемственности задач и приоритетов. Логистические системы в дорожном хозяйстве имеют различное функциональное назначение в зависимости от принятых масштабов, создающее основу для реализации стратегии экономического развития дорожного хозяйства (принятые направления развития транспортного комплекса требуют развитой транспортной инфраструктуры, что взаимосвязано с транспортно-эксплуатационным состоянием автомобильных дорог):

-государственный уровень требует интеграции в макрологистическую систему предприятий дорожного хозяйства в рамках ресурсного обеспечения и эффективной реализации программы работ на всех дорожных объектах, независимо от их ведомственной подчиненности, с целью удовлетворения потребностей страны и создания условий для решения экономических проблем хозяйствующих субъектов, связанных с неблагоприятными дорожными условиями при транспортировании товаров и готовой продукции;

- региональный (ведомственный) уровень требует интеграции в логистические системы по территориальному признаку расположения автомобильных дорог, возможно с разграничением их ведомственной принадлежности, с целью удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов конкретных регионов в экономически выгодных перевозках на основе обоснованного выбора дорожно-строительными организациями организационных и управленческих решений с учетом фактического транспортно-эксплуатационного состояния дорог;

- производственный уровень требует интеграции организаций дорожного хозяйства, производственных предприятий в рамках формируемых логистических систем строительства, реконструкции, ремонтов и содержания автомобильных дорог с целью минимизации стоимости производства работ и повышения эффективности работы самих предприятий.

6. Организации комплексного предоставления автодорожных услуг на основе интеграции с логистическими операторами. Оказание автодорожных услуг обеспечивает необходимые инфраструктурные и экономические условия автомобильных пере-

возок грузов и пассажиров. Наиболее эффективное их использование достигается в случае, если логистические операторы располагают возможностью выбора оптимального маршрута перевозки грузов, а в дорожном хозяйстве при информационной поддержке логистических операторов реализуется возможность разработки оптимальных схем проведения ремонтов и реконструкции на отдельных участках дорожной сети в течение расчетного периода, снижающих затраты пользователей.

Основным методическим обеспечением реализации названных направлений будет являться методологическое обеспечение, инструментарий которого основан на:

- экономической оценке изменения основных параметров автомобильных дорог с целью формирования рациональной схемы увеличения их провозной способности, учитывающей интеграцию интересов транспортной отрасли и дорожного хозяйства [19];

- экономическом обосновании перспективного распределения инвестиций в развитие автомобильной дороги и ее инфраструктуры, обеспечивающих снижение транспортно-эксплуатационных затрат пользователей и капитальных вложений в проведение дорожно-строительных работ путем выбора рационального сочетания их первоначального уровня и последующих текущих затрат пользователей автомобильной дороги [20];

- формировании оптимальной схемы автомобильных дорог, подлежащих капитальному ремонту [21];

- выборе рационального варианта реконструкции автомобильных дорог [22];

- формировании рационального материального потока в условиях ритмичной работы на реконструируемом объекте на основе определения уровня погрешности, за пределом которого целесообразно создание задела по материальному потоку с учетом выполняемых на пути его продвижения логистических операций в узловых точках логистической системы и решении многокритериальной задачи определения его рационального уровня в зависимости от требуемого ритма поставки материалов, что обеспечивает соблюдение графика поставки материалов на объект, своевременный ввод объекта в эксплуатацию и достижение экономического эффекта от реконструкции [23].

Обязательным условием реализации предлагаемого инструментария является формирование

логистических систем. Только в рамках логистических систем возможно получение всей необходимой информационной поддержки, оптимизация потоковых процессов и полная интеграция участников по всем направлениям деятельности, начиная от проектирования до сдачи готовых объектов и последующего их содержания и эксплуатации [24; 25]. Таким образом, логистический подход применим для организационно-структурного совершенствования дорожного хозяйства и организационно-аналитической оптимизации происходящих в его развитии потоковых процессов.

Заключение Значительные размеры сети автомобильных дорог, большое разнообразие технического оснащения ее звеньев, различная степень загруженности направлений при неодинаковой структуре и темпах роста грузо- и пассажиропотоков на них, наличие взаимодействующих параллельных ходов, тесная взаимосвязь с другими видами транспорта обуславливают сложность прогнозирования оптимального развития сети. Поэтому выработан авторский концептуальный подход к оптимизации развития сети автомобильных дорог, предполагающий вначале решение принципиальных вопросов стратегии усиления сети, затем - решение сетевой задачи на направлениях и разработку комплекса мероприятий по увеличению пропускной и провозной способностей отдельных участков и конкретную реализацию намеченных мероприятий на уровне логистических систем дорожного хозяйства, с учетом повышения эффективности использования существующих дорог [22]. Научная новизна предложенной концепции экономического развития дорожного хозяйства на основе логистического подхода состоит в разработке системы научных положений совершенствования управления дорожным хозяйством, определяющих интегрированные пути развития: усиление методологического обеспечения разрабатываемых программ по строительству, реконструкции и ремонтам дорожной сети; формирование и развитие логистических систем при выполнении запланированных мероприятий. Разработанная концепция конкретизирует использование совокупности инструментов управления (диагностика состояния автомобильных дорог, мониторинг транспортных потоков, проектирование логистических потоков и др.) для наиболее эффективного развития дорожной сети в существующих экономических условиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2030 г. Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 дек. 2017 г., № 1024 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2018/january/27063/ (Дата доступа : 17.03.2018).

2. Стратегия инновационного развития транспортного комплекса Республики Беларусь до 2030 года. Приказ Министерства транспорта и коммуникаций Респ. Беларусь, 25 февр. 2015 г., № 57-Ц [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.transport-gazeta.by/index. php/article/ 4524/number/11/12-03-2015/strategiya-innovacionnogo-razvitiya-transportnogo-kompleksa-respublikibelarus-do-2030-goda. Дата доступа : 17.03.2018.

3. Бауэрсокс Д. Дж., Клосс Д. Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. Изд. 2-е. Пер. с англ. Н. Н. Барышниковой, Б. С. Пинскера. М. : ЗАО «Олимп-Бизнес». 2008. 640 с.

4. Гаджинский А. М. Логистика. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. 419 с.

5. ГригорьевМ. Н., Уваров С. А. Логистика. М. : Издательство «Юрайт», 2011. 782 с.

6. Ивуть Р. Б., Кисель Т. Р. Теория логистики. Минск : БНТУ, 2011. 328 с.

7. Миротина Л. Б., Сергеева В. И. Основы логистики. М. : ИНФРА-М, 2000. 200 с.

8. Bowersox D. J., Closs D. J., Helferich O. K. Logistical Management. Mc Millan Publishing. 3rd td. 1991.

9. Домнина С. В., Федоренко А. И. Развитие рынка транспортно-логистических услуг в странах - членах Евразийского экономического союза // Логистика сегодня. 2014. № 6. С. 25-43.

10. Мясникович М. В. Эволюционные трансформации экономики Беларуси. Минск : Беларуская навука. 2016. 321 с.

11. Our Nations Highways: Selected Facts and Figures / US Department of Transportation; Federal Highway Administration. Publication No. FHWA-PL-92-004. Washington, USA, 2000. 42 p.

12. Дингес Э. В. Экономика строительства, ремонта и содержания дорог. М. : Академия, 2014. 288 с.

13. Покровский А. К., Ивахненко А. М., Миротин Л. Б., Башмаков И. А. Логистика - технологическая основа развития экономики. Интегрированная логистика. 2015. № 2. С. 14-16.

14. Афанасенко И. Д., Борисова В. В. Логистика в системе совокупного знания : монография. СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2013. 395 с.

15. Баско И. М., Бороденя В. А., Карпенко О. И. Логистика ; Минск : БГЭУ, 2007. 431 с.

16. Ивуть Р. Б., Нарушевич С. А. Логистика. Минск : БНТУ, 2004. 328 с.

17. Дингес Э. В., Морева Е. С. Проблемы и перспективы заключения контрактов жизненного цикла на строительство автомобильных дорог в России : монография. М. : МАДИ, 2020. 114 с.

18. Царенкова И. М. Экономические основы выбора направлений модернизации сети автомобильных дорог // Наука и техника. 2018. Т. 17, № 4. С. 331-337.

19. Царенкова И. М. Экономическое обоснование выбора основных технических параметров автомобильных дорог в логистической системе дорожного хозяйства // Новости науки и технологий. 2018. № 2 (45). С. 37-44.

20. Царенкова И. М. Особенности определения сроков и очередности проведения капитального ремонта и реконструкции автомобильных дорог // Изв. гос. ун-та им. Ф. Скорины. 2015. № 2 (89). С. 171-176.

21. Ivuts R., Tsarenkova I., Jarocka M. Economic ways of increasing efficiency of road-building planning // Economics and Management. Quarterly Journal of the Faculty of Management. 2015. Vol. 7, iss. 1 (7). Р. 145-156.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Ивуть Р. Б., Зубрицкий А. Ф., Царенкова И. М. Применение стратегии направленного поиска варианта реконструкции автомобильных дорог // Новости науки и технологий. 2015. № 2 (33). С. 29-35.

23. Царенкова И. М. Определение рационального задела при прохождении материального потока по логистической цепи // Изв. гос. ун-та им. Ф. Скорины. 2016. № 2 (95). С. 162-170.

24. Царенкова И. М. Возможности цифровой трансформации дорожного хозяйства // Вестник НГИЭИ. 2020. № 6 (109). С. 57-64.

25. Царенкова И. М., Царенков А. А. Перспективы развития цифровых технологий в дорожном хозяйстве // Изв. гос. ун-та им. Ф. Скорины. 2020. № 2 (119). С. 181-185.

Дата поступления статьи в редакцию 17.06.2020, принята к публикации 20.07.2020.

Информация об авторах: ЦАРЕНКОВА ИРИНА МИХАЙЛОВНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры

«Проектирование, строительство и эксплуатация транспортных объектов»

Адрес: Белорусский государственный университет транспорта, 246653, Беларусь, Гомель ул. Кирова, 34 E-mail: tsar_irina@mail.ru Spin-код: 5801-4070

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Koncepcija razvitija logisticheskoj sistemy Respubliki Belarus' na period do 2030 g. Postanovlenie Soveta Ministrov Resp. Belarus', 28 dek. 2017 g., No. 1024, Nacional'nyj pravovoj Internet-portal Respubliki Belarus' [El-ektronniy resurs]. Available at: http://www.pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2018/january/27063/ (Accessed 17.03.2018).

2. Strategija innovacionnogo razvitija transportnogo kompleksa Respubliki Belarus' do 2030 goda : prikaz Min-isterstva transporta i kommunikacij Resp. Belarus', 25 fevr. 2015 g., No. 57-C. [Elektronniy resurs]. Available at: http://www.transport-gazeta.by/index. php/article/ 4524/number/11/12-03-2015/strategiya-innovacionnogo-razvitiya-transportnogo-kompleksa-respublikibelarus-do-2030-goda/ (Accessed 17.03.2018).

3. Baujersoks D. Dzh., Kloss D. Dzh. Logistika: integrirovannaja cep' postavok [Logistics: integrated supply chain]. Izd. 2-e. Per. s angl. N. N. Baryshnikovoj, B. S. Pinskera. Moscow : ZAO «Olimp-Biznes». 2008. 640 p.

4. Gadzhinskij A. M. Logistika [Logistics], Moscow : Publ. «Dashkov i Ko», 2013. 419 p.

5. Grigor'ev M. N., Uvarov S. A. Logistika [Logistics], Moscow : Publ. Yurajt, 2011. 782 p.

6. Ivut' R. B., Kisel' T. R. Teorija logistiki [Theory of logistics], Minsk : BNTU, 2011. 328 p.

7. Osnovy logistiki [Fundamentals of logistics], In. L. B. Mirotina i V. I. Sergeeva (ed), Moscow : INFRA-M, 2000. 200 p.

8. Bowersox D. J., Closs D. J., Helferich O. K. Logistical Management. Mc Millan Publishing. 3rd td. 1991.

9. Domnina S. V., Fedorenko A. I. Razvitie rynka transportno-logisticheskih uslug v stranah - chlenah Ev-razijskogo jekonomicheskogo sojuza [Development of the transport and logistics services market in the member countries of the Eurasian economic Union], Logistika segodnja [Logistics today], 2014, No. 6, pp. 25-43.

10. Mjasnikovich M. V. Jevoljucionnye transformacii jekonomiki Belarusi [Evolutionary transformations of the Belarusian economy], Minsk : Belaruskaja navuka, 2016. 321 p.

11. Our Nations Highways: Selected Facts and Figures / US Department of Transportation; Federal Highway Administration. Publication No. FHWA-PL-92-004. Washington, USA, 2000. 42 p.

12. Dinges Je. V. Jekonomika stroitel'stva, remonta i soderzhanija dorog [Economics of road construction, repair and maintenance], Moscow: Akademija, 2014. 288 p.

13. Pokrovskij A. K., Ivahnenko A. M., Mirotin L. B., Bashmakov I. A. Logistika - tehnologicheskaja osnova razvitija jekonomiki [Logistics is the technological basis for economic development], Integrirovannaja logistika [Integrated logistics], 2015, No. 2, pp. 14-16.

14. Afanasenko I. D., Borisova V. V. Logistika v sisteme sovokupnogo znanija [Logistics in the system of aggregate knowledge] : monografija, Saint-Petersburg: Publ. SPbGJeU, 2013. 395 p.

15. Basko I. M., Borodenja V. A., Karpenko O. I. Logistika [Logistics], In I. I. Poleshhuk (ed), Minsk : BGJeU, 2007. 431 p.

16. Ivut' R. B., Narushevich S. A. Logistika [Logistics], Minsk : BNTU, 2004. 328 p.

17. Dinges Je. V., Moreva E. S. Problemy i perspektivy zakljuchenija kontraktov zhiznennogo cikla na stroitel'stvo avtomobil'nyh dorog v Rossii [Problems and prospects of concluding life cycle contracts for road construction in Russia]: monografija, Moscow: MADI, 2020. 114 p.

18. Carenkova, I. M. Jekonomicheskie osnovy vybora napravlenij modernizacii seti avtomobil'nyh dorog [Economic bases for choosing directions of road network modernization], Nauka i tehnika [Science and technology], 2018, Vol. 17, No. 4, pp. 331-337.

19. Carenkova I. M. Jekonomicheskoe obosnovanie vybora osnovnyh tehnicheskih parametrov avtomobil'nyh dorog v logisticheskoj sisteme dorozhnogo hozjajstva [Economic justification of the choice of the main technical pa-

rameters of roads in the logistics system of the road economy], Novosti nauki i tehnologij [Science and technology news], 2018, No. 2 (45), pp. 37-44.

20. Carenkova I. M. Osobennosti opredelenija srokov i ocherednosti provedenija kapital'nogo remonta i rekon-strukcii avtomobil'nyh dorog [Features of determining the timing and priority of major repairs and reconstruction of roads], Izv. gos. un-ta im. F. Skoriny [Izvestiya of Gomel state University named F. Scores], 2015, No. 2 (89), pp. 171-176.

21. R. Ivuts, I. Tsarenkova, M. Jarocka Economic ways of increasing efficiency of road-building planning, Economics and Management, Quarterly Journal of the Faculty of Management, 2015. Vol. 7, iss. 1 (7). pp. 145-156.

22. Ivut' R. B., Zubrickij A. F., Carenkova I. M. Primenenie strategii napravlennogo poiska varianta rekon-strukcii avtomobil'nyh dorog [Applying the strategy of targeted search for a road reconstruction option], Novosti nauki i tehnologij [Science and technology news], 2015, No. 2 (33), pp. 29-35.

23. Carenkova I. M. Opredelenie racional'nogo zadela pri prohozhdenii material'nogo potoka po logisticheskoj cepi [Determination of rational grazed during the passage of the material flow at the logistics circuit], Izv. gos. un-ta im. F. Skoriny [Izvestiya of Gomel state University named F. Scores], 2016, No. 2 (95), pp. 162-170.

24. Carenkova I. M. Vozmozhnosti cifrovoj transformacii dorozhnogo hozjajstva [Opportunities for digital transformation of the road sector], Vestnik NGIJeI [Bulletin of the NGIEI], 2020, No. 6 (109), pp. 57-64.

25. Carenkova I. M., Carenkov A. A. Perspektivy razvitija cifrovyh tehnologij v dorozhnom hozjajstve [Prospects for the development of digital technologies in the road sector], Izv. gos. un-ta im. F. Skoriny [Izvestiya of Gomel state University namedF. Scores], 2020, No. 2 (119), pp. 181-185.

Submitted 17.06.2020; revised 20.07.2020.

About the author: TSARENKOVA IRINA MIHAYLOVNA,

Ph. D. (Economy), associate professor of the chair «Design, construction and operation of transport facilities» Address: Belarusian state University of transport, 246653, Belarus, Gomel, Kirova St., 34 E-mail: tsar_irina@mail.ru Spin-Kog: 5801-4070

Author have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.