Научная статья на тему 'Разработка конструктора вариантов индивидуальных заданий на основе шаблонов'

Разработка конструктора вариантов индивидуальных заданий на основе шаблонов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
199
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАБЛОНЫ ЗАДАНИЙ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДЕРЕВЬЯ И/ИЛИ / ГЕНЕРАЦИЯ ВАРИАНТОВ ЗАДАНИЙ / TEMPLATES / E-LEARNING / TREES AND/OR / THE GENERATION OF VARIANTS OF TASKS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Павлова Е.А., Воробьева М.С.

В статье описано конструирование шаблонов для генерации вариантов заданий по программированию. В алгоритме генерации заданий использован метод деревьев И/ИЛИ, в котором каждый из узлов содержит элементы шаблонов. Конструктор шаблонов используется для построения шаблонов разных дисциплин гуманитарных и естественно-научных направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF DESIGNER OPTIONS FOR INDIVIDUAL TASKS BASED ON TEMPLATES

The article describes the design templates for the generation of variants of tasks on programming. In the generation algorithm tasks used the method of trees AND/OR in which each of the nodes contains the template elements. The template designer is used to build templates of different disciplines of humanitarian and natural-scientific directions.

Текст научной работы на тему «Разработка конструктора вариантов индивидуальных заданий на основе шаблонов»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-4-2-214-217

РАЗРАБОТКА КОНСТРУКТОРА

ВАРИАНТОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ НА ОСНОВЕ ШАБЛОНОВ

Павлова Е.А., Воробьева М. С.

ФГАОУ ВО Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Российская Федерация

В статье описано конструирование шаблонов для генерации вариантов заданий по программированию. В алгоритме генерации заданий использован метод деревьев И/ИЛИ, в котором каждый из узлов содержит элементы шаблонов. Конструктор шаблонов используется для построения шаблонов разных дисциплин гуманитарных и естественно-научных направлений.

Ключевые слова: шаблоны заданий; электронное обучение; деревья И/ИЛИ; генерация вариантов заданий.

THE DEVELOPMENT OF DESIGNER OPTIONS FOR INDIVIDUAL TASKS BASED ON TEMPLATES

Pavlova E.A., Vorobyeva M.S.

Tyumen State University, Tyumen, Russian Federation

The article describes the design templates for the generation of variants of tasks on programming. In the generation algorithm tasks used the method of trees AND/OR in which each of the nodes contains the template elements. The template designer is used to build templates of different disciplines of humanitarian and natural-scientific directions.

Keywords: templates; e-learning; trees AND/OR; the generation of variants of tasks.

Успешное освоение программирования требует от студента выполнения большого числа лабораторных работ, а от преподавателя - составления за короткое время пакета индивидуальных заданий разного уровня сложности, а также набора заданий для проведения текущего контроля с большим количеством вариантов [1].

Обучающая система, в которой предусмотрена генерация индивидуальных вариантов разнообразных заданий, максимально приближена к традиционному индивидуальному обучению с преподавателем (поддерживается обратная связь с обучаемым, учитывается потребность информации, подбирается уровень сложности).

Под шаблоном будем понимать объект сложной структуры Т = <А, Р, а>, где А = {ар а2, ..., ап} - множество, содержащее неизменяемый элемент шаблонов; Р= {Рр Р2, ... Рп} - семейство множеств параметров для каждого шаблона; а: Г —► Р - отображение, ставящее в соответствие каждому шаблону множество возможных параметров.

Практикумом будем называть объект 8 = <Т, и, &>, где и = {и15 и2, ..., и^} - множество модулей (тем, разделов) дисциплины; СсТхИ -соответствие, определяющее набор шаблонов для каждого модуля.

Этап 1 Этап 2 Этап 3 Этап 4

Рис. 1. Схема формирования индивидуальных вариантов заданий

При реализации конструктора шаблонов использован метод деревьев И/ИЛИ, в котором каждый из узлов соответствует постоянному

(узел «И») либо переменному (узел «ИЛИ») элементу шаблона. При заданных входных параметрах и определенному обходу сформированного дерева получаем полные эталоны шаблонов для индивидуального набора заданий.

Алгоритм генерации вариантов заданий включает 4 этапа (рис. 1).

Этап 1 «Создание шаблонов»: выбор шаблонов из хранилища данных или конструирование новых эталонов с использованием скобочной нотации [2].

Этап 2 «Формирование практикума по теме»: комплектация практикума по определённой теме (модулю) дисциплины, состоящего из одного или нескольких эталонов шаблонов заданий с указанием атрибутов (схема, показатели, время выполнения и т.п.)

Этап 3 «Генерация индивидуального набора заданий в практикуме»: формирование индивидуального пакета заданий из практикума с учетом условий (индивидуальные особенности обучаемого, сложность, диапазон баллов, уровень входных данных и т.д.).

Этап 4 «Формирование сводной информации».

С помощью разработанного конструктора можно: 1) генерировать произвольное число вариантов заданий; 2) использовать разработанные шаблоны для генерации; 3) создавать новые шаблоны с разбивкой по темам курса; 4) изменять имеющиеся шаблоны; 5) проверять корректность ввода шаблона; 6) проводить анализ сгенерированных вариантов; 7) выгружать заданное число сформированных вариантов.

При апробации работы конструктора было создано 87 шаблонов заданий по программированию, сформировано по 25 различных вариантов, на основе которых построено 2175 заданий разного уровня сложности по разным темам.

Конструктор шаблонов можно использовать для построения шаблонов заданий дисциплин гуманитарных и естественно-научных направлений, что открывает возможность формирования тестовых вопросов текущего и итогового контроля разных видов: с генерацией ответов в режиме реального времени, с предоставлением подсказок, с построением решений.

Список литературы

1. Воробьева М.С., Павлова Е.А. Разработка алгоритмов поддержки методов активного обучения на базе многопользовательского интерактивного взаимодействия // Информатизация образования и методика электронного обучения, 2016. С. 434-438.

2. Зорин Ю.А. Интерпретатор языка построения генераторов тестовых заданий на основе деревьев И/ИЛИ // Доклады Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, 2013, №1. С. 75-79.

Б01: 10.12731/2218-7405-2017-4-2-217-224

СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК МЕТОДОЛОГИЯ КЕЙС-СТАДИ В СОЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Панкова С.Н., Лесина Л.А.

ЮКСГО: 0000-0002-3210-5486, ЮЫСГО: 0000-0002-7593-0179, Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация

В статье представлена попытка методологического обоснования использования кейс-стади в образовательном процессе. Рассматривается модель социального конструирования как образовательная технология. Модель включает: смыслообразование, социальные образцы, инструментальность и самоизменение. Актуально для разработки учебных кейсов по направлению подготовки «Социальная работа».

Ключевые слова: кейс-стади; социальное конструирование; образование; социальная работа; компетенции; личностный потенциал; саморазвитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.