Научная статья на тему 'Разработка комплексно-целевой программы развития крестьянских (фермерских) хозяйств в Ставропольском крае'

Разработка комплексно-целевой программы развития крестьянских (фермерских) хозяйств в Ставропольском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
250
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ) ХОЗЯЙСТВА / РАЗВИТИЕ АПК / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / АГРАРНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / МЕЛКОТОВАРНЫЙ СЕКТОР АПК / COMPLEX-TARGET PROGRAMME / FARMS / AGRICULTURAL SECTOR DEVELOPMENT / REGION ECONOMICS / AGRICULTURAL SPECIALIZATION / REGIONAL SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS / BUDGETARY FINANCING / STATE REGULATION / AGRICULTURE / SMALL-SCALE AGRICULTURAL SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костюкова Е. И., Бобрышев А. Н.

В статье раскрыт порядок разработки комплексно-целевой программы развития крестьянских(фермерских) хозяйств Ставропольского края, в которой программные мероприятия соотнесены с уровнями административно-территориального устройства региона. Предложенная модификация программного метода регулирования и стимулирования развития института фермерства не только обеспечит комплексно-селективный подход к управлению этим процессом, но и привязку программ к территориальным и институциональным особенностям территории региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing of complextarget programme of farms development in Stavropol Krai

The article reveals how to design complex-target programme of farm development in Stavropol Krai, in which programme activities correlated with levels of administrative-territorial division of the region. Authors developed a conceptual model of the formation and realization of region complex-target programme of state support and regulation of farm development. The proposed modification of programme method of regulation and stimulation of farm institute development not only ensure a complex-selective approach to this process managing, but also a linkage of programmes to territorial and institutional context of the region.

Текст научной работы на тему «Разработка комплексно-целевой программы развития крестьянских (фермерских) хозяйств в Ставропольском крае»

ускоренному распространению между организация- тивную систему обратной связи между технологичес-

ми аналогичной специализации. ким совершенствованием производства и рыночны-

Вертикальная интеграция - обеспечивает эффек- ми результатами.

Литература.

1. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. III; под ред. Ф. Энгельса. - М. : Политиздат, 1970. - 1083 с.

2. Папцов А.Г., Шеламова Н.А. Тенденции развития сельского хозяйства стран Центральной и Восточной Европы в условиях интеграции их в Европейский союз: обзорная информация. - М. : ЦИиТЭИ АПК ВНИИЭСХ, 2005. - 91 с.

3. Семенов С.Н., Барашова О.В., Иванченко Е.М. Резервы инновационно-инвестиционного и интеграционного развития агропромышленного производства и пути их реализации // Сельское хозяйство в современной экономике: новая роль, факторы роста, риски. - М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова: «Энциклопедия российских деревень», 2009. - с.248-251.

INTEGRATION PROCESSES IN THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF AGRARIAN COMPLEX A.V. Truhachev, M.G. Leshcheva.

Summary. The article tells about role and importance of integration processes in the innovative development of the agrarian sphere. The factors that provide advantages of the integrated entrepreneurial structures in the modernization of agrarian techniques and technologies are determined. There is a conclusion that depending on the character of innovations the different directions and organizational forms of coordination should be implemented between the economic entities involved into the innovation processes. The horizontal integration lets to increase the effect of implementation of new technologies because of the accelerated distribution between the organizations of the same specialization. The vertical one provides the effective system of feedback between the technological development of production and market results.

Key words: innovations, development of technologies, integration processes, agrarian complex, entrepreneurial structures.

УДК 631.115.1 (470.630)

РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ

В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

Е.И. КОСТЮКОВА, доктор экономических наук, зав. кафедрой

А.Н. БОБРЫШЕВ, кандидат экономических наук, старший преподаватель Ставропольский ГАУ E-mail: kach-stgau@mail.ru

Резюме. В статье раскрыт порядок разработки комплексно-целевой программы развития крестьянских(фер-мерских) хозяйств Ставропольского края, в которой программные мероприятия соотнесены с уровнями административно-территориального устройства региона. Предложенная модификация программного метода регулирования и стимулирования развития института фермерства не только обеспечит комплексно-селективный подход к управлению этим процессом, но и привязку программ к территориальным и институциональным особенностям территории региона.

Ключевые слова: комплексно-целевая программа, крестьянские (фермерские) хозяйства, развитие АПК, региональная экономика, аграрная специализация, региональные социально-экономические системы, бюджетное финансирование, государственное регулирование, сельское хозяйство, мелкотоварный сектор АПК.

Ставропольский край относится к аграрным территориям РФ. Такая специализация определяет значительную роль крестьянских (фермерских) хозяйств, особенности и закономерности развития которых, - важный фактор и условие функционирования региональных социально-экономических подсистем.

Цель наших исследований заключается в разработке рекомендаций по улучшению механизма фор-Достижения науки и техники АПК, №09-2010 __

мирования и реализации региональной комплексноцелевой программы развития фермерских хозяйств, а также в совершенствовании организационно-методических рекомендаций по проектированию региональной системы, стимулирования развития фермерских хозяйств в социально-экономических подсистемах модельного региона.

Условия, материалы и методы. Предмет исследования - совокупность факторов и закономерностей, а также организационно-экономических отношений, определяющих становление и развитие фермерских хозяйств в территориальных социально-экономических подсистемах регионов.

Теоретические основы исследования - научные подходы к пониманию вопросов становления и развития фермерских хозяйств заложенные в трудах А.И. Алтухова, А.М. Бакетта, С.М. Горлова, Г.В. Зинченко, А.А. Коныгина, М.Л. Лезиной, А.Н. Семина, А.В. Чаянова и других.

В рамках проведенного исследования использовали системный подход к анализу рассматриваемых закономерностей, основанный на применении графического и монографического методов, а также методов абстрактно-логического и морфологического анализа.

Выявление и классификацию условий активизации института фермерства в современной социально-экономической системе региона проводили путем анализа причин, ограничивающих его развитие в региональных социально-экономических системах (РСЭС).

Результаты и обсуждение. На сегодняшний день наиболее действенный и эффективный подход к регулированию отдельных отраслей экономики - программно-целевой, который в наибольшей степени позволяет использовать имеющиеся возможности отдельных тер--------------------------------------------- 7

Рис. 1. Организационно-функциональная схема работы внебюджетного фонда развития К(ф)Х.

риторий и нивелировать влияние имеющихся угроз. При этом реализуемые мероприятия должны дополнять одно другое, а ожидаемые эффекты не должны носить оппортунистический оттенок. С учетом таких положений основа разрабатываемой программы - блочно-структурированный и логически выстроенный алгоритм деятельности органов регионального (местного) управления, определяющий общие проблемы развития региона и отдельных территорий, актуальные вопросы развития крестьянских (фермерских) хозяйств на основе выработки действенных механизмов и форм их поддержки с учетом отраслевой и территориальной специфики.

Особенностью проводимой реформы местного самоуправления стало то, что она не затронула органы местного самоуправления на уровне сел. Реформировалось, а точнее сказать, формировалось местное самоуправление на уровне районов, что повлекло некоторые изменения в структуре муниципальных образований. Административные районы, характеризовавшиеся присутствием власти государственной, были заменены на муниципальные. То есть региональная государственная власть «ушла» с районного уровня. Учитывая это мы считаем необходимым дифференцировать планируемые программные мероприятия по уровням административно-территориального устройства. К компетенции регионального звена необходимо отнести формирование магистральных направлений комплексно-целевых программ поддержки, определение принципов, форм и методов их реализации. К предмету ведения муниципального районного уровня мы относим конкретизацию, софинансирование реализации узловых векторов с учетом типа района и местной специфики организации и функционирования К(Ф)Х, а также привлечение внебюджетных ресурсов. На поселенческом уровне уместным следует считать реализацию адресных мероприятий (см. табл.).

В качестве ожидаемых конечных результатов государ-

8 --------------------------

ственной программы поддержки К(Ф)Х мы выделяем: смягчение основного оппортунистического противоречия, выражающегося, во-первых, в укреплении роли и места К(Ф)Х в РСЭС (увеличение численности

Таблица 1. Соотнесение контурных программных мероприятий с уровнями административно-территориального устройства региона

Уровень Основные программные мероприятия

Регио- нальный 1. Обеспечение социальной защищенности населения; 2. Диагностика и про -гнозирование состояния социально-экономических систем; 3. Регулирование и обеспечение экономического роста; 4. Предоставление гарантий по кредитам на сумму более 1 млн руб.; 5. Организация информационноконсультационной службы, материально-технического обеспечения и госу -дарственных закупок; 6. Предоставление налоговых льгот, реструктуризация налоговой задолженности.

Муници- пальный район 1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности фермерства; 2. Создание государственных унитарных предприятий по закупке сельскохозяйственной продукции; 3. Поддержка перерабатывающих, заготовительных организаций; 4. Предоставление государственных гарантий по кредитам на покупку средств механизации, в том числе с использованием лизинга, расширения землепользования, приобретения строений; 5. Обеспечение связи К(Ф)Х с региональными научными центрами; 6. Региональное регулирование закупочных цен; 7. Контроль за качеством ввозимого семенного и посадочного материала.

Сельское поселе- ние 1. Предоставление помещений на условиях аренды с льготными условиями, помощь в оформлении сделок на использование объектов недвижимости и земли, находящихся в муниципальной собственности; 2. Создание муниципальных унитарных предприятий по закупке сельскохозяйственной продукции; 3. Предоставление гарантий по кредитам на сумму до 1 млн руб.; 4. Выделение субсидий на закупку элитного молодняка, семян, удобрений и др. 5. Использование материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий и организаций потребительской кооперации для освоения производства товарной продукции; 6. Оказание сезонной помощи по реализации продукции на основе организации ярмарок и распродаж; 7. Освещение вопросов на местных радио и телевидении, в печатных периодических изданиях; 8. Содействие в расширении спектра услуг для К(Ф)Х предприятиями ЖКХ; 9. Строительство и ремонт объектов рыночно-сбытовой инфраструктуры; 10. Выделение и закрепление пастбищных и сенокосных угодий из муниципальных земель на долгосрочной основе; 11. Организация ветеринарного обслуживания и пунктов искусственного осеменения; 12. Издание информационносправочных материалов, рекомендаций в формате бизнес-идей для К(Ф)Х.

Достижения науки и техники АПК, №09-2010

Региональная комплексно-целевая программа развития К(Ф)Х

Основного и частных экономических ___противоречий *

Определение цели с учетом:

' ЗЕ '

Ассиметрии развития К(Ф)Х и административнотерриториального деления*

Факторов безысходности ведения К(Ф)Х*

Определение приоритетных направлений господдержки

х

Выбор территорий, с низким уровнем развития фермерства*

Включение в приоритетные направлений слаборазвитые и неразвитые территории*

Разработка программных мероприятий, соотнесенных с уровнями админнстративно-і£0шішшіадшішц,у£шшісіва*,

Выделение объектов, которым будет предоставлена господдержка і:

Сельские поселения

Крестьянские (фермерские) хозяйства

Муниципальные районы

Выбор методов и форм господдержки

I

к:

Методы

административные экономические

І Ірямая форма поддержки

Косвенная форма поддержки

д

Опосредованная форма поддержки

Источники финансирования программы + ~~

Бюджет субъекта федерации (не более 40%)

Бюджеты муниципальных образований (не более 35%)

Ж

Внебюджетные источники финансирования (не более 25 %)

Осуществление научно обоснованною планирования размеров региональной поддержки с учетом обеспечения баланса иніересов строп

Механизм реализации программы развития К(Ф)Х

Система отбора получателей средств (отдельных К(Ф)Х и муниципальных районов)

Проведение мониторинга, системного анализа и прогнозирования развития К(Ф)Х

Выработка и применение критериальных подходов к оценке социальноэкономической эффективности К(Ф)Х

Рис. 4. Концептуальная модель формирования и реализации региональной комплексно-целевой программы государственной поддержки и регулирования развития К(Ф)Х: (звездочкой выделенны авторские блоки, которые существенно дополняют сложившуюся практику реализации подобного рода комплекса мероприятий целевого регулирования объектов и подсистем региональной экономики). как системовоспроизводящий ресурс, позволяющий

использовать имеющийся потенциал региона для развития его подсистем.

Выбор приоритетных направлений поддержки следует изменить с тотального охвата объектов в рамках региона, на адаптивно-селективный подход к их определению, ставящий во главу угла депрессивные и слаборазвитые территории.

Региональная программа поддержки фермерства -инструмент, способный обеспечить целенаправленность, координированность и результативность мероприятий, призванных улучшить условия его развития. При этом проектируемые комплексы мер должны обладать такими качественными характеристиками, как актуальность, прогностичность, комплексность, реалистичность, контролируемость, адаптивность.

Отсутствие у программы хотя бы одного из приведенных свойств приведет к тому, что либо результаты не

будут получены вовсе, либо они будут достигнуты, в более поздние сроки с большими экономическими потерями.

Результат реализации субфедеральных программ развития фермерства - количественно-атрибутивные изменения в его структуре, потенциале и эффективности. В условиях заметной до-тационности большинства региональных бюджетов, невозможно полностью и сразу решить все проблемы организации и деятельности К(Ф)Х. Именно поэтому цели разрабатываемых программных комплексов должны учитывать внутрирегиональную ассиметрию процессов генезиса субъектов мелкотоварного сектора АПК. В основу изменения парадигмы проектирования подобных программ необходимо заложить принцип компенсации, позволяющий восполнять отсталость слаборазвитых территорий за счет секвестирования финансирования организационно-экономических мероприятий в среднеразвитых и развитых территориях.

Программные мероприятия целесообразно увязывать с финансовым обеспечением, предусматривающим участие как бюджетной системы (региональной, муниципальной районной, муниципальной поселенческой), так и внебюджетных источников (до 40 %), которые могут аккумулироваться в соответствующих фондах развития К(Ф)Х(рис. 1). Причем немаловажно целевое расходование средств. Предложенная система финансирования мероприятий по развитию АПК отличается от ранее использовавшихся, прежде всего, аккумулированем средств внебюджетных источников, привлечение и использование которых не привязано к исполнению доходной части муниципальных бюджетов. Подобные фонды должны быть организованны в каждом муниципальном районе, что станет логическим дополнением государственной поддержки АПК на федеральном и региональном уровне.

По каждой программе целесообразно составить график реализации мероприятий поддержки в виде ленточной диаграммы Гантта (рис. 2).

При разработке подобных программ мы считаем важным формирование оптимальной структуры управления и контроля за ходом их реализации и конечными результатами (рис. 3).

Управление программой это совокупность скоординированных действий, санкционированных соответству-__ Достижения науки и техники АПК, №09-2010

Рис. 2. Представление сроков реализации отдельных программных мероприятий в виде ленточной диаграммы Гантта

работающих и объёма производимой сельскохозяйственной продукции, оптимизация отраслевой структуры и др.); во-вторых, в достижении оптимального уровня развития фермерства в разрезе районов региона на фоне нивелирования факторов безысходности ведения этого рода занятий;

смягчение частных оппортунистических противоречий, заключающееся, например, в усилении суверенитета института собственности в системе аграрного предпринимательства, снижении количества проверок, минимизации административных расходов при регистрации К(Ф)Х и др.;

устранение территориальных диспропорций в развитии фермерства на внутрирегиональном пространстве.

При реализации комплексно-целевых программ развития К(Ф)Х необходимо обеспечивать оптимальное сочетание прямой (субсидирование), косвенной (льготное налогообложение др.) и опосредованной (создание условий, не связанных с аграрным производством) государственной поддержки. Их гармоничное комбинирование придает такому механизму дополнительную устойчивость и эффективность. При определенных условиях взаимодействие различных форм поддержки может вызвать эмерджентный эффект.

К первоочередным мерам, на наш взгляд, относится административное регулирование путем установления правовых рамок в сфере развития мелкотоварного сектора АПК в части бюджетного, налогового и административно-государственного законодательства. Нормативно-правовое регулирование в сфере развития аграрных предпринимательских формирований позволит защитить и на цивилизованной основе согласовать интересы всех участников воспроизводственного процесса.

Организационно-экономический механизм реализации комплексных целевых программ развития фермерства, как компонент государственного регулирования регионального АПК в новой экономике, должен формироваться с соблюдением следующих принципов:

достаточность выделяемых бюджетных средств в пределах установленных расходных лимитов без привязки к выполнению доходной части бюджета;

оптимальное комбинирование бюджетного и внебюджетного финансирования;

своевременность, а также объектная и территориальная адресность оказания поддержки и содействия в решении неотложных проблем развития фермерства;

превентивный характер мер поддержки, упреждающий развитие как межтерриториальной ассиметрии генезиса фермерства, так и прогрессирование оппортунистических противоречий, дестабилизацию аграрной сферы;

гласность при планировании размеров и объектов поддержки, обеспечение предварительного, текущего и последующего контроля; гибкость, то есть учет и оперативное реагирование на изменения ситуации на агро-продовольственном рынке;

транспарентность и понятность механизмов реализации программ с точки зрения движения финансовых средств и определения критериев их целевой установки.

Отдельное звено в иерархии компонентов механизма реализации комплексных целевых программ развития фермерства - учет прогнозной динамики основных производственно-экономических показателей. Его результатом должна быть оперативная корректировка программных мероприятий с целью приведения их в соответствие с определенными приоритетами.

Важнейший элемент новой модели - планирование размеров государственной поддержки в рамках реализации комплексно-целевых программ. Критерий здесь должен быть один: размеры бюджетной субфедераль-ной поддержки должны быть обратно пропорциональны уровню развития районов по параметру фермеризации сельскохозяйственного производства и наличию геоэко-номических и административных условий для этого. Объемы финансирования подобных программ необходимо формировать на основе принципов субсидиарности, а также государственно-частного и муниципальночастного партнерства.

В целом поддержка в рамках реализации подобных программ должна носить стимулирующий, а не иждевенческий характер. Ее следует рассматривать

Рис.З. Проект организационно-функциональной структуры управления региональной комплексно-целевой программой развития и поддержки К(Ф)Х Достижения науки и техники АПК, №09-2010 ____________________________________________________ 9

ющими органами различного уровня и призванных обес- мотренных на финансирование программы.

печить разработку, утверждение и реализацию програм- На основании изложенного, мы предлагаем моди-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мы; контроль за исполнением и оценку результатов; вне- фицированный вариант концептуальной модели регио-

сение изменений. нальной комплексно-целевой программы (рис. 4).

На региональном уровне управления будет происхо- Выводы. Таким образом, предложенная модифи-

дить выработка идеологии, определение источников фи- кация программного метода регулирования и стиму-

нансирования, утверждение отчетов о реализации. Глав- лирования развития института фермерства не только

ным принципом его работы должен стать баланс инте- обеспечит комплексно-селективный подход к управле-

ресов сторон взаимодействия. нию этим процессом, но и привязку и к территориаль-

Координационный совет будет опираться на дирекцию, ным и институциональным особенностям региона.

формируемую из специалистов профильных ведомств. Результатом наших исследований будет выведе-

Основная ее задача - оперативное управление програм- ние распространенного и применяемого сегодня промой. На местном уровне будут действовать поставщики граммного метода на качественно новые концепту-

услуг для К(Ф)Х. Оплата их услуг, поставленных товаров, ально-программные, организационные и функцио-

выполненных работ будет проводится из средств, предус- нальные параметры.

Литература.

1. Указ Президента РФ от 27 июля 1993 г. № 1139. «О некоторых мерах по поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов» // АПК: экономика, управление. - 1993. - № 10.

2. Ставропольский край. Постановление Правительства Ставропольского края от 22 мая 2008 г. № 90 - п «О координационном совете по реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 гг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы // Сбор-ник законов и других правовых актов Ставропольского края. - 2008. - № 8.

3. О государственной поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств в 1999 году: постановление Правительства РФ от 3 мая 1999 г. № 481 // Экономика сельского хозяйства России. - 1999. - № 8. - С. 19-22.

DESIGNING OF COMPLEX-TARGET PROGRAMME OF FARMS DEVELOPMENT IN STAVROPOL KRAI E.I. Kostyukova, A.N. Bobryshev

Summary. The article reveals how to design complex-target programme of farm development in Stavropol Krai, in which programme activities correlated with levels of administrative-territorial division of the region.

Authors developed a conceptual model of the formation and realization of region complex-target programme of state support and regulation of farm development. The proposed modification of programme method of regulation and stimulation of farm institute development not only ensure a complex-selective approach to this process managing, but also a linkage of programmes to territorial and institutional context of the region.

Key words: complex-target programme, farms, agricultural sector development, region economics, agricultural specialization, regional socio-economic systems, budgetary financing, state regulation, agriculture, small-scale agricultural sector.

УДК 631.162

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УЧЕТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Н.В.КУЛИШ, кандидат экономических наук, доцент Ставропольский ГАУ E-mail:kaсh-stgau@mail.ru

Резюме. Рассмотрена сложность и многоаспектность проблемы формирования и учета финансовых результатов в аграрном секторе экономики. Раскрыты главные направления формирования реальных финансовых результатов на основе оценки объектов бухгалтерского наблюдения. Обоснованы необходимость использования модели учета и оценки биологических активов в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Сформулированы методические подходы к определению справедливой стоимости в сельском хозяйстве. Достижения науки и техники АПК, №09-2010

Ключевые слова: финансовый результат, биологические активы, справедливая стоимость, международные стандарты финансовой отчетности, реформирование бухгалтерского учета.

Для эффективного развития агробизнеса в России нужна адекватная рыночным отношениям система представления учетной информации, позволяющая формировать релевантную информацию, проводить ее анализ и принимать рациональные управленческие решения.

Бухгалтерский учет, как основная часть информационной системы, призван обеспечивать оперативной информацией менеджеров всех уровней. В соответствии с Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесроч-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.