УДК 796.325
В. А. Усков, И. А. Зюбанова
РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАПАДАЮЩЕГО
УДАРА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
Исследовались особенности техники и тактики выполнения приема мяча с подачи и выполнения нападающего удара в волейболе. Для стандартизации условий подачи мяча применялась автоматическая катапульта. Показано, что точность выполнения удара коррелирует с показателями времени разбега игрока, времени прыжка для выполнения удара, количества увиденных элементов содержания игровых задач. На основании полученных результатов разработан комплекс упражнений для повышения спортивного мастерства волейбо-листов-нападающих.
Ключевые слова: волейбол, тренировка, нападающий удар, тренажеры.
Мастерство и результаты профессиональных спортсменов на соревнованиях международного уровня достигаются уже на пределе физических, технических, тактических и психических человеческих возможностей [1]. В связи с этим возрастает актуальность совершенствования тактической, технической и физической подготовленности спортсменов в игровых видах спорта [2].
Результативность атакующих действий игроков в значительной степени является следствием использования биомеханических закономерностей, исходя из чего проблема технического совершенствования в основном касается участия верхних конечностей в двигательных актах и неизбежно сказывается на успешности выполнения прямого нападающего удара. Для волейбола наиболее эффективными являются атакующие действия, точность которых зависит от многих факторов, в том числе от взаимодействия звеньев бьющей руки с мячом в момент нанесения удара [3, 4].
Под уровнем владения спортивной техникой спортсмена подразумевается ее близость к наиболее рациональному варианту. Эффективность техники предполагает не характеристику того или иного варианта техники, а качества владения техникой в целом. Для оценки технической подготовленности спортсмена можно использовать результаты выступлений спортсмена на соревнованиях различного уровня, сопоставление характеристик выполненного движения с эталоном, анализ биомеханических показателей [5, 8].
Известные методики преодоления нерациональной техники движений при выполнении нападающих ударов не предусматривают целесообразности применения на стадии базовой подготовки спортсменов повышения объема нагрузки на мышечные группы с меньшей моторной активностью. Положительных результатов в этом направлении можно достичь путем использования тренажеров и других исследовательских средств [6].
Выявление факторов, влияющих на эффективность нападающего удара в волейболе, и поиск путей совершенствования техники прямого нападаю-
щего удара открывают перспективы для целенаправленного выбора средств и методов технической подготовки волейболистов [7].
В исследовании приняли участие 22 волейболиста - мужчины в возрасте 18-25 лет, кандидаты в мастера спорта и мастера спорта. Точность выполнения мяча в мишень оценивалась по методике R. N. Malina [6]. Суть ее состоит в следующем: целью (мишенью) служат пять концентрических окружностей. Диаметр центрального круга равен 0,21 м, а каждый из последующих диаметров на
0,21 м больше предыдущего. За попадание в центр круга начисляется 5 очков, а за попадание в другие последующие круги снимается соответственно по 1 очку. За передачи, в которых не было попадания в площадь всего круга, дается 0 очков.
Для исследования техники и тактики выполнения приема мяча с подачи, выполнения нападающего удара в данном случае необходимо стандартизировать условия подачи мяча.
Для решения такой задачи применялась автоматическая катапульта. Она позволяла не только моделировать строгое направление подачи мяча на принимающего подачу игрока, но и создавать вариативные условия разброса мячей в секторе 30 и 60° с дискретностью 6° как по программе, так и по системе случайных чисел в ручном режиме.
Катапульта для выбрасывания мяча размещалась у волейбольной сетки, в зоне № 3 и могла целенаправленно моделировать подачу мяча в зоны № 1, 6, 5. В задачу игроков входило точно принять и направить мяч на стык зон № 2-3. В этом месте для оценки точности приема мяча размещалась целевая мишень. Точность приема и передачи мяча оценивалась по методике R. N. Malina [6].
Игровые ситуации предъявлялись в различных условиях: в простых условиях (ПУ) - моделируемые игровые ситуации предъявлялись одновременно с вылетом мяча из автоматической катапульты для выполнения нападающего удара; в сложных условиях (СУ) - с задержкой на 300 мс; в особо сложных условиях (ОСУ) - на 600 мс. Выполнение
нападающего удара контролировалось по следующим показателям: вероятности точного удара и времени разбега.
Вероятность точного выполнения нападающего
удара при замене условий ПУ на СУ и ОСУ соответственно снизилась на 24,8 и 48,9 %. При замене условий СУ на условия ОСУ этот показатель снизился на 32,3 % (табл. 1).
Таблица 1
Показатели характеристик выполнения нападающего удара
Условия выполнения игрового приема Пульс, уд ./мин Точность выполнения игрового приема (вероятность) Время разбега, мс
Р(а) Р(в) Р(с)
Моделируемые игровые ситуации предъявляются одновременно с вылетом мяча из катапульты 156,9 ± 6,4 V = 4,1 0,202 0,723 0,07 2,19 ± 0,14 V = 6,3
Моделируемые игровые ситуации предъявляются с задержкой на 300 мс относительно вылета мяча из катапульты 158,3 ± 7,4 V = 4,6 0,152 0,735 0,111 2,21 ± 0,15 V = 6,7
Моделируемые игровые ситуации предъявляют с задержкой 600 мс относительно вылета мяча из катапульты 161,1 ± 11,5 V = 7,1 0,103 0,747 0,148 2,26 ± 0,17 V = 7,5
Время разбега нападающих игроков при замене условий ПУ на условия СУ и ОСУ недостоверно снизилось на 0,1 % (р > 0,05) и 3,1 % (р > 0,05). При замене условий СУ на условия ОСУ этот показатель недостоверно ухудшился на 2,3 % (р > 0,05).
Таким образом, из всех показателей нападающего удара вероятность точного выполнения наиболее тесно связана с изменением условий предъявления моделируемых игровых задач: чем меньше время их предъявления, тем этот показатель хуже.
Следовательно, время предъявления моделируемых игровых задач является фактором тренирующего воздействия.
Вероятность точного выполнения нападающего удара у спортсменов различной квалификации наблюдается в пределах от 0,58 до 0,35. Точность выполнения нападающих ударов у перворазрядников достоверно выше (р < 0,05), чем у второразрядников, на 64,3 %.
Результаты тестирования дифференцированно характеризуют уровень технической подготовленности игроков точно выполнять нападающие удары.
В корреляционную матрицу (табл. 2) включены специфичные переменные показатели нападающего удара волейболистов. Они входят в число показателей, характеризующих психомоторную деятельность игроков.
Согласно табл. 2 показатель точности выполнения удара коррелирует с показателями времени разбега игрока; времени прыжка для выполнения удара; количества увиденных элементов содержания игровых задач.
Таблица 2
Корреляционная матрица показателей игрового действия волейболистов-нападающих
Пока- затель Точность выполнения нападающего удара Время разбега, с Время прыжка Количество увиденных элементов задач
1 2 3 4
1 1 0,12 0,18 0,58
2 1 0,14 0,71
3 1 0,18
4 1
Теснота взаимосвязи признаков определялась на основании расчета коэффициента детерминации D. Взаимовлияние показателя правильности и точности удара со всеми остальными показателями, перечисленными выше, соответственно составляет 59,2; 1,4; 3,2 %.
Время разбега коррелирует с показателями времени прыжка для выполнения удара и количеством увиденных элементов содержания игровых задач.
Взаимовлияние связи показателя времени разбега с количеством увиденных элементов задачи составляет 0,64 %.
Время прыжка коррелирует с показателями количества элементов содержания игровых задач.
Взаимовлияние показателя времени прыжка с количеством увиденных элементов задач составляет 3,2 %.
Данные исследований позволили разработать комплекс упражнений (табл. 3) для повышения спортивного мастерства волейболистов-нападаю-
щих. Таблица 3
Комплекс упражнений для совершенствования нападающего удара
Содержание задачи № серии Количество упражнений в одной серии Временные условия выполнения нападающего удара
На столе параллельно волейбольной сетке размещена катапульта, которая моделирует передачу мяча сверху двумя руками в зону № 4. С помощью 12 лампочек моделировали содержание игровых ситуаций на блоке и площадке. Задача нападающего игрока - выбрать направление для выполнения нападающего удара и точно пробить мяч в зону 1 11 Комфортные: моделируемая передача мяча нападающему игроку направлена в зону № 4. Модели игровых ситуаций на блоке и в зонах: № 1, 2, 4, 5 и 6 предъявлялись до вылета мяча из катапульты через 0,1; 0,2; 0,3 с
2 11 Простые: моделируемые игровые ситуации предъявлялись нападающему волейболисту в момент вылета мяча из катапульты
3 11 Сложные: моделируемые ситуации волейболисту предъявлялись через 0,1; 0,2; 0,3 с после вылета волейбольного мяча из гнезда катапульты для выполнения нападающего удара через блок или мимо блока в зоны 1, 2 или 4; 5 или 6
Список литературы
1. Андреев В. И. Факторы, определяющие эффективность технических приемов нападения в безопорном положении в игровых видах спорта. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. 176 с.
2. Белов А. С. Сравнительная оценка факторов, определяющих точность движения спортсменов в специальных заданиях и экспериментальное обоснование методики их совершенствования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1972. 28 с.
3. Благуш П. К. К теории тестирования двигательных способностей. М.: Физкультура и спорт, 1982. 165 с.
4. Ивойлов А. В. Помехоустойчивость движений спортсмена. М.: ФиС, 1986. 110 с.
5. Голомазов С. В. Теоретические основы и методика совершенствования целевой точности двигательных действий: дис. ... д-ра пед.
наук. М., 1996. 316 с.
6. Усков В. А. Диспозитивные тренажеры для волейболистов // Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде (стенды, тренажеры, имитаторы): материалы конф. М., 1999. С. 209-211.
7. Топышев О. П. Педагогические аспекты совершенствования деятельности спортсменов в игровых видах спорта: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1989. 49 с.
8. Кривощеков К. Г. Технология образного обучения техническим приемам в подготовке юных борцов-дзюдоистов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. Вып. 5 (68). С. 16-21.
Усков В. А., профессор кафедры, почетный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии педагогического образования.
Московский городской педагогический университет.
2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, Москва, Россия, 129226.
E-mail: [email protected]
Зюбанова И. А., заведующая кафедрой.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 04.12.2012.
V. A. Uskov, I. A Zyubanova DEVELOPMENT OF EXERCISES SET FOR PERFECTION OF FORWARDING STRIKE
The article deals with some peculiarities of techniques and tactics to meet a ball with the supply and implementation of a forwarding stroke. To standardize conditions there was used an automatic catapult. It is shown that the accuracy of the strike is correlated to the time of take-off player, the time to perform a jump attack, the number of the seen elements of the content of the game problems. Based on these results, there was developed a set of exercises to improve sports skills of volleyball forwards.
Key words: volleyball, exercise, forward strike, fitness equipment.
Uskov V. A.
Moscow City Pedagogical University.
2nd Selskohozjajstvennyi proezd, 4, Moscow, Russia, 129226.
E-mail [email protected]
Zyubanova I. A.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail [email protected]