Научная статья на тему 'Разработка коллекции женских молодёжных комплектов по принципам японского кроя'

Разработка коллекции женских молодёжных комплектов по принципам японского кроя Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1115
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коллекция / японский костюм / традиционный крой / формообразование / покрой рукава / принцип / образ / развитие / collection / Japanese suit / traditional cut / shaping / sleeve cut / principle / image / development

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — К. А. Ганина, Л. В. Попковская

Уникальность разработки – в создании коллекции современной одежды, интерпретации япон-ского стиля и философии костюма, заимствования размерных признаков плоскостного кроя традиционного кимоно. В дизайне комплектов наблюдаются принципы многослойности, тождества силуэтных форм, комбина-торики элементов восточной культуры и актуальных стеганых материалов. Эстетическая функция признана главенствующей, эффективно подтверждается целесообразностью участия в международных и республикан-ских конкурсах дизайнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — К. А. Ганина, Л. В. Попковская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of a Collection of Women's Youth Sets on the Principles of Japanese Cut

The uniqueness of the development is in the creation of a collection of modern clothes, the interpreta-tion of the Japanese style and philosophy of the costume, possessing dimensional features of the planar cut of the tradi-tional kimono. In the design of the sets, the principles of layering, the identity of silhouette forms, combinatorics of elements of Eastern culture and actual quilted materials are observed. Aesthetic function is recognized as dominant, effectively confirmed by the expediency of participation in international and national competitions of designers.

Текст научной работы на тему «Разработка коллекции женских молодёжных комплектов по принципам японского кроя»

УДК. 687.016 https://doi.org/10.24411/2617-1503-2018-12018

Разработка коллекции женских молодёжных комплектов

по принципам японского кроя

К. А. Ганинаа, Л. В. Попковская Витебский государственный технологический университет, Республика Беларусь

8E-mail: karina100196@yandex.ru

Аннотация. Уникальность разработки - в создании коллекции современной одежды, интерпретации японского стиля и философии костюма, заимствования размерных признаков плоскостного кроя традиционного кимоно. В дизайне комплектов наблюдаются принципы многослойности, тождества силуэтных форм, комбинаторики элементов восточной культуры и актуальных стеганых материалов. Эстетическая функция признана главенствующей, эффективно подтверждается целесообразностью участия в международных и республиканских конкурсах дизайнеров.

Ключевые слова: коллекция, японский костюм, традиционный крой, формообразование, покрой рукава, принцип, образ, развитие.

Development of a Collection of Women's Youth Sets on the

Principles of Japanese Cut

K. Ganina8, L. Popkovskaya Vitebsk State Technological University, Republic of Belarus 8E-mail: karina100196@yandex.ru

Annotation. The uniqueness of the development is in the creation of a collection of modern clothes, the interpretation of the Japanese style and philosophy of the costume, possessing dimensional features of the planar cut of the traditional kimono. In the design of the sets, the principles of layering, the identity of silhouette forms, combinatorics of elements of Eastern culture and actual quilted materials are observed. Aesthetic function is recognized as dominant, effectively confirmed by the expediency of participation in international and national competitions of designers.

Key words: collection, Japanese suit, traditional cut, shaping, sleeve cut, principle, image, development.

Разработка одежды на основе восточных приёмов формообразования является одним из перспективных направлений в современной моде. Стиль «ориенталь» выбирает Японию, являющуюся одной из самых ярких и самобытных стран-представительниц Востока. Япония - самая загадочная и интересная страна Азии, государство восходящего солнца, новых технологий и особенного взгляда на красоту и моду. Ворвавшись на подиумы 1980-х, дизайнеры Японии, отличительными чертами творчества которых являются близость к природе и нестандартные эксперименты с формой и кроем, изменили мир моды навсегда. Используя характерные признаки восточного кроя, следуя тенденциям цветочного принта и графического рисунка в горох, введению стеганых поверхностей материалов [1], целесообразно обратить внимание на заимствование размерных данных и ходе иллюстративно-обзорного, аналитического и расчет-но-конструктивного методов исследования.

Цель: создание носибельной коллекции одежды для молодых женщин по принципам японского кроя и выполнение коллекции на высоком эстетическом

уровне с соблюдением всех эргономических и технологических требований. Креативная идея заключается в совмещении традиционных признаков японского костюма и европейского принципа ношения современных изделий [2].

Актуальность темы: стремление молодежи к новизне, неординарности изделий верхней одежды, объединённых понятием «комплект», вариативной способности создания образов-луков. Характер главенствующих признаков формируется благодаря ряду поставленных задач:

- изучению японского традиционного костюма и способов его ношения;

- произведению анализа особенностей кроя японского костюма на примере аутентичного источника;

- использование принципов плоскостного кроя при разработке коллекции повседневной одежды.

Авторская коллекция моделей одежды - это серия эскизно-практического исполнения замысла, в данном случае - повседневного назначения, построенная на основе единого запашного решения, спортивного стиля, базовой конструкции, прямоугольной силуэт-

ной формы, стеганой структуры плащевых материалов. Разработка коллекции - это сложный творческий процесс [3], который состоит из нескольких этапов: формирования исторических показателей, возможностей использования данных исследования тенденций моды 2018/2019 годов, концептуального конструктивно-технологического развития моделей верхнего и нижнего слоев, апробации научных данных. Создание презентации видеоряда усилили значимость научной работы.

История развития японского костюма очень интересна и многогранна. С середины XIX в. после долгого периода изоляции Япония была вовлечена в систему международных отношений, и почти сразу европейский костюм проник во все слои общества. Несмотря на это, традиционная одежда и верования, связанные с ней, не потеряли значимости по сей день и продолжают выполнять свои социальные функции. На этапе зарождения его форма и конструкция была простой и далёкой от современной. Но именно в глубокой древности зародились две характерные особенности, которые сохранились и дошли до наших дней, - это крой по прямым линиям, который не соответствует очертаниям тела, и одинаковая форма костюма для мужчин и женщин [5].

Наиболее известным всем видом японской одеждой является кимоно, которое считается «национальным костюмом». Тип кроя, силуэт, отдельные детали и мотивы активно использовались в моде всего мира, но само кимоно в его традиционном виде остается для иностранцев одной из наиболее труднопостигаемых областей японской культуры. Кимоно зрительно корректирует пропорции тела, но дело не только в создании иллюзии стройности. Кимоно не просто регламентирует рисунок и ритм движений, но и является своего рода фокусом национальной психологии.

Японка в кимоно воплощает эталон сдержанной грации, мягкой женственности и скромного обаяния.

Кимоно имеет стандартный крой по прямым линиям, который не соответствует очертаниям фигуры человека [9]. Эта особенность позволяет легко хранить одежду, переделывать ее в другие вещи, подделывать под определенного человека. Европейская одежда, изготовленная на заказ, будет хорошо сидеть на фигуре (независимо от его или ее вкуса). А посадка японского кимоно будет полностью зависеть от мастерства и хорошего вкуса того, кто его надевает. Поэтому сам процесс надевания кимоно становится творческим актом, что превращает каждого человека в художника, создающего индивидуальный образ. Этот образ будет зависеть только от замысла самого человека, при этом одна и та же одежда может одного украшать, а другого нет, потому что японский национальный костюм подчеркивает не столько внешность человека, сколько его характер. Японский костюм представляет собой особую систему, которая связана с антропологическими особенностями фигуры и выражена математическими пропорциями «золотого сечения» между геометрическими параметрами элементов костюма [7].

Объект исследования: исторический аналог-ансамбль национального достоверного костюма -женское кимоно, пояс оби и обувь таби, приобретенные на рынке винтажных изделий в Берлине у семьи из Японии; модели в стиле «ориенталь» из коллекций мировых брендов. Критериями для анализа послужили внешний вид кимоно спереди (рис. 1 а) и сзади (рис. 1 б), систематизация показателей в виде результатов числовых данных подлинного женского кимоно по вертикально-горизонтально признакам (длина, ширина). В ходе работы с целью изучения были произведены замеры конструктивных параметров кимоно (рис. 2).

а б

Рисунок 1 - Кимоно - объект исследования (а, б)

Участок

Название участка

Плечевой шов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Длина плечевого шва и рукава_

Рукавное отверстие

Высота рукава

Пройма

Длина изделия

Ширина изделия

Ширина перехвата

Величина,см

24

57

23

48

25

163

136

23

Рисунок 2 - Конструктивная характеристика кимоно

1

2

3

4

5

6

7

8

Результаты измерения: четыре значения пропорции золотого сечения, равной 24 см, или близкой к этому числу (23,25 см), 48 см - это удвоенная единица числа золотого сечения, 163 см как число нарастающего ряда золотого сечения (100+62).

Согласно японским традиционным нормам посадка одежды на фигуре требует выравнивания изгибов тела. В связи с этим в традиционном костюме используются особые методы конструктивного моделирования для уплощения формы изделия.

Идеальная японская посадка достигается при помощи утолщений в нижней одежде, которую носят под нижним кимоно: накладка для плечевого пояса сглаживает выступающие точки груди; накладка для поясного выравнивания спрямляет изгибы талии, бедер и ягодиц. Под пояс оби подкладывают спереди жесткий полупояс оби-ита, сзади - валик оби-агэ. Кимоно подпоясывается, оборачивает талию в несколько раз, длина исследуемого объекта равна 323 см, что является удвоенным числом от 162 см.

В традиционном японском женском костюме особое значение имеет посадка костюма на фигуре. Одежда имеет плоскостной крой и объёмно -пространственная форма создается в процессе одевания. Благодаря плотному запахиванию и облеганию одежды на уровне бёдер в области груди образуется гораздо больший объем, тем самым создается направление развития формы снизу вверх. Возможен обратный вариант - когда и в области бедер формируется достаточная свобода за счёт разведения нижней части подола многослойной одежды. В таком случае максимальное развитие формы костюма направлено сверху вниз.

Форма одного и того же плечевого изделия может преобразовываться в зависимости от способов организации пространства между телом и костюмом. Данный вариант формообразования костюма возможен при использовании плоскостного кроя, когда детали кроя одежды не повторяют форму фигуры человека и костюм принимает объемную форму в зависимости от способов посадки изделий и манеры ношения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Элементы плоскостного кроя, особенности объемно-пространственных форм, положение и ширина рукава традиционного японского костюма активно используют дизайнеры при создании новых коллекций. В настоящее время актуальным направлением является обращение к объектам прошлого путём заимствования наследия культур.

Наиболее часто встречаемыми приёмами в коллекциях японских дизайнеров являются симметрия, безразмерность, многофункциональность, много-слойность[8].

При анализе современного японского костюма были выявлены следующие особенности:

- формообразование силуэта: максимальное наполнение в плечевом поясе, уплощение формы груди, акцентированное прилегание в области бедер;

- активное использование горизонтальных членений;

- линия плеч: покатая, расширенная;

- покрой рукава: рубашечный, цельновыкроен-ный, реглан.

Изучив информацию о традиционном японском костюме, признаки японского стиля в одежде, особенности некоторых видов отделки и тенденции

осенне-весеннего сезона [7], были созданы эскизы авторской коллекции (рис. 2).

В соответствии с эскизами были выполнены 5 моделей комплектов, включающих 19 изделий (рис. 3).

Авторскую коллекцию составляют 4 куртки и 1 пальто, 2 юбки с запахом, 5 брюк различной длины и формы, 5 блуз и 2 шарфа-капюшона.

Основными принципами коллекции являются свободный крой в духе японской одежды, спущенный покрой рукавов, наличие запахов, эффект многослой-ности одежды и воротников.

Верхние изделия коллекции (куртки и пальто) выполнены на базе двух конструкций. В основу кроя

плечевых изделий положен покрой кимоно. При использовании Единого Метода конструирования одежды (ЕМКО) конструктивные прибавки имеют стабильные величины и зависят от силуэта и степени прилегания изделия [4]. Распределение их на конструкции чётко определено, хотя в настоящее время прослеживается перераспределение прибавок в сторону спинки. Свободный крой при разработке конструкции плечевых изделий достигнут за счёт выбора максимальных прибавок на свободное облегание (табл. 1).

б

Рисунок 3 - Авторская коллекция одежды: а) эскизный ряд; б) комплекты молодежной одежды в материале

а

Таблица 1 - Прибавки на свободное облегание на различных участках конструкции куртки

Наименование прибавки Условное обозначение прибавки Величина прибавки, см

Прибавка на свободу облегания по линии груди Пг 12

Прибавка на свободу облегания по линии талии Пт 10

Прибавка на свободу облегания по линии бедер Пб 10

Прибавка на свободу облегания к обхвату плеча Поп 9

Спущенный покрой рукавов прослеживается при разработке всех плечевых изделий коллекции.

В коллекции используется принцип многослойно-сти во всём - как в количестве изделий, так и в от-

делке. Например, в одном комплекте сочетаются блуза, брюки, юбка и наверх предложена куртка с пристёгивающимся шарфом-капюшоном (рис. 4).

Рисунок 4 - Модели коллекции - блузки, юбки на запах (а-в)

По аналогии с японским костюмом каждый комплект коллекции состоит из блузы, напоминающей по покрою кимоно, и куртки либо пальто. Практически на каждой блузе присутствует притачная деталь, имитирующая воротник, с цветочным принтом (рис. 5 а), рисунком в горох (рис. 5 в), комбинации указанных рисунков ткани (рис. 5 б).

Аналогично японским принципам в моделях коллекции подчёркивается уровень талии благодаря фиксации юбки, а также путём зонального членения блузы на уровне талии. «Футана» представляет короткую отбеленную х/б несшиваемую юбку или «ко-симаки» - длинная юбка, видная из-под распахивающегося кимоно. Подобно японской косимаки была спроектирована юбка с запахом, которая фиксируется на уровне талии.

Как и длинное японское платье косодэ в коллекции присутствуют брюки и юбка, стёганые на синтепоне (рис. 6).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важным показателем ассортимента коллекции является возможность трансформации одних и тех же изделий с поворотом на 180 градусов (рис. 7 б).

Такая трансформация обусловлена назначением изделий. Для создания образа куртку возможно надеть «верх ногами» и модель приобретает характерный японский образ. Так традиционный европейский образ - куртку можно надеть стандартно.

Для коллекции характерна гармоничная взаимозаменяемость элементов комплектов. На рисунке 7 а представлен другой комплект с различными вариантами курток.

Рисунок 5 - Притачные детали в виде воротника в моделях коллекции (а-в)

Рисунок 6 - Брюки и юбка, стёганые на синтепоне (а, б)

В коллекции присутствуют черты спортивного стиля, который остаётся актуальным на протяжении уже многих сезонов. Он проявляется в объёмных куртках, которые при помощи контраста создают более утонченный и хрупкий образ худеньких девушек, что соответствует художественному образу

коллекции. Следуя многослойности ансамблевой структуры кимоно, под объёмными куртками при помощи блуз, брюк и юбок в каждой модели различными способами акцентируется уровень талии, что заимствовано из традиций японского костюма.

б

а

в

б

а

а б

Рисунок 7 - Модель коллекции с различными вариантами курток (а, б)

Коллекция молодёжных комплектов предназначена для повседневной носки, с учетом вариативности ношения курток-перевертышей, а также цветовым предпочтениям сезона. Учтены все требования, которые предъявляются к созданию коллекций, такие как новизна, образность форм моделей, стилистическая ясность, композиционная связь моделей в коллекции.

Авторская коллекция перспективна, при её разработке учитывались тенденции моды на сезон «осень-зима 2018/2019», анализ рисунка и фактуры в женских изделиях, тенденции развития образа жизни современных молодых женщин, данные о предпочтениях формы и цвета. При проектировании коллекции тщательно продумывались образ, стилевая направленность, силуэтные формы, колорит и другие характеристики.

Материалы по созданию коллекции были представлены на 51-й НТК УО «ВГТУ» и на Республиканский конкурс научных работ студентов. Создан-

ная коллекция стала лауреатом XXVII Республиканского фестиваля-конкурса моды и фото «Мельница моды» (г. Минск) в номинации «Школа моды» - 1-е место; принимала участие в III Международном фестивале моды VOLGA Fashion Fest (г. Ярославль, Россия, май 2018 г.), демонстрировалась в институте SITAM в Падуе (Италия, сентябрь 2018 г.) и принимала участие в конкурсе European Fashion Union (г. Милан, Италия, сентябрь 2018 г.). Также коллекция Breathe of the East была отмечена вторым местом в виртуальном конкурсе IBEFF Etnomoda, что даёт возможность участия в White Nights Fashion Week в июне 2019 года в Санкт-Петербурге. Публикации коллекции размещены в каталоге конкурса «Мельница моды» и сборнике докладов конференции, в средствах массовой информации [11-12], на сайтах [1318] и телевидении (Минск ТВ (Хорошие новости, Выпуск № 208, эфир от 20.05.2018).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Захарчук, В. С. Анализ стеганых поверхностей в коллекциях дизайнеров женской одежды / В. С. Захар-чук, Л. В. Попковская // Материалы и технологии. - 2018. - Вып. 1(1). - С. 95-101.

2. Попковская, Л. В. Разработка коллекции женских молодежных комплектов / Л. В. Попковская, К. А. Га-нина // Тезисы докладов 51 Международной научно-технической конференции преподавателей и студентов / УО «ВГТУ». - Витебск, 2018. - С. 183-184.

3. Гусейнов, Г. М. Композиция костюма : учеб. пособие для вузов / Г. М. Гусейнов, В. В. Ермилова, Д. Ю. Ермилова. - Москва: Академия, 2003. - 432 с.

4. Бердник, Т. О. Моделирование и художественное оформление одежды : учебное пособие для учащихся профессиональных лицеев, училищ и курсовых комбинатов / Т. О. Бердник. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. -384 с.

5. Хованчук, О. Традиционный японский костюм в классической литературе / О. А. Хованчук // Вестник ДВО РАН. - 2011. - №1 (155). - С. 93-100.

6. Шевелев, И. Ш. Золотое сечение. Три взгляда на природу гармонии : монография / И. Ш. Шевелев, М. А. Марутаев, И. П. Шмелев. - М.: Стройиздат, 1990. - 349 с.

7. Vogue [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - https://www.vogue.ru/fashion/. - Дата доступа: 01.02.2019.

8. Кимоно в 10 фактах [Электронный ресурс]. - Режим доступа. -https://www.buro247.ua/lifestyle/ikigai/kimono-facts.htm. - https://www.vogue.ru/fashion/. - Дата доступа: 01.02.2019.

9. Японский национальный костюм [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - http://mir-kostuma.com/national/asia/item/35-japan. _- Дата доступа: 01.02.2019.

10. История кимоно [Электронный ресурс]. - Режим доступа. -http://retrobazar.com/journal/interesting/911_istorija-kimono.html. - Дата доступа: 01.02.2019.

11. Чэмер, М. Млын моды - гэта... // Настаунщкая газета. - 2018. - № 56 (8108). - С. 23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Саенкова, Л. Все это следует шить // СБ Беларусь сегодня. - 2018.- № 92 (25479). - С. 15.

13. Что предлагают носить победители «Мельницы Моды»? [Электронный ресурс]. - Режим доступа. -https://fashionbank.by/articles/style/chto_predlagayut_nosit_pobediteli_melnitsy_mody_/. - Дата доступа: 01.02.2019.

14. Мельница Моды 2018: награждение победителей [Электронный ресурс]. - Режим доступа. -http://fashionair.by/fashion_mill_2018/. - Дата доступа: 01.02.2019.

15. Гродненский государственный профессионально-технический колледж бытового обслуживания населения [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - http://ggptkbon.by. - Дата доступа: 01.02.2019.

16. В Минске завершился финал конкурса «Мельница моды» [Электронный ресурс]. - Режим доступа. -http://socnews.by/culture/2018/05/29/article_45082. - Дата доступа: 01.02.2019.

17. В Минске завершился финал конкурса «Мельница моды» [Электронный ресурс]. - Режим доступа. -http://www.modalive.by/ru/modalive/news/v-minske-zavershilsya-final-konkursa-melnica-mody.html. - Дата доступа: 01.02.2019.

18. Мельница моды 2018 в Милане [Электронный ресурс]. - Режим доступа. -https://fashionmill.nchtdm.by/meropriyatiya/melnica_mody_2018_v_milane/ . - Дата доступа: 01.02.2019.

REFERENCES

1. Zakharchuk, V. S. Analysis of quilted surfaces in the collections of women's clothing designers / V. S. Zakharchuk, L. V. Popkovskaya // Materials and technologies. - 2018. - Vol. 1 (1). - P. 95-101.

2. Popkovskaya, L. V. Development of the collection of women's youth sets / L. V. Popkovskaya, K. A. Ganina // Abstracts of reports 51 of the International Scientific and Technical Conference of Teachers and Students / EO «VSTU». - Vitebsk, 2018. - P. 183-184.

3. Huseynov, G. M. Costume composition: studies. manual for universities / G. M. Guseinov, V. V. Ermilova, D. Yu. Ermilova. - Moscow : Academy, 2003. - 432 p.

4. Berdnik, T. O. Modeling and decoration of clothing : a textbook for students of vocational schools, colleges and course plants / T. O. Berdnik. - Rostov-on-Don: Phoenix, 2005. - 384 p.

5. Khovanchuk, O. Traditional Japanese Costume in Classical Literature / O. A. Khovanchuk // Vestnik DVO RAN. - 2011. - №1 (155). - P. 93-100.

6. Shevelev, I. Sh. Golden section. Three views on the nature of harmony: monograph / I. Sh. Shevelev, M. A. Marutaev, I. P. Shmelev. - M . : Stroiizdat, 1990. - 349 p.

7. Vogue [Electronic resource]. - Access mode. - https://www.vogue.ru/fashion/. - Access date: 02/01/2019.

8. Kimono in 10 facts [Electronic resource]. - Access mode. - https://www.buro247.ua/lifestyle/ikigai/kimono-facts.htm. - https://www.vogue.ru/fashion/. - Access date: 02/01/2019.

9. Japanese national costume [Electronic resource]. - Access mode. - http://mir-kostuma.com/national/asia/item/35-japan. - Access date: 02/01/2019.

10. History of kimono [Electronic resource]. - Access mode. - http://retrobazar.com/journal/interesting / 911_istorija-kimono.html. - Access date: 02/01/2019.

11. Chemer, M. Mlyn fashion - geta...// Nastana newspaper. - 2018. - № 56 (8108). - P. 23.

12. Saenkova, L. all this should be sewed / / SAT Belarus today. - 2018. - № 92 (25479). - P. 15.

13. What do the winners of «fashion Mill» offer to wear? [Electronic resource.] - Access mode. ehhhh! https://fashionbank.by/articles/style/chto_predlagayut_nosit_pobediteli_melnitsy_mody_/. - Access date: 01.02.2009.

14. Mill Fashion 2018: award winners [Electronic resource]. - Access mode. ehhhh! http://fashionair.by/fashion_mill_2018/. - Access date: 01.02.2009.

15. Grodno state vocational College consumer services [Electronic resource]. - Access mode. ehhhh! http://ggptkbon.by ahhh! - Access date: 01.02.2009.

16. The final of the contest «fashion Mill» [Electronic resource] ended in Minsk. - Access mode. -http://socnews.by/culture/2018/05/29/article_45082. - Date of access: 01.02.2019.

17. The final of the contest «fashion Mill» [Electronic resource] ended in Minsk. - Access mode. -http://www.modalive.by/ru/modalive/news/v-minske-zavershilsya-final-konkursa-melnica-mody.html . - Date of access: 01.02.2019.

18. Mill fashion in Milan 2018 [Electronic resource]. - Access mode. -https://fashionmill.nchtdm.by/meropriyatiya/melnica_mody_2018_v_milane/ . - Date of access: 01.02.2019.

SPISOK LITERATURY

1. Zaharchuk, V. S. Analiz steganyh poverhnostej v kollekcijah dizajnerov zhenskoj odezhdy / V. S. Zaharchuk, L. V. Popkovskaja // Materialy i tehnologii. - 2018. - Vyp. 1(1). - S. 95-101.

2. Popkovskaja, L. V. Razrabotka kollekcii zhenskih molodezhnyh komplektov / L. V. Popkovskaja, K. A. Ganina // Tezisy dokladov 51 Mezhdunarodnoj nauchno-tehnicheskoj konferencii prepodavatelej i studentov / UO "VGTU". -Vitebsk, 2018. - S. 183-184.

3. Gusejnov, G. M. Kompozicija kostjuma : ucheb. posobie dlja vuzov / G. M. Gusejnov, V. V. Ermilova, D. Ju. Ermilova. - Moskva: Akademija, 2003. - 432 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Berdnik, T. O. Modelirovanie i hudozhestvennoe oformlenie odezhdy : uchebnoe posobie dlja uchashhihsja pro-fessional'nyh liceev, uchilishh i kursovyh kombinatov / T. O. Berdnik. - Rostov-na-Donu : Feniks, 2005. - 384 s.

5. Hovanchuk, O. Tradicionnyj japonskij kostjum v klassicheskoj literature / O. A. Hovanchuk // Vestnik DVO RAN. - 2011. - № 1 (155). - S. 93-100.

6. Shevelev, I. Sh. Zolotoe sechenie. Tri vzgljada na prirodu garmonii : monografija / I. Sh. Shevelev, M. A. Maru-taev, I. P. Shmelev. - M. : Strojizdat, 1990. - 349 s.

7. Vogue [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa. - https://www.vogue.ru/fashion/. - Data dostupa: 01.02.2019.

8. Kimono v 10 faktah [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa. - https://www.buro247.ua/lifestyle/ikigai/kimono-facts.htm. - https://www.vogue.ru/fashion/. - Data dostupa: 01.02.2019.

9. Japonskij nacional'nyj kostjum [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa. - http://mir-kostuma.com/national/asia/item/35-japan. - Data dostupa: 01.02.2019.

10. Istorija kimono [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa. - http://retrobazar.com/journal/interesting/911_istorija-kimono.html. - Data dostupa: 01.02.2019.

11. CHehmer, M. Mlyn mody - gehta...// Nastaynickaya gazeta. - 2018. - № 56 (8108). - S. 23.

12. Saenkova, L. Vse ehto sleduet shit' // SB Belarus' segodnya. - 2018. - № 92 (25479). - S. 15.

13. Chto predlagayut nosit' pobediteli «Mel'nicy Mody»? [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa. -https://fashionbank.by/articles/style/chto_predlagayut_nosit_pobediteli_melnitsy_mody_/. - Data dostupa: 01.02.2019.

14. Mel'nica Mody 2018: nagrazhdenie pobeditelej [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa. -http://fashionair.by/fashion_mill_2018/. - Data dostupa: 01.02.2019.

15. Grodnenskij gosudarstvennyj professional'no-tehnicheskij kolledzh bytovogo obsluzhivanija naselenija [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa. - http://ggptkbon.byju. - Data dostupa: 01.02.2019.

16. V Minske zavershilsya final konkursa «Mel'nica mody» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa. -http://socnews.by/culture/2018/05/29/article_45082. - Data dostupa: 01.02.2019.

17. V Minske zavershilsya final konkursa «Mel'nica mody» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa. -http://www.modalive.by/ru/modalive/news/v-minske-zavershilsya-final-konkursa-melnica-mody.html. - Data dostupa: 01.02.2019.

18. Mel'nica mody 2018 v Milane [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa. -https://fashionmill.nchtdm.by/meropriyatiya/melnica_mody_2018_v_milane/ . - Data dostupa: 01.02.2019.

Статья поступила в редакцию 28.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.