UDC 656.073.70
DEVELOPMENT OF THE CLASSIFICATION OF CONTAINER TERMINALS BY DEVELOPMENT LEVEL
Daurenbek ILESALIEV, Candidate of Technical Sciences, Docent
Shakhboz ABDUVAKHITOV, PhD
Gulshana IBRAGIMOVA, Senior Lecturer
Farrukh AZIMOV, Assistant
Tashkent State Transport University
1, Temiryulchilar street, Tashkent, 100167, Uzbekistan
Tel.: (+99871) 299-00-01
E-mail: [email protected]
Annotation. With the intensification of world trade and the deepening of globalization, trade between countries is growing, which creates incentives for the development of container transport. Increasing container flow raises the issue of considering the capacity and processing capacity of container terminals. Research and development works are being carried out in the world to optimize the capacity of container yards and improve terminal technologies in railway and road transport. The article considers the existing classification of container terminals developed by domestic scientists, and offers a new classification according to the level of logistics development. Classification according to the level of logistics development of container terminals will make it possible to increase the competitiveness of the terminal and increase the services provided to customers.
Key words: railway transport, service, container, container terminal, container yard, capacity. УУК 656.073.7
РИВОЖЛАНИШ ДАРАЖАСИГА МУВОФИК КОНТЕЙНЕР ТЕРМИНАЛЛАРИ КЛАССИФИКАЦИЯСИНИ ИШЛАБ ЧЩИШ
Дауренбек ИЛЕСАЛИЕВ, т.ф.н., доцент
Шахбоз АБДУВАХИТОВ, PhD
Гулшана Ибрагимова, катта укитувчи
Фаррух Азимов, ассистент
Тошкент давлат транспорт университети
100167, Узбекистан, Тошкент, Темирйулчилар куч., 1
Тел.: (+99871)299-00-01
E-mail: [email protected]
Аннотация. Жадон савдосининг ривожланиши ва глобаллашув жараёнларининг чукурлашиши окибатида мамлакатлар уртасида товар айирбошланиши ошиб бормокда, бу еса уз урнида контейнер транспорт тизими ривожлантиришга туртки булмокда. Контейнер окимининг ошиши контейнер терминаллари куввати ва кайта ишлаш кобилиятини куриб чикиш масаласини уртага куяди. Дунё буйлаб контейнер майдонларининг сигимини оптималлаштириш, темир йул ва автомобил транспортида терминал технологияларини такомиллаштириш буйича илмий-тадкикот ва тажриба-конструкторлик ишлари олиб борилмокда. Маколада олимлар томонидан ишлаб чикилган контейнер терминалларининг мавжуд таснифи куриб чикилган ва логистика ривожланиш даражасига мувофик янги тасниф таклиф килинган. Контейнер терминаллари логистикасининг ривожланиш даражасига кура таснифлаш контейнер терминалларнинг ракобатбардошлигини оширишга ва мижозларга курсатиладиган хизматларни оширишга имкон беради.
Калит сузлар: темир йул транспорти, хизмат курсатиш, контейнер, контейнер терминали, контейнер майдони, майдон сигими.
УДК 656.073.7
РАЗРАБОТКА КЛАССИФИКАЦИИ КОНТЕЙНЕРНЫХ ТЕРМИНАЛОВ ПО УРОВНЮ РАЗВИТИЯ
Дауренбек ИЛЕСАЛИЕВ, к.т.н., доцент Шахбоз АБДУВАХИТОВ, PhD Гулшана Ибрагимова, старший преподаватель Фаррух Азимов, ассистент
Ташкентский государственный транспортный университет 100167, Узбекистан, Ташкент, ул. Темирйулчилар, 1
Тел.: (+99871)299-00-01 E-mail: [email protected]
Аннотация. С интенсификацией мировой торговли и углублением процессов глобализации растет товарообмен между странами, что создает стимулы для развития контейнерных перевозок. Увеличение контейнеропотока создаёт вопрос рассмотрения вместимости и перерабатывающей способности контейнерных терминалов. Ведутся научно-исследовательские работы по оптимизации вместимости контейнерных площадок и совершенствованию терминальных технологий на железнодорожном и автомобильном транспорте. В статье рассмотрена существующая классификация контейнерных терминалов, разработанная отечественными учеными, и предложена новая классификация по уровню развития логистики. Классификация по уровню развития логистики контейнерных терминалов даст возможность увеличения конкурентоспособности терминала и увеличит услуги оказания сервиса клиентам.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, сервис, контейнер, контейнерный терминал, контейнерная площадка, вместимость.
1. ВВЕДЕНИЕ
В мире ведущее место занимает развитие системы перевозок грузов в контейнерах и доставка этих грузопотоков в установленный нормативный срок через транзитные коридоры, а также совершенствование терминальных технологий логистических центров, оказывающих услуги контейнерам. В этом отношении в развитых странах таких как, Китай, США, Япония, Сингапур, Австралия, ОАЭ, Южная Корея, Нидерланды вследствие увеличения потребности в различных видах ресурсов, уделяется большое внимание совершенствованию мультимодальных технологий перевозки груза в контейнерах через море и сушу, различными видами транспорта. В этом аспекте уделяется особое внимание эффективному использованию вместимости и перерабатывающей способности контейнерного терминала (КТ), а также совершенствованию технологий, выполняемых в терминалах при организации перевозок контейнеров по транзитным коридорам через сушу, обеспечивая при этом сохранность и безопасность движения.
Контейнерные терминалы имеют большое значение в транспортных логистических системах. Его основная цель заключается в преобразовании контейнеропотока с изменением их параметров, приспосабливая их к требованиям, предъявляемым следующим элементам цепи поставок.
В настоящее время профессиональное и научное общество осознало тот факт, что существующие классификации контейнерных терминалов не отвечают современным требованиям в области транспортного сервиса. Далее по тексту приводятся существующие классификации контейнеров в отечественных и зарубежных источниках литературы.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ КОНТЕЙНЕРНЫХ ТЕРМИНАЛОВ
Часто встречается классификация контейнерных терминалов, как показано на рисунке 1. Однако данная классификация не полная, так как она классифицирует контейнерные терминалы только по характеру выполняемых работ [3,4].
Контейнерный терминал
Грузовые
I рузосортировочныс
прием и выдача контейнеров С [-рутами
хранение контейнеров
вну-фитермннальные операции
прием и выдача контейнеров с i-рузами
хранение контейнеров
вну!ритершнш1ьные операции
Сортировочные
сортировка контейнеров
Г
сортировка транзитных, контейнеров, включающую и
себя их перегрузку и промежуточное хранение на ,_площадках_
Рис. 1. Классификация КТ
Более подробная классификация приводится у профессора О.Б. Маликова. По мнению автора, на рисунке 2 приводится классификация контейнерных терминалов на железнодорожном транспорте [1]. Однако в данной классификации не приводится деление контейнерных терминалов по оказанию транспортного сервиса.
Рис. 2. Классификация КТ на железнодорожном транспорте Авторами учебника [5] предложена следующая классификация (см. рисунок 3).
Рис. 3. Классификация КТ
В своде правил «Терминалы контейнерные. Правила проектирования». СП 316.1325800.2017 приводится классификация контейнерных терминалов (см. рисунок 4).
Рис. 4. Классификация контейнерных площадок для переработки контейнеров
Авторы учебного пособия классифицируют контейнерные терминалы по схеме его генплана (см. рисунок 5) [2].
по схеме путевого развития н направлению подачи-уборки вагонов: тупикового типа (наиболее часто) и проходного типа
по подходам железнодорожного и автомобильного транспорта (подходы с одной стороны, с разных сторон)
но фор vie земельного участка (прямоугольник, трапеция, треугольник, сложные неправильные формы)
Классификация контейнерных терминалов но схемам генплана
по форме груюпотока (челночный, проходной, кольцевой, комбинированный)
Рис. 5. Классификация контейнерных терминалов по схемам генплана
Разнообразие классификаций контейнерных терминалов подтверждает, что на сегодняшний день контейнерные перевозки стали неотъемлемой частью мировой транспортно-логистической сети, что не скажешь про уровень контейнеризации в Узбекистане. Для развития контейнеризации перевозок необходимо разработать классификацию контейнерных терминалов по уровню развития.
3. КЛАССИФИКАЦИЯ КОНТЕЙНЕРНЫХ ТЕРМИНАЛОВ ПО УРОВНЮ РАЗВИТИЮ ЛОГИСТИКИ
Многие зарубежные и отечественные ученные сделали свой вклад в развитие контейнерных терминалов и терминальных технологий. Однако в этих исследованиях не полностью рассмотрены вопросы по определению
классификации контейнерного терминала в зависимости от степени развития логистики и потребной вместимости каждого технологического участка. В настоящее время профессиональное и научное общество осознало тот факт, что существующие классификации контейнерных терминалов не отвечают современным требованиям в области транспортного сервиса. В связи с этим предложено классифицировать контейнерные терминалы в соответствии пяти уровням логистического сервиса.
1РL (First Party Logistic). Контейнерная площадка, которая характеризуется тем, что грузовладелец сам выполняет погрузку, сортировку и выгрузку контейнеров исключительно для своих нужд. Обязательные и желательные параметры приведены в таблице 1.
Таблица 1
№ Необходимые условия Наличие
1 открытая площадка для переработки контейнеров Обязательное
2 железнодорожный погрузочно - разгрузочный участок (ПРУ) Обязательное
3 автомобильный ПРУ Обязательное
4 автопроезды для большегрузных автомобилей Обязательное
5 ПРМ и устройства Обязательное
6 наружное освещение КТ суток Обязательное
7 противопожарная безопасность Обязательное
8 телефонная связь и Интернет Обязательное
9 Охрана территории Обязательное
10 стоянки для большегрузных автомобилей Желательное
11 стоянки для легковых автомобилей Желательное
Ниже приведено схематическое представление терминала, отвечающего требованию 1РL (First Раrty Logistic).
Рис. 6. КТ, отвечающий требованию 1PL (First Party Logistic)
На рисунке 6: 1 - подъездной путь; 2 - стрелочный перевод; 3 - выставочный пусть; 4 - подвод электроэнергии; 5 - железнодорожный ПРУ; 6 - ограждение; 7 - контейнерная площадка; 8 - подкрановый путь; 9 - автоподъезды; 10 - козловой кран; 11 - административно-служебные здания; 12 - контрольно-пропускной путь; 13 - производственные участки предприятия
2РL (Second Раrty Logistic). Контейнерный терминал, который характеризуется тем, что обеспечивается приём контейнеров от грузоотправителя и передача грузоотправителю, а также перевалка контейнеров с одного вида транспорта на другой. Обязательные и желательные параметры приведены в таблице 2.
Таблица 2
__Обязательные и желательные параметры 2РL (Second Party Logistics)_
№ Необходимые условия Наличие
1 открытая площадка для переработки контейнеров Обязательное
2 железнодорожный ПРУ Обязательное
3 автомобильный ПРУ Обязательное
4 автопроезды для большегрузных автомобилей Обязательное
5 ПРМ и устройства Обязательное
6 наружное освещение КТ Обязательное
7 противопожарная безопасность Обязательное
8 телефонная связь и Интернет Обязательное
9 обменный парк контейнеров стандарта ИСО Обязательное
10 охрана территории Обязательное
11 диспетчерский пункт управления работой КТ Обязательное
12 стоянки для большегрузных автомобилей Обязательное
13 стоянки для легковых автомобилей Обязательное
14 автоматизированная система управления КТ Обязательное
Продолжение таблицы 2
15 эстакада для технического осмотра контейнеров Желательное
16 площадка для ремонта контейнеров с необходимым оборудованием и средствами механизации Желательное
17 крытый склад для переработки тарно-упаковочных и штучных грузов,перевозимых в контейнерах, а также для хранения, отборки, комплектации грузов предназначенных для контейнерных отправок Желательное
18 разметка для рационального зонирования контейнеров Желательное
Рис. 7. КТ, отвечающий требованию 2РL (Second Раrty Logistic)
На рисунке 7: 1 - подъездной путь; 2 - стрелочный перевод; 3 - выставочный пусть; 4 - подвод электроэнергии; 5 - железнодорожный ПРУ; 6 - ограждение; 7 - контейнерная площадка; 8 - подкрановый путь; 9 - автоподъезды; 10 - козловой кран; 11 - административно-служебные здания; 12 - контрольно-пропускной путь
3РL (Third Раrtу Logistic). КТ, который характеризуется тем, что обеспечивается приём контейнеров от грузоотправителя и передача грузоотправителю, перегрузка с одного вида транспорта на другой, внутритерминальное экспедирование, а также экспедирование грузов. Обязательные и желательные параметры приведены в таблице 3.
Таблица 3
Обязательные и желательные параметры 3PL (Third Party Logistic)
№ Необходимые условия Наличие
1 открытая площадка для переработки контейнеров Обязательное
2 железнодорожный ПРУ Обязательное
3 автомобильный ПРУ Обязательное
4 автопроезды для большегрузных автомобилей Обязательное
5 ПРМ и устройства Обязательное
6 наружное освещение КТ Обязательное
7 противопожарная безопасность Обязательное
8 телефонная связь и Интернет Обязательное
9 охрана территории Обязательное
10 обменный парк контейнеров стандарта ИСО Обязательное
11 диспетчерский пункт управления работой КТ Обязательное
12 стоянки для большегрузных автомобилей Обязательное
13 стоянки для легковых автомобилей Обязательное
14 автоматизированная система управления КТ Обязательное
15 предоставление услуги по экспедированию грузов Обязательное
16 таможенный участок Обязательное
17 крытый склад для переработки тарно-упаковочных и штучных грузов перевозимых в контейнерах Обязательное
18 эстакада для технического осмотра контейнеров Желательное
19 площадка для ремонта контейнеров с необходимым оборудованием и Желательное
средствами механизации
20 разметка для рационального зонирования контейнеров Желательное
21 Применение технологииРРГО для автоматизированного контроля процессов перемещения контейнеров Желательное
Ниже приведены схематические представления КТ отвечающего требованию 3РL (Third Раrty Logistic)
Рис. 8. КТ, отвечающий требованию 3РL (Third Раrtу Logistic)
На рисунке 8: 1 - подъездной путь; 2 - стрелочный перевод; 3 - выставочный пусть; 4 - подвод электроэнергии; 5 - железнодорожный ПРУ; 6 - ограждение; 7 - контейнерная площадка; 8 - подкрановый путь; 9 - автоподъезды; 10 - козловой кран; 11 - административно-служебные здания; 12 - контрольно-пропускной путь; 13 - служебно-техническое здание; 14 - автостоянка для легковых автомобилей; 15 - стоянка для большегрузных автомобилей
4РL (Fourth Раг(у Logistic). Грузовой терминал - это комплекс сооружений, технологических и технических устройств, которые предназначены для выполнения всевозможных логистических операций, и который характеризуется тем, что обеспечивается приём контейнеров от грузоотправителя, выдача их грузополучателям, передача контейнеров с одного вида транспорта на другой, внутритерминальное экспедирование, экспедирование грузов, а также с возможностью объединения с другими КТ под одной «фирмой» с организацией ускоренных контейнерных поездов. Обязательные и желательные параметры приведены в таблице 4.
Таблица 4
Обязательные и желательные параметры 4РL (Fourth Раrtу Logistic)
№ Необходимые условия Наличие
1 открытая площадка для переработки контейнеров Обязательное
2 железнодорожный ПРУ (не менее 850 м для формирования прямых ускоренных поездов) Обязательное
3 автомобильный ПРУ Обязательное
4 автопроезды для большегрузных автомобилей Обязательное
5 ПРМ и устройства Обязательное
6 наружное освещение КТ Обязательное
7 противопожарная безопасность Обязательное
8 телефонная связь и Интернет Обязательное
9 обменный парк контейнеров стандарта ИСО Обязательное
10 охрана территории Обязательное
11 обменный парк контейнеров стандарта ИСО Обязательное
12 диспетчерский пункт управления работой КТ Обязательное
13 стоянки для большегрузных автомобилей Обязательное
14 стоянки для легковых автомобилей Обязательное
15 автоматизированная система управления КТ Обязательное
16 предоставление услуги по экспедированию грузов Обязательное
17 таможенный участок Обязательное
18 крытый склад для переработки тарно-упаковочных и штучных грузов
перевозимых в контейнерах, а также для хранения, отборки, Обязательное
комплектации грузов предназначенных для контейнерных отправок
19 организация ускоренных контейнерных поездов Обязательное
20 эстакада для технического осмотра контейнеров Обязательное
21 площадка для ремонта контейнеров с необходимым оборудованием и Обязательное
средствами механизации
22 разметка для рационального зонирования контейнеров Обязательное
23 применение технологии InternetoíThings, для сетевого взаимодействия КТ, транспортных средств и контейнеров по всей цепи поставок
Рис. 9. КТ, отвечающий требованию 4РL (Fourth Раrty Logistic)
На рисунке 9: 1 - подъездной путь; 2 - стрелочный перевод; 3 - выставочный пусть; 4 - подвод электроэнергии; 5 - железнодорожный ПРУ; 6 - ограждение; 7 - контейнерная площадка; 8 - подкрановый путь; 9 - автоподъезды; 10 - козловой кран; 11 - административно-служебные здания; 12 - контрольно-пропускной путь; 13 - служебно-техническое здание; 14 - автостоянка для легковых автомобилей; 15 - стоянка для большегрузных автомобилей; 16 - крытый склад, оборудованный стеллажами для тарно-упаковочных грузов; 17
- погрузочно-разгрузочный путь для крытого склада.
5PL (Fifth Раrty Logistic). И, если 4PL-провайдер оказывает еще и услуги сетевого бизнеса, тогда он становится 5PL-оператором.
На рисунке 10: 1 - подъездной путь; 2 - стрелочный перевод; 3 - выставочный пусть; 4 - подвод электроэнергии; 5 - железнодорожный ПРУ; 6 - ограждение; 7 - контейнерная площадка; 8 - подкрановый путь; 9 - автоподъезды; 10 - козловой кран; 11 - административно-служебные здания; 12 - контрольно-пропускной путь; 13 - служебно-техническое здание; 14 - автостоянка для легковых автомобилей; 15 - стоянка для большегрузных автомобилей; 16 - крытый склад, оборудованный стеллажами для тарно-упаковочных грузов; 17
- погрузочно-разгрузочный путь для крытого склада; 18 - подразделения, выполняющие дополнительные услуги.
Рис. 10. КТ, отвечающий требованию 5PL (Fifth Party Logistic)
4. ВЫВОДЫ
В настоящее время выросло и количество предприятий по оказанию комплексных логистических услуг -логистических посредников (провайдеров). Уровень разных провайдеров отличается чрезвычайно - и по спектру услуг, и по технологическому уровню. Согласно принятой на Западе и развивающейся классификации логистической деятельности сегодня уже выделяют 5 уровней логистического сервиса. На основе концепции Party Logistics, предназначенной для повышения перерабатывающей способности логистических объектов, созданы классификаторы контейнерных терминалов. Данная классификация основывается на определении уровня транспортной логистики и служит для разработки новых видов транспортно-складских услуг, а также способствует технологическому усовершенствованию существующих функций.
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1. Разработана классификация КТ, которая предусматривает на сегодняшний день пять уровней логистических компаний. Предложенная классификация даёт конкурентное преимущество, которое даст толчок развитию экономики Узбекистана.
2. Применение классификации КТ по уровню развитию логистики способствует повышению конкурентоспособности перевозочных компаний и операторов в улучшении предоставляемых транспортно-складских услуг.
3. Необходимо решить такие вопросы, как формирование контейнерной сети и взаимодействие друг с другом на основе прямых контейнерных перевозок, минуя технические станции.
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Маликов О.Б. Склады и грузовые терминалы - Москва.: Изд-во «Бизнес-пресса», 2005. - 560 с. [In Russian: Malikov O.B. Warehouses and cargo terminals - Moscow: Publishing house "Business-press", 2005].
2. Маликов О.Б. Проектирование контейнерных терминалов: учебное пособие / О.Б. Маликов, Е.К. Коровяковский, Ю.В. Коровяковская. - Санкт-Петербург: Изд-во ФГБОУ ВПО ПГУПС, 2015. - 52 с. [In Russian: Malikov O.B. Design of container terminals: textbook / O.B. Malikov, E.K. Korovyakovsky, Yu.V. Korovyakovskaya. - St. Petersburg: Publishing house of FGBOU VPO PGUPS, 2015 ].
3. Маликов О.Б. Увеличение перерабатывающей способности контейнерного терминала. Вестник государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2014. - Вып. 3. - № 8. - С. 36-41. [In Russian: Malikov O.B. Increasing the processing capacity of the container terminal. Bulletin of the State Maritime University. Admiral F.F. Ushakova, 2014. - Issue. 3. - No. 8.].
4. Турдиматов О.С. Ортиш - туширишишларини комплекс механизациялаш ва автоматизациялаш. II кисм. Укув кулланма. - Т. ТошТИМИ, 2007. - 160 бет. . [In Uzbek: Turdimatov O.S. Complex mechanization and automation of loading and unloading. Part 2. Study guide. - Tashkent: TIRE, 2007].
5. Перепон В.П. Организация перевозок грузов: Учебник для техникумов и колледжей железнодорожного транспорта. - М. Изд-во «Маршрут», 2003. - 614 с. . [In Russian: Perepon V.P. Organization of cargo transportation: A textbook for technical schools and colleges of railway transport. - Moscow: Publishing house "Route", 2003].
6. Герами В.Д. Управление транспортными системами. Транспортное обеспечение логистики: учебник и практикум для академического бакалавриата - М.: Изд-во Юрайт, 2015. - 510 с. [In Russian: Gerami V.D. Transport systems management. Transport support of logistics: textbook and practical work for academic bachelor's degree - Moscow: Yurayt Publishing House, 2015].
7. Абдувахитов Ш.Р. Совершенствование контейнерных терминалов и терминальных технологий в транспортных логистических системах. Диссертация PhD. ТашИИТ. 2020г. 120 стр. . [In Uzbek: Abduvakhitov Sh.R. Improvement of container terminals and terminal technologies in transport logistics systems. PhD thesis. TIRE. 2020].
8. Daurenbek I. Ilesaliev, Shahboz R. Abduvakhitov,Azizbek F. Ismatullaev, Shakhobiddin G. Makhmatkulov. Research of the main storage area of the container terminal. InternationalJournalofEngineeringandAdvancedTechnology (IJEAT), (2019), 9(1), 4625-4630.
9. Ilesaliev, I.I., Makhmatkulov, S.G., Abduvakhitov, S.R. (2020). Peculiarities of container terminal functioning in delivery chains. IOP ConferenceSeries: MaterialsScienceandEngineering, 2020, 918(1), 012043. . [In Russian: ].
10. Luo J, Wu Y, Halldorsson A, Song X (2011) Storage and stacking logistics problems in container terminals. OR Insight 24:256-275.
11. Stahlbock, R. and Voss, S. (2008). Operations research at container terminals: a literature update. OR Spectrum, 30(1):1-52.
12. Steenken D, Vofi S, Stahlbock R (2004) Container terminal operations and operations research - a classification and literature review. OR Spectrum 26:3-49.
13. Осипов Г.С. Оптимизация пропускной способности грузовых терминалов. Международный научный журнал «Символ науки», 2015 - № 12. - С. 73-76. . [In Russian: Osipov G.S. Optimization of the throughput of cargo terminals. International scientific journal "Symbol of Science", 2015 - No. 12].
14. Расулов М.Х., Абдувахитов Ш.Р., Илесалиев Д.И. Определение вместимости контейнерного терминала, обслуживаемого ричстакером. Инновационный транспорт, 2019. - Вып. 1. - № 31. - С. 35-40.
15. Рахмангулов А.Н. Оценка направлений развития систем «морской порт - «сухой» порт» методом имитационного моделирования. Вестник Уральского государственного университета путей сообщения, 2016. - Вып. 3. - № 31. - С. 54-72 . [In Russian: Rakhmangulov A.N. Evaluation of the development directions of the systems "seaport -" dry "port" by the method of simulation. Bulletin of the Ural State Transport University, 2016. -Issue. 3. - No. 31].