Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА КАТАЛИТИЧЕСКИХ ПОКРЫТИИ ДЛЯ КАМЕР СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК'

РАЗРАБОТКА КАТАЛИТИЧЕСКИХ ПОКРЫТИИ ДЛЯ КАМЕР СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
35
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТАЛИТИЧЕСКИЕ ПОКРЫТИЯ / CATALYTIC COATINGS / ХОЛОДНОЕ ГАЗОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПЫЛЕНИЕ / COLD GAS DYNAMIC SPRAYING / ГАЗОВЫЕ ТУРБИНЫ / GAS TURBINES

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Исмагилов З.Р., Шикина Н.В., Подъячева О.Ю., Косарев В.Ф., Лаврушин В.В.

Разработан новый способ получения каталитических покрытий для процесса сжигания метана, основанный на методе холодного газодинамического напыления, и продемонстрирован для нанесения Pd-содержащих катализаторов на металлическую гофрированную фольгу различной геометрии гофр. Разработанный метод позволяет получать покрытия с высокими каталитическими и адгезионными характеристиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Исмагилов З.Р., Шикина Н.В., Подъячева О.Ю., Косарев В.Ф., Лаврушин В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CATALYTIC COATINGS FOR COMBUSTION CHAMBER OF GAS TURBINE UNITS

The new method of catalytic coating synthesis based on cold gas dynamic spraying technique is developed and successfully used for the deposition of Pd-containing catalysts on different types of metal corrugated foils. The method developed allows to deposit coatings on metal foils with high catalytic and adhesive properties.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА КАТАЛИТИЧЕСКИХ ПОКРЫТИИ ДЛЯ КАМЕР СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК»

CATALYSIS

Статья поступила в редакцию 14.02.13. Ред. рег. № 1528

УДК 544.478

The article has entered in publishing office 14.02.13. Ed. reg. No. 1528

РАЗРАБОТКА КАТАЛИТИЧЕСКИХ ПОКРЫТИИ ДЛЯ КАМЕР СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК

1 2 1 1 З.Р. Исмагилов ' , Н.В. Шикина , О.Ю. Подъячева ,

3 3

В. Ф. Косарев , В.В. Лаврушин

'Институт катализа им. Г.К. Борескова 630090 Новосибирск, пр. Лаврентьева, д. 5 E-mail: shikina@catalysis.ru 2Институт углехимии и химического материаловедения 650000 Кемерово, пр. Советский, д. 18 E-mail: zinfer1@mail.ru 3Институт теоретической и прикладной механики им. С. А. Христиановича 630090 Новосибирск, ул. Ржанова, д. 4/1

Заключение совета рецензентов: 20.02.13 Заключение совета экспертов: 22.02.13 Принято к публикации: 25.02.13

Разработан новый способ получения каталитических покрытий для процесса сжигания метана, основанный на методе холодного газодинамического напыления, и продемонстрирован для нанесения Pd-содержащих катализаторов на металлическую гофрированную фольгу различной геометрии гофр. Разработанный метод позволяет получать покрытия с высокими каталитическими и адгезионными характеристиками.

Ключевые слова: каталитические покрытия, холодное газодинамическое напыление, газовые турбины.

DEVELOPMENT OF CATALYTIC COATINGS FOR COMBUSTION CHAMBER OF GAS TURBINE UNITS

Z.R. Ismagilov1'2, N.V. Shikina1, O.Yu. Pod'yacheva1, V.Ph. Kosarev3, V.V. Lavrushin3

'O.K. Boreskov Institute of Catalysis 5 Lavrentieva ave., Novosibirsk, 630090, Russia E-mail: shikina@catalysis.ru 2Institute of Coal Chemistry and Chemical Materials 18 Sovetskii ave., Kemerovo, 650000, Russia E-mail: zinfer1@mail.ru 3S.A. Khristianovich Institute of Theoretical and Applied Mechanics 4/1 Rzhanova str., Novosibirsk, 630090, Russia

Referred: 20.02.13 Expertise: 22.02.13 Accepted: 25.02.13

The new method of catalytic coating synthesis based on cold gas dynamic spraying technique is developed and successfully used for the deposition of Pd-containing catalysts on different types of metal corrugated foils. The method developed allows to deposit coatings on metal foils with high catalytic and adhesive properties.

Keywords: catalytic coatings, cold gas dynamic spraying, gas turbines.

Введение

Проблема каталитического сжигания углеводородного топлива, как альтернатива обычному термическому горению, является в последнее время весьма актуальной. Это, прежде всего, связано с усилением требований к экологической чистоте процесса сжигания топлив и существенному снижению вредных вы-

бросов в атмосферу. Использование каталитического сжигания в газовых турбинах является новым подходом в энергетике, который позволяет в значительной степени снизить выбросы токсичных продуктов (NOx, CO, НС) [1-3]. Эти работы широко развиваются за рубежом, и компании Catalytica (США) и Kawasaki Heavy Industries (Япония) уже начали промышленный выпуск каталитических газовых турбин [4-5]. В Рос-

International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 03/2 (122) 2013

© Scientific Technical Centre «TATA», 2013

сии Институтом катализа им. Г.К. Борескова СО РАН совместно с Центральным институтом авиационного моторостроения им. П.И. Баранова с 2005 г. проводятся исследования, показавшие возможность создания на базе отечественных технологий эффективных каталитических камер сгорания. В работах [6-13] опубликованы данные эффективного сжигания обедненной метано-воздушной смеси на гранулированных катализаторах в камерах сгорания энергетических газотурбинных установок (ГТУ) малой мощности (от десятков кВт до 1,5-2,0 МВт) при умеренных скоростях газовых потоков. Разработанные каталитические пакеты на основе оксидов Мп с низким содержанием благородных металлов демонстрируют высокую полноту сжигания метана и уровень эмиссии СО и углеводородов не более 10 ррт и ^Юх - 1 ррт.

Однако для турбин, работающих при скоростях потоков выше 250 000 ч-1, гранулированные каталитические пакеты не вполне отвечают требованиям по гидравлическому сопротивлению газовому потоку. В таких турбинах катализаторы изготавливаются в виде блоков, образованных из высокопрочной керамики или фольги специальных коррозионно-устойчи-вых сплавов с нанесенной пористой подложкой и активным компонентом на основе платины и/или палладия [14].

Самым важным фактором при синтезе нанесенных блочных катализаторов для использования в камерах сгорания газовых турбин является прочность контакта между вторичным покрытием и носителем. Для решения этой проблемы применяют различные подходы: использование материалов носителя и вторичного покрытия с близкими коэффициентами термического расширения или предварительная химическая и температурная обработка поверхности в случае металлических носителей для увеличения адгезии. Однако в случае каталитических газовых турбин, работающих при сверхвысоких линейных скоростях и больших перепадах температур, все эти попытки не дадут положительного результата. Катализаторы на металлических носителях, приготовленные традиционными химическими методами, также не удовлетворяют требованию к катализаторам для газовых турбин в отношении устойчивости к термоударам. Следовательно, необходимо разработать новые, нетрадиционные методы синтеза катализаторов сжигания для использования в камерах сгорания газовых турбин. В отличие от химических методов, различные методы напыления порошков предоставляют уникальную возможность наносить на металлические поверхности покрытия с высокими адгезионными и прочностными свойствами [15-17]. Среди различных методов напыления холодное газодинамическое напыление (ХГН) представляется наиболее перспективным, поскольку позволяет наносить покрытия из микро- и ультрадисперсных порошков не в расплавленном, как в случае плазменного напыления, а в твердом состоянии [18-20].

Целью данной работы является разработка нового метода получения каталитических покрытий, основанного на холодном газодинамическом напылении, для создания Р^содержащих катализаторов сжигания для газовых турбин.

Экспериментальная часть

Экспериментальные исследования по нанесению покрытий проводились на установке ХГН [21], блок-схема которой приведена на рис. 1.

~ 220/380

Сжатый газ

Рис. 1. Блок-схема устройства газодинамического напыления пистолетного типа: 1 - дозатор порошка; 2 - блок напыления; 3 - сопловой узел; 4 - узел подогрева газа; 5 - кнопка дистанционного включения привода дозатора; 6 - блок управления и контроля напыления Fig. 1. Schematic diagram of gas dynamic spraying equipment of gun type: 1 - powder feeder; 2 - spraying block; 3 - nozzle assembly; 4 - gas heating assembly; 5 - button of remote switching of feeder drive; 6 - block of spraying control

В качестве подложки для напыления использовали металлическую гофрированную фольгу двух типов геометрии гофр с условным названием «Normal» и «НеИЬоте». Для приготовления каталитических покрытий использовали два метода: напыление готовой каталитической композиции на фольгу (табл. 1) и введение активных компонентов в предварительно напыленный слой оксида алюминия (табл. 2).

Каталитические свойства покрытий были исследованы в реакции окисления метана при условиях: содержание метана в воздухе 1 об.%, объемная скорость метано-воздушной смеси 1000 и 15000 ч-1. Активность катализаторов оценивали по температуре 50%-й конверсии метана.

Международный научный журнал «Альтернативная энергетика и экология» № 03/2 (122) 2013 © Научно-технический центр «TATA», 2013

6

Таблица 1

Перечень образцов, полученных методом напыления готового порошка катализатора на фольгу

Table 1

List of the samples prepared by the spraying of ready-made catalyst powder on foil

№ Состав смеси для напыления Т °С 1 смеси; Т °С 1 кат. покрыт. ? ^ Хим. состав покрытия

1 75%(20%Pd-10%CeO2-y-Al2O3 )+25%А1мет 100 500 15%Pd-7,5%Ce02-A1203

2 «-« 500 500 «-«

3 1000 500 «-«

4 25%(20%Pd-10%Се02-у-А1203)+75%А1мет 1000 500 5%Pd-2,5%Ce02-A1203

Таблица 2

Перечень образцов, полученных методом введения активных компонентов в слой напыленного на фольгу алюмооксидного покрытия

Table 2

List of the samples prepared by the introduction of active components into alumina layer sprayed on foil

№ Состав смеси для напыления Предшественники активных компонентов Т °С кат. покрыт. Хим. состав покрытия

1 75%y-A1203)+ 25%А1мет Се(К0з)з Pd(NH3)4C12 500 15%Pd-7,5%Ce02-A1203

2 «-« Ce(N03)3, Pd(N03)2 500 (1; 2; 5; 10)%Pd-7,5%Ce02-A1203

3 «-« Pd(N03)2 500 5%Pd-A1203

4 «-« Pd(CH3C02)2 500 5%Pd-A1203

5 «-« Pd(NH3)4(N03)2 500 5%Pd-A1203

Адгезионные свойства покрытий исследовали методом сканирующей электронной микроскопии по СЭМ снимкам шлифов, которые готовились методом заливки срезов фольги с покрытием эпоксидной смолой с последующей их шлифовкой. Адгезию напыленного покрытия на фольге исследовали также с помощью метода термоциклирования. Образец нагревали в печи до 900 °С на воздухе в течение 15 мин, затем охлаждали в воде и высушивали в печи при 900 °С в течение нескольких секунд. Эта процедура повторялась многократно. После каждого цикла измеряли потерю массы образца и строили зависимость потери массы образца от количества циклов.

Результаты и их обсуждение

Анализ методов напыления показал, что использование техники холодного газодинамического напыления для синтеза катализаторов сжигания на металлических подложках является весьма перспективным. С помощью этого метода покрытия формируются путем соударения холодных (при температуре намного меньше температуры плавления) частиц материала, ускоренных сверхзвуковым потоком воздуха, с поверхностью подложки. При ударах нерасплавленных частиц о подложку происходит их пластическая деформация и кинетическая энергия частиц преобразуется в тепло и, частично, в энергию

связи с подложкой, обеспечивая формирование сплошного слоя из плотно упакованных частиц. В отличие от термических методов напыления, таких как плазменное, электродуговое, газопламенное, детонационное напыление, порошки не расплавляются в процессе напыления и формируют однородный по толщине слой с приемлемой пористостью для нанесения активного компонента.

При разработке методов приготовления катализаторов на первой стадии было исследовано влияние размера фракции и химического состава порошков на прочностные и текстурные свойства покрытий. В результате многочисленных экспериментов был выбран оптимальный состав напыляемого носителя катализаторов: 25% у-Л120з с размером фракции 2050 мкм и 75% металлического Л1, обеспечивающий формирование однородного по толщине слоя покрытия с хорошей пористостью, необходимой для синтеза катализаторов. Фотография экспериментальных образцов гофрированной фольги с напыленным слоем носителя приведена на рис. 2. По данным методов БЭТ и ртутной порометрии показано, что алюмоок-сидный носитель, напыленный на металлическую фольгу, характеризуется следующими текстурными свойствами: удельной поверхностью 16 м2/г, объемом пор 0,26 см3/г и широким набором мезопор от 4 до 20 нм (рис. з).

International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 03/2 (122) 2013

© Scientific Technical Centre «TATA», 2013

Рис. 2. Фольга «Normal» с напыленным AlxOy слоем Fig. 2. Foil «Normal» with sprayed AlxOy layer

i e i 0,00020-1

ность низкотемпературных каталитических систем (100 и 500 °С) превышает активность высокотемпературных порошков (1000 °С), и значит, температура разогрева при напылении была существенно ниже 1000 °С.

Рис. 3. Распределение пор по размерам в напыленном на фольгу AlxOy слое Fig. 3. Pore sizes distribution of sprayed on foil AlxOy layer

Исследовано влияние методов введения активного компонента в покрытие (прямое напыление катализатора или пропитка напыленного носителя), химической природы предшественника активного компонента, концентрации Р^ толщины покрытия и вариантов нанесения на одну или две стороны фольги на каталитические характеристики образцов. На рис. 4 приведены зависимости конверсии метана от метода приготовления каталитических покрытий. Методом прямого напыления массивный катализатор 20%Р^10%Се02-А1203 напылили на гофрированную фольгу при различных соотношениях с мет.А1 и вариантах термообработки. Содержание Pd в образцах № 1-4 равно 15 мас.%, в образце № 5 - 5 мас.%. Для сравнения был приготовлен аналогичный катализатор методом пропитки алюмооксидного покрытия на поверхность фольги. Показано значительное преимущество пропиточного метода введения Pd в предварительно сформированное алюмооксидное покрытие по сравнению с напылением готового катализатора на фольгу. Из рис. 4 видно, что актив-

Рис. 4. Температурные зависимости конверсии метана на 15%Pd/СeO2-Al2O3 катализаторах, нанесенных на фольгу: 1 - пропиточный катализатор; 2 - напыление сухого катализатора без прокаливания; 3 - напыление прокаленного при 500 °С катализатора; 4 - напыление прокаленного при 1000 °С катализатора; 5 - аналогичен 4,

но содержание Pd 5 масс.%. 1% CH4 в воздухе, 1000 ч-1 Fig. 4. Temperature dependencies of methane conversion on 15%Pd/СeO2-Al2O3 catalysts supported on foil: 1 - impregnated catalyst; 2 - spraying of dried not calcined catalyst; 3 - spraying of catalyst calcined at 500 °C; 4 - spraying of catalyst calcined at 1000 °С; 5 - similarly to 4, but Pd content is 5 mass.%. 1% CH4 in air, 1000 h-1

Рис. 5. Температурные зависимости конверсии метана на Pd-содержащих катализаторах (5 масс.%), приготовленных с использованием различных солей и нанесенных

на одну сторону фольги. 1 % CH4 в воздухе, 1000 ч-1 Fig. 5. Temperature dependencies of methane conversion on Pd-containing catalysts (5 mass.%) synthesized by the use of different salts and supported on one side of foil. 1% CH4 in air, 1000 h-

Международный научный журнал «Альтернативная энергетика и экология» № 03/2 (122) 2013 © Научно-технический центр «TATA», 2013

Согласно данным, представленным на рис. 5, оптимальным исходным материалом для приготовления Pd катализатора является Pd(N03)2-Ce(N03)3. Результаты по влиянию количества Pd в покрытии на активность катализатора показаны на рис. 6, 7. Было найдено, что максимально возможное количество Pd, которое можно ввести в напыленный слой без ухудшения качества покрытия, составляет 10 вес.%. Дальнейшее увеличение концентрации Pd в катализаторе возможно, но оно вряд ли приведет к увеличению активности катализатора.

Рис. 6. Температурные зависимости конверсии метана на Pd-содержащих катализаторах с различным содержанием Pd и приготовленных с использованием соли Pd(NO3)2 на одной стороне фольги «Normal». 1% CH4 в воздухе, 1000 ч-1 Fig. 6. Temperature dependencies of methane conversion on Pd-containing catalysts with different Pd content synthesized by the use of Pd(NO3)2 salt on one side of foil «Normal». 1% CH4 in air, 1000 h-1

Рис. 7. Температурные зависимости конверсии метана

на Pd-годержащих катализаторах с различным содержанием Pd и приготовленных с использованием солей Pd(NO3)2-Ce(NO3)3 на двух сторонах фольги «Heliborne». 1% CH4 в воздухе, 15000 ч-1 Fig. 7. Temperature dependencies of methane conversion on Pd-containing catalysts with different Pd content synthesized by the use of Pd(NO3)2-Ce(NO3)3 salts on two sides of foil «Heliborne». 1% CH4 in air, 15000 h-1

Данные, представленные на рис. 6, показывают, что увеличение содержания Pd от 2 до 10 вес.% сопровождается снижением температуры 50%-й конверсии метана на 40 °С при объемной скорости 1000 ч-1. Рис. 7 демонстрирует результаты измерения активности при объемной скорости 15000 ч-1. Очевидно, что увеличение содержания Pd в 10 раз обеспечивает повышение активности катализатора, которое продемонстрировано на рис. 7 снижением температуры 50%-й конверсии метана на 90 °С. Изменение толщины слоя каталитического покрытия от 65 до 170 мкм не приводит к значительным изменениям в активности катализаторов (рисунок не приводится), однако при двухстороннем нанесении активность выше по сравнению с односторонним.

Адгезионные характеристики покрытий важны не менее их каталитических свойств. Гарантией высокой адгезионной прочности является плотность сцепления покрытия с металлическим основанием (в данном случае с гофрированной фольгой) и устойчивость к осыпанию при термоударе.

Под термоударом понимается воздействие на образец резко изменяющихся температурных условий, и важным параметром покрытия является его устойчивость при многократном повторении циклов быстрого нагрева и быстрого охлаждения. Разработанные

покрытия

A1x0y

и Pd-Ce02/Л1x0>, на фольге «ИеИЬогпе» были исследованы с помощью теста термоциклирования, моделирующего термические условия в камерах сгорания ГТУ. На основании данных, представленных на рис. 8, можно заключить, что покрытия характеризуются высокими адгезионными свойствами: после 10 проведенных термоциклов потеря покрытий не превышала 2 вес.%.

Рис. 8. Потеря массы покрытия (%) при термоциклировании: 1 - образец AlxOy/фольга «Heliborne»; 2 - образец Pd-CeO^AUOy/фольга «Heliborne» Fig. 8. Mass loss of coating (%) during thermocycling: 1 - sample of AlxOy/foil «Heliborne»; 2 - sample of Pd-CeO2/AlxOj/foil «Heliborne»

СЭМ исследования шлифов каталитических слоев на фольге, нанесенных методом холодного газодинамического напыления (рис. 9) и методом широко используемого химического нанесения с помощью связующего (рис. 10), показали, что метод

International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 03/2 (122) 2013

© Scientific Technical Centre «TATA», 2013

холодного газодинамического напыления обеспечивает получение наиболее плотного и прочного покрытия. Следует заметить, что по развитости пористой структуры напыленное покрытие уступает химически нанесенному, однако, как показано выше, размер пор напыленного покрытия и их количество достаточно эффективны для нанесения активных компонентов.

Рис. 9. Микрофотография шлифа покрытия Pd-CeO2/AlxOy на фольге «Heliborne». Метод холодного газодинамического напыления

Fig. 9. Microphotograph of cross section of Pd-CeO2/AlxOy coating on foil «Heliborne». Cold gas spraying technique

Рис. 10. Микрофотография шлифа покрытия Pd-CeO2/AlxOy на фольге «Heliborne». Химический метод нанесения Fig. 10. Microphotograph of cross section of Pd-CeO2/AlxOy coating on foil «Heliborne». Chemical supporting technique

На основании проведенных исследований был определен оптимальный состав катализатора 10%Pd/Сe02-A1203 (что соответствует 20 г Pd на 1 м2 фольги) и метод его приготовления пропиткой двухстороннего алюмооксидного покрытия, нанесенного методом холодного газодинамического напыления.

Заключение

Разработан новый способ получения каталитических покрытий для создания катализаторов сжигания на металлической фольге, основанный на методе холодного газодинамического напыления, и продемонстрирован для нанесения Pd-содержащих катализаторов на металлическую гофрированную фольгу двух типов геометрии гофр. Изучена активность катализаторов в реакции окисления метана в зависимости от химического состава активного компонента, химической природы предшественников, концентрации активного компонента, вариантов нанесения покрытия, толщины покрытия, методов введения активных компонентов в покрытия, и установлен оптимальный состав катализатора. Показано, что разработанный метод позволяет наносить до 20 г Pd на квадратный метр фольги, при этом полученные катализаторы демонстрируют высокую активность в процессе сжигания метана и одновременно высокие адгезионные характеристики. Созданный способ не имеет ограничений при масштабировании и вследствие этого может найти широкое применение в будущем при изготовлении полноразмерных катализаторов на металлической фольге для каталитических камер сгорания газовых турбин, а также для водона-гревательных котлов, каталитических теплообменников,

Работа выполнена при поддержке гранта Программы Президиума РАН № 3.4.

Список литературы

1. Pfefferle L.D., Pfefferle W.C. Catalysis in Combustion // Catalysis Reviews, Science and Engineering. 1987. Vol. 29, No. 2-3. P. 219-267.

2. Smith L.L., Karim H., Castaldi M.J., Estemad S., Pfefferle W.C., Khanna V.K., Smith K.O. Rich-Catalytic Lean-Burn Combustion for Low-Single-Digit NOx Gas Turbines // Journal of Engineering for Gas Turbines and Power. 2005. Vol. 127. P. 27-35.

3. Dalla Betta R.A., Rostrup-Nielsen T. Application of catalytic combustion to a 1.5 MW gas turbine // Catalysis Today. 1999. Vol. 47. P. 369-375.

4. NOx control technologies: Catalytica combustion systems, XONONTM Flameless Combustion System // Environmental Technology Verification Report, December 2000.

5. Catalytica Energy Systems XONON Cool Combustion System Demonstrating NOx Emissions Well Below its 3 ppm Guarantee in Commercial Gas Turbine Applications // News Release. Catalytica. February. 2004.

6. Пармон В.Н., Исмагилов З.Р., Фаворский О.Н., Белоконь А.А., Захаров В.М. Применение каталитических камер сгорания в газотурбинных установках децентрализованного энергоснабжения // Вестник РАН. 2007. Т. 77, № 9. С. 819-830.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Международный научный журнал «Альтернативная энергетика и экология» № 03/2 (122) 2013 © Научно-технический центр «TATA», 2013

7. Исмагилов З.Р., Шикина Н.В., Яшник С.А., За-горуйко А.Н., Хайрулин С.Р., Керженцев М.А., Коротких В.Н., Пармон В.Н., Брайнин Б.И., Захаров В.М., Фаворский О.Н. Разработка и испытание гранулированных катализаторов для камер сгорания газотурбинных установок регенеративного цикла // Кинетика и катализ. 2008. Т. 49, № 6. С. 922-935.

8. Yashnik S.A., Shikina N.V., Ismagilov Z.R., Zagoruiko A.N., Kerzhentsev M.A., Parmon V.N., Zakharov V.M., Braynin B.I., Favorski O.N., Gumerov

A.M. Structured catalyst and combined reactor loading for methane combustion in a gas turbine power plant // Catalysis Today. 2009. Vol. 147S. P. S237-S243.

9. Исмагилов З.Р., Керженцев М.А., Яшник С.А., Шикина Н.В. Катализаторы для эффективного сжигания топлив // Российские нанотехнологии. 2009. Т. 4, № 11-12. С. 32-34.

10. Патент РФ № 2372556 МПК F23C13/00 B01J23/40. Способ сжигания углеводородных топлив (варианты) и катализаторы для его осуществления / Исмагилов З.Р., Шикина Н.В., Яшник С.А., Пармон

B.Н., Брайнин Б.И., Захаров В.М., Хритов К.М., Фаворский О.Н. // БИПМ. 2009. № 31.

11. Ismagilov Z.R., Shikina N.V., Yashnik S.A., Zagoruiko A.N., Kerzhentsev M.A., Ushakov V.A., Sazonov V.A., Parmon V.N., Zakharov V.M., Braynin B.I., Favorski O.N. Technology of methane combustion on granulated catalysts for environmentally friendly gas turbine power plants // Catalysis Today. 2010. Vol. 155. P. 35-44.

12. Ismagilov Z.R., Kerzhentsev M.A., Yashnik S.A., Shikina N.V., Zagoruiko A.N., Parmon V.N., Zakharov V.M., Braynin B.I., Favorski O.N. Gas Turbines. Edited by Injeti Gurrapa. Sciyo, 2010.

13. Yashnik S.A., Ismagilov Z.R. Dependence of Synergetic Effect of Palladium-Manganese-Hexaaluminate Combustion Catalyst on Nature of Palladium Precursor // Topics in catalysis. 2012. Vol. 55, № 11-13. P. 818-836.

14. Trimm D.L. Catalytic Combustion // Applied Catalysis. 1983. Vol. 7. P. 249-282.

15. Подъячева О.Ю., Исмагилов З.Р., Косарев В.Ф., Лаврушин В.В. Поверхностные слои и внутренние слои раздела в гетерогенных материалах. Под ред. Панина В.Е. Н.: Наука, 2005.

16. Ismagilov Z.R., Podyacheva O.Yu., Solonenko O.P., Kuz'min V.I., Ushakov V.A., Rudina N.A. Application of plasma spraying in the preparation of metal-support catalysts // Catalysis Today. 1999. Vol. 51. P. 411-417.

17. Ismagilov Z.R., Podyacheva O.Yu., Pushkarev V.V., Koryabkina N.A., Antsiferov V.N., Danchenko Yu.V., Solonenko O.P., Veringa H. Development and study of metal foam heat-exchanging tubular reactor: catalytic combustion of methane combined with methane steam reforming // Studies in Surface Science and Catalysis. 2000. Vol. 130. P. 2759-2764.

18. Алхимов А.П., Косарев В.Ф., Папырин А.Н. Метод «холодного» газодинамического напыления // ДАН СССР. 1990. Т. 315. С. 1062-1065.

19. Алхимов А.П., Косарев В.Ф., Папырин А.Н. Высокоэнергетические процессы обработки материалов. Сер. «Низкотемпературная плазма». Т. 18 / Под ред. М.Ф. Жукова и В.М. Фомина. Н.: Наука, % 2000.

20. Алхимов А.П., Косарев В.Ф., Лаврушин B.B. Нанесение металл-полимерных покрытий методом холодного газодинамического напыления // Физическая мезомеханика. 2002. Т. 5, № 6. С. 101-108.

21. Патент РФ № 2190695 МПК 7 C23C24/04. Устройство газодинамического напыления порошковых материалов / Алхимов А.П., Косарев В.Ф., Лаврушин В.В., Алхимов О. А. // БИПМ. 2002. № 28.

i

ОГ>

.с ■с

3 CL

С .о

'-

ENERGISSIMA 2013 ВЫСТАВКА ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ВИДОВ ЭНЕРГИИ

Время проведения: 13 - 15.03.2013

Место проведения: Швейцария, Фрибург, ВК Forum Fribourg Тема: Энергетика_

Организатор

Forum Fribourg Web: http://www.forum-fribourg.ch E-mail: info@forum-fribourg.ch Официальный веб-сайт _http://www.energissima.ch/

International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 03/2 (122) 2013

© Scientific Technical Centre «TATA», 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.