Научная статья на тему 'Разработка интерфейса пользователя для автоматизированной системы'

Разработка интерфейса пользователя для автоматизированной системы Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2755
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРФЕЙС / ПРИКЛАДНАЯ ПРОГРАММА / КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕРФЕЙСА / СПЕЦИФИКАЦИЯ ИНТЕРФЕЙСА / INTERFACE / APPLICATION / CLASSIFICATION INTERFACE / INTERFACE SPECIFICATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Федечкин Роман Сергеевич, Французова Юлия Вячеславовна

Рассмотрены основные моменты по разработке пользовательского интерфейса прикладной программы и эффективного программного инструментария. В основу методики положены простота разработки, легкость сопровождения и удобство работы с программой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF USER INTERFACE FOR AUTOMATED SYSTEMS

The main aspects of the development of the user interface application and effective software tools. The methodology ease of development, ease of maintenance and ease of working with the program.

Текст научной работы на тему «Разработка интерфейса пользователя для автоматизированной системы»

It was studied the process of modernization of horizontal cement mill drives, the stages to be formalized were distinguished and morphological analysis of drives design was presented. It was developed the principal scheme of decision support system for design of cement mill drives.

Key words: cement mill, design, morphological analysis, optimization, decision support system.

Troshina Anna Gennad'evna, сandidate of technical sciences, docent, [email protected], Russia, Tula, Tula State University

УДК 62-1/-9

РАЗРАБОТКА ИНТЕРФЕЙСА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ДЛЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ

Р.С. Федечкин, Ю.В. Французова

Рассмотрены основные моменты по разработке пользовательского интерфейса прикладной программы и эффективного программного инструментария. В основу методики положены простота разработки, легкость сопровождения и удобство работы с программой.

Ключевые слова: интерфейс, прикладная программа, классификация интерфейса, спецификация интерфейса.

В современном мире огромное число вычислительных устройств. Всё больше и больше программ разрабатываются для них. И у каждой особый интерфейс, представляющий «рычаги» взаимодействия между пользователем (лицом, принимающем решение) и программой. Не удивительно, что чем продуманней интерфейс, тем эффективнее взаимодействие.

Интерфейс имеет огромное значение для произвольной программной системы и является обязательной ее составляющей, направленной, прежде всего, на конечного пользователя. Как раз по интерфейсу пользователь судит о программе в целом; к тому же, часто заключение об использовании программного обеспечения пользователь воспринимает по тому, в какой степени ему комфортен и ясен интерфейс. Вместе с тем, трудоза-тратность проектирования и разрабатывания интерфейса довольно немала.

Не бывает единственной общепризнанной классификации средств разработки пользовательского интерфейса. Так, в [1] программное обеспечение для разрабатывания интерфейса подразделяется на две ключевые категории - инструмент интерфейса (toolkits) и высокоуровневые средства разработки (higher-level development tools). Инструмент пользовательского интерфейса чаще всего содержит библиотеку элементов (меню, кнопки, полосы прокрутки и др.) и нужен для применения программистами.

287

Известия ТулГУ. Технические науки. 2D16. Вып. 2

Высокоуровневые средства конструирования интерфейса могут быть применены непрограммистами и оснащены стилем, который дает возможность специфицировать функции ввода-вывода, а еще определять, применяя технику прямого манипулирования, интерфейсные составляющие. К подобным средствам причисляют построители диалога (interface builders) и СУПИ - системы управления пользовательским интерфейсом (User Interface Management Systems - UIMS). Помимо СУПИ, некоторые авторы пользуются такими определениями, как User Interface Development Systems (UIDS) - системы разработки пользовательского интерфейса, User Interface Design Environment (UIDE) - область разработки пользовательского интерфейса и др.

Можно выделить несколько ключевых методов спецификации интерфейса [2].

1. Языковой, когда используются особенные языки задания синтаксиса интерфейса (декларативные, объектно-ориентированные, языки событий и др.).

2. Графическая спецификация сопряжена с описанием интерфейса средствами визуального программирования, программированием демонстраций и по образцам. Такой способ поддерживает узкий класс интерфейсов.

3. Спецификация интерфейса, базирующаяся на объектно-ориентированном подходе, сопряжена с принципом, именуемым непосредственное манипулирование. Ключевое его свойство - взаимодействие пользователя с отдельными объектами, а не со полной системой как неделимым целым. Типичными составляющими, применяемыми для действий с объектами и управляющими функциями, являются обработчики, меню, зоны диалога, кнопки различного вида.

4. Спецификация интерфейса по спецификации практической задачи. Тут интерфейс формируется автоматически по спецификации семантики практический задачи. Всё же сложность воссоздания интерфейса усложняет возможности быстрого появления систем, реализующих определённый подход.

Для обеспечения эффективной работы пользователя от разработчика интерфейса требуется не нарушать равновесие между перечисленными ниже факторами в течение всего жизненного цикла разработки и конструирования приложения [3]. Это достигается поочередной и кропотливой проработкой элементов интерактивного взаимодействия на любом из этапов разработки пользовательского интерфейса (рисунок), включающих [45]:

Проектирование

1. Высокофункциональные требования: формулировка цели разработки и начальных требований.

2. Анализ пользователей: определение нужд пользователей, создание сценариев, оценка соответствия сценариев ожиданиям пользователей.

3. Концептуальное проектирование: имитация процесса, для которого разрабатывается приложение.

4. Логическое проектирование: установление информационных потоков в приложении.

5. Физическое проектирование: подбор платформы, на которой будет выполнен проект и средств разработки.

Реализация

1. Прототипирование: разработка бумажных и/или диалоговых макетов экранных форм.

2. Конструирование: создание приложения с учетом возможности поправки его дизайна.

Тестирование

1. Юзабилити-тестирование: отлаживание приложения различными пользователями, в т.ч. и пользователями с ограниченными возможностями (Accessibility testing).

Проектирование

Определение функциональных требований Анализ пользователей Концептуальное проектирование Логическое проектирование Физическое проектирование

Прототипирование

Конструирование

Тестирование

Реализация

Тестирование

Готовый продукт

Этапы разработки пользовательского интерфейса

Как и разработка приложения в целом, так и генерирование пользовательского интерфейса для него - процесс итерационный. Маловероятно, что подобные этапы, как прототипирование, конструирование и тестирование интерфейса могут быть закончены за один проход. Потому, если

289

Известия ТулГУ. Технические науки. 2016. Вып. 2

вследствие испытания обнаружены недоработки, то они, если такое возможно, устраняются путем вторичного конструирования либо разрабатывается другой прототип интерфейса.

Список литературы

1. Грибова В.В., Клещев А.С. Инструментальный комплекс для разработки пользовательского интерфейса в экспертных системах // Программные продукты и системы. № 1. 1999. С. 30-34.

2. Скопин И.Н. Разработка интерфейсов программных систем // Системная информатика. Вып. 6. 1998. С.123-173.

3. Ивутин А.Н., Ларкин Е.В. Системы контроля и диагностики программного обеспечения // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. Вып. 9. Ч. 2. С. 41-47.

4. Язык визуального программирования приложений Visual Basic for Applications [Электронный ресурс]. [2015]. Режим доступа: http://bourabai.ru/einf/vba/.

5. Этапы разработки пользовательского интерфейса / Проектирование человеко-машинных интерфейсов [Электронный ресурс]. [2015]. Режим доступа: http://www.4stud.info/user-interfaces/stages-of-development-user-interface.html.

Федечкин Роман Сергеевич, магистрант, fedechin. roman@gmail. com, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Французова Юлия Вячеславовна, канд. техн. наук, доц., julianna_1204@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

DEVELOPMENT OF USER INTERFACE FOR AUTOMATED SYSTEMS R.S. Fedechkin, Y. V. Frantsuzova

The main aspects of the development of the user interface application and effective software tools. The methodology ease of development, ease of maintenance and ease of working with the program.

Key words: interface, application, classification interface, interface specification.

Fedechkin Roman Sergeevich, undergraduate, fedechkin. romanagmail. com, Russia, Tula, Tula State University,

Frantsuzova Yulia Vyacheslavovna, candidate of technical sciences, docent, julianna [email protected], Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.