Научная статья на тему 'Разработка инструментов противодействия теневой экономике на основе выделения ее сегментов'

Разработка инструментов противодействия теневой экономике на основе выделения ее сегментов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
854
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка инструментов противодействия теневой экономике на основе выделения ее сегментов»

ное отношение к спортивному инвентарю.

Преподавателям и тренерам по видам спорта необходимы:

1. Четкий план-конспект проведения занятия или тренировки, обязательное знание мер безопасности, которые должны быть доведены занимающимся перед началом занятия.

2. Поддержание надлежащей дисциплины занимающихся.

3. Дифференцированность предлагаемых нагрузок, которая тесно взаимосвязана с индивидуальным подходом к каждому занимающемуся.

4. Контроль психологического состояния как коллектива в целом, так и каждого занимающегося.

5. Обладание необходимыми навыками оказания доврачебной помощи.

6. Контроль за состоянием спортивного инвентаря и гигиенического состояния мест проведения занятий.

7. Контроль за соблюдением гигиены занимающимися.

Соблюдение вышеперечисленных правил строго необходимо и является барьером на пути травматизма при проведении учебных занятий и тренировок.

РАЗРАБОТКА ИНСТРУМЕНТОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ НА ОСНОВЕ ВЫДЕЛЕНИЯ ЕЕ СЕГМЕНТОВ

Современное состояние криминализации региональных экономик, проникновение криминального капитала практически во все сферы деятельности человека ставят вопрос об изучении и дополнении существующих взглядов на проблемы криминальной и теневой экономики в сфере угроз экономической безопасности региона, а также определении управленческих механизмов государства по противодействию данным явлениям. Изучение природы современных деструктивных экономических явлений и процессов с учетом и конкретизацией их региональных особенностей является необходимым условием для выработки на этой основе адекватных средств и форм борьбы с теневой и криминальной экономикой.

Важность и приоритет декриминализации экономической системы в рамках обеспечения экономической безопасности подчеркивают М.К. Каминский и А.В. Щербаков, которые отмечают «во-первых, система рыночной экономики, какую бы ее историческую модификацию мы не рассматривали, закономерно порождает такую субкультуру как преступный мир, ведущим видом деятельности которого является совершение противоправных поступков, так как только с их помощью названная субкультура в состоянии решить задачи своего функционирова-

А.В. гРАЧЕВ,

кандидат экономических наук, преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита (Санкт-Петербургский университет МВД России)

ния и развития. Во-вторых, эта преступная деятельность распространяется, прежде всего, на сферы экономики [1]».

Не только, и даже не столько отдельные виды или группы экономических преступлений, сколько криминализация экономики в целом как следствие их массового совершения, подрывая основы нарождающейся системы социально-экономических отношений, ведет к их деформации, атрофии правовых форм и установлению антисоциальных норм поведения в экономике. Криминализация сферы экономической деятельности оказывает системное воздействие на экономику, механизм хозяйствования и сложившуюся совокупность социально-экономических отношений, затрагивая их генетическую основу. Паразитируя на либеральных рыночных отношений для незаконного обогащения, экономическая преступность неизбежно ведет к их разрушению, сокращению поля экономической свободы для других хозяйствующих субъектов и населения, способствует стагнации общественного хозяйства, нарушению рыночного равновесия и нормальных воспроизводственных процессов [2].

Можно выделить две позиции относительно процесса обеспечения экономической безопасности, схематично отраженные на рисунке 1:

Рис. 1. Варианты участия органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности региона

1. Первый вариант основан на защите экономической системы в том качественном состоянии, в котором она находится в настоящее время, однако в таком случае под защиту попадает и криминализированный сектор экономической системы. Учитывая высокую степень криминализации современной экономики, такой подход приводит к усугублению криминальной ситуации в экономике и обществе, с последствиями, отраженными в работах Колесникова В.В. [3], Шапиева С.М.[4], Яницкого О.Н.[5].

Если же цель состоит в том, чтобы обеспечить безопасность различных сфер экономики в интересах государства и общества, то тогда следует говорить о декриминализации этих сфер как первоочередной задаче процесса обеспечения безопасности [6].

2. Второй вариант связан с одновременным активным процессом декриминализации экономической системы и защите декрими-нализованной экономической системы от возникающих внутренних и внешних угроз.

Под декриминализацией экономической системы региона мы понимаем основанную на принципах комплексного программирования и планирования деятельность государства, направленную на устранение причин и социально-экономических последствий криминализации, обеспечение такого уровня общественной защищенности от процесса криминализации, его реальных и потенциальных угроз, который не препятствует развитию государства, общества и личности [7].

Для противодействия криминализации

общества необходим широкий спектр мер воздействия на причины, их порождающие, с целью устранения или нейтрализации их последствий. Принимая во внимание тот факт, что криминализация не является исключительно ростом преступности, то и защита от ее эффектов не сводится только к воздействию на преступность и преступников. Поэтому и организационный состав участников процесса декриминализации не ограничивается правоохранительными органами.

Кроме того, декриминализация экономической системы региона или государства не может быть вне системы экономической безопасности государства, то есть нельзя бросить все силы и средства только на декриминализацию, несмотря на опасность криминальной экономики. Однако определенный приоритет на современном этапе развития экономики России необходимо отдать именно декриминализационным институтам и инструментам.

Проявлением криминализации экономических отношений является теневая экономика. Она представляет собой сложное социально-экономическое явление, охватывающее практически всю систему общественных экономических структур и отношений общества [8]. Теневая экономика как хозяйственная деятельность, развивающаяся вне государственного учета и контроля, - явление глобального порядка, наблюдаемое во всех странах мира, независимо от типа экономической системы. При некоторых условиях теневая деятельность

скорее помогает развитию официальной экономики, чем препятствует ему. Таковым условием является выполнение в теневом секторе работ и услуг или производство товаров, которые в противном случае не были бы произведены вообще. К числу положительных сторон теневой экономики можно отнести предотвращение банкротств фирм и обеспечение занятости части населения. Умеренное использование нелегальной экономической деятельности может позитивно влиять на уровень всей экономики и стать средством компенсации отдельных потерь с точки зрения эффективности экономики. Это произойдет, если за счет уклонения от уплаты налогов будут расширены рамки обмена, т.е. заключены сделки о выполнении работ, которые не были бы выполнены легально. Общество при этом не теряет налогов, поскольку в официальном секторе скрытые в тени работы не будут выполнены [9]. Уход от налогообложения повышает конкурентные преимущества предприятий, практикующих теневые действия, позволяет быстро накопить капитал, выплачивать работникам этих предприятий достойную заработную плату. Очевидно, однако, что такие преимущества касаются ограниченно малой группы населения и ничтожны в сравнении с негативными последствиями теневой экономической деятельности. Если в странах с развитой рыночной экономикой на ее долю приходится 8% национального ВВП, то в Российской Федерации с учетом криминального сектора до 48,7% ВВП [10]. В таких масштабах теневая экономика становится серьезной угрозой безопасности России.

Криминализация выступает одной из причин деформации структуры отечественной экономики, которую законодатель также выделяет в качестве самостоятельной угрозы экономической безопасности. Механизм деформации под воздействием криминализации следующий: под воздействием устремлений криминального мира легальная экономическая система стремительно мимикрирует, в своем развитии все более подчиняясь целям извлечения монопольных сверхприбылей в пользу криминальной элиты. Это в короткие сроки приводит к разрушению традиционной структуры национальной экономики, быстрой деградации производства, стимулированию лишь тех сфер, которые не требуют долгосрочных и значительных инвестиций, а способны приносить прибыль почти мгновенно - кре-дитно-банковская и биржевая деятельность,

коммерция (финансовый сектор). Внутренний рынок наводняется иностранной валютой и импортными товарами, национальные товаропроизводители разоряются, за рубеж вывозятся лишь сырьевые и энергетические ресурсы и т.д. [11]. В результате имеет тенденцию к росту топливно-сырьевая направленность отечественной экономики (65,7% в 2007 году против 42,5% в 1995), а также диспропорции между финансовым и реальным секторами экономики регионов: в реальный сектор экономики идет всего 10-12 процентов, а на рынок финансовых и валютных спекуляций - 56-62 процента всех финансовых ресурсов. Сегодня деньги делают деньги, а не идут на развитие производства, на технический прогресс [12].

Понимание теневой экономики различными ее исследователями определяется выбором основного критерия отнесения экономических отношений к этой сфере. В таблице нами отражена классификация подходов к определению «теневой экономики», а также даны их краткие характеристики (таблица 1).

Считаем, что наиболее прогрессивным будет использование комплексного подхода к определению теневой экономики как угрозе экономической безопасности региона, который позволяет насытить данную категорию широким спектром свойств, не ограничиваясь рамками одного или двух рассмотренных подходов.

Так теневая экономика как угроза экономической безопасности представляет собой совокупность скрываемых от органов государственного управления и контроля экономических отношений хозяйствующих субъектов по производству, распределению, обмену и потреблению товаров, работ и услуг в целях извлечения незаконных доходов для удовлетворения личных и групповых потребностей небольшой части населения региона в ущерб законных интересов граждан, законопослушных хозяйствующих субъектов, общества и государства.

Теневая экономика в настоящее время выступает как самоорганизующаяся, адаптивная система. Она в кратчайшие сроки приспосабливается к внешним воздействиям (государства и его правоохранительных, контрольных, фискальных, надзорных и иных органов), непрерывно развивается в соответствии с общим и экономическими принципами и находится в гармоничном равновесии со своей средой [13].

Таблица 1.

Основные подходы к трактовке теневой экономики

Критерий классификации Подходы к пониманию теневой экономики Характерные черты рассмотрения теневой экономики

Объект исследования Теоретический Как экономическая категория, отражающая сложную систему экономических отношений

Операциональный Определяется через действия по ее измерению. Данный подход применяется при решении прикладных, статистических задач, формулировании рекомендаций по совершенствованию законодательства и корректировке социально-экономической политики

Методологический критерий Экономический Изучается ее влияние на эффективность экономической политики, распределения и использования экономических ресурсов, разрабатываются надежные методы ее оценки и измерения. Экономические концепции исследуют теневую экономику на глобальном, макро- и микроуровнях, а также в институциональном аспекте

Социологический С точки зрения взаимодействия социальных групп, различающихся положением в системе теневых институтов, мотивами экономического поведения субъектов в значимых ситуациях

Кибернетический Как саморегулируемая и управляемая система, разрабатываются экономико-математические модели прогнозирования и управления теневой экономикой, закономерностей ее развития и взаимодействия с официальным сектором

Правовой Как особая сфера отклоняющегося (в том числе преступного) поведения. Основное внимание обращено на исследование общественно опасных форм экономической деятельности, предупреждению правонарушений и борьбе с ними правовыми средствами (криминологический и уголовно-правовой контроль)

Критерий отнесения экономических отношений к этой сфере Учетно- статистический Основным критерием выделения теневых экономических отношений выступает их неучитываемость, то есть отсутствие фиксации официальной статистикой

Криминологический Используется критерий общественной вредности (опасности) экономической деятельности

Формально-правовой Критерием выделения теневых экономических явлений выступает отношение к нормативной системе регулирования. Конкретными критериями являются: уклонение от официальной или государственной регистрации, от государственного контроля; противоправный характер

Комплексный В качестве основы ее выделения используются различные сочетания рассмотренных ранее критериев

Характер отношений, включаемых в теневую экономику Потребительская концепция Ее сфера ограничивается в основном нелегальным потребительским рынком

Трудовая концепция Ее сфера ограничивается нерегистрируемой и нерегулируемой трудовой деятельностью

Предпринимательская концепция Отождествление теневой экономики с теневым предпринимательством (бизнесом)

Угроза теневой экономики для экономической безопасности заключается в ее следующих последствиях для экономической системы:

- причинение колоссального ущерба государственному бюджету;

- снижение эффективности региональной экономической политики;

- деформация структуры экономики;

- ухудшение инвестиционного климата и конкурентной среды для законопослушных предпринимателей;

- рост коррупции и экономической преступности.

Как видим, последствия теневой экономи-

ки выступают самостоятельными угрозами экономической безопасности системы любого уровня.

В настоящее время управленческие решения органов власти не всегда правильно отражают содержание теневой экономики - остаются легальными те виды экономической деятельности, которые, во-первых, носят деструктивный характер для экономики, а, во-вторых, представляют опасность для общества с точки зрения экологических, военных и других критериев. По нашему мнению, содержание теневой экономики должно выглядеть следующим образом (таблица 2):

Таблица 2

Соотношение теневой экономики, законодательно запрещенной экономической деятельности

и деструктивной экономики

Экономическая деятельность, не носящая деструктивный характер для экономики Деструктивная экономическая деятельность

Нормальная экономическая деятельность, не представляющая угрозы для государства и общества Нормальная экономическая деятельность, не представляющая угрозы для государства и общества и запрещенная законодательно Представляющая опасность в силу социальных, экологических, военных, духовно-нравственных критериев и запрещенная законодательно Представляет опасность в силу социальных, экологических, военных, ду-ховно-нравс-твенных критериев Запрещенная законодательно Не запрещенная законодательно

Теневая экономика

Неэффективная деятельность управленческих институтов в России привела к тому, что в настоящее время находятся в теневом секторе не только экономическая деятельность, имеющая деструктивный характер для экономики страны, но и некоторые виды экономической деятельности, которые не оказывают отрицательного воздействия на экономику (например, запрет на продажу алкогольной продукции после 23 часов, запрет на занятие торговой деятельностью на рынках иностранным гражданам). Вместе с тем, существует часть деструктивной экономической деятельности, то есть несущей выгоды для узкого круга лиц, но при этом вызывающая отрицательные последствия для государства, которая в настоящее время ничем не ограничена и не запрещена (например, игорный бизнес). Нельзя забывать и о том, что существуют такие виды нормальной экономической деятельности, последствия которой не сказываются на экономике страны напрямую, но представляют угрозы для общества и государства с точки зрения экологической, продовольственной

и военной безопасности (например, участие иностранных компаний в сфере добычи полезных ископаемых на территории Российской Федерации). Экономико-юридическая трактовка теневой экономики наглядно показывает управленческие и экономические мероприятия, которые должно проводить государство.

Во-первых, необходимо выявить те виды экономической деятельности, которые носят деструктивный характер и несут вред экономике государства, и законодательными актами наложить запрет на такие виды деятельности.

Во-вторых, необходимо выявить те виды экономической деятельности, которые в настоящее время запрещены законодательно, но при этом с точки зрения социально-экономических критериев не несут деструктивного характера, не являются общественно опасными, и снять запреты с таких видов деятельности. Теневой рынок нередко идет впереди рынка легального. Несвязанный никакими формальностями правовых норм, он быстрее отражает прогрессивные тен-

денции в экономическом развитии, оперативнее реагирует на изменение конъюнктуры рынка, колебания цен, инновации, динамику спроса и предложения; у него меньше ограничений.

Цель таких мероприятий заключается в том, чтобы на каждом этапе существования государства понятие «теневой экономики», с юридических точек зрения, как можно более четко совпадало с ее экономическим содержанием. Об этом свидетельствует и своеобразная закономерность, характеризующая взаимодействие теневого рынка с официальным: чем менее эффективен легальный рынок, тем более благоприятные условия складываются для теневого; со снижением эффективности официального рынка возрастает поток товаров, проходящих через теневой рынок.

Огромные масштабы теневой экономики, тесное переплетение с легальной хозяйственной деятельностью затрудняют ее оценку и изучение, выявление фактов и выработку конкретных мер по ее сокращению и устранению. Теневая экономика неуничтожима и неизживаема, а на определенных этапах развития общества играет положительную роль. Главное в борьбе с ней — поставить под контроль общества посредством государственных органов наиболее опасные формы теневой экономики, которые препятствуют прогрессивному развитию и оказывают крайне деструктивное воздействие на социум в целом и на отдельных индивидов в частности.

Следовательно, основная задача заключается в определении сегментов теневой экономики с выделением не только форм и объектов теневизации, но и объективных причин ухода в «тень». Такая классификация субъектов теневой деятельности позволит выработать конкретные и целенаправленные инструменты противодействия для каждого сегмента, что позволит не только минимизировать криминальный сектор, но и вернуть в легальное русло огромный масштаб находящихся в «тени» ресурсов. Ресурсы теневой экономики способны улучшить положение миллионов людей, дать дополнительные рабочие места и укрепить экономическую безопасность [14].

По степени легальности хозяйственных операций различаются [15]:

Легальная (неофициальная) экономика - экономическая деятельность, не нарушающая ни действующих законодательных норм, ни прав других хозяйствующих агентов, кото-

рая при этом не фиксируется в отчетах.

Внеправовая экономика - экономическая деятельность, нарушающая права других хозяйственных агентов, но нерегламенти-рованная действующим законодательством и находящаяся, таким образом, во внепра-вовых зонах.

Полуправовая экономика - экономическая деятельность, по своим целям соответствующая законодательству, но периодически выходящая за ее пределы.

Нелегальная (криминальная) экономика - экономическая деятельность, запрещенная законом и по своей сути нарушающая закон.

В зависимости от характера получаемых результатов теневую и иную противоправную экономическую деятельность следует подразделять на [16]:

- производительную, вносящую реальный вклад в производство ВВП;

- перераспределительную, не связанную с реальным созданием экономических благ, но перераспределяющую доходы и имущество.

В зависимости от объекта сокрытия, деятельность в сфере теневой экономики включает:

- сокрытие предприятия (осуществление регулярной организованной хозяйственной деятельности без регистрации);

- сокрытие вида деятельности (осуществление определенного вида хозяйственной деятельности без требуемого для него разрешения лицензии);

- сокрытие хозяйственных операций (неотражение их в договорах и отчетности);

- сокрытие найма рабочей силы (наем без оформления трудовых договоров);

- сокрытие доходов (неотражение в полном объеме в отчетности, уход от налогов).

По причинам ухода в «тень» выделим три основных блока теневой экономики:

- теневизация экономической деятельности с целью ухода от налогообложения;

- теневизация экономической деятельности в связи с невозможностью преодолеть требуемые для этого административные барьеры. В данном блоке можно выделить: законные (установленные нормативными актами) и незаконные (коррупция) административные барьеры, а также объективно преодолимые и излишне высокие;

- теневизация экономической деятельности в связи с криминальным характером осуществляемой деятельности, которую можно разделить на деятельность, связанную с получением дохода от регулярного совер-

шения преступных деяний в собственных интересах и (или) интересах 3-х лиц (рэкет, вымогательство, шантаж, заказные убийства, терроризм, рэйдерство, активная коррупция), а также деятельность, связанную с реализацией общественно опасных, изъятых из оборота товаров, работ, услуг (проституция, торговля наркотиками, оружием, пассивная коррупция др.).

Объединяя обозначенные выше классификации, можно определить сегменты теневой экономики в соответствии с объектом и причинами теневизации деятельности хозяйствующих субъектов (таблицы 3, 4).

Таким образом видно, что криминальные сегменты теневой экономики - это сегменты 6 и 7, при этом их основное различие состоит в характере деятельности. Деятельность субъектов сегмента 7 носит открыто преступный общественно опасный характер, связанный с причинением вреда, жизни, здоровью, имуществу людей и иных экономических субъектов. Опасности подвергаются те, кого выбрали преступные субъекты в качестве объектов своей деятельности. Деятельность субъектов сегмента 6 основана на предложении общественно опасных товаров, работ и услуг и без соответствующего спроса со стороны населения осуществляться не может, а следовательно в большинстве случаев опасности подвергаются те, которые приобретают данную продукцию.

Выделенные сегменты позволяют дифференцировать меры по противодействию теневой экономики, часть которых должна быть направлена на снятие излишних административных барьеров, запретов, а часть на бескомпромиссную борьбу с криминальными сегментами.

В части сегментов теневой экономики, оказавшихся в тени из-за корыстных намерений ухода от налогообложения и максимизации тем самым прибыли, следует провести их анализ на предмет того, выведет ли их из тени уменьшение налогового бремени. Ведь часть из субъектов даже при существенном уменьшении тяжести налогообложения не станет полностью декларировать свою деятельность и доходы, для другой же части при существующей системе налогообложения уплата всех налогов является угрозой для возможности нормального функционирования.

Отметим особое место коррупции в структуре теневой экономики. Она может принимать как активную форму (сегмент 7), то есть требования со стороны чиновников разных

уровней о необходимости оплаты, без которых то или иное административное решение не будет принято, так и пассивную (сегмент 6) - когда хозяйствующие субъекты сами предлагают взятку за административное решение в их пользу. Кроме того, коррупция выступает административным барьером, служащим причиной попадания в теневую экономику хозяйствующих субъектов из сегментов № 5 и 10. По данным Института общественного проектирования (ИнОП), коррупционное бремя современной России определяется цифрой 10% валовой выручки, при этом размеры взяток составляют: за получение лицензии либо лишение лицензии конкурирующей организации - 1-5 млн. долларов; за получение государственного заказа - 1/3 от стоимости проекта; списание налоговой задолженности - до 50% от суммы недоимки; за снижение таможенной пошлины - до 50% от сэкономленной суммы. По оценке Фонда ИНДЕМ, общая сумма взяток, выплачиваемая в течение года предпринимателями чиновникам, составляет 33,5 млрд долларов. Заместитель министра внутренних дел РФ Евгений Школов отметил, что средний размер взятки в России вырос за 2009 год почти в три раза и составил более 27 тысяч рублей. Сохраняется динамика роста взяточничества, а в связи с этим и уголовных дел, направляемых в суд, и количества лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за это преступление.

Как не парадоксально, чиновники, представляющие исполнительные органы государства, более всего заинтересованы в воспроизводстве теневых экономических отношений, поскольку взятки составляют основной источник их доходов. Теневая экономика порождает коррупцию, а коррупция в свою очередь создаёт основу развития теневой экономики. Существовать и развиваться в значительных масштабах последняя может лишь в условиях коррумпированности всех систем государственной власти и управления. Она формирует коррупционные отношения во всех тех сферах политики и экономики, от которых зависит её благополучное существование. В свою очередь коррупция «вынуждает» теневую экономику оставаться в тени, вести нелегальный бизнес, создает основу для формирования новых сфер и видов теневой экономики. Следовательно, теневая экономика является финансовой основой коррупции, а коррупция - финансовой основой теневой экономики.

Классификация субъектов теневой экономики по критериям объект и причина теневизации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Субъект ХД

Деятельность

доходы

■ч сл

Сегменты теневой экономики

Зарегистрированные экономические субъекты

Разрешенная деятельность

Недекларируемые в связи

корыстными намерениями уйти от налогообложения

1

Неумышленными действиями субъекта

Незарегистрированные экономические субъекты

В связи с криминальным характером осуществляемой деятельности

Неразрешенная деятельность в связи:

С отсутствием требуемого для данного вида деятельности разрешения (лицензии) по причине

корыстных намерений уйти от налогообложения

невозможности преодолеть административные барьеры из-за

Несоответствия требованиям

Коррупции

С общественно опасным характером деятельности, связанной с

с реализацией общественно опасных, изъятых из оборота товаров, работ, услуг (проституция, торговля наркотиками, оружием, пассивная коррупция др.)

с получением дохода от регулярного совершения преступных деяний

в собственных интересах и (или) интересах З-з лиц

(рэкет, вымогательство, шантаж, заказные убийства, терроризм, рэй-дерство, активная коррупция)

Индивидуальные и корпоративные экономические субъекты, не зарегистрированные, в связи

С корыстными намерениями уйти от налогообложения

С невозможностью преодолеть административные барьеры из-за

Несоответствия требованиям

Коррупции

Разрешенная деятельность, носящая теневой характер, в связи с отсутствием регистрации у экономических субъектов

Недекларируемые по причине ведения запрещенного вида деятельности и (или) отсутствия регистрации у экономического субъекта

10

О

оо >

с

О л ■о

£ О

00 >

■С гп О н оо О

ю о о

•о

Таблица 4

Сегменты теневой экономики

№ сегмента Характеристика входящих субъекты

Сегмент 1 Официально зарегистрированные экономические субъекты, осуществляющие законодательно не запрещенные (или разрешенные для данных субъектов) виды деятельности по производству и (или) реализации находящейся в обороте продукции, доходы от которых полностью или частично намеренно не декларируются в целях уклонения от налогообложения и (или) исполнения иных обязательств

Сегмент 2 Официально зарегистрированные экономические субъекты, осуществляющие законодательно не запрещенные (или разрешенные для данных субъектов) виды деятельности по производству и (или) реализации находящейся в обороте продукции, доходы от которых в связи с ненамеренными действиями экономического субъекта (счетные ошибки, объективная сложность полного и точного определения налоговой базы, расчета обязательства и др.) частично не декларируются, в связи с чем происходит уклонение от налогообложения и (или) исполнения иных обязательств

Сегмент 3 Официально зарегистрированные экономические субъекты, осуществляющие официально неразрешенный для данного субъекта вид деятельности (отсутствие разрешения, лицензии и др.), в виду намеренного вывода данного вида деятельности и дохода от нее из-под налогообложения и исполнения иных обязательств

Сегмент 4 Официально зарегистрированные экономические субъекты, осуществляющие официально неразрешенный для данного субъекта вид деятельности (отсутствие разрешения, лицензии и др.), в виду несоответствия фактических характеристик субъекта требуемым для получения необходимого разрешения, в связи с чем этот вид деятельности и доход от нее не декларируется, налоговые и иные обязательства не исполняются в полном объеме

Сегмент 5 Официально зарегистрированные экономические субъекты, осуществляющие официально неразрешенный для данного субъекта вид деятельности (отсутствие специального разрешения, лицензии и др.), в виду невозможности преодолеть незаконные (коррупционные) или объективно высокие (высокая пошлина) административные барьеры для получения необходимого разрешения, в связи с чем этот вид деятельности и доход от нее не декларируется, налоговые и иные обязательства не исполняются в полном объеме

Сегмент 6 Официально не зарегистрированные экономические субъекты, равно как и зарегистрированные для осуществления законной деятельности, но полностью или частично осуществляющие деятельность криминального характера, связанную с реализацией общественно-опасных, изъятых из оборота товаров, работ, услуг (проституция, торговля наркотиками, оружием, пассивная коррупция и др.)

Сегмент 7 Официально не зарегистрированные экономические субъекты, равно как и зарегистрированные для осуществления законной деятельности, но полностью или частично осуществляющие деятельность криминального характера, связанную с получением дохода от регулярного совершения преступных деяний в собственных интересах и (или) интересах третьих лиц (рэкет, вымогательство, шантаж, заказные убийства, терроризм, рэйдерство, активная коррупция)

Сегмент 8 Официально не зарегистрированные экономические субъекты, в связи с намеренным выводом из-под налогообложения и (или) исполнения иных обязательств официально не запрещенных видов деятельности и доходов от них

Сегмент 9 Официально не зарегистрированные экономические субъекты, в связи с осуществлением деятельности по производству и (или) реализации товаров, работ, услуг с характеристиками, несоответствующими требуемым (реализация продуктов питания с истекшим сроком годности)

Сегмент 10 Официально не зарегистрированные экономические субъекты, в связи с невозможностью преодолеть незаконные (коррупционные) или объективно высокие (высокая пошлина) административные барьеры для регистрации, осуществляющие при этом официально не запрещенные виды деятельности по производству и (или) реализации товаров, работ, услуг с характеристиками, соответствующими требуемым. Доход в виду отсутствия регистрации выведен из-под налогообложения и (или) исполнения иных обязательств

Классификация инструментов противодействия субъектам различных сегментов теневой экономики

Инструменты ^ч противодействия Сегменты N. теневой N. экономики N. экстенсивные интенсивные

Уменьшение налоговой нагрузки Сокращение количества видов деятельности, требующих лицензирование Легализация некоторых запрещенных видов деятельности Сокращение товарной номенклатуры, требующей сертификации Упрощение порядка регистрации экономических субъектов Антикоррупционные инструменты Усиление контроля качества продукции Усиление контроля со стороны налоговых и правоохранительных органов Увеличение штрафных санкций

Сегмент 1 + + +

Сегмент 2

Сегмент 3 + + +

Сегмент 4 + + + +

Сегмент 5 + + +

Сегмент 6 + + +

Сегмент 7 + +

Сегмент 8 + + +

Сегмент 9 + + + +

Сегмент 10 + +

Коррупционный сегмент + + + + + +

О

00 >

с

О л ■о

£ О

00 >

■С гп О н оо О

■ч ■ч

ю о о

•о

Классификация инструментов противодействия субъектам различных сегментов теневой экономики

Виды теневой ^^\пеятельности Причины ухода в тень ^^^ Сокрытие доходов от налогообложения Осуществление деятельности без лицензии и сертификации Осуществление деятельности без регистрации субъекта Осуществление преступных видов деятельности Коррупция

Корыстные намерения максимизировать Высокое налоговое бремя Уменьшение размеров налоговых ставок и количества налогов Повышение эффективности правоохранительных органов. Увеличение штрафных санкций. Повышение уровня благосостояния граждан. Легализация некоторых видов деятельности. Увеличение штрафных санкций. Уменьшение административных барьеров. Усиление контроля со стороны правоохранительных органов.

прибыль Объективно приемлемое налоговое бремя Усиление контроля со стороны налоговых и правоохранительных органов. Увеличение штрафных санкций - -

Случайные ошибки при исчислении налоговой базы и сумм налогов и сборов, подлежащих уплате Упрощение порядка налоговых расчетов. Повышение профессионализма бухгалтеров. Стабилизация налоговой правовой базы. - - - -

Несоответствие характеристик субъекта установ- Высокие установленные требования - Сокращение количества видов деятельности, требующих лицензирование и товарной номенклатуры, подлежащей сертификации. Упрощение порядка процедур лицензирования и сертификации. Усиление контроля качества продукции. Упрощение порядка регистрации хозяйствующих субъектов - -

ленным требованиям Объективно необходимые установленные требования - Усиление контроля со стороны правоохранительных и налоговых органов, органов контроля качества. Увеличение штрафных санкций. - -

Задачей первостепенной важности являет- ности страны не является прерогативой како-ся обеспечение упреждающего воздействия го-либо одного государственного ведомства, на истоки и корни экономической преступ- службы, так и противодействие росту тене-ности, ее причинный комплекс. Система вой экономики должно охватить все уровни управления экономической безопасности управления народным хозяйством, пронизать региона должна обладать набором заранее взаимоотношения общества, государства и подготовленных комплексов инструментов экономики. Вместе с этим, как видно из управления, что позволит системе быть бо- таблиц 5 и 6, преимущество по количеству лее адаптивной к внешним изменениям, а целесообразного использования имеют пра-следовательно и более эффективной. Иначе воохранительные инструменты. Для России говоря, прогнозирование альтернатив раз- это не случайно, учитывая высокую степень вития ситуации должно стать основой раз- криминализации экономики страны и регио-работки альтернатив реакций для каждого нов. Все это позволяет сделать заключение варианта. о том, что роль правоохранительных органов Основу для разработки комплексов инс- и их специализированных подразделений по трументов противодействия теневой эконо- обеспечению экономической безопасности мики может составить разработанные нами как в краткосрочном, так и в стратегичес-классификации возможных инструментов ком аспектах, будет только возрастать. Это противодействия «по субъектам различных должно быть учтено при реформировании сегментов теневой экономики» и «по видам институтов национальной и экономической теневой деятельности и причинам теневиза- безопасности, принято во внимание при опции деятельности» (таблицы 5, 6). ределении финансовых стратегий и текущих Как обеспечение экономической безопас- бюджетов государства.

Литература

1. Каминский, М. К. Декриминализация как путь и средство решения задач обеспечения безопасности экономической системы / М. К. Каминский, А. В. Щербаков // Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2002, - №2.

2. Егоршин, В. М. Экономическая преступность и безопасность современной России (Теоретико-криминологический анализ) : Дис. ... докт. юрид. Наук : 12.00.08 / В. М. Егоршин. - СПб., 2000.

3. Колесников, В. В. Феномен организованной экономической преступности / В. В. Колесников // Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2002, - №2.

4. Шапиев, С. М. Криминологическая безопасность современной России: основные черты и механизм обеспечения / С. М. Шапиев. - СПб.: СПб университет МВД России, 2003

5. Яницкий, О. Н. Социология риска / О. Н. Яницкий. - М., 2003.

6. Каминский, М. К. Декриминализация как путь и средство решения задач обеспечения безопасности экономической системы / М. К. Каминский, А. В. Щербаков // Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2002, - №2.

7. Кутылкин, В. А. Экономическая безопасность и противодействие теневым процессам в банковской системе России : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 : 08.00.10 / В. А. Кутылкин. - М., 2006.

8. Антонов, А. Д. Теоретические основы криминализации и декриминализации : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / А Д. Антонов. - М., 2001.

9. Грачев, А. В. Организационно-экономические инструменты противодействия криминализации общества (на примере органов внутренних дел : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / А. В. Грачев. - СПб, 2007.

10. Чурсина ИА. Влияние теневой экономики на налоговую составляющую экономической безопасности : Автореф. дис. ... канд. экон. наук / А. И. Чурсина. 08.00.05. - М., 2009.

11. Колесников, В. В. Феномен организованной экономической преступности / В. В. Колесников // Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2002, №2.

12. Львов, Д. Экономика: российский маршрут / Д. Львов // Труд. - 2007

13. Голованов, Н. Теневая экономика и легализация преступных доходов / Н. Голованов, В. Перекислов, В. Фадеев. - СПб. : Питер, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Светлаков, А. Г. Свертывание теневой экономики - основа повышения экономической безопасности и эффективности работы предприятий агро-промышленного комплекса / А. Г. Светлаков, К. В. Пьянкова // Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2005, №5.

15. Леханова, Е. С. Некоторые проблемы борьбы с теневой экономикой на современном этапе / Е. С. Леханова, О. М. Елфимов, А. Ю. Чупрова // Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2004, №4.

16. Купрещенко, Н. П. Противодействие теневой экономике в системе обеспечения экономической безопасности России (теоретико-методологический подход) / Н. П. Купрещенко // Дисс. ... докт. экон. наук : 08.00.05. - М., 2008.

17. Можно ли утолить чиновничью алчность // Аргументы и факты. - 2008, №7.

18. Цуриков, В. Экономический подход к анализу корыстных преступлений / В. Цуриков // Вопросы экономики. - 2007. № 1

19. Материалы сайта: http://www.pravda.ru/news/society/10-09-2009/323445-vzyatka-0

20. См.: Статистика. http://www.mvd.inform.ru

21. Купрещенко, Н. П. Противодействие теневой экономике в системе обеспечения экономической безопасности России (теоретико-методологический подход) / Н. П. Купрещенко // дисс. ... докт. экон. наук : 08.00.05. - М., 2008.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ФУНКЦИЙ КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ ВУЗА

Рыночные отношения, все более завоевывающие умы людей, коллективов и других общностей, ставят перед высшим учебным заведением множество проблем, главная из которых - проблема сохранения вуза, проблема обеспечения его экономической безопасности.

Опасность для экономики представляет любой вид экономических правонарушений. С экономической точки зрения они посягают на ресурсную базу вуза, что снижает его возможности как в рамках ведения конкурентной борьбы, так и в рамках возможностей защиты от угроз экономической безопасности вуза.

Анализ материалов ревизий и проверок, проведенных КРУ ОИД МВД России совместно со специалистами региональных контрольно-ревизионных подразделений, показывает, что в финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений системы МВД России имеют место серьезные нарушения и недостатки, касающиеся организации платной образовательной деятельности, целевого и эффективного использования денежных средств, выделенных на их содержание, и федерального недвижимого имущества, негативные явления при организации и

Е.В. МИхАЙЛИН,

адъюнкт кафедры экономической теории (Московский университет МВД России) , старший ревизор Центра проведения ревизий и проверок деятельности органов внутренних дел МВД России

проведении конкурсного отбора абитуриентов, а также поставщиков товаров, работ и услуг для государственных нужд, в том числе и носящие характер коррупционных проявлений.

Так, только в 2008 году в целом по образовательным учреждениям системы МВД России сумма выявленного КРУ ОИД МВД России ущерба и неэффективных расходов составила 37,8 млн руб., из которых 21,9 млн руб. приходятся на средства федерального бюджета.

Большинство из угроз ресурсному обеспечению вуза связано с недостаточной реализацией контрольной функции управления в вузе. Иначе говоря, эффективный контроль позволяет предотвратить, выявить, нейтрализовать действия угроз экономической безопасности, связанных с процессом ре-сурсообеспечения и ресурсоиспользования в вузе.

Эффективность управления вузом как элемент его экономической безопасности в решающей степени зависит от состояния важнейших элементов управления вузом, таких как состояние финансовой системы и экономики вуза в целом. В связи с этим в вопросах экономической безопасности вуза решающее значение приобретает обеспе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.