Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ'

РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ / ИННОВАЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ / СТРАТЕГИЯ / ЭКОНОМИКА / ИНТЕГРИРОВАННОСТЬ / РЫНОК / КОНКУРЕНЦИЯ / STRATEGIC MARKETING / INNOVATIONAL MARKETING / STRATEGY / ECONOMY / INTEGRATION / MARKET / COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бездудная А.Г., Ханьлинь Е.

В статье рассмотрены современные подходы организации инновационной деятельности на предприятиях, уделено внимание проблемам внедрения инновационного маркетинга. Авторами сделаны выводы о роли стратегического и инновационного маркетинга на предприятиях. Авторы полагают, в долгосрочной перспективе стратегический маркетинг в организациях получит новое осмысление, компании будут нацелены на выход на международные рынки, применение передовых методов управления предприятия положительно скажутся на образе компаний. Главным утверждением авторов является, что фундаментальной основой в разработке инновационной стратегии отдельной организации является ориентация на баланс и гармонизацию интересов всех участников экономической среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF AN INNOVATIVE STRATEGY FOR ENTERPRISE DEVELOPMENT

The paper investigates modern features and problems of innovational marketing. Trends of the development of strategic marketing in companies and the role of strategic marketing are identified as well. Companies will focus on international markets, the use of advanced technologies and other innovations while carrying out their activities. The fundamental factor for designing the marketing strategy of a company is the orientation towards the balance and harmonization of interests of all participants of the economic environment.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК 658

Бездудная А.Г., д.э.н.

профессор Санкт-Петербургский государственный экономический университет Ханьлинь Е. студент магистратуры 2 курса факультета Менеджмента Россия, г. Санкт-Петербург

РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация: В статье рассмотрены современные подходы организации инновационной деятельности на предприятиях, уделено внимание проблемам внедрения инновационного маркетинга. Авторами сделаны выводы о роли стратегического и инновационного маркетинга на предприятиях. Авторы полагают, в долгосрочной перспективе стратегический маркетинг в организациях получит новое осмысление, компании будут нацелены на выход на международные рынки, применение передовых методов управления предприятия положительно скажутся на образе компаний. Главным утверждением авторов является, что фундаментальной основой в разработке инновационной стратегии отдельной организации является ориентация на баланс и гармонизацию интересов всех участников экономической среды.

Ключевые слова: стратегический маркетинг, инновационный маркетинг, стратегия, экономика, интегрированность, рынок, конкуренция.

Restless A. G.doctor of economics

professor

St. Petersburg State University of Economics,

Ye Hanlin undergraduate student 2st year Russia, St. Petersburg

DEVELOPMENT OF AN INNOVATIVE STRATEGY FOR ENTERPRISE

DEVELOPMENT

Annotation: The paper investigates modern features and problems of innovational marketing. Trends of the development of strategic marketing in companies and the role of strategic marketing are identified as well. Companies will focus on international markets, the use of advanced technologies and other innovations while carrying out their activities. The fundamental factor for designing the marketing strategy of a company is the orientation towards the

balance and harmonization of interests of all participants of the economic environment.

Key words: strategic marketing, innovational marketing, strategy, economy, integration, market, competition.

В современное время инновации становятся основным фактором роста конкурентоспособности российских предприятий, и экономический эффект от их внедрения достигается только в том случае, если инновационная деятельность носит не эпизодический, а системный характер и реализуется через реализацию инновационных стратегий.

Несмотря на то, что большинство компаний в промышленно развитых странах уже давно перешли на стратегическое управление, теоретические основы и методологические инструменты для разработки и реализации стратегических планов недостаточно развиты в российской деловой практике. В то же время отечественные и зарубежные аналитики считают, что российский рынок вступил в стадию, когда отсутствие развитой стратегии не позволяет предприятиям стабильно работать, а главное, развиваться. Вышеизложенное позволяет сделать вывод об актуальности проблемы формирования и реализации инновационных стратегий развития предприятий, особенно в российских реалиях. [3, 6]

Для адаптации к современным экономическим условиям и реалиям, предприятия создают целые отделы стратегического управления, развития инноваций, маркетинга и продвижения продуктов. Данные действия в конечном итоге направлены на установление покупательской связи с потенциальным потребителем продукта, а также для введения в структуру рабочих процессов новых инструментов для системы управленческого учета. В развитых экономиках мира ключевыми факторами, определяющими основные направления развития предприятия, являются увеличение экономической значимости инноваций и инновационной деятельности. Российская экономика закономерно ставит перед собой задачу перехода на инновационную модель развития. В большей мере достижение этой задачи значительно зависит от инновационной деятельности российских промышленных предприятий. Государство вводит различные методы стимулирования и поддержки для создания благоприятного экономического климата для предприятий, занимающихся инновационной деятельностью. [4]

Отечественные предприятия не могут преодолеть технологическое отставание от пула развитых экономик и стать конкурентоспособными на отечественном и мировом рынках. Для преодоления данного барьера, необходимо сформировать четкие стратегии управления основанные на инновационном подходе, а также выделить основные составляющие инновационного процесса. Можно выделить три составляющие характеристики инновационной деятельности. [9]

Во-первых, это непредсказуемость процесса. Инновации реализуются с заделом на будущее, образа которого в настоящем времени нет. Невозможно

точно спрогнозировать будущее, но можно быть готовым к нему. Важным свойством инновации является то, что этот процесс не имеет срочности.

Во-вторых, ключевой характеристикой инновации, является положительное отклонение от стандарта или нормы. Инновации внедряются для улучшения конкретных экономических показателей и чем будут лучше эти отклонения, тем быстрее предприятие достигнет своих намеченных целей. [2]

В-третьих, характеристика, которую необходимо учитывать, состоит в том, что внедрение инноваций не происходит по горизонтальной схеме. Закономерной структурой большинства предприятий, является стремление к выравниванию и стандартизации рабочих процессов. В случае с инновациями, все обстоит другим образом. Проблема заключается в выводе единственного инновационного аспекта проекта, поддерживая при этом вклады в остальные секторы предприятия. [5]

Отличие инновационной стратегии в том, что достижение целей отличается своей новизной, прежде всего, для данной компании. Инновационная стратегия является основой для инновационной деятельности. Большинство проблем по внедрению инноваций связаны с отсутствием инновационной стратегии в деятельности предприятий. Инновационная стратегия должна занимать ключевое место в структуре предприятия, в связи со своей нацеленностью на изменение как в продукции, так и в процессе производства, маркетинге, организации. Инновационная стратегия - это план, используемый компанией для поощрения достижений в области технологий или услуг, как правило, путем инвестирования средств в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Инновационная стратегия важна для предприятий, которые хотят получить конкурентное преимущество. Эффективная инновационная стратегия должна вдохновлять и добавлять что-то уникальное для разрабатываемого продукта или услуги. Разработка инновационной стратегии основывается на общей стратегии предприятия, зависит от поставленной цели, которую ставит перед собой руководство предприятия. [7]

Инновационная деятельность неразрывно связана с определенными факторами риска, поскольку средства, вложенные в развитие технологий, не всегда могут принести ожидаемый эффект. [5]

Факторы, влияющие на инновационную стратегию предприятия, могут быть как сдерживающими, так и способствующими ее реализации. Факторы, способствующие внедрению инноваций, включают производственный и технический потенциал предприятия и его финансовые возможности, государственную поддержку в виде налоговых льгот, субсидий и грантов.

К сдерживающим факторам развития относятся отсутствие инвестиций, отсутствие резервных мощностей, внутреннее сопротивление персонала изменениям, высокая стоимость реализации стратегии.

Таким образом, учет факторов, влияющих на формирование инновационной стратегии, позволяет определить, с одной стороны, предполагаемые угрозы существующей деятельности предприятия, с другой

стороны, новые возможности. После анализа внешней среды и получения данных о факторах, которые представляют опасность или открывают новые возможности, мы сможем понять, обладает ли организация внутренней силой для использования предоставленных возможностей, или, наоборот, из -за своей внутренней слабости, могут возникнуть проблемы, связанные с действиями извне. [3]

Рассмотренные проблемы инновационной деятельности позволили выявить следующее:

1) На данный момент экономический рост и процветание РФ вероятны лишь при переходе российской экономики на инновационный путь развития, из этого следует, что инновационная деятельность становится ключевым фактором увеличения конкурентоспособности отечественных промышленных предприятий;

2) Инновационная деятельность должна обладать системным характером, значит, реализовываться при помощи инновационной стратегии;

3) Стратегия развития организации обязана быть инновационной на самом высшем - корпоративном уровне и формулироваться с учетом инновационного потенциала, в главной степени финансового, а также в соответствии с уровнем и степенью инновационной активности предприятия. [10]

Тем временем в процессе исследования теоретических основ формирования и реализации инновационных стратегий предприятий была выявлена проблема недостаточности проработки теоретических моделей и отсутствие алгоритмов формирования и реализации инновационных стратегий предприятия. При формировании и реализации инновационной стратегии предприятия мы предлагаем использовать проработанные алгоритмы формирования и реализации инновационной стратегии промышленного предприятия, непосредственно учитывающие экономические условия компании.

Использованные источники:

1. Аньшин В.М. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития М.: Дело, 2007.

2. Веснин В.Р. Стратегическое управление: Учебник. М.: ТК Велби: Изд-во Проспект, 2004.

3. Коленскии И.Л., Харин A.A. Управление инновациями. М.: Изд-во «Высшая школа», 2003.

4. Мильнер Б.З. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. М.: ИНФРА-М, 2010.

5. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями/ Сокр. пер. с англ./ Авт. предисл. и науч. ред. К.Ф.Пузыня. - М.: Экономика, 1989.

6. Шматко А.Д. Организация инновационной деятельности производственных предприятий: современные условия и существующие подходы // Вестник экономической интеграции. 2009. Т. 1. С. 155-159.

7. Шматко А.Д. Основные вопросы организации финансирования инновационной деятельности организаций // Вестник экономической интеграции. 2010. Т. 1. № 11. С. 80-83.

8. Марков А.В., Шматко А.Д. Функциональное моделирование процессов в организационно-технических системах. Учебное пособие для вузов / Балтийский государственный технический университет "Военмех". Санкт-Петербург, 2005.

9. Шматко А.Д. Развитие инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства высшей школы в условиях инновационной экономики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. Санкт-Петербург, 2012.

10. Шматко А.Д. Моделирование инновационной деятельности предприятий на основе методологии систем менеджмента качества // Вестник экономической интеграции. 2009. Т. 1. С. 78-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.