Научная статья на тему 'Разработка информационной системы планирования и отчетности кафедры вуза на основе онтологии как инструмента стратегического управления образовательной организацией'

Разработка информационной системы планирования и отчетности кафедры вуза на основе онтологии как инструмента стратегического управления образовательной организацией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
403
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ / СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / УПРАВЛЯЕМАЯ ОНТОЛОГИЕЙ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ И ОТЧЕТНОСТЬ КАФЕДРЫ / STRATEGIC MANAGEMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTION / DECISION SUPPORT SYSTEM / ONTOLOGY DRIVEN SOFTWARE DESIGN / CHAIR PLANNING AND REPORTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полубояров В. В.

На основе анализа проблематики построения информационной системы планирования и отчетности кафедры как элемента системы стратегического управления вузом предложен подход к ее построению как композитного решения. Обосновано использование управляемого онтологией подхода к разработке подобных систем. Приведено описание процесса разработки онтологии предметной области «Планирование и отчетность кафедры».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Полубояров В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing informational system of university chair planning and reporting on the basis of ontology as a tool of educational institution strategic management

The author suggests approaching to the construction of information system of chair planning and reporting as an element as a strategic management system of higher education institution as a composite solution. He justifies applying ontology driven approach to construction of this type of systems and describes the process of ontology development of “Chair Planning and Reporting" subject field.

Текст научной работы на тему «Разработка информационной системы планирования и отчетности кафедры вуза на основе онтологии как инструмента стратегического управления образовательной организацией»

РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ОТЧЕТНОСТИ КАФЕДРЫ ВУЗА НА ОСНОВЕ ОНТОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

ПОЛУБОЯРОВ В.В.,

кандидат технических наук, доцент, начальник Управления информатизации и телекоммуникаций, доцент

кафедры информационных систем и компьютерного моделирования, Волгоградский государственный университет, г. Волгоград,

e-mail: vvp@volsu.ru

На основе анализа проблематики построения информационной системы планирования и отчетности кафедры как элемента системы стратегического управления вузом предложен подход к ее построению как композитного решения. Обосновано использование управляемого онтологией подхода к разработке подобных систем. Приведено описание процесса разработки онтологии предметной области «Планирование и отчетность кафедры».

Ключевые слова: стратегическое управление образовательной организацией; система поддержки принятия решений; управляемая онтологией разработка программного обеспечения; планирование и отчетность кафедры.

DEVELOPING INFORMATIONAL SYSTEM OF UNIVERSITY CHAIR PLANNING AND REPORTING ON THE BASIS OF ONTOLOGY AS A TOOL OF EDUCATIONAL INSTITUTION STRATEGIC MANAGEMENT

POLUBOYAROV V.V.,

Candidate of Technical Sciences, Head of IT Department, Associate Professor of Informational Systems and Computer Simulation Chair,

Volgograd State University, Volgograd, e-mail: vvp@volsu.ru

The author suggests approaching to the construction of information system of chair planning and reporting as an element as a strategic management system of higher education institution as a composite solution. He justifies applying ontology driven approach to construction of this type of systems and describes the process of ontology development of “Chair Planning and Reporting" subject field.

Keywords: strategic management of educational institution; decision support system; ontology driven software design; chair planning and reporting.

JEL classification: I20,122,123,128.

Усиление конкуренции на рынке высшего образования, глобализация, повышение мобильности в сфере высшего образования, сетевое взаимодействие образовательных учреждений, изменения нормативной базы и организационно-правовых форм, внедрение механизмов взаимодействия образовательных учреждений и объединений работодателей свидетельствуют о высоком динамизме окружения, в котором функционирует современный вуз. Необходимость быстро реагировать на социально-экономические изменения в окружающей среде привела к не-

© В.В. Полубояров, 2013

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

обходимости внедрения в управленческую практику образовательных учреждений автоматизированных элементов системы стратегического управления: миссии, видения, стратегических целей, стратегии и пр. Многие российские вузы внедряют в свою деятельность стратегическое управление, основанное на широкомасштабной информатизации деятельности, процессов и структур, что обусловливает конкурентоспособность и потребительскую привлекательность организации в долгосрочном периоде.

В современных условиях важно не только достоверно оценить качественную составляющую деятельности образовательного учреждения в текущем времени, на различных уровнях управления, но и надежно спрогнозировать уровень и развитие организации в будущих периодах. Это актуализирует точную идентификацию системы характеризующих образовательное учреждение в целом и его базовых подразделений показателей, разработку применяемого для их оценки методологического инструментария и моделирование действенной системы управления образовательным учреждением.

Процессный подход к изучению деятельности подобной сложной системы предполагает создание системы контроля ее параметров. Любой процесс можно характеризовать рядом показателей, наблюдение за которыми обеспечивает возможность управления процессом. Эти показатели должны определять как предметное существо процесса, так и используемые ресурсы. В самом общем виде основу системы мониторинга показателей (первичных или агрегированных) - системного и регулярного наблюдения за процессами - составляют (Пузанков, 2004. С. 51-52):

• номенклатура источников первичной информации;

• система первичных показателей;

• регламент сбора информации;

• система проверки достоверности представляемой информации;

• система обработки информации (весовые коэффициенты и дальнейшее агрегирование);

• требования к анализу показателей и вид итоговой информации.

Система оценки деятельности базовых структурных подразделений - кафедр - предназначена для выявления потребляемых ресурсов и эффективности функционирования этих подразделений. Эта система должна включать ряд показателей, разработанных на основе анализа различных данных, которые используются для внешней оценки деятельности вуза (статистическая отчетность, показатели рейтинга и аккредитации), и набор внутренних показателей, ориентированных на оценку деятельности кафедры.

Методика оценки деятельности кафедры во многом определяется целью такой оценки. Для Волгоградского государственного университета эта цель заключается в повышении конкурентоспособности, внешней оценки университета в целом, а также для информационной поддержки процесса стратегического управления и будущего перехода на оплату труда профессорско-преподавательского состава с использованием эффективных контрактов. Поэтому показатели деятельности кафедры должны быть представлены как значимые с точки зрения аккредитационных показателей и характеризующие текущие приоритеты вуза и его стратегические цели.

К оценке деятельности учебных подразделений предъявляется ряд требований (Архипова, 2012. С. 81-82):

• комплексность оценки - достаточное количество показателей;

• минимальная сложность сбора и первичной обработки информации;

• простота расчета показателей;

• открытость расчета - возможность многоуровневого контроля достоверности информации;

• наращивание системы оценок - добавление и удаление показателей;

• возможность реализации процедуры оценки с помощью информационной системы.

В Волгоградском государственном университете в качестве групп показателей отчетности кафедр выбраны следующие:

1) кадровое обеспечение;

2) основные образовательные программы;

3) аспирантура;

4) докторантура;

5) научно-исследовательская работа;

6) научно-методическая работа;

7) основные научные направления (научные школы);

8) обеспеченность образовательного процесса кадрами, информационными ресурсами и учебно-методической документацией;

9) воспитательная и социальная деятельность.

Общее количество показателей в системе планирования и отчетности кафедры в настоящее время составляет 58.

Одной из ключевых задач при внедрении системы планирования и отчетности является повышение достоверности данных. В качестве решения этой задачи в ВолГУ осуществляется постепенный переход от непосредственного заполнения значений показателей отчетов кафедрами к учету результатов деятельности кафедры профильными подразделениями по направлениям деятельности. В последнем случае результаты деятельности кафедры отражаются в отчете автоматически. В качестве профильных подразделений, предоставляющих сведения для соответствующих разделов отчетов кафедр, выступают Управление кадров (п. 1), Учебно-методическое управление (пп. 2,8), Управление науки и подготовки научных кадров (пп. 3-6), Управление международного сотрудничества (п. 8), Управление учебно-воспитательной работы (п. 9). В настоящее время реализован централизованный учет значительной доли

показателей. Часть этих показателей автоматически попадает в отчет кафедры, в частности - сведения об основных образовательных программах, по которым кафедра является выпускающей (включая количество обучающихся по этим программам), грантовой деятельности (тематика, исполнители, суммы), а также деятельности по заключению договоров на прохождение практики студентами и трудоустройство выпускников. Другая часть показателей, по которым организован централизованный учет, планируется к включению в отчет кафедры за 2014 г., например, сведения об учебных и научных публикациях сотрудников кафедры (рис. 1).

Управление

науки

Учебно-методическое

управление

Управление

международного

сотрудничества

Аспирантура

Докторантура

НИР

Научная и научнометодическая работа Научные школы

1

ООП

Обеспеченность

образовательного

процесса

Мобильность ППС

План /отчет кафедры

Кадровое

обеспечение

Воспитательная

деятельность

Показатели

плана/отчета

Директор института Ректорат Ученый совет

Управление кадров Управление

учебно-воспитательной

работы

Кафедра

Рис. 1. Реализованная в ВолГУ система централизованного учета показателей отчетов кафедр

Ведение подобного учета и создание систем планирования и отчетности невозможно без применения информационных технологий. Как правило, система планирования и отчетности является компонентом комплексной информационной системы управления. Комплексная информационная система стратегического университетского управления представляет собой информационно-коммуникационное решение, построенное на основе систем управления эффективностью и систем бизнес-интеллекта, с учетом особенностей процессов стратегического управления в университетах. В качестве основных элементов (подсистем) такой информационной системы можно выделить:

• подсистему мониторинга и поддержки принятия решений;

• подсистему управления по ключевым показателям;

• подсистему планирования и бюджетирования.

Подсистема мониторинга и поддержки принятия решений служит для осуществления регулярного процесса сбора, структурирования и обобщения информации, необходимой для анализа и принятия управленческих решений. В системе стратегического университетского управления мониторинг необходим для внешнего и внутреннего анализа, т. е. анализа как внешней среды, так и самого университета. Мониторинг также служит для контроля реализации намеченных стратегических планов и достижения поставленных целей. Все это необходимо для формирования прогнозов, позиционирования университета во внешней среде, оценки (а в случае необходимости - и переоценки) целевых показателей и планов, и на этой основе - для формирования направлений дальнейшего развития (Исаев, 2010. С. 38).

Отсутствие готовых решений в области поддержки принятия решений при стратегическом управлении образовательным учреждением, а также наличие уже внедренных учетных систем обусловливают необходимость построения индивидуального композитного решения для каждой конкретной образовательной организации. В данных условиях перспективным представляется использование онтологического подхода к разработке информационной аналитической системы стратегического управления образовательной организацией. В данном случае онтология будет использоваться для формирования и фиксации общего разделяемого всеми экспертами знания о предметной области, ее явной концептуализации, позволяющей описывать семантику данных, обеспечения возможности повторного использования знаний, интеграции и совместного использования разнородных данных и знаний в рамках одной системы, обеспечения лучшего понимания предметной области пользователями системы (Полубояров, Черна-вин, Вуйлов, 2013. С. 87).

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

В качестве методологии разработки использовался подход SABO (Systematic Approach for Building Ontologies) (Falbo R. de A, 1998. P. 352-356), согласно которому пройдены следующие этапы:

1. Идентификация цели: целями разрабатываемой онтологии является интеграция информации, используемой разными приложениями, и улучшение коммуникаций между сотрудниками организации.

2. Спецификация требований: онтология должна отражать структуру объектов предметной области, участвующих в процессе планирования и отчетности деятельности кафедр.

3. Идентификация и структурирование терминов. В качестве ключевых концепций предметной области были выделены: «Организация», «Деятельность», «Обеспечение» и «Классификатор».

4. Формализация онтологии. Для формального описания онтологии использован язык дескриптивной логики OWL DL (Krotzsch, 2007. P. 259), в силу его свойств, наиболее существенными из которых в рамках данной задачи являются разрешимость (возможность в дальнейшем построения системы логического вывода), выразительная вариативность (возможность найти компромисс между выразительными потребностями и доступными вычислительными ресурсами) и автоматическая классификация понятий (для каждого понятия будет определено место в иерархии понятий, исходя из его описания). Для разработки формальной онтологии использовано инструментальное средство Protégé (Knublauch, 2003. P. 23).

Коллективно разрабатываемая онтология для формализации структуры задачи стратегического управления образовательной организацией:

• сможет выступать инструментом формализации и сохранения знаний в организации и единым языком для всех заинтересованных участников;

• предоставляет возможность построения информационных систем на ее основе (аналитического учета, экспертных систем, систем поддержки принятия решений);

• является концептуальной основой для интеграции различных компонентов композитной системы;

• может быть интегрирована с онтологией более высокого уровня.

ЛИТЕРАТУРА

Архипова Е.Н., Кононова О.В., Крюков В.В., Шахгельдян К.И. (2010). Автоматизация рейтинговой оценки деятельности преподавателей // Университетское управление: практика и анализ. № 5. C. 51-62. Доступно на: http:// elibrary.ru/item.asp?id=15597369.

Архипова Е.Н., Крюков В.В., Шахгельдян К.И. (2012). Автоматизация рейтинговой оценки деятельности учебного подразделения вуза // Университетское управление: практика и анализ. № 1. C. 80-90. Доступно на: http:// www.umj.ru/index.php/pub/inside/1326/.

БакановаМ.В. (2010). Анализ бизнес-процессов кафедры вуза как основы разработки стратегии автоматизированного управления кафедрой // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. № 18(22). С. 104-109. Доступно на: http:// elibrary.ru/item.asp?id=15505300.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Запрягаев С.А. (2003). Стратегическое планирование в университетах США // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. № 1. C. 26-27. Доступно на: http://www. ebiblioteka.lt/resursai/Uzsienio%20leidiniai/Voronezh/prb/2003-01/prb0301_02.pdf.

Исаев Д.В. (2010). Комплексная информационная система стратегического университетского управления. Бизнес-информатика. № 1. C. 38-44. Доступно на: http://elibrary.ru/item.asp?id=13121756.

Мальцева Г.И., Шиловская Л.Л. (2009). Система внутренних экономических отношений государственных вузов со сложной организационной структурой // Университетское управление: практика и анализ. № 4. C. 16-22. Доступно на: http://elibrary.ru/item.asp?id=13083954.

Минева О.К., Акмаева Р.И., Усачева Л.В. (2013). Реализации стратегия развития университета на основе построения стратегической карты // Вестник Саратовского государственного технического университета. Т. 1. № 1. C. 297-304. Доступно на: http://elibrary.ru/item.asp?id=19415760.

Полубояров В.В., Чернавин Д.А., Вуйлов Д.А. (2013). Развитие системы управления классическим университетом в условиях широкомасштабной информатизации // Власть. № 3. С. 87-90. Доступно на: http://elibrary.ru/item. asp?id=18885398.

Полубояров В.В., Чернавин Д.А. (2013). Управляемая онтологией система аналитического учета публикаций сотрудников как элемент поддержки принятия решений в образовательной организации // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. № 2(23). C. 115-123. Доступно на: http://elibrary.ru/item.asp?id=21098152.

Пузанков Д., Кутузов В., Рябов В., Мамонтов А. (2004). Стратегический менеджмент в техническом университете // Высшее образование в России. № 3. C. 40-53. Доступно на: http://elibrary.ru/item.asp?id=9573679.

Торхова А.Н. (2010). Разработка и внедрение управленческого учета в учреждениях высшего профессионального образования, функционирующих в условиях многоканального финансирования и единой системы бюджетного учета // Вестник Самарского государственного университета путей сообщения. № 4. C. 51а-58. Доступно на: http:// elibrary.ru/item.asp?id=15647630.

Ricardo de Almeida Falbo, Credin Silva de Menezes, Ana Regina C. da Rocha. A (1998). Systematic Approach for Building Ontologies. Progress in Artificial Intelligence - IBERAMIA 98. Lecture Notes in Computer Science, vol. 1484, pp 349-360.

Knublauch H. (2003). Tutorial: Creating Semantic Web (OWL). Ontologies with Protege. 2nd International Semantic Web Conference (ISWC 2003) H. Knublauch. Доступно на: http://iswc2003.semanticweb.org/pdf/Protege-OWL-Tutorial-ISWC03.pdf.

Krotzsch M. (2007). Semantic wikipedia. Journal of Web Semantics. № 5(4). Р. 251-261. Доступно на: http://smtp. websemantics journal.org/index.php/ps/article/download/127/125.

REFERENCES

Arkhipova E.N., Kononova O.V., Kryukov V., Shageldyan K.I. (2010). Automation-rated activities of teachers. University Management: Practice and Analysis, no. 5, pp. 51-62. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=15597369. (In Russian.)

Arkhipova E.N., Kryukova V., Shageldyan K.I. (2012). Automation-rated activities of educational division of the university. University Management: Practice and Analysis, no. 1, pp. 80-90. Available at: http://www.umj.ru/index.php/pub/ inside/1326/. (In Russian.)

Bakanova M.V. (2010). Analysis of business processes as a foundation university faculty development strategies automated management of the department. Proceedings PGPU them. Belinsky, no. 18(22), pp. 104-109. Available at: http:// elibrary.ru/item.asp?id=15505300. (In Russian.)

Isaev D. (2010). An integrated information system for strategic university management. Business Informatics, no. 1, pp. 38-44. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=13121756. (In Russian.)

Knublauch H. (2003). Tutorial: Creating Semantic Web (OWL) Ontologies with Protege. 2nd International Semantic Web Conference (ISWC 2003) H. Knublauch. Available at: http://iswc2003.semanticweb.org/pdf/Protege-0WL-Tutorial-ISWC03.pdf.

Krotzsch M. (2007). Semantic wikipedia. Journal of Web Semantics, no. 5(4). R. 251-261. Available at: http://smtp. websemantics journal.org/index.php/ps/article/download/127/125.

Maltseva G.I., Shilovskaya L.L. (2009). The system of internal economic relations of state universities with a complex organizational structure. University Management: Practice and Analysis, no. 4, pp. 16-22. Available at: http://elibrary.ru/ item.asp?id=13083954. (In Russian.)

MinevaD.C.,AkmaevaR.I., UsachovaL.V. (2013). Implementation strategy of the university on the basis of constructing a strategy map. Bulletin of Saratov State Technical University, vol. 1, no. 1, pp. 297-304. Available at: http://elibrary. ru/item.asp?id=19415760. (In Russian.)

Poluboyarov V.V., Tchernavin D.A., Vuylov D.A. (2013). Management development classic university in terms of large-scale information technology. Power, no. 3, pp. 87-90. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=18885398. (In Russian.)

Poluboyarov V.V., Tchernavin D.A. (2013). Ontology-driven system of analytical accounting staff publications as an element of decision support in an educational organization. Bulletin of Volgograd State University. Series 3. Economics. Ecology, no. 2(23), pp. 115-123. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=21098152. (In Russian.)

Puzankov D., Kutuzov V., Ryabov V., Mamontov A. (2004). Strategic Management at the Technical University. Higher education in Russia, no. 3, pp. 40-53. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=9573679. (In Russian.)

Ricardo de Almeida Falbo, Credin Silva de Menezes, Ana Regina C. da Rocha. A (1998). Systematic Approach for Building Ontologies. Progress in Artificial Intelligence - IBERAMIA 98. Lecture Notes in Computer Science, vol. 1484, pp. 349-360.

Torhova A.N. (2010). Development and implementation of management accounting in institutions of higher education, operating under a single multi-channel financing and fiscal accounting. Bulletin of the Samara State University of Railways, no. 4, pp. 51a-58. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=15647630. (In Russian.)

Zapryagaev S.A. (2003). Strategic planning in U.S. Universities. Herald of the Voronezh State University. Problems of higher education, no. 1, pp. 26-27. Available at: http://www.ebiblioteka.lt/resursai/Uzsienio% 20leidiniai/Voronezh/ prb/2003-01/prb0301_02.pdf. (In Russian.)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.