Научная статья на тему 'Разработка информационной системы электронных дневников кураторов академических групп'

Разработка информационной системы электронных дневников кураторов академических групп Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1051
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ДНЕВНИК КУРАТОРА / АВТОМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК / УНИВЕРСИТЕТ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГРУППА / СУБД MS ACCESS / ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ C# / HIGHER EDUCATION / EDUCATIONAL WORK / DIARY OF A CURATOR / AUTOMATION / INFORMATION SYSTEM / ELECTRONIC DIARY / UNIVERSITY / ACADEMIC GROUP / DBMS MS ACCESS / PROGRAMMING LANGUAGE C#

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Петрова Светлана Юрьевна, Иванов Сергей Леонидович

В данной статье поставлена задача автоматизации процесса ведения дневников кураторов академических групп вуза, исследована воспитательная работа вуза и ведение дневников кураторов. Выявлены основные требования к информационной системе. Представлена и описана разработанная информационная система электронных дневников кураторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Петрова Светлана Юрьевна, Иванов Сергей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INFORMA TION SYSTEM OF ELECTRONIC DIARIES OF CURATORS OF ACADEMIC GROUPS

In this article the task of automating the process of doing the diaries of curators of academic groups of the University, investigated the educational work of the University and the diaries of curators. The basic requirements to the information system. Presents and describes the developed information system of the electronic diaries of curators.

Текст научной работы на тему «Разработка информационной системы электронных дневников кураторов академических групп»

УДК 376.1:004.41

РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННЫХ

ДНЕВНИКОВ КУРАТОРОВ АКАДЕМИЧЕСКИХ ГРУПП

С.Ю. Петрова, С. Л. Иванов

В данной статье поставлена задача автоматизации процесса ведения дневников кураторов академических групп вуза, исследована воспитательная работа вуза и ведение дневников кураторов. Выявлены основные требования к информационной системе. Представлена и описана разработанная информационная система электронных дневников кураторов.

Ключевые слова: вуз, воспитательная работа, дневник куратора, автоматизация, информационная система, электронный дневник, университет, академическая группа, СУБД MS Access, язык программирования C#.

Учебные заведения должны воспитывать будущего профессионала, помогать в становлении его личности. Воспитательную деятельность в вузе осуществляет куратор. Он помогает студентам осваивать общекультурные ценности через разнообразные виды студенческой деятельности, создает условия развития каждой личности.

Одним из основных документов, в котором отражаются ход и результаты учебно-воспитательного процесса в учебном учреждении, является «Дневник куратора академической группы». Правильное и своевременное заполнение дневника куратора является необходимым условием для успешного формирования всей отчетности и оценки деятельности университета по воспитательной работе.

Дневник куратора академической группы в ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (далее -ГБОУ ВО НГИЭУ) представляет собой документ Microsoft Word, размером более 110 листов, содержащий таблицы и другие поля для заполнения. В дневнике представлены 22 основных раздела, охватывающих все стороны жизни, как отдельных студентов, так и студенческой группы в целом. К дневнику прилагается около 40 листов нормативной документации.

Дневник заполняется куратором в течение всего учебного года, и данный процесс имеет ряд существенных недостатков:

- сложность поиска нужной страницы для ввода или просмотра информации (из-за большого объема документа);

- большие затраты времени при необходимости составления статистических выборок информации;

- невозможность непосредственного доступа к информации лиц, имеющих необходимость работы с данной информацией.

Для решения данных проблем необходимо автоматизировать процесс ведения дневников кураторов с помощью информационной системы.

В дневнике куратора академической группы должны быть представлены следующие основные разделы: сведения о студентах; социальный паспорт группы; паспорта успеваемости группы (по курсам);

участие в факультетских, общеинститутских мероприятиях, конкурсах, конференциях, марафонах, фестивалях: победы, награды (по курсам);

участие студентов группы в общественной жизни института, факультета и органах студенческого самоуправления, распределение постоянных и разовых поручений;

план работы куратора с группой на учебный год; потери контингента студентов за период обучения (по курсам); индивидуальная работа со студентами; работа с родителями;

посещение родителями родительских собраний (по курсам);

работа с «трудными» студентами;

достижения академической группы;

состав актива группы;

социальный паспорт студента;

список студентов, нуждающихся в помощи, из многодетных семей; рекомендации специалистов куратору группы (по курсам); анализ развития академической группы по итогам года (по курсам); перспективный план организационно-воспитательной работы куратора академической группы на учебный год (по курсам);

основные мероприятия группы согласно перспективному плану воспитательной работы на учебный год (по курсам);

план организационно-воспитательной работы академической группы (по курсам);

внеплановые внеклассные мероприятия (по курсам). В конце учебного года дневник куратора сдается заместителю декана по воспитательной работе для составления годового отчета по воспитательной работе на факультете. Факультетские годовые отчеты являются основой для составления проректором по воспитательной работе годового отчета по воспитательной работе университета в целом.

На основании данных дневника куратора проводится ежегодная аттестация кураторов, по специально разработанной балльной системе оценок. При этом составляется аттестационная ведомость - отчет о работе куратора за учебный год.

Таким образом, информационная система электронных дневников кураторов академических групп должна обеспечивать:

возможность удобного структурированного хранения информации в объеме существующего варианта дневника;

возможность удобного и быстрого ввода и занесения необходимой информации;

возможность быстрого вывода и архивирования информации; возможность сетевого доступа к информационной системе всех заинтересованных в получении информации пользователей;

ограничение доступа к имеющейся в информационной системе конфиденциальной информации через разграничение прав доступа пользователей (требование законодательства о защите персональных данных);

отдельное хранение нормативных документов с возможностью быстрого обращения к ним и последующего открытия.

Р.Р. Камалов [1] предлагает использовать технологию дистанционного обучения Moodle для ведения электронного дневника куратора академической группы, причем структура электронного дневника предполагает моделирование общения в социальных сетях.

Среди профессиональных разработок единственной, учитывающей суть и содержание кураторской работы, оказалась конфигурация «1С: Колледж» [2], имеющая в своем составе АРМ «Куратор».

Основными недостатками конфигурации «1С: Колледж» применительно к поставленной задаче являются: высокая стоимость продукта;

наличие огромного количества лишних функций в случае использования продукта только для сопровождения процесса организации воспитательной работы, необходимость перестройки всех бизнес-процессов организации в случае использования продукта для охвата всей ее деятельности;

несоответствие перечня информационных единиц, обрабатываемого программным продуктом, перечню данных, отражаемых, например, в дневнике куратора ГБОУ ВО НГИЭУ.

Мы считаем, что наиболее оптимальными средствами разработки информационной системы электронных дневников кураторов академических групп, обучающихся в ГБОУ ВО НГИЭУ, являются СУБД MS Access и язык программирования C#. Об этом свидетельствуют результаты решения поставленной задачи и выводы.

На рис. 1 представлена контекстная диаграмма потоков данных разработанной информационной системы электронных дневников кураторов.

Приведенные на рисунке потоки данных, можно условно разделить на три категории:

сведения о студентах и текущей деятельности группы; нормативные документы и сведения о них;

данные, связанные с авторизацией и разграничением прав доступа (логины и пароли).

Все типы данных во всех информационных потоках - текстовые.

Разработанная информационная система состоит из трех подсистем (авторизация, «Admin» и «Куратор»), базы данных «Авторизация» (входящей в состав подсистемы авторизации), а также каталогов.

Зам декана по учебно-воспитательной работе

Даш эых группах

Нормативные ai

Куратор академический группы

Погин

Даннье о новь» кура

Новый пароль С вед*

ггг

НИИ обуч J » 1«ИЯ о с

У I

Пароль Даш ыс оэаосэшсмии обучс! ия группы

Свел емия о текущий делах ill.

Данные о студентах группы—i ■«-Днфосялащ«» о текущих делах—

-Новый пароль-1

-Нормативные документы-

Пароль-1

АО

Система электронных дневников куратора

•«-Нормативные документы-*-пароль-

£38ДЭМ4» £> £ТуДвКТЗК—

Проректор по воспитательной работе

Рис. 1. Контекстная диаграмма потоков данных информационной системы электронных дневников куратора

Подсистема авторизации служит для обеспечения парольной защиты и разграничения прав доступа в систему. База данных, входящая в состав подсистемы хранит информацию о логинах и паролях пользователей. Подсистема обеспечивает возможность ввода данных пользователя, проверку введенных данных, информирование о неверном вводе пароля, блокировку входа в систему при неправильном вводе данных, возможность изменения, добавления и удаления данных пользователя.

Подсистема «Admin» состоит из трех модулей: работа с документами, работа с дневниками групп и работа с пользователями. Вход в подсистему происходит при авторизации пользователя (куратора) с логином «Admin». Подсистема служит для организации удобного взаимодействия пользователя с правами администратора с соответствующими каталогами и подсистемой авторизации.

Модуль работы с документами позволяет пользователю добавлять, удалять и открывать для просмотра документы каталога «Нормативные документы».

Модуль работы с пользователями позволяет сделать выбор действия (добавление, удаление или изменение) с пользовательскими данными (логин, пароль). Результат выбора передается в подсистему авторизации.

Модуль работы с группами позволяет сделать выбор действия: добавление группы, удаление группы или работа с выбранной группой. В первом варианте происходит создание каталога дневника куратора группы, через копирование макета дневника. Во втором варианте происходит пе-

ремещение каталога дневника группы в архив. В последнем варианте результат выбора передается в модуль работы с группой подсистемы «Куратор».

Подсистема «Куратор» служит для организации удобного взаимодействия пользователя, имеющего права куратора, с каталогами системы и подсистемой авторизации. Подсистема включает в себя модуль работы с дневником группы, а также возможности смены пароля пользователя и открытия нормативных документов. Вход в подсистему происходит при авторизации пользователя с логином куратора.

Модуль работы с группой позволяет осуществить выбор категории данных для соединения с каталогом дневника группы. Каждый каталог дневника группы содержит базу данных общих сведений о группе и четыре базы данных, хранящих информацию о текущих делах группы на каждом из четырех курсов обучения.

Каталог макета дневника групп содержит макеты баз данных, входящих в каталог дневника группы. Каталог нормативных документов хранит файлы нормативных документов, необходимых для работы куратора. Каталог архива групп хранит каталоги дневников групп, закончивших обучение в университете.

Приложение информационной системы представляет собой запускаемый exe-файл, а интерфейс приложения - это последовательность окон (форм), снабженных управляющими элементами.

Форма «Авторизация» содержит выпадающий список логинов, загружающийся при открытии формы, текстовое поле для ввода пароля, флажок для открытия/скрытия вводимых символов и кнопку «Пройти авторизацию».

Форма «Выбор режима» открывается при авторизации пользователя с логином «Admin». Внешний вид формы представлен на рис. 2.

Форма «Выбор режима» обеспечивает возможность удобной работы пользователя с правами администратора (подсистема «Admin»). Пространственно, элементы управления разделены и сгруппированы в соответствии с модульным составом подсистемы. Группа элементов «Работа с группой» содержит два выпадающих списка «Выбор группы» и «Удаление группы», загружающихся списками групп при открытии формы, текстовое поле для ввода названия новой группы и кнопку «Добавить группу» для создания каталога дневника группы.

Группа элементов «Работа с документами» содержит два выпадающих списка «Выбрать и открыть документ» и «Удалить документ», загружающихся списком, находящихся в каталоге «Нормативные документы», документов при открытии формы, и кнопку «Добавить документ» для копирования в каталог нового документа.

Группа элементов «Работа с пользователями» содержит выпадающий список «Удалить пользователя», загружающийся списком логинов, находящихся в базе данных «Авторизация», при открытии формы, шестью текстовыми полями для ввода авторизированных данных и две кнопки «Добавить пользователя» и «Принять изменения» для добавления или изменения данных в базу данных «Авторизация».

Рис. 2. Форма «Выбор режима»

Форма с номером группы (рис. 3) обеспечивает работу пользователя с правами куратора через подсистему «Куратор» с каталогами системы.

Рис. 3. Форма «№_группы»

106

Обе формы имеют сходный интерфейс: таблицу, в которую выводится информация из выбранной таблицы соответствующей базы данных, и три кнопки для добавления, изменения и удаления информации в базе данных, в соответствии с введенными в таблицу данными.

Форма «Просмотр документов» содержит управляющий элемент Web-browser, с помощью которого можно просматривать документы pdf-формата.

Эффективные программные решения:

1. Создание каталогов дневников групп, содержащих пять баз данных.

Изначально рассматривалось два варианта создания каталогов и баз данных:

ручное создание каталогов и баз данных через копирование макета, с последующим переименованием каталогов (недостаток - большое количество времени, необходимое для выполнения задачи, преимущество - отсутствие программного кода);

программное создание каталогов и баз данных средствами ADO.NET (недостаток - размер программного кода, реализующего задачу, преимущество - моментальность выполнения задачи).

В результате поиска решения проблемы, был найден третий вариант: программное копирование баз данных в программно создаваемый каталог. Вариант сочетает в себе преимущества двух других вариантов и лишен их недостатков.

2. В стандартном варианте, каждой таблице базы данных соответствует таблица на форме. В случае большого количества таблиц на форме делаются вкладки. Однако в этой задаче, кроме заранее известного большого количества таблиц, имеется большое, заранее неизвестное, количество баз данных с заранее неизвестными названиями.

Задача решена следующим образом:

унифицированы названия каталогов дневников групп, содержащих нужные таблицы (шаблон названия: ЭДК_[номер группы]);

с помощью метода Path.GetFileName находятся все, имеющиеся на данный момент, названия каталогов дневников групп;

при помощи метода Substring из названий каталогов вычленяется название группы и, с одной стороны, присваивается открывающимся формам, а с другой стороны, заносится в выпадающие списки для выбора;

на форме, название которой после выбора соответствует требуемому каталогу, сделаны два комплекта переключателей для выбора таблиц базы данных. Один - для базы данных «Общие сведения», другой - для БД_[номер курса]_курс. Номер курса выбирается на счетчике;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в кодах SQL-запросов вставлены переменные, значения которых определяются выбором значений выпадающих списков, переключателей и счетчика.

Таким образом, для вывода данных таблиц БД и организации работы с ними удалось обойтись одной формой и одной таблицей.

3. Разграничение прав доступа.

При вводе логина куратора система сразу открывает форму для работы с базой данных его группы, тем самым предотвращая возможность работы с информацией других групп.

Разработанная информационная система имеет следующие преимущества:

учитывает все нюансы и полностью соответствует существующей в организации системе ведения, контроля и оценки воспитательной работы;

не требует инсталляции как самой ИС, так и дополнительных программных продуктов, библиотек и драйверов;

не зависит от программного обеспечения рабочих мест сотрудников и функционирует в полном объеме на любом компьютере с любой версией ОС Windows;

не требует никаких изменений, корректировок и доработок при смене местоположения ИС на базовом компьютере;

обеспечивает многопользовательский режим работы аналогично архитектуре «клиент-сервер» без использования отдельных клиентских приложений;

обеспечивает защиту персональных данных студентов;

имеет низкую себестоимость, благодаря удачно найденным решениям, значительно сократившим объем программного кода и время разработки.

Информационная система электронных дневников кураторов академических групп может служить основой для дальнейшей автоматизации информационных процессов при организации воспитательной работы.

Внедрение информационной позволит изменить существующий порядок взаимодействия лиц, организующих и проводящих воспитательную работу, в сторону значительного повышения ее эффективности и оперативности.

Список литературы

1. Камалов Р.Р. Использование дистанционных технологий в воспитательной работе педагогического вуза // Дистанционное и виртуальное обучение. 2014. № 10(88). С. 10-13.

2. Карточка решения - 1С: Колледж. [Электронный ресурс] URL: http://solutions. 1c.ru/catalog/college/features (Дата обращения: 30.04.2016).

Петрова Светлана Юрьевна, канд. экон. наук, ст. преподаватель, svet2 7ikamail.ru, Россия, Княгинино, Нижегородский государственный инженерно-экономический университет,

Иванов Сергей Леонидович, ст. преподаватель, manega@mail.ru, Россия, Кня-гинино, Нижегородский государственный инженерно-экономический университет

DEVELOPMENT OF INFORMA TION SYSTEM OF ELECTRONIC DIARIES OF CURATORS OF ACADEMIC GROUPS

S.Yu. Petrova, S.L. Ivanov

In this article the task of automating the process of doing the diaries of curators of academic groups of the University, investigated the educational work of the University and the diaries of curators. The basic requirements to the information system. Presents and describes the developed information system of the electronic diaries of curators.

Key words: higher education, educational work, diary of a curator, automation, information system, electronic diary, university, academic group, DBMS MS Access, programming language C#.

Petrova Svetlana Yurevna, candidate of economical science, the senior teacher, svet2 7ik@,mail. ru, Russia, Knyaginino, Nizhniy Novgorod State Engineering and Economic University,

Ivanov Sergey Leonidovich, the senior teacher, manega@mail. ru, Russia, Knyaginino, Nizhniy Novgorod State Engineering and Economic University

УДК 519.8

ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ ОПТИМИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОРТФЕЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ МЕТОДОМ

РОЯ ЧАСТИЦ

О.Н. Акиншин, Д.О. Есиков, Н.Ю. Акиншина

Предложена математическая модель оптимизации состава инвестиционного портфеля предприятия. Предложено и обосновано для решения данной задачи использование метод роя частиц. Для повышения эффективности метода роя частиц для решения задач дискретной оптимизации с булевыми переменными предложены схемы его адаптации.

Ключевые слова: инвестиционная политика, дискретная оптимизация.

В условиях экономического кризиса, действия санкций, жесткой конкурентной борьбы устойчивое развитие промышленных предприятий возможно лишь за счет эффективной реализации эффективной политики в области инновации.

Задача формирования оптимального инвестиционного портфеля предприятия состоит в составлении такого портфеля инвестиционных проектов, который приносит инвестору наибольшую прибыль. При этом должны выполняться ограничения по выделяемым средствам, норме прибыли и общей рискованности портфеля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.