Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ МЕТОДИК ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ МБТАТБЛБЙ МОЛОТА В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ'

РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ МЕТОДИК ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ МБТАТБЛБЙ МОЛОТА В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихон И. Г., Руденик В. В.

В спорте высших достижений разработку индивидуальных методик подготовки спортсменов в годичном цикле целесообразно осуществлять на основе теоретических моделей целевой соревновательной деятельности и методических основ их реализации. В процессе планирования тренировочного процесса целесообразно использовать программирование, представляющее собой последовательность логических операций, где выполнение каждой последующей операции осуществляется с учетом решения, принятого в предыдущей операции, а также с учетом результата, полученного в процессе реализации предыдущего решения. В процессе разработки индивидуальных методик подготовки должны быть учтены особенности проведения главного старта спортивного сезона, а также адаптационные возможности организма, календарь соревнований, исходный уровень подготовленности и другие факторы, оказывающие влияние на параметры тренировочной и соревновательной деятельности высококвалифицированных метателей молота.In high performance sport it is practicable to develop individual methods of training for athletes in an annual cycle based on the theoretical models of the target competitive activity and the methodical bases of their implementation. In the training process' planning, it is rational to use programming, which is a sequence of logical operations, where each subsequent operation is carried out taking into account the decision made in the previous operation, as well as taking into account the result obtained in the process of implementing of the previous decision. In the process of 33 developing individual training methods, the features of the main start of the sports season should be taken into account, as well as the adaptive capabilities of the body, the competition calendar, the initial level of fitness and other factors that affect the parameters of the training and competitive activities of highly qualified hammer throwers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихон И. Г., Руденик В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ МЕТОДИК ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ МБТАТБЛБЙ МОЛОТА В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ»

7. Келлер, В. С. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях / В. С. Келлер. - Киев : Здоров'я, 1977. - 154 с.

8. Матвеев, Л. П. От теории спортивной тренировки - к общей теории спорта / Л. П. Матвеев / / Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 5. - С. 5-8.

9. Бондарчук, А. П. Метание молота / А. П. Бондарчук. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 111 с.

10. Бондарчук, А. П. Педагогические основы системы подготовки высококвалифицированных легкоатлетов-метателей молота (Теория, методика, практика) : дис. ... д-ра пед. наук в форме научного доклада / А. П. Бондарчук. - М., 1985. - 52 с.

11. Шукевич, Е. М. Метание молота / Е. М. Шукевич, М. П. Кривоносов. - М. : Физкультура и спорт, 1971. - 63 с.

25.10.2019

УДК 796.43

РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ МЕТОДИК ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ МЕТАТЕЛЕЙ МОЛОТА

В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ

И. Г. Тихон,

В. В. Руденик, канд. пед. наук, профессор,

Гродненский государственный университет им. Янки Купалы

Аннотация

В спорте высших достижений разработку индивидуальных методик подготовки спортсменов в годичном цикле целесообразно осуществлять на основе теоретических моделей целевой соревновательной деятельности и методических основ их реализации. В процессе планирования тренировочного процесса целесообразно использовать программирование, представляющее собой последовательность логических операций, где выполнение каждой последующей операции осуществляется с учетом решения, принятого в предыдущей операции, а также с учетом результата, полученного в процессе реализации предыдущего решения. В процессе разработки индивидуальных методик подготовки должны быть учтены особенности проведения главного старта спортивного сезона, а также адаптационные возможности организма, календарь соревнований, исходный уровень подготовленности и другие факторы, оказывающие влияние на параметры тренировочной и соревновательной деятельности высококвалифицированных метателей молота.

INDIVIDUAL METHODS DEVELOPMENT FOR PREPARING HIGHLY QUALIFIED HAMMER THROWERS IN AN ANNUAL CYCLE

Abstract

In high performance sport it is practicable to develop individual methods of training for athletes in an annual cycle based on the theoretical models of the target competitive activity and the methodical bases of their implementation. In the training process' planning, it is rational to use programming, which is a sequence of logical operations, where each subsequent operation is carried out taking into account the decision made in the previous operation, as well as taking into account the result obtained in the process of implementing of the previous decision. In the process of

developing individual training methods, the features of the main start of the sports season should be taken into account, as well as the adaptive capabilities of the body, the competition calendar, the initial level of fitness and other factors that affect the parameters of the training and competitive activities of highly qualified hammer throwers.

Введение

В спорте высших достижений теоретико-методическим основанием для разработки индивидуальных методик подготовки спортсменов в годичном цикле являются модели целевой соревновательной деятельности, а также методические основы реализации моделей целевой соревновательной деятельности высококвалифицированных метателей молота [1-3].

Установлено [4], что разработку и реализацию индивидуальных методик подготовки высококвалифицированных метателей молота в годичном цикле целесообразно осуществлять на основе программирования - специфической форме планирования тренировочного процесса спортсменов.

Цель исследования - разработать методику планирования годичного цикла подготовки высококвалифицированных метателей молота на основе программирования.

Методы и организация исследования. В процессе исследования использовались анализ научно-методической литературы, анализ личных дневников многолетней соревновательной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение. Используя результаты анализа научно-методической литературы [1, 4-6], с учетом специфики подготовки молотобойцев разработана методика планирования годичного цикла подготовки высококвалифицированных метателей молота на основе программирования. В основе разработанной методики - последовательность логических операций, где выполнение каждой последующей операции осуществляется с учетом решения, принятого в предыдущей операции, а также с учетом результата, полученного в процессе реализации предыдущего решения [4]. Данный алгоритм разрабатывался и совершенствовался в процессе многолетней спортивной тренировки, был теоретически обоснован и усовершенствован в 2016 году, а затем реализован нами (Иван Тихон (тренеры - С.Н. Литвинов, О.М. Тарантаева) в процессе подготовки к Олимпийским играм 2016 года в Рио-де-Жанейро.

Первый этап: оценка эффективности деятельности спортсмена в прошедшем годичном цикле подготовки (оценка эффективности подготовки и выступления в главном старте в прошедшем годичном цикле (чемпионат мира 2015 года по легкой атлетике в Пекине)). Деятельность метателя молота в процессе подготовки направлена на повышение эффективности системы движений, используемой при выполнении основного соревновательного упражнения, а также на совершенствование умений спортсмена реализовывать такую систему движений в условиях проведения главных стартов спортивного сезона. В связи с этим необходимо определить эффективность различных сторон подготовки спортсмена в прошедшем годичном цикле: 1) эффективность деятельности, направленной на развитие двигательного потенциала, необходимого для реализации системы движений, используемой при выполнении основного соревновательного упражнения; 2) эффективность деятельности, направленной на совершенствование умений реализовать накопленный двигательный потенциал при выполнении основного соревновательного упражнения в условиях проведения подготовительных соревнований различного уровня и характера

(контрольные, отборочные соревнования и др.); 3) эффективность деятельности, направленной на совершенствование умений реализовывать систему движений, используемую при выполнении основного соревновательного упражнения, в условиях проведения главных стартов спортивного сезона.

Рассмотрим оценку эффективности этих разделов подготовки в 20142015 гг. по результатам деятельности:

1. Оценка эффективности деятельности, направленной на развитие двигательного потенциала, необходимого для реализации системы движений, используемой при выполнении основного соревновательного упражнения. Первые годы спортивной деятельности в группе высококвалифицированных спортсменов мы (Иван Тихон (тренер - И.В. Цицорин)) проводили тестирование достигнутого уровня двигательного потенциала перед отборочными и главными стартами, используя различные тесты (упражнения со штангой, метание молота разных весов, гири и др.). В процессе многолетней спортивной деятельности достигнутый уровень двигательного потенциала с довольно высокой точностью научились определять по двигательным ощущениям во время бросков молота и по дальности таких бросков. В связи с этим в последние годы тестирование уровня физической подготовленности перед соревнованиями в классическом понимании этого термина мы не проводили. В то же время при опосредованной оценке уровня физической подготовленности мы использовали зависимость «величины физических нагрузок» - «достигнутый уровень физической подготовленности». В олимпийском цикле 2009-2012 гг. были освоены определенные величины специфических нагрузок на этапах подготовки, которые гарантированно позволяли выходить на определенный уровень физической подготовленности перед отборочными стартами и главными стартами спортивного сезона. В связи с этим в 2014-2015 гг. была поставлена задача: выйти на соответствующие показатели выполнения специфических нагрузок на этапах подготовки (таблица 1) после вынужденного двухлетнего перерыва высокоинтенсивной спортивной деятельности.

2. Оценка эффективности деятельности, направленной на совершенствование умений реализовать накопленный двигательный потенциал при выполнении основного соревновательного упражнения в условиях проведения подготовительных соревнований различного уровня и характера (контрольные, отборочные соревнования и др.).

Эффективность сформированных умений, позволяющих реализовать накопленный двигательный потенциал при выполнении бросков молота в условиях проведения подготовительных соревнований, оценивалась по сравнительному анализу лучшего результата, показанного в спортивном сезоне, с лучшими результатами предыдущих спортивных сезонов.

Так как официальных стартов за последние три года (2013-2015 гг.) не было, сравнивался лучший результат 2015 года (77,46 м) с лучшим результатом, показанным в 2012 году перед главным стартом спортивного сезона -Олимпийскими играми в Лондоне (82,89 м).

Результаты отборочных соревнований являются показателями не только эффективности сформированных навыков, но и уровня физической подготовленности, поэтому результат отборочных соревнований свидетельствовал о высоком уровне этих сторон подготовленности перед чемпионатом мира 2015 года по легкой атлетике в Пекине.

Таблица 1 - Индивидуальная периодизация годичного цикла подготовки (2014-2015 гг.) И.Г. Тихона, объемы и преимущественная направленность нагрузок, выполненных на этапах подготовки_

Этапы подготовки и характер нагрузок преимущественной направленности Задачи этапов подготовки Величины нагрузок преимущественной направленности, выполненных на этапах подготовки

1 2 3

I этап первого большого этапа подготовки: концентрированные объемные нагрузки (с 15 сентября по 10 января)

Нагрузки преимущественно аэробной и скоростно-силовой (прыжковой) направленности (с 15 сентября по 31 октября) Повышение уровня аэробных возможностей. Повышение уровня скоростно-силовых способностей. Повышение уровня ОФП Аэробная беговая нагрузка: 210 000 м (30 занятий по 7000 м). Нагрузка аэробной направленности с мячами: 900 мин (30 занятий по 30 мин). Многоскоки: 6000 м (30 занятий по 200 м)

Нагрузки преимущественно специальной силовой и технической направленности (с 1 ноября по 10 января) Повышение уровня силовых и скоростно-силовых способностей. Сов ершенств ов ание техники выполнения соревновательного упражнения Упражнения со штангой: 387 000 кг (43 занятия по 9 000 кг). Броски облегченного (6,9 кг и 6,4 кг) молота: 1720 бросков (43 занятия по 40 бросков)

Нагрузки преимущественно восстановительно-втягивающего характера (с 11 по 28 января) Восстановление. Втягивание в работу интенсивной скоростно-силовой и технической направленности Упражнения со штангой: 60 000 кг (12 занятий по 5000 кг). Броски облегченного (6,9 кг и 6,4 кг) молота: 140 бросков (12 занятий по 20 бросков)

II этап первого большого этапа подготовки: специализированные нагрузки небольшого объема высокой интенсивности (с 1 по 28 февраля)

Нагрузки преимущественно специальной силовой направленности высокой интенсивности и технической направленности, максимально используя соревновательный метод (с 1 по 28 февраля) Повышение уровня скоростно-силовых способностей. Сов ершенств ов ание техники выполнения соревновательного упражнения Упражнения со штангой: 54 000 кг (20 занятий по 2700 кг). Броски облегченного (6,9 кг и 6,4 кг) молота: 360 бросков (20 занятий по 18 бросков)

I этап второго большого этапа подготовки: концентрированные объемные нагрузки (с 1 марта по 31 мая)

Нагрузки преимущественно специальной силовой и технической направленности (с 1 марта по 24 мая) Повышение уровня силовых и скоростно-силовых способностей. Сов ершенств ов ание техники выполнения соревновательного упражнения Упражнения со штангой: 414 000 кг (46 занятия по 9 000 кг). Броски облегченного (6,9 кг и 6,4 кг) молота: 1748 бросков (46 занятий по 38 бросков)

Нагрузки преимущественно восстановительно-втягивающего характера (с 25 по 31 мая) Восстановление. Втягивание в работу интенсивной скоростно-силовой и технической направленности Упражнения со штангой: 12 000 кг (3 занятий по 4000 кг). Броски облегченного (6,9 кг и 6,4 кг) молота: 90 бросков (5 занятий по 18 бросков)

II этап второго большого этапа подготовки: специализированные нагрузки небольшого объема высокой интенсивности (с 1 июня по 23 июля)

Нагрузки преимущественно специальной силовой направленности высокой интенсивности и технической направленности (включая подводящие и контрольные соревнования) (с 1 июня по 9 июля) Повышение уровня скоростно-силовых способностей. Совершенствование техники выполнения соревновательного упражнения. Упражнения со штангой: 55 200 кг (23 занятий по 2400 кг). Броски облегченного (6,9 кг и 6,4 кг) молота: 414 бросков (23 занятия по 18 бросков)

Продолжение таблицы 1

1 2 3

Нагрузки преимущественно восстановительно-подводящего характера (с 10 по 23 июля) Восстановление. Вхождение в спортивную форму Упражнения со штангой: 15 000 кг (10 занятий по 1 500 кг). Броски облегченного (6,9 кг и 6,4 кг) молота: 180 бросков (10 занятий по 18 бросков)

Первый главный старт: международные соревнования (24 июля 2015 г., г. Жуковский)

I этап третьего большого этапа подготовки: концентрированные объемные нагрузки (отсутствовал)

II этап третьего большого этапа подготовки: специализированные нагрузки небольшого объема высокой интенсивности (с 26 июля по 21 августа)

Нагрузки преимущественно специальной силовой направленности высокой интенсивности и технической направленности (включая подводящие и контрольные соревнования) (с 26 июля по 7 августа) Повышение уровня скоростно-силовых способностей. Сов ершенств ов ание техники выполнения соревновательного упражнения. Вхождение в спортивную форму Упражнения со штангой: 17 100 кг (9 занятий по 1900 кг). Броски облегченного (6,9 кг и 6,4 кг) молота: 162 бросков (9 занятий по 18 бросков)

Нагрузки преимущественно восстановительно-подводящего характера (с 8 по 21 августа) Восстановление. Вхождение в спортивную форму Упражнения со штангой: 15 000 кг (10 занятий по 1 500 кг). Броски облегченного (6,9 кг и 6,4 кг) молота: 100 бросков (10 занятий по 10 бросков)

Второй главный старт: чемпионат мира по легкой атлетике (22-23 августа 2015 г., Пекин)

3. Оценка эффективности деятельности, направленной на совершенствование умений реализовывать систему движений, используемую при выполнении основного соревновательного упражнения, в условиях проведения главных стартов спортивного сезона. Эффективность умений реализовывать накопленный двигательный потенциал при выполнении бросков молота в условиях проведения главных стартов спортивного сезона (чемпионат мира 2015 года по легкой атлетике в Пекине) оценивалась по отношению результата, показанного в этих соревнованиях (71,88 м) к лучшему результату спортивного сезона (77,46 м), показанному до проведения чемпионата мира.

Использование методов математической статистики при оценке эффективности рассматриваемой деятельности не потребовалось: крайне неудовлетворительное выступление на чемпионате мира 2015 года по легкой атлетике в Пекине было очевидным фактом. Кроме названной методики оценки эффективности рассматриваемой деятельности, в процессе многолетней спортивной тренировки выработаны более жесткие авторские критерии оценки, усугубляющие «провальное» выступление на чемпионате мира: в главных стартах спортивного сезона результат должен быть выше результата отборочных соревнований на 2-3 м, если отборочные соревнования и главные старты разделяет временной промежуток продолжительностью не менее 30-40 дней. Таким образом, результат отборочных соревнований (77,46 м) позволял планировать дальность бросков молота на чемпионате мира 2015 года более 79 м.

Перед подготовкой к Олимпийским играм 2016 года необходимо было установить параметры соревновательной деятельности, которые не позволили успешно выступить на чемпионате мира 2015 года. Анализ выполненной нагрузки показал, что основная причина - низкий уровень подготовленности перед началом подготовительного периода 2014-2015 гг. после вынужденного двухлетнего перерыва высокоинтенсивной спортивной деятельности. Основное внимание в подготовке было уделено модельным параметрам главного

показателя соревновательной деятельности - скорости вылета спортивного снаряда, для чего необходимо было выйти на модельные показатели специфических нагрузок на этапах подготовки с учетом динамики адаптационных возможностей организма. К сожалению, другим показателям соревновательной деятельности [2, 3] по этой причине (а отчасти, и вследствие личной уверенности, что спортивное мастерство не утрачено) уделить необходимое внимание не получилось. В то же время, была решена главная задача - выйти на высокий уровень физической подготовленности перед годичным циклом подготовки 2015-2016 гг. Было также принято решение определить максимально возможное количество параметров соревновательной деятельности главного старта 2016 года, обосновать их модельные характеристики для целенаправленной подготовки к Олимпийским играм в Рио-де-Жанейро и уделить им необходимое внимание в процессе подготовки [2, 3, 7].

Второй этап: определение величин и направленности нагрузок, выполненных в прошедшем годичном цикле подготовки (с сентября 2014 по август 2015 года). В процессе многолетней спортивной деятельности были выработаны состав и структура годичного цикла подготовки, которые перед началом очередного годичного цикла требуют коррекции с учетом календаря соревнований и предполагаемого изменения величин и направленности нагрузок.

Величины и направленность нагрузок преимущественной направленности, выполненных с сентября 2014 по август 2015 года на этапах подготовки, представлены в таблице 1.

Третий этап: определение и анализ динамики нагрузок, выполненных в годичных циклах многолетней спортивной подготовки. После вынужденного двухлетнего перерыва высокоинтенсивной спортивной деятельности (с сентября 2012 года по сентябрь 2014 года) определять нагрузки этого периода подготовки и сравнивать их величины с нагрузками годичного цикла подготовки 2014-2015 гг. не имело смысла. В связи с этим сравнивались нагрузки годичного цикла подготовки 2014-2015 гг. с величинами нагрузок годичного цикла подготовки 2011-2012 гг., которые являлись плановыми при подготовке к чемпионату мира 2015 года. Адаптационные возможности организма и низкий исходный уровень подготовленности перед годичным циклом подготовки 2014-2015 гг. не позволили выполнить подготовительную работу, которая была выполнена в годичном цикле подготовки 2011-2012 гг. И если нагрузки, направленные на увеличение скорости вылета молота и оптимизацию угла вылета уменьшились незначительно (5-10 %), то другим параметрам соревновательной деятельности [2, 3, 7] внимание практически не уделялось. Необходимо отметить также, что продолжительность этапов годичных циклов подготовки 2014-2015 гг. и 2011-2012 гг. практически совпала.

Четвертый этап: составление индивидуального календаря соревнований на предстоящий спортивный сезон (на 2016 год). Составление индивидуального календаря соревнований на 2016 год базировалось на двух основополагающих факторах: 1) времени проведения главного старта спортивного сезона (Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро); 2) времени проведения отборочных соревнований на Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро. При рассмотрении участия в других соревнованиях перед главным стартом спортивного сезона учитывалась возможность их использования в качестве подготовительных, подводящих и (или) контрольных стартов. При этом планирование таких соревнований не должно было нарушить стратегию подготовки к Олимпийским играм (воздействие соревновательных средств на запланированную динамику

работоспособности организма должно было в соответствии с этой стратегией органично сочетаться с воздействием тренировочных нагрузок).

Отбор на Олимпийские игры планировалось провести на чемпионате Республики Беларусь (23-24 июня 2016 г.). На чемпионате Республики Беларусь в соответствии с их регламентом было запланировано два дня состязаний: квалификационные и основные (финальные) соревнования. Так как квалификационный норматив на чемпионате Республики Беларусь (71 м) был значительно ниже квалификационного норматива на Олимпийских играх (76,5 м), было решено смоделировать на отборочных соревнованиях соревновательную деятельность на предстоящей Олимпиаде, т. е. показать в первой попытке квалификации результат, максимально близкий к квалификационному результату Олимпийских игр с учетом предполагаемого роста уровня подготовленности.

Соревнования по метанию молота в Рио-де-Жанейро были запланированы на 17-19 августа 2016 года. Таким образом, между отборочными соревнованиями и главным стартом спортивного сезона имелся промежуток времени (54 дня), в рамках которого мог быть запланирован большой этап подготовки, позволяющий выйти к Олимпийским играм на более высокий уровень подготовленности по сравнению с уровнем подготовленности на чемпионате Республики Беларусь.

В квалификационных соревнованиях на чемпионате Республики Беларусь в первой попытке удалось метнуть молот на 75,71 м, что с учетом планируемого роста уровня подготовленности к Олимпийским играм создавало уверенность, что квалификационный рубеж (76,5 м) в Рио-де-Жанейро будет успешно преодолен. В основных (финальных) соревнованиях были показаны результаты (76,06 м; 77,87 м; 80,04 м; 78,54 м; 0 м; 77,71 м), позволяющие планировать на Олимпийских играх броски молота дальше 80-метровой отметки

Пятый этап: определение уровня подготовленности, необходимого для достижения запланированного результата. Планируемый результат метателя в главном старте спортивного сезона лимитирован тремя основными факторами: 1) исходным уровнем подготовленности; 2) продолжительностью подготовки; 3) адаптационными возможностями организма человека. При этом практически всегда на Олимпийских играх спортсмен планирует показать максимально возможный результат, лимитируемый названными факторами. Многолетняя динамика нагрузок и их направленность в годичных циклах подготовки позволяют с учетом такой динамики спланировать величины нагрузок и их направленность на предстоящий год. Взаимосвязь величин нагрузок и их направленность с результатами, показанными в главных стартах спортивного сезона, установленная в процессе многолетней спортивной тренировки позволяет спланировать результат, который может показать спортсмен в главном старте очередного спортивного сезона. Таким образом, вопрос о планируемом результате на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро имел в определенной степени риторический характер: планировалось показать максимально возможный результат, на который позволят выйти адаптационные возможности организма в рамках ограниченного по продолжительности этапа подготовки. В результате риторическим оказался и вопрос об уровне подготовленности, необходимом для достижения запланированного результата: планировалось выйти на максимально возможный уровень подготовленности к моменту Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро с учетом факторов, лимитирующих такой уровень (исходного уровня

подготовленности; продолжительности этапа подготовки; адаптационных возможностей собственного организма).

Максимально возможный уровень подготовленности метателя молота к моменту проведения главного старта спортивного сезона - это максимально высокий уровень развития двигательного потенциала спортсмена и максимально эффективные умения использовать его в конкретных условиях соревновательной деятельности.

Максимально возможный уровень развития двигательного потенциала -это такой уровень, на который выйдет спортсмен в результате эффективных тренировочных и соревновательных воздействий, а также эффективного использования внетренировочных и внесоревновательных факторов (питание, средства восстановления и др.). Главный фактор, лимитирующий такой уровень - адаптационные возможности организма.

С учетом величин нагрузок, выполненных в годичном цикле на этапах подготовки 2014-2015 гг. (таблица 1), и предполагаемой динамики адаптационных возможностей организма, в рамках годичного цикла 2015-2016 гг. планировалось незначительно (5-10 %) увеличить объем нагрузок преимущественной направленности, увеличивая при этом интенсивность выполнения запланированной работы с учетом динамики работоспособности организма.

Объемы выполненной в рамках годичного цикла подготовки 2015-2016 гг. тренировочной и соревновательной нагрузок преимущественной направленности представлены в таблице 2.

Динамика нагрузок преимущественной направленности годичных циклов подготовки 20014-2015 гг. и 2015-2016 гг. может быть определена путем сравнения соответствующих показателей, представленных в таблицах 1 и 2.

Достичь максимальной эффективности умений использовать двигательный потенциал при выполнении соревновательного упражнения в условиях проведения соревнований в Рио-де-Жанейро предполагалось в процессе подготовки при моделировании условий проведения главного старта спортивного сезона - Олимпийских игр. Факторы соревновательной деятельности, которые планировалось максимально учесть в процессе подготовки, были определены ранее [2, 3, 7].

Шестой этап: планирование достижения наивысшего уровня подготовленности спортсмена к моменту главных стартов спортивного сезона (к моменту проведения соревнований по метанию молота в Рио-де-Жанейро). На предыдущем этапе алгоритма действий были определены объемы и направленность нагрузок годичного цикла подготовки 2015-2016 гг. Планирование достижения наивысшего уровня подготовленности к моменту проведения соревнований по метанию молота в Рио-де-Жанейро облегчалось наличием индивидуальной периодизации годичного цикла подготовки, которая показала свою высокую эффективность в процессе многолетней спортивной деятельности. Необходимо было скорректировать продолжительность больших этапов подготовки, этапов концентрированных объемных нагрузок и блоков нагрузок этих этапов (таблицы 1, 2).

Таблица 2 - Индивидуальная периодизация годичного цикла подготовки (2015-2016 гг.) И.Г. Тихона, объемы и преимущественная направленность нагрузок, выполненных на этапах подготовки ^_

Этапы подготовки и характер нагрузок преимущественной направленности Задачи этапов подготовки Величины нагрузок преимущественной направленности, выполненных на этапах подготовки

1 2 3

I этап первого большого эта концентрированные объемные нагрузки па подготовки: с 15 сентября по 10 января)

Нагрузки преимущественно аэробной и скоростно-силовой (прыжковой) направленности (с 15 сентября по 31 октября) Повышение уровня аэробных возможностей. Повышение уровня скоростно-силовых способностей. Повышение уровня ОФП Аэробная беговая нагрузка: 240 000 м (30 занятий по 8000 м). Нагрузка аэробной направленности с мячами: 900 мин (30 занятий по 30 мин). Многоскоки: 6000 м (30 занятий по 200 м)

Нагрузки преимущественно специальной силовой и технической направленности (с 1 ноября по 10 января) Повышение уровня силовых и скоростно-силовых способностей. Сов ершенств ование техники выполнения соревновательного упражнения Упражнения со штангой: 430 000 кг (43 занятия по 10 000 кг). Броски облегченного (6,9 кг и 6,4 кг) молота: 1935 бросков (43 занятия по 45 бросков)

Нагрузки преимущественно восстановительно-втягивающего характера (с 10 по 29 января) Восстановление. Втягивание в работу интенсивной скоростно-силовой и технической направленности Упражнения со штангой: 60 000 кг (12 занятий по 5000 кг). Броски облегченного (6,9 кг и 6,4 кг) молота: 140 бросков (12 занятий по 20 бросков)

II этап первого большого этапа подготовки: специализированные нагрузки небольшого объема высокой интенсивности (с 1 по 29 февраля)

Нагрузки преимущественно специальной силовой направленности высокой интенсивности и технической направленности, максимально используя соревновательный метод (с 1 по 29 февраля) Повышение уровня скоростно-силовых способностей. Совершенствование техники выполнения соревновательного упражнения Упражнения со штангой: 60 000 кг: (20 занятий по 3000 кг). Броски облегченного (6,9 кг и 6,4 кг) молота: 400 бросков (20 занятий по 20 бросков)

I этап второго большого этапа подготовки: концентрированные объемные нагрузки (с 1 марта по 30 апреля)

Нагрузки преимущественно специальной силовой и технической направленности (с 1 марта по 30 апреля) Повышение уровня силовых и скоростно-силовых способностей. Сов ершенств ование техники выполнения соревновательного упражнения Упражнения со штангой: 460 000 кг (46 занятия по 10 000 кг). Броски облегченного (6,9 кг и 6,4 кг) молота: 1840 бросков (46 занятий по 40 бросков)

Нагрузки преимущественно восстановительно-втягивающего характера (с 1 по 5 мая) Восстановление. Втягивание в работу интенсивной скоростно-силовой и технической направленности Упражнения со штангой: 15 000 кг (3 занятия по 5000 кг). Броски облегченного (6,9 кг и 6,4 кг) молота: 80 бросков (4 занятия по 20 бросков)

Продолжение таблицы 2

1 2 3

II этап второго большого этапа подготовки: специализированные нагрузки небольшого объема высокой интенсивности (с 6 мая по 22 июля)

Нагрузки преимущественно специальной силовой направленности высокой интенсивности и технической направленности (включая подводящие и контрольные соревнования) (с 6 мая по 7 июня) Повышение уровня скоростно-силовых способностей. Совершенствование техники выполнения соревновательного упражнения Упражнения со штангой: 57 500 кг: (23 занятия по 2500 кг). Броски облегченного (6,9 кг и 6,4 кг) молота: 460 бросков (23 занятия по 20 бросков)

Нагрузки преимущественно восстановительно-подводящего характера (с 8 по 22 июня) Восстановление. Вхождение в спортивную форму Упражнения со штангой: 15 000 кг (10 занятий по 1 500 кг). Броски облегченного (6,9 кг и 6,4 кг) молота: 200 бросков (10 занятий по 20 бросков)

Первый главный старт: чемпионат Республики Беларусь по легкой атлетике (23-24 июня 2016 г., Гродно)

I этап третьего большого этапа подготовки: концентрированные объемные нагрузки (отсутствовал)

II этап третьего большого этапа подготовки: специализированные нагрузки небольшого объема высокой интенсивности (с 26 июня по 16 августа)

Нагрузки преимущественно специальной силовой направленности высокой интенсивности и технической направленности (включая подводящие и контрольные соревнования) (с 26 июня по 3 августа) Повышение уровня скоростно-силовых способностей. Совершенствование техники выполнения соревновательного упражнения. Вхождение в спортивную форму Упражнения со штангой: 52 000 кг (26 занятий по 2000 кг). Броски облегченного (6,9 кг и 6,4 кг) молота: 520 бросков (26 занятий по 20 бросков)

Нагрузки преимущественно восстановительно-подводящего характера (с 4 по 16 августа) Восстановление. Вхождение в спортивную форму Упражнения со штангой: 15 000 кг (10 занятий по 1 500 кг). Броски облегченного (6,9 кг и 6,4 кг) молота: 100 бросков (10 занятий по 10 бросков)

Второй главный старт: Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро (17-19 августа 2016 г.)

В годичном цикле подготовки были выделены три больших этапа подготовки, при этом планирование годичного цикла осуществлялось на основе программирования. В первых двух больших этапах подготовки было выделено по два этапа: этап концентрированных объемных нагрузок и этап специализированных нагрузок небольшого объема высокой интенсивности. В третьем большом этапе подготовки первый этап (этап концентрированных объемных нагрузок) отсутствовал в связи с малым временным промежутком между отборочными соревнованиями и главным стартом сезона. Между первыми и вторыми этапами предусмотрены блоки нагрузок преимущественно восстановительно-втягивающего характера.

В конце вторых этапов подготовки перед соревнованиями традиционно планировались блоки нагрузок преимущественно восстановительно-подводящего характера продолжительностью 14 дней, в рамках которых (таблица 2)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

максимально далекие броски молота не планировались (мощность выпонения бросков в среднем составляла 60-75 % от максимально возможной).

В процессе планирования решалась важнейшая задача - максимально учесть динамику индивидуальных адаптационных возможностей: 1) при изменении величин и направленности нагрузок на этапах подготовки; 2) при концентрации однонаправленных нагрузок во времени; 3) при определении продолжительности этапов подготовки, а также продолжительности и характере восстановительных микроциклов. Запланированные величины и направленность нагрузок каждого очередного блока корректировались в соответствии с методикой программирования, а также с учетом динамики работоспособности организма и результата, достигнутого перед очередным этапом подготовки.

Продолжительность больших этапов подготовки, этапов подготовки, а также блоков нагрузок преимущественной направленности представлена в таблице 2. В месяц планировалось, как правило, 20 занятий: два дня -тренировки, третий день - восстановление (активное или пассивное).

Запланированные объемы нагрузок на этапах подготовки в рамках больших этапов подготовки были распределены по недельным циклам подготовки в соответствии с динамикой работоспособности организма. Интенсивность выполнения нагрузок соответствовала закономерностям развития двигательного потенциала и формирования двигательных умений и навыков.

Заключение

В спорте высших достижений разработку индивидуальных методик подготовки спортсменов в годичном цикле целесообразно осуществлять на основе теоретических моделей целевой соревновательной деятельности и методических основ их реализации. В процессе планирования тренировочного процесса целесообразно использовать программирование, представляющее собой последовательность логических операций, где выполнение каждой последующей операции осуществляется с учетом решения, принятого в предыдущей операции, а также с учетом результата, полученного в процессе реализации предыдущего решения. В процессе разработки индивидуальных методик подготовки должны быть учтены особенности проведения главного старта спортивного сезона, а также адаптационные возможности организма, календарь соревнований, исходный уровень подготовленности и другие факторы, оказывающие влияние на параметры тренировочной и соревновательной деятельности высококвалифицированных метателей молота.

Список использованных источников

1. Матвеев, Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов : учеб. / Л. П. Матвеев. - Киев : Олимп. лит., 1999. - 318 с.

2. Руденик, В. В. Проектное моделирование целевой соревновательной деятельности высококвалифицированных метателей молота / В. В. Руденик, И. Г. Тихон / / Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. Е, Педагогические науки. - 2017. -№ 7. - С. 226-234.

3. Тихон, И. Г. Методика совершенствования процесса подготовки высококвалифицированных метателей молота в годичном цикле на основе модельно-целевого подхода к соревновательной деятельности / И. Г. Тихон, В. В. Руденик // Вестк Гродзенскага дзяржаунага ушверсггэта iмя Янк1 Купалы. Сер. 3, Фталопя. Педагопка. Псгхалогш. - 2017. - Т. 7, № 3. - С. 101-110.

4. Верхошанский, Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю. В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.

5. Бондарчук, А. П. Педагогические основы системы подготовки высококвалифицированных легкоатлетов-метателей молота (Теория, методика,

практика) : дис. ... д-ра пед. наук в форме научного доклада / А. П. Бондарчук. - М., 1985. - 52 с.

6. Шукевич, Е. М. Метание молота / Е. М. Шукевич, М. П. Кривоносов. - М. : Физкультура и спорт, 1971. - 63 с.

7. Руденик, В. В. Подготовка метателя молота / В. В. Руденик, И. Г. Тихон. -Гродно : ЮрСаПринт, 2018. - 130 с.

28.10.2019

УДК 796.015.12:796.422.12

ИЗМЕНЕНИЕ ЛАТЕНТНОГО ПЕРИОДА СТАРТОВОЙ РЕАКЦИИ У СПРИНТЕРОВ РАЗНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

И. И. Трофимович, аспирант,

А. Г. Нарскин, канд. пед. наук, доцент,

И. Г. Трофимович, доцент,

Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины

Аннотация

Время реакции спринтера на выстрел стартового пистолета является важным компонентом, который способствует достижению наилучшего результат в беге на короткие дистанции. Время реакции у спортсменов разной квалификации колеблется от 0,120 до 0,210 с в зависимости от их психоэмоционального состояния. В ходе нашего исследования была проанализирована данная проблема, рассмотрены неблагоприятные психические факторыь, влияющие на латентный период стартовой реакции, и приведены доказательства того, что использование средств психолого-педагогического воздействия, направленных на коррекцию психоэмоционального состояния спортсменов разной квалификации, оказывает значительное влияние на данный период.

LATENT PERIOD CHANGES OF STARTING RESPONSE OF DIFFERENT QUALIFICATION SPRINTERS

Abstract

The sprinter's reaction time to the shot of the starting pistol is an important component that contributes to achieving the best result in short-distance running. Reaction time in athletes of different qualifications ranges from 0,120 to 0,210 seconds depending on their psycho-emotional state. In the course of our study, this problem was analyzed, the adverse mental factors affecting the latent period of the startle response were considered, and evidence was given that the use of psychological and pedagogical influence aimed at correcting the psycho-emotional state of athletes of different qualifications has a significant impact on this period.

Введение

Спринтерский бег - самый зрелищный и быстротечный вид легкой атлетики. История современного спорта знает много случаев, когда спортсменов на финише разделяют сотые, а иногда и тысячные доли секунды. Поэтому время стартовой реакции, является очень важным компонентом для спринтера.

По правилам соревнований, представленных Международной ассоциацией легкоатлетических федераций, движения, совершаемые спортсменом раньше,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.