РАЗРАБОТКА ИМИДЖЕВОЙ СТРАТЕГИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА)
А.И. Волкова (КамчатГТУ)
В статье рассмотрены возможность использования маркетинговых технологий в решении вопросов развития муниципального образования, а также проблематика разработки имиджевой стратегии на примере Петропавловск-Камчатского городского округа.
The article considers the possibility of using marketing technology for municipal unions' development and the development of image strategy. Petropavlovsk-Kamchatsky urban disctric is used as an example.
В условиях развития процессов интернационализации и глобализации мировой экономики, проявляющихся в свободном перемещении материальных и нематериальных ресурсов, роста взаимовлияния национальных экономик, обусловленного ограниченностью ресурсов, происходит повышение конкурентной борьбы между как субъектами мирового хозяйства, так и региональными и местными экономиками. В результате глобальных изменений, произошедших в структуре товарных рынков, производимой продукции, в межличностной коммуникации, традиционные понятия «маркетинг», «маркетинговый подход» значительно расширились. Так, использование технологии маркетинга в управлении развитием муниципальных образований привлекательно для руководителей муниципалитетов по ряду причин [6]:
- ориентация на конечных потребителей, а не промежуточных продавцов (в силу специфических свойств услуги) повышает эффективность реализации соответствующих муниципальных, а также государственных программ;
- маркетинг, являясь функцией управления, связывает весь управленческий цикл от определения целей и задач до оценки выполнения с точки зрения конечных потребителей -граждан общества, инвесторов, что создает базу для улучшения взаимодействия в системе муниципального административного аппарата между основными его функциональными подразделениями;
- при рациональном использовании маркетинга возрастает удовлетворенность деятельностью муниципальных служб и предприятий со стороны различных субъектов-потребителей, что впоследствии способно обеспечить рост доверия к деятельности местных властей;
- создаются условия для более полного использования ресурсов общества по отношению
к данному муниципальному образованию: внутренних (особенности функционирования
муниципального рынка, состояние спроса, уровень цен на муниципальные товары и услуги) и внешних (привлечение новых инвестиций, квалифицированной рабочей силы, туристов и пр.).
Неоспоримое достоинство столицы Камчатского края - Петропавловск-Камчатского городского округа - это богатый природный потенциал, обусловленный географическим месторасположением, и вследствие этого большие перспективы развития рыбной отрасли и туризма. Задача органов местного самоуправления в сотрудничестве с региональными властями, жителями, представителями бизнеса и общественности разумно использовать и развивать имеющиеся преимущества, ведь есть достаточные возможности, чтобы стать одним из ведущих центров развития. Для этого в том числе необходимо сформулировать соответствующую имиджевую позицию, активно ее развивать и распространять. Маркетинг города должен стать одним из ключевых инструментов решения вопросов городского развития. В связи с этим администрация Петропавловск-Камчатского городского округа как основной субъект, осуществляющий развитие муниципального образования, должна предпринимать такие действия, при которых вся деятельность в городе тесно увязывается с запросами жителей и прочих потребителей и направлена на то, чтобы сделать максимально полезными социальные и экономические функции города.
Имидж, один из факторов инвестиционной привлекательности города, подразумевает собой образ города, складывающийся в сознании субъектов, знакомых с данной местностью потенциальных потребителей. Имидж города является нематериальной характеристикой его ценности
и одним из важнейших факторов конкурентоспособности. Именно этим обусловливается необходимость развития концепции стратегического управления имиджем города и разработки имиджевой стратегии Петропавловск-Камчатского городского округа. Данная концепция стратегического управления имиджем города включает принятие следующих решений:
- определение ключевых параметров формирования имиджа;
- определение критериев, которым должен отвечать имидж;
- методы оценки и контроля имиджа;
- определение набора инструментов для формирования имиджа территории;
- методы борьбы с негативным имиджем.
При этом жесткое и тщательное планирование действий в рамках маркетинга невозможно. Планирование должно быть «мягким», а система управления проектом - максимально гибкой, быстро подстраивающейся под изменение обстоятельств. Причины заключаются в быстро меняющихся и часто непредсказуемых внешних и внутренних условиях развития города, под которые необходимо подстраиваться; успех маркетинга зависит от огромного количества внешних
и даже случайных факторов, на которые сам город и его сообщество влиять не в силах; все мероприятия в рамках маркетинга тесно связаны между собой, поэтому успешность одного влияет на возможность реализации и успех другого; наконец, работа по продвижению стратегических интересов города является комплексной, вовлекающей много центров влияния, аудиторий, институтов, для большей эффективности каждая из участвующих сторон может в ходе проекта корректировать план своих действий.
При таком подходе план должен быть максимально гибким, готовым к быстрым и внезапным корректировкам, подстраиваться под меняющиеся обстоятельства и использовать их.
Можно выделить «идеологические» принципы маркетинга города:
1. Маркетинг города не самодостаточен. Это средство успешного выполнения Генерального плана развития городского округа, Программы комплексного социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа и других проектов перспективного развития города.
2. Частно-общественное партнерство. Маркетинг - это коллективный труд, в котором находится «фронт работ» для всех слоев городского сообщества.
3. Влияние на имидж и репутацию города косвенными, наименее затратными, но наиболее эффективными способами, с привлечением как можно большего числа содействующих организаций, институтов.
4. Маркетинг - это не разовый, ограниченный по времени проект. Это постоянно действующий механизм или «философия» городского управления, действия которой направлены на продвижение интересов города, причем интересы города могут быть разными в разные периоды развития.
5. Главная цель выполнения маркетинговой программы - содействовать сообществу Петропавловск-Камчатского городского округа в выполнении стратегических задач и в достижении стратегической цели развития города.
6. Основные задачи маркетинга:
- улучшить имидж города за его пределами для улучшения инвестиционной и туристической привлекательности Петропавловска-Камчатского;
- используя маркетинговые технологии, способствовать реализации приоритетных для города инвестиционных проектов и целевых программ;
- с помощью маркетинговых технологий способствовать реализации Генерального плана развития городского округа, программ комплексного социально-экономического развития на среднесрочную перспективу.
Целевая аудитория имиджевой стратегии - это «объект» маркетинга города - категории людей или группы интересов, от действий которых зависит успешность реализации стратегии города, увеличение его инвестиционной привлекательности, рост его деловой активности, рост комфортности проживания в городе.
Целевая аудитория делится на целевые сегменты - целевые группы, каждая из которых по-своему влияет на происходящее в городе и вокруг него. Поэтому для каждой из целевых групп разрабатывается отдельный план действий. В маркетинговом проекте анализируются не все возможные целевые группы, а только те, которым будет уделено приоритетное внимание.
В имиджевой стратегии Петропавловска-Камчатского целевую аудиторию предлагается разбить на четыре целевые группы:
- жители города;
- потенциальные жители;
- потенциальные инвесторы;
- сторонние группы влияния.
Имиджевую стратегию муниципального образования необходимо разбить на несколько направлений действий, которые должны взаимно дополнять друг друга [7]. Возможными основными направлениями разработки имиджевой стратегии могут быть:
- организация проекта, создание рабочей группы;
- разработка бренда города;
- работа с заинтересованными сторонами;
- маркетинговая коммуникация;
- система приоритетных целевых программ развития;
- организация символических событий и других информационных поводов.
В проекте по маркетингу города будут задействованы многие заинтересованные стороны. Предстоит осуществление множества мероприятий, многие из которых будут проводиться одновременно. При таких условиях проекту необходима организационная структура, координирующая всю деятельность, отслеживающая результативность и принимающая оперативные решения по корректировке состава и графика работ в случае необходимости. Разработчиком имиджевой стратегии Петропавловск-Камчатского городского округа должна выступить администрация Петропавловск-Камчатского городского округа. Также необходимо создание рабочей группы - общественной комиссии / экспертного совета. Функции совета (совместными усилиями с администрацией города):
1) формирование и корректировка имиджевой стратегии города;
2) обсуждение и корректировка программы маркетинговых действий;
3) завершающее планирование программы действий;
4) обсуждение и расчет необходимых финансовых затрат по проекту;
5) распределение обязанностей, заданий, ролей по ходу реализации проекта.
Такое сотрудничество городских властей и городского сообщества для решения вопросов маркетингового развития должно существовать постоянно, необходимо регулярно проводить мониторинг имиджа города и развивать его в соответствии с имеющимися условиями и заданными целями развития.
При разработке стратегии необходимо стремиться к тому, чтобы содержание стратегии в максимальной степени опиралось на мнение жителей города. Основанием для определения стратегических приоритетов развития города могут послужить результаты интервью с представителями городского сообщества, опроса населения по вопросам перспективного развития города, результаты анкетирования городских экспертов о перспективах развития города.
Следующее направление - одно из наиболее важных в конструировании имиджа города -разработка городского бренда. Бренд города - это неосязаемая сумма благоприятных свойств города: его имени, конкурентных преимуществ, его истории, внешнего вида, «цены» города для «потребителя». Бренд - визуальный или виртуальный символ города, позитивный «фирменный» признак, по которому потребители распознают город, «раскрученная» товарная марка города, формирующая или подтверждающая его имидж и репутацию.
Бренд создается с целью вызвать устойчивое, благоприятное впечатление о городе у целевых аудиторий, улучшив имидж города, тем самым убедить их в преимуществах и достоинствах города и склонить к желательным для города решениям и действиям. Бренд вмещает в себя основные идеи стратегии города и формализуется в виде платформы бренда. Платформа бренда - это расшифровка смысла бренда, его кодификация, которая позволяет целевым аудиториям правильно «прочитать» бренд:
1. Логотип бренда - графическое изображение бренда - основной элемент дизайна бренда.
2. Коммуникационный девиз бренда - словесная формулировка бренда, легко запоминаемая и узнаваемая.
3. Сущность бренда - уникальная вербальная характеристика бренда, отражающая его идею
и целевые установки.
4. Личность бренда - расшифровка, краткое описание смысла бренда. В основе личности бренда - концепция социально-экономического развития города.
5. Атрибуты бренда - реальные, легко распознаваемые свойства, символы бренда.
6. Тональность бренда - потенциальные конкурентные преимущества города, на которые ориентирована стратегия города и которые символизирует бренд.
7. Ценности бренда - набор эмоциональных характеристик бренда, его эмоциональная окраска. Задачи бренда - вызвать соответствующие эмоциональные впечатления для ассоциации их с городом в сознании целевой аудитории.
Определение данных параметров должно осуществляться рабочей группой на основе опросов, анкетирования городского сообщества в лице населения, представителей бизнес-структур
и органов власти, и стать одним из ключевых результатов реализации имиджевой стратегии. Также предполагается привлечение специализированной рекламно-дизайнерской компании для доработки графических стандартов бренда Петропавловска-Камчатского. В частности, необходимо разработать такие элементы бренда, как коммуникационные стандарты, с участием профессиональных дизайнеров:
- стандарты рекламных материалов;
- стандарты макетов для различных каналов;
- стандартная верстка печатных материалов;
- сувенирная и рекламная продукция.
Работа с заинтересованными сторонами подразумевает решение следующих задач:
- популяризацию имиджевой стратегии города среди городского сообщества;
- максимизацию числа сторон, заинтересованных в имиджевом позиционировании Петропавловска-Камчатского;
- стимулирование активного участия заинтересованных сторон в проведении маркетинга;
- эффективное распределение «ролей» между участниками проекта в проведении маркетинга.
Возможные мероприятия направления:
1. Организация серии публичных обсуждений имиджевой стратегии с максимальным вовлечением всех слоев городского сообщества с целью информирования населения о «запуске» проекта; сбора дополнительных предложений, идей, проектов, которые могут быть представлены для реализации маркетинга сторонними участниками; стимулирования влиятельных сторон участвовать в проекте через демонстрацию их выгод от его выполнения.
2. Анализ заинтересованных сторон. Для выявления и определения степени влияния на ситуацию различных социальных интересов используется такой метод, как анализ заинтересованных сторон. Анализ заинтересованных сторон позволяет определить:
- стороны, заинтересованные и не заинтересованные в проведении маркетинговых действий;
- степень их заинтересованности;
- степень влияния тех или иных сторон на возможность реализации маркетингового проекта;
- и самое главное - стратегию работы с каждой из групп интересов для минимизации рисков маркетингового проекта и максимального учета интересов всех горожан.
3. Определение форм участия заинтересованных сторон в маркетинге города. По итогам анализа заинтересованных сторон экспертный совет разрабатывает план работы с каждой из выявленных групп интересов. Для заинтересованных сторон - вовлечение в реализацию маркетинга. Для незаинтересованных сторон (при наличии таковых) - убеждение полезности маркетинга для их интересов, предложение компенсирующих благ.
На данном этапе работы проводятся консультации с заинтересованными сторонами о том, в каких формах они могли бы участвовать в реализации маркетинга города. Некоторые возможные формы участия: создание креативных групп, организация целевых встреч с отдельными сегментами целевой аудитории (студенты вузов и т. п.).
4. Определение агентов влияния города. Практически каждый город, в том числе и Петропавловск-Камчатский, имеет своих знаменитостей - уроженцев, выпускников местных вузов, которые добились больших успехов в той или иной сфере деятельности, стали известными
и влиятельными людьми в стране и за рубежом. Эти категории людей в рамках маркетинга
города могут использоваться в качестве своеобразной агентуры влияния города. Каждый из них, сохраняя связь с родным городом, может, так или иначе, содействовать продвижению, лоббированию его интересов. Пользуясь своим политическим весом, популярностью или финансовыми возможностями, эти агенты влияния часто помогают городу в привлечении инвестиций, поиске целевой аудитории, раскрутке городских брендов, продвижении товаров и услуг.
Первый этап работы - определение состава потенциальных агентов влияния города. Далее -выход на контакт с ними и информирование их о стратегии развития города и проекте имиджевого позиционирования, и наконец, распределение «заданий» каждому из агентов влияния
в рамках реализации стратегических направлений имиджевой стратегии.
Наиболее распространенные формы участия:
- популяризация города, распространение информации о появлении имиджевой стратегии города и популяризация бренда города;
- поддержка интернет-ресурсов, посвященных городу;
- содействие администрации города в поиске средств для реализации стратегических инвестиционных проектов;
- содействие администрации в привлечении символических событий в городе;
- участие в подготовке рекламных и пропагандистских материалов о городе на этапе маркетинговой коммуникации;
- контакт с целевой аудиторией от лица города.
Если предыдущие мероприятия имиджевой стратегии определяли, каким городу быть в стратегической перспективе, то следующее направление - маркетинговая коммуникация -определяет, как продвигать город в информационном пространстве. В рамках медиапланирования определяется выбор методов коммуникации с целевой аудиторией, наиболее целесообразные способы воздействия на нее, информационные каналы, через которые будет осуществляться поставка информации.
Следует обратить внимание, что в рамках маркетинговой программы целесообразно «мягкое» медиа-планирование - предложение наиболее оптимальных вариантов и способов действия. Выбор же конкретного варианта будет определяться экспертной группой, которая сможет это сделать, зная реальные ресурсные возможности проекта.
Задачи направления включают в себя формирование благоприятного имиджа города в информационном пространстве, расширение присутствия города Петропавловска-Камчатского в Интернете, противодействие распространению недостоверной и негативной информации о городе, популяризация имиджевой стратегии города среди городского сообщества и целевой аудитории.
Соответственно в качестве мероприятий направления можно выбрать работу с целевой аудиторией, развитие городских интернет-ресурсов и организацию контррекламы -противодействия распространению негативного имиджа Петропавловска-Камчатского в информационном пространстве.
Символические события - основа формирования новостного потока в отношении города, который, в свою очередь, является основой формирования имиджа города. В первую очередь, они формируют внешний имидж города, но большое влияние оказывается и на местное сообщество.
Организация и проведение символических событий имеет особо важное значение для Петропавловска-Камчатского, поскольку можно развивать экономику событий как одну из отраслей специализации в рамках развития туристско-рекреационного комплекса. Проведение символических событий в Петропавловске-Камчатском должно обладать набором особых признаков: оно должно вписываться в имиджевую стратегию города, учитывать интересы целевых аудиторий, быть интересным для СМИ; его необходимо хорошо организовать, чтобы произвести сильное, яркое впечатление, и прежде всего на целевые аудитории маркетинга города.
На начальном этапе маркетингового проекта предлагается сфокусироваться на одном -максимум двух символических событиях, которые бы за счет своей регулярности со временем стали бы неотъемлемой частью имиджа города. Далее организация мероприятий может касаться таких событий, как:
- события, связанные с разработкой и презентацией имиджевой стратегии развития города;
- события, посвященные реализации стратегических направлений развития города: «запуск» и реализация приоритетных целевых программ, инвестиционных проектов;
- события и мероприятия, которые будут в рамках спортивных соревнований в зимних видах спорта;
- организация общегородских праздничных событий по календарным датам;
- корпоративные события: события, инициируемые городскими предприятиями и организациями (юбилеи предприятий, профессиональные праздники, дни продукта и т. д.).
Концепция данных мероприятий должна вписываться в задачи имиджевой стратегии города. Организация символических событий - идеальная форма частно-государственного партнерства на муниципальном уровне. Муниципалитет получает бесплатные маркетинговые события, а производитель реализует нестандартные приемы саморекламы при организационной поддержке муниципалитета.
Наконец, создание имиджевой стратегии муниципального образования должно осуществляться в рамках выбранных направлений развития, то есть необходимо осуществлять разработку согласованно с уже имеющимися проектами, с существующей системой приоритетных муниципальных целевых программ. Также необходимо, чтобы были откорректированы существующие программы при создании и реализации имиджевой стратегии, таким образом, чтобы они были согласованы по срокам, инструментам, исполнителям и средствам финансирования.
Согласно Генеральному плану развития Петропавловск-Камчатского городского округа обозначены следующие приоритеты развития города:
1. Развитие туризма в различных его формах (спортивный, экстремальный, конгрессный и т. д.), в том числе превращение Петропавловска в основной центр туристического бизнеса Камчатского края с соответствующей инженерной, информационной и финансовой инфраструктурой.
2. Модернизация транспортной инфраструктуры города, в том числе за счет включения в транспортные проекты федерального масштаба (строительство железной дороги; оборудование порта для обработки генерального груза, следующего маршрутами Северного морского пути; создание современного логистического центра).
3. Развитие местного промышленного производства готовой продукции за счет ресурсов, добываемых на территории Камчатского края (металлы, природный газ, водные биоресурсы), а также формирование инфраструктуры упорядоченной торговли данными ресурсами (создание рыбной биржи).
4. Превращение Петропавловска в региональную столицу (в том числе разработка и принятие регионального закона о статусе столицы Камчатского края) с соответствующими полномочиями и правами, а также соответствующее развитие инфраструктуры.
5. Создание условий, обеспечивающих устойчивый рост населения Петропавловск-Камчатского городского округа в предстоящем периоде, а также развитие городской среды, социальной сферы, инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищного строительства и иных компонентов, необходимых для стабильности данного процесса [3].
В связи с вышеизложенным, разработка имиджевой стратегии Петропавловск-Камчатского городского округа должна осуществляться в рамках выбранных направлений развития, то есть необходимо позиционировать город как современную региональную столицу, обеспечивающую создание условий для устойчивого развития городской среды и успешно сочетающую в себе функции промышленного, транспортного и туристического центра.
Реализация выбранных приоритетов развития должна осуществляться также в рамках единой информационной политики города. Поэтому реализация имиджевой стратегии должна соблюдать принципы приоритетного формирования и использования информационных ресурсов для решения задач деятельности городской администрации, а также в интересах жителей города, иных лиц и организаций, находящихся на территории муниципального образования; обеспечения прав граждан на доступ к информационным ресурсам города, иных прав и свобод в области информации; свободы доступа к официальной информации о деятельности органов городской администрации, о принимаемых ими решениях, а также к иным информационным ресурсам,
не относящимся к категории информации с ограниченным доступом; обеспечения
совместимости информационных систем города между собой с информационными системами других городов и субъектов РФ; сокращения бумажных форм документирования, перевод информационного обмена на безбумажные формы на основе развития электронного документооборота и использования общедоступных информационных сетей и выполнения всеми участниками отношений
в области информатизации норм и правил защиты информации, информационной безопасности, охраны объектов интеллектуальной собственности.
Для оценки эффективности маркетинга разработано множество инструментов и методик, большая часть которых настолько сложна, что это либо отбивает у маркетологов желание их применять, либо приводит к их некорректному использованию. Однако при оценке маркетинговой деятельности можно обойтись и без сложных формул и приемов, если начать с главного - выстроить стратегию и цели кампании. Система целей и задач, призванная транслировать стратегию муниципального образования в конкретные действия, может достаточно успешно помочь в оценке этих самых действий и маркетинга в целом. И, безусловно, в соответствии с заданным курсом необходимо определить показатели эффективности проекта.
Успех в формировании имиджа территории в первую очередь зависит от того, насколько удачно имидж определенной территории, сознательно формируемый местными органами самоуправления, будет соответствовать, с одной стороны, ее объективным качествам, а с другой - ожиданиям и запросам потребителя (туриста, инвестора, переселенца). Специалисты приводят следующие параметры, определяющие имидж города [5]:
- качество жизни - наличие жилья для различных социальных групп населения, социальные услуги, качество продуктов питания, сооружения для отдыха, уровень и доступность образования, лечения;
- кадровые ресурсы - подготовка, повышение квалификации, адаптация к новым условиям и требованиям;
- инфраструктура - транспорт, связь, средства передачи данных, гостиницы, бытовые услуги и пр.;
- высокие технологии - способность территории развивать и поддерживать высокотехнологичные отрасли, обновлять существующую базу;
- капитал - масса капитала, сконцентрированная на территории в виде собственных и привлеченных средств;
- контролирующие органы - рациональность, мобильность, эффективность, честность, отсутствие бюрократизма;
- инфраструктура бизнеса - доступность и уровень услуг в области консалтинга, аудита, рекламы, права, информации, public relations, институциональные условия осуществления сделок с титулами собственности;
- власть - команда личностей, компетентность членов команды, нестандартность идей, стиль принятия решений, прозрачность законотворчества, отношение к социальным проблемам.
Вместе с тем надо иметь в виду, что перечисленные компоненты имиджа города, несмотря на свою почти безусловную универсальность, в разной степени востребуемы и по-разному могут быть дополнены в зависимости от адресатов коммуникации, целевых сегментов потребителей в маркетинге города.
Управление имиджем города может и должно быть нацелено не только на привлечение или, наоборот, отторжение определенных категорий внешних для него субъектов, но и на завоевание авторитета, притяжение собственного населения.
Идентификация территорий выражается следующим набором ключевых компетенций [5]:
- способность производить товар и услуги в сфере материального производства на уровне высших мировых стандартов;
- способность создавать и продавать новые знания, новые технологии, наукоемкие производства и технологии;
- способность создавать и продавать услуги в сфере коммуникаций и коммутаций материальных, информационных и финансовых потоков;
- эффективное управление городом как единой системой, нацеленное на достижение общих целей ведущих групп влияния;
- сотрудничество, то есть способность эффективно выявлять и согласовывать интересы
различных групп влияния, стратегических партнеров и на этой основе формулировать общие цели
и стратегии их достижения;
- жизнеобеспечение, то есть способность создавать среду обитания, удовлетворяющую и превосходящую ожидания представителей ведущих групп по совокупности важных для них аспектов качества жизни;
- единой методики стратегического планирования развития города пока не выработано, однако можно выделить ряд важных этапов в процессе идентификации территории и составления стратегического плана ее развития.
На сегодняшний день важнейшими показателями при определении рейтинга города являются его экономическая база, ее рост и диверсификация [8]. Оценить успешность реализации маркетинговых мероприятий в рамках имиджевой стратегии можно с помощью единой международной шкалы, включающей такие позиции, как экономические условия (демографическая ситуация, структура местного хозяйства, перспективы роста); организационная и административная структура (отношения между различными уровнями власти, баланс доходов и расходов, системы управления); финансовая гибкость и результаты деятельности (уровень ликвидности, объемы долговых обязательств, размеры забалансовой задолженности).
Литература
1. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. - 2-е изд. - СПб: Питер, 2006. - 416 с.
2. Николаева Н.А. Конкурентоспособность города: взгляд зарубежных ученых // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - № 6 (26). - С. 69-76.
3. Генеральный план развития Петропавловск-Камчатского городского округа [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.pkgo.ru
4. Арженовский И.В. Маркетинг регионов [Электронный ресурс]. ИКЬ:
http://www.geoflex.ru/library/publications/city-s_marketing/region-s_marketing
5. Жердева О.В. Роль маркетинга в идентификации территорий [Электронный ресурс]. ИКЬ: www.dis.rU/library/market/archive/2006/2/4071.html
6. Мещеряков Т.В. Имидж города как стратегический фактор эффективного маркетинга территории [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=25942.
7. Орлова Т.М. Программа продвижения города как метод коммуникационного менеджмента [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.koism.rags.ru/publ/articles/33.php
8. Панкрухин А. П. Маркетинг в государственном управлении: страна, регион, город [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.koism.rags.ru/publ/articles/33.php