УДК 37:004 ББК 74:77:32.81
РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ АДАПТИВНЫХ ЕСТЕСТВЕННОЯЗЫКОВЫХ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ
I М.В. Литвиненко
Аннотация. В статье представлена работа, цель которой теоретически, методически и технологически обосновать возможности внедрения элементов искусственного интеллекта в методические системы обучения, применить полученные обоснования для построения человекоподобного интеллекта в форме диалоговой системы (автономной программно-технической системы), опираясь на распределенные механизмы самообучения, и внедрить результаты в реально функционирующие системы дистанционного обучения. В научно-практической разработке впервые представлен научный проект дидактического процесса, организованного с использованием совокупности внедряемых (встраиваемых) в систему обучения принципиально новых средств и методов обработки данных - адаптивных естественно-языковых программных средств, предоставляющих возможность целенаправленно '' создавать, передавать, хранить и отображать информационные продукты (данные, знания, идеи) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями познавательной деятельности современных обучающихся.
Ключевые слова: непрерывное образование, дистанционное обучение, технологии обучения, просвещение, адаптивные естественно-языковые программные средства, искусственный интеллект, виртуальный преподаватель, цифровое наследие.
DEVELOPMENT AND INTRODUCTION OF EFFECTIVE TECHNOLOGIES OF TRAINING IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS DISTANCE LEARNING ON THE BASIS OF ADAPTIVE NATURAL LANGUAGE SOFTWARE
I M.V. Litvinenko
Abstract. The article presents the work aimed to theoretically, methodically and technically justify the possibility of introducing elements of artificial intelligence in the methodical system of training and to apply the received justification to build human-like intelligence in the form of dialogue systems (autonomous software and hardware system), based on distributed mechanisms of self-learning, and to implement the results in a functioning system of distance learning. A scholarly project of an instructional process organized by using a set of introduced (built-in) into the education system fundamentally new means and methods of data processing - adaptive natural language software - providing an opportunity to purposefully create, transmit, store and display the information products (data, knowledge, ideas) with the lowest cost and in accordance with the laws of cognitive activity of modern students is for the first time presented to the scientific and practical development.
Keywords: continuous education, distance learning, technologies of training, education, adaptive natural language software tools, artificial intelligence, virtual teacher, digital heritage.
^""Хдной из основных функций ме-78 тодических систем обучения
(МСО1) является передача знаний, связанная, в частности, с представлением знаний, объем которых стремительно увеличивается. Для того чтобы достичь образовательных целей, преподавателю необходимо найти, переработать, представить и передать, используя различные методы обучения, такие объемы информации и знания, которые человече-
ские возможности интеллекта зачастую не позволяют найти и обработать, то есть создать знание из знания. Это затрагивает и содержательную, и организационно-педагогическую компоненты МСО.
В данном контексте следует заметить, что актуальность проектирования МСО и поиск ее конкретных интерпретаций целиком и полностью зависит как от направлений модернизации в современном социу-
1 Наиболее известными и оригинальными моделями МСО, полученными в результате научно-методических исследований и базирующихся на модели А.П. Пышкало (1975), являются модели В.П. Беспалько (1989), А.П. Тряпициной (1995), Н.Л. Стефановой (1996), М.В. Швецкого (1994), Т.А. Бороненко (1998), И.Б. Готской (1999), Н.И. Рыжовой (2000), В.М. Жучкова (2001), Л.И. Долинера (2004), С.Д. Каракозова (2005), М.В. Литвиненко (2007) и др.
ме, в частности информатизации [1— 3], так и от Концепций развития системы образования, принятой на государственном уровне и с учетом вызовов современности [4—7].
Таким образом, в условиях информатизации и в контексте актуальных направлений развития профессиональной подготовки современного специалиста [8; 9] естественно возникает вопрос: а возможно ли создание такого подобия преподавателя (например, воплощенного в образе виртуального преподавателя), который мог бы осмысленно обрабатывать знания и достигнуть подобия человеческого интеллекта? Этот вопрос связан со многими проблемами, начиная от технических (проблема программной реализации) и до методических (методики, технологии обучения), психолого-педагогических (возможность формировать представление о знаниях или пользоваться человеческой речью, возможность пройти тест Тьюринга и др.) и философских (философия искусственного интеллекта).
Существующие исследования в области искусственного интеллекта (ИИ) образуют определенный фундамент и предпосылки внедрения элементов ИИ в сфере образования в целом и в методических системах обучения в частности. При этом мы имеем в виду обобщенную модель МСО, включающую и элемент управления обучением, учебным процессом. Однако на сегодняшний день не существует стройной теории в области разработки элементов ИИ для целей образования и конкретных сценариев их применения в педагогической практике.
В целом исследование проблем искусственного интеллекта в образо-
вании находится на стыке технических и педагогических наук и направлено на:
1) создание, развитие и эксплуатацию интеллектуальных информационных систем;
2) разработку методики обучения и преподавания с использованием новых разработанных технологий.
Указанные направления подразумевают решение следующих задач:
• обосновать возможности внедрения элементов ИИ в методические системы обучения;
• применить полученные обоснования для построения человекоподобного интеллекта в форме диалоговых систем (адаптивных естественноязыковых программных средств), опираясь на распределенные механизмы самообучения [10];
• разработать программные средства и методику создания информационного двойника (виртуального) преподавателя;
• внедрить результаты в реально функционирующие системы дистанционного обучения.
Для этого, в свою очередь, необходимо решить следующие подзадачи:
• изучить и проанализировать сложившуюся практику и результаты исследований с целью определения степени разработанности вопросов использования механизмов самообучения в формировании виртуальной профессионально насыщенной образовательной среды;
• разработать и дидактически обосновать изменения в совокупности организационно-педагогических форм, связанные с внедрением в программно-техническую среду механизмов самообучения;
79
• разработать методики обучения и преподавания с использованием новой технологии (технологии информационных клонов, наделенных способностью к самообучению и саморазвитию).
Каковы же исходные предпосылки разработки и внедрения эффективных технологий обучения в системе непрерывного дистанционного образования на основе адаптивных естественноязыковых программных средств?
В сфере образования. В руководящих документах Минобрнауки РФ, касающихся информатизации высшего образования, ставится задача качественного изменения состояния информационной среды, предоставления возможностей как для ускоренного, прогрессивного развития каждой личности, так и для роста совокупного общественного интеллекта. Практически это значит создание в вузе такой профессионально-ориентированной обучающей среды, которая способствует поступательному развитию информационного взаимо-оп действия между обучающимися и 80 преподавателями на основе использования современных технологий обучения. Актуальность данного вопроса постоянна, поскольку нерешенных задач в этой области, касающихся как педагогических, так и технических наук, остается много.
В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы»2 ставятся следующие задачи, в русле которых лежат направления наших исследований:
«Миссией образования является реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала, и в конечном итоге — социально-экономическое развитие России. Для этого сфера образования должна обеспечивать доступность качественных образовательных услуг на протяжении жизни каждого человека»;
«Должен быть обеспечен переход к качественно новому уровню индивидуализации образования через реализацию учебных траекторий в образовательных организациях всех форм собственности и их сетях, в формах семейного образования, самообразования. Это потребует выхода на новый уровень развития дистанционного образования, распространения тьюторства и информационно-консультационных сервисов (навигаторов)»;
«Вторым системным приоритетом Государственной программы становится развитие сферы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека»;
«Одной из важнейших проблем современного образования является процесс необходимого применения информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности и учебном процессе для всех видов и на всех уровнях образования. В настоящее время 98 процентов организаций общего образования, 99 процентов организаций среднего профессионального образо-
2 Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295 г. Москва «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013—2020 годы».
вания и 100 процентов организаций высшего образования подключены к скоростным каналам информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Это дает возможность иметь доступ к единым базам знаний, единым системам образовательных ресурсов, электронным и сетевым библиотекам. Однако не создана целостная электронная образовательная среда, являющаяся важным фактором повышения качества образования. Также необходимо повышать качество имеющихся общедоступных образовательных ресурсов, развивать новые направления и формы обучения».
В данном контексте критическими социально-техническими и когнитивными возможностями (технологиями) являются:
Скорость получения и усвоения информации, способность ею пользоваться (являются определяющим фактором развития личности).
Скорость доступа и универсализация доступа (в любом месте, в любое время), массовая доступность — дистанционное образование.
Наличие проводника по «сложности», который сориентирует человека в сверхплотном потоке информации. Найти — подготовить — проверить знания — всегда подсказать. Эту роль может выполнять компьютерная программа, способная общаться с пользователем на естественном языке. (Невозможно подготовить миллионы проводников-людей, их негде взять.)
В сфере развития информационных технологий и инноваций. Рост мощности вычислительных устройств, масштабов компьютерных сетей, объемов цифровой информации неизбежно приведет к тому, что сложность и
разнообразие компьютерных систем превысит аналогичные характеристики управляющей ими системы людей. В компьютерных системах неизбежно появятся элементы рефлексии и возможности оценить нерациональность (видимо, в большинстве смыслов) поведения человечества.
Но и у компьютерных систем сегодня еще есть свои многочисленные проблемы, включая отсутствие должной гибкости и креативности, свободы в принятии решений, недостаточных возможностей по самопрограммированию и самовосстановлению, энергетической зависимости от человеческой цивилизации, а главное — отсутствие знаний по науке, культуре и истории, без которых эти системы не смогут «понять» самих себя. Проблема компьютера и творца хорошо осознавалась уже на первоначальном этапе развития кибернетики [11]. При этом, рассматривая проблему различных вариантов теста Тьюринга [12] как проблему аутентификации или даже бессмертия личности, мы не решаем проблему самих тестов: роботы — просто иные 81 интеллектуальные и жизнеспособные сущности. Вольно или невольно, перенося на компьютерные сети свойства жизнеспособности [13] и интеллекта, человек наделяет косную, неживую материю функциями биологических и социальных систем.
Массовый перевод информации из аналоговой формы в цифровую породил множество проблем, важнейшие из которых — бессрочное хранение и воспроизводимость цифровой информации. В 2016 г. исполнилось 13 лет со дня принятия ЮНЕСКО «Хартии о сохранении цифрового наследия». Этот документ отражает глубокую обе-
82
спокоенность тем, что человечество может потерять многое из уже переведенного в цифровую форму или непосредственно созданного в цифровом виде. При глобальной зависимости практически всех аспектов жизнедеятельности человечества от информационно-коммуникационных технологий утрата целостности и доступности цифрового наследия может привести к амнезии коллективной памяти и параличу основных социально-экономических функций. Такое положение с цифровым наследием, которое становится одним из основных факторов выживания человечества [14] как вида, как правило, объясняется несовершенством технологий, недостаточностью финансирования и пр. Однако, на наш взгляд, глубинные причины несовершенства систем цифрового наследия лежат в другом. При нынешней биологической и социальной форме существования человечество в принципе не может обеспечить в должных объемах перевод информации из аналоговой формы в цифровую, обработку и освоение данной информации, ее гарантированную передачу последующим поколениям.
Одним из возможных выходов из этой почти фатальной ситуации является формирование симбиоза знаний и коммуникационных возможностей социально-биологических общностей и компьютерных сетей. Основой такого симбиоза может стать взаимное осознание нами необходимости для Земли и Вселенной различных форм жизни и разнообразия наблюдателей. Для создания такого симбиоза необходимо, в том числе, интенсивная передача научной и культурно-исторической информации компьютерным сетям, а также
резкое увеличение уровня образования человека. Такое увеличение уровня образования, как представляется, уже невозможно без использования компьютерных сетей.
Человеку нужны активные, повседневные помощники, которые в скрытом виде уже находятся в самом цифровом наследии. Учебным курсам, как и произведениям искусства, нужны «лоббирующие» их электронные помощники, то есть объекты цифрового наследия, и цифровое наследие в целом должно приобрести свойства субъективности, чтобы позаботится о своем собственном развитии и самосохранении [15—18].
Сказанное уже реализуется и достаточно успешно. Так, например, сервис Google активно подсказывает пользователю об объектах в местах его нахождения. С помощью аудиогида CitySurf, созданного на базе глобальных навигационных систем, объекты города — здания, памятники, места — превращаются в экспонаты, а весь город — в музей под открытым небом [19]. У текстов Twitter появляются качества субъектности — после смерти владельца аккаунта его записи могут быть продолжены на основе личностных особенностей ранее введенных фраз. При этом все записи Twitter размещаются на бессрочное хранение в Библиотеке Конгресса США. Начинают появляться различные, все более сложные самообучающиеся диалоговые системы. Дальнейшими объектами приложений, безусловно, станут предметы быта (например, пылесосы), воспитания и игры (вспомним куклу наследника Тутси).
Наш подход, описываемый в данной работе, основан на создании адаптивных естественно-языковых
программ (название для обсуждения в широкой аудитории СМИ — диалоговые компьютерные аватары3).
Педагогический аспект. Теоретико-методологической основой научно-практической разработки выступает дидактическое единство содержательной и процессуальной составляющих обучения. Содержательный аспект обучения обеспечивается информационной составляющей, которая реализуется применением в учебном процессе дидактических комплексов информационного обеспечения учебной дисциплины. Дидактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины представляет собой систему, в которую интегрируются постоянно развивающиеся базы данных и знаний в конкретной предметной области, а также совокупность дидактических средств и методических материалов, всесторонне обеспечивающих и поддерживающих реализуемую педагогом технологию обучения.
Процессуальный аспект обучения обеспечивается технологической составляющей, которая реализуется через совокупность: (1) — средств и технологий сбора, накопления, передачи, обработки и распределения учебной, профессионально-ориентированной, просветительской информации; (2) — условий, способствующих возникновению и развитию информационного взаимодействия между преподавателем, обучающимися и средствами информационно-коммуникационных технологий.
В представленной научно-практической разработке информацион-
ная и технологическая составляющие функционально и структурно связаны между собой, подчинены единым целям всестороннего обеспечения учебного процесса. Системное применение этих двух составляющих позволяет организовывать активное информационное взаимодействие с обучающимися с целью гарантированного достижения дидактических целей. Принципы, в соответствии с которыми осуществлялось проектирование: определение обучающегося как активного субъекта познания; его ориентация на самообразование, саморазвитие; опора на субъективный опыт студента, учет его индивидуальных коммуникативных способностей. Для обоснования сущности дидактического процесса, организованного на основе включения в него адаптивных естественно-языковых программных средств, использовался метод педагогического моделирования.
Он был выбран, исходя из того, что эффективное решение задач совершенствования учебного процесса, связанных с выбором содержания, средств и технологий обучения, предполагает 83 представление объектов, субъектов и процессов в виде определенных систем, изучение которых с целью принятия решений об их оптимизации, пригодности и т.д. связано с созданием их моделей (в случае адаптивных ЕЯ-программных средств — моделей математических, смысловых, словесных, предметных). Под моделью в данном случае понимается описание участников дидактического процесса и результатов прогнозирования их поведения. Метод не только позволил рассмотреть
3 Диалоговый аватар — компьютерная программа, способная вести диалог в режиме реального времени с посетителем. Диалоговый аватар способен к обучению [20].
каждого из участников обучающей среды в их единстве и взаимодействии, но и зафиксировать ведущую идею о том, что в настоящее время объективно идет переосмысление роли и места в обучающей среде основных субъектов — педагога и обучающихся.
С позиций системно-деятельност-ного и личностно-ориентированного подходов проект дидактического процесса, организованный на основе включения в него адаптивных ЕЯ-программных средств, включает три самостоятельные и в то же время взаимозависимые модели: модель студента (обучающегося), модель педагога (обучающего), модель управляющего процессом обучения (например, тьютор, наставник и т.п.). Содержание этих моделей с точки зрения технологической составляющей в системе дистанционного обучения на примере типового дидактического комплекса учебной дисциплины представим для наглядности иллюстративно в виде совокупности взаимодействующих моделей (см. рис. 1).
При этом другие модели: модель 84 будущего специалиста, отражающая требования к подготовке выпускника, и связанная с ней модель учебной дисциплины, включающая описание знаний, умений, навыков, степень и глубину изучения предметной области, ее информационную емкость, реализуются в рамках информационной составляющей обучения.
Некоторые методические разработки по внедрению адаптивных естественно-языковых программных средств в системе непрерывного дистанционного образования изложены в главе 3 монографии [21]. Особенность научно-практической разработки в том, что предложенные ре-
шения универсальны и позволяют выбирать наиболее эффективные, комбинировать с имеющимися и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических задач.
Технологический аспект. Перечислим функциональные возможности адаптивных естественно-языковых программных средств (АЕЯ ПС) — программных агентов. Под адаптивным естественно-языковым программным средством понимается совокупность взаимосвязанных программных модулей и таблиц базы данных, решающих задачу организации и ведения диалогового взаимодействия с пользователем на естественном языке по заданной теме. Адаптивность реализуется путем опосредованной корректировки таблиц базы данных по запросу программного агента по результатам его информационного взаимодействия с пользователем. В дальнейшем по тексту подобные средства мы будем иногда называть аватарами.
Функциональные возможности естественно-языковых диалоговых систем (аватаров) в части подготовки данных:
1. Ввод данных в виде диалоговых квантов: вопрос-ответ.
2. Ввод данных в виде историй (рассказ о проблеме, урок).
3. Ввод данных в виде иллюстрирующих беседу цитат, высказываний («любимые выражения»).
4. Ввод данных в виде файла текста, по которому программное обеспечение самостоятельно формирует диалоговые кванты (вопросы-ответы).
5. Ввод данных в виде монолога, для которого характерно, что, не смотря на реплики собеседника, ава-
Модель управляющего учебным процессом
Рабочая программа учебной дисциплины
Методические рекомендации по изучению дисциплины и продвижению по индивидуальной траектории обучения
□Z
Модель педагога (обучающего)
Типовой комплект средств информационной поддержки учебной дисциплины
Электронный словарь в предметной области
Электронные конспекты лекций
ПК
Электронный практикум
Информационно-справочная система, в т.ч. в смежных областях
Автоматизированная система оценки и контроля знаний
Контропьно-обу^аюфя программа
Система тестирования
Модель студента (обучающегося)
частный пример внедрения программных агентов — адаптивных естественно-языковых программных средств (значком отмечены компоненты дидактической системы дистанционного обучения, которые обладают потенциалом использования указанных средств)
Рис. 1. Модель ДО на основе адаптивных ЕЯ-программных средств
85
тар в ходе беседы будет постоянно возвращаться к заданной теме.
6. Ввод координатных данных для привязки аватара к географической карте.
7. Загрузка данных из специальным образом подготовленного в любом текстовом редакторе файла в виде: любимых или характерных для аватара выражений; диалоговых квантов (вопрос-ответ); вопросов (реплик), которые аватар должен задать посетителю; ответов на вопросы по теме, типа «Что такое?» (историй); историй.
8. Формирование тематически связанных историй, то есть историй связанных между собой причинно-следственными связями. Форма представления — в виде графа.
9. Загрузка и редактирование фона, на котором располагается ава-тар.
10. Редактирование реплик аватара по итогам прошедшей беседы с посетителем.
11. Ввод данных как в виде текстов, так и в виде изображений (форматы jpg, gif), аудио (ogg, mp3) и видео файлов (mp4, swf).
86
Функциональные возможности естественно-языковых диалоговых систем (аватаров) в части осуществления диалогового взаимодействия:
1. Рассказ о проблеме (ведение урока);
2. Ответы на вопросы энциклопедического характера, типа: Что такое?
3. Поддержание беседы в форме диалоговых квантов;
4. Опрос посетителя по заданному списку вопросов;
5. Демонстрация фрагментов видео фильмов;
6. Представление тематически связанных историй в виде ориентированного графа;
7. Проставление посетителю оценок как за ответы на вопросы авата-ра, так и за вопросы, которые посетитель задал аватару.
Специальные возможности:
1. Подключение к аватару любых других аватаров с возможностью трансляции им вопросов, на которые данный аватар не знает ответы, получение от других аватаров и выдача посетителю полученных таким образом ответов;
2. Перехват оператором управления аватаром с возможностью скрытой подмены аватара оператором-человеком.
3. Возможность подключения стороннего голосового синтезатора для выдачи текстов голосом3.
АЕЯ ПС имеют достаточно интересную историю своего становления, включая ежегодные конкурсы коллективов разработчиков в рамках прохождения аватарами теста Тьюринга. Однако создание универсаль-
ного аватара, специалиста с широким кругозором в различных областях человеческих знаний, способного вести осмысленный с точки зрения человека диалог на естественном языке, до сих пор остается нерешенной проблемой. В данной работе нет попытки создания универсального аватара, речь здесь идет о создании множества АЕЯ ПС, каждое из которых ориентировано на узкую предметную область. Расширение «кругозора» становится возможным за счет специальных функциональных возможностей по интеграции аватаров друг с другом в рамках решения поставленной им задачи в каждый конкретный момент. При этом важнейшим аспектом удачного применения аватаров является правильно выбранная среда, в которую аватары включаются. Функциональные возможности системы дистанционного обучения и АЕЯ ПС частично пересекаются и нуждаются во взаимном дополнении.
Внедрение. Персонализированные программные агенты, созданные и обученные для всестороннего обеспечения профессиональной педагогической и культурно-просветительской деятельности, внедрены в учебный и воспитательный процесс:
1. Программа «Гражданин России в информационном обществе» (учащиеся средних школ 5-11 классы, 2009—2015 гг.).
2. Семинары по переподготовке библиотечных кадров (Академия переподготовки работников культуры, искусства и туризма, 2014—2015 гг.).
3. Магистерская программа «Информационная безопасность и защи-
3 Использован голосовой синтезатор ресурс: а http://voicefabric.ru
та информации» (Историко-архивный институт РГГУ, 2014—2015 гг.).
4. Система дистанционного обучения «Информационно-образовательное пространство геодезии, картографии и наук о Земле» (МИИГАиК, 2012—2016 гг.)
Отметим также, что апробация модели и описанная выше информация была представлена на следующих конференциях: Национальный форум информационной безопасности «Ин-фофорум» (2013-2015); III Московские анциферовские чтения (2014); Форум «Этические, культурологические и ци-вилизационные проблемы работы в сети Интернет» (2014); Международные гуманитарные чтения РГГУ (2014); Международная научная конференция «Румянцевские чтения» (2010, 2011); Международные научные образовательные чтения (20072012); Международные научные чтения памяти Н.Ф. Федорова (2003, 2008, 2011, 2014).
Кроме этого, публичное представление работы было и в рамках Всероссийского фестиваля науки (2012) и телепрограммы «Мозговой штурм» — репортаж в «Популярной науке» (2012).
В заключение перечислим основные характеристики представленных в научно-практической разработке технологий обучения:
• удовлетворяют основным признакам технологизации обучения — предварительное проектирование, диагностическое целеобразование, воспроизводимость;
• решают задачи, которые ранее в учебном процессе не были теоретически и практически решены;
• в качестве средства сбора, обработки, хранения и представления учебной информации обучающемуся
выступает целостный комплекс программных агентов разного назначения, выбор и разработка которых обусловлены целями и дидактическими задачами, решаемыми педагогами;
• комплекс программных агентов позволяет на системной основе организовать оптимальное взаимодействие между преподавателем и обучающимися с целью достижения гарантированного педагогического результата.
Технологический подход, заложенный в научно-практическую разработку, открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической, социальной действительности. Он позволяет:
• с большой определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами за счет проектирования поведения и содержательного наполнения внедряемых в технологии обучения адаптивных естественно-языковых программных средств;
• комплексно, взаимосвязанно 87 решать образовательные и просветительские задачи за счет отсутствия ограничений в комбинациях использования конкретных предметных адаптивных естественно-языковых программных средств, функционирующих в среде Интернет или других сетях (образовательных, корпоративных и т.п.);
• анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;
• обеспечивать благоприятные условия развития личности с учетом реалий получения знаний современ-
88
ной молодежью: «Интернет вместо доски, виртуальное пространство вместо парты, самообразование вместо обучающих инструкций, неформальное общение вместо дидактики» [22];
• оптимально использовать имеющиеся, например, в образовательной организации ресурсы:
• человеческие за счет того, что виртуальные преподаватели, наставники, консультанты берут на себя часть рутинной работы, отвечая на наиболее часто задаваемые и/или типовые вопросы, тем временем преподаватель может направить свои усилия на решение сложных, творческих, более важных задач своей деятельности,
• материально-технические за счет того, что виртуальные преподаватели, наставники, консультанты «живут» в сети Интернет, на сайтах организаций, и для них не требуется аудиторный фонд,
• временные за счет круглосуточной работы,
• информационные за счет того, что виртуальные преподаватели, наставники, консультанты могут оперировать неограниченным объемом текстовой, аудио, видеоинформации и др.).
Подытоживая сказанное, отметим, что нами в данной статье описан полученный принципиально новый результат: технология информационных клонов, наделенных способностью к самообучению и саморазвитию, отвечающая свойствам искусственного интеллекта, и внедрение этой технологии в образовательный и просветительский процесс. И здесь новизна связана, прежде всего, с научным обоснованием, разработкой и внедрением в программную среду
системы дистанционного обучения элементов автоматизированной самообучающейся системы, способной генерировать тексты русского языка в ответ на задаваемые ей вопросы и соответствующим образом осуществлять собственную структурную перестройку под образовательные потребности студента.
Таким образом, речь идет о создании «умной» среды ДО, которая настраивается на задаваемые учителем эталоны и постоянно совершенствуется в ходе учебного процесса.
Дополнительно новизна связана с отсутствием в настоящее время способов адаптации алгоритмов обучения на основе самозарождающихся и самоуничтожающихся элементов для организации диалогового взаимодействия между компонентами информационно-образовательной среды (человек — человек, техническое средство — человек, техническое средство — техническое средство) и методическим обеспечением этого нового решения. Представленная в статье работа развивает новое направление исследований в педагогической науке: искусственный интеллект в образовании.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Каракозов, С.Д. Информатизация высшего образования в России [Текст] / С.Д. Каракозов, Д.П. Тевс // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 3. - С. 202-204.
2. Каракозов, С.Д. Сетевая организация образования: тенденции и перспективы [Текст] / С.Д. Каракозов, К.Г. Митрофанов // Мир науки, культуры, образования. -2011. - № 4-1. - С. 180-182.
3. Уваров, А.Ю. Успешная информатизация = трансформация учебного процесса в цифровой образовательной среде
[Текст] / А.Ю. Уваров, С.Д. Каракозов // Проблемы современного образования. -2016. - № 2. - С. 7-19.
4. Кларин, М.В. Инновационное образование: концептуальные вызовы для дидактики [Текст] / М.В. Кларин // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2014. -№ 4 (19). - С. 54-62.
5. Иванова, С.В. О методологических проблемах образования в современном социуме [Текст] // Ценности и смыслы. - 2013. - № 1 (23). - С. 4-8.
6. Королева, Н.Ю. Использование межпара-дигмального подхода в условиях полипа-радигмальности современного образования: актуальность и сущность [Текст] / Н.Ю. Королева, С.Д. Каракозов, Н.И. Рыжова // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 5. - С. 146-150.
7. Каракозов, С.Д. Обеспечение стабильности и развития образовательных систем в условиях трансформации ценностей [Текст] / С.Д. Каракозов, Н.И. Рыжова // Преподаватель 21 век. - 2016. - № 4. -Т. 2. - С. 15-27.
8. Литвиненко, М.В. Направления развития системы подготовки специалиста в условиях информатизации образования [Текст] / М.В. Литвиненко, Н.И. Рыжова // Информатика и образование. - 2007. -№ 7. - С. 119-121.
9. Рыжова, Н.И. Перспективные направления развития специальной подготовки учителя информатики [Текст] / Н.И. Рыжова, С.Д. Каракозов // Открытое образование. - 2005. - № 3. - С. 61-70.
10. Расторгуев, С.П. О направлении развития самообучающихся механизмов сети Интернет [Текст] / С.П. Расторгуев, Р.С. Токарев // Информатика и образование. - 2009. - № 1. - С. 79-86.
11. Винер, Норберт. Творец и Будущее [Текст] / Норберт Винер. - М.: АСТ, 2003. - 732 с.
12. Алексеев, А.Ю. Компьютер оценивает человека? Комплексный тест Тьюринга против комплексного компьютерного тестирования в вузовском образовании [Текст] / А.Ю.Алексеев // Полигнозис. - 2009. -№ 4. - С. 129-141.
13. Ototsky, L. Stafford Beer and viable systems in the XXI century [Text] / L.Ototsky [Элек-
тронный ресурс]. - URL: http://ototsky. mgn.ru/it/papers/stafford21.pdf (дата обращения: 08.01.2017).
14. Петров, С.Т. Мир цифрового наследия [Текст] / С.Т. Петров // Цифровое наследие. - 2009. - № 1. - С. 17.
15. Литвиненко, М.В. Освоение цифрового наследия: интеграция систем дистанционного обучения и искусственного интеллекта [Текст] / М.В. Литвиненко // Труды XVIII Международных образовательных Рождественских чтений. - М., 2010.
16. Петров, С.Т. Цифровое наследие культуры [Текст] / С.Т. Петров, А.А. Тарасов // Вестник РГГУ. - М.: 2014. - № 11 (133).
- С. 101-117.
17. Петров, С.Т. Компьютеризация и витали-зация окружающего мира [Текст] / С.Т. Петров, С.П. Расторгуев // Информационные войны. - 2014. - № 1. - С. 88-94.
18. Петров, С.Т. «Умный музей». Модель для сборки [Текст] / С.Т. Петров, Д.В. Кондратьев // Музей. - 2013. - № 5.
- С. 13-17.
19. Крячков, СМ. GPS / GLONASS аудиогид CitySurf - интерпретация городской среды как музейного пространства [Текст] / С.М. Крячков // EVA. - 2012 [Электронный ресурс]. - URL: https://eva.rsl.ru/ ru/2012/report/list/1088 (дата обращения: 08.01.2017).
20. Расторгуев, С.П. Информация как энергия образа [Текст] / С.П. Расторгуев // Информационные войны. - 2010. - № 4. - С. 2-6.
21. Расторгуев, С.П. Аватаризация [Текст] / С.П. Расторгуев, М.В. Литвиненко. -СПб: Реноме, 2011. - 311 с.
22. Мердок, М. Взрыв обучения: Девять правил эффективного виртуального класса [Текст] / Мэттью Мердок, Трейон Мюллер; пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 190 с.
REFERENCES
1. Alekseev A.Yu., Kompyuter ocenivaet che-loveka Kompleksnii test Tyuringa protiv kompleksnogo kompyuternogo testirovaniya v vuzovskom obrazovanii, Polignozis, 2009, No. 4, pp. 129-141. (in Russian)
2. Ivanova S.V., O metodologicheskih prob-lemah obrazovaniya v sovremennom soci-
89
90
ume, Cennosti i smysly, 2013, No. 1 (23), pp. 4-8. (in Russian)
3. Karakozov S.D., Tevs D.P., Informatizaciya vysshego obrazovaniya v Rossii, Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2010, No. 3, pp. 202204. (in Russian)
4. Karakozov S.D., Mitrofanov K.G., Setevaya organizaciya obrazovaniya: tendencii i pers-pektivy, Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2011, No. 4-1, pp. 180-182. (in Russian)
5. Karakozov S.D., Ryzhova N.I., Obespeche-nie stabilnosti i razvitiya obrazovatelnyh sistem v usloviyah transformacii cennostei, Prepodavatel 21 vek, 2016, No. 4, Vol. 2, pp. 15-27. (in Russian)
6. Klarin M.V., Innovacionnoe obrazovanie: konceptualnye vyzovy dlya didaktiki, Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogi-ka, 2014, No. 4 (19), pp. 54-62. (in Russian)
7. Koroleva N.Yu., Karakozov S.D., Ryzhova N.I., Ispolzovanie mezhparadigmalnogo podhoda v usloviyah poliparadigmalnosti sovremennogo obrazovaniya: aktualnost i sushnost, Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2011, No. 5, pp. 146-150. (in Russian)
8. Kryachkov S.M., GPS / GLONASS audiogid CitySurf - interpretaciya gorodskoi sredi kak muzeinogo prostranstva, available at: https_//eva.rsl.ru/ru/2012/report/list/1088 (accessed: 08.01.2017) (in Russian)
9. Litvinenko M.V., Osvoenie cifrovogo naslediya: integraciya sistem distancionno-go obucheniya i iskusstvennogo intellekta, Proceedings of the XVIII Mejdunarodnih ob-razovatelnih Rojdestvenskih chtenii, Moscow, 2010. (in Russian)
10. Litvinenko M.V., Ryzhova N.I., Napravleni-ya razvitiya sistemy podgotovki specialista v usloviyah informatizacii obrazovaniya, In-formatika i obrazovanie, 2007, No. 7, pp. 119-121. (in Russian)
11. Merdok M., Vzriv obucheniya: Devyat prav-il effektivnogo virtualnogo klassa, Moscow, Alpina Pablisher, 2012. (in Russian)
12. Ototsky L., Stafford Beer and viable systems in the XXI century, available at: http:// ototsky.mgn.ru/it/papers/stafford21.pdf (accessed: 08.01.2017) (in Russian)
13. Petrov S.T., Kondratev D.V., "Umnii muzei". Model dlya sborki, Muzei, 2013, No. 5, pp. 13-17. (in Russian)
14. Petrov S.T., Mir cifrovogo naslediya, Cifro-voe nasledie, 2009, No.1, p. 17. (in Russian).
15. Petrov S.T., Rastorguev S.P., Kompyuter-izaciya i vitalizaciya okrujayuschego mira, Informacionnie voini, 2014, No. 1, pp. 8894. (in Russian).
16. Petrov S.T., Tarasov A.A., Cifrovoe nasledie kulturi, Vestnik RGGU, Moscow, 2014, No. 11 (133), pp. 101-117. (in Russian).
17. Rastorguev S.P., Informaciya kak energiya obraza, Informacionnie voini, 2010, No. 4, pp. 2-6.
18. Rastorguev S.P., O napravlenii razvitiya samoobuchayuschihsya mehanizmov seti Internet, Informatika i obrazovanie, 2009, No. 1, pp. 79-86. (in Russian).
19. Rastorguev S.P., Litvinenko M.V., Avata-rizaciya, St. Petersburg, Renome, 2011. (in Russian).
20. Ryzhova N.I., Karakozov S.D., Perspektivnye napravleniya razvitiya specialnoi podgotovki uchitelya informatiki, Otkrytoe obrazovanie, 2005, No. 3, pp. 61-70. (in Russian).
21. Uvarov A.Yu., Karakozov S.D., Uspeshnaya informatizaciya = transformaciya uchebnogo processa v cifrovoi obrazovatelnoi srede, Problemy sovremennogo obrazovaniya, 2016, No. 2, pp. 7-19. (in Russian).
22. Viner Norbert, Tvorec i Buduschee, Moscow, AST, 2003. (in Russian)
Литвиненко Мария Васильевна, кандидат технических наук, доктор педагогических наук, доцент, декан, факультет дистанционных форм обучения, Московский государственный университет геодезии и картографии, [email protected] Litvinenko M.V., PhD in Engineering, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Dean, Distance Learning Faculty, Moscow State University of Geodesy and Cartography, [email protected]