Научная статья на тему 'Разработка и внедрение автоматизированной системы управления содержанием инфраструктуры железной дороги'

Разработка и внедрение автоматизированной системы управления содержанием инфраструктуры железной дороги Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
474
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ / RAILWAY INFRASTRUCTURE / ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT PROCESSES / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / LIFE CYCLE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Молдавер Владимир Ильич, Поздеев Александр Владимирович, Хает Илья Леонидович, Долгополов Сергей Вячеславович

Рассмотрены вопросы практической реализации автоматизированной системы управления содержанием инфраструктуры железной дороги на примере создания на Московской железной дороге Центра управления содержанием инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Молдавер Владимир Ильич, Поздеев Александр Владимирович, Хает Илья Леонидович, Долгополов Сергей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKING OUT AND IMPLEMENTATION OF RAILROAD INFRASTRUCTURE AUTOMATIC CONTENT MANAGEMENT SYSTEM

This paper consists the issues of practical implementation of an automated content management system of the railway infrastructure through the creation of the Moscow railway infrastructure content management center.

Текст научной работы на тему «Разработка и внедрение автоматизированной системы управления содержанием инфраструктуры железной дороги»

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации // Рос. газ. 2012. 39 с.

2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31 июн. 1998 г. №145-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс: Версия Проф. в локальной сети Иркут. гос. ун-та путей сообщения.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч. 3) от 26.11.2001 г. № 146-ФЗ с изм. 29.04.2008 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» в локальной сети Иркут. гос. ун-та путей сообщения.

4. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июл. 1998 г. №146-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы Консультант-Плюс: Версия Проф. в локальной сети Иркут. гос. ун-та путей сообщения.

5. «О банках и банковской деятельности» : Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 28.07.2012). Доступ из справ.-правовой систе-

мы КонсультантПлюс: Версия Проф. в локальной сети Иркут. гос. ун-та путей сообщения.

6. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» : Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 19.10.2011) : (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012). Доступ из справ. -правовой системы Консультант-Плюс: Версия Проф. в локальной сети Иркут. гос. ун-та путей сообщения.

7. Бурцев В. В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации. М. : Дашков и Ко, 2011. 496 с.

8. Кононенко В. А. Государственный финансовый контроль: мероприятия к совершенствованию. М. : Дело, 2011.

9. Химичева Н. И., Покачалова Е. В. Финансовое право. М. : Норма, 2007. 464 с.

10.Яковлева А. А. Государственный финансовый контроль: тенденции и проблемы. М. : МГУ, 2011. 474 с.

УДК 65.011.56

Молдавер Владимир Ильич,

начальник Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», г. Москва, тел. (499) 2660110

Поздеев Александр Владимирович, заместитель главного инженера Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», г. Москва, Россия

тел. (499) 2667615, e-mail: pozdeevav@mzd.ru Хает Илья Леонидович,

директор по развитию бизнеса ЗАО «Ай-ТЕко», г. Москва, тел. (499) 7771095, e-mail: haet@i-teco.ru

Долгополов Сергей Вячеславович, начальник отдела мониторинга и диагностики ДЦД ПХМосковской железной дороги -

филиал ОАО «РЖД», г. Москва, тел. (499) 6237415

РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕМ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

V.I. Moldaver, A. V. Pozdeev, I.L. Chaet, S. V. Dolgopolov

WORKING OUT AND IMPLEMENTATION OF RAILROAD INFRASTRUCTURE AUTOMATIC CONTENT MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация. Рассмотрены вопросы практической реализации автоматизированной системы управления содержанием инфраструктуры железной дороги на примере создания на Московской железной дороге Центра управления содержанием инфраструктуры.

Ключевые слова: инфраструктура железных дорог, процессы управления, жизненный цикл.

Abstract. This paper consists the issues of practical implementation of an automated content management system of the railway infrastructure through the creation of the Moscow railway infrastructure content management center.

Keywords: railway infrastructure, management processes, life cycle.

Введение

В настоящий момент предъявляются новые требования к качеству содержания инфраструктуры. Это связано с проводимым реформированием отрасли, созданием участков высокоскоростного и интермодального движения (запуска имиджевых для компании поездов Спутник, Аэроэкспресс, Сапсан), повышением требований к качеству перевозок со стороны пассажиров с точки зрения исполнения графика движения и комфорта [1, 2].

ш

В связи с этим растет интерес к повышению уровня технологической дисциплины исполнителей и снижению числа отказов по всем хозяйствам инфраструктуры.

I.Постановка задачи. Некоторые результаты исследования В статье описывается разработка и реализация автоматизированной системы управления содержанием инфраструктуры, как системы гарантированного исполнения технологических процессов содержания инфраструктуры, созданной с применением новых подходов, а так же с использование существовавших ранее, но забытых практик.

Первым ключевым решением, которое было реализовано, стала организация технологии сбора данных о состоянии объектов инфраструктуры.

В настоящее время информация собирается из различных источников и систем силами различных подразделений. А для эффективного содержания инфраструктуры руководителю необходимо знать всю информацию о каждом объекте -

от мониторинга, от средств диагностики, результаты осмотров, данные от специализированных систем. Пример технологии организации сбора данных о состоянии объектов инфраструктуры приведен на рис. 1.

Эта консолидированная информация особенно важна руководителю структурного подразделения для эффективного планирования работ и выдачи нормированного задания исполнителям. При этом в число планируемых работ попадает весь спектр задач - и ППРы, и устранение неисправностей, и исполнение различных поручений.

По каждой из задач руководитель цеха определяет срок и Исполнителя. Исполнитель получает четкие нормированные задачи на текущий день по технологии, показанной на рис. 2.

Проведенным анализом установлено, что жизненный цикл, а также процесс выдачи и исполнения заданий является подобным для всех хозяйств инфраструктуры. Исходя из этого нами была проведена унификация процессов исполнения плановых заданий, а также методов контроля

Рис. 1. Организация сбора данных о состоянии объектов инфраструктуры

Плановое задание руководителю цеха (ПД, ЭЧК, ШНС)

Список запланированных работ Срок

Выполнить ППР (осмотреть, проверить) 12.04.11 Иванов

Выполнить ППР (осмотреть, проверить) 15.04.11 Петров

Устранить отклонение 12.04.11 Иванов

Устранить отклонение 13,04.11 Козлов

Устранить отклонение 16.04.11 Сидоров

Исполнение поручения 12.04.11 Иванов

Нормированное задание Иванова (руководитель работ)

Список запланированным работ Срок Испол н ит ель

Выполнить ППР (осмотреть, проверить) 12.04.11 Иванов

Устранить отклонение

Исполнение поручения 12.04.11 Иванов

Общая норма времени 8 часов

Рис. 2. Технология назначение плановых заданий

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

их исполнения.

На рис. 3 показан полный жизненный цикл задания (цепочка снизу), а также унифицированный процесс - от выдачи задания, четкого порядка назначения исполнителей и вплоть до докладов об исполнении и проверки выполнения заданий.

Контроль исполнения технологических процессов осуществляется на всех уровнях управления - на уровне цеха, структурного подразделения, службы. На самом деле этот контроль включает в себя два вида контроля. Технологический контроль направлен на контроль соблюдения технологии работы. Этот контроль является специфическим для каждого из хозяйств. А кроме того, необходим контроль исполнения. Этот контроль является неспециализированным, относительно простым, но вместе с тем очень трудоемким. Крайне важно понимать весь спектр запланированных задач, их текущий статус, проблемы в исполнении задач (например, несоблюдение сроков) и своевременно вмешиваться в ситуацию. В идеальном варианте этот контроль должен быть упреждающим - для своевременного предотвращения негативного развития событий. При этом исполнение указанных контролирующих функций не должно быть излишне трудоемким - все основные функции контроля должны быть автоматизированы.

Одним из ключевых результатов работ стала разработка многоуровневого автоматизированного контроля выполнения заданий через мониторинг типовых процессов, организация которого показана на рис. 4.

Основной функцией созданной системы управления содержанием инфраструктуры является предоставление предприятиям единого инструмента и технологии планирования и контроля исполнения технологических процессов. Этот инструмент предоставляется руководителям всех уровней, а также исполнителям.

II. Практическая реализация системы управления

За сравнительно небольшой срок на Московской железной дороге был организационно создан Центр управления содержанием инфраструктуры из числа работников хозяйств: вагонного, пути, электрификации, автоматики и телемеханики, который объединил в себе отделы по мониторингу вышеперечисленных хозяйств и Единую диспетчерскую (рис. 5).

Центр управления содержанием инфраструктуры создан без увеличения общей численности работников хозяйств инфраструктуры. Основной функцией отделов мониторинга (рис. 6) Центра управления содержанием инфраструктуры

Рис. 3. Технология контроля этапов жизненного цикла заданий в системе управления содержанием инфраструктуры

Непр ерывный. объективный, постоянный, независимый

Дирекция (ЦУСИ)

Структурное подразделение

Выявление

отклонений,

назначение

ППР,

указаний

Упреждающий автоматизированный контроль

Технологический контроль

Назначение исполнителя и сроков выполнения

работ

Технологический контроль

Технологический контроль

Исполнитель

1-Й

Проверка Устранен ия отклонение, выполнения ППР, указаний

Исполнение запланированных работ

Доклад о

выполнении

Принята к исполнению

Выполнено Подтверждено

Рис. 4. Технология многоуровневого контроля исполнения технологических процессов

ш

является своевременное выявление предотказных состояний технических устройств хозяйств инфраструктуры и направление заданий на устранение выявленных предотказных состояний специалистам структурных подразделений.

Рис. 5. Единая диспетчерская Центра управления содержанием инфраструктуры Московской железной дороги

Рис. 6. Отдел мониторинга хозяйства автоматики и телемеханики в Центре управления содержанием инфраструктуры Московской железной дороги

Основной функцией Единой диспетчерской является диспетчеризация и контроль сроков выполнения всех назначенных работ по всем структурным подразделениям хозяйств инфраструктуры, а также оказание консультационной поддержки.

Были спроектированы и формализованы единые для всех хозяйств инфраструктуры регламенты управления планово предупредительными работами и устранения неисправностей. Интегрирована информация о данных визуальных осмот-

ров, работах по устранению предотказных состояний, поручениях и плановых работах в едином формате.

На основе концентрации в Центре информации об инцидентах - отступлениях от норм содержания технических средств инфраструктуры, выявленных в процессе их эксплуатации при осмотрах и проверках эксплуатационным штатом, средствами диагностики и мониторинга, а также уже возникших отказах, еще не приведших к потере пропускной способности (задержкам поездов), специалисты ЦУСИ в процессе работы выполняют задачи тотальной регистрации всех выявленных отступлений, установления диспетчерского контроля за устранением выявленных отступлений, обеспечения гарантированного устранения отступлений за счет процедуры закрытия инцидентов инициатором, назначения планово-предупредительных и внеплановых работ и контроля за их своевременным выполнением, анализа причин возникновения инцидентов и проблем, а также выработки управленческих решений по возникающим в инфраструктуре проблемам.

Для реализации поставленных задач в организационной структуре ЦУСИ при формировании предусмотрено три отдела: Отдел диспетчерского управления - Единая диспетчерская, Технологический отдел, Аналитический отдел.

Функции отделов ЦУСИ разделены следующим образом. Отдел диспетчерского управления - Единая диспетчерская решает задачи регистрации и направления в структурные подразделения дирекции инфраструктуры оперативных приказов руководителей железной дороги и дирекции инфраструктуры, контроля выполнения назначенных работ, предоставления оперативной отчетности руководству дирекции инфраструктуры и железной дороги о ситуации на железной дороге в части работы технических средств инфраструктуры. Технологический отдел разрабатывает и контролирует выполнение единой технологии работы хозяйств инфраструктуры по обслуживанию и ремонту технических средств, как без перерыва в движении поездов, так и в технологические «окна», предусмотренные графиком движения поездов либо специально разработанные. Функции аналитического отдела заключаются в проведения постоянного анализа состояния инфраструктуры, разработке мер по повышению надежности работы технических средств, предоставлении аналитической отчетности руководству дирекции инфраструктуры.

Для размещения ЦУСИ Московской дирекции инфраструктуры подготовлен зал на 48 рабочих мест, включая 4 рабочих места заместителей

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

начальников служб Дирекции инфраструктуры, выполняющих функции менеджеров единых процессов управления по всей Московской дирекции инфраструктуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящий момент работа Центра управления содержанием инфраструктуры позволяет иметь оперативную информацию о состоянии инфраструктуры как по каждому хозяйству, так и по всей дирекции инфраструктуры в целом, а также обеспечивать взаимодействие как отдельных хозяйств внутри дирекции инфраструктуры, так и смежных дирекций на полигоне железной дороги.

В целевом состоянии при процессно-ориентированном подходе к управлению Дирекцией инфраструктуры это позволит осуществлять единое управление организацией работ как в рамках одного хозяйства инфраструктуры, так и совместной работы структурных подразделений нескольких хозяйств инфраструктуры, управлять работой сторонних организаций, в том числе на базе аутсорсинга, а также организовывать взаимодействие со смежными Дирекциями.

В рамках этого подхода руководство железной дороги будет выполнять функцию координации работы смежных территориальных Дирекций на полигоне железной дороги, а руководство Центральной дирекции инфраструктуры - осуществлять единое управление их деятельностью (рис. 7).

Начальник железной дороги

Координация I

Центральные дирекции ОАО «РЖД»

Управление

Рис. 7. Реализация единых процессов управления в Центре управления содержанием инфраструктуры Московской железной дороги

По итогам работы в 2011 году Центр управления содержанием инфраструктуры, как подразделение органа управления Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги, обеспечил выявление 2 244 731 шт. предотказных состояний технических устройств - инцидентов, в том числе угрожающих безопасности движения поездов 23 096 шт., из них по хозяйствам инфраструктуры: пути - 1 387 560 шт. или 62 % от общего количества, в том числе угрожающих без-

опасности движения поездов - 18 885 шт. или 82 % от общего количества; электрификации и электроснабжения - 369 518 шт., или 16 % от общего количества, в том числе угрожающих безопасности движения поездов - 290 шт., или 1 % от общего количества; автоматики и телемеханики -438 783 шт., или 20 % от общего количества, в том числе угрожающих безопасности движения поездов - 3 757 шт., или 16 % от общего количества; вагонном - 48 870 шт., или 2 % от общего количества, в том числе угрожающих безопасности движения поездов - 164 шт., или 1 % от общего количества.

За указанный период было организовано устранение 2 135 786 шт. предотказных состояний технических устройств, или 95 % от общего количества выявленных по дирекции инфраструктуры, в том числе угрожающих безопасности движения поездов 23 096 шт. (100 %), в том числе по хозяйствам инфраструктуры: пути - 1 356 928 шт., или

98 % от выявленных; электрификации и электроснабжения - 337 957 шт., или 91 % от выявленных; автоматики и телемеханики - 392 307 шт., или 90 % от выявленных; вагонном - 48 576 шт., или

99 % от выявленных.

При этом в целом по Дирекции инфраструктуры было назначено 600 559 шт. планово-предупредительных работ по обслуживанию объектов инфраструктуры, из них по хозяйствам инфраструктуры: пути - 225 233 шт., или 38 % от общего количества; электрификации и электроснабжения - 227 595 шт., или 38 % от общего количества; автоматики и телемеханики -137 725 шт., или 23 % от общего количества; вагонном - 1 824 шт., или 1 % от общего количества. Из них с соблюдением плановых сроков было выполнено 495 499 шт. планово-предупредительных работ по обслуживанию объектов Дирекции инфраструктуры, или 83 % от общего количества запланированных, из них по хозяйствам инфраструктуры: пути - 177 869 шт., или 79 % от запланированных; электрификации и электроснабжения -182 837 шт., или 80 % от запланированных; автоматики и телемеханики - 132 971 шт., или 96 % от запланированных; вагонном - 1 822 шт., или 99 % от запланированных.

Заключение

Итогом практической реализации системы управления содержанием инфраструктуры явился перевод всех специалистов хозяйств на единую, сквозную технологию, что обеспечило значительное снижение потоков отказов. Так, по результатам первого года опытной эксплуатации системы среднее количество событий, связанных с нарушением правил безопасности движения при эксплуа-

ш

тации железнодорожного транспорта, по хозяйствам инфраструктуры сократилось на 30 %. При этом на 46 % снизилось общее количество отказов технических средств в инфраструктуре. Особо необходимо отметить тот факт, что время устранения отказов также значительно сократилось, в среднем на 15 %. Это позволяет сделать вывод о правильности выбранной стратегии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

1. Красковский Е. Я. Основы научной организации управления на железнодорожном транспорте. М. : Техинформ, 2007. 151 с.

2. Якунин В. И. Железные дороги России и государство : монография. М. : Научный эксперт, 2010. 432 с.

УДК 625.2

Белозерова Ирина Георгиевна,

старший преподаватель, кафедра «Управление эксплуатационной работой» Дальневосточный государственный университет путей сообщения тел. 8-914-192-26-28, e-mail: belozerova.khv@mail.ru

ДЕФИНИЦИЯ ПЛАНИРУЕМОЙ ПОГРУЗКИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНО-ВОДНОМ

СООБЩЕНИИ

I.G. Belozerova

THE DEFINITION OF PROPOSED LOADING IN THE INTERNATIONAL RAILWAY AND SEA TRAFFIC

Аннотация. Статья посвящена вопросам анализа и выполнения плана погрузки в международном железнодорожно-водном сообщении. Определены и рассмотрены проблемы, возникающие при перевозке грузов через российские порты, и причины их возникновения. Предложена методика определения планируемой погрузки на станции.

Ключевые слова: планирование, погрузка, смешанные виды транспорта.

Abstract. The article is devoted to the analysis and implementation of the loading plan in the international railway and by sea traffic. Problems associated with the transport of goods through Russian ports and their causes are identified and discussed. The method of determination of the proposed loading on the station station.

Keywords: planning, loading, mixed modes of transport.

Интеграция российских железных дорог в мировую транспортную систему определяет необходимость ведения бизнеса по международным стандартам, предполагающим высокий сервис и качество предоставляемых пользователям услуг, эффективную технологию транспортного обслуживания и высокий уровень организации работы. Для этого необходимо повысить привлекательность российских железных дорог для потребителей транспортной продукции за счет эффективного взаимодействия с другими видами транспорта при широком внедрении маркетинга и логистики.

В современных условиях хозяйствования ОАО «РЖД» строит свои отношения с другими видами транспорта и пользователями услуг железнодорожного транспорта на принципах взаимодействия и партнерства. В связи с этим важнейшим направлением является создание эффективных технологий международных перевозок внешнеторговых грузов.

Задача эффективности взаимодействия железных дорог и морских торговых портов с каждым годом становится все более актуальной. Российскими железными дорогами вложены значительные финансовые средства в развитие железнодорожной инфраструктуры, обеспечивающей работу российских портов. За последние годы много сделано в части регулирования тарифной политики, направленной на увеличение объемов перевозок грузов через российские порты. Однако на сегодняшний день несогласованность действий портовиков и железнодорожников не позволяет эффективно строить логистические цепочки и обеспечивать высокое качество транспортных услуг. Более того, отсутствие баланса в работе железных дорог и морских терминалов негативно сказывается на конкурентоспособности всей транспортной системы страны.

В этой связи первоочередными шагами должны стать формирование взаимовыгодных условий для совместной реализации комплексных мероприятий по налаживанию эффективного сотрудничества в сфере сбалансированного развития транспортной инфраструктуры, совершенствова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.