РАЗРАБОТКА И УТВЕРЖДЕНИЕ ВЕДОМСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В СУБЪЕКТАХ РФ ПО ЛЕСОУСТРОЙСТВУ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО ЛЕСОУПРАВЛЕНИЯ
Сергей Васильевич Шимов
Западно-Сибирский филиал ФГУП «Рослесинфорг», 630048, Россия, г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 137/1, первый заместитель директора - главный инженер, тел. (383) 314-55-17, e-mail: chimovsv@mail.ru
Анастасия Александровна Бочарова
Западно-Сибирский филиал ФГУП «Рослесинфорг», 630048, Россия, г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 137/1, помощник директора, тел. (383) 314-28-08, e-mail: b-anetsan@yandex.ru
В статье описывается алгоритм разработки ведомственной целевой программы субъекта РФ, которая является основным механизмом финансирования лесоустроительных работ (таксации) в современных условиях.
Ключевые слова: целевые программы, лесоустройство, таксация, эффективное лесо-управление, рациональное использование лесов.
DEVELOPMENT AND CONFIRMATION OF DEPARTMENTAL FORESTRY TARGET PROGRAMS IN R.F. SUBJECTS AS A MECHANISM FOR EFFICIENT RESOURCE MANAGEMENT
Sergey V. Shimov
Branch of the Federal State Unitary Enterprise «Roslesinforg» «Zapsiblesproject», 630048, Russia, Novosibirsk, 137/1 Nemirovich-Danchenko st., first vice director, main engineer, tel. (383) 314-55-17, e-mail: chimovsv@mail.ru
Anastasiya A. Bocharova
Branch of the Federal State Unitary Enterprise «Roslesinforg» «Zapsiblesproject», 630048, Russia, Novosibirsk, 137/1 Nemirovich-Danchenko st., assistant director, tel. (383) 314-28-08
The algorithm for departmental target program of R.F. subject development is described. This is to be used as a basic mechanism for financing forest management works (inventory) under current conditions.
Key words: target programs, forestry, inventory, efficient forest management, rational forest management.
В настоящее время без актуальной информации о состоянии земель лесного фонда и произрастающих на них лесов невозможно рациональное финансирование лесного и сопряженные с ним секторы экономики с целью сбалансированного регионального развития. Значительный вклад в решение этой задачи вносят работы по подготовке лесных планов субъектов РФ, лесохозяйственных регламентов лесничеств, проектов освоения лесов и по выбору приоритетных инвестиционных проектов. Информационную основу лесного планирования, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов обеспечивают материалы лесоустройства.
При этом значительные требования предъявляются к качеству материалов по учету, оценке и таксации лесов. Надо признать, что за последние 15 -20 лет отечественное лесоустройство утратило свой производственный и кадровый потенциал [1, 2]. В настоящее время около 50 % лесов имеют давность лесоустройства более 10 лет. Исключением является лесной фонд некоторых субъектов Российской Федерации (далее - РФ), входящих в зону ответственности филиала ФГУП «Рослесинфорг» «Запсиблеспроект». Ситуация ухудшилась из -за прекращения в 2007 г. проведения плановых лесоустроительных работ за счет средств федерального бюджета. Их отсутствие не позволяет актуализировать таксационные и картографические базы данных предыдущего лесоустройства, крайне необходимые для организации эффективного управления лесами.
Основные полномочия по управлению лесными ресурсами [3] делегированы органам государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений, а именно:
- разработка и утверждение лесных планов, лесохозяйственных регламентов, проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
- предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов;
- выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;
- организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;
- ведение государственного лесного реестра (далее - ГЛР) в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта РФ;
- осуществление на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах;
- установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.
Однако экономически эффективное, социально ответственное и экологически оправданного использование лесов может быть обеспечено только путем поэтапного освоения лесов с расстановкой приоритетных задач каждого региона в отдельности. Без актуальной и достоверной информации о лесах и лесных ресурсах реализовать это весьма проблематично.
В существующем правовом поле оптимальным вариантом обеспечения исполнительных органов государственной власти субъектов РФ указанной информацией является проведение лесоустроительных работ в рамках ведомственных целевых программ, содержащих объемные и финансовые показатели. Их разработка и утверждение предполагает детальный анализ имеющихся све-
дений о лесном фонде субъекта РФ, проводимых мероприятий на землях лесного фонда (лесоустройство, государственный кадастровый учет, мониторинг пожарной опасности в лесах, лесопатологический мониторинг, мониторинг использования земель и т.д.), обоснование целесообразности и необходимости осуществления планируемых работ, оценку ожидаемой эффективности и результативности решения проблемы. С учетом этого прорабатываются цели, задачи, целевые индикаторы и показатели, программные мероприятия, ожидаемые конечные результаты реализации программы и т.д. В таблице 1 приведены основные компоненты паспорта ведомственной целевой программы.
Таблица 1
Основные компоненты паспорта ведомственной целевой программы
№ п/п Наименование компонента Содержание компонента
1 Цели программы обеспечение исполнительных органов государственной власти субъекта РФ достоверной информацией о лесах и лесных ресурсах
разработка эффективной системы мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, направленной на их рациональное и неистощительное использование
2 Основные задачи определение количественных и качественных характеристик лесных насаждений
определение обоснованных объемов мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов
создание информационной базы данных по лесам, обеспечивающей ведение ГЛР, осуществление всех видов лесного мониторинга, формирование лесных участков для передачи их в аренду
выявление на местности лесных участков всех видов использования лесов независимо от юридического оформления права пользования
создание тематических лесных карт на земли лесного фонда, отражающие таксационные характеристики покрытых и не покрытых лесом земель, нелесных земель, проектируемые мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов
3 Целевые индикаторы и показатели обеспеченность материалами таксации лесов
обеспеченность картографической документацией
обеспеченность лесоводственно необходимыми и экономически обоснованными объемами мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов
4 Характеристика программных мероприятий таксация лесов и проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на территории лесничеств
составление таксационных описаний, ведомостей проектируемых мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в пределах участковых лесничеств
составление картографических материалов (лесных карт) в пределах участковых лесничеств и обзорной карты-схемы каждого лесничества
создание совмещенных информационных и картографических
баз данных на основе современных ГИС-технологий
установка в каждом лесничестве и участковом лесничестве автоматизированного рабочего места, предусматривающего использование современных лесных геоинформационных систем, включая обучение специалистов
внесение изменений в лесной план субъекта РФ и в лесохозяйственные регламенты лесничеств на основе актуализированной информации о количественных и качественных характеристиках лесов и запроектированных мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов
5 Сроки реализации программы 3 года
6 Объем финансирования рассчитывается на конкретный объект в субъекте РФ
7 Ожидаемые конечные результаты реализации таксационные описания всех выделов
формы ГЛР (агрегируемые из таксационных описаний)
пояснительные записки к материалам лесоустройства
лесной план субъекта РФ
лесохозяйственные регламенты лесничеств
электронная повыдельная база данных лесного фонда субъекта РФ в разрезе лесничеств
совмещенная таксационно-картографическая база данных в разрезе лесничеств
планшеты лесоустроительные
планы лесонасаждений
карты-схемы
Описанный подход дает возможность не только реализовать предусмотренные программой работы в лесном фонде, но и систематизировать последовательность их выполнения для завершения государственного контракта в срок.
Ведомственная целевая программа позволяет комплексно подойти к выполнению лесоустроительных работ в лесном фонде, обеспечив органы государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений актуальной электронной информацией о лесах и автоматизировав их деятельность с применением современных лесных геоинформационных систем. Следует отметить, что главнейшим преимуществом наличия работоспособного адаптированного к задачам отрасли программного обеспечения и совмещенных баз данных является возможность ведения ГЛР, производить из него выписки, своевременно представлять требуемую информацию в Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) и получать аналитические формы. Это с минимальными трудозатратами позволяет интегрировать систему ведения ГЛР субъекта РФ в общероссийскую систему. А наличие материалов лесоустройства в электронном виде позволяет получать актуальную и достоверную информацию о качественных и количественных характеристиках насаждений, вести архив движения земель лесного фонда по категориям земель и категориям защитных лесов, с помощью региональных моделей актуализировать запас насаждений на естественный прирост и т.п.
Следует отметить, что описанная информатизация лесного хозяйства имеет большое значение и для развития субъектов РФ: способствует оптимизации арендных отношений, экономической целесообразности использования земель лесного фонда, контролю за лесными ресурсами. Проведение лесоустроительных работ позволяет с соблюдением требований современного законодательства субъектам решить ряд проблем, а именно:
- актуализировать информацию о лесах и лесных ресурсах, необходимую для планирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, для проектирования лесных участков под различные виды использования лесов, что напрямую влияет на доходность лесопользования;
- обновлять сведения ГЛР, корректировать его отдельные формы;
- приводить материалы лесоустройства в соответствии с данными государственного кадастрового учета;
- выделять леса в установленных водоохранных зонах вдоль водных объектов в соответствии с Водным кодексом РФ;
- осуществлять анализ наличия зеленых и лесопарковых зон вокруг населенных пунктов, соответствия их площади численности проживающего населения;
- производить оценку лесных ресурсов для целей планирования и размещения предприятий для заготовки и переработки древесины и т.д.
В качестве примера осуществления указанной программы можно привести Ямало-Ненецкий автономный округ (далее - ЯНАО). Для повышения доходности округа за счёт земель лесного фонда, сохранения их ресурсного потенциала с 2011 года на территории государственного лесного фонда округа филиалом ФГУП «Рослесинфорг» «Запсиблеспроект» выполняются лесоустроительные работы. Проводимые мероприятия осуществляются в рамках целевой программы «Проведение лесоустроительных работ в лесном фонде Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2013 годы» на основании долгосрочного государственного контракта с Департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО. Завершены работы по лесоустройству Красноселькупского и Ноябрьского лесничеств. В Надымском и Таркосалинском лесничествах ведутся подготовительные работы. В каждом лесничестве, охваченном лесоустройством, устанавливаются автоматизированные рабочие места, предусматривающие использование современных лесных геоинформационных систем. Указанная программа финансируется Департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО с привлечением бюджетных ассигнований аппарата Губернатора ЯНАО.
В случае наличия технических противоречий между разными нормативно -правовыми актами и техническими документами при разработке ведомственной целевой программы рекомендуется предусматривать приведение их в соответствие друг с другом. Данная процедура предшествует лесоустроительным работам и предполагает индивидуальный подход в каждом субъекте РФ. В этом случае с учетом фактического отсутствия ряда согласований и приказов Рос-
лесхоза (МПР РФ) касательно лесов субъекта РФ проведение лесоустройства нецелесообразно без выполнения следующих работ:
- по изданию приказа Рослесхоза о границах лесничеств субъекта РФ (подготовка предложений в Рослесхоз (МПР РФ) и сопровождение получения приказа Рослесхоза (МПР РФ) в рекомендуемый срок: лесной фонд - 1,5 месяца, городские леса - 4 месяца);
- по изданию приказа Рослесхоза (МПР РФ) об отнесении лесов на территории субъекта РФ к ценным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ (подготовка предложений в Рослесхоз (МПР РФ) и сопровождение получения приказа Рослесхоза (МПР РФ) - 4 месяца);
- по согласованию с Рослесхозом (МПР РФ) определения функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установление и изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон (в тех лесничествах, где это необходимо) (весь комплекс подготовительных работ, сопровождение получения согласования Рослесхоза (МПР РФ) и распорядительного акта субъекта РФ - 4 месяца);
- по изданию приказа Рослесхоза (МПР РФ) о выделение особо защитных участков лесов и установление их границ (подготовка предложений в Рослесхоз (МПР РФ) и сопровождение получения приказа Рослесхоза (МПР РФ) - 5 месяцев);
- по проведению лесоустроительных работ (таксация лесов и проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов) с одновременным приведением границ лесничеств к границам административных районов и внесению соответствующих изменений в государственный лесной реестр - 18 месяцев);
- по внесению изменений в лесохозяйственные регламенты лесничеств (3 месяца) и лесной план субъекта РФ (4 месяца).
Все вышеуказанные работы рекомендуется планировать и реализовывать комплексно, на единой информационной основе и одним исполнителем (юридическим лицом).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Моисеев, Н. А. Состояние лесоустройства в России и возможные перспективы его возрождения / Н. А. Моисеев // Лесное хозяйство. - 2009. - № 3. - С. 5-7.
2. Петров, А. П. Государственное управление лесами: кризис кадровой политики, пути выхода / А. П. Петров // Лесное хозяйство. - 2011. - № 6. - С. 10-13.
3. Лесной кодекс Российской Федерации федеральный закон от 04.12.2006 г. № 200 (ред. от 28.07.2012 г.) / информационно-правовое обеспечение «Гарант» [Электронный ре-сурс|.
© С.В. Шимов, А.А. Бочарова, 2013