дустриальному информационному обществу привел к процессу идеологической трансформации и смене ценностной парадигмы, в основе которой лежит понимание человека как инструмента, необходимого для успешного функционирования общественного организма. Образовательные ценности ориентированы не только на современные, но и перспективные потребности общества.
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что становление и развитие педагогических традиций школьного образования происходили под влиянием культурных, социальных и политических факторов. Историческое, культурное и общественное развитие страны стимулировало смену преобладающих ценностей в системе школьного образования. Государственная и религиозная идеологии создавали образ школы и идеальную модель личности, необходимую в определенной общественно-политической ситуации. Цели образования определялись с учетом цели государства, которые в ходе исторического развития страны менялись, в результате чего корректировались или возникали новые ценности. Неизменным остался концентрат ценностей, передающихся из поколения в поколение и определяющих характер и своеобразие национального образования, — это религиозность, социальная дифференциация по образовательному признаку, гуманистическая направленность, демократичность.
Литература
Быкова, О.А. Основные направления развития содержания образования в средней школе современной Англии: дис. ... канд. пед. наук / О.А. Быкова. Волгоград, 1999.
Воскресенская, Н.М. Педагогические исследования в Великобритании / Н.М. Воскресенская // Педагогика. 2004. №1.
Дэниел, К. Англия. История страны / К. Дэниел; пер. с англ. М.: Эксмо; СПб.: Мид-гард, 2007. 480 с.
Riley, Jeff. Getting into Teaching / Jeff Riley. London: Trotman and Company Limited, 2000.
Values, aims and priorities of the school education. London, 1998.
White, J. New Aims for a new National Curriculum / J. White // The National Curriculum beyond 2000: the QCA and the aims of education. London, 1998.
С.А. ЕРМОЛАЕВА (Коломна)
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПРОБЛЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В 20 - 80-е ГОДЫ ХХ в. В РОССИИ
Раскрывается значение изучения методологических подходов к исследованию проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних с целью обобщения и систематизации научного материала, накопленного учёными в предшествующие исторические периоды. Описываются сущность, особенности развития, основные методологические идеи, выдвинутые и разрабатываемые в рамках социологического подхода к исследованию проблемы в 20- 80-е годы ХХ в.
Проблема предупреждения преступности несовершеннолетних разрабатывается в педагогике с конца XIX в. До этого времени данная проблема исследовалась исключительно в рамках юридических наук. Результаты данных исследований представляют несомненный интерес и для педагогов. Тем не менее за прошедший период и благодаря как собственно педагогическим, так и интегративным исследованиям накоплено значительное количество теоретического и практического материала по проблеме преступности несовершеннолетних. На современном этапе развития педагогической науки актуальны анализ, систематизация имеющегося материала с позиции определения сущностных особенностей и генезиса методологических подходов, в рамках которых учёные на определённом этапе истории вели экспериментальную и практическую работу по проблеме.
Методологический подход - это система теоретических, концептуальных идей, положений, постулатов, которые определяют принципы, методы и формы организации научного и практико-ориентиро-ванного исследования. При изменении подхода происходит изменение направленности научных работ, совершенствование уже существующих и разработка принципиально новых путей и способов решения проблемы.
© Ермолаева С.А., 2008
Одним из ведущих методологических подходов к исследованию проблемы в отечественной науке в период с 20-х по 80-е годы ХХ в. выступает социологический подход. Наряду с ним существуют антропологический и культурологический, которые в этот период развивались под влиянием данного подхода. Исходным положением социологического подхода выступало положение о преступности несовершеннолетних как социальном явлении. Методологические подходы в рассматриваемый период складывались в условиях строго обозначенных идеологических ориентиров, установок, базы методологии (марксистской теории познания и методов диалектико-материалистического познания действительности). Несмотря на некоторое сужение выбора методологических основ в рассматриваемый период, определённый идеологический контроль, необходимо отметить достаточно продуктивное развитие специального направления в педагогической и других науках, работающих над проблемой предупреждения преступности несовершеннолетних.
Процесс развития методологических подходов в рамках рассматриваемого направления в педагогике был стимулирован политикой Советского государства, общества, заинтересованного в преодолении и даже полном уничтожении такого негативного явления, как преступность несовершеннолетних, а также созданием благоприятных условий для организации серьёзных теоретических и практико-ориентированных исследований. Генезис методологических подходов был детерминирован и внутренними процессами, происходящими в науке. В науке стала проявляться тенденция перехода к фундаментальным исследованиям, что стало следствием как политики в области науки, так и результатом появления в разных науках плеяды ярких, талантливых учёных, которые, осознав и обосновав актуальность рассматриваемого научного направления, внесли существенный вклад в его разработку.
В рамках социологического подхода к исследованию проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних учёные в 20 - 80-е годы ХХ в. изучают причины преступности и факторы, способствующие совершению преступлений, которые связаны с социумом. При этом прослеживается постепенное изменение трактовки значимости выделяемых причин.
Одной из базовых идей социологического подхода в советский период является рассмотрение преступности несовершеннолетних как проблемы, за которую несут ответственность государство и общество в единстве всех государственных структур и действующих общественных организаций.
Профилактика рассматривается в контексте общего процесса социализации, а значит, должна предупредить возникновение асоциального поведения несовершеннолетнего. Исходя из сложившейся в советской криминологии аксиомы, что правонарушения несовершеннолетних не присущи социалистическому обществу и по мере его развития их количество должно сокращаться, изучение проблемы проводится в широком социологическом плане. В криминологических и педагогических исследованиях исходной точкой выступает понимание правонарушений «как элемента сложного комплекса социальных отклонений, т.е. как части более общего, более широкого спектра нарушений, противоречащих не только нормам права, но и требованиям иных социальных норм» (Яковлев 1971: 15). Рассмотрение правонарушений и преступлений в широком контексте их социального развития определило сущность и направления превентивной теории и практической деятельности. Профилактика определяется как «процесс государственно-общественный, основная направленность которого - устранение из жизни причин и условий, способствующих отклонению в поведении человека и совершению им преступлений и иных правонарушений» (Ветров 1980: 7).
Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних представляет собой, с одной стороны, важную составную часть общей системы предупреждения преступности, а с другой стороны, - неотъемлемую часть системы воспитания детей и молодежи.
Методологической основой исследования соотношения предупреждения преступности в целом и предупреждения преступности среди несовершеннолетних, выявление их общих и отличительных черт долгое время в отечественной науке выступало положение марксистской материалистической диалектики о соотношении общего, отдельного и единичного. Цель в работе с несовершеннолетними должна конкретизироваться знанием особенностей их социализации, неразрывной взаимосвязи действий воспитательного и профилак-
тического характера. Работа по предупреждению преступности несовершеннолетних в качестве важнейших методологических принципов, по определению ученых, предполагала систематичный и комплексный подход к проблеме, объективность проводимых исследований, обязательность долгосрочного научного прогнозирования, исследования профилактики как явления многофакторного, сложного, противоречивого, с позиции диалектики его развития (Социальная профилактика ... 1988: 38 - 43).
М.М.Бабаев и Г.М.Миньковский в книге «Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение» (1971) выделяют четыре наиболее существенных неблагоприятных обстоятельства, формирующих личность несовершеннолетнего правонарушителя и способствующих совершению преступлений: 1) отрицательные влияния, связанные с семейным воспитанием; 2) отрицательное влияние ближайшего бытового окружения; 3) недостатки учебно-воспитательной работы в общеобразовательных школах; 4) недостатки в трудоустройстве и воспитании несовершеннолетних на производстве.
Во второй половине XX в. появляется тенденция рассмотрения в качестве причин не только внешних факторов преступности несовершеннолетних, но и внутренних факторов, т.е. того, что связано с особенностями генезиса личности несовершеннолетних. При этом надо отметить, что в исследованиях и в рамках социологического подхода появляются все больше факторов индивидуально-психического уровня. Идет развитие социолого-антрополо-гического подхода, где личность несовершеннолетнего преступника становится важным предметом исследования.
Применительно к предупреждению преступности несовершеннолетних объектами повышенного внимания для педагогов и криминологов выступали неблагополучные семьи (разной формы социального неблагополучия), где воспитываются дети; учреждения, где обучаются и воспитываются дети; подростковые и молодежные группы, дворовые компании асоциальной направленности; места, которые выбирают подростки и молодежь для проведения отдыха и досуга; организации, группы или отдельные лица, занимающиеся развращением и втягиванием несовершеннолетних в криминальную деятельность.
Субъектами предупредительной деятельности являются государственные и не-
государственные организации, социальные группы и отдельные граждане. Каждый из субъектов осуществляет одну или несколько функций по устранению, ограничению, ослаблению на различных уровнях криминогенных процессов или явлений, ситуаций, благоприятных для преступления, а также по устранению личностных деформаций, приводящих к опасности совершения преступления. Их объединяют общая цель и взаимосвязь нормативно закрепленных функций, правовая и информационно-аналитическая база, целенаправленное руководство, планирование и координация.
Несмотря на ряд недостатков, многие проблемы, в советский период была создана и существовала целостная система профилактики преступности, которая достаточно эффективно действовала до начала 80-х годов XX в. В её основе лежали успешно реализуемый системный, комплексный, дифференцированный, функциональный, динамический подходы, каждый из которых помогал организовывать профилактику как целостную систему, при этом учитывая особенности функционирования составляющих её структурных компонентов, регулировать их взаимосвязь.
Анализируя сложившуюся в изучаемый период систему профилактики преступности несовершеннолетних, можно условно выделить социально-экономический и политический, социально-правовой, социально -производственный, социально-культур -ный, социально-педагогический аспекты профилактики преступности несовершеннолетних. Система превентивной работы включала большой спектр направлений: от государственной политики по развитию промышленности и сельского хозяйства, обеспечивающей рост материального благосостояния всего населения, каждой семьи, совершенствования законодательства и правовой политики страны в отношении несовершеннолетних, защиты их прав в семье, учреждениях образования, промышленности до индивидуальной работы с каждым ребёнком, нуждающимся в социальной защите, обучении, воспитании и перевоспитании.
Учёные в 20 - 80-е годы XX в. успешно изучают с целью предупреждения отклонений в социальном развитии и преступности несовершеннолетних состояние, основные характеристики социальной среды (метасреды, макросреды, микросреды), механизм её влияния на человека, следствием чего является преступление. Осо-
бое внимание уделяется изучению не только общесоциальных, но и региональных, местных факторов. В том числе выявляются особенности преступности несовершеннолетних в городах, посёлках и сельской местности. При этом детально анализируются экономические, социально-демографические характеристики региона, уровень его социокультурного развития и сложившейся в нём криминогенной ситуации (М.И. Арсеньева, Н.В. Беляева, Б.С. Воронцов, А.И. Долгова, Г.М. Минь-ковский, Э.Б. Мельникова, Н.Г. Яковлева). В рамках педагогических исследований как центральные субъекты превентивной деятельности рассматриваются семья (Л.С. Алексеева, В.Н. Алмазов, И.П. Башкатов, Г.П. Бочкарёва, А.Д. Гонеев, И.В. Гребенников, В.Д. Ермаков, К.Е. Иго-шев, Г.М. Миньковский, И.Ф. Фёдоров, Ю.И. Юричка), школа и другие образовательные учреждения (М.А.Алемаскин, Л.М. Зюбин, И.А. Невский, Р.В. Овчарова, Г.М. Потанин).
Важным направлением исследования становятся изучение и классификация семей, в том числе выявление типов семей и воспитывающихся в них детей «группы социального неблагополучия», а также изучение самого процесса социального воспитания - детских садов, школ, учреждений внешкольного типа, где развивается ребёнок, выявление тех недостатков или ошибок в воспитании, которые порождают асоциальное, преступное поведение несовершеннолетних, и выработка путей, методов, технологий организации превентивной педагогической деятельности.
Наиболее методологически значимыми идеями в педагогике, которые разрабатывались учёными в рассматриваемый период XX в. в рамках социологического подхода, стали идея ведущей роли детских образовательных учреждений и семьи как основных субъектов в системе профилактики преступности несовершеннолетних; идея воспитания и перевоспитания личности в коллективе; идея значимости создания воспитывающей и развивающей среды и организации воспитательной работы по месту жительства как условия обеспечения занятости детей и предупреждения вовлечения их в преступную деятельность; идея взаимодействия семьи, школы и общественности в организации превентивной деятельности.
В этот период активно ведутся исследования по таким аспектам проблемы,
как предупреждение неуспеваемости, второгодничества и отсева детей из школ и других учебных заведений, формирование сознательной дисциплины у учащихся с позиций гуманизации школьной среды, отношений педагогов к учащимся (В.Е. Гмур-ман, В.М. Коротов, В.А. Крутецкий, Н.С. Лукин, И.С. Марьенко, Э.И. Монос-зон, В.А. Сухомлинский, Т.И. Шамова, И.Ф. Xарламов). Разрабатываются вопросы воспитания детей и обеспечения их полезной занятости, отдыха по месту жительства (Л.С. Алексеева, Л.К. Балясная, В.Г. Бочарова, Н.И. Ветров, Б.З. Вульфов, И.В. Гребенников, Е.М. Данилин, М.В. Захаров, В.Ф. Кондратишко, Н.Ф. Котов, М.М. Плоткин, А.Г. Xарчев), проблемы трудоустройства, защиты прав в сфере труда, воспитания и перевоспитания подростков и молодёжи в условиях временного и постоянного трудового коллектива (З.А. -Астемиров, М.М. Бабаев, В.С. Власов, Э.Б. Мельникова, Г.М. Миньковский, В.С. Орлов).
В 1970 - 1980-е годы окончательно складывается отечественная педагогическая концепция предупреждения педагогической запущенности и преступности несовершеннолетних (М.А.Алемаскин, И.П. Башкатов, А.С. Белкин, С.А. Бели-чева, Н.Н. Верцинская, Ю.В. Гербеев,
А.И. Кочетов, И.А. Невский, Э.Ш. Натан-зон, Л.Б. Филонов, Ю.И. Юричка).
Проанализировав идеи, рожденные и реализованные на практике в 20 - 80-е годы XX в. в рамках социологического подхода, можно сделать вывод о его высокой продуктивности. Современный уровень развития методологии педагогики, несмотря на изменившиеся экономические, социальнополитические условия жизни, идеологию, позволяет прогнозировать то, что социологический подход к исследованию проблемы далеко не исчерпал имеющиеся у него резервы и актуален до сих пор.
Литература
Бабаев, М.М. Преступность несовершеннолетних и её предупреждение / М.М. Бабаев, Г.М.Миньковский. М.: Знание, 1971. 40 с.
Ветров, Н.И. Профилактика правонарушений среди молодёжи / Н.И.Ветров. М.: Юрид. лит., 1980. 182 с.
Воспитание учащихся по месту жительства / под ред. В.Г.Бочаровой, М.М. Плотки-на. М.: Просвещение, 1986. 192 с.
Долгова, А.И. Социально-методологические аспекты преступности несовершеннолетних / А.И.Долгова. М.: Юрид. лит., 1981. 160 с.
Игошев, К.Е. Семья, дети, школа / К.Е. Игошев, Г.М. Миньковский. М.: Юрид. лит., 1989. 448 с.
Кочетов, А.И. Работа с трудными детьми /
A.И.Кочетов. М.: Педагогика, 1972. 120 с. Куфаев, В.И. Педагогические меры борьбы с правонарушениями несовершеннолетних / В.И. Куфаев. М.: Раб. просвещение, 1927. 167 с.
Орлов, В.С. Подросток и преступление /
B.С.Орлов. М.: МГУ, 1969. 102 с.
Социальная профилактика правонарушений в социалистическом обществе / ред. кол.: Д.А. Каримов, А.В.Мицкевич, Т.М. Шамба. М.: Мысль, 1988. 150 с.
Яковлев, А.М. Преступность и социальная психология (социально-психологические закономерности противоправного поведения) / А.М. Яковлев. М.: Юрид. лит., 1971. 248 с.
А.В. КАЛАЧЕВ (Волгоград)
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ РОССИИ XVIII в.
Дан анализ демократических процессов в российском образовании XVIII в. Рассматриваются демократические тенденции, проявившиеся во время правления Петра I и Екатерины II в российском образовании: создание государственной общеобразовательной школы, появление женского образования, развитие демократической педагогической мысли, зарождение системы подготовки учителя.
Делается вывод о том, что создание общеобразовательной школы стало важнейшим этапом становления массовой народной школы.
Демократизация является важнейшим направлением развития современного российского образования. Сущность идеи демократизации образования, по нашему мнению, ярче всего проявляется в принципе равенства членов общества перед образованием, т.е. его доступности незави-
симо от социального положения, пола, национальной, религиозной, расовой принадлежности. Смысл демократизации образования, прежде всего, в том, чтобы сделать его доступным, бесплатным, обязательным.
Многовековой опыт демократизации российского образования может быть полезным в решении проблем современной педагогической действительности. Важные шаги в демократизации российского образования были сделаны в XVIII в., когда в России была создана светская общеобразовательная школа с профессиональным уклоном, сделана попытка организовать государственную систему народного образования.
На рубеже XVII - XVIII вв. в России начались грандиозные реформы - экономические и политические, целью которых было сделать страну более конкурентоспособной. Для реализации этих замыслов Петра I требовалось немало образованных людей. В начале XVIII в. в России появляются первые государственные школы, имеющие практическую направленность: школа математических и навигационных наук (1701 г.), пушкарская школа (1701 г.), хирургическая школа (1707 г.), инженерная школа (1712 г.) и др. Это были по преимуществу дворянские учебные заведения, но сословный принцип нередко нарушался, так что в новых учебных заведениях оказывались представители и других социальных слоев. Учащиеся недворянского происхождения отличались особым усердием в учебе, т.к., согласно царским указам 1712 и 1714 гг., «родовитость» не считалась определяющим условием при назначении на должность и прохождении службы. Выходцы из народа, наиболее одаренные, деятельные, преданные делу Петра, имели возможность получить любой военный или гражданский чин.
Важным шагом на пути демократизации российского образования стало создание в 1714 г. светских элементарных школ с математическим уклоном (так называемые «цифирные школы»). В этих школах учились дети дворян, приказных и посадских людей, церковнослужителей, солдат. С 1716-го по 1722 г. в разных городах России были открыты 42 цифирные школы. По данным на 1727 г., их
© Калачев А.В., 2008