Разработка и реализация проекта «Игрушки» в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы дошкольного звена МБОУ СОШ №5 «Обыкновенное чудо» г.Йошкар-
Ола республика Марий Эл)
Белова Светлана Николаевна
МБОУ СОШ №5 «Обыкновенное чудо» г.Йошкар-Ола
Ключевые слова:
метод проектов,когнитивное развитие, региональный опыт, обучение в игре, классификация игрушек
Аннотация:
Статья знакомит с опытом проектной деятельности для детей четырех лет на примере проекта «Игрушки». Цель проекта: организация развивающей среды, позволяющая ребенку реализовать свою индивидуальность и потребность в познании окружающего мира, развиваясь в собственном темпе.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования дает возможность педагогам выйти за рамки стандартных занятий и планировать работу с детьми, учитывая их интересы.
Коллектив педагогов дошкольных групп нашей школы уже 16 лет реализует в жизнь программу «Сообщество», которая ориентирована именно на отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий. Педагоги перешли к новым формам работы с детьми, которые позволяют обучать детей так, чтобы они об этом даже не догадывались.
Одной из форм нашей работы является метод проектов, которому мы начинаем обучать детей уже в младшей группе. Метод проектной деятельности - это один из перспективных методов, способствующих решению проблемы выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания детей на основе современных технологий. Как педагогическая технология этот метод ориентирован на развитие мыслительных процессов через интерес детей, на приобретение ими основ исследовательской работы и умения ее планировать.
Конечно, работая с детьми дошкольного возраста, необходимо учитывать их возрастные особенности. Поэтому при использовании метода проектов мы придерживаемся следующих правил: проектная деятельность ведется с детьми, начиная с четырех лет; в реализации проекта участвуют три коллектива: дети, педагоги, родители; продолжительность проекта зависит от интереса детей.
Тематика и содержание проектов могут быть самыми разнообразными. Хотелось бы поделиться опытом реализации проекта «Игрушки» с детьми 4 лет.
Цель проекта: организация развивающей среды, позволяющая ребенку реализовать свою индивидуальность и потребность в познании окружающего мира, развиваясь в собственном темпе.
Тема проекта была предложена воспитателями. На утреннем круге мы вместе с детьми обсудили пути ее реализации по уже традиционному алгоритму:
1.Что мы знаем об игрушках?
Ответы детей:
- игрушки бывают разные;
бывают собачки, которые умеют бегать;
- машинки, на которых можно кататься дома и на улице;
- игрушечные домики, кубики, елочки. 1.Что хотим узнать о них еще?
Ответы детей:
- из чего сделаны игрушки?
- с какими игрушками можно купаться?
- с какими игрушками можно играть в песке?
- о лошадке, которая умеет скакать. 1.Как мы это будем делать? Ответы детей:
- принесем игрушки;
- спросим у воспитателей;
- спросим у родителей;
- будем рассказывать друг другу.
Все ответы детей фиксируются воспитателями, затем дополняются новыми идеями и предложениями. Задача команды педагогов заключается в том, чтобы оформить полученную информацию в проект, подобрать разнообразные материалы для реализации идей в разных центрах активности, предусмотреть интегрированность решения задач по разным видам деятельности в каждом из центров.
Вечером родители имеют возможность узнать из информационного листа об интересах своего ребенка и интересах детей группы, чем дети будут заниматься в ближайшее время, о чем можно поговорить дома, какие материалы необходимы для реализации проекта.
Мы решили, что каждый день недели будет посвящен одному из видов игрушки:
1.День любимой игрушки;
2.День заводной игрушки;
3.День деревянной игрушки;
4.День резиновой игрушки;
5.День игрушки - самоделки.
Дети с удовольствием приносили игрушки из дома, учились классифицировать их и обобщать незаметно для себя. В группе были выделены полки для каждого вида игрушек. Каждое утро к малышам приходил в гости Буратино. В день заводной игрушки он принес «волшебный ключик», который помогает оживить игрушки. В день деревянной игрушки он принес на утренний круг полено, из которого его сделал папа Карло. Резиновые игрушки помогли Буратино перестать бояться воды (и нашим детям тоже: с игрушками дети стали чувствовать себя в бассейне более уверенно). В день игрушки-самоделки дети научили Буратино делать игрушки из бумаги и теста.
На утреннем круге дети рассказывали Буратино о той игрушке, которую принесли сегодня: «Этого слона папа мне привез. Если его взять за хобот, то он громко кричит. Без моего разрешения его брать нельзя!». И мы вместе с детьми решаем, на какую полку поставим слона -на полку заводных игрушек. Некоторые малыши с радостью передавали свою игрушку по кругу, чтобы каждый мог потрогать ее и сказать, что в ней ему нравится. Тем самым, дети
получили возможность проявить внимание друг к другу, поделиться своими мыслями, высказать собственное мнение.
В течение дня мы с детьми играли в самые разнообразные игры: определяли, какая из заводных игрушек продвинулась дальше, чья игрушка стоит первая, а чья четвертая, чьей игрушки не стало (формирование элементарных математических понятий); угадывали, описание какой игрушки дал сверстник (развитие речи); искали спрятанную игрушку; проверяли, все ли игрушки умеют «плавать» (экспериментирование). Очень понравилось нашим малышам строить по схеме теремок из деревянного конструктора, а затем инсценировать сказку с героями - игрушками. В центре изодеятельности девочки и мальчики помогали своим любимым игрушкам стать пушистыми (штриховка, рисование «тычками»), лепили и конструировали из кругов и овалов игрушки для игрушек, учились делать объемные игрушки на конусе; рисовали лес, чтобы мишки и зайчики чувствовали себя в группе как дома.
В центре литературы малыши рассказывали Буратино уже известные им стихи А.Барто из серии «Игрушки», слушали и разучивали новые стихотворения не только об игрушках, но и о бережном отношении к ним. В музыкальном центре было организовано слушание пьес Чайковского П.И. «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков».
В реализации данного проекта активное участие принимали и родители: подбирали литературу, аудиозаписи; в изоцентре лепили из теста; дома, вместе с детьми, делали игрушки-самоделки; организовали выставку «Самоделкин представляет»; просто играли в сюжетно- ролевые игры. Участие родителей в жизни группы дает им возможность получить информацию о взаимоотношении ребенка со сверстниками и другими взрослыми; детям дает право гордиться своими родителями.
Проект «Игрушки» был разработан на одну неделю. Для малышей 3-4 лет тема оказалась чрезвычайно актуальна, и мы продолжили работу в этом направлении еще на неделю. Чтобы поддержать интерес детей, командой педагогов было решено разнообразить наполняемость центров активности, откорректировать задачи, изменить задания и содержание работы в центрах.
Нас радует, что реализация этого проекта помогла многим детям почувствовать себя более уверенно в коллективе сверстников: одни сделали первый шаг, в умении договариваться, другие сделали первые попытки решения сложнейшей задачи выбора, третьи - испытали радость открытия. Поддерживая игру детей, не отвлекая их от основной деятельности - игры, нам удалось реализовать образовательные и коммуникативные задачи, соответствующие их возрасту, развитию и индивидуальным особенностям.
Список литературы:
1.Бондаренко А.К., Матусик А.И. 1983г.. Воспитание детей в игре. Москва. 176с.
2.Хенсен К.А., Кауфман Р.К., Уолш К.Б. 1999г.. Организация программы, ориентированной на ребенка: программа «Сообщество»-первая часть учебно-методического комплекта «Сообщество»/Предисловие П.А.Кочмен. Москва. 176с