Bibliography
1. Nevirko, D.D. Osobennosti socializacii lichnosti v avtoritarnihkh institutakh Rossii 90-kh godov (opiht sociologicheskogo analiza specifiki professionaljnoyj podgotovki kadrov organov vnutrennikh del): monografiya. - Krasnoyarsk, 1999.
2. Rubchevskiyj, K.V. Obthestvo i chelovek: fenomen socializacii lichnosti na rubezhe vtorogo i tretjego tihsyacheletiyj: monografiya. -Krasnoyarsk, 2003.
3. Osipov, G.V. Sociologiya i socialjnoe mifotvorchestvo: monografiya. - M., 2002.
4. Zheltov, V.V. Osnovih politologii: ucheb. posob. - Rostov-na-Donu, 2004.
5. Polyanceva, O.I. Psikhologiya: ucheb. posob. - Rostov-na-Donu, 2002.
6. Kasjyanov, V.V. Osnovih sociologii i politologii: ucheb. posob. - Rostov-na-Donu, 2005.
7. Ivanov, A.V. Socialjnaya pedagogika: ucheb. posob. / A.V. Ivanov [i dr.]; pod obth. red A.V. Ivanova. - M., 2010.
8. Mardakhaev, L.V. Socialjnaya pedagogika: uchebnik. - M., 2005.
9. Giddings, F.H. The Theory of Socialization: A Syllabus of Sociological Principles for the Use of College and University Classes. New York; London, MacMillan & Co., Ltd. xiv, 1897.
10. Parsons, T.O strukture socialjnogo deyjstviya. - M., 2000.
11. Parsons, T. Sistema koordinat deyjstviya i obethaya teoriya sistem deyjstviya: kuljtura, lichnostj i mesto // Amerikanskaya sociologicheskaya mihslj. - M., 1996.
12. Primakov, V.L. Socializaciya oficera v usloviyakh voennoyj sluzhbih. - M., 2000.
13. Devyatko, I.D. Mertonovskiyj korrektiv k parsonovskoyj versii strukturnogo funkcionalizma // Ocherki istorii teoreticheskoyj sociologii XX stoletiya. - M., 1994.
14. Smelzer, N. Sociologiya: uchebnik. - M., 1994.
15. Andreeva, G.M. Socialjnaya psikhologiya: uchebnik. - M., 2001.
16. Yadov, V.A. Stanovlenie lichnosti: Obthestvennoe i individualjnoe // Sociologicheskie issledovaniya. - 1986. - № 3.
17. Ananjev, B.G. O psikhologicheskikh ehffektakh socializacii // Chelovek i obthestvo. - 1971. - Vihp. 9.
18. Kharcheva, V.G. Osnovih sociologii: ucheb. posob. - M., 1999.
19. Stepanov, O.V. Sociologiya prava: uchebnoe posobie / O.V. Stepanov, P.S. Samihgin. - Rostov-na-Donu, 2006.
20. Samihgin, P.S. Deviantnoe povedenie molodezhi. - Rostov-na-Donu, 2006.
21. Kozihrj, V.I. Pravovaya socializaciya uchathikhsya sistemih vihsshego voennogo obrazovaniya: dis. ... kand. soc. nauk. - Stavropolj, 2002.
22. Liginchuk, G.G. Socialjnihe stereotipih kak faktor politicheskoyj socializacii voennosluzhathikh Vooruzhennihkh Sil Rossiyjskoyj Federacii: diss. ... kand. polit. nauk. - M., 2005.
23. Rovenskikh, O.A. Pedagogicheskaya tekhnologiya processa adaptacii voennosluzhathikh k usloviyam professionaljnoyj deyateljnosti: dis. . kand. ped. nauk. - Kaliningrad, 2011.
24. Kovaleva, A.I. Koncepciya socializacii molodezhi: normih, otkloneniya, socializacionnaya traektoriya // Socis. - 2003. - № 1.
25. Namlinskaya, O.O. Russkaya identichnostj v molodezhnoyj srede // Znanie. Ponimanie. Umenie. - 2006. - № 2.
26. Likhachev, M.V. Poznavateljnaya deyateljnostj kak sfera socializacii kursanta v voennom uchilithe: avtoreferat dis. ... kand. soc. nauk. - M., 1995.
27. Zabara, A.L. Socialjnaya regulyaciya disciplinarnihkh otnosheniyj v VS RF: avtoref. dis. ... kand. soc. nauk. - M., 1998.
Статья поступила в редакцию 15.11.14
УДК 378
Volkova N.V. WORKING-OUT AND REALIZATION OF PEDAGOGICAL ACTIVITY FORMATION MODEL IN THE PROCESS OF STUDENTS' PREPARATION. The article deals with the investigation problem of the pedagogical activity formation in the process of students' education. The author defines her research goal as task of how to work out and realize a pedagogical model of forming activity. Pedagogical modelling is considered by the author as one of the investigating methods of the above mentioned problem. The article singles out a theoretical background of the pedagogical activity formation model. Working-out and formation of the above model is put into the basis of the hypothesis. The author accentuates his attention on the structure of the pedagogical activity formation model, singles out and exposes vertical and horizontal structures of the pedagogical model for forming activity. The change of quality in the students' education is considered a general result of working-out and realization of pedagogical activity formation model.
Key words: model, formation, pedagogical activity, preparation, students, educational event, eventive planning.
Н.В. Волкова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики Алтайской гос. академии образования им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail:VolkovaNVI@yandex.ru
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
В статье описаны подходы к разработке и этапы реализации модели становления педагогической деятельности в процессе подготовки студентов. Формулируются теоретические основания и гипотеза, положенные в основу разработки модели. Выделяются вертикальная и горизонтальная структуры модели. Вертикальная структура (разработка модели) представляет этапы и логику становления педагогической деятельности студентов. Горизонтальная (реализация модели) структура - условия, средства, формы и результаты, имеющие особенности на каждом этапе становления педагогической деятельности. В работе сформулирован общий результат разработки и реализации модели становления педагогической деятельности в подготовке, которым является изменение качества подготовки студентов к педагогической деятельности.
Ключевые слова: модель, становление, педагогическая деятельность, подготовка, студенты, образовательное событие, событийное проектирование.
Исследование проблемы становления педагогической деятельности в подготовке студентов позволило зафиксировать следующие ее аспекты:
- необходимость изменений в подготовке к педагогической деятельности;
- подготовка студентов к педагогической деятельности связывается с формированием готовности к ней, но не с открытиями, смыслами, отношениями;
- обоснование подготовки как становления педагогической деятельности;
- выделение и обоснование образовательных событий как условия становления педагогической деятельности;
- обоснование влияния образовательных событий на качество подготовки к педагогической деятельности.
В качестве одного из методов исследования в решении обозначенных проблем мы в своём исследовании использовали
педагогическое моделирование, в частности, модель предназначена для проектирования формирующего педагогического эксперимента по становлению педагогической деятельности в процессе подготовки студентов.
Теоретические основания модели
- Педагогическая деятельность в подготовке студентов -процессуальное понятие, она не может быть заданной и присвоенной студентами как данное, «застывшее». Педагогическая деятельность открывается, порождается, становится в процессе подготовки студентов.
- Процесс становления педагогической деятельности - это открытие студентами предметности педагогической деятельности; порождение личностных смыслов педагогической деятельности; порождение ценностно-смысловых отношений в педагогической деятельности; накопление и обогащение опыта личных действий; порождение рефлексии в педагогической деятельности.
- Становление педагогической деятельности для студента является образовательным процессом, поскольку, участвуя в процессе становления, будущий педагог образует личностные смыслы, личное отношение к педагогической деятельности.
- Образовательные события выступают условием становления педагогической деятельности, поскольку (как показывает эмпирическое исследование) именно в образовательных событиях студент открывает предметность педагогической деятельности, её смыслы. В результате феноменологического анализа Гуманитарной школы установлено, что определённая организация взаимодействия участников совместной деятельности, их вовлечённость в организацию такого рода деятельности может выступать образовательным событием для её участников [1].
- Событийное проектирование выступает средством организации образовательных событий. Мы вводим понятие «событийное проектирование» с целью различения с понятием «педагогическое проектирование» и выделения особенностей первого. Характеристиками (особенностями) событийного проектирования выступает совместная деятельность участников, вовлечённость участников в эту деятельность, инициирование своих действий, выбор позиции участия в деятельности; рефлексия собственной образовательной деятельности.
- Результатом становления педагогической деятельности студентов выступает изменение качества подготовки студентов. Качество подготовки характеризуется: изменениями представлений и отношения студентов к предметности педагогической деятельности; открытием личных смыслов педагогической деятельности; порождением опыта личного действия; порождением рефлексии в педагогической деятельности.
В основу разработки и реализации модели становления педагогической деятельности в процессе подготовки студентов положена следующая гипотеза:
- Подготовка студентов должна быть организована как становление педагогической деятельности.
- Условием становления педагогической деятельности выступает образовательная событийность.
- Становление педагогической деятельности определяется изменениями качества подготовки студентов.
Гипотеза определила структуру, этапы, содержание разработки и реализации модели становления педагогической деятельности в подготовке студентов.
Модель становления педагогической деятельности в подготовке студентов представлена вертикальной и горизонтальной структурами. Вертикальная структура отражает последовательность (этапы, логику) становления педагогической деятельности в процессе подготовки студентов. Горизонтальная структура - условия, средства, формы, результаты становления педагогической деятельности в подготовке.
Вертикальная структура модели
В основание логики, этапов подготовки студентов мы полагаем те характеристики педагогической деятельности, которые актуализируются у студентов под влиянием образова-
тельных событий и характеризуют становление педагогической деятельности [1]. На каждом этапе становления педагогической деятельности ведущей выступает какая-то одна характеристика педагогической деятельности, порождаемая образовательной событийностью. Другие характеристики являются «сквозными», сопровождающими, например: опыт личных действий, порождение рефлексии в педагогической деятельности, ценностно-смысловые отношения, личностные смыслы. На каждом последующем этапе становления уже проявившиеся характеристики педагогической деятельности обогащаются, расширяются; приобретают характер полных, обобщённых.
Этапы становления педагогической деятельности: 1-й этап - актуализация предметности педагогической деятельности, первый опыт личных действий студентов-первокурсников. 2-й этап - порождение личного отношения к предметности педагогической деятельности, порождение рефлексивного отношения к педагогической деятельности, расширение опыта личных действий студентов 2-го курса. 3-й этап - открытие личных смыслов педагогической деятельности, развитие рефлексивного отношения к педагогической деятельности, расширение опыта личных действий студентов 3-го курса. 4-й этап - порождение ценностно-смысловых отношений в контексте педагогической деятельности, расширение предметности педагогической деятельности, развитие рефлексивного отношения к педагогической деятельности, расширение опыта личных действий студентов 4-го курса. 5 этап - обогащение личных смыслов педагогической деятельности, расширение предметности педагогической деятельности, развитие рефлексивного отношения к педагогической деятельности, расширение опыта личных действий студентов 5-го курса.
Горизонтальная структура модели. Ведущим условием становления педагогической деятельности на всех этапах подготовки выступает организация образовательных событий [1]. На каждом из этапов подготовки организация образовательных событий обеспечивается (характерными для каждого этапа) условиями, средствами, формами и имеет свои результаты.
Основными средствами реализации модели становления педагогической деятельности в подготовке выступают локальные образовательные события, событийное проектирование в самостоятельной работе студентов, рефлексия студентами собственной педагогической деятельности. На каждом этапе становления педагогической деятельности каждое средство соотносится с исследовательской задачей, содержанием подготовки и имеет особенности использования. Так, рассматриваемое в качестве средства, событийное проектирование в самостоятельной работе студентов на первом курсе выполняет задачу актуализации предметности педагогической деятельности, реализуется в контексте учебных модулей «Введение в педагогическую деятельность. Общие основы педагогики. Теория обучения». При этом событийное проектирование в самостоятельной работе реализуется через образовательные проекты «Учитель», «Урок»; исследовательский проект «Детство, как самоценный период развития человека».
На разных этапах реализации модели используются следующие формы становления педагогической деятельности: Гуманитарная школа (при педагогическом вузе); образовательные проекты в образовательных организациях города; сопровождающий курс «Событийное проектирование: теория и практика»; обобщающий курс «Педагогическая деятельность: предметность, смыслы, личный опыт»; курсовое и дипломное проектирование; педагогические практики; студенческая научно-исследовательская лаборатория «Методология проектного обеспечения образовательной практики». Общим результатом реализации модели становления педагогической деятельности в подготовке является изменение качества подготовки студентов к педагогической деятельности. Завершающим этапом разработки и реализации модели становления педагогической деятельности в подготовке студентов выступают - диагностика, анализ и оценка результатов.
Библиографический список
1. Волкова, Н.В. Влияние образовательных событий на становление педагогической деятельности в процессе подготовки студентов: монография. - Бийск, 2014.
Bibliography
1. Volkova, N.V. Vliyanie obrazovateljnihkh sobihtiyj na stanovlenie pedagogicheskoyj deyateljnosti v processe podgotovki studentov: monografiya. - Biyjsk, 2014.
Статья поступила в редакцию 15.11.14
УДК 378.637
Volohov S.P. CROSS-CULTURAL SUPPORT OF TEACHER TRAINING EDUCATION DEVELOPMENT IN TRANSBOUNDARY TERRITORY OF THE GREATER ALTAI. The article is devoted to the internationalization of higher education in transboundary territory of the Great Altai - the border regions of Russia, Kazakhstan, Mongolia and China. The article presents an experience in the development of cross-border model of teacher training education by the Altai State Pedagogical Academy. The researcher of the project tells about the necessity to create ethno-cultural centers in the pedagogical higher educational institution, which would give cross-cultural support to the implementation of international scientific and educational programs into practice. The author analyzes the possible approaches of cross-cultural activity in a pedagogical higher educational institution with reference to the Center of the Kazakh language and culture in the Altai State Pedagogical Academy. The author of the paper mentions that the idea of joining Bologna system in education is partly over, when some ideas are already realized and work. He sees another tendency in education, which is about coming back to educational systems of the countries of pro- and post-Soviet space.
Key words: internationalization of education, transborder education, the Greater Altai, ethnocultural competence, cross-cultural support, ethno-cultural center.
С.П. Волохов, доц. каф. философии и культурологии ФГБОУ ВПО «Алтайская гос. педагогическая академия», г. Барнаул, E-mail:volohov@uni-altai.ru
КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТРАНСГРАНИЧНЫХ РЕГИОНАХ БОЛЬШОГО АЛТАЯ
В статье рассматривается понятие «интернационализация высшего образования» как стратегия развития высшей школы. Актуализируется понимание процесса интернационализации высшего образования в транс-граничье Большого Алтая - приграничные регионы России, Казахстана, Монголии и Китая. Представлен опыт развития модели трансграничного педагогического образования в контексте кросс-культурной деятельности подразделений Алтайской государственной педагогической академии. Автор приходит к выводу, что для интернационализации высшего образования в трансграничье Большого Алтая требуется соответствующее научно-образовательное сопровождение, в первую очередь, за счет сотрудничества высших школ приграничных регионов.
Ключевые слова: интернационализация образования, трансграничное образование, Большой Алтай, этнокультурная компетентность, кросс-культурное обеспечение, этнокультурный центр.
Современная высшая школа стратегию своего развития рассматривает в международном измерении, что обусловило актуальность вхождения в научный оборот такого понятия, как «интернационализация высшего образования». Из множества существующих определений можно выделить главное - это развитие региональных систем образования, приемлемых для многих стран мира [1, с. 187]. В настоящее время в зарубежной и отечественной науке состоялись исследования по изучению предпосылок, условий, тенденций и технологий развития интернационализации высшего образования [2; 3]. Остановимся подробно на рассмотрении такого аспекта, как «трансграничное образование».
В современной науке до сих пор нет устоявшегося подхода в понимании трансграничного образования, однако можно выделить его технологический и географический ракурсы. В частности, Г. Лукичёв трактует трансграничное (транснациональное) образование как «все виды программ, или курсов обучения, или образовательных услуг, включая дистанционное образование, при осуществлении которых обучаемые находятся в другой стране, нежели та, где расположен вуз, присваивающий квалификацию. Программы могут принадлежать образовательной системе зарубежной страны или быть реализованы независимо от какой-либо национальной системы образования» [3, с. 73]. Как видим, данное определение отражает технологию организации трансграничного образования. В то же время, как подчеркивают некоторые авторы, в сфере образования отмечается и тенденция к регионализации, когда развитие системы образования актуализируется под углом зрения социально-экономических и политических интересов и потребностей регионов [4, с. 29-32]. В качестве примера в межнациональном (континентальном) масштабе часто приводится единое европейское образовательное пространство, объединенное Болонским процессом, конкурирующее с Североамериканским образовательным пространством. На наш взгляд, две приведенные трактовки не исключают друг друга, но в русле заявленной тематики следует акцентировать внимание на трансграничном образовании в контексте регионализации образовательных систем.
Пережив увлеченность «болонской идеей», отчасти воплотив отдельные её элементы в собственной практике, в
российской системе высшего образования в последние годы активизируется движение к образовательным системам стран про- и постсоветского пространства. В азиатской части России большую актуальность обретает региональное сближение, институционально оформляющееся в тренде «Большого Алтая» с участием приграничных регионов России, Казахстана, Монголии и Китая. Представители российского руководства неоднократно подчеркивали важность сотрудничества по вопросам торговли, промышленности, энергетики, транспорта, туризма в пределах «Большого Алтая» [5].
Для обеспечения процессов социально-экономической интеграции в порубежье «Большого Алтая» требуется соответствующее научно-образовательное сопровождение, в первую очередь, за счет сотрудничества высших школ приграничных регионов. Современный вуз, как известно, выполняет функцию регуляторов в развитии всех социальных структур и процессов. В связи с этим в последние годы формируются модели трансграничного образования, в частности, модели межрегионального объединения - «Совет ректоров высших учебных заведений Большого Алтая», «Университет стран-участниц ШОС».
Особую роль в обеспечении процессов интеграции выполняют вузы, осуществляющие подготовку педагогических кадров, т.к. при их непосредственном участии в регионах формируется и развивается первичный интеллектуальный, профессиональный, культурно-образовательный потенциал, выполняются различные «социальные заказы». Поэтому закономерным явилось создание в 2012 г. «Ассоциации педагогических вузов Казахстана и России по развитию трансграничного образования». В настоящее время в Ассоциацию входят педагогические вузы: с казахстанской стороны - вузы Семейского региона и Павлодарской области, с российской - вузы Алтайского края, Новосибирской, Омской и Томской областей и Башкирии [6].
В рамках вышеназванных моделей трансграничного образования осуществляется сотрудничество по вопросам подготовки педагогических кадров, реализации совместных научно-исследовательских, культурно-просветительских проектов, издания научной и учебно-методической литературы и т.д. Однако данная работа требует соответствующего кросс-культурного сопровождения.