УДК ЭЭ0
08.00.10 - Финансы, денежное обращение и кредит
Маркова Алина Алексеевна
Российского университета дружбы народов (РУДН)
Россия, Москва Аспирант кафедры финансов и кредита E-Mail: [email protected]
Разработка и реализация государственных программ Российской Федерации
Аннотация: В статье рассматривается процесс разработки и реализации
государственных программ, разрабатываемый на уровне Правительства Российской Федерации. Государственная программа представляет собой основной инструмент повышения эффективности бюджетных расходов, который позволяет сконцентрировать ресурсы для достижения определенных целей и задач государственной политики по наиболее приоритетным направлениям. В статье также анализируются федеральные и ведомственные целевые программы как составные элементы структуры государственной программы.
Ключевые слова: Г осударственная программа; целевая программа; программный бюджет.
Идентификационный номер статьи в журнале 10БУЫ613
Alina Markova
People’s Friendship University of Russia (PFUR)
Russia, Moscow E-Mail: [email protected]
The development and implementation of government programs of Russian Federation
Abstract: This article describes the government program’ process of the development and implementation, which is developed by the Russian Government. The state program is the main tool for improving the efficiency on-budget expenditures, which allows to accumulate resources for achieving specific goals and objectives of the state policy on high-priority areas. The article also examines Federal Target Programme and Departmental Target Programme as an element of state program structure.
Keywords: Government program; target program; program budgeting; subprogram; Federal Target Programme; Departmental Target Programme; government program structure.
Identification number of article 10EVN613
Внедрение программного бюджета в настоящий период получило повышенное значение, поскольку сложности, связанные с формированием доходной части бюджета подталкивают к поиску инноваций построения бюджета, имеющихся в мировой практике. В этой связи, программный бюджет представляет собой одну из лучших практик в достижении эффективной бюджетной политики. Переход на программное формирование бюджета позволяет повысить прозрачность и результативность государственных расходов, сосредоточить все инструменты, которыми располагает государство для развития экономики в рамках государственных программ. Основанием для разработки государственных программ РФ является их перечень, который утвержден Распоряжением Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. №1950-р.
Государственной программой является система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности. [5]
Государственная программа включает в себя подпрограммы и (или) федеральные целевые программы, ведомственные целевые программы и (или) основные мероприятия, а также мероприятия. Программы могут быть сложными и масштабными, поэтому они разделяются на подпрограммы, которые направлены на решение уже конкретных задач по государственной программе. Если федеральные целевые программы не реализуются по мере осуществления государственной программы, то в содержании государственной программы остаются только подпрограммы. Вместе с тем, при всей логике построения государственной программы, неучтенными остались вопросы разнокалиберности использования инструментов на разных уровнях ее реализации - федеральном, региональном и муниципальном.
Орган исполнительной власти, ответственный за разработку и реализацию государственной программы, определяется Правительством Российской Федерации. Разработка проекта государственной программы ответственным исполнителем осуществляется совместно с соисполнителями. При этом в процессе подготовки проекта и корректировки могут меняться и уточняться направления реализации и состав соисполнителей, если это необходимо для достижения целей государственной программы при реализации мероприятий.
Подпрограмма представляет собой составную часть программы, включающая работы, направленные на достижение стратегического результата деятельности ведомства по программе.
Государственная программа является инструментом повышения эффективности государственных расходов и достижения целей долгосрочной стратегии развития страны.
Прежде всего, программа направлена на решение важных стратегических задач, поэтому число государственных программ должно быть небольшим. В соответствии с распоряжением Правительства, закреплено и утверждено 42 программы. [7]
Этапом формирования и реализации перечня государственных программ занимается Министерство экономического развития РФ и Министерство Финансов. Второй этап включает в себя утверждение составленного перечня государственных программ, которое осуществляет Правительство РФ. Последний этап представляет собой разработку государственной программы на основании утвержденного перечня государственных программ.
Можно выделить общие принципы разработки и реализации государственных программ:
• государственная программа формируется из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения;
• определяется орган исполнительной власти, который отвечает за реализацию и достижение конечных результатов государственной программы;
• устанавливаются результаты государственной программы, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и объемы и качество оказания государственных услуг;
• в государственные программы включаются все сферы деятельности органов исполнительной власти и, следовательно, распределяется большая часть бюджетных ассигнований и других ресурсов, которые находятся в распоряжении органов;
• органы исполнительной власти по управлению государственных программ должны наделяться полномочиями, которые необходимы и достаточны для достижения целей и задач программ;
• должна проводиться постоянная оценка результативности и эффективности реализации государственных программ.
Государственная программа должна содержать в себе:
• паспорт программы;
• ответственного исполнителя и соисполнителя программы;
• подпрограммы программы;
• программно-целевые инструменты;
• цели и задачи программы;
• целевые индикаторы и показатели программы;
• этапы и сроки реализации программы;
• объемы бюджетных ассигнований программы;
• ожидаемые результаты реализации программы. [5]
Таблица
Перечень федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на 2013 год, млн.руб.
Наименование разделов, программ и подпрограмм Г осударственные капительные вложения Текущие расходы Общий объем финансирования
НИОКР Прочие нужды
Развитие высоких технологий 88201,0225 199209,0317 35635,5150 323045,5692
Транспортная инфраструктура 273016,2439 943,6866 90504,9950 364464,9255
Жилье 11246,7200 11,4000 37086,8940 48345,0140
Дальний Восток 47224,5242 5,0424 0 47229,5666
Развитие села 10027,1000 38,6600 6100,8100 16166,5700
Социальная инфраструктура 53344,4655 730,4600 39611,4952 93686,4207
Безопасность 60845,9078 4518,8023 27422,3330 92787,043
Развитие регионов 21354,5490 0 33,0000 21387,5490
Развитие государственных институтов 6906,6100 281,8500 7003,7600 14192,2200
ВСЕГО: 572167,1429 205738,9330 243398,8022 1021304,8781
Источник: Составлено автором по данным[10].
Согласно приоритетам государственной политики, формируются цели государственной программы, которые, в итоге, должны отражать конечные результаты ведомств. Цель, в свою очередь, разбивается на задачи, которые способствуют ее достижению и определяют конечные результаты мероприятий.
Целевая программа представляет собой специально разработанную совокупность мер, выстроенных в определенной последовательности и согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям, и направленных на достижение цели и задачи.
На протяжении длительного периода времени проводилась отработка механизма формирования федеральных целевых программ, но реализация этого механизма на отраслевом и межрегиональном уровне до сих пор имеет ряд проблем.
В связи с этим, Правительством Российской Федерации было принято решение о включении их в качестве отдельных элементов государственных программ, остальные же направления должны выступать в виде подпрограмм.
1 \
и
■
1 2012 год
1 2013 год
1
1 _ | 1 1Г
1 V П т 1 * V
Рис .2. Динамика финансирования государственных программ по основным направлениям, млн.руб.
Источник: Построено автором по данным [10]
Средняя сумма выделенных бюджетных ассигнований на одну федеральную целевую программу составляет в 2012 году - 18,7 млрд. рублей, в 2013 году20,2 млрд. рублей, в 2014 году будет составлять 20,4 млрд. рублей, а в 2015 - 22,25 млрд. рублей.[3]
Ведомственные целевые программы (ВЦП) являются инструментом программноцелевого планирования, которые применяются для достижения целей и решения задач определенной отрасли. ВЦП привязаны к среднесрочному циклу бюджетного планирования и разрабатываются на срок не более трех лет. Стоит отметить, что пока, в период перехода к
программному бюджету, ведомственные целевые программы в полной мере не используются. Изначально они создавались, чтобы упорядочить расходные обязательства федерального бюджета. На самом деле, при разработке ведомственных целевых программ их используют для аргументации дополнительных бюджетных расходов.
Согласно Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах именно ведомственные целевые программы рассматриваются в качестве основного механизма применения программно-целевого метода в отношении расходов, планируемых в настоящее время по сметному принципу. [11]
На данный этап пока четкой иерархии целевых программ и мероприятий, включенных в государственную программу нет. В определении, которое указано в Постановлении[5], государственная программа включает только в себя федеральные целевые программы и подпрограммы в виде ведомственных целевых программ. Помимо этого, выделяются областные, региональные целевые программы и муниципальные целевые программы, по которым есть отдельные методики разработки и реализации программ.
В данном случае сложность заключается в том, чтобы все разнообразие отраслевого управления и специфики внести в единую схему, которая еще бы содержала в себе увязку федеральных и региональных программ.
Необходимо четко структурировать систему госпрограмм, чтобы было прописано, куда относится региональная целевая программа, что такое областная целевая программа и почему она используется, определить, где находится муниципальная целевая программа. Если региональная и областная программа являются одним и тем же, то выделить одно наименование и определить, в какой подструктуре находится данный вид программы.
Конечно, остается еще целый ряд нерешенных проблем, возникающих как на этапе формирования государственной программы, так и в период ее реализации, но есть и существенные положительные изменения, которые стали проявляться в период перехода на программно-целевой бюджет.
Таким образом, государственные программы представляют собой эффективный инструмент реализации государственной социально-экономической политики, который позволяет в установленные сроки сконцентрировать ресурсы для достижения конкретных целей. При этом, повышение результативности этих программ во многом зависит от создания единого механизма управления, от федерального до муниципального уровней, который бы позволял их осуществлять.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации по состоянию на 13 февраля 2013.
2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах.
3. Заключение Счетной Палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» 5 октября 2012 г. № 41К (874).
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
5. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. №588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации».
6. Программа повышения эффективности бюджетных расходов до 2012 года (распоряжение Правительства РФ от 30 июня 2010 г. №1101-р.).
7. Распоряжение Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. № 1950-р «Об утверждении Перечня государственных программ Российских Федерации» (в ред. распоряжений Правительства РФ от 10.07.2013 N 1181 -р).
8. Афанасьев М.П., Беленчук А.А., Березкин Д.И., Захаров К.Е., Киракосян Р.М., Крыл
ов Г.З., Шаш Н.Н., Поверин М.В. Программный бюджет. Учебное пособие под р едакцией М.П. Афанасьева. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2012. -384 с.
9. Малиновская О.В., Скобелева И.П., Бровкина А.В. Государственные и муниципальные финансы . - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Кнорус, 2012. - 480 с.
10. Сайт Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений Министерства Экономического развития. URL: http://fcp.economy .gov.ru.
11. Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/.
12. Сайт Министерства Финансов Российской Федерации. Ц^: www.minfin.ru/
13. Сайт Счетной Палаты Российской Федерации. ЦКЬ: http://www.ach.gov.ru/ru/
Рецензент: Блохина Татьяна Константиновна, доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансы и кредит» Российского университета дружбы народов.
REFERENCES
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Bjudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii po sostojaniju na 13 fevralja 2013.
Bjudzhetnoe poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii o bjudzhetnoj politike v 20122014 godah.
Zakljuchenie Schetnoj Palaty Rossijskoj Federacii na proekt federal'nogo zakona «O federal'nom bjudzhete na 2013 god i planovyj period 2014 i 2015 godov» 5 oktjabrja 2012 g. № 41K (874).
Koncepcija dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda ot 17 nojabrja 2008 g. N 1662-r.
Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 2 avgusta 2010 g. №588 «Ob utverzhdenii Porjadka razrabotki, realizacii i ocenki jeffektivnosti gosudarstvennyh programm Rossijskoj Federacii».
Programma povyshenija jeffektivnosti bjudzhetnyh rashodov do 2012 goda (rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 30 ijunja 2010 g. №1101-r.).
Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 11 nojabrja 2010 g. № 1950-r «Ob utverzhdenii Perechnja gosudarstvennyh programm Rossijskih Federacii» (v red. rasporjazhenij Pravitel'stva RF ot 10.07.2013 N 1181-r).
Afanas'ev M.P., Belenchuk A.A., Berezkin D.I., Zaharov K.E., Kirakosjan R.M., Krylov G.Z., Shash N.N., Poverin M.V. Programmnyj bjudzhet. Uchebnoe posobie pod redakciej M.P. Afanas'eva. - M.: Magistr: INFRA-M, 2012. -384 s.
Malinovskaja O.V., Skobeleva I.P., Brovkina A.V. Gosudarstvennye i municipal'nye finansy . - 2-e izd., dop. i pererab. - M.: Knorus, 2012. - 480 s.
Sajt Departamenta gosudarstvennyh celevyh programm i kapital'nyh vlozhenij Ministerstva Jekonomicheskogo razvitija. URL: http://fcp.economy.gov.ru.
Sajt Ministerstva jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/.
Sajt Ministerstva Finansov Rossijskoj Federacii. URL: www.minfin.ru/
Sajt Schetnoj Palaty Rossijskoj Federacii. URL: http://www.ach.gov.ru/ru/