УДК 574(510) Лю Чжэн
аспирант кафедры философии Кубанского государственного университета china-liuzheng@ 163.com Liu Zheng
postgraduate student of the Department of philosophy Kuban state University china-liuzheng@ 163.com
Разработка и реализация государственной экологической политики в Китае
Development and implementation of state environmental policy China
Аннотация. В статье говорится об особенностях разработки и реализации экологической политики в Китае. Обозначены этапы разработки экологической политики и эволюция взглядов на окружающую среду, нашедших отражение в законодательных актах. Главной задачей руководства страны остается внедрение в сознание людей идеи о приоритетности экологической составляющей в социально-экономической политике Китая, поскольку такая составляющая пока еще не стала стереотипом поведения ни чиновников, ни предпринимателей.
Ключевые слова: экологическая политика, экологический вред, охрана природы, интенсивная модель развития, программа устойчивого развития, природосберегающее общество, природоохранная деятельность.
Annotation. The article says about design and implementation of environmental policy in China. Designated stages of development of environmental policy and the evolution of views on the environment, which is reflected in the legislation. The main objective of the country's leadership is implementing ideas into people's consciousness about the priority of the environmental component of socio-economic policy in China because such a component has not yet become a stereotype behavior or officials or businessmen.
Keyword: environmental policy, environmental harm, nature conservation, intensive development model, sustainable development program, environmentally Friendly society, environmental activities.
Рассматривая в самом общем виде эволюцию экологической политики КНР, можно выделить два разноплановых периода. Их характеризует принципиальное различие в отношении к экологическим факторам и их социально-экономической роли в жизни страны.
Первый этап длился с конца 1940-х годов до середины 1990-х и характеризовался постепенной эволюцией экологической политики в стране: от ее практически полного отсутствия, через осознание наличия серьезных экологи-
ческих проблем в государстве, к смене социально-экономического контекста восприятия экологической политики как части национальной.
Принципиальный пересмотр экологической политики произошел в середине 1990-х годов. Именно тогда официальными документами была провозглашена необходимость перехода китайской экономики от экстенсивной модели развития к интенсивной.
Первым принципиальным законодательным актом стал Закон об охране окружающей среды. В опытном порядке он действовал еще с 1979 года, утвержден в 1988, а уже с 1989 начал действовать в полном объеме. Данный закон стал базовым и действует наряду с прочими «экологическими» актами: «Об охране окружающей среды морей и океанов» (1982), «О предотвращении загрязнения водной среды» (1985), «О предотвращении загрязнения атмосферы» (1987), «Основные положения охраны природы в Китае» (1987), «Об охране диких животных» (1988). Конституция КНР включает в себя нормы, посвященные экологии. Однако, несмотря на появление фундаментального исследования видного китайского ученого Сюй Дисиня «Экологические проблемы Китая», даже по официальным оценкам китайских специалистов, нельзя не констатировать крайне низкую результативность всех перечисленных актов.
Действительно, другой стороной медали являлась насущная необходимость прокормить миллиард человек, из которых 250 млн. находились за гранью нищеты. Подобные факторы в значительной степени влияли на преимущественно декларативный характер экологической политики в рассматриваемый период [7, с. 225].
Характерной чертой 1992-1997 годов стало появление в мире стратегий устойчивого развития. Именно в это время произошел поворот к реальному осознанию необходимости экологической политики. Именно в это время была поставлена задача по переходу к интенсивной модели развития. На формирование китайской экологической политики в 1990-е годы огромное влияние оказала стратегия устойчивого развития. Этот термин не только прочно закрепился в политическом лексиконе, но и занял заметное место в документах партии и правительства. В марте 1993 года высшим законодательным органом ВСНП был создан Комитет по экологии и ресурсам, сразу же начавший активную деятельность по выработке и принятию экологических законов. Уже в апреле 1993 года был представлен план нормотворческой деятельности в области экологического права, разработанный на основе докладов правительства. Вскоре были приняты новые и дополнены уже существующие законы о предотвращении загрязнений: в 1995 году - атмосферы и твердыми отходами, в 1996 году - водных ресурсов и шумового загрязнения. Практически одновременно были приняты нормативно-правовые акты, посвященные проблемам управления природными ресурсами: «О природных заповедниках КНР» (1994), «Об экономном использовании природных ресурсов» (1997), «Лесной кодекс» (1998) и др. [6, с. 100-102].
В 1994 была опубликована так называемая Белая книга - «Народонаселение, окружающая среда и развитие Китая в XXI веке», получившая государственный статус «Повестки дня Китая XXI века». Основой ее идеей стала идея
«создания моральной нормы сосуществования нового человека и природы» [6, с. 104]. Одновременно с принятием этой «Повестки» в марте 1994, Госсоветом КНР была предложена общая стратегия реализации программы устойчивого развития, содержащая в себе основную политическую линию и проект конкретных действий.
Приоритетными вехами стратегии устойчивого развития для Китая стали:
- к 2030 году достичь нулевого прироста населения;
- к 2040 году выйти на нулевой прирост потребления природных ресурсов;
- к 2050 году (по другим данным - к 2060) - остановить деградацию окружающей среды [3, с. 101].
И хотя этот предложенный Академией наук алгоритм жизни целой страны в XXI веке и отдает значительной амбициозностью, но он претворяется в жизнь, и на его основе руководством Китая сформулированы не только теоретические идеи и подходы, но и конкретные установки, которые были предложены китайской общественности уже в первое десятилетие наступившего века.
В научной литературе и публицистике Китая всегда возникал вопрос о различии понятий развития и роста. Но на государственном уровне господствовал редукционизм. Понятие «развитие» на практике подменялось понятием экономического роста, а главным и практически единственным показателем последнего являлся рост ВВП. До сих пор он продолжает выступать основным критерием не только в оценке достижений Китая на мировой арене, но и для измерения успешности отдельно взятых регионов страны и чиновников, их возглавляющих.
В 2007 году были утверждены «Комплексный план экономии энергоресурсов и сокращения выбросов загрязняющих веществ и «Национальный проект реагирования Китая на климатические изменения». В этом же году началась публикация 20-томного труда «Общая программа устойчивого развития Китая». Он включал подробную характеристику перспектив всех регионов страны и был нацелен на обеспечение безопасности в сферах демографии, питания, информации, энергетики, здравоохранения, экологии.
Благодаря принятым мерам уже к октябрю 2007 года Китай смог достичь хоть и минимального, но все снижения выбросов практически всех видов загрязняющих веществ. Руководство экологической политикой взяли под особый контроль первые лица страны - премьер Вэнь Цзябао, ставший главой Национальной руководящей группы по реагированию на изменения климата, сокращению энергозатрат и выбросов загрязняющих веществ, и глава ведущего экономического ведомства - Государственного комитета по делам развития и реформ Ма Кай. Такие меры показывали, что руководство страны окончательно пришло к пониманию необходимости безотлагательного решения экологической проблемы, к пониманию ее сложности и зависимости от экологической грамотности и ответственности всех и каждого. Поэтому-то на XVII съезде КПК была поставлена задача «формирования экологической культуры в китайском обществе». «Мы будем создавать культуру охраны окружающей среды посредством создания энерго- и ресурсоэффективной природосберегающей
структуры промышленности, соответствующих параметров роста и нормативов потребления», - сказал президент Ху Цзиньтао в речи 15.10.2007 [2, с. 350].
Перенос экологической проблемы в идеологическую плоскость можно рассматривать как призыв к народу о признании нарастающей угрозы экологического кризиса. Даже в новой редакции Устава КПК было закреплено требование создать такое общество, которое бережет ресурсы и дружелюбно относится в окружающей среде [4, с. 350].
Однако многие усилия были сведены к нулю очередным требованием увеличения ВВП в четыре раза. Все чаще возникали дискуссии о недопустимости сложившегося стереотипа экономического поведения, но стремящаяся к мировому лидерству страна не могла изменить свою стратегию его достижения. В результате Китай по-прежнему бесспорно лидирует по количеству экологически грязных производств и остается крупнейшим мировым регионом по их концентрации. Однако «лидерство» носит сомнительный характер в свете демографического фактора - благодаря огромной численности населения страны. Именно этот фактор позволяет Китаю вести активную полемику на международной арене по вопросам ответственности отдельных стран за глобальное загрязнение. Этим объясняется и жесткая политика Китая в отношении Киотско-го протокола и копенгагенских проектов, и заявления о недостаточной «коллективной ответственности» в странах Запада, которые по «избыточному потреблению» углерода значительно превосходят уровень Китая.
Сегодня в Китае работают программы, призванные стимулировать сбережение и воспроизводство экосистем и поддержание их природных функций.
Наилучшим образом зарекомендовали себя программы:
1. «Сохранение естественных лесов». Основной ее задачей является обеспечение сохранности лесных насаждений и переориентирование жителей леспромхозов с вырубки леса на другие виды хозяйственной деятельности и охрану функций сложившихся естественных экосистем. Программой субсидируется создание рабочих мест для лесников и охрану леса в расчете на гектар. Благодаря этой программе, в период с 1998 по 2010 годы был уменьшен объем вырубки леса на 7 млн. куб. м. в год, обеспечена альтернативная занятость около 500 тыс. работников и охрана 30 млн. га ценных лесов.
2. «Поля в леса» - самая знаменитая программа по насаждению леса на частных землях, в результате чего происходит предохранение почв от эрозии, истощения и опустынивания. Крестьянам предоставляются субсидии в виде зерна и денег; они, в свою очередь обеспечивают выращивание древесных массивов в местах, нуждающихся в экологической защите. При этом выращенные лес является собственностью крестьян. Программа существует 10 лет, за это время ей были охвачены 97 миллионов крестьян, несмотря на некоторое снижение роста программы в 2004 году.
Аналогичные программ направлены на обеспечение воспроизводства других экологических потребностей.
С 1 июля 2007 в рамках ужесточения санитарных требований к питьевой воде введен 71 дополнительный стандарт к уже имеющимся 35. Эти стандарты теперь едины для горожан и жителей сельской местности [1]. Разработана дол-
госрочная программа по обеспечению безопасности питьевой воды в городах на 2006-2020 годы.
Китай является лидером и по числу проектов, реализуемых в рамках предусмотренного Киотским протоколом Механизма чистого развития (МЧР).
Признавая значимость огромных усилий по снижению количества вредных выбросов, нельзя не прислушаться к мнению ряда специалистов, считающих, что экстенсивность китайской экономики может привести исключительно к экстенсивным формам экологических действий, тогда как устранять надо причины, а не следствия, как это принято сейчас. Экологическое планирование должно носить превентивный, а не догоняющий характер. Успехи последних лет основываются исключительно на административном ресурсе. Сохранится ли такая тенденция в будущем - покажет время. В течение же первого десятилетия XXI века переход к «строительству гармоничного общества на базе научного взгляда на развитие» пока не заметен, несмотря на принятые на рубеже веков новые приоритеты. В то же время, не может не внушать оптимизма тот факт, что руководство государства в полной мере осознало всю масштабность и глубину экологических проблем страны и готово вкладывать в их решение как материальные, так и социальные ресурсы.
Нельзя не отметить, что вопросы состояния окружающей среды и отношение к использованию природных ресурсов из сферы интересов узких специалистов-экологов перешли на государственный уровень, став предметом пристального влияния высшего руководства страны. Одной из характерных черт экологической политики китайского государства становится желание придать ей социально-экономический характер. Сегодня экологические аспекты присутствуют практически в любой сфере деятельности.
Экологическая деятельность общества, государства и предприятий в Китае имеет под собой основательную идеологическую платформу и обширную правовую базу. Остается лишь начать ее применять. Эффективность законодательства зависит исключительно от наличия механизма его реализации.
Литература
1. «China Daily», 2.07.2007.
2. China's Environment 2008.
3. Бергер Я.М. Экономическая стратегия Китая. М., - 2009. - 560 с.
4. Китайская Народная Республика в 2007 году. Политика, экономика, культура. М., - 2008. - 405 с.
5. Китайская Народная Республика в 2012 году. Политика, экономика, культура. М., - 2013. - 438 с.
6. Лю Хунянь. Развитие экологического права Китая и России. М., 2008. -
232 с.
7. Мозиас П.М. Экологическая политика в КНР: проблемы и противоречия //XXXнаучная конференция «Общество и Государство в Китае». М., 2000. - С. 221-228.
8. Ушаков И.В. Экологический лабиринт. Социально-экономические аспекты природопользования в Китае. М., - 2008.- 176 с.
Literature
1 . "China Daily", 2.07.2007.
2 . China's Environment 2008.
3 . Berger YA.M. Ekonomicheskaya strategy of China. M, - 2009. - 560 pages.
4 . People's Republic of China in 2007. Policy, economy, culture. M, - 2008. -405 pages.
5 . People's Republic of China in 2012. Policy, economy, culture. M, - 2013. -438 pages.
6 . Liu Hunian. Development of the ecological right of China and Russia. M, - 2008. - 232 pages.
7 . Mozias P. M. Ekologicheskaya of the politician in the People's Republic of China: problems and contradictions//XXX scientific conference "Society and the State in China". M, - 2000. Page - 221-228.
8 . Ushakov I.V. Ekologichesky labyrinth. Social and economic aspects of environmental management in China. M, - 2008. -176pages.