УДК 574::539.1.04
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ЕДИНОЙ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЯМИ ОТСЕЛЕНИЯ И ОТЧУЖДЕНИЯ БЕЛАРУСИ И РОССИИ В ЧАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Подоляк А.Г., Седукова Г.В., Лозовая З.В., Исаченко С.А.
Разработана единая концепция управления территориями отселения и отчуждения Беларуси и России в части обеспечения защиты населения. Составлены мероприятия по трем направлениям работ в ходе реализации Единой стратегии: обеспечение безопасной жизнедеятельности граждан Беларуси и России, проживающих на территориях, прилегающих к зонам отчуждения и отселения; обеспечение устойчивого социально-экономического развития территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению; обеспечение взаимодействия России и Беларуси по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на приграничных территориях с высокими уровнями радиоактивного загрязнения.
Ключевые слова: радиоактивное загрязнение, концепция, зона отселения, зона отчуждение, радиационная защита населения.
(Поступила в редакцию 30 мая 2017 г.)
Введение. Целями Единой концепции управления территориями отселения и отчуждения Беларуси и России в части обеспечения защиты населения является обеспечения радиационной безопасности населения, проживающего и ведущего хозяйственную деятельность вблизи зон с высокими уровнями радиоактивного загрязнения и создание условий для устойчивого социально-экономического развития территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы.
Для достижения цели Единой концепции в период до 2025 года необходимо обеспечить реализацию комплекса мероприятий по следующим направлениям:
- обеспечение безопасной жизнедеятельности граждан Беларуси и России, проживающих на территориях, прилегающих к зонам отчуждения и отселения;
- обеспечение устойчивого социально-экономического развития территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
- обеспечение взаимодействия России и Беларуси по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на приграничных территориях с высокими уровнями радиоактивного загрязнения.
Под механизмом реализации Концепции подразумевается совокупность нормативных правовых документов, включающих в себя союзные и национальные государственные целевые программы, региональные целевые программы, ведомственные нормативные правовые акты.
Наиболее эффективным способом реализации мероприятий является включение их в состав комплексных целевых программ Союзного государства, направленных на обеспечение общественной и радиационной безопасности, а также национальных целевых программ, в том числе региональных, местных и отраслевых.
Возможным способом решения задач социально-экономической реабилитации районов, на территории которых имеются зоны отчуждения и отселения, является создание особой экономической зоны, что, помимо общеэкономического эффекта, позволит решить проблему возрождения сельскохозяйственного и промышленного производства на территориях, выведенных из экономического оборота, создать зону международного сотрудничества России и Беларуси по совместному использованию научно-производственного потенциала, кадров, единого энергетического пространства.
1. Обеспечение режима доступа и радиационной защиты населения и лиц, привлекаемых для проведения защитных, реабилитационных и научно-исследовательских мероприятий на территориях отселения и эвакуации (отчуждения) Беларуси и России. Работы на территориях зон отселения и эвакуации (отчуждения), включая работы в лесах, осуществляются с обязательным радиационным контролем, в состав которого входит контроль обеспечения радиационной безопасности при производстве работ, в том числе индивидуальный контроль доз облучения работающих; контроль мощности экспозиционной дозы гамма-излучения на рабочих местах, участках и в кабинах ма-
шин и транспортных средств; контроль уровней загрязнения радионуклидами и эффективности дезактивации рабочего инвентаря, спецодежды. Данные функции возлагаются на государственное природоохранное научно-исследовательское учреждение «Полесский государственный радиационно-экологический заповедник».
При проведении защитных, реабилитационных и научно-исследовательских мероприятий на территории зоны отселения и эвакуации (отчуждения) Беларуси и России лица, привлекаемые к этим мероприятиям, в обязательном порядке информируются о рисках радиационного воздействия при проведении работ, обеспечиваются средствами индивидуального радиационного контроля и, в случае необходимости, оснащаются в достаточном объеме средствами индивидуальной защиты, проходят специальный инструктаж по правилам пользования и способам проверки их исправности. Не допускается привлечение к проведению защитных и реабилитационных мероприятий на территориях отселения и эвакуации (отчуждения) лиц моложе 18 лет, а также граждан, величина накопленной эффективной дозы облучения которых превышает 50 мЗв. В целях предотвращения переноса радионуклидов на прилегающие к зонам эвакуации (отчуждения) и отселения территории (в том числе приграничные) организуются и проводятся совместные работы по созданию ландшафтных защитных барьеров.
2. Организация радиационного мониторинга и радиационного контроля на территориях отселения и эвакуации (отчуждения) Беларуси и России. Осуществление государственного мониторинга радиационной обстановки возложено на Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - Росгидромет). Радиационный мониторинг в Республике Беларусь проводится в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды. Мониторинг радиоактивного загрязнения воздуха, водных объектов, почвы, уточнение радиационной обстановки на территории эвакуации (отчуждения) проводится подразделениями Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Ведущей организацией является ГУ «Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды» (Гидромет). Организация управления отселенными территориями основывается на данных об изменении радиационной обстановки и границ зон радиоактивного загрязнения. Установление (пересмотр) границ зоны отселения и эвакуации (отчуждения) (в том числе радиационно-опасных земель) осуществляется компетентными органами двух государств на основе согласованных совместных методик не реже одного раза в 5 лет. Минимальной единицей учета при установлении границ земель эвакуации (отчуждения) и отселения является земельный участок.
При проведении радиационного контроля в зонах эвакуации (отчуждения) и отселения осуществляется выявление источников повышенной радиационной опасности, включая трансурановые элементы, в том числе в объектах окружающей среды. Обеспечение единства измерений и объема мониторинга осуществляется на основе применения совместной системы методического и метрологического обеспечения. Для доведения до населения территорий, прилегающих к зоне отселения и эвакуации (отчуждения), сведений об изменении границ зон радиоактивного загрязнения применяются современные средства информирования.
3. Обеспечение пожарной безопасности и предотвращение чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территориях отселения и эвакуации (отчуждения) Беларуси и России. Основной целью профилактических и реабилитационных мероприятий в лесах на территории зоны отселения и эвакуации (отчуждения) является предотвращение распространения радионуклидов за пределы зон загрязнения, в том числе в случае лесных пожаров.
Противопожарное обустройство лесов в зонах эвакуации (отчуждения) и отселения осуществляется по специально разработанным проектам на основании разрешения органов местной администрации с учетом рекомендаций территориальных центров санитарно-эпидемиологического надзора и органов охраны окружающей среды. Управления МЧС Республики Беларусь, МЧС России и лесного хозяйства двух государств обеспечиваются современными техническими средствами и технологиями раннего обнаружения пожаров, включая развитие систем взаимного оповещения. Локализация и тушение лесных пожаров в зонах с высокими уровнями радиоактивного загрязнения ввиду высокого риска облучения и возможных тяжелых последствий для пожарных проводится с применением лесопо-жарной авиационной техники. Допуск людей в лес во время пожароопасного периода за-
прещается, лесные дороги закрываются для проезда, на дорогах устанавливают шлагбаумы, на всех съездах с магистральных дорог общего пользования устанавливают щиты с информацией о плотности загрязнения почв радионуклидами и опасности пребывания в лесу.
4. Вовлечение в хозяйственное использование и восстановление социально-экономического значения участков, ранее выведенных их хозяйственного оборота по радиационному фактору. В целях развития экономической мотивации возврата указанных участков в хозяйственный оборот необходимо предусмотреть:
- обеспечение условий инвестиционной привлекательности пострадавших регионов (льготные условия ведения бизнеса, создание свободных экономических зон и т. п.);
- формирование законодательного, правового и методологического обеспечения социально-экономического развития территорий, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС;
- создание в Российской Федерации специализированной хозяйствующей структуры (управляющей компании), обеспечивающей формирование и реализацию долгосрочных проектов социально-экономического развития отселенных территорий.
Вовлечение в хозяйственное использование и восстановление социально-экономического значения участков, ранее выведенных из хозяйственного оборота по радиационному фактору, осуществляется при соблюдении следующих условий:
- радиационная обстановка позволяет осуществлять хозяйственную деятельность с соблюдением действующих норм радиационной безопасности;
- наличие потенциального собственника и/или резидента территории, который предполагает осуществлять определенные виды хозяйственной деятельности на участке и представившего необходимое обоснование и документацию в соответствии с действующим законодательством.
Решение о возврате в хозяйственный оборот принимается Советом Министров Республики Беларусь согласно действующему законодательству. В Российской Федерации решение о возврате в оборот земель, ранее выведенных по радиационному фактору, принимается хозяйствующей структурой с привлечением органов региональной и местной власти, заинтересованных субъектов хозяйствования.
5. Направления, механизмы и способы достижения целей концепции. Выполнение задач Концепции предусматривает дополнительную разработку единых нормативных документов: формирование нормативно-правовой базы обеспечения социально-экономического развития территорий, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС; разработка нормативно-методической базы радиационного мониторинга земель зоны отселения и эвакуации (отчуждения); регламентация использования лесов и сельскохозяйственных земель по зонам радиоактивного загрязнения; разработка нормативных и нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок и условия перевода зарастающих лесной растительностью земель зоны отселения и эвакуации (отчуждения) в земли лесного фонда; утверждение регламентов готовности подразделений наземной и авиационной охраны территории зоны отселения и эвакуации (отчуждения), с учетом особенностей пожаров на территории радиоактивного загрязнения. Наиболее целесообразным механизмом реализации Концепции представляется включение ее задач в состав мероприятий целевых программ Союзного государства.
Научно-методическая поддержка органов управления территориями на региональном и местном уровнях осуществляется на основе развития актуальной тематики научных исследований в области управления территориями зон отселения и эвакуации (отчуждения) Беларуси и России.
Информационная поддержка реализации Концепции организуется МЧС Республики Беларусь и МЧС России. Мониторинг реализации мероприятий Концепции осуществляется на основе обработки статистических отчетных данных по соответствующим территориям в части ведения сельского хозяйства, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Показателями исполнения мероприятий принимаются значения критериев и индикаторов исполнения целевых программ, в которые эти мероприятия будут включены, а также критерии достижения до аварийного уровня по основным социально-экономическим показателям.
Заключение. Вопросы содержания и управления территориями отселения и отчуждения Беларуси и России определяется значительными масштабами и долговременным характером радиоактивного загрязнения территорий двух государств.
Значимость полученных результатов состоит в том, что данная научная разработка положена в основу при подготовке раздела: «Совершенствование системы радиационной защиты населения, обеспечение устойчивого социально-экономического развития пострадавших регионов, реализация современной стратегии аграрного производства и лесного хозяйства в условиях радиоактивного загрязнения России и Беларуси» Программы совместной деятельности России и Беларуси в рамках Союзного государства по защите населения и реабилитации территорий, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС до 2021 года.
Реализация мероприятий программы обеспечит:
- улучшение качества жизни населения, проживающего в зонах радиоактивного загрязнения;
- укрепление материальной технической базы социальной и рекреационной инфраструктуры;
- возобновление активной экономической и инвестиционной деятельности на территориях, подвергшихся радиационному воздействию;
- смена направлений миграционных потоков на территорию юго-западных районов Брянской области, а также Гомельской и Могилевской областей, обеспечение к 2025 году постоянного притока населения в эти регионы;
- снижение негативных последствий радиационного воздействия на здоровье населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Правила ведения лесного хозяйства в зонах радиоактивного загрязнения / Комитет лесного хозяйства при Совете Министров Республики Беларусь. Мн., 2002. - 99 с.
2. Отчет о НИР «Разработка единой концепции управления территориями отселения и отчуждения Беларуси и России в части обеспечения защиты населения» (аннотационный за III кв. 2015 г.). Договор № 50 от 28.11.2014 г. Рук. темы - Подоляк А.Г. РНИУП «Институт радиологии». Гомель, 2015.
3. О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС : Закон Респ. Беларусь, 26 мая 2012 г., № 385-3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2012. - № 63. - 2/1937.
4. Атлас современных и прогнозных аспектов последствий аварии на Чернобыльской АЭС на пострадавших территориях России и Беларуси (АСПА Россия - Беларусь) / под ред. Ю.А. Израэ-ля, И.М. Богдевича. - Москва: Фонд «Инфосфера» - НИА - Природа; Минск: Белкартография, 2009. - 140 с: ил., карт.
5. Санитарные нормы и правила «Требования к обеспечению радиационной безопасности персонала и населения при осуществлении деятельности по использованию атомной энергии и источников ионизирующего излучения», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31.12.2013 г. № 137.
6. Гигиенический норматив «Критерии оценки радиационного воздействия», утвержденный постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 28.12.2012 г. № 213.
DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF A UNIFIED BELARUS-RUSSIAN CONCEPT FOR MANAGING RESETTLEMENT AND EXCLUSION TERRITORIES
FOR PROVIDING HUMAN PROTECTION
Alexander Podolyak, Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor
Galina Sedukova, Candidate of Agricultural Sciences
Zoya Lozovaya, Candidate of Agricultural Sciences, Senior Researcher
Sergey Isachenko
Research Institute of Radiology (RIR), National Academy of Sciences of Belarus, Gomel, Belarus
Purpose. Development of a Unified Belarus-Russian Concept for managing resettlement and exclusion territories in terms of securing human protection in the aftermath of the Chernobyl NPP nuclear accident.
Methods. Radiation data collection and analysis; analysis of the existing database on the basic aspects related to securing the safety of living in contaminated areas; analysis of the existing and forecasted levels of radioactive contamination of bordering territories including residential areas, forests and agricultural lands; modelling radiation dispersion in case of wildfires in the areas of radioactive contamination.
Findings. Provisions have been developed in terms of three major directions of the Unified Strategy: health and daily life safety of the residents of Belarus and Russia who live in the areas neighbouring the exclusion and resettlement zones; sustainable socioeconomic development of the areas affected by radioactive contamination; interaction between Russia and Belarus in terms of emergency prevention, preparedness and response in the bordering territories with high levels of radioactive contamination.
Keywords: radioactive contamination, concept, ressettlement zone, exclusion zone, radiation protection of population.
(The date of submitting: May 30, 2017) REFERENCES
1. Rules of forest management in the areas of radioactive contamination / Forestry Committee to the Council of Ministers of Belarus. Minsk, 2002. 99 p. (rus)
2. «Development of a Unified Belarus-Russian Concept for managing resettlement and exclusion territories in terms of securing human protection» III-Quarter Research Report, 2015. Under the Contract No. 50 of November 28, 2014. Coordinator: Podolyak A.G. Research Institute of Radiology. Gomel, 2015. (rus)
3. Law of the Republic of Belarus «On the Legal Status of the Territories Contaminated as a Result of the Accident at the Chernobyl Nuclear Power Plant», 26 May 2012, No. 385-3. Nats. reestr pravovykh ak-tov Resp. Belarus', 2012. No. 63. 2/1937. (rus)
4. Atlas of modern and predictive aspects of the Chernobyl NPP accident in the affected areas of Russia and Belarus. Minsk, Belcartographia: 140 p. (rus)
5. Sanitary Standards and Rules «Requirements to ensuring radiation safety of personnel and population implementing activity on usage of atomic energy and ionizing radiation sources». Approved by the resolution of the Ministry of Health of the Republic of Belarus of December 31, 2013, No. 137. (rus)
6. Criteria for Radiation Impact Assessment: Hygienic Requirements. Approved by the resolution of the Ministry of Health of the Republic of Belarus of December 28, 2012, No. 213. (rus).