Научная статья на тему 'Разработка и программная реализация методики локального оптимизационного планирования ассортимента металлургической компании'

Разработка и программная реализация методики локального оптимизационного планирования ассортимента металлургической компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сеничев Геннадий Сергеевич, Шмаков Владимир Иванович, Виер Игорь Владимирович, Салганик Виктор Матвеевич, Песин Александр Моисеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка и программная реализация методики локального оптимизационного планирования ассортимента металлургической компании»

Комплексная системауправления рисками как неотъемлемый элемент.

Морозов А.А., Ускова Е.С.

Таблица 2

Типовая форма мониторинга и контроля рисков

Бизнес-цель Категория риска Фактор риска Показатель риска Предшествующий месяц Текущее состояние риска Тенденция

ление данным и критическим и рискам и.

Пятый этап - разработка методов управления выяв леиным и рис ками.

Шестой этап - это мониторинг и контроль за процедурам и управления рисками.

Для того чтобы менеджеры смогли управлять процессом риск-менеджмента по всему предприятию, необходимо установить формальную систему управления рисками. Система будет сопоставлять каждый риск с соответствующими ключевыми показателями риска и критериями их приемлемости, которые будут детализировать текущий статус риска. Данный процесс будет являться как средством мониторинга рисков, так и подходом к оценке эффективности управления рисками.

В результате исследований предложен следующий алгоритм мониторинга рисков:

• Идентификация бизнес-целей на уровне всех подразделений.

• Определение рисков, угрожающих достижению каждой бизнес-цели соответствующих подразделений.

• Установление связей между выявленными рисками и бизнес-целями.

• Разработка ключевых показателей риска (КПР) для каждого риска, привязанного к каждой бизнес-цели подразделения.

• Разработка системы оповещения, т.е. разра-

ботка порогов / пределов для случаев, когда ключевой показатель риска достигает уровня , при котором он вызывает определенное отклонение бизнес-целей подразделения. Далее предложена типовая форма мониторинга и контроля рисков (табл. 2).

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что система управления рисками позволяет установить влияние рисков на достижение бизнес-целей, а также динамику итевден-цию изменения состояния риска для своевременного информирования менеджеров. Мониторинг рисков помогает своевременно отреагировать менеджерам предприятия и перераспределить ресурсы для управления данным риском.

Таким образом, проблема управления рисками не может быть эффективно решена набором отдельных мероприятий и услуг. Данная задача решается исключительно внедрением комплексной технологии управления рисками, затрагивающей все аспекты деятельности компании В основе технологии должен лежать принцип, согласно которому ни одно бизнес-решение не может быть принято без осознания степени риска, адекватного принимаемому решению. Комплексное управление рисками должно являться неотъемлемой частью стратегического и оперативного управления любой компанией, стремя -щейся стать лвдером на рынке.

УДК 65.012.2

Г. С. Сеничев, В. И. Шмаков, И. В. Виер, В. М. Салганик, А. М. Песин, В. В. Жлудов

РАЗРАБОТКА И ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ ЛОКАЛЬНОГО ОПТИМИЗАЦИОННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ

Определение объемов и структуры выпус-каемой металлопродукции является одним из ключевых направлений производственного пла-нирования для металлургических предприятий. Данное направление предполагает выбор перечня номенклатурных позиций продукции, включаемых в производственный план, и соответствующих им объемов выпуска на планируемый период времени. В условиях благоприятной конъюнктуры рынка металлопродукции оптимизация структуры сортамента становится особенно актуальной и даже на уровне отдельных цехов и прокатных станов позволяет выявить и исполь -зовать существенные экономические резервы.

Совместными усилиями ученых Магнито-горского государственного технического университета и специалистов ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» была разработана методика оптимизационного планирования , направленная на формирование локаль-ных планов товарного выпуска*, оптимальных по критерию маржинальной прибыли:

Реализация концепции производственного планирования на основе эффективного использования ограничений / Г.С. Сеничев, В.И. Шмаков, И.В. Виер, В.М. Салганик, А.М. Песин, В.В. Жлудов. М.: Экономика, 2006. 212 с.

ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ ИРЫНОК ПРОДУКЦИИ

т п

мп«,(Ц» - Щ)-спз.

(1)

»=1 2=1

где МП - планируемая (расчетная) маржинальная прибыль от товарного выпуска для выбранного цеха (объекта локальной оптимизации), руб.; q у - планируемый объём выпуска /-й номенклатурной позиции проката по j-му заказу, т; Цу - отпускная цена проката / -й номенкла-турной позиции проката без НДС, руб.; ПЗу -величина удельных переменных затрат для /-й номенклатурной позиции проката по j-му заказу; СПЗ - общая сумма постоянных затрат на товарный выпуск по цеху; т - количество заказов на металлопродукцию цеха в плановом периоде; п - количество номенклатурных позиций металлопродукции, выпускаемой цехом.

Созданная методика основана на ранжировании номенклатурных позиций проката по пока -зателю удельного маржинального дохода в час работы прокатного стана - «узкого места»:

мд™ = мд,

■Пр™= [Ц„ - ПЗ, )• , (2)

где МДу - удельный маржинальный доход по /-й номенклатурной позиции проката, соответствующий ]-му заказу, руб.; ПЗу - величина удельных переменных затрат, затраченных на производство металлопроката /-й номенклатурной пог гг ш

зиции для ]-го заказа, руб.; Пр 1 - производи-

тельность стана - «узкого места» при изготовле-нии /-й номенклатурной позиции проката, т/ч.

Показатель (2) в отличие от традиционного показателя рентабельности, широко применяемого в настоящее время в качестве критерия приори-

Рис. 1. Алгоритм локального оптимизационного планирования ассортимента

тетности продукции, имеет ряд преимуществ, позволяющих охарактеризовать его как техникоэкономический показатель приоритетности:

- во-первых, он учитывает не только экономическую привлекательность изделий, но и производственные возможности предприятия по объемам и структуре их выпуска (через производительность агрегата с наименьшей пропускной способностью - «узкого места»);

- во-вторых, он рассматривает только переменную часть затрат, связанных с производством конкретного изделия, что соответствует принципам маржинального анализа и более адекватно отражает зависимость между объемами выпуска в разрезе сортамента и общей суммой затрат на производство. Данный показатель используется в рамках

разработанного локального оптимизационного алгоритма (рис. 1) в качестве критерия приоритетности включения конкретной позиции металлопроката в структуру планируемого товарного выпуска. При этом учитываются имеющиеся рыночные ограничения и условия действующих договоров с потребителями металлопродукции. Обозначения:

ДФВум - доступный фовд рабочего времени стана-«узкого места»;

ТФВ™ - требуемый для производства подката для других цехов фовд рабочего времени стана-«узкого места»;

ТФВ¥м - требуемый для производства товарной продукции цеха фовд рабочего времени стана-«узкого места»;

ДФВ™ - доступный для производства товарной продукции цеха фонд времени стана-«узкого места»;

Кум - коэффициент загрузки «узкого места», определяемый как отношение требуемого и доступного фондов времени его работы (в данном алгоритме - фовдов времени для производства товарного проката).

В рамках адаптации и внедрения разработанной методики планирования на ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» был разработан программный модуль - автоматизированное рабочее место менеджера по сбыту (АРМ менеджера по сбыту). Данный модуль реализует рассмотренный алгоритм локального оптимизационного планирования и дает возможность эффективно управлять структурой планируемого товарного выпуска для выбранного цеха предприятия на основе ранжирования номенклатурных позиций металлопродукции по показателю (2).

Разработка и программная реализация методики... планирования.

Сеничев Г.С, Шмаков В.И, Виер И.В. и др.

Файл Период Денежная единица Новая запись Потс* прибыли Мастер Настройка

'||і1874.46

По исходной:

По сформированной:

~ 17367.89

-ІСЗІ *1

"^1 Фильтр ]

1 31 ПРТЮ98100100152 1410650235 6 Рулон г/к 5АЕ 101 ИМ] 4.57 1219 Экспорт 182.6 14098 1252 3796.03 10301.97 1Г

1 2 32 ПРТ ЮЭ7120100038 1314420332 1 Рулон г/к. 10ХСНД Є 1370 РФ 61.1 19660 1038 7140.72 11519.28 К

1 3 33 ПРТ |0Э8100100150 1410650236 5 Рулон г/к 5АЕ 1010)М) 3 22 1219 Экспорт 182.7 1409В 1221 3805.14 1029286 К

Г 4 34 ПИ Ю97120100186 1410620127 3 Рулон г/к В 9.2 1700 Экспорт 463.9 12669 1373 3918.15 8750.88 і;

1 5 35 ПРТЮ97120І00034 1314420320 1 Рулон г/к 17Г1С-У 9 1Є60 РФ 614.7 15000 1130 4410.84 1058916 11

! Б 36 ПРТ ЮЭ8100100101 1410650153 1 Рулон г/к АЗЄ-2 5.97 1829 Экспорт 355.9 12915 1347 4034.27 8880.73 11

і 7 37 ПРТІ098100100101 1410650184 3 Рулон г/к А36-2 4.45 1829 Экспорт 180.4 12915 1347 4034.27 8890.73 11

і 8 38 ПРТЮЭ8100100101 1410650185 2 Рулон г/к АЭ6-2 445 1829 Экспорт 119.1 12915 1347 4034.27 888073 11

і Э 39 ПРТШ8100І00105 1410650184 8 Рулон г/к АЗЄ-2 7 49 1829 Экспорт 185.5 12915 1347 4036.39 8878 Б1 11

і 10 40 ПРТЮ98100І00105 1410650105 4 Рулон г/к АЗЄ-2 6.15 1829 Экспорт 121.4 12915 1347 4036.39 8878.61 11

і 11 41 ПРТ 1098100100101 1410620110 Є Рулон г/к АЗЄ-2 4.56 1828 Экспорт 179.2 12839 1347 4034.27 8804.73 11

! 12 42 ПРТЮЭ8100100105 1410620110 10 Рулон г/к АЭБ-2 7.7 1828 Экспорт 239,3 12839 1347 4036.39 8802 61 11

Г 13 43 ПРТ1098100100105 1410620110 П Рулон г/к АЗЄ-2 9.3 1828 Экспорт 360.1 12839 13)7 4036.39 8302 61 11

к 14 44 ПРТЮЭ8100100105 1410620110 Э Рулон г/к А36-2 Є.1 1828 Экспорт 419.7 12939 1347 4036.39 3302.61 11

ги]

Время.ч Созд | Выбр і Ир*"-- I И,.-* і Со* Выбр | вР*«я.ч Ис» | Сом. | Выбр | Ко*-во.т Иск. | С©а*. | Выбр.

311 82 10 10 Исп. | 311 82 311 82 311.92 Свободно -301.92 0 Всего 284583.2 284583 2 284533 2

Рис. 2. Интерфейс основного рабочего окнаАРМа менеджера по сбыту

Основное рабочее окно программы пред -ставлено на рис. 2.

Осшвные функции, реализуемые программным пакетом:

• расчет показателя (2) для позиций товарного проката, позволяющий количественно определить их сравнительную приоритетность (ранг позиции);

• изменение объемов позиций товарного проката , включаемых в производственную программу цеха (сокращение объема, увеличение объема, добавление новых позиций, удаление позиций), с учетом их сравнительной приоритетности и автоматическим пересчетом времени загрузки стана;

• изменение ценна позиции товарного прока -та, включаемых в производственную программу цеха (увеличение, уменьшение цены), с автоматическим пересчетом показателя (2) и ранга позиции;

• определение средневзвешенного удельного маржинального дохода по стану - «узкому месту» для оценки эффективности принимаемых решений по изменению объемов и цен отдельных позиций товарного проката:

МДуМВ■ =

МП

ДфКм

(3)

• автоматический пересчет цен на позиции товарного проката под заданный целевой уровень показателя (3);

• сравнение значений всех показателей текущего месяца с уровнем предыдущего месяца. Указанные функции могут быть реализованы

как для всей совокупности позиций товарного проката анализируемого цеха, так и для любой выделенной с помощью заложенной в программный пакет системы фильтров подгруппы позиций.

В ходе апробации разработанного программ -ного модуля при формировании структуры товарного выпуска листопрокатного цеха № 10 ОАО «ММК» по стану 2000 горячей прокатки была подтверждена полезность и готовность разработанного программного пакета АРМа менеджера по сбыту для внедрения в практику работы сбытовых служб предприятия. Ожидаемый экономический эффект от применения разработанной программы при формировании структуры товарного выпуска только по одному цеху пред -приятия составляет около 50 млн руб. в месяц

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.