Научная статья на тему 'Разработка и применениеспециализированных информационно-обучающих порталов'

Разработка и применениеспециализированных информационно-обучающих порталов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / INFORMATION RESOURCE / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ADDITIONAL TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCES / ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА / TRAINING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина Т. А., Бобров А. И., Степанов И. М., Кузьмин А. А.

Описаны отдельные основополагающие аспекты использования специализированных информационно-обучающих порталов для дополнительного обучения специалистов на примере портала по обучению основам радиационной безопасности и портала по подготовке к действиям в условиях Арктической зоны. Рассмотрены особенности ключевых компонентов модулей вышеозначенных порталов в контексте модернизации современного учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмина Т. А., Бобров А. И., Степанов И. М., Кузьмин А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND APPLICATION OF THE SPECIALIZED INFORMATION TRAINING PORTALS

Separate fundamental aspects of use of the specialized information training portals for additional training of experts on the example of the portal in training in bases of radiation safety and the portal in preparation for actions in the conditions of the Arctic zone are described. Features of key components of modules of the aforesaid portals in the context of modernization of modern educational process are considered.

Текст научной работы на тему «Разработка и применениеспециализированных информационно-обучающих порталов»

РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-

ОБУЧАЮЩИХ ПОРТАЛОВ

Т.А. Кузьмина, А.И. Бобров, И.М. Степанов, А.А. Кузьмин

Описаны отдельные основополагающие аспекты использования специализированных информационно-обучающих порталов для дополнительного обучения специалистов на примере портала по обучению основам радиационной безопасности и портала по подготовке к действиям в условиях Арктической зоны. Рассмотрены особенности ключевых компонентов модулей вышеозначенных порталов в контексте модернизации современного учебного процесса.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информационный ресурс, дополнительное обучение, профессиональные компетенции, обучающая среда.

Говоря о позитивных моментах внедрения в процесс дополнительного образования

информационно-коммуникационных технологий, стоит упомянуть и о возможных негативных сторонах, которые могут проявиться в большей формализации образовательного процесса и в снижении интенсивности взаимного коллективного общения вплоть до частичной социальной изоляции обучающихся. Вышеозначенный негатив вполне может быть снижен за счет смешанного или комбинированного обучения (blendedlearning), поскольку электронное обучение может включать в себя как дистанционную форму занятий, так и очную форму преподавания (face-to-facelearning). [1]

В контексте вышесказанного,

немаловажным аспектом интеллектуального компьютерного обучения можно назвать так называемую техническую имитацию педагога, уделяющего внимание каждому обучаемому вне временных рамок и «узости» возможных вопросов.

Появившиеся мультимедийные

инструменты со всей наглядностью продемонстрировали возможности в виртуальном пространстве как представлять доступно и привлекательно для обучения внушительные объемы знаний, так и мотивировать к обучению. К примеру, трехмерная визуализация (3-dimensional) вполне способна стать одним из элементов фундамента будущего мультимодального интерфейса человек-компьютер, который бы позволил создавать виртуальные прототипы, тренажеры, симуляторы, интерактивные обучающие технологии с WOW-эффектом, удерживающим внимание обучающихся. [2]

Условная последовательность

минимального набора модулей обучающей системы, которая ориентирована на выполнение определенных функции, может быть представлена в следующем виде:

- входной, промежуточный, выходной контроль знаний;

- теоретическое обучение;

- администрирование;

- словари.

Совместимость любой обучающей системы с другими системами и комплексами должна обеспечиваться за счёт использования единой системы связи, совместимого оборудования, согласованных протоколов, единых форматов, справочников, классификаторов данных. Используемые системные программные средства должны быть представлены серверной версией заданной операционной системы не ниже определенной градации, описанной в данном конкретном случае. [3]

Для корректного функционирования программного обеспечения на сервере требуется предустановленное программное обеспечение с указанием конкретной версии и способов запуска установочного файла. [4]

От теории обратимся к практике.

С 2015 года по настоящее время успешно функционирует созданный в рамках реализации федеральных целевых программ информационно-обучающий портал, предназначенный для управления дистанционным обучением

сотрудников МЧС России и представления пользователям сети Интернет данных об Арктическом регионе Российской Федерации. В результате выполнения научной работы был создан учебно-методический комплекс, соответствующее программное обеспечение для реализации очно-дистанционного обучения по указанному направлению, а также была пройдена стадия опытной эксплуатации. Проверка корректности работы системы приложений осуществлялась путем проведения бета-тестирования веб-портала как в локальном режиме, так и в режиме подключения к информационно-

телекоммуникационной сети Интернет.

Информационно-обучающий портал

«Арктика без опасности» состоит из двух модулей: модуль информирования и модуль обучения.

Компоненты модуля информирования:

- Полный список арктических спасательных центров, расположенных на территории Российской Федерации;

- Информация по основам выживания в Арктическом регионе;

- Возможность подачи онлайн заявки на туристическое обслуживание, которая будет отправлена по электронной почте в соответствующий спасательный центр;

- Обмен опытом о путешествиях в Арктическом регионе.

Компоненты модуля обучения:

- Создание новых и редактирование существующих программ обучения, формирование учебных последовательностей, пополнение базы тестовых материалов.

- Добавление новых и редактирование существующих учетных записей обучаемых.

- Пополняемая база учебных материалов, пригодная для многократного использования.

- Система тестирования обучаемых.

- Система контроля изучения учебных материалов.

Рассмотрим систему дистанционного обучения «Арктика без опасности» с точки зрения программного комплекса, функционирующего в

сети Интернет, реализующего следующие функции:

- обеспечение доступа пользователям Интернет к актуальной информации об Арктическом регионе Российской Федерации;

- регистрация сотрудников МЧС в качестве обучающихся;

- организация администрирования;

- формирование учебной последовательности обучения;

- формирование и размещение учебных материалов;

- формирование тестов по учебным материалам и проведение тестирования;

- организация дистанционного консультирования пользователей;

- администрирование учебных материалов и тестов;

- администрирование информационного наполнения портала.

Система администрирования

специализированного информационного -

обучающего портала представлена на рис. 1.

Образовательный процесс "1

» Программы обучения

> Темы по программам обучения

> Учебные материалы

> Тесты

> Термины и определения

Пользователи >

Обучаемые -

> Обучаемые

> Учебные группы

> Списки групп

> Зачисление

Учебный журнал ч

> Журнал группы

Ди стан цио нное консультирование >

Настройки системы >

Общие справочники -

СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

для подготовки спасателей к действиям в условиях Арктической зоны

v I Отчеты системы

Звании

Подразделения

При каз о зач ис лен ии обучаемы х

Приказ об отчислении обучаемого

Приказ о переводе обучаемого в другую группу

Список учебной группы

Список групп,закрепленныхэа одним куратором

Список учебны* материалов, загруженных преподавателем

Успеваемость группы эа период Успеваемость группы по дисциплине

Успеваемость группы по всей ро грамме

Успеваемость обучающегося за ериод

Успеваемость обучающегося по дисциплине

Успеваемость обучающегося по всей ро грамме

Учебная последовательность по программе

Администратору Куратору Преподавательская

Особенности ведения ПОР в условиях Арктического региона

1 Основы комплексной безопасности арктических территорий

2 Связь в условиях Арктики

3 Технические и транспортные средства

4 Тактико-специальная подготовка

5 Первая помощь

6 Психологическая подготовка

7 Десантная подготовка

Рис. 1. Система администрирования портала «Арктика без безопасности»

Синхронизации офлайн-версии с онлайн-версией системы, совместимость с другими системами и комплексами обеспечивается за счёт использования единой системы связи,

совместимого оборудования, согласованных протоколов, единых форматов, справочников и классификаторов данных.

Программный комплекс размещен в русскоязычном сегменте информационно-телекоммуникационной сети Интернет на домене 3-

го уровня в доменной зоне Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России http://arctica.igps.ru/ (данные на 23.08.2017 г.), представлен на рис. 2.

АРКТИКА БЕЗ ОПАСНОСТИ

Система дистанционного обучения для подготовки спасателей к действиямвусловияхАрктической зоны

АРКТИЧЕСКИМ РЕГИ1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОН' НОВОСТИ ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ ОСНОВЫ ВЫЖИВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКИМ ГРУППАМ О ПРОЕКТЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ

+

СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

для подготовки спасателей к действиям в условиях Арктическойзоны

Личный кабинет Обучение Глоссарий Комната

Образовательный портал £ Войти / Зарегистрироваться

Рис. 2. Портал «Арктика без безопасности»

Изучение комплекса теоретических вопросов с помощью системы дистанционного обучения для подготовки спасателей к действиям в условиях Арктической зоны является первым этапом очно-дистанционной формы обучения.

Целью освоения программы является формирование у обучающихся комплекса теоретических знаний и профессиональных навыков, необходимых для проведения поисково-спасательных работ как на континентальной территории Арктического региона, так и в акватории Ледовитого океана и северных морей.

Поскольку виртуальная преподавательская содержит функцию дистанционного

консультирования, статистические данные, файлообменник, информацию для куратора группы, то отслеживание процесса входного, промежуточного, итогового контроля знаний происходит достаточно полно и оперативно.

В течение двух лет успешно проходит запланированное дистанционное обучение групп, что является первым этапом очно-дистанционной формы обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации спасателей.

В 2016 и в 2017 году дистанционное обучение прошли 27 спасателей Арктического спасательного учебно-научного центра «Вытегра».

Таким образом, можно говорить о том, что по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Особенности ведения поисково-спасательных работ в условиях Арктического региона» дистанционная форма организации занятий вполне успешно сочетается с очной формой преподавания, что подтверждает перспективность развития комбинированного обучения в целом.

В 2016 году успешно прошли обучение сотрудники Воронежского института ГПС МЧС России на специализированном обучающем портале «Основы радиационной безопасности и защита личного состава подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, участвующих в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на АЭС», созданного при участии сотрудников Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС Росси и размещенного в режиме открытого пользовательского доступа на поддомене http://ra.igps.ru официального внешнего домена Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России в русскоязычном сегменте информационно-телекоммуникационной сети Интернет (данные на 23.08.2017 г.), представлен на рис. 3.

Рис. 3. Портал «Основы

Компоненты модуля обучения обучающего портала «Основы радиационной безопасности и защита личного состава подразделений федеральной противопожарной службы

Государственной противопожарной службы, участвующих в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на АЭС»:

- Создание новых и редактирование существующих программ обучения, формирование учебных последовательностей, пополнение базы тестовых материалов.

- Добавление новых и редактирование существующих учетных записей обучаемых.

- Пополняемая база учебных материалов, пригодная для многократного использования.

- Система тестирования обучаемых. Система контроля изучения учебных материалов.

Библиография

1. Монахова Л.Ю. Дистанционное обучение как инструмент расширения национально-региональных образовательных пространств взрослых. // Наука сегодня: вызовы и решения материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». - 2017. - С. 124-125.

2. Медведева Л.В., Сафонов Д.П. Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-ориентированного тестирования сотрудников МЧС России в виртуальной реальности // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. - 2016. - № 3 (32). - С. 12-17.

3. WindowsServer. [Электронный ресурс] URL: https://www.microsoft.com/en-us/cloud-platform/windows-server. - [дата обращения: 23.08.2017].

4. MySQLServer. [Электронный ресурс] URL: http://dev.mysql.com/downloads/mysql/. - [дата обращения: 23.08.2017].

5. Бобров А.И., Кузьмина Т.А., Ильина А.Н. Применение современных информационных технологий при обучении основам радиационной безопасности // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В двух частях. Часть вторая. Воронеж: ФГБОУ ВО Воронежский институт ГПС МЧС России, 2017. - С. 126-128.

ционной безопасности»

В ходе бета-тестирования были отмечены позитивные моменты в виде мультимедийного контента со звуковым сопровождением, быстрой аутентификации пользователей, корректности функционирования системы приложений.[5]

В заключение хотелось бы отметить, что традиционная организационная модель по учебному взаимодействию преподаватель-студент на фоне возросшего объема знаний при так называемой непрерывной учебе

(LifeLong&LifeWide) не может существовать, ориентируясь только лишь на базовые академические курсы в классно-урочной системе. Адаптивные конкурентоспособные интерактивы, созданные средствами современных компьютерных сетевых технологий, - это не эксклюзив, а норма образовательной политики, сообразующаяся с требованиями сегодняшнего дня.

References

1. Monahova L.YU. Distancionnoe obuchenie kak instrument rasshireniya nacional'no-regional'nyh obrazovatel'nyh prostranstv vzroslyh. // Nauka segodnya: vyzovy i resheniya materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nauchnyj centr «Disput». - 2017. - S. 124-125.

2. Medvedeva L.V., Safonov D.P. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'no-orientirovannogo testirovaniya sotrudnikov MCHS Rossii v virtual'noj real'nosti // Psihologo-pedagogicheskie problemy bezopasnosti cheloveka i obshchestva. - 2016. - № 3 (32). - S. 12-17.

3. WindowsServer. [EHlektronnyj resurs] URL: https://www.microsoft.com/en-us/cloud-platform/windows-server. - [data obrashcheniya: 23.08.2017].

4. MySQLServer. [EHlektronnyj resurs] URL: http://dev.mysql.com/downloads/mysql/. - [data obrashcheniya: 23.08.2017].

5. Bobrov A.I., Kuz'mina T.A., Il'ina A.N. Primenenie sovremennyh informacionnyh tekhnologij pri obuchenii osnovam radiacionnoj bezopasnosti // Problemy obespecheniya bezopasnosti pri likvidacii posledstvij chrezvychajnyh situacij: sbornik statej po materialam V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. V dvuh chastyah. CHast' vtoraya. Voronezh: FGBOU VO Voronezhskij institut GPS MCHS Rossii, 2017. - S. 126-128.

DEVELOPMENT AND APPLICATION OF THE SPECIALIZED INFORMATION

TRAINING PORTALS

Separate fundamental aspects of use of the specialized information training portals for additional training of experts on the example of the portal in training in bases of radiation safety and the portal in preparation for actions in the conditions of the Arctic zone are described. Features of key components of modules of the aforesaid portals in the context of modernization of modern educational process are considered.

Keywords: information and communication technologies, information resource, additional training, professional competences, the training environment

Кузьмина Татьяна Анатольевна,

к.пед.н.,

старший научный сотрудник отдела перспективных разработок и инновационных технологий в области безопасности жизнедеятельности,

Научно-исследовательский институт перспективных исследований и инновационных

технологий в области безопасности жизнедеятельности,

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России,

Россия, г. Санкт-Петербург,

kuzmina@igps. ru

Kuzmina T.A.,

candidate of pedagogical sciences,

Senior Researcher of the Department of Advanced Development and Innovative Technologies in the Field of Life Safety,

Research Institute of Advanced Research and Innovative Technologies in the field of life safety,

St. Petersburg University of State Firefighting Service of EMERCOM of Russia, Russia, St. Petersburg.

Бобров Александр Иванович,

к.т.н., доцент,

заместитель начальника кафедры защиты населения и территорий,

Воронежский институт ГПС МЧС России,

Россия, г. Воронеж,

[email protected]

Bobrov A.I.,

candidate of technical sciences, associate professor,

Deputy Head of the Department of Protection of the Population and Territories, Voronezh Institute of State Firefighting Service of EMERCOM of Russia, Russia, Voronezh.

Степанов Игорь Михайлович,

заместитель начальника отдела информатизации и программирования

Центр информационных и коммуникационных технологий,

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Россия, г. Санкт-Петербург,

stepanov@igps. ru

Stepanov I.M.,

Deputy Head of the Department of Informatization and Programming Center for Information and Communication Technologies, St. Petersburg University of State Firefighting Service of EMERCOM of Russia, Russia, St. Petersburg.

Кузьмин Анатолий Алексеевич,

к.пед.н., доцент,

доцент кафедры физико-технических основ обеспечения пожарной безопасности,

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России,

Россия, г. Санкт-Петербург,

[email protected]

Kuzmin A.A.,

candidate of pedagogical sciences, associate professor,

the senior lecturer offaculty ofphysical and technical bases of maintenance offire safety, St. Petersburg University of State Firefighting Service of EMERCOM of Russia, Russia, St. Petersburg.

© Кузьмина Т.А., Бобров А.И., Степанов И.М., Кузьмин А.А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.