Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ НАВЫКОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ НАВЫКОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ НАВЫКИ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нугманова Фарида Илхамовна, Кулькова Мария Александровна

В статье представлена характеристика кейс-технологии как эффективного инструмента развития метапредметных навыков учащихся на уроке английского языка на старшем этапе обучения в школе. В работе рассмотрены различные дефиниции кейс-технологии, вариативные формы кейсов в проекции учебных целей, определены структурные элементы кейсов, выделены этапы работы с ними. Представлены результаты педагогического эксперимента с применением кейс-технологии, что позволило определить эффективность использования ее на уроке английского языка. В рамках исследования были разработаны методические рекомендации, определена роль преподавателя на уроке иностранного языка с применением кейсов. Отдельное внимание в работе уделено выбору темы кейсов, раскрывающих повседневные актуальные проблемы общества, с целью повышения мотивации учащихся. Экспериментальным путем доказано, что кейс-технология позволяет эффективно систематизировать знания учащихся в конкретной предметной области, применять изученный материал на практике, осмысливать реальные ситуации, мыслить критически. В работе использовался метод теоретического анализа научной литературы и федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС-2), методы педагогического моделирования и опытной экспериментальной проверки, математико-статистического анализа обработки результатов исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN AND IMPLEMENTATION OF THE CASE STUDY FOCUSED ON THE DEVELOPMENT OF METASUBJECT SKILLS OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE ENGLISH LESSON

This article characterizes the case study as an effective tool for the development of metasubject skills of high school students in the English lesson. The research considers various definitions of the case study, variable forms of cases in the projection of educational goals, defines the structural elements of cases and identifies the stages of work with them. The article presents the results of a pedagogical experiment with the use of the case study in the English lesson. This allowed us to gauge its effectiveness. The study developed methodological recommendations and determined the role of the teacher in a foreign language lesson based on the case study. We focused on the choice of the case topics that reveal everyday current problems of society in order to increase students’ motivation. It is experimentally proved that the case study allows us to effectively systematize students’ knowledge in a specific subject area, use the studied material in practice, comprehend real situations and think critically. The main methods of research are the methods of theoretical analysis of scientific literature and Federal Educational Standard II, the method of pedagogical modeling and experimental testing, the method of mathematical and statistical analysis of research results.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ НАВЫКОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2021. №2(64)

DOI: 10.26907/2074-0239-2021-64-2-258-263 УДК 372.881.111.1

РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ НАВЫКОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО

ЯЗЫКА

© Фарида Нугманова, Мария Кулькова

DESIGN AND IMPLEMENTATION OF THE CASE STUDY FOCUSED ON THE DEVELOPMENT OF METASUBJECT SKILLS OF HIGH SCHOOL

STUDENTS IN THE ENGLISH LESSON

Farida Nugmanova, Mariya Kulkova

This article characterizes the case study as an effective tool for the development of metasubject skills of high school students in the English lesson. The research considers various definitions of the case study, variable forms of cases in the projection of educational goals, defines the structural elements of cases and identifies the stages of work with them. The article presents the results of a pedagogical experiment with the use of the case study in the English lesson. This allowed us to gauge its effectiveness. The study developed methodological recommendations and determined the role of the teacher in a foreign language lesson based on the case study. We focused on the choice of the case topics that reveal everyday current problems of society in order to increase students' motivation. It is experimentally proved that the case study allows us to effectively systematize students' knowledge in a specific subject area, use the studied material in practice, comprehend real situations and think critically. The main methods of research are the methods of theoretical analysis of scientific literature and Federal Educational Standard II, the method of pedagogical modeling and experimental testing, the method of mathematical and statistical analysis of research results.

Keywords: metasubject approach, case study, foreign language, metasubject skills, intersubject communications, critical thinking, cognitive activity.

В статье представлена характеристика кейс-технологии как эффективного инструмента развития метапредметных навыков учащихся на уроке английского языка на старшем этапе обучения в школе. В работе рассмотрены различные дефиниции кейс-технологии, вариативные формы кейсов в проекции учебных целей, определены структурные элементы кейсов, выделены этапы работы с ними. Представлены результаты педагогического эксперимента с применением кейс-технологии, что позволило определить эффективность использования ее на уроке английского языка. В рамках исследования были разработаны методические рекомендации, определена роль преподавателя на уроке иностранного языка с применением кейсов. Отдельное внимание в работе уделено выбору темы кейсов, раскрывающих повседневные актуальные проблемы общества, с целью повышения мотивации учащихся. Экспериментальным путем доказано, что кейс-технология позволяет эффективно систематизировать знания учащихся в конкретной предметной области, применять изученный материал на практике, осмысливать реальные ситуации, мыслить критически. В работе использовался метод теоретического анализа научной литературы и федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС-2), методы педагогического моделирования и опытной экспериментальной проверки, математико-статистического анализа обработки результатов исследования.

Ключевые слова: метапредметный подход, кейс-технология, иностранный язык, метапредмет-ные навыки, межпредметные связи, критическое мышление, познавательная деятельность.

В настоящее время в системе российского образования наблюдается смещение образовательного вектора с простой передачи знаний

преподавателем в сторону овладения учащимися определенных умений и навыков, ориентированных на организацию их активной, самостоятель-

ной познавательной деятельности. С введением Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (далее - ФГОС-2) данные навыки и умения стали носить мета-предметный характер в целях оптимизации ситуации с разрозненным изучением отдельных предметов. Метапредметные навыки представляют совокупность определённых умений учащегося, универсальных для всех сфер жизни человека и необходимых для дальнейшей успешной профессиональной деятельности в условиях быстро меняющегося общества [Коломиец, с.

65]. Формирование и развитие данных навыков необходимо для воспитания всесторонне развитой личности, конкурентоспособной на рынке труда.

Метапредметный подход на сегодняшний день является одним из ключевых в ФГОС-2 и направлен на обеспечение способности учащихся к самостоятельному усвоению знаний и умений средствами одного, нескольких или всех учебных дисциплин [ФГОС среднего общего образования, с. 7]. Метапредметный подход способствует формированию теоретического и практического мышления и позволяет осмысленно прослеживать процесс возникновения знания. В свою очередь, предмет «Английский язык» формирует хорошую базу для овладения метапред-метными навыками, поскольку изучаемые темы относятся ко всем сферам общественной жизни, что позволяет выстраивать межпредметные связи с различными дисциплинами, такими как география, история, биология и т. д. [Дубинина, с. 20].

Применение традиционных методов обучения не всегда позволяет эффективно развивать метапредметные навыки учащихся, которые включают в себя обобщенные способы познавательной деятельности, такие как наблюдение, анализ, сравнение, применимые как на уроке, так и при решении задач на практике [Коломиец, с.

66]. В рамках настоящего исследования применяемая кейс-технология представляет эффективный инструмент развития метапредметных навыков.

Кейс-технология возникла в США в школе бизнеса Гарвардского университета, где студенты рассматривали сложные ситуации, в которых оказывались реальные организации и бизнес-корпорации, и продумывали различные пути выхода из кризиса [Лузан, с. 138]. В переводе с английского термин case означает «случай, ситуацию, обстоятельство, дело, историю, факт». Таким образом, кейс-технология представляет метод исследования, целью которого является изу-

чение конкретной ситуации, отдельного частного случая в условиях реальной действительности.

В зарубежных исследованиях отмечаются различные трактования кейс-технологии, в которых ведущим принципом выступает глубокое, детальное изучение события или проблемы в его естественной среде. В нашем исследовании мы отталкивались от определения К. Адельмана и Р. Стейка: «Кейс-технология является как процессом изучения проблемной темы, так и продуктом обучения, которая направлена на формирование и развитие у учащихся гибких навыков (soft skills), включающих коммуникативные навыки, способность находить альтернативные решения и делать правильный выбор» [Adelman, с. 3], [Stake, с. 136]. Она опирается на формирование у учащегося навыков самоорганизации, акцентирование сильных его сторон и развитие навыков социализации через практический опыт. Главное в данной технологии - это «сымитировать проблемную ситуацию в классе и поставить учащимся задачу найти из нее выход» [Coimbra, Oliveira Martins, с. 392]. Чаще всего решить проблему кейса можно несколькими способами, поэтому в ходе обсуждения учащимся предоставляется выбор лучшего из альтернативных вариантов решения проблемной ситуации. При защите своего проекта учащиеся должны четко аргументировать свой выбор. Ученик является активным участником учебного процесса, роль преподавателя же заключается в организации коллективной работы, оптимизации этапов планирования, разрешении проблемной ситуации, подведении итогов и оценке работы каждой группы [Social networks ecology: Socio-psychological phenomena..., с. 1583].

Кейсы разрабатываются и применяются на уроке в зависимости от учебных целей и задач. Представим классификацию С. Брукфилда, который выделяет следующие виды кейсов:

1) кейсы, направленные на развитие личностных качеств, таких как целеустремленность, коммуникабельность, инициативность, умение работать в команде, способность логически решать сложные ситуации;

2) кейсы, направленные на развитие умения разделять факты от предположений;

3) кейсы, направленные на развитие у учащихся умений в постановке целей и задач, формулировании стратегий для решения проблемной ситуации;

4) кейсы, направленные на приобретение опыта в умении правильно и четко аргументировать свою позицию, делать выводы только на основе фактов и прислушиваться к различным мнениям группы;

5) кейсы, направленные на развитие умения применять теоретические знания в практических целях [Brookfíeld, с. 20].

Таким образом, кейс-технология достаточно вариативна и способна подстроиться под любые цели и задачи, поставленные педагогом. В целом, зарубежные ученые подчеркивают эффективность данной технологии в формировании и развитии организационных и коммуникативных навыков учащихся. С помощью кейсов учащиеся глубже погружаются в предмет, совершенствуют свои навыки в проведении исследования [Meluch, Gettings, с. 121].

В России кейс-технологию называют методом анализа ситуационных задач [Зайцев, с. 135]. Ситуационная методика обучения за последние годы стала востребованной в российской системе образования, а на уроке иностранного языка она чаще всего применяется с целью повышения уровня коммуникативных навыков. В связи с тем, что кейс-технология направлена на развитие всех видов речевой деятельности, ученые-методисты считают целесообразным применять ее на завершающем этапе работы с темой, при проведении контроля сформированности знаний и компетенций. Обучающиеся активно используют изученный лексико-грамматический материал при аргументации своей точки зрения, а преподаватель может оценить уровень сформи-рованности речевых навыков обучающихся, уровень изученной лексики и грамматических структур [Панина, с. 101]. Роль преподавателя при проведении урока с использованием кейс-технологии заключается в организации коллективной работы, оптимизации этапов планирования разрешения проблемной ситуации, подведении итогов и оценке работы каждой группы.

В комплект кейса входят следующие структурные элементы: заданная проблемная ситуация (тема), основной план работы, карточки с критериями оценки работ, образцы результатов обсуждения в письменной форме [Долгоруков, с. 36]. Содержание и объем кейса зависят от цели обучения, уровня знаний и умений учащихся. При выборе темы и содержания урока английского языка с применением кейс-технологии преподавателю важно ориентироваться не на науку, а на повседневные проблемы, с которыми обычный человек сталкивается каждый день. С целью повышения мотивации к учению кейсы следует выбирать, исходя из актуальности темы, а также принимая во внимание возраст и уровень знаний обучающихся. Особенность работы преподавателя заключается не только в реализации своих способностей, но и их развитии. В частых случаях при подготовке урока иностранного языка с

применением кейс-технологии педагог выходит за пределы учебного пространства и выполняет сразу несколько функций - воспитывающую, организующую, исследовательскую [Лузан, с. 140].

Рассмотрим основные этапы работы с кейс-технологией на уроке иностранного языка в 11 классе, УМК «Spotlight», (учебно-методический комплекс) авторы О. В. Афанасьева, Д. Дули, И. В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс, юнит «Travel» [Английский в фокусе, с. 138-148]. Тема кейса на уроке «Traveling during pandemic». Время реализации - 90 минут (2 урока).

1. Подготовительный этап - до начала занятий. Задачи этапа: конкретизировать цели и разработать ситуации для кейсов. Прежде всего необходимо определить, насколько целесообразно использовать кейс-технологию на каждом этапе урока. Затем необходимо разработать план занятия и подготовить материалы для визуализации, приложения к кейсу. Особое внимание следует обратить на выбор темы. Нами была выбрана актуальная на сегодняшний день тема «Путешествия во время пандемии», что позволило повысить интерес и мотивацию обучающихся на уроке.

2. Ознакомительный этап - во время урока. Цель этапа: вовлечение в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления. На начальной стадии были подготовлены дискуссионные вопросы, а также аргументы и контраргументы, которые помогали управлять дискуссией в классе. Также были подготовлены материалы для визуализации, а именно фотографии природы России. Далее должно следовать слово преподавателя, в котором обозначается контекст предстоящей работы и обращается внимание обучающихся на актуализацию знаний по теме путешествия. На уроке была проведено подстановочное упражнение, направленное на проверку степени сформи-рованности лексического материала.

3. Аналитический этап - начало обсуждения кейса. Цель этапа - проанализировать кейс в группе и выработать решение. На данном этапе происходит активное вовлечение студентов в индивидуальную работу в группах. Задача учителя - создать психолого-педагогическую атмосферу, побуждающую учащихся к обсуждению проблемной ситуации. Эффективность групповой работы обеспечивается применением специфических приемов, таких как первичная оценка содержания кейса, организация обсуждения ситуации с точки зрения выявления преимуществ и недостатков предлагаемого решения. Также при составлении программы учащиеся должны скон-

центрировать свое внимание на реальности воплощения их идей.

4. Итоговый этап - презентация групповых решений. Цель - представить и обосновать решение группы по кейсу. Обсуждение кейса невозможно без дискуссии. Учащиеся 11 класса обладают значительной степенью зрелости и самостоятельностью мышления, поэтому на уроке они сумели аргументировать свой выбор, обозначить и доказать свою точку зрения. На данном этапе преподаватель оценивает умение каждого участника группы работать в команде, активность дискуссии, общую атмосферу в группе и обоснованность вывода по кейсу. Важным моментом во время презентации является способность учеников толерантно и без предвзятости принимать чужие варианты решения проблемы [Панина, с. 98]. Преподаватель контролирует работу обучающихся посредством выбора типа презентации: мини-лекция, представление статистики, доклад с участием всех участников группы. Основные пункты дискуссии, решения проблемы должны быть зафиксированы учащимися. Это способствует быстрому накапливанию опыта, учету возникших трудностей и обмену опытом между группами и обучающимися в целом.

5. Завершающий этап работы над кейсом заключается в подведении итогов. Итоги подводит как преподаватель, так и сами учащиеся с целью их активного вовлечения в процесс самооценивания проделанной познавательной деятельности. Подведение итогов решения кейса осуществляется в виде обсуждения его среди учащихся в классе, после чего учитель дает оценку выводам подгрупп и отдельных участников, а также всему ходу дискуссии. Процесс обучения с использованием кейс-технологии позволяет формировать метапредметные навыки учащихся, которые они могут применить на практике в реальных жизненных ситуациях. К примеру, на данном уроке иностранного языка учащиеся использовали ме-тапредметные связи, когда им понадобились знания по географии с целью построения более оптимального маршрута, а также креативное мышление и творческие способности при подготовке презентации проекта. Рефлексия показала, что уровень заинтересованности в изучении иностранного языка вырос, это способствовало повышению мотивации обучающихся к учению и активизации различных методов научного исследования.

Представим разработанные нами краткие методические рекомендации по формированию и развитию метапредметных навыков на уроке английского языка с применением кейс-технологии:

1. Необходимо заранее обозначить тему кейса, тем самым дав обучающимся время продумать четкую аргументацию с яркими примерами. Максимальная эффективность применения кейс-технологии будет достигнута в том случае, если при выполнении предварительной самостоятельной работы над кейсами обучающиеся будут придерживаться системного подхода.

2. Необходимо определить тематику кейса с учетом уровня знаний и возраста обучающихся. Ситуация должна быть актуальной и современной, способной повысить внутреннюю мотивацию учащихся к познавательной деятельности и иметь практико-ориентированный характер.

3. Целесообразно применять кейс-технологию на уроке иностранного языка на завершающем этапе работы с темой. Для актуализации имеющихся знаний важно на этапе знакомства с кейсом провести работу по повторению пройденного лексического и грамматического материала.

4. Внедрить межпредметные связи при составлении проблемных ситуаций. Тщательное продумывание кейса требует от преподавателя высокой квалификации с целью грамотной организации образовательного вектора на уроке и саморегуляции собственной деятельности.

В ходе экспериментальной проверки эффективности кейс-технологии была проведена серия уроков английского языка с применением исследуемой технологии для учащихся 11 -ых классов по теме «Traveling during pandemic», УМК «Spotlight», авторы О. В. Афанасьева, Д. Дули, И. В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс, юнит «Travel» [Английский в фокусе, с. 138-148]. Исследование проводилось на базе АНОО «Международная школа Казани». При проведении данного исследования были выделены следующие этапы эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе нами были проведены диагностическое тестирование и последующий его анализ с целью выявления общего уровня сформированности навыков по всем видам речевой деятельности. В ходе формирующего этапа эксперимента класс 11 А (25 человек) был выбран в качестве экспериментальной группы, класс 11 Б (25 человек) - в качестве контрольной группы; были проведены серии уроков английского языка с применением кейс-технологии. На контрольном этапе эксперимента проводилась защита проектов, что позволило верифицировать эффективность применения кейс-технологии и сравнить уровень сформированно-сти метапредметных навыков по трем основным критериям. Критерий 1 - самостоятельное определение цели познавательной деятельности; кри-

терий 2 - умение логически верно выстраивать аргументацию собственной точки зрения; критерий 3 - умение использовать обобщённые способы познавательной деятельности (анализ, синтез, наблюдение, сравнение).

Результаты педагогического эксперимента с применением кейс-технологии учащихся 11 А и 11 Б классов представлены в виде диаграммы:

Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что уровень сформированности ме-тапредметных навыков в экспериментальной группе оказался выше в среднем на 20%. Мы наблюдали повышение процентного показателя критерия 1 на 30%, критерия 2 - на 8%, критерия 3 - на 21%. На основе полученных данных были сделаны следующие выводы. Кейс-технология позволяет эффективно систематизировать знания учащихся по предмету и применять изученный материал на практике, осмысливать реальные ситуации, критически мыслить. Данная интерактивная технология способствует развитию у учащихся самостоятельного мышления, умения четко аргументировать свою точку зрения, критически мыслить, ориентироваться в большом потоке информации, анализировать ее и находить различные способы решения задач в условиях выбора.

Список литературы

Афанасьева О. В., Дули Дж., Михеева И. В., Оби Б., Эванс В. Английский в фокусе. M.: Express Publishing: Просвещение, 2009. 245 c.

Долгоруков А. М. Case study как способ понимания // Практическое руководство для тьютера системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002. С. 21-44.

Дубинина Г. А. Технология применения кейс-анализа в процессе обучения иностранному языку // Инновационные подходы в обучении иностранным языкам. М.: Рема, 2010. С. 20-22.

Зайцев В. С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. В 2-х книгах. Книга 2. Челябинск: ЧГПУ, 2012. 496 с.

Коломиец О.М. Развитие педагогической деятельности преподавателя на основе кейс-технологии // Педагогика и психология образования, 2014. С. 6469.

Лузан Е. Н. Кейс как образовательная технология // Вестник Брянского государственного университета, 2012. № 1. С. 137-140.

Панина Т. С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студентов. высш. учеб. заведений / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. М.: Академия, 2008. 176 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации, 2009. 38 с.

Adelman, C. Case study, methodology and educational evaluation: A personal view. In Case study evaluation: Past, present and future challenges (pp. 1-18). Emerald Group Publishing Limited, 2015.

Brookfield, S. The power of critical pedagogy for adult learning and teaching. Open University Press: McGraw- Hill Education, 2005, pp. 19-33.

Coimbra, M. N., & de Oliveira Martins, A. M. Case studying educational research: A way of looking at reality. American Journal of Educational Research, 1(9), 391395, 2013.

Kurbanov R. A, Belyalova A. M, Gurbanov R. A, Ibragimova Y. E., Balanyuk L. L., Matvienko V. V., Kulkova M. A., Vagapov B. R. Social networks ecology: Socio-psychological phenomena and new means in communication system//EurAsian Journal of Biosciences. -2019. Vol.13, Is.2. Pp1583-1587.

Meluch, A. L., & Gettings, P. E. Communication concepts in action: Best practices in case study pedagogy in the organizational communication course. Journal of Communication Pedagogy, 2, 2019, pp. 119-126.

Stake R. E. The art of case study research. London: Sage Publications Ltd.; 1995, pp. 135-140.

References

Adelman, C. (2015). Case Study, Methodology and Educational Evaluation: A Personal View. In Case Study Evaluation: Past, Present and Future Challenges. Emerald Group Publishing Limited, pp. 1-18. (In English)

Afanas'eva, O. V., Duli, Dzh., Mikheeva, I. V., Obee, B., Evans, V. (2009). Angliiskii v fokuse [Spotlight]. 245 p. Moscow, Express Publishing, Prosveshchenie. (In English)

Brookfield, S. (2005). The Power of Critical Pedagogy for Adult Learning and Teaching. Pp. 19-33. Open University Press, McGraw- Hill Education. (In English)

Coimbra, M. N., & de Oliveira Martins, A. M. (2013). Case Studying Educational Research: A Way of Looking at Reality. American Journal of Educational Research, No. 1(9), pp. 391-395. (In English)

Dolgorukov, A. M. (2002). Case study kak sposob ponimaniia [Case Study as a Way of Understanding]. Prakticheskoe rukovodstvo dlia t'iutera sistemy Otkrytogo obrazovaniia na osnove distantsionnykh tekhnologii. Pp. 21-44. Moscow. Tsentr intensivnykh tekhnologii obrazovaniia. (In Russian)

Dubinina, G. A. (2010). Tekhnologiia primeneniia keis-analiza v protsesse obucheniia inostrannomu iazyku [Technology of the Case Analysis Application in the Process of Teaching a Foreign Language]. Innovatsionnye podkhody v obuchenii inostrannym iazykam. Pp. 20-22. Moscow. Rema. (In Russian)

Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart srednego obshchego obrazovaniia (2009) Ministerstvo obrazovaniia i nauki Rossiiskoi Federatsii. Pp. 7-8. Moscow. (In Russian)

Kolomiets, O. M. (2014). Razvitie pedagogicheskoi deiatel'nosti prepodavatelia na osnove keis-tekhnologii [Development of Pedagogical Activity of the Teacher on the Basis of Case-Technology]. Pedagogika i psikhologiia obrazovaniia. Pp. 64-69. (In Russian)

Kurbanov, R. A, Belyalova, A. M, Gurbanov, R. A, Ibragimova, Y. E., Balanyuk, L. L., Matvienko, V. V., Kulkova, M. A., Vagapov, B. R. (2019). Social Networks Ecology: Socio-psychological Phenomena and New Means in Communication System. EurAsian Journal of BioSciences. Vol. 13, Is. 2, pp. 1583-1587. (In English)

Luzan, E. N. (2012). Keis kak Obrazovatel'naia Tekhnologiia [Case as an Educational Technology].

Нугманова Фарида Илхамовна,

магистрант 2 курса, Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18. faridaшgmamva@yandex. гц

Кулькова Мария Александровна,

доктор филологических наук, профессор,

Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18. mkulkowa@rambler.ru

Vestnik Brianskogo gosudarstvennogo universiteta, No.

1, pp. 137-140, Bryansk. (In Russian)

Meluch, A. L., & Gettings, P. E. (2019). Communication Concepts in Action: Best Practices in Case Study Pedagogy in the Organizational Communication Course. Journal of Communication Pedagogy, 2, pp. 119-126. (In English)

Panina, T. S. (2008) Sovremennye sposoby aktivizatsii obucheniia: ucheb. posobie dlia studentov. vyssh. ucheb. zavedenii [Modern Ways of Activating Learning: A Textbook. A Manual for Students of Higher Educational Institutions]. T. S. Panina, L. N. Vavilova; pod red. T. S. Paninoi. 176 p. Moscow, Akademiia. (In Russian)

Stake, R. E. (1995). The Art of Case Study Research. London, Sage Publications Ltd, pp. 135-140. (In English) Zaitsev, V. S. (2012). Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii: uchebnoe posobie. - V 2-kh knigakh. - Kniga

2. [Modern Pedagogical Technologies: A Textbook. In 2 Books. Book 2]. 496 p. Chelyabinsk, ChGPU. (In Russian)

The article was submitted on 13.04.2021 Поступила в редакцию 13.04.2021

Nugmanova Farida Ilkhamovna,

2-year master's degree student, Kazan Federal University, 18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russian Federation. faridanugmanova@yandex.ru

Kulkova Mariya Alexandrovna, Doctor of Philology, Professor,

Kazan Federal University, 18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russian Federation. mkulkowa@rambler. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.