Научная статья на тему 'Разработка и обоснование конструктивно-режимных параметров смесителя-дозатора дизельного смесевого топлива'

Разработка и обоснование конструктивно-режимных параметров смесителя-дозатора дизельного смесевого топлива Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
410
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗЕЛЬНОЕ СМЕСЕВОЕ ТОПЛИВО / ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ДИЗЕЛЯ / СМЕСИТЕЛЬ-ДОЗАТОР ТОПЛИВА / ГОРЧИЧНОЕ МАСЛО / ГОРЧИЧНО-МИНЕРАЛЬНОЕ ТОПЛИВО / ПАРАМЕТРЫ / DIESEL MIXED FUEL / FUEL SYSTEM LOW-PRESSURE DIESEL / MIXER-METERING UNIT / MUSTARD OIL / MUSTARD-MINERAL FUELS / SETTINGS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Уханов Александр Петрович, Голубев Владимир Александрович, Киреева Наталья Сергеевна

В соответствии с ГОСТ Р 52808-2007 одним из видов моторного топлива для с. х. тракторов является дизельное смесевое топливо, которое в наименьшей степени требует конструктивной адаптации двигателя и имеет незначительные отклонения показателей физических и теплотворных свойств от соответствующих свойств минерального дизельного топлива. Наиболее целесообразным, по техническим и экономическим соображениям, является приготовление смесевого топлива непосредственно в системе питания двигателя в процессе работы тракторного агрегата. Для этого в топливную систему низкого давления дизеля устанавливают смеситель-дозатор топлива, основное назначение которого соблюдение заданной концентрации компонентов в процессе приготовления смесевого топлива и их первичное перемешивание. В предлагаемой конструкции статического смесителя-дозатора топлива процессы дозирования и перемешивания компонентов осуществляются за счет разрежения создаваемого штатным топливоподкачивающим насосом. Конструктивные и режимные параметры смесителя-дозатора топлива рассчитывались исходя из условий диспергирования подмешиваемой жидкости, согласования расходов смешиваемых топлив и их оптимального перемешивания. Проведенные лабораторные исследования с целью уточнения расчетных конструктивных параметров дозирующих устройств смесителя-дозатора, на примере горчично-минерального топлива, позволили выявить основные закономерности изменения концентрации горчичного масла в смесевом топливе, подтвердить работоспособность предлагаемой конструкции. В результате исследований было установлено, что предлагаемая конструкция смесителя-дозатора топлива обеспечивает приготовление смесевого топлива в системе питания дизеля непосредственно в процессе работы тракторного агрегата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND SUBSTANTIATION OF CONSTRUCTIVE AND REGIME PARAMETERS OF THE MIXER-METERING UNIT OF DIESEL MIXED FUEL

In accordance with GOST R 52808-2007 one of the types of fuel for agricultural tractors diesel is mixed fuel, which in the least degree requires constructive adaptation of engine and has a slight deviation of the indicators of physical and теплотворных properties from the corresponding properties of mineral diesel fuel. Most appropriate, on technical and economic considerations, is the preparation of the mixed fuel directly in the system of power motor during the work of tractor unit. To do this, mixer-metering unit, the main purpose of which is maintenance of a set of components concentration in the process of preparation of mixed fuel and its primary mixing, is established in the low pressure fuel system of diesel. In the proposed construction of a static mixer-metering fuel unit processes of dosing and mixing of components is made by an exhaustion created by a staff fuel priming pump. Functional and operational parameters of the mixer-metering fuel unit were calculated based on terms of dispersion of an adulterated fluid, reconciling the costs of mixed fuels and their optimal mixing. Carried out laboratory studies to clarify the calculation of functional parameters of batching devices of mixer-metering fuel unit, by the example of mustard-mineral fuels, have allowed to reveal the main regularities of change of concentration of mustard oil in mixed fuel, confirm efficiency of the proposed design. The research found that the proposed design of the mixer-metering fuel unit ensures the preparation of the mixed fuel in the feed system of diesel engine directly during the work of tractor unit.

Текст научной работы на тему «Разработка и обоснование конструктивно-режимных параметров смесителя-дозатора дизельного смесевого топлива»

- Минск: Изд-во Акад. Наук БССР, 1954. - 357 с.

3. Антошин, И.М. Теоретические основы массообменных процессов пищевых производств / И.М. Антошин. - М.: Пищевая промышленность, 1970. - 344 с.

4. Патент РФ № 2436630. Устройство

для сушки зерна / В.И. Курдюмов, А.А. Павлушин, С.А. Сутягин; Опубл. 20.12.2011 г. Бюл. № 35.

5. Карпов, Б.А. Технология послеуборочной обработки и хранения зерна. - М.: Агропромиздат, 1987. - 288 с.

УДК 623.436

РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНО-РЕЖИМНЫХ ПАРАМЕТРОВ СМЕСИТЕЛЯ-ДОЗАТОРА ДИЗЕЛЬНОГО СМЕСЕВОГО ТОПЛИВА

Уханов Александр Петрович*, доктор технических наук, профессор ФГБОУ ВПО « Пензенская государственная сельскохозяйственная академия»* 440014, г. Пенза, ул. Ботаническая, 30 Тел.:(8412)628-517 E-mail: [email protected]

Голубев Владимир Александрович**, кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры «Эксплуатация мобильных машин и технологического оборудования» Тел.: 8-842-31-11-44 E-mail: [email protected]

Киреева Наталья Сергеевна**, кандидат технических наук, доцент кафедры «Техническая механика»

E-mail: kireeva/[email protected]

ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА им. П.А. Столыпина»**

432017, г. Ульяновск, бульвар Новый Венец, 1; Тел: 8-842-31-11-44.

Ключевые слова: дизельное смесевое топливо, топливная система низкого давления дизеля, смеситель-дозатор топлива, горчичное масло, горчично-минеральное топливо, параметры

Предложена конструкция статического смесителя-дозатора, обеспечивающего приготовление смесевого топлива в системе питания дизеля непосредственно в процессе работы трактора. Выполнено теоретическое обоснование конструктивных и режимных параметров и представлены результаты лабораторных исследований смесителя-доза-

ты тракторного агрегата [4]. Для этого в то-

тора топлива.

В соответствии с ГОСТ Р 52808-2007 одним из видов моторного топлива для с.-х. тракторов является дизельное смесевое топливо (ДСТ), которое в наименьшей степени требует конструктивной адаптации двигателя и имеет незначительные отклонения показателей физических и теплотворных свойств от соответствующих свойств минерального дизельного топлива (ДТ) [1, 2, 3]. Наиболее целесообразным, по техническим и экономическим соображениям, является приготовление ДСТ непосредственно в системе питания двигателя в процессе рабо-

пливную систему низкого давления дизеля (ТСНД) устанавливают смеситель-дозатор топлива, имеющий два входных и один выходной канал. Входные каналы соединены топливопроводами с баками минерального ДТ и растительного масла, выходной канал - с топливоподкачивающим насосом (ТПН).

Наличие в ТСНД относительно длинных трубопроводов, имеющих различное проходное сечение, приводит к появлению в трубопроводах потоков, направленных поперек основного потока движения жидкости и создает завихрения, способствующие

интенсивному перемешиванию жидкости [5]. Поэтому основное назначение смесителя-дозатора в ТСНД - соблюдение заданной концентрации компонентов в процессе приготовления ДСТ и его первичное перемешивание [6]. Это позволяет упростить конструкцию смесителя и обеспечить необходимую скорость движения компонентов при приготовлении ДСТ за счет разрежения штатного ТПН.

Статический смеситель-дозатор топлива [7] состоит из корпуса 1 (рис. 1), имеющего патрубки 2 и 13 для подачи минерального ДТ и выхода смесевого горчично-минерального топлива, патрубка 4 для подачи ГорМ, герметично установленного в корпусе дозатора 3 минерального ДТ. Патрубок

4 имеет отверстия 7 для подачи в корпус 1 ГорМ и служит направляющей для втулки дозатора ГорМ 9, которая имеет отверстия идентичные отверстиям 7. На торце втулки 9 расположен клапан 5 дозатора минерального ДТ 3. Радиальные отверстия 6 втулки 9 перекрывают отверстия 7 патрубка 4 и открывают их по мере увеличения разрежения. Втулка 9 удерживается в крайнем (закрытом) положении пружиной 12, а ее максимальное перемещение ограничивается винтом 10, который одновременно крепит заглушку 11, служащую упором для пружины 12. Для первичного перемешивания горчично-минеральной смеси служит винтовая перегородка 8, установленная неподвижно на поверхности втулки 9.

Под воздействием разрежения, создаваемого ТПН, преодолевается сопротивление пружины 12, открывается клапан

5 и через патрубок 2 в корпус 1 начинает поступать минеральное ДТ. Перемещение клапана 5 вызывает соответствующее перемещение втулки 9 и открытие отверстий 6 и 7, через которые в струю движущегося по винтовой перегородке 8 минерального ДТ начинает поступать в смесительную камеру 14 и смешиваться с ним ГорМ. Степень перемешивания компонентов улучшает конусная заглушка 11, которая дросселирует смесь при входе в патрубок 13 выхода ДСТ. В случае возникновения избыточного давления на выходе из смесителя-дозатора,

например, при аварийной остановке или изменении нагрузочно-скоростного режима двигателя, клапан 5 дозатора минерального ДТ и отверстия 6 и 7 перекрываются, выполняя функции обратных клапанов. Заданное соотношение компонентов ДСТ достигается

пропорциональным изменением проходи I—

ных сечений клапана 5 дозатора минерального ДТ и отверстий 6 и 7 дозатора ГорМ.

Известно, что в статических винтовых смесителях степень перемешивания можно улучшить диспергированием подмешиваемой жидкости из отверстий дозатора [8]. При малых скоростях истечения жидкости (ламинарный режим), наилучшее качество смешивания наблюдается при капельном режиме, который имеет место при соблюдении

V <У = ððРМ^ 0Д КР Ы 0РМ<

(1)

у.

эод

, V Ррі 6І Ч-уї а

' ОД ' '

где Уіа - скорость I Укр нения ГорМ из отверстий дозатора, м/с; Уёй- критическая скорость, при которой кап С7^орМ1 й режим переходит в струйный, м/с; о^бі - коэффици-\|/т поверхностного натяжения ГорМ /?горм 0 - коэффициент сужения капли; РкЫ

- плотность горчичного масла, кг/м3; dэод - эквивалентный диаметр отверстия дозатора, м.

Подставив в формулу (1) выражение скорости истечения Уа через максимальный объемный расход топлива ЦГорМ, найдем' . >(^орМ -Л-орм

^эод > Л 2 „2 „X ’

Л

(2)

где под - количество отверстий дозатора ГорМ.

По результатам расчетов по формуле (2) принимаем отверстия прямоугольного сечения с размером основания аод = 2,5 мм.

Высота отверстий дозатора, определяющая их проходное сечение, зависит от величины перемещения (Ьд) втулки 9 дозатора. Тогда объемный расход ГорМ через отверстия дозатора можно определить по форм _ _ _ь.ь

^СГорМ

а-Ьд-е

(3)

где а1 и b - эмпирические коэффициенты (определяются экспериментальным путем).

Для получения ДСТ с заданным соотношением компонентов необходимо со-блюд-------------

Одет —КГорМ • QflcT ”*”Кдх ' QflCT ?

*<?An6 — 's<fc ai тс,Аю ^ Аб ' and щ

где КГорМ - доля ГорМ в ДСТ; КДТ - доля минерального ДТ в ДСТ.

Соблюдение условия (4) возможно при согласовании расходов минерального ДТ и ГорМ через отверстия дозаторов минерального ДТ и ГорМ. Например, при соотношении компонентов ДСТ 50:50, используя формулу для определения объемного расхода жидкости [9] через отверстия и учитывая, что разрежение в отверстиях, их количество

и выс

= а„

РгорМ

Ркьї

Рдт

Ркд

>1, получим:

(5)

где а - размер основания отверстия,

м.

а = а.

Р.

ДТ

АгорМ

Ркы _ (б)

В результате расчетов по формуле (6) принимаем отверстие прямоугольного сечения с основанием а = 2,25 мм. Объемный

ок '

расход минерального ДТ для различных положений клапана определяется по эмпирическому выражению (3).

Ширину винтового канала смесительной камеры (авк) принимаем, исходя из размеров капель при диспергировании расти-<-> '"'ловию:

Т0/1ЬНГ'ГГ' ллэг>пэ Г52І

авк > —1 ‘ <1Эод

а.. > а. = і,у-а„

Длину

опре,г

LCM>8-dCM,M

(7)

смесительной камеры ■ошения [10]:

(L )

см

м, (8)

где ^ - диаметр капли, м; - внутренний диаметр смесителя, м.

В результате расчетов получены следующие размеры смесительной камеры: авк =

0,005 м; I = 0,18 м.

' ’ см '

Для уточнения расчетных конструк-

а) схема б) общий вид

Рис.1 - Смеситель-дозатор топлива (расположение деталей соответствует максимальной подаче): 1 - корпус; 2, 4, 13 - патрубки; 3 - дозатор минерального дизельного топлива; 5 - клапан дозатора минерального дизельного топлива;

6, 7 - отверстия подачи горчичного масла; 8 - винтовая перегородка; 9 - втулка дозатора горчичного масла; 10 - винт ограничитель; 11 - заглушка; 12 - винтовая пружина; 13 - патрубок выхода смесевого топлива; 14 - смесительная камера

тивных параметров дозирующих устройств смесителя-дозатора топлива и определения значений эмпирических коэффициентов а1 и Ь были проведены исследования на объемный расход компонентов ДСТ при свободном истечении топлива из ТПН (Рвых = 0) на стенде КИ-22205-01-Г0СНИТИ. При этом патрубок подачи минерального ДТ 2 (рис. 1) соединялся гибкими топливопроводами через кран 5 (рис. 2) и фильтр 2 с мерной емкостью 8 минерального ДТ, а патрубок выхода ДСТ смесителя-дозатора 13 (рис. 1) соединялся с входом ТПН.

Патрубок 4 подачи ГорМ смесителя-дозатора (рис. 1) соединялся с мерной емкостью ГорМ 6 (рис. 2) через фильтр 3 и переключатель состава смеси (ПСС) 1, снабженный градуированной шкалой. ПСС использовался для изменения объемного рас-

хода ГорМ при получении ДСТ с различным содержанием ГорМ.

Графическая интерпретация полученных результатов представлена на рисунке 3.

Рис. 2 - Общий вид экспериментальной безмоторной установки: 1 - переключатель состава смеси; 2 - фильтры минерального дизельного топлива; 3 - фильтр горчичного масла; 4 - смеситель-дозатор топлива; 5 - кран подачи минерального топлива; 6 - мерная емкость горчичного масла; 7 - стенд КИ-22205-01-ГОСНИТИ; 8 -мерная емкость минерального топлива; 9 - насос топливный УТН-5А

Анализ полученных результатов показывает, что перемещение втулки дозатора вызывает увеличение объемного расхода минерального ДТ, причем представленная зависимость имеет характер кривой насыщения (рис. 3а). Так, при перемещении втулки дозатора от 0 до 0,3 мм объемный расход минерального ДТ увеличивается на 0,9 л/мин, а при перемещении от 2,1 до 2,4 мм на 0,03 л/мин.

Зависимости объемного расхода ГорМ от перемещения втулки дозатора (рис. 3б) на разных режимах работы линии подачи ГорМ, задаваемых ПСС, носят сходный характер с зависимостью на рис. 3а. Это подтверждает возможность получения ДСТ с заданным содержанием ГорМ при определенном положении ПСС.

В результате математической обработки результатов исследований получены численные значения эмпирических коэффициентов для расчета объемных расходов компонентов смесевого топлива через отверстия дозаторов по формуле (3). Численные значения коэффициента «а», при положении ПСС в точках со значением 10, 20, 30, 40 и 50 градусов угла поворота переключателя составляют соответственно 0,77, 1,54, 2,31, 3,10 и 3,87. Численное значение коэффициента «Ь» является постоянным (Ь = 0,46). Полученные значения коэффициентов позволяют уточнить конструктивные па-

Рис. 3 - Зависимость объемного расхода от перемещения втулки дозатора: а - минеральное дизельное топливо; б - горчичное масло

Таблица 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты оценки работы дозирующих устройств при максимальной подаче топлива и частоте вращения кулачкового вала ТНВД 1100 мин-1

Показатели Положение переключателя состава смеси, град

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50

Средний объемный расход ГорМ, см3/ мин 0 31 58 85 109 128 144 158 167 175 177

Средний объемный расход ДТ, см3/ мин 312 282 254 228 205 188 172 160 153 145 1144

Средний объемный расход ДСТ, см3/ мин 312 313 312 313 314 316 316 318 320 320 321

Соде ржан ие ГорМ в ДСТ, % 0 9,8 18,6 27,1 33,7 39,6 44,6 47,9 49,3 50,6 51,4

Положение переключателя состава смеси, град

Рис. 4 - Зависимость объемных расходов горчичного масла и минерального дизельного топлива от положения переключателя состава смеси

раметры дозирующих устройств смесителя-дозатора.

Результаты исследований по оценке работы дозирующих устройств представлены в таблице 1.

Результаты исследований (см. табл. 1 и рис. 4) показывают, что по мере увеличения проходного сечения ПСС концентрация горчичного масла в ДСТ возрастает. Причем, в соответствии с выявленными закономерно-

стями, увеличение содержания ГорМ в ДСТ при малых углах положения ПСС происходит гораздо быстрее, чем при больших. Так, при изменении положения ПСС от 0 до 15 град., содержание ГорМ в смесевом топливе увеличивается на 27,1% (с 0 см3/мин до 85 см3/ мин). При изменении положения ПСС от 35 до 50 град. содержание ГорМ увеличивается всего на 3,5% (с 158 см3/мин до 177 см3/ мин).

Полученные зависимости (см. рис. 4) позволяют определить положение ПСС для получения смесевого топлива различного состава. Например, для получения смесево-го топлива 50% ГорМ + 50% ДТ необходимо установить ПСС в положение 35 град., а для получения смесевого топлива 25% ГорМ + 75% ДТ - в положение 14 град.

Выводы

1. Для смешивания и дозирования компонентов ДСТ при малых расходах топлива (1,5-25 л/мин) предложена конструкция статического смесителя-дозатора топлива, действие дозирующих устройств которого основано на разрежении, создаваемом ТПН.

2. Предлагаемая конструкция смесителя-дозатора топлива обеспечивает приготовление смесевого топлива в системе питания дизеля непосредственно в процессе работы тракторного агрегата.

Библиографический список

1. ГОСТ Р 52808-2007 Энергетика биоотходов. Термины и определения. - Действ. 01.01.2009. - 10 с.

2. Уханов, А.П. Результаты моторных исследований горчичного биотоплива / А.П. Уханов, Д.А. Уханов, В.А. Голубев, Р.К. Сафаров, Д.С. Шеменев // Тракторы и сельскохозяйственные машины. - 2011. - №.5. - С. 7-10.

3. Уханов, А.П. Перспективы использования биотоплива из горчицы / А.П. Уханов,

В.А. Голубев // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. - 2011. - № 1 (13). - С. 88-90.

4. Голубев, В.А. Использование расти-

тельных масел в качестве биокомпонента дизельных смесевых топлив // Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения: Материалы III Международной НПК. -Ульяновск: УГСХА, 2011. - С. 225-229.

5. Штербачек, З. Перемешивание в химической промышленности / З. Штербачек, П. Тауск. - Л.: Гос. науч.-техн. изд-во хим. лит-ры, 1963 .- 416 с.

6. Уханов, А.П. Устройства для приготовления растительно-минерального топлива / А.П. Уханов, В.А. Чугунов, В.А. Голубев // Нива Поволжья. - 2010. - № 4 (17). - С. 63-67.

7. Патент на полезную модель 109012 Россия, МПК В 01 F 15/04, F 02 М 43/00. Смеситель-дозатор топлива / А.П. Уханов, В.А. Голубев, Е.С. Зыкин. - №2011128030/03; За-явл. 07.07.2011; Опубл. 10.10.2011, Бюл. № 12.

8. Генералов, М.Б. Основные процессы и аппараты технологии промышленных взрывчатых веществ: Учеб. пособие для вузов. - М.: ИКЦ Академкнига, 2004. - 397 с.

9. Артемьева, Т.В. Гидравлика, гидромашины и гидропневмопривод / Т.В. Артемьева, Т.М. Лысенко, А.Н. Румянцева, С.П. Стесин. Под ред. С.П. Стесина. - 4-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. -336 с.

10. Морданов, С.В. Применение статических смесителей в системах водоочистки ТЭЦ / С.В.Морданов, В.А.Никулин,

С.С.Пецура, С.Н.Сыромятников // Реконструкция энергетики-2011: Сб. докладов III Всероссийской конференции. - М.: ООО «ИНТЕХЭКО. - 2011. - 188 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.