Научная статья на тему 'Разработка и исследование экспериментального образца двухступенчатой поршневой гибридной энергетической машины объемного действия'

Разработка и исследование экспериментального образца двухступенчатой поршневой гибридной энергетической машины объемного действия Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
96
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРШЕНЬ / ЦИЛИНДР / ДВУХСТУПЕНЧАТЫЙ КОМПРЕССОР / ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ ПОРШНЕВАЯ ГИБРИДНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МАШИНА / ЖИДКОСТНОЙ ПОРШЕНЬ / РАБОЧИЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Занин А.В., Щерба В.Е., Носов Е.Ю., Парамонов А.М., Блинов В.Н.

В работе рассмотрена новая принципиальная схема двухступенчатой поршневой гибридной энергетической машины объемного действия. На основе анализа рабочих процессов и конструкций поршневых гибридных энергетических машин, а также на базе предварительно проведенных теоретических исследований разработан опытный образец двухступенчатой поршневой гибридной энергетической машины, позволяющий визуализировать движение жидкостного поршня во второй ступени машины. Проведенный комплекс экспериментальных исследований на разработанном ранее и модернизированном стенде позволил доказать работоспособность опытного образца, провести измерения основных термодинамических и расходных характеристик, а также выявить основные особенности протекающих рабочих процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Занин А.В., Щерба В.Е., Носов Е.Ю., Парамонов А.М., Блинов В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка и исследование экспериментального образца двухступенчатой поршневой гибридной энергетической машины объемного действия»

13. Rizos P. F., Aspragathos N., Dimarogonas A. D. Identification of crack location and magnitude in a cantilever beam from the vibration modes // Journal of Sound and Vibration. 1990. Vol. 138(3). Р. 381-388.

14. Xue S., Tang H., Okada J., Hayashi T., Arikawa S. Dynamics of real structures in fresh, damaged and reinforced states in comparison with shake table and simulation models // Journal of Asian Architecture and Building Engineering. 2008. Vol. 7, no. 2. Р. 355-362.

15 Kong Xuan., Cai C. S., Hu J. The state-of-the-art on framework of vibration-based structural damage identification for decision making // Applied Sciences. 2017. № 7 (5). DOI: 10.3390/app7050497.

16. Cao M. S., Sha G. G., Gao Y. F., Ostachowicz W. Structural damage identification using damping: a compendium of uses and features // Smart Materials and structures. 2017. № 26.

17. Pandey A. K., Biswas M., Samman M. M. Damage detection from changes in curvature mode shape // Journal of Sound and Vibration. 1991. Vol. 145, Is. 2. Р. 321-332.

18. Shahzad S., Yamaguchi H., Takanami R., Asamoto S. Detection of corrosion-induced damage in reinforced concrete beams based on structural damping identification / Proceedings of the Thirteenth East Asia-Pacific Conference on Structural Engineering and Construction (EASEC-13), September 11-13, 2013, Sapporo, Japan, G-2-4.

19. Razak H. A., Choi F. The effect of corrosion on the natural frequency and modal damping of reinforced concrete beams // Engineering Structures. 2001. № 23 (9). Р. 1126-1133.

20. Montalvao D., Kareanatsis D., Ribeiro A., Anna J., Baxter R. An experimental study on the evolution of modal damping with damage in carbon fiber laminates // Journal of Composite Materials. 2014. № 49 (10). Р. 24032413.

21. Askegaard V., Langsoe H.E. Correlation between changes in dynamic properties and remaining carrying capacity // Materials and Structures. 1986. № 19 (109). Р. 11-20.

22. Доронин С. В., Косолапов Д. В. Модальный анализ и динамические характеристики мачтовых конструкций с дефектами и повреждениями // Вестник СибГАУ. 2011. № 7 (40). Р. 25-28.

УДК 621.512

РАЗРАБОТКА И ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗЦА ДВУХСТУПЕНЧАТОЙ ПОРШНЕВОЙ ГИБРИДНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ МАШИНЫ ОБЪЕМНОГО ДЕЙСТВИЯ

DEVELOPMENT AND RESEARCH OF AN EXPERIMENTAL PROTOTYPE OF A POSITIVE DISPLACEMENT TWO-STAGE PISTON HYBRID ENERGY-GENERATING MACHINE

А. В. Занин, В. Е. Щерба, Е. Ю. Носов, А. М. Парамонов, В. Н. Блинов, С. Ф. Храпский

Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия

A. V. Zanin, V. Ye. Shcherba, E. Yu.Nosov, A. M. Paramonov, V. N. Blinov, S. Ph. Khrapsky

Omsk State Technical University, Omsk, Russia

Аннотация. В работе рассмотрена новая принципиальная схема двухступенчатой поршневой гибридной энергетической машины объемного действия. На основе анализа рабочих процессов и конструкций поршневых гибридных энергетических машин, а также на базе предварительно проведенных теоретических исследований разработан опытный образец двухступенчатой поршневой гибридной энергетической машины, позволяющий визуализировать движение жидкостного поршня во второй ступени машины. Проведенный комплекс экспериментальных исследований на разработанном ранее и модернизированном стенде позволил доказать работоспособность опытного образца, провести измерения основных термодинамических и расходных характеристик, а также выявить основные особенности протекающих рабочих процессов.

Ключевые слова: поршень, цилиндр, двухступенчатый компрессор, двухступенчатая поршневая гибридная энергетическая машина, жидкостной поршень, рабочие процессы.

DOI: 10.25206/2310-9793-7-1-54-61

I. Введение

Компрессоры и насосы являются одними из наиболее крупных потребителей электроэнергии [1, 2], и работы, направленные на их совершенство в области повышения к.п.д., производительности и массогабаритных показателей, в настоящее время и в перспективе будут являться актуальными и своевременными.

В настоящее время одним из основных путей повышения к.п.д., производительности и массогабаритных показателей является объединение компрессора и насоса объемного действия в единый энергетический агрегат

[3]. Среди гибридных энергетических агрегатов поршневые гибридные машины объемного действия получили наибольшее распространение, и на исследование их работы направлено большинство проведенных исследований [4, 5, 6, 7, 8].

Организацией интенсивного охлаждения в поршневых гибридных энергетических машинах позволяет увеличить степень повышения давления в ступени до 10 [9] и, следовательно, сократить количество ступеней при сжатии газов до высоких давлений. Так, при сжатии газа до 10 МПа можно использовать уже не трехступенчатые компрессоры, а двухступенчатые. Это существенно сократит габариты и массу компрессорной установки.

В данной работе рассматривается разработка и исследование экспериментального образца двухступенчатой поршневой гибридной энергетической машины, предназначенной для сжатия газов до давлений 10 МПа.

II. Постановка задачи

В данном разделе было проведено описание экспериментального образца.

Основными требованиями при разработке двухступенчатого поршневого компрессора с высокой степенью сжатия в ступени являются:

- интенсивное охлаждение сжимаемого газа, позволяющее иметь температуру сжимаемого газа в конце процесса сжатия на (40-50) К, чем температура вспышки масла [1] (желательно приближение показателя политропы конечных параметров к 1);

- малый мертвый объем в рабочей камере и самодействующих клапанах;

- отсутствие колебательных явлений в межступенчатых и концевых соединительных трубопроводов;

- интенсивное охлаждение газа в межступенчатых коммуникациях для приближения температуры всасываемого газа во вторую ступень к температуре всасываемого газа в первой ступени;

- уменьшение или полная ликвидация утечек и перетечек сжимаемого газа в поршневых уплотнениях и самодействующих клапанах, особенно во второй ступени.

Этим требованиям в полной мере удовлетворяет двухступенчатая поршневая гибридная энергетическая машина, принципиальная схема которой изображена на рисунке 1. При ходе поршня первой ступени вверх (из нижней мертвой точки в верхнюю мертвую точку) происходит сжатие и нагнетание газа в рабочей полости первой ступени 3. Сжатый газ из рабочей полости 3 через нагнетательный клапан первой ступени 2 поступает в полость нагнетания первой ступени 4. Из полости нагнетания первой ступени по межступенчатому трубопроводу 5 поступает в полость всасывания второй ступени 6, откуда через нагнетательный клапан второй ступени 7 поступает в рабочую полость второй ступени 9.

Рис. 1. Принципиальная схема ПГЭМОД.

В это время жидкость из рабочей полости второй ступени через регулирующий клапан 14 и трубопровод 12 поступает в подпоршневое пространство первой ступени 11. Кроме того, жидкость также поступает в под-поршневое пространство 11 через трубопровод 12 из газового колпака 16. Для отвода теплоты сжатия газа межступенчатые соединительные трубопроводы 5 и 12 оребрены и могут обдуваться вентилятором. При ходе

поршня первой ступени вниз (из верхней мертвой точки к нижней мертвой точке) объем рабочей камеры 3 первой ступени увеличивается; всасывающий газ через всасывающий клапан первой ступени 1 поступает в рабочую полость 3, при этом нагнетательный клапан первой ступени 2 и всасывающий клапан второй ступени 7 закрыты. В это же время (при движении поршня вниз) жидкость из подпоршневого пространства 11, объем которого начинает уменьшаться, через трубопровод 12, а также трубопровод 17, регулирующие вентили 13 и 14, поступает в рабочую полость второй ступени и в газовый колпак 16. Рабочая полость второй ступени делится на газовую часть 9 и жидкостную часть 15. Объем жидкостной части 15 начинает увеличиваться, а объем газовой части 9 начинает уменьшаться, происходит сжатие газа до давления нагнетания, а затем его перемещение через нагнетательный клапан второй ступени 8, нагнетательную полость второй ступени 10, к потребителю.

Таким образом, при ходе поршня первой ступени вниз повышается давление за счет перемещения жидкости из подпоршневого пространства в газовом колпаке 16 и в рабочей полости второй ступени 9. Сжатие газа во второй ступени осуществляется с помощью жидкости из подпоршневого пространства первой ступени, т. е. фактически используется жидкостной поршень. Использование газового колпака необходимо для отвода части избыточной жидкости из подпоршневого пространства 11, так как объем жидкости, который должен поступить в рабочую полость второй ступени для сжатия газа, существенно меньше, чем объем жидкости, переталкиваемой из подпоршневого пространства. Этот избыток жидкости отводится в газовый колпак. При этом необходимо подобрать такие гидравлические сопротивления жидкостной линии, идущей в газовый колпак и во вторую ступень, которые бы обеспечили нужное количество жидкости, поступающей во вторую ступень, а ее излишки - в газовый колпак. Данный вопрос частично рассматривается в работе [10]. Гидравлические сопротивления этих линий регулируются с помощью вентилей 13 и 14. На данную принципиальную схему оформлена заявка на патент [11].

Рис. 2. Принципиальная схема ПГЭМОД

Разработанный экспериментальный образец имел следующие основные характеристики (рисунки 1 и 2):

- диаметр поршня первой ступени - 0,05 м;

- ход поршня - 0,05 м;

- общая рабочая длина цилиндра - 0,1 м;

- длина поршня - 0,049 м;

- зазор между поршнем и цилиндром - 14 мкм;

- длина жидкостного трубопровода 12 ^ от подпоршневой полости до ответвления в газовый колпак -0,08 м;

- длина жидкостного трубопровода ^ от ответвления до газового колпака - 0,55 м;

- длина жидкостного трубопровода ^ от ответвления в газовый колпак до рабочей полости второй ступени - 0,377 м;

- длина газового межступенчатого трубопровода 5-0,3 м;

- диаметр трубопровода 13 - 0,002 м;

- диаметр трубопровода 12 - 0,013 м;

- диаметр трубопровода - 0,013 м;

- внутренний диаметр газового колпака - 0,1 м;

- высота газового колпака - 0,24 м;

- внутренний диаметр рабочей полости второй ступени - 0,04 м;

- высота рабочей полости второй ступени - 0,061 м;

- диаметр трубопровода 5 - 0,006 м.

Внешний вид разработанного экспериментального образца двухступенчатой поршневой гибридной энергетической машины представлен на рисунках 3 и 4. Для изучения движения жидкости в рабочей полости второй ступени цилиндр второй ступени выполнен из оргстекла, что позволяет наблюдать перемещение жидкостного поршня от нижней мертвой точки до верхней мертвой точки и в обратном направлении.

Рис. 3, 4. Внешний вид ПГЭМОД

III. Описание эксперимента

В данном разделе приведено описание экспериментального стенда и основного приборного обеспечения. В качестве базового стенда для экспериментального исследования двухступенчатой ПГЭМОД был использован стенд, разработанный и изготовленный на кафедре «Гидромеханика и транспортные машины» ОмГТУ в рамках выполнения соглашения 14.574.21.0068 «Разработка и проектирование энергетических машин объемного действия нового типа с повышенно интенсивным теплообмена в зоне рабочих органов». Стенд позволял обеспечивать выполнение следующих функций:

- возможность плавного изменения частоты вращения приводного вала машины с фиксацией частоты возвратно-поступательного движения поршня;

- измерение поддержание постоянных термодинамических параметров на линиях всасывания и нагнетания компрессорной и насосной секций;

- измерение мгновенных значений давлений в рабочих полостях компрессорных и насосных секций с выводом индикаторных диаграмм в цифровом и графическом виде;

- измерение производительности компрессорной и насосной секций;

- измерение утечек жидкости и газа;

- оперативно воздействовать на управляющие параметры за счет высоких эргономических свойств;

- проводить измерение температуры газа и жидкости в линиях всасывания и нагнетания компрессорной и насосной секций, а также деталей цилиндро-поршневой группы.

Пневмогидравлическая схема стенда представлена на рисунке 5. Воздух через всасывающий фильтр ФВ1 и прибор для измерения расхода воздуха на всасывании РМ1 поступает в первую ступень компрессорной секции ПГЭМОД КМ1. После первой ступени по нагнетательной линии, в которой измеряется давление монометром МН3 газ поступает во вторую ступень компрессорной секции ПГЭМОД КМ2 и далее через систему приборов учета и контроля к потребителю. Жидкость от насоса Н1 поступает:

- через регулировочный вентиль КШ7 в гидроаккумулятор АК1

- через прибор для измерения жидкости РМ4, регулировочный вентиль КШ6 в рабочую полость второй ступени ПГЭМОД.

Рис. 5. Гидропневматическая схема экспериментального стенда для исследования бескрейцкопфной ПГЭМОД

Стенд позволяет испытывать гибридные энергетические машины в диапазоне следующих давлений:

Компрессорная секция

1. Давление всасывания - 0,1 МПа.

2. Давление нагнетания - 1,5 МПа.

Насосная секция

1. Давление всасывания - 0,1 МПа.

2. Давление нагнетания - 3 МПа.

Для плавного изменения частоты вращения приводного вала ПГЭМОД в стенде используется объемный гидравлический привод, включающий аксиально-поршневой насос, с регулируемой производительностью модели 313.3.56.804 давлением нагнетания 6,3 МПа и аксиально-поршневой гидромотор модели 310.3.56.01.03.В.У. Измерения статических давлений производится манометрами типа МП3-УУХЛ1 с пределом допускаемой основной погрешности от верхнего предела показаний +1%, а мгновенных давлений - тензомет-рическими датчиками давления типа PSE530-M5-1 и MBS 3000 с нелинейностью характеристики в пределах + 1,0 %.

В качестве рабочих тел использовались атмосферный воздух и минеральное масло МГЕ-46В со свойствами, представленными в таблице 1.

ТАБЛИЦА 1

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО МАСЛА РОСНЕФТЬ МГЕ-46В

Наименование показателя Норма по ГОСТ (ТУ)

Кинематическая вязкость, мм2/с:

при 100°С, не менее 6,0

при 50°С -

при 40°С 41,4-50,6

при 0°С, не более 1000

Индекс вязкости, не менее 90

Температура, °С

вспышки в открытом тигле, не ниже 190

застывания, не выше -32

Кислотное число, мг КОН/г 0,7-1,5

Массовая доля:

механических примесей, не более отсутствие

воды отсутствие

Испытание на коррозию металлов выдерживает

Плотность при 20°С, кг/м3, не более 890

Стабильность против окисления

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

осадок, %, не более 0,05

изменение кислотного числа, мг КОН/г масла, не более 0,15

Трибологические характеристики на ЧШМТ

показатель износа при осевой нагрузке 196 Н, мм, не более 0,45

Для уменьшения неравномерности подачи насосной секции на линии нагнетания установлен пневматический гидроаккумулятор (газовый колпак) с датчиком давления Danfoss MBS 3000. Для измерения давления всасывания жидкости используется также датчик Danfoss MBS 3000. Измерение расходов жидкости осуществляется расходомерами ТПР 20-8, измерение температур на всасывании и нагнетании - датчиками TW-N PT100, температура жидкости в баках осуществляется датчиками ДТС-035-50М.В3. Измерение утечек осуществляется объемным методом. Для измерения расхода воздуха на всасывании и нагнетания компрессорной секции используются расходомеры следующих моделей: SMCPF2A751-F04-67N-M, «Вектор-04» и СГВ-15 «Бетар». Для измерения стационарной температуры клапанной плиты и верхней части цилиндра используется датчик модели AD22100 STZ.

IV. Результаты экспериментов

Проведенный комплекс экспериментальных исследований позволил установить следующее.

1. Разработанный экспериментальный образец оказался полностью работоспособным и обеспечивал сжатие газа в двух ступенях.

2. Движение жидкостного поршня в диапазоне изменения угловой скорости от 250 об/мин до 400 об/мин осуществлялось в цилиндре второй ступени аналогично твердому телу (механическому поршню), свободная поверхность жидкости (поверхность раздела фаз) представляла собой поверхность уровня, параллельную поверхности земли.

3. Для повышения эффективности работы второй ступени необходимо было правильно настраивать начальное положение поверхности раздела фаз во второй ступени (начальное положение жидкостного поршня). В конце процесса нагнетания уровень жидкости во второй ступени должен был приближаться к поверхности клапанной плиты. Это легко было контролировать, так как цилиндр был выполнен прозрачным. В том случае, когда поверхность жидкости в конце процесса нагнетания была далека от клапанной плиты, наблюдалось существенное сокращение производительности компрессорной секции за счет значительного мертвого пространства и резкого сокращения объемного коэффициента и в целом коэффициента подачи. На рисунке 6 представлены индикаторные диаграммы первой и второй ступени как раз при наличии значительного мертвого пространства во второй ступени.

4. К недостаткам работы данной схемы двухступенчатой поршневой гибридной энергетической машины следует отнести достаточную сложность регулирования потоков жидкости в газовый колпак и в рабочую полость второй ступени, особенно на пусковых режимах компрессорной секции.

Р, МПа Об

Г,с

л

Рис. 6. Индикаторная диаграмма первой и второй ступеней компрессорной секции двухступенчатой

ПГЭМОД

1 - индикаторная диаграмма первой ступени компрессорной секции;

2 - индикаторная диаграмма второй ступени компрессорной секции;

Ркв1 - номинальное давление всасывания первой ступени;

Ркн1 - номинальное давление нагнетания первой ступени;

Ркн2 - номинальное давление нагнетания второй ступени

V. Обсуждение результатов

Основные преимущества представлены двухступенчатой поршневой гибридной энергетической машиной для сжатия газа до высоких давлений.

1. Использование подпоршневой полости в первой ступени, заполненной жидкостью, позволяет обеспечить интенсивное охлаждение деталей цилиндро-поршневой группы за счет поступления жидкости из подпоршневой полости через поршневое уплотнение в рабочую полость первой ступени. Необходимо отметить, что давление в подпоршневой полости 11 всегда будет выше или равно давлению в рабочей полости 3, что требует достаточно хорошего уплотнения поршня первой ступени, а также может наблюдаться частичный вынос жидкости через нагнетательный клапан 2 из рабочей полости 3 в межступенчатые коммуникации и на всасывание второй ступени.

2. Наличие жидкой пленки над поршнем первой ступени позволяет организовать интенсивное охлаждение поршня и стенок цилиндра, а также ликвидировать мертвое пространство. Это особенно важно, так как если сжимать газ в двухступенчатом компрессоре до 10МПа, то необходимо обеспечить степень сжатия ступени около 10. В этом случае, чтобы получить высокий коэффициент подачи, необходимо приближать мертвое пространство к нулю.

3. Организация жидкостного поршня во второй ступени позволит организовать интенсивное охлаждение стенок цилиндра и клапанной плиты, что позволит приблизить процесс сжатия к изотермическому, наиболее выгодному с термодинамической точки зрения.

4. Кроме того, наличие жидкостного поршня ликвидирует утечки в поршневом уплотнении и при правильном выборе начального положения жидкостного поршня (начального объема жидкости в рабочем объеме 15) позволит ликвидировать мертвое пространство практически без выноса жидкости через нагнетательный клапан 8 к потребителю.

Необходимо отметить, что кроме преимуществ в данной схеме есть и определенные недостатки.

1. Необходимо организовать регулирование сопротивлений гидравлических линий во второй ступени в газовый колпак, чтобы во вторую ступень попадало необходимое количество жидкости. Это особенно сложно в пусковых режимах компрессора, когда давление в рабочих полостях меняется.

2. В качестве рабочей жидкости необходимо использовать жидкость, которая имеет малую вязкость, высокую теплоемкость и, самое главное, малую растворимость в ней газа, чтобы жидкостной поршень во второй ступени не «вспенивался».

VI. Выводы и заключение

По результатам проведенной работы была рассмотрена новая принципиальная схема двухступенчатой поршневой гибридной энергетической машины объемного действия. На основе анализа рабочих процессов и конструкций поршневых гибридных энергетических машин, а также с использованием предварительно проведенных теоретических исследований разработан опытный образец двухступенчатой поршневой гибридной энергетической машины, позволяющий визуализировать движение жидкостного поршня во второй ступени машины. Проведенный комплекс

экспериментальных исследований на разработанном ранее и модернизированном стенде позволил доказать работоспособность опытного образца, провести измерения основных термодинамических и расходных характеристик, а также выявить основные особенности протекающих рабочих процессов.

Список литературы

1. Пластинин П. И. Поршневые компрессоры. Т.1. М.: Колос, 2006. 397 с.

2. Pospelov A. Y., Zharkovskii A. A. Effect of the Parameters of a Computational Model on the Prediction of Hydraulic Turbine Characteristics // Power Technology and Engineering. 2015. № 49(3). Р. 159-164.

3. Щерба В. Е., Болштянский А. П., Кайгородов С. Ю., Кузеева Д. А. Анализ основных преимуществ объединения компрессоров и насосов объемного действия в единый агрегат // Вестник машиностроения. 2015. № 12. С. 15-19.

4. Щерба В. Е., Лобов И. Э. Разработка и расчет системы жидкостного охлаждения поршневого компрессора на основе использования колебаний давления газа на нагнетании // Химическое и нефтегазовое машиностроение. 2016. № 4. С. 19-24

5. Щерба В. Е., Носов Е. Ю., Павлюченко Е. А., Кузеева Д. А., Лобов И. Э. Анализ динамики движения жидкости в поршневой гибридной энергетической машине с газовым объемом на всасывании // Химическое и нефтегазовое машиностроение. 2016. № 4. С. 15-19.

6. Щерба В. Е., Болштянский А. П., Нестеренко Г. А. [и др.]. О соотношении массовых потоков жидкости и давлений нагнетания между насосной и компрессорной полостями в поршневой гибридной энергетической машине // Химическое и нефтегазовое машиностроение. 2016. № 4. С. 35-38.

7. Щерба В. Е., Шалай В. В., Носов Е. Ю., Кондюрин А. Ю., Нестеренко Г. А., Тегжанов А. С., Баженов А.М. Сравнительный анализ результатов экспериментальных исследований поршневой гибридной энергетической машины с гладким и ступенчатым щелевыми уплотнениями // Химическое и нефтегазовое машиностроение. 2018. № 7. С. 25-29.

8. Щерба В. Е., Шалай В. В., Григорьев А. В., Баженов А. М., Кондюрин А. Ю. Анализ теоретических и экспериментальных результатов по влиянию давления нагнетания в насосной секции на рабочие процессы и характеристики поршневой гибридной энергетической машины с щелевым уплотнением ступенчатого вида // Журнал Сибирского федерального университета. Техника и технологии. 2018. Т. 11, № 5. С. 591-603.

9. Щерба В. Е. Рабочие процессы компрессоров объемного действия. М. : Наука, 2008. 319 с.

10. Щерба В. Е., Занин А. В., Носов Е. Ю., Парамонов А. М., Блинов В. Н. Расчет процессов сжатия и нагнетания двухступенчатой поршневой гибридной энергетической машины с жидкостным поршнем // Химическое и нефтегазовое машиностроение. 2019. № 8. С. 15-20.

11. Заявка 2019129327 Российская Федерация. Способ работы поршневого двухступенчатого компрессора и устройство для его осуществления / Занин А. В., Щерба В. Е., Болштянский А. П., Носов Е. Ю, Тегжанов А. С.; заявл. 18.09.2019.

УДК 621.01

МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКИХ СОПРОТИВЛЕНИЙ ВИБРОИЗОЛИРУЮЩИХ ПАТРУБКОВ С УЧЕТОМ ПОДАТЛИВОСТИ УСТАНОВКИ

ПРИ ПРОДОЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЯХ

METHODOLOGY OF EXPERIMENTAL DETERMINATION OF MECHANICAL IMPEDANCE OF VIBRATION-INSULATING BRANCH PIPES TAKING INTO ACCOUNT FLEXIBILITY OF TEST FACILITY AT LENGTHWISE VIBRATIONS

С. В. Клишин, Д. В. Ситников, А. В. Зубарев, А. А. Шварц

ФГУП «Федеральный научно-производственный центр «Прогресс»», г. Омск, Россия Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия

S.V. Klishin, D.V. Sitnikov, A.V. Zubarev, A. A. Shvarts

Federal state unitary enterprise «Federal researh productive centre «Progress» Omsk State Technical University, Omsk, Russia

Аннотация. В задачах виброизоляции агрегатов гидравлических систем, например насосов, важную роль играет проблема распространения колебаний по неопорным связям (трубопроводам). Для решения этой проблемы используются, в частности, резинокордные патрубки, виброизолирующие свойства которых определяются их механическими сопротивлениями. Целью работы является получение теоретических основ для разработки методики экспериментального определения механических сопро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.