Научная статья на тему 'Разработка и использование персонального сайта на СMS Drupal в учебно-методическом процессе'

Разработка и использование персонального сайта на СMS Drupal в учебно-методическом процессе Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
93
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Блыщик В.Ф.

В статье рассматривается установка и настройка учебно-методического сайта с использованием системы управления контентом Drupal. Представлены основные элементы структуры, приведены примеры работающих сайтов, созданных автором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The installation and configuration of the educational and methodical web-sites using by content management system Drupal are described. The basic elements of structure are viewed. The web-sites which are created by author are represented.

Текст научной работы на тему «Разработка и использование персонального сайта на СMS Drupal в учебно-методическом процессе»

УДК 004.4'2

РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО САЙТА НА CMS DRUPAL В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

© В. Ф. Блыщик

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.И. ВЕРНАДСКОГО ФАКУЛЬТЕТ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

пр-т Вернадского, 4, г. Симферополь, 95007, Украина e-mail: veb@land.ru

Abstract. The installation and configuration of the educational and methodical web-sites using by content management system Drupal are described. The basic elements of structure are viewed. The websites which are created by author are represented.

Введение

Важным направлением современного образования является внедрение и массовое использование средств дистанционного обучения. Огромный толчок в этом направлении обеспечили Интернет-технологии. Возможности которых стремительно развиваются год от года и на сегодняшний день обеспечивают диалог «учитель-ученик» в реальном времени (видео и аудио Интернет-конференции, интерактивные онлайн-доски и т.п.), в режиме контроля знаний (компьютерные тесты, онлайн-системы контроля задач, сертифицирование), а также предоставляют доступ к самым последним научным разработкам и новой литературе. Использование подобных средств в учебно-методическом процессе становится актуальным, поскольку обеспечивает общедоступность образовательных ресурсов независимо от географического местоположения, позволяет проводить полноценный контроль знаний в удаленном режиме, а также предусматривают самостоятельную работу студента в удобное для него время.

Целью данной статьи является показать возможности, предоставляемые персональным сайтом, развернутым на готовой системе управления контентом Drupal в контексте дистанционного обучения и описать начальные этапы установки и настройки такой системы.

Система управления содержанием или система управления контентом (англ. Content Management System, CMS) позволяет управлять текстовым и графическим содержанием сайта, изменять его информационное наполнение, не заботясь о внутреннем механизме построения и вывода веб-страниц. Архитектура CMS Drupal построена таким образом, что легко может быть использована для построения различных типов сайтов — от блогов и форумов, до информационных

архивов, сайтов новостей и учебно-образовательных порталов. Функциональность обеспечивается подключаемыми модулями, обращающимися к общему API Drupal [1].

Среди популярных учебно-образовательных порталов, развернутых на данной CMS, можно отметить следующие:

• http://htmlbook.ru - Учебный портал по веб-программированию;

• http://www.openclass.ru - Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс»;

• http://www.batu.edu.by - Белорусский государственный аграрный технический университет;

• http://www.uchi.kz - Образовательное сообщество Казахстана.

1. ВЫБОР ПЛАТФОРМЫ И УСТАНОВКА

Изначально стоит отметить, что установку сайта стоит производить на собственном сервере и арендованном у регистратора доменном имени. Подобный подход имеет ряд следующих преимуществ:

• полный контроль по управлению сайтом и наполнению содержимым;

• отсутствие ограничений, накладываемых сторонними сервисами в случае развертывания сайта на их стороне (к подобным сервисам можно отнести сайты на бесплатном хостинге, группы в социальных сетях, системы управления электронными курсами);

• расширение функционала готовыми модулями;

• авторское оформление сайта, как визуальное, так и тематическое;

• установка необходимых дополнений, скриптов и сервисов;

• разработка собственных приложений;

• авторское право.

Услуги по предоставлению доменного имени и выделенного сервера для размещения сайта на сегодняшний день предоставляют огромное количество различных сервисов. Выбор поставщика услуг зависит от стоимости и необходимых ресурсов. По требованию клиента они же готовы произвести и установку указанной CMS, что позволяет на начальном этапе не вникать в тонкости настройки веб-сервера, изучения PHP, JavaScript, CSS и других специализированных языков веб-программирования, а непосредственно приступить к работе с содержимым сайта [2].

Выбор CMS Drupal среди остальных систем по управлению конентом обусловлен следующими факторами:

• является свободным программным обеспечением, защищённым лицензией GPL, и развивается усилиями энтузиастов со всего мира.

• категоризирует все виды содержимого — форумные сообщения, блоги, новостные ленты и т.д.;

• имеет достаточно широкий набор для построения рубрикаторов: иерархии, плоские списки, родственные категории и др.;

• позволяет использовать вложенность категорий любой глубины;

• осуществляет поиск на сайте по его содержимому, в том числе по пользователям и таксономии;

• использует разграничение доступа к материалам для пользователей;

• использует динамическое меню;

• поддерживает XML-форматы: RDF/RSS;

• позволяет осуществлять вставку материалов с других сайтов;

• авторизирует через OpenID;

• поддерживает разноязычный контент. Есть возможность переводить содержимое сайта на разные языки;

• поддерживает возможность создания сайтов с общей базой пользователей и настройками;

• производит уведомления об обновлениях модулей и расширений.

В стандартной поставке Drupal ориентирован на создание персонального блога или сайта-визитки. Однако, благодаря своей модульной структуре и огромной библиотеке дополнительных модулей, он может быть настроен на необходимую функциональность.

Для учебно-методического сайта имеет смысл использовать модули, описанные в таблице 1.

Таблица 1. Набор модулей Drupal для учебно-методического сайта.

Название Функция

Comment Позволяет пользователям комментировать и обсуждать опубликованные материалы. Стандартная поставка

Content Construction Kit (CCK) Добавляет к существующим материалам новые поля, позволяет определять новые типы данных. Дополнительно: https://drupal.org/project/cck [1]

Forum Позволяет проводить обсуждения с разбивкой по темам. Стандартная поставка

Locale Добавляет поддержу языков и позволяет переводить пользовательский интерфейс на языки отличные от английского. Стандартная поставка

Menu Позволяет администраторам настраивать меню на сайте. Стандартная поставка

PHP Filter Включение PHP-кода в контент. Стандартная поставка

Poll Позволяет проводить на сайте опрос по различным темам, с возможностью выбора нескольких вариантов ответа одновременно. Стандартная поставка

Privatemsg Обеспечивает обмен личными сообщениями между пользователями сайта. Дополнительно: https://drupal.org/project/privatemsg [1]

Profile Поддерживает настраиваемые анкетные данные (профили) пользователей. Стандартная поставка

Quiz Позволяет проводить на сайте тестирование. С помощью этого модуля можно создавать списки вопросов с вариантами ответов, отслеживать ответы пользователей и оценивать их. Дополнительно: https://drupal.org/project/quiz [1]

Rules Создает действия, на основе самых разнообразных событий и их сочетаний. Это аналог стандартного модуля Trigger, но с большими возможностями. Дополнительно: https://drupal.org/project/rules [1]

Search Поиск по сайту. Стандартная поставка

Taxonomy Позволяет упорядочить материалы по категориям. Стандартная поставка

Upload Позволяет пользователям закачивать и прикреплять файлы к материалам сайта. Стандартная поставка

Views Формирует запросы к БД и выводит содержимое в разнообразных форматах. Дополнительно: https://drupal.org/project/views [1]

2. НАСТРОЙКА И УПРАВЛЕНИЕ САЙТОМ

Инсталляция CMS Drupal производится на веб-сервер Apache с установленным PHP и развернутой СУБД MySQL. Процесс установки запускается файлом install.php. По завершению установки необходимо включить необходимые модули и приступить к настройке материалов сайта.

На первом шаге важно определить, как будет структурирован сайт, какие материалы будет содержать и каким категориям пользователей они будут доступны.

За структуру сайта отвечают словари создаваемые в разделе «таксономия». Все материалы сайта можно разбить по категориям в соответствии с терминами, заданными в этих словарях. Удобно создать словари, содержащие в качестве терминов названия курсов, предметы, темы лекций и т.п. Типы материалов могут быть созданы автоматически при включении соответствующих модулей или заданы вручную. Например, к типам материала «страница», «заметка», «опрос», созданным системой, можно добавить собственные: «урок», «лекция», «задача» и т.п. Привязка материалов к словарям производится в разделе «таксономия».

Далее идет распределение прав пользователей. По умолчанию права пользователей задаются тремя ролями: гости, пользователи, владелец-администратор. Для учебно-методического сайта имеет смысл расширить список ролей (табл. 2).

Таблица 2. Распределение прав для пользовательских ролей.

Роль Права

Гость - просмотр общедоступных материалов сайта; - комментирование некоторых материалов.

Пользователь - просмотр общедоступных материалов сайта; - комментирование материалов сайта; - участие в некоторых опросах; - получение оповещений на e-mail; - доступ к личным сообщениям.

Студент (Ученик) - просмотр всех материалов сайта; - комментирование материалов сайта; - получение оповещений на e-mail; - доступ к личным сообщениям; - участие в опросах; - прохождение тестов; - добавление некоторых материалов, с проверкой преподавателем; - просмотр своих оценок, наград, поощрений в профиле.

Преподаватель - просмотр, редактирование и удаление материалов сайта; - добавление, редактирование и удаление комментариев; - получение оповещений на e-mail; - доступ к личным сообщениям; - участие в опросах; - создание, редактирование и настройка тестов; - просмотр результатов теста; - проверка и публикация материалов, добавленных студентами (учениками); - выставление оценок, наград и поощрений.

Администратор - полный доступ с настройкой структуры, оформления и содержимого сайта; - распределение ролей пользователей; - настройка правил и событий; - установка и удаление модулей; - распределение дисковых квот; - локализация на различные языки.

На втором шаге следует приступить к оформлению сайта: выбору темы, настройке меню, отображению страниц и распределению блоков. На этом этапе важно использовать возможности модуля «Views», поскольку именно он позволяет делать любые выборки и представлять их в нужном виде. При этом в разделе «Arguments» модуля «Views» можно настроить на каких страницах и каким пользователям отображать данную выборку.

Заключительным этапом является наполнение сайта. Наиболее оптимально, чтоб интерфейс и права пользователей были настроены так, чтоб в этом процессе участвовали все пользователи сайта.

Заключение

CMS Drupal представляет собой полноценную систему для создания учебно-методического сайта и обладает всей необходимой функциональностью. Автором разработаны и внедрены следующие сайты, используемые учебными заведениями в образовательных целях:

• http://grafika.me - Компьютерная графика и вычислительная геометрия (2012 г.);

• http://tvim.info - Сайт журнала «Таврический Вестник Информатики и Математики» (2010 г.);

• http://school43.net - Сайт общеобразовательной школы №43, разработанный совместно с директором школы Н.В. Андрейчуком (2008 г.);

• http://malacolog.com - Сайт малакологического сообщества, разработанный совместно с доцентом кафедры зоологии С.В. Леоновым (2007 г.).

Список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Drupal - Open Source CMS. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - URL: https://drupal.org.

2. Robertson J. 11 usability principles for CMS products [Электронный ресурс] / James Robertson. — URL: http://www.steptwo.com.au/papers/kmc_usabilitycms/index.html.

Статья поступила в редакцию 01.06.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.