№ 3 (39) 2012
А. А. Ксенофонтов, канд. физ.-мат. наук, доцент Института экономики и предпринимательства, г. Москва И. М. Косарев, аспирант Института экономики и предпринимательства, г. Москва
Разработка и использование информационно-аналитической системы «Налоги РФ»
Современные научные исследования, как и другие сферы деятельности, все больше нуждаются в информационном обслуживании и обработке больших массивов данных. Появление и использование научно ориентированных информационных систем — это необходимая составляющая процесса развития научного сообщества.
Введение
Универсальным техническим средством обработки информации является компьютер, расширяющий спектр аналитических возможностей исследователя. В данной работе описывается создание информационно-аналитической системы «Налоги РФ», которая облегчает получение экономической информации, а также ее последующий анализ. На основе разработанной информационной системы проводится исследование экономического состояния Приволжского федерального округа.
Один из источников получения экономической информации, отражающей функционирование субъектов Российской Федерации и экономики страны в целом, — это использование данных, предоставляемых Федеральной налоговой службой России (ФНС). Однако эффективное функционирование налоговой системы, одной из функций которой является сбор экономической информации на микроэкономическом уровне, ее анализ, обобщение и предоставление на макроэкономический уровень, возможно только при использовании передовых информационных технологий.
С этой целью в ФНС была разработана автоматизированная информационная система (АИС) «Налог» (на современном эта-
пе существует ее модернизированная версия — система «ЭОД»), предназначенная для автоматизации выполнения функций всех уровней ФНС по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.
Анализ возможностей автоматизированной информационной системы «Налог»
Порядок использования АИС «Налог» связан с организационной структурой ФНС, которая может быть представлена тремя уровнями: ФНС, управления ФНС субъектов РФ (УФНС) и территориальные инспекции ФНС (ИФНС).
Входные данные, которыми оперирует АИС «Налог», можно разделить на два вида — данные, предоставляемые юридическими и физическими лицами в ИФНС в установленном Налоговым кодексом РФ порядке в формах бухгалтерской (6 форм) и налоговой (51 форма) отчетности.
Информация собирается в АИС «Налог», которой оснащены ИФНС. Данные прове-
№ 3 (39) 2012
ряются, обобщаются и передаются в УФНС субъектов Российской Федерации. В результате дальнейшего обобщения и обработки формируются выходные данные.
Одним из видов выходной информации являются формы статистической налоговой отчетности, которые делятся на следующие группы:отчеты о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей (формы 1-НМ, 1-НОМ); отчеты о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям (формы 4-НМ, 4-НОМ); отчеты о налоговой базе и структуре начислений по налогам и сборам (формы 1-НДС, 5-П, 5-ИБ и пр.). Эти данные передаются на вышестоящий уровень в ФНС, где также обобщаются и предоставляются Министерству финансов. Параллельно отчеты размещаются на сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет [1]. Этот процесс представлен на рис. 1.
С точки зрения использования современных информационных технологий процесс, описанный выше, не полностью автоматизирован, так как использует ручную обработку данных при передаче информации из ИФНС в УФНС и далее по цепочке. Такой процесс функционирования информационной системы может повлечь возникновение ошибок, связанных с человеческим факто-
ром, что приведет к искажению выходной Ц информации. ё
Проектирование ИАС «Налоги РФ» ^
е
Функциональная структура -Ц
§
Представленные на сайте ФНС формы статистической налоговой отчетности раз- < рознены и сложны для дальнейшего анали- ^ за. Для консолидации вышеперечисленных данных и упрощения их дальнейшего анализа нами было принято решение о создании информационно-аналитической системы «Налоги РФ».
Создаваемая информационная система включает следующие основные структурные элементы:
• базу данных (БД), содержащую статистические данные налоговой отчетности и данные по населению субъектов Российской Федерации [2];
• пользовательское приложение, являющееся инструментом для автоматизированного переноса данных из форм статистической налоговой отчетности в базу данных;
• аналитический модуль, обладающий функциями анализа используемых данных.
Для анализа были выбраны отчеты о начислении и поступлении налогов, сборов
Министерство финансов РФ
Бухгалтерская отчетность
)
Налоговая отчетность
Акты проверок и пр.
¡-/А
Статистическая налоговая отчетность
(1-НМ.1-НОМ...) ^-'
Рис. 1. Функционирование АИС «Налог»
37
№ 3 (39) 2012
и иных обязательных платежей (формы 1-НМ, 1-НОМ) и ежегодные статистические справочники, распространяемые Федеральной службой государственной статистики.
На первом этапе разработки ИАС проведено необходимое структурное преобразование первичных данных. Статистическая налоговая отчетность предоставляется в формате табличного процессора MS Excel в неудобных с точки зрения дальнейшей автоматизации формах. Поэтому данные форм 1-НМ и 1-НОМ были перемещены в более структурированную, с точки зрения дальнейшего переноса данных, промежуточную форму хранения. В ней выделены: 9 федеральных налогов, три специальных налоговых режима и два местных налога. Первичный перенос данных осуществлялся при помощи созданных в MS Excel программных обработок. С целью исключения ошибок, связанных с человеческим фактором, проводилась проверка правильности перевода, g осуществляемая по специально созданной g контрольной сумме. Также были отобраны ! данные, предоставляемые статистически-^ ми справочниками, касающиеся активного, i трудоспособного и общего населения субъ-<3 ектов Российской Федерации. ^ На следующем этапе проектирования § ИАС «Налоги РФ» была разработана струк-
I тура базы данных. Средствами реализации ¡f*
§ CASE-технологий Erwin создана модель БД,
! включающая нижеперечисленные основные
§ таблицы:
I • «Федеральные округа» — общая ин-
! формация по округу; ^ • «Субъекты» — название, описание
1| и код субъекта;
sg • «Тип субъекта» — название, описание, ! код субъекта, код типа; <2 • «Население» — год, общая числен! ность, численность занятых и безработ-ss ных;
| • «Налоговые доходы» — год, налоговый
доход, код субъекта, код налога; Ц • «Налоговый орган» — название, описаем ние, код субъекта, код налогового органа;
• «Город» — описание, код субъекта, код города;
• «Налоговая отчетность 1НМ» — год, налоговый доход, код субъекта, код налога, поля налоговой отчетности (1-7);
• «Налоговая отчетность 1НОМ» — год, налоговый доход, код субъекта, код налога, поля налоговой отчетности (1-13);
• «Налоги» — название налога и его описание;
• «Виды налогов» — федеральные налоги и сборы, региональные и местные налоги, специальные налоговые режимы.
Также БД содержит ряд вспомогательных таблиц. Логическая структура создаваемой базы представлена на рис. 2.
Используемые при разработке БД технологии позволяют в случае необходимости изменить структуру созданной БД путем добавления новых таблиц или введения новых информационных полей.
Далее была спроектирована физическая модель информационной системы. Современные системы управления базами данных (СУБД) имеют инструментальные средства построения физической модели ИС. Для реализации этого этапа была использована СУБД MS SQL Server — система управления реляционными базами данных, разработанная корпорацией Microsoft. На рисунке 3 представлена физическая модель ИАС «Налоги РФ», построенная средствами MS SQL Server 2005.
Создаваемая ИС должна оперировать гибкой системой запросов для вывода данных из БД в любой нужной пользователю форме. В информационно-аналитической системе «Налоги РФ» создан ряд запросов, позволяющих эффективно обрабатывать данные, при этом информационная система имеет гибкую структуру и возможность, при необходимости, добавления новых запросов. На сегодняшний день ИАС поддерживает более 20 вариантов запросов с представлением результата в виде отчетов. Основные из них описаны ниже.
«Налоговой доход субъектов» — запрос выбирает из нескольких таблиц данные
№ 3 (39) 2012
1
2
5
о §
<и £
Рис. 2. Логическая модель БД ИАС «Налоги РФ»
Рис. 3. Физическая модель ИАС «Налоги РФ»
39
№ 3 (39) 2012
по всем налоговым доходам субъектов федерального округа.
«Налоговые доходы по ВЭД» — запрос делает выборку данных доходов по ВЭД субъекта Российской Федерации.
«Общий налоговый доход» — запрос выводит общий налоговый доход субъектов округа.
«Общий доход по ВЭД» — запрос выполняет суммирование всех налоговых доходов по ВЭД для субъекта Российской Федерации.
«Население по субъектам» — запрос выбирает данные по населению для субъекта.
«Население по округам» — запрос выбирает данные по населению всех субъектов федерального округа.
«Расчет погрешности 1-НМ и 1-НОМ» — запрос производит выборку данных для составления погрешности между отчетностями 1-НМ и 1-НОМ.
«Доля налогового дохода (НД)» — запрос производит расчет доли НД субъекта отно-^ сительно НД федерального округа. 5 «Доли населения» — запрос выполняет | расчет долей населения для субъектов от-^ носительно населения округа (доля общего I населения, доля занятого населения, доля <3 безработного населения). ^ «Налоговый доход к доле населения» § (НД_ДН) — запрос рассчитывает отноше-| ние доли налогового дохода к доле занятого | населения субъекта федерации. 1 «Относительный показатель интенсивно-§ сти налогообложения» (ОПИНЛ) — запрос | выполняет выборку данных об отношении
1 налоговых доходов субъекта к занятому на-^ селению субъекта за год.
1| «Численность населения в субъектах» — § запрос выводит данные по численности на-| селения: безработное, занятое и общее.
2 Информационно-аналитическая система | состоит из двух подсистем: пользователь-§ ского приложения (ПП) и приложения для п администратора (ПА). Стандартные технологии БД не дают возможности пользовате-
Ц лю полноценно обработать и вывести тре-£ буемую информацию в необходимой фор-
ме. С этой целью разработано специальное ПП, которое предназначено для вывода статистической и аналитической информации в виде отчетов. Подсистема ПА нацелена на упрощение ввода статистических данных в БД и их редактирование.
Приложение ПП проектировалось с целью создания максимально понятного интерфейса таким образом, чтобы конечному пользователю не требовались специальные знания для управления программой. Главная задача программы — обработать и предоставить актуальную статистическую и аналитическую информацию, как по налоговым отчетностям (1-НМ и 1-НОМ), так и по сведениям о населении Российской Федерации. Программа позволяет получать данные в разных формах:
1) суммарный налоговый доход по субъектам и округам;
2) доход по отдельным видам налогов и сборов субъектов и округов;
3) доход по видам деятельности субъектов и округов;
4) данные о населении Российской Федерации.
Существует возможность выборки данных за несколько лет. Информация предоставляется в виде отчетов с возможностью экспорта данных в форматы MS Excel, MS Word и PDF.
В разработанной системе пользовательское приложение помогает также преобразовать статистические данные, взятые из БД, в аналитическую информацию, удобную для дальнейшего анализа. Для того чтобы воспользоваться требуемой информацией, необходимо пройти авторизацию пользователя в ИАС «Налоги РФ». Программа использует БД на удаленном сервере, к которой имеется доступ через сеть Интернет (клиент-сервер). Подключение производится к MS SQL Server 2005 при помощи провайдера SQL Server.
После авторизации появляется возможность выполнения просмотра и экспорта полученной информации с помощью специальных форм. Для того чтобы открыть требуе-
№ 3 (39) 2012
мую форму, надо воспользоваться конструктором отчетов, представленным на рис. 4, нажав на кнопку панели надстроек — «Показатели» (табл. 1). Существует два типа конструктора: относительный и абсолютный. Абсолютный конструктор — конструктор форм, где пользователь может сформировать отчет со статистической информацией. Относительный конструктор предполагает формирование аналитических отчетов.
Конструктор отчетов позволяет сделать выборку данных, как по федеральным округам, так и по отдельным субъектам Российской Федерации. Для этого необходимо в первом меню выбрать соответствующее значение: «Округ» или «Субъект». Далее пользователю предлагается выбрать несколько вариантов компоновки отчета. Выбирая название отчета в поле списка отчетов, в поле справа отображается краткое описание отчета и пример формирования. Ниже размещен ряд флажков, с помощью которых можно осуществить выборку данных по заданным параметрам:
• федеральный округ;
• субъект;
• налог;
• ВЭД;
• год (разрешается выбирать интервал лет).
После того как будут установлены все необходимые параметры, в форме конст-
Рис. 4. Конструктор отчетов ИАС «Налоги РФ»
руктора отчетов следует нажать кнопку «Показать», в результате чего конструктор формирует отчет, который появится в новом всплывающем окне. Например, выбрав отчет «Налоговый доход» по Приволжскому федеральному округу за 2008-2010 гг., пользователь увидит структурированную статистическую информацию: федеральный округ, код субъекта, субъект, год и налоговый доход. По такому же принципу могут быть сформированы отчеты и по остальным имеющимся в базе налогам. Для некоторых отчетов предусмотрена функция построения графиков на основе выбранной информации.
Описание интерфейса пользовательского приложения приведено в табл. 1.
Приложение администратора (ПА) — это отдельное приложение с отличными от ПП
со
1
2
5
о §
3
Таблица 1
Структура интерфейса пользовательского приложения ИАС «Налоги РФ»
Панель надстроек
Файл Карта РФ Показатели Справка
Выход - Абсолютные . Относительные О программе
Панель надстроек «Показатели»
Абсолютные Относительные
Население Налоговые доходы Доход по налогу Доход по виду деятельности Показатель кДол Отклонения 1-НМ и 1-НОМ Показатель ОПИН Население
41
№ 3 (39) 2012
формами и структурой надстроек. Основная задача приложения администратора — импорт статистических данных по населению и налоговым доходам (формы 1-НМ и 1-НОМ). Для того чтобы произвести импорт статистических данных по населению, необходимо открыть форму для переноса данных «Население» (рис. 5).
С помощью кнопки «Выбрать» открываем специально подготовленный файл в формате MS Excel и в следующем поле — «Листы» — выбираем соответствующий лист: занятое, безработное или общее население. Нажимаем кнопку «Добавить», и программа начнет обработку и импорт данных в БД.
Для того чтобы произвести импорт данных из налоговых отчетностей, необходимо открыть форму для переноса данных «Налоговая отчетность», представленную на рис. 6.
Форма предназначена для частичного импорта (по субъектам или округам, 1-НМ или 1-НОМ, временной интервал по годам) или полного переноса данных из форм статистических отчетностей 1-НМ и 1-НОМ. Для того чтобы начать перенос данных, следует выбрать корневую папку хранения исходных файлов, нажать кнопку «Показать папки», затем произвести необходимую настройку и нажать кнопку «Добавить». Стоит от-
Рис. 5. Форма для переноса данных «Население»
42
№ 3 (39) 2012
Рис. 6. Форма для переноса данных «Налоговая отчетность»
метить, что хранение файлов должно быть структурированным, как показано ниже: • корневая папка о название округа • название субъекта
• 1тгкгод>.х^
• 1пот<год>.х^
Обработка статистических данных — важный момент в приложении при переносе их в БД и соответствующую им таблицу. Помимо обработки и переноса (импорта) статистических данных, модуль имеет возможность редактирования справочной информации: федеральные округа, субъекты, города, налоговые органы, описание отчетов.
Аналитический модуль
На основе полученных данных и статистических методов исследования был создан аналитический модуль информационной системы, способный выполнять сложные запросы. Аналитический модуль обрабатывает показатели статистической налоговой отчетности в сравнении с данными, предоставляемыми Федеральной службой государственной статистики, например: общая величина налогового дохода, эффективность налогообложения, доход по определенному налогу (налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и пр.), доля исследуемого налога в налоговых доходах субъекта
Российской Федерации с учетом числа занятого, активного и общего населения рассматриваемого субъекта.
В качестве примера работы аналитического модуля «ИАС «Налоги РФ» возьмем статистические налоговые данные по Уральскому федеральному округу за 2009 г. Напомним, что в состав Уральского федерального округа (УФО) входят шесть субъектов: Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Челябинская область.
Используя встроенные запросы, можно получить следующую информацию по видам налогов и сборов в УФО в 2009 г.:
• налог на добавленную стоимость (НДС) — 12,14% (158 716 976 тыс. руб.);
• акцизы — 0,62% (8 166 929 тыс. руб.);
• налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — 13,22% (172 832 305 тыс. руб.);
• налог на прибыль организаций (НП) — 12,18% (159 220 769 тыс. руб.);
• сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов — 0,00% (20 218 тыс. руб.);
• водный налог — 0,05% (597 591 тыс. руб.);
• государственная пошлина — 0,12% (1533 660 тыс. руб.);
• налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — 53,73% (702 185 886 тыс. руб.);
• транспортный налог — 0,47% (6 128 678 тыс. руб.);
• налог на игорный бизнес — 0,06% (821 793 тыс. руб.);
• налог на имущество организаций — 5,53% (72 304 421 тыс. руб.);
• земельный налог — 0,67% (8 744 602 тыс. руб.);
• налог на имущество физических лиц — 0,12% (1630 265 тыс. руб.);
• единый сельскохозяйственный налог — 0,01% (66 361 тыс. руб.);
• упрощенная система налогообложения — 0,59% (7 723 456 тыс. руб.);
• система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для от-
1
2
5
о §
43
№ 3 (39) 2012
8
¡5
0
1
€ Й
ё и
18
<3
I
?
0 £
§ а
1
I
I
о
ч
!
ё
£ I
Я ¿2
дельных видов деятельности — 0,47% (6 169 496 тыс. руб.).
Далее с использованием аналитического модуля можно провести исследование УФО на равномерность собираемости налоговых доходов. Для выявления структуры налогообложения аналитический модуль вычисляет отношение доли налоговых доходов dд_ УФО к доле занятого населения dзн_УФО субъекта. На рисунке 7 представлено распределение отношения долей dд_yФО и dзHJУФО по субъектам УФО в 2009 г. (фактическое распределение). Здесь же показан шестиугольник, отражающий равномерное распределение налоговых доходов, с расстоянием от центра до вершины, равным единице.
Из рисунка следует, что только в двух субъектах УФО Ханты-Мансийском АО — Югра (4,11) и Ямало-Ненецком АО (3,33) отношение долей значительно больше единицы. В остальных субъектах Федерального округа это отношение явно ниже единицы. Таким образом, делаем вывод о том, что распределение налоговых доходов среди субъектов УФО сильно отличается от равномерного.
Оценим степень неравномерности налоговых поступлений от субъектов УФО. В качестве показателя неравномерности рас-
пределения суммарных налоговых доходов в субъектах УФО используем аналог коэффициента Лоренца К1. Величину этого коэффициента можно определить по фор-
XIdл! - dsí \ муле К =—-, где суммирование
2
производится по всем субъектам, входящим в УФО. Значение коэффициента Лоренца для УФО в 2009 г. равняется К1 УФО = 0,6. Полученное значение аналога коэффициента Лоренца говорит о неравномерности распределения налогового дохода среди субъектов УФО.
По нарастающей доле занятого населения и нарастающей доле налоговых доходов субъектов УФО построим диаграмму Лоренца, представленную на рис. 8.
В этой диаграмме по оси абсцисс откладывается накопленная доля занятого населения dзн УФО, а по оси ординат — накопленная доля налоговых доходов dд_УФО в УФО (предварительно все субъекты УФО были ранжированы по доле налогового дохода в порядке возрастания). На рисунке 6 диаграмма Лоренца обозначена как распределение налоговых доходов субъектов УФО.
На основании диаграммы Лоренца может быть вычислен аналог коэффициента Джи-
ни Кг
также являющийся интегральным
Рис. 7. Распределение отношения доли налоговых доходов dд УФО к доле занятого населения dзн УФО по субъектам УФО
показателем неравномерности налоговых доходов в субъектах УФО. Заменим фактическую ломаную линию полиномом четвертой степени = 6,1672х4 - 8,454х3 + 3,6055Х-- 0,3247х + 0,0065 (коэффициент детерминации равен 0,995). Далее определим площадь фигуры, ограниченной прямой и ломаной линиями (погрешность будет незначительной). Затем определим отношение найденной площади к площади прямоугольного треугольника с единичными катетами, т. е. к 0,5. Это отношение и равняется значению коэффициента Джини. Для УФО коэффициент Джини равен
Кв_УФО = 0,67
Полученное значение коэффициента Джини указывает на то, что распределение
44
№ 3 (39) 2012
ч
8 о ч
(3
0,8
0,6
с; о ч
га X
0,4
0,2
0,0
0,0
0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1
Накопленная доля населения
Рис. 8. Диаграмма Лоренца для налоговых доходов субъектов УФО в 2009 г.
со
1
2
5
о §
3
налоговых доходов в УФО в 2009 г. очень сильно отличается от равномерного. Отметим, что полученные значения коэффициентов Лоренца (0,6) и Джини (0,67) для УФО близки друг к другу. Это косвенно подтверждает правильность вывода относительно неравномерности фактического распределения налоговых доходов.
Кроме того, аналитический модуль позволит оценить степень неравномерности налогообложения в субъектах Федерального округа по отдельным видам налогов и провести анализ структуры налоговых доходов в исследуемом округе по видам налогов и вкладу субъектов в суммарный налоговый доход.
Аналитический модуль позволяет исследовать вклад различных отраслей экономики в создание налогового дохода округа, а также оценить эффективность их функционирования. Для этого используются данные формы 1 -НОМ статистической налоговой отчетности по видам экономической деятельности.
Заключение
В результате использования ИАС «Налоги РФ» исследователь освободится от рутинной работы по поиску, сбору и анализу статистической налоговой отчетности. Поль-
зователь сможет проводить свои исследования непосредственно в информационной системе. Разработанное программное приложение автоматически представляет результаты проводимых исследований в виде табличных отчетов, графиков и диаграмм. В дальнейшем информационная система налогообложения может быть дополнена геоинформационной привязкой к административной карте Российской Федерации.
Список литературы
1. Федеральная налоговая служба. www.nalog.ru.
2. Российский статистический ежегодник. 2010: Статистический сборник / Росстат. М., 2010. — 813 с.
3. Камалетдинов А. Ш., Ксенофонтов А. А. Структура налоговых доходов в РФ в 2008 году // Вестник Университета. ГУУ. Вып. 1. М., 2011.
4. Ксенофонтов А. А. Изменение структуры налоговых доходов в Южном федеральном округе // Вестник Университета. ГУУ. Вып. 18. М., 2011.
5. Камалетдинов А. Ш, Ксенофонтов А. А. Анализ статистических данных по налогообложению добавленной стоимости в субъектах СКФО // Инновации и инвестиции. Вып. 2. М., 2011.
6. Ксенофонтов А. А. Анализ структуры налоговых доходов в Южном федеральном округе в 2008 году // Инновации и инвестиции. Вып. 3. М., 2011.
45