Научная статья на тему 'Разработка и апробация программы коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста'

Разработка и апробация программы коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1772
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ТРЕХСТУПЕНЧАТЫЙ ПОДХОД В ПОСТРОЕНИИ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ / CORRECTION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR OF CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE / THREE-TIERED APPROACH TO THE CONSTRUCTION OF REHABILITATIVE TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пфау Т.В., Чунакова С.В.

В данной статье представлена разработанная коррекционная программа, опирающаяся на теоретический анализ проблемы агрессивного поведения детей и результаты ее апробации. Для выявления эффективности программы был поставлен эксперимент. В ходе исследования были разработаны новые игровые упражнения, приемы арт-терапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND TESTING OF CORRECTION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR OF SENIOR PRESCHOOL AGE CHILDREN

This article presents a developed correctional program, based on a theoretical analysis of the problem of aggressive behavior in children, and the results of its testing. Experiment was carried out to test the effectiveness of the program. In the study, the new game exercises, art therapy techniques have been developed.

Текст научной работы на тему «Разработка и апробация программы коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»

УДК 159.9

Психологические науки

РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Т.В. Пфау, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия).

С.В. Чунакова, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан,

Россия).

Аннотация. В данной статье представлена разработанная коррекционная программа, опирающаяся на теоретический анализ проблемы агрессивного поведения детей и результаты ее апробации. Для выявления эффективности программы был поставлен эксперимент. В ходе исследования были разработаны новые игровые упражнения, приемы арт-терапии.

Ключевые слова: коррекция агрессивного поведения, дети старшего дошкольного возраста, трехступенчатый подход в построении коррекционных занятий.

DEVELOPMENT AND TESTING OF CORRECTION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR OF SENIOR PRESCHOOL AGE CHILDREN

Abstract. This article presents a developed correctional program, based on a theoretical analysis of the problem of aggressive behavior in children, and the results of its testing. Experiment was carried out to test the effectiveness of the program. In the study, the new game exercises, art therapy techniques have been developed.

Keywords: correction of aggressive behavior of children of the senior preschool age, three-tiered approach to the construction of rehabilitative training.

Актуальность исследования обусловлена социальной значимостью проблемы насилия и жестокости человека в условиях современного общества. В настоящее время среди разнообразных отклонений в поведении детей дошкольного возраста агрессивные проявления часто приводят к нарушению психологического комфорта в группе детского сада, создают дополнительные трудности в работе воспитателей и педагогов, что определяет необходимость создания и проведения коррекционных работ.

Под агрессивным поведением понимается поведение, направленное на причинение ущерба физического или морального лицу, на которое направлено, либо причинение вреда предмету. Имеется множество причин и форм проявления агрессивного поведения. Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием. И, не смотря на то, что эта проблема хорошо изучена, она остается.

Альберт Бандура (1977) рассматривал агрессивное поведение как результат усвоения неправильной модели поведения и как следствие считал необходимым для коррекции агрессивного поведения предъявление и закрепление модели «правильного» или социально одобряемого поведения [1].

Проблема детского агрессивного поведения определяет необходимость разработки и проведения коррекционных программ [5]. В коррекционной работе существуют свои принципы, подходы и методы работы. Наиболее подробно описан трехступенчатый подход, предложенный в 2000-м году Е.К Лютовой и Г.Б. Мониной, который заключается в том, что на первом этапе необходимо проводить занятия на отреагированию гнева, на втором этапе - работа с эмоциями, на третьем этапе - развитие эмпатии [4]. На наш взгляд, этот подход может быть частично использован в построении программы коррекции агрессивного поведения детей. Так можно предположить, что для создания эффективной коррекционной программы можно придерживаться трехступенчатого подхода Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, в котором следует объединить вторую и третью ступень, и выделить как третью ступень научение социально одобряемой модели поведения.

Не смотря на то, что коррекционные программы имеются в литературе, проводятся на практике, проблема агрессивного поведения детей остается. Особую актуальность в связи с этим приобретает разработка и апробация программы коррекции агрессивного поведения детей, комплексно использующую методы, которые можно разделить на 3 группы: 1- на-

W Л V

правленные на отреагирование эмоций, 2- направленные на распознание эмоций, развитие эмпатии 3- направленные на научение социально приемлемой модели поведения.

Цель: разработка и апробация программы коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения цели и поставленных задач исследования использовались следующие методы:

1. Теоретический анализ литературы

2. Психодиагностические методы:

1) Проективные методы:

- Hand test (Э.Вагнер, детский вариант в адаптации Н.Я. Семаго);

- Тест «Несуществующее животное» (РНЖ, разработанный М.З. Дукаревич) [2];

2) Структурированное выборочное наблюдение;

3) Экспертный опрос (с использованием анкеты для педагогов, разработанной Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко);

3. Методы коррекционные:

1) -направленные на отреагирование агрессии: Арт-терапия, песочная терапия, игровые упражнения, медитация;

2) -направленные на распознание эмоций и развитие эмпатии: прием драматизации, игровые пантомимические упражнения.

3) -направленные на предъявление и закрепление социально одобряемой модели поведения: Сказкотерапия, тренинговые и игровые упражнения, беседа.

4. Методы математической статистики: обработка данных с использованием пакета программ SPSS for Windows 10.0 описательные статистики, U-критерий Манна-Уитни.

В исследовании приняли участие 46 детей старшего дошкольного возраста из двух дошкольных образовательных учреждений.

На основе теоретического анализа литературы по проблеме агрессивного поведения, было выявлено то, что однозначного определения термина агрессивного поведения нет, однако наиболее общим среди различных точек зрения является то, что под агрессивным поведением понимается поведение, направленное на причинение ущерба физического или морального лицу, на которое направлено, либо причинение вреда предмету. Имеется

множество причин и форм проявления агрессивного поведения. Агрессия может быть вербальной, физической, прямой или косвенной, направленной на себя (аутоагрессия) или на других.

Причинами агрессивного поведения являются:

1. Агрессия как естественная реакция на унижение достоинства ребенка, постоянные насмешки, издевательства. Это вынужденная, ситуативная агрессивность, а не устойчивая пока еще черта характера.

2. Агрессия как следствие ограничения свободы, самостоятельности, чрезмерной опеки, подавления взрослыми инициативы ребенка.

3. Агрессия как ярко выраженная направленность на других (экстраверсия), как черта характера.

4. Агрессия как проявление Эдипова комплекса (направленность агрессии на взрослого человека одного пола с ребенком).

5. Агрессия как проявление соперничества между детьми (в семье, в детском саду, в школе, во дворе).

6. Агрессия как проявление комплекса неполноценности, стремление доказать свою состоятельность.

7. Агрессия как результат депривации и фрустрации, т. е. гнетущего переживания неудач в удовлетворении потребностей и достижении цели.

8. Агрессия как результат негативного влияния семейного воспитания.

Для детского возраста характерны проявления прямой физической и вербальной агрессии.

Агрессивное поведение - одно из наиболее распространенных отклонений в поведении, требующих коррекции. Среди коррекционных методов наибольший интерес представляют следующие методы: игровая терапия, арт-терапия, сказка-терапия и тренинговые упражнения.

Для разработки программы был использован трех-ступенчатый подход, в соответствии с которым в каждом занятии можно выделить 3 блока, включающие:

1. Отреагирование гнева

2. Работа с эмоциями, развитие эмпатии

3. Предъявление социально одобряемой модели поведения.

Предполагалось, что программа коррекции с помощью специально подобранных упражнений будет способствовать снижению проявлений агрессивности в поведении детей дошкольного возраста, в том случае, если:

1. Предоставить возможность детям приемлемым способом отреагировать агрессию с помощью рисования, песочной терапии, активных упражнений и медитации.

2. Научить распознавать эмоции и способствовать развитию у детей эмпатии с помощью приема драматизации, игровых пантомимических упражнений.

3. Детям будет продемонстрирована и подкреплена социально одобряемая модель поведения с помощью игровых и тренинговых упражнений, беседы и сказкотерапии.

Чтобы подтвердить гипотезу был поставлен эксперимент по классической схеме ДЖ. Кэмпбелла[3], позволяющий выявить эффективность программы:

R1 O1 X O2 R-это рандомизация выборки;

R2 Oз O4 О-это измерение (наблюдение)

психологического показателя, или зависимой переменной;

Х-это экспериментальное воздействие.

На основании полученных данных после сплошного исследования агрессивные дети были случайным образом распределены в контрольную и экспериментальную группы. С экспериментальной группой в течение 2-х месяцев проводились коррекционные занятия. Известные упражнения были скомпонованы определенным образом и добавлены новые, разработанные в ходе исследования игры и упражнения.

В структуре каждого занятия есть вводная часть, основная и заключение. Вводится единый ритуал приветствия и прощания, который использовался в каждом занятии, и являлся некой установкой на положительный настрой и сигналом для включения в работу, активизации внимания в начале занятия и ритуал прощания стал сигналом о завершении работы.

Например, занятие №1:

Тема: « Путешествие в волшебную страну Тили-мили-трямдию».

Цель: снятие негативных настроений, научение детей способам примирения и приемлемому способу выражения вербальной агрессии.

Структура занятия:

1. Приветствие. Вводная игра( игра-знакомство)

2. Игра « Тух-тиби-дух» (снятие напряжения, негативных настроений)

3. Игра « Обзывалки» (отреагирование вербальной агрессии и научение детей приемлемому способу выражения вербальной агрессии в поведения).

4. Игра «Как извиниться по тили-мили-трямски» (Упражнения, обучающее способам примирения).

5. Путешествие(Медитация).

6. Резюмирование

7. Прощание.

Первое занятие групповое, то есть участвует одна группа детского сада в полном составе, дети из которой по результатам диагностики были определены в экспериментальную группу. Занятие носит ознакомительный характер. Вводится ритуал приветствия и прощания, который будет использоваться в каждом занятии. Занятие проходит в виде путешествия в неизвестную прежде волшебную страну. В разработанное занятие включены известные в коррекционной практике игры - «тух-тиби-дух» и «обзывалки», авторами которых являются К. Фопиль и Е. Кряжева. Упражнения, игры, представленные в групповых занятиях № 8, №10, а так же в индивидуальных занятиях №2 и №6 являются авторскими, так же разработан новый прием арт-терапии - это растирание, смешивание, работа с сыпучими материалами, который весьма прост и вариативен в применении, подходит и для групповой и для индивидуальной работы. В остальных занятиях- приемы арт-терапии, упражнения и игры-смешанные.

По окончании всех занятий в течение недели был проведен повторный срез. Сравнение ре-тестовых результатов и результатов первого тестирования экспериментальной группы показали статистически значимые различия, впрочем, как и сравнение ре-тестовых результатов контрольной и экспериментальной группы. Мы получили следующие результаты, свидетельствующие об эффективности разработанной программы: Проведенная коррекци-

онная работа позволила добиться менее агрессивного поведения детей из экспериментальной группы: дети реже стали прибегать к насмешкам и обзываниям- проявлениям вербальной агрессии в поведении ( р=0,05*). Агрессивное поведение в виде толчков, щипаний (р=0,004**) так же стало проявляться значительно реже.

После проведения коррекционной программы испытуемые реже стали отказываться от выполнения заданий. Суммарные показатели наблюдений агрессивных реакций так же снизились ^=0,001**).

Развитие эмпатии детей с помощью приемов драматизации, игровых пантомимических упражнений позволили снизить стремление детей к открытому проявлению агрессивности в виде драк (р=0,006**) и других видов демонстрации своей силы, что так же отразилось в экспертном опросе педагогов, проводимом в ходе экспериментальной работы с деть-ми(р=0,001**).

Сравнение ре-тестовых результатов с контрольной группой, показало статистически значимые различия в проявлении физической и вербальной агрессии, в экспертной оценке и по общим показателям агрессивности в каждой методике, кроме этого достоверными являются различия по такому показателю как коммуникация(Сот). Такое сравнение позволяет снизить вероятность влияния независимых переменных на результаты исследования.

Предоставления возможности снятия напряжения и научение приемлемым способам отреагирования с помощью необычных приемов рисования, песочной терапии( волшебная радуга), активных упражнений- детям предлагалось в приемлемой форме обзывать друг друга так, чтобы было не обидно( «обзывалки»), бороться друг с другом («два барана») и медитации( «путешествие в Тили-мили-трямдию», «превращение в бабочек») позволил снизить уровень вербальной и физической агрессии в поведении.

Развитие эмпатии детей с помощью приема драматизации, игровых пантомимических упражнений(« ты и я-мы хорошие», «настроение», проигрывание сказки «звездные монеты» и др.) позволяет снизить стремление детей к открытому проявлению агрессивности в виде драк, других видов демонстрации своей силы- что становится заметно педагогам в детских садах( в которых проводилось исследование).

Постоянная демонстрация и подкрепление социально одобряемой модели поведения с помощью игровых и тренинговых упражнений, решения проблемных ситуаций, беседы и сказка-терапии позволяет снизить детскую агрессивность. Получая поощрения за «хорошее поведение», вместо наказания за «плохое», дети лучше усваивают предъявляемые модели поведения. Во время занятий дети научились различным способам примирения и улучшения отношений (например, « как извиниться по тили-мили-трямски», «нарисуй и подари другу», «сделай комплимент» и др.).

Подводя итоги данного исследования можно отметить, что подходов к определению понятию агрессивное поведение достаточно много, общим среди которых является то, что агрессивное поведение - это поведение, направленное на причинение ущерба себе либо окружающим людям, предметам. Агрессивное поведение имеет различные виды и формы проявления. Так же существуют специфические для дошкольного возраста особенности агрессивного поведения. Детям старшего дошкольного возраста свойственны такие отклонения в поведении, которые проявляются в форме прямой вербальной и физической агрессии.

Агрессивное поведение детей оказывает деструктивное влияние на взаимоотношения с окружающими, а порой бывает весьма опасным, кроме того, чаще является малоэффек-

тивным и требует коррекции. Для коррекции агрессивного поведения используются такие методы коррекции как игровая терапия, арт-терапия, сказка-терапия и тренинговые упражнения. В построении программы использовался трехступенчатый подход, в каждом занятии можно выделить 3 блока: отреагирование агрессии (гнева), работа с эмоциями и предъявление и закрепление социально одобряемой модели поведения.

Такой подход к построению занятий в коррекционной работе с детьми позволил сделать поведение детей менее агрессивным: показатели прямой вербальной и физической агрессия стали ниже, различия статистически значимы.

Таким образом, разработанная программа коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, включающая трехступенчатый подход в построении кор-рекционных занятий, является эффективной и может применяться в дошкольных образовательных учреждениях, из этого следует, что гипотеза была полностью подтверждена.

Литература:

1. Бандура А. Теория социального научения. - СПб.: Евразия, 2000. - 320с.

2. Венгер А.Л. Психология для всех. М.: Владос Пресс, 2005. С.112-122.

3. Кэмпбелл Дж. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1980. 390 с.

4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.

5. Урусова Е.А. О некоторых особенностях арт-терапевтической работы с проявлениями детской агрессией // Наука. Мысль. 2014. №9. С. 36-39.

References:

1. Bandura A. Teorija social'nogo nauchenija. - SPb.: Evrazija, 2000. - 320s.

2. Venger A.L. Psihologija dlja vseh. M.: Vlados Press, 2005. S.112-122.

3. Kjempbell Dzh. Modeli jeksperimentov v social'noj psihologii i prikladnyh issledovanijah / Per. s angl. M.: Progress, 1980. 390 s.

4. Ljutova E.K., Monina G.B. Shpargalka dlja vzroslyh. Psihokorrekcionnaja rabota s giperaktivnymi, agressivnymi, trevozhnymi i autichnymi det'mi. M.: Genezis, 2000.

5. Urusova E.A. O nekotoryh osobennostjah art-terapevticheskoj raboty s projavlenijami

detskoj agressiej // Nauka. Mysl'. 2014. №9. S. 36-39.

— • —

Сведения об авторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Татьяна Вильевна Пфау, кандидат психологических наук, доцент, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия).

Светлана Владимировна Чунакова, студентка направления подготовки «Психология», Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.