Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ'

РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовая стратегия / классификация финансовых стратегий / матрица финансовых стратегий / источники финансирования проекта / financial strategy / classification of financial strategies / matrix of financial strategies / sources of project financing

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.Ю. Петеримова

Рассматривается классификация финансовой стратегии по Бланку И.А. и модель выбора финансовых стратегий Ж. Франшона и И. Романе. В результате полученного исследования были разработаны мероприятия по реализации финансовой стратегии на примере организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A FINANCIAL STRATEGY OF THE COMPANIES

This article discusses the classification of financial strategy according to the Form I.A. and the model of choice of financial strategies of J. Franchon and I. Romane. As a result of the study, measures were developed to implement the financial strategy on the example of the organization.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ»

УДК 658.1

РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ

Е. Ю. Петеримова

Сибирский федеральный университет Российская Федерация, 660041, г. Красноярск, просп. Свободный, 79 E-mail: katyapeterimova@mail.ru

Рассматривается классификация финансовой стратегии по Бланку И. А. и модель выбора финансовых стратегии Ж. Франшона и И. Романе. В результате полученного исследования были разработаны мероприятия по реализации финансовой стратегии на примере организации.

Ключевые слова: финансовая стратегия, классификация финансовых стратегий, матрица финансовых стратегий, источники финансирования проекта.

DEVELOPMENT OF A FINANCIAL STRATEGY OF THE COMPANIES

E. Yu. Peterimova

Siberian Federal University 79, Svobodny Av., Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation E-mail: katyapeterimova@mail.ru

This article discusses the classification of financial strategy according to the Form I.A. and the model of choice of financial strategies of J. Franchon and I. Romane. As a result of the study, measures were developed to implement the financial strategy on the example of the organization.

Keywords: financial strategy, classification of financial strategies, matrix of financial strategies, sources of project financing.

В силу быстрого развития мирового финансового кризиса, на передний план выдвигается проблема сохранения предприятием своего финансового равновесия. Для того чтобы реакция на внешние изменения была своевременной и эффективной, необходимо заранее провести планирование финансовой деятельности компании. На сегодняшний день, наилучшим вариантом такого планирования является разработка финансовой стратегии компании.

Финансовая стратегия представлена в виде плана действий по своевременному обеспечению предприятия финансовыми ресурсами и по их использованию с целью капитализации компании [2].

Актуальность и необходимость разработки финансовой стратегии определена тем, что руководство должно постоянно оценивать собственные финансовые возможности и учитывать их в будущем. В свою очередь, финансовая стратегия обеспечивает оптимальное создание и распределение необходимого объема финансовых ресурсов, поддерживает финансовое равновесие и организовывает управление финансовыми рисками [1].

Цель исследования заключается в разработке финансовой стратегии в рамках стратегического развития компании.

Объектом исследования является производственная компания «Современные окна».

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1. Определены модели разработки финансовой стратегии;

2 08

2. Проведен анализ корпоративной и финансовой стратегии компании «Современные окна».

3. Разработаны рекомендации развития финансовой стратегии компании «Современные окна» в рамках выбора источника финансирования.

В процессе исследования были рассмотрены подходы для определения дальнейшего развития финансовой стратегии компании, а именно: матрица финансовых стратегий Франшона-Романе, двухфакторная модель Дюпона и финансовая матрица, разработанная Генибергом, Ивановой и Поляковой.

Для дальнейшего анализа, была выбрана матрица финансовых стратегий Франшона-Романе табл. 1, так как именно эта модель определяет оптимальное соотношение заемного и собственного капитала, учитывая финансовые возможности компании с учетом финансового риска [3].

Оценка методик по разработке финансовой стратегии

Таблица 1

Параметры оценки Финансовая матрица Фрашона-Романе Подход Гениберга Т.В., Ивановой H.A., Поляковой О.В. Двухфакторная модель Дюпона

Соответствие потребности компании в тех или иных источниках финансирования + + +

Обоснование выбора источника финансирования деятельности + + -

Учет финансовых рисков, связанных с выбором источника финансирования + - -

Логика построения матрицы основывается на соотношении результатов хозяйственной и финансовой деятельности рис.1.

РФД<<0 РФД=0 РФД>>0

РХД>>0 1 РФХД=0 4 РФХД>0 6 РФХД>>0

РХД=0 7 РФХД<0 2 РФХД=0 5 РФХД>0

РХД<<0 9 РФХД<<0 8 РФХД<0 3 РФХД=0

В

А

-1-

Создание ликвидных средств

Потребление ликвидных средств л

В

Рис. 1. Форма матрицы финансовых стратегий Франшона-Романе

Анализ корпоративной стратегии компании «Современные окна» показал, что фирма рассматривает реализацию нового инвестиционного проекта по производству кухонной мебели. Следовательно, на сегодняшний день, в рамках финансовой стратегии стоит задача в определении наиболее выгодного источника финансирования для покупки оборудования в проект развития компании.

Для проведения анализа развития финансовой стратегии компании «Современные окна» применялась матрица финансовых стратегий Франшона - Романе.

Полученные результаты определили, что компания находится в положении квадрата 1, где темпы роста оборота ниже потенциально возможного значения, так как не все внутренние ресурсы компании задействованы. У компании есть возможные варианты перемещения в квадрат 4 или квадрат 2. Квадрат 4 рассматривает активное привлечение заемного капитала, а квадрат 2 - наращивание собственных средств.

Для исследуемой компании, перемещение по матрице финансовых стратегий в квадрат 2 будет не рациональным, так как наблюдается значительный рост дебиторской задолженности, что сказывается на недополучении прибыли, следовательно, для избежания кассовых разрывов собственные средства в проект развития компании не рассматриваются, а рассматривается только заемный источник финансирования.

Решение собственников было направлено на приобретение станков и оборудования за счет банковского кредита. Однако анализ финансового рынка показал, что большее количество компаний для приобретения оборудования используют лизинг, так как расходы по лизингу меньше расходов по кредиту, в силу налоговой экономии.

Следовательно, для улучшения финансового состояния компании, нами предлагается рассмотреть альтернативный вариант по финансированию инвестиционного проекта -приобрести оборудование в лизинг. Для выбора рационального источника финансирования сравним денежные потоки по кредиту и лизингу табл. 2.

Таблица 2

Сравнение денежных потоков по кредиту (Братский АНКБ) и лизингу (Интерлизинг), тыс. руб.

Показатели 0 1 2 3 4 5

Кредит

Сумма платежа по основному долгу -6 519,07 -7 187,43 -7 924,31 -8 736,74 -9 632,46

Уплата % по кредиту -3 740,35 -3 071,99 -2 335,1 -1 522,67 -626,95

Сумма годового платежа -10 259,4 -10 259,4 -10 259,4 -10 259,4 -10 259,4

Налоговая экономия (20%) 748,07 614,39 467,02 304,53 125,39

Стоимость кредита с учетом налога 0 -9 511,34 -9 645,01 -9 792,39 -9 954,88 -10 134

Коэффициент дисконтирования (9%) 1 1,09 1,19 1,30 1,41 1,54

Дисконт.стоимость оборудования в кредит 0 -8 726 -8 118,01 -7 561,52 -7 052,28 -6 586,42

ДП накопленный 0 -8 726 -16 844 -24 405,5 -31 457,8 -38 044,2

Лизинг

Лизинговый платеж 8 000 -7 700,3 -7 700,3 -7 700,3 -7 700,3 -7 700,3

Налоговая экономия (20%) 600 1 540,1 1 540,1 1 540,1 1 540,1 1 540,1

Стоимость лизинга с учетом налога 6 400 -6 160,2 -6 160,2 -6 160,2 -6 160,2 -6 160,2

Коэффициент дисконтирования (9%) 1,09 1,19 1,30 1,41 1,54

Дисконт. стоимость оборудования в лизинг 6 400 -5 651,6 -5 185,0 -4 756,8 -4 364,1 -4 003,7

ДП накопленный 6 400 -12 051,6 -17 236,5 -21 993,4 -26 357,5 -30 361,2

Следовательно, денежные выплаты за лизинг, окажутся меньше денежных выплат за кредит (30 361, 2 < 38 044, 2 тыс. руб.). Экономия на лизинге составляет 7 683 тыс. руб. Исходя из этого, лизинг является наиболее эффективным вариантом приобретения оборудования для дальнейшего развития компании, так как несет за собой меньшие затраты как с точки зрения абсолютных показателей, так и с точки зрения временной стоимости денег.

Таким образом, с помощью матрицы финансовых стратегий были разработаны мероприятия по реализации финансовой стратегии компании «Современные окна», которые уменьшат финансовые затраты на реализацию инвестиционного проекта.

Библиографические ссылки

1. Бакулевская Л.В. Сущность современного финансового менеджмента и его влияние на развитие финансовой стратегии организации // Экономические науки. - 2009. № 4. 191 с.

2. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента / Т. 1.- 2-е изд. перераб. И доп. -К.: Эльга, Ника-Центр, 2004.- 624 с.

3. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика / под ред. Стояновой Е.С. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: 2003. 656 с.

© Петеримова Е. Ю., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.