Научная статья на тему 'Разработка этапов антикризисной программы строительной организации как основы стабилизации строительного сектора экономики России'

Разработка этапов антикризисной программы строительной организации как основы стабилизации строительного сектора экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
275
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
строительный сектор экономики / антикризисное управление / этапы антикризисной программы / кризисообразующие факторы / стабилизационные мероприятия. / construction sector of economy / crisis management / stages of the anti-recessionary program / generating risk factors / stabilization measures.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баннова Светлана Евгеньевна, Визгалина Александра Александровна

Одной из задач, поставленных в Указе Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», является ежегодное улучшение жилищных условий. Заявленные цели указа ставят перед участниками инвестиционно-строительного комплекса задачи по адаптации к быстро изменяющимся условиям. Необходимо учитывать кризисное состояние многих строительных организаций. Исполнение указа возможно посредством разработки и реализации этапов антикризисной программы, основная цель которых сосредоточена в повышении эффективности использования всех ресурсов организаций. Разработаны этапы антикризисной программы для строительных организаций, которые позволят определять узкие места в их деятельности и разрабатывать стабилизационные мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Баннова Светлана Евгеньевна, Визгалина Александра Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STAGES OF THE ANTI-RECESSIONARY PROGRAM OF THE CONSTRUCTION ORGANIZATION AS BASIS STABILIZATION OF THE CONSTRUCTION SECTOR OF THE RUSSIAN ECONOMY

One of the tasks, set in the Decree of the President of 07.05.2018 No 204 “On the national purposes and strategic objectives for development of the Russian Federation until 2024” is annual improvement of living conditions. Stated purposes of the Decree of the President set to the decision for participants of an investment and construction complex of a task of adaptation to rapidly changing conditions. It is necessary to consider crisis state of many construction organizations. Performance of the Decree is possible by means of development and realization of stages of the anti-recessionary program, which main objective is concentrated in increase in efficiency use of all resources of the organizations. Stages of the anti-recessionary program for the construction organizations, which will allow define bottlenecks in their activity and to develop stabilization actions, have been developed.

Текст научной работы на тему «Разработка этапов антикризисной программы строительной организации как основы стабилизации строительного сектора экономики России»

УДК 338.27

JEL L74

Баннова Светлана

Евгеньевна

доцент, ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», г. Самара, Российская Федерация e-mail: bse007@mail.ru

Визгалина Александра

Александровна

экономист по материально-техническому обеспечению, АО «Отрадненский газоперерабатывающий завод», г. Самара, Российская Федерация e-mail: aleksa.vizgalina.88@mail.ru

Bannova Svetlana

Associate professor, Samara state technical university, Samara, Russia e-mail: bse007@mail.ru

Vizgalina Aleksandra

Material support economist, JSC "Otradnoye Gas Processing Plant", Samara, Russia e-mail: aleksa.vizgalina.88@mail.ru

DOI 10.26425/1816-4277-2019-7-46-53

РАЗРАБОТКА ЭТАПОВ АНТИКРИЗИСНОЙ ПРОГРАММЫ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОСНОВЫ СТАБИЛИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Аннотация. Одной из задач, поставленных в Указе Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», является ежегодное улучшение жилищных условий. Заявленные цели указа ставят перед участниками инвестиционно-строительного комплекса задачи по адаптации к быстро изменяющимся условиям. Необходимо учитывать кризисное состояние многих строительных организаций. Исполнение указа возможно посредством разработки и реализации этапов антикризисной программы, основная цель которых сосредоточена в повышении эффективности использования всех ресурсов организаций. Разработаны этапы антикризисной программы для строительных организаций, которые позволят определять узкие места в их деятельности и разрабатывать стабилизационные мероприятия.

Ключевые слова: строительный сектор экономики, антикризисное управление, этапы антикризисной программы, кризисообразующие факторы, стабилизационные мероприятия.

Цитирование: Баннова С.Е., Визгалина А.А. Разработка этапов антикризисной программы строительной организации как основы стабилизации строительного сектора экономики России//Вестник университета. 2019. № 7. С. 46-53

DEVELOPMENT OF STAGES OF THE ANTI-RECESSIONARY PROGRAM OF THE CONSTRUCTION ORGANIZATION AS BASIS STABILIZATION OF THE CONSTRUCTION SECTOR OF THE RUSSIAN ECONOMY

Abstract. One of the tasks, set in the Decree of the President of 07.05.2018 № 204 "On the national purposes and strategic objectives for development of the Russian Federation until 2024" is annual improvement of living conditions. Stated purposes of the Decree of the President set to the decision for participants of an investment and construction complex of a task of adaptation to rapidly changing conditions. It is necessary to consider crisis state of many construction organizations. Performance of the Decree is possible by means of development and realization of stages of the anti-recessionary program, which main objective is concentrated in increase in efficiency use of all resources of the organizations. Stages of the anti-recessionary program for the construction organizations, which will allow define bottlenecks in their activity and to develop stabilization actions, have been developed.

Keywords: construction sector of economy, crisis management, stages of the anti-recessionary program, generating risk factors, stabilization measures.

For citation: Bannova S.E., Vizgalina A.A. Development of stages of the anti-recessionary program of the construction organization as basis stabilization of the construction sector of the Russian economy (2019) Vestnik universiteta, I. 7, pp. 46-53. doi: 10.26425/1816-4277-2019-7-46-53

К проблеме поиска путей выхода из социально-экономических кризисов Российской Федерации (далее - РФ) обращено внимание научно-исследовательских центров страны, по результатам работы которых разработана правительственная стратегия развития до 2024 г. [1]. В рамках указанной стратегии определены драйверы преодоления социально-экономических кризисов страны: сельское хозяйство, промышленность, строительство, розничная торговля и сфера платных услуг. Особое внимание уделено строительному сектору, создающему наибольший мультипликативный эффект за счет вовлечения большого количества смежных отраслей экономики страны для выполнения работ.

© Баннова С.Е., Визгалина А.А., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

Результаты функционирования строительного сектора экономики в 2018 г. отнесены в разряд неудовлетворительных в силу ряда внешних и внутренних кризисообразующих факторов. В число факторов входит высокий уровень налогов, сложность привлечения внешнего финансирования, неплатежеспособный спрос потребителей, высокий уровень конкуренции в отрасли, низкая квалификация персонала и пр. Внутренние факторы сосредоточены в финансовой неустойчивости и некредитоспособности строительных организаций, неэффективности использования предприятиями ресурсов.

С учетом негативных прогнозов на 2019 г. снижение влияния кризисообразующих факторов на функционирование строительных организаций возможно через стабилизацию финансово-экономического состояния организаций посредством внедрения этапов антикризисной программы. Этапы программы позволят выявить сильные и слабые стороны деятельности предприятия, разработать мероприятия по адаптации к изменяющимся условиям, что относит выбранную тему исследования в разряд актуальных.

Цель исследования состоит в обосновании необходимости внедрения антикризисной программы в организациях строительного сектора, которые выступают основой стабилизации финансово-экономического состояния предприятий, через разработку этапов данной программы.

К решению поставлены задачи:

1) провести анализ состояния строительного сектора страны и Самарской области за период 2014-2018 гг. с изучением тенденций с 2009 г.;

2) рассмотреть теоретические основы антикризисного управления в организациях;

3) разработать этапы антикризисной программы для организаций строительного сектора;

4) подробно описать последовательность практической реализации этапов антикризисной программы для организаций строительного сектора.

Экономическая и политическая нестабильность, вызванная последствиями волнообразных кризисов с 2009 г., послужила основой затяжного периода восстановления экономики России. Анализ динамики сгенерированного значения реального валового внутреннего продукта (далее - ВВП) РФ показывает его рост в 2009-2018 гг. с 38 807,2 до 103 626,6 млрд руб. Противоположная ситуация складывается с динамикой прироста показателя (рис. 1). В 2009 г. его снижение до -5,98 % является результатом мирового финансово-экономического кризиса, в то время как рост с 5,98 % до 30,18 % к 2011 г. обусловлен реализацией государственной программы антикризисных мер. В рамках данных мероприятий решены задачи по достижению независимости от импортных материалов и оборудования, поддержанию ведущих секторов экономики и стимулированию социально-экономического развития.

Общая положительная динамика ВВП РФ за период с 2011 по 2015 г. не подтверждается темпом роста, который снижается с 30,18% до 5,29%, отражая результаты второй волны мирового экономического кризиса. Для противодействия негативному влиянию внешних и внутренних факторов на экономику страны реализована стратегия социально-экономического развития. На текущий период проходит этап утверждения стратегии до 2036 г., которая предусматривает преодоление кризисов через развитие пяти секторов экономики: сельского хозяйства, промышленности, строительства, розничной торговли и сферы платных услуг.

Особое внимание уделяется строительной отрасли, в частности жилищному строительству, как генератору положительного мультипликативного эффекта. Результаты экспертов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования по моделированию мультипликативного эффекта для экономики от увеличения объемов жилищного строительства с 80 млн м2 до 120 млн м2 в год выявили формирование добавленной стоимости в размере 1,7 трлн руб. или 2,2 % от всей добавленной стоимости российской экономики [10].

Масштабность мультипликативного эффекта выявляется при сравнении данных прироста реального ВВП РФ и динамики движения жилищного фонда страны. Периоды увеличения прироста ВПП коррелируют с ростом объемов введенного в действие жилищного фонда [6]. Достижение указанного эффекта обусловлено взаимосвязью процесса строительства со смежными отраслями, а именно с обеспечением поставок материально-технических ресурсов (далее - МТР) и оборудования, производством строительных материалов, продукции металлургии, производством электроэнергии и тепла, газо- и водоснабжения, во-доотведения, а также машиностроительной продукции.

При понимании необходимости развития жилищного строительства в структуре строительного сектора созданы не равнозначные условия функционирования для строительных организаций. В рамках национальных

проектов существует ряд программ по поддержке дорожного и коммерческого строительства, обновления муниципального фонда (больницы, школы), в то время как для жилищного строительства вводится новая схема финансирования и снижается объем государственного финансирования на строительство жилой недвижимости.

35.00

30.00

О? 25.00

Ш

© Ч Рч о 20.00

1-Н Я с &

еэ с

га 5 2 15.00

О 8 и 3

а >> § 3 10.00

о. ^ ^ Он

о н о 5.00

& и

С 0.00

-5.00

-10.00

Источник: [10]

2020

Период, год

Рис. 1. Прирост реального ВВП РФ, в % к предыдущему периоду

При всей совокупности выше указанных факторов объем выполненных работ по виду деятельности «строительство» в 2018 г. по России возрос на 1,02 % и составил 7 586,52 млрд руб. Достижение данных показателей стало возможным за счет роста заказов на выполнение строительно-монтажных работ (далее - СМР) в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу и государственной поддержке национальных проектов дорожного и коммерческого строительства. Положительная тенденция на государственном уровне не поддерживается в большинстве регионов, что выявляет негативная динамика показателей объема выполненных работ в областях, среди которых Самарская область (в 2018 г. объем работ составил 151,48 млрд руб. (76,2 % от уровня 2017 г.)), Саратовская область (58,6 млрд руб. (97,71 % от уровня 2017 г.)), Пермский край (110,79 млрд руб. (91,50 % от уровня 2017 г.)) и пр. [7; 8; 9].

Проявлению негативной тенденции в регионах способствовала реализация совокупности внешних и внутренних кризисообразующих факторов. К внешним факторам отнесен высокий уровень налогов, рост стоимости строительных материалов и арендой ставки (стоимости приобретения) строительных машин и механизмов, высокий уровень конкуренции в строительной отрасли и сложность в привлечении внешнего финансирования. Внутренние кризисообразующие факторы сосредоточены в недостаточной финансовой устойчивости организаций, неэффективности использования располагаемыми ресурсами, малым процентом вовлечения в производственную деятельность инновационных материалов и оборудования, организации процесса производства [2].

Возрастание стоимости выполнения строительно-монтажных работ повлекло увеличение средней фактической стоимости строительства одного квадратного метра общей площади жилых помещений за период 20142018 гг. в РФ (с 39,447 до 41,291 тыс. руб.) и Приволжском федеральном округе (с 33,759 до 36,415 тыс. руб.). На территории Самарской области отмечается снижение до уровня 36,057 тыс. руб. (на 2014 г. - 36,138 тыс. руб.) по причине реализации крупных жилищных проектов эконом-сегмента (ЖК «Кошелев Проект», ЖК «Новая Самара», ЖК «Дом у Самолета», ЖК «Эко Град «Волгарь»» и пр.), а также сдачей объектов незавершенного строительства при поддержке Правительства региона [7].

В условиях удорожания всех видов ресурсов, используемых для выполнения строительно-монтажных работ, строительные организации вынуждены привлекать в качестве источников финансирования собственные финансовые ресурсы, а при их отсутствии искать внешние источники. Предоставлением займов строительному сектору занимаются финансово устойчивые кредитные организации, в числе которых ПАО «Сбербанк»,

АО «Альфа-Банк», АО «РоссельхозБанк», ПАО «Банк ВТБ». Предоставление внешнего финансирования строительных организаций осуществляется по направлениям контрактного кредитования:

- подрядных организаций (средняя ставка кредита - 19,89 %);

- текущей деятельности (18,89 %);

- проектов строительства коммерческой недвижимости (21,87 %);

- проектов строительства объектов жилой недвижимости (20,58 %) и пр.

При принятии банками решений, связанных с финансированием строительных организаций, к последним предъявляется ряд требований, в числе которых продолжительность функционирования на строительном рынке (более 3 лет), положительная кредитная история, уровень ликвидности, финансовой устойчивости, уровень риска банкротства [8; 9].

Сформированные внешней средой кризисообразующие факторы стали основой снижения заказов и платежеспособного спроса населения на строительную продукцию. По данным Росстата, за период с 2014 г. реальные доходы жителей России упали на 8,3 %, тем самым пролонгировав самый продолжительный период снижения уровня жизни населения с начала 1990-х гг. В условиях, когда население не способно обеспечить комфортное существование (увеличение стоимости «корзины продуктов» на 21,17 % за период 2014-2018 гг.), увеличение предложения на рынке жилья не будет поддержано платежеспособным спросом населения. Представленные процессы станут причиной очередного спада инвестиций в 2019 г, а также стагнации экономического подъема.

Выявленные внешние и внутренние кризисообразующие факторы не существуют по отдельности и их сочетание порождает кризисы различных масштабов как в отдельно взятой организации, так и во всей отрасли в целом. В данных условиях для строительных организаций становится жизненно необходимо эффективно использовать ограниченные ресурсы, что возможно через разработку и внедрение антикризисной программы.

С целью снижения негативного влияния кризисообразующих факторов на деятельность строительных организаций на государственном уровне решаются вопросы поддержания строительного сектора. Ключевым мероприятием правительства по поддержке строительного сектора следует считать поддержку и развитие института ипотечного кредитования, представляющего основу стимулирования спроса граждан на приобретение жилья. В рамках данного направления с 2009 по 2018 г. выделено более 560 млрд руб. на реализацию программ льготной ипотеки, что позволило увеличить объем выдаваемых ипотечных кредитов.

Все действия Правительства РФ направлены на стимулирование жилищного строительства и поддержку финансирования строительной отрасли, снижение количества остановленных строек, что позволило достичь положительных результатов. Так, в 2017 г. ввод в действие жилых домов достиг 95,4 % от уровня 2016 г., а в 2018 г. рост по данному показателю составил 2,1 % [10]. Разработан ряд мер, направленных на стабилизацию работы строительной отрасли через обеспечение строительных компаний заемным финансированием и поддержкой платежеспособного спроса населения с помощью создания на базе АО «Банк Дом.РФ» уполномоченного банка в сфере жилищного строительства. Реализация данного направления позволит аккумулировать большую часть финансовых ресурсов под контролем государства.

В рамках ежегодного послания Президента РФ Федеральному собранию в 2019 г. были представлены пути повышения социально-экономического состояния страны. Значимым для строительной отрасли пунктом стало заявленное президентом в адрес правительства и Центробанка указание по снижению ставок по ипотеке (до уровня 8,00 %) и установления льготной ставки по ипотеке (не более 6,00 %).

В прогнозе на 2019 г. ожидается усиление влияния кризисообразующих факторов внешней среды на деятельность строительных организаций. Основные из них представлены ростом налоговой нагрузки, повышением ставки рефинансирования и изменением схемы финансирования строительного процесса, предполагающей использование эскроу-счетов при реализации проектов жилищного строительства. Во исполнение Указа Президента от 7 мая 2018 г. № 204 в 2019 г. должны быть созданы экономические условия для увеличения объемов жилищного строительства через совершенствование механизма финансирования организаций строительного сектора [1].

Вышеперечисленные меры составляют основу поддержки строительной отрасли на уровне государства, призванные стабилизировать ее финансовое положение и сохранить инвестиции в отрасли. Однако на уровне отдельно взятой организации существуют проблемы эффективного управления располагаемых ресурсов и отслеживания слабых сигналов кризиса. Достижению данной цели служит внедрение элементов антикризисного управления,

включающего прогнозирование наступления кризисной ситуации и разработку антикризисных действий для обеспечения выхода организации из неблагоприятных условий функционирования.

Основная цель антикризисного управления строительными организациями состоит в разработке и реализации программы мероприятий, направленных на предотвращение практической реализации негативных ситуаций, обеспечения финансовой устойчивости компании и конкурентного положения на рынке при изменениях внешней и внутренней среды. Основа вывода организации из кризиса состоит в системной, организованной и скоординированной работе всего коллектива, которая возможна в соответствии с разработанными документами антикризисного управления - этапами антикризисной программы.

Под антикризисной программой понимается внутренний документ строительной организации специальным образом подготовленный, который содержит систематизировано изложенный перечень основных мероприятий, планируемых осуществить в пределах предприятия, его структурных подразделений и функциональных служб для достижения поставленной цели - вывода организации из кризисного состояния. Антикризисная программа строительной организации составляется в укрупненном виде и, при необходимости, для отдельных подразделений и функциональных служб.

На основе изученного материала антикризисного управления строительной организацией разработаны этапы антикризисной программы (рис. 2):

1) определение целей и задач этапов антикризисной программы организации;

2) комплексный анализ строительной организации;

3) выбор стратегии антикризисного развития, разработка стабилизационных мероприятий в рамках этапов антикризисной программы;

4) определение планируемых результатов реализации этапов антикризисной программы;

5) проведение стабилизационных мероприятий [2; 3; 4].

Составлено авторами по материалам [2; 3; 4; 5; 6]

Рис. 2. Этапы антикризисной программы строительной организации.

Рассмотрим более подробно разработанные этапы антикризисной программы для строительной организации.

Этап 1. Определение целей и задач этапов антикризисной программы строительной организации. Цель данного этапа выражается в необходимости привлечения руководителей и управляющего персонала к разработке системы целей и задач этапов антикризисной программы организации для улучшения внутрифирменной мотивации для вывода из кризисного состояния и на дальнейшее развитие компании.

Этап 2. Комплексный анализ строительной организации своей целью ставит определение состояния строительной организации для последующей разработки антикризисных мероприятий через реализацию последовательности шагов.

Шаг 1. Внутренний аудит определяет состояние организации по направлению производственной, финансовой и организационной составляющих. В силу особенностей функционирования инвестиционно-строительного комплекса проведение анализа отличается для организаций, выполняющих функции заказчика и подрядчика. Для проведения комплексного внутреннего аудита в данном исследовании предлагается рассмотреть диагностику для организаций, осуществляющих одновременно функции заказчика и подрядчика:

1) диагностика производственной составляющей деятельности, включающая анализ исполнения инвестиционной и производственной программ по срокам и объему финансирования, качества первоначальной проработки проектов и последующей периодичности корректировок, исполнение сроков и качества сдаваемых объемов работ (выявление процента брака, расчет экономического ущерба и пр.), исполнение договорных обязательств контрагентами по качеству и срокам поставляемых материально-технических ресурсов и оборудования. Рассчитываются показатели, характеризующие производственный процесс: коэффициент износа и годности основных производственных фондов, коэффициент обеспеченности материальными ресурсами (фактический и плановый), среднегодовая выработка, технологическая оснащенность производства, коэффициент использования технологических возможностей, уровень автоматизации и механизации;

2) диагностика финансовой составляющей деятельности, в состав которого входит анализ эффективности формирования источников финансирования проектов (внутренние и внешние ресурсы), качества проработки проектно-сметной документации, корректности применения сметных норм, исполнения бюджета по доходам и расходам (выявление причин недостижения плановых показателей), качества проработки составления проектно-сметной документации при участии в закупках, анализ своевременности и полноты осуществления расчетов с субподрядчиками и поставщиками. Рассчитываются показатели деловой активности (оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженностей, запасов, оборотных средств), ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, кредитоспособности;

3) диагностика организации оперативного управления и учета, к которому относится анализ качества организации производственного процесса (решение вопросов своевременности получения доступа к территории строительства и разрешительной документации), эффективности проведения закупочных процедур на поставку товаров, работ и услуг, организации процесса на строительной площадке. Рассчитываются показатели уровня ритмичности и синхронизации производства, равномерности потоков материалов, предельного уровня запасов, коэффициента сборности зданий и сооружений, ускорения оборачиваемости оборотных средств [2; 3].

Анализ банкротства проводится с использованием модели Альтмана и по методике оценки платежеспособности ПАО «Сбербанк». Проведение внутреннего аудита позволяет сформировать комплексное представление о состоянии строительной организации и выявить слабые сигналы кризисных ситуаций.

Шаг 2. Анализ внешней среды посредством методов и моделей стратегического анализа. Изучение и анализ факторов влияния внешней среды дает возможность выявления их положительного и негативного воздействия на функционирование строительной организации. Сопоставление полученных результатов внутреннего анализа, выраженного в понимании высшим менеджментом сильных и слабых сторон организации функционирования предприятия, с факторами внешней среды позволяет оценить возможности организации в изменяющихся условиях через снижение влияния кризисообразующих факторов [4; 8].

Для достижения данной цели в начале анализа внешней среды выявляется этап жизненного цикла компании с использованием модели роста Грейнера. Реализация PEST-анализа и SWOT-анализа направлена на выявление сильных и слабых сторон деятельности строительной компании, а также для оценки факторов влияния внешней среды на функционирование фирмы, как положительного, так и отрицательного характера. В совокупности полученные результаты формируют основу для построения карты рисков и разработки антикризисных мероприятий.

Шаг 3. Выявление факторов, обусловивших возникновение кризисной ситуации. На основе проведенного комплексного анализа финансово-экономического состояния строительной организации и построенной карты рисков проводится выявление кризисных ситуаций для последующей работы с ними.

Результаты исследований оформляются в виде соответствующих аналитических таблиц, на основе которых формулируются выводы и рекомендации для стабилизации финансово-экономического положения и последующего развития. Основной результат второго этапа выражается в углубленном знании о финансово-экономическом состоянии организации, снижении уровня неопределенности внешней и внутренней среды, выявлении точек роста и кризиса.

Этап 3. Разработка стабилизационных мероприятий в рамках этапов антикризисной программы строительной организации Цель данного этапа состоит в выборе стратегии антикризисного развития и определении стабилизационных мероприятий в рамках антикризисной программы в соответствии с результатами проведенного комплексного анализа.

Этап 4. Определение планируемых результатов реализации этапов антикризисной программы. Целью данного этапа является определение планируемых результатов мероприятий в соответствии с выбранной стратегией для последующего контроля исполнения антикризисной программы.

Этап 5. Проведение стабилизационных мероприятий. Данный этап своей целью ставит практическое исполнение антикризисной программы и последующий контроль за процессом реализации. Основной результат - своевременное изыскание отклонений, недочетов, негативных результатов и последующего внесения коррективов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конечным результатом реализации представленных этапов антикризисной программы строительной организации является разработка стабилизационных мероприятий, которые будут способствовать выводу предприятия из кризисного состояния, своевременного выявления слабых сигналов кризиса и принятия соответствующих мер по снижению их негативного воздействия. Реализация антикризисной программы позволит участникам инвестиционно-строительного комплекса своевременно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям, снижать воздействие внутренних проблемных вопросов функционирования через эффективное использование имеющихся ресурсов.

В соответствии с поставленной целью и задачами в статье последовательно раскрыты вопросы состояния строительного сектора страны и Самарской области в частности. Рассмотрены факторы внешней и внутренней среды строительных организаций, создающие кризисные условия функционирования. Отмечено, что для поддержания строительного сектора на государственном уровне принят ряд мер, представленных снижением ставки ипотечного кредитования, стимулированием платежеспособного спроса населения.

По результатам исследования отмечено, что для исполнения программы развития отрасли необходимо разрабатывать и внедрять антикризисную программу в строительных организациях. Приведена последовательность этапов программы для строительных организаций, подробно описана ее реализация. Отмечено, что внедрение этапов антикризисной программы позволит участникам инвестиционно-строительного комплекса своевременно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям, снижать воздействие внутренних проблемных вопросов функционирования через эффективное использование имеющихся ресурсов, тем самым выполнить задачи, поставленные в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. № 204 [1].

Библиографический список

1. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 г. № 204 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru (дата обращения: 14.05.2019).

2. Баннова, С. Е. и др. Основные факторы влияния на динамику эффективности деятельности строительной организации / С. Е. Баннова, А. А. Ларкина, А. А. Визгалина//Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Социально-гуманитарные и экономические науки: сб. статей. - Самара: Самарский государственный технический университет, 2018. - С. 223-227.

3. Баннова, С. Е. Разработка и практическое применение риск-ориентированной системы менеджмента на предприятиях Самарской области (на примере строительной компании) / С. Е. Баннова, А. А. Визгалина//Вестник магистратуры. -№ 3. - 2012. - С. 37-40.

4. Крышкин, О. В. Настольная книга по внутреннему аудиту. Риски и бизнес-процессы / О. В. Кошкин. - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 478 с.

5. Петровская, М. В. Риски в инвестиционно-строительном комплексе: теория и методология управления. - М.: Палеотип, 2007. - 176 с.

6. Ряховская, А. Н. и др. Риск-менеджмент - основа устойчивости бизнеса. Учебное пособие / А. Н. Ряховская, О. Г. Крюкова, М. О. Кузнецова. - М.: Магистр, 2018. - 256 с.

7. Министерство строительства Самарской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minstroy.samregion.ru/ (дата обращения: 17.05.2019).

8. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/ (дата обращения: 10.05.2019).

9. Официальный сайт Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://icss.ru/ (дата обращения: 12.05.2019).

10. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Самарской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://samarastat.gks.ru// (дата обращения: 15.05.2019).

References

1. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii "O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2024 goda" ot 07.05.2018 g. № 204 [Decree of the Russian President "About the national purposes and strategic problems of development of the Russian Federation until 2024" dated May 7, 2018 № 204]. Available at: https://www.garant. ru (accessed 14.05.2019).

2. Bannova S. E., Vizgalina A. A., Larkina A. A. Osnovnye faktory vliyaniya na dinamiku effektivnosti deyatel'nosti stroitel'noi

organizatsii [Majorfactors of influence on dynamics of efficiency of activity of the construction organization]. Traditsii i innovatsii v stroitel'stve i arkhitekture. Sotsial'no-gumanitarnye i ekonomicheskie nauki: sb. statei [Traditions and innovations in construction and architecture. Socio-humanitarian and economic sciences: col. of articles]. Samara: Samarskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet, 2018. Pp. 223-227.

3. Bannova S. E., Vizgalina A. A. Razrabotka i prakticheskoe primenenie risk-orientirovannoi sistemy menedzhmenta na pred-priyatiyakh Samarskoi oblasti (na primere stroitel'noi kompanii) [Development and practical application risk - the focused system of management at the enterprises of the Samara region (on the example of construction company)]. Vestnik magistratury [Messenger of a magistracy], 2012, I. 3, pp. 37-40.

4. Kryshkin O. V. Nastol'naya kniga po vnutrennemu auditu. Riski i biznes-protsessy [The reference book on internal audit. Risks and business processes]. M.: Alpina Pablisher, 2019. 478 p.

5. Petrovskaya M. V. Riski v investitsionno-stroitel'nom komplekse: teoriya i metodologiya upravleniya [Risks in an investment and construction complex: theory and methodology of management.]. M.: Paleotip, 2007. 176 p.

6. Ryakhovskaya A. N., Kryukova O. G., Kuznetsova M. O. Risk-menedzhment - osnova ustoichivosti biznesa. Uchebnoe posobie [Risk management - a basis of stability of business. Manual]. M.: Master, 2018. 256 p.

7. Ministerstvo stroitel'stva Samarskoi oblasti [Ministry of construction of the Samara region]. Available at: http://minstroy. samregion.ru/ (accessed 17.05.2019).

8. Ofitsial'nyi sait Banka Rossii [Official site of the Bank of Russia]. Available at: https://www.cbr.ru/ (accessed 10.05.2019).

9. Ofitsial'nyi sait Instituta kompleksnykh strategicheskikh issledovanii (IKSI) [Official site Institute of Complex Strategic Researches (ICSR)]. Available at: https://icss.ru/ (accessed 12.05.2019).

10. TerritoriaTnyi organ Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki po Samarskoi oblasti [Territorial authority of Federal State Statistics Service in the Samara region]. Available at: http://samarastat.gks.ru// (accessed 15.05.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.