Научная статья на тему 'Разработка электронного образовательного ресурса в модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде как средства саморазвития личности'

Разработка электронного образовательного ресурса в модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде как средства саморазвития личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Первезенцева Э. А.

В статье представлена модель самостоятельного обучения в условиях применения информационных и коммуникационных технологий, а именно разработка и особенности внедрения электронного образовательного ресурса, созданного средствами МООДУС (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда), в процесс самообучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Первезенцева Э. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of e-learning resource in module objective-oriented dynamic educational environment as a personality self-establishment means

The research works out the model of self-dependent education for the time using informational and communication technologies. Didactic particularities of using e-learning resource by Moodle in the process of self-dependent education were determined. That result will be used in high school Omsk institute of law.

Текст научной работы на тему «Разработка электронного образовательного ресурса в модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде как средства саморазвития личности»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

УДК 37 001 89 Э. А. ПЕРВЕЗЕНЦЕВА

Омский государственный педагогический университет

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА В МОДУЛЬНОЙ ОБЪЕКТНООРИЕНТИРОВАННОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ УЧЕБНОЙ СРЕДЕ КАК СРЕДСТВА САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье представлена модель самостоятельного обучения в условиях применения информационных и коммуникационных технологий, а именно разработка и особенности внедрения электронного образовательного ресурса, созданного средствами МООДУС (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда), в процесс самообучения.

Одна из главных тенденций развития системы образования в России — создание единой образовательной среды — должна опираться на конкретные информационные системы, поддерживающие концепцию открытого непрерывного образования.

Главные задачи открытого образования: повышение качества современного образования; преодоление прагматической ориентации на изучаемые дисциплины в ущерб развитию личности учащегося; обеспечение доступности образования.

Система открытого образования основывается на следующих принципах: формирование единого образовательного пространства; доступность образования

любого уровня; равные возможности в получении образования; использование всех достижений цивилизации, а именно информационных и коммуникационных технологий.

На современном этапе развития системы образования во многих странах делается упор на усиление самостоятельного и индивидуализированного обучения. Самостоятельное обучение основывается на передовых педагогических и информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ). Роль учителя при этом видоизменяется в роль организатора самостоятельной познавательной деятельности учащегося и поставщика задач. Возможными формами обучения

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)

становятся: заочное обучение, дистанционное обучение, традиционное обучение с элементами самостоятельной работы, самостоятельное обучение.

Сценарий заочного, дистанционного и самостоятельного обучения с использованием ИКТ предполагает такую организацию обучения, при которой обучающийся после запроса в соответствующее образовательное учреждение получает доступ к дидактикометодическому обеспечению по интересующей его области знаний, которое затем самостоятельно осваивает. Взаимодействие участников образовательного процесса осуществляется с помощью современных видов связи (телефон, электронная почта, Интернет и т.д.), что является необходимым условием для организации данной формы обучения. ИКТ в очном обучении обеспечивает осуществление самостоятельной познавательной деятельности: получение дополнительной теоретической информации, необходимой для выполнения факультативных или обязательных творческих работ, выполнение практических заданий.

При организации электронного образовательного ресурса (ЭОР) средствами МООДУС предполагается, что курс может быть организован полностью в сети. Внедрение электронного образовательного ресурса в процесс самостоятельного обучения должно основываться на следующих принципах: обеспечение открытости и непрерывности процесса самообразования; обеспечение единства способов доступа к образовательным ресурсам; соответствие принципам развития электронного обучения (e-learning); обеспечение принципа доступности образования; интеграция в окружающую (существующую) образовательную среду; направленность на самостоятельную работу; обеспечение авторских прав.

Целью предпринятой опытно-экспериментальной работы является создание системы научно-педагогической и учебно-методической подготовки образовательного воспитательного процесса самостоятельного обучения. Наиболее актуальным для данного исследования стало создание ЭОР, внедрение его в процесс самостоятельного обучения, с целью развития самостоятельного мышления, навыков СПТД и самоконтроля.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

1. Организация процесса самостоятельного обучения с применением ЭОР.

2. Разработка структуры учебно-методического комплекса (УМК) для самостоятельного обучения с применением ЭОР.

3. Организация совместной работы методистов, преподавателей предметников, программистов для разработки УМК и его реализации.

4. Разработка ЭОР в среде МООДУС.

5. Организация и проведение экспериментального обучения.

Цели и задачи определили направления работы. Первое направление — образовательная поддержка всех желающих пройти курс самостоятельного обучения в условиях применения ИКТ. Второе — создание ЭОР на образовательном портале НОУ ВПО «Омский юридический институт» (ОмЮИ) и организация с его помощью процесса самостоятельного обучения.

Задачей самостоятельного обучения является саморазвитие личности, получение знаний, умений и навыков, необходимых современному человеку для успешного функционирования в современном мире. Наметилась тенденция создания информационнопрограммных средств и сред поддержки различных видов обучения (профильного, дополнительного,

самостоятельного и т.д.). Имеют место попытки его централизации (разработки ФЦИОР — ЭОР для школ, различные виды дистанционных курсов, дистанционное заочное обучение в вузах и т.д.). В связи со стремлением российской системы образования соответствовать требованиям системы европейского образования (Болонский процесс) на первый план выходит необходимость разработки учебно-методического и информационного программного обеспечения для успешной реализации процесса самостоятельного обучения.

Опытно-экспериментальная работа по реализации самостоятельного обучения в условиях применения ЭОР предполагает: создание ЭОР для обучения все желающих заниматься саморазвитием и самообразованием, авторами которого являются преподаватели и методисты, аспиранты; разработка организационных основ использования самостоятельного обучения, внедрение его в систему обучения в вузе; разработка структуры УМК и методики самостоятельного обучения с использованием ЭОР; обеспечение самостоятельного обучения всех желающих с использованием ИКТ. Организация самостоятельного обучения в условиях применения ЭОР основывается на модели, представленной на рис.1.

Второе направление опытно-экспериментальной работы заключается в создании ЭОР на базе образовательного портала ОмЮИ, что должно способствовать развитию самого портала, реализации принципов системы открытого непрерывного образования, образовательной поддержке самостоятельного обучения и методической поддержке педагогической деятельности преподавателей.

Возможности, открывающиеся в результате создания ЭОР и внедрения его в процесс самостоятельного обучения: обеспечение принципа индивидуализированного и самостоятельного обучения; предоставление открытого во времени и пространстве дистанционного доступа к информационным ресурсам; обобщение и структурирование традиционных учебно-методических ресурсов в электронную форму; организация коммуникации между участниками учебного процесса, обратной связи; автоматическое сохранение статистики обучения; повышение активности, положительной мотивации к познавательной деятельности за счет применения эвристических методов в обучении.

Электронный образовательный ресурс — это учебно-методический комплекс, включающий учебный процесс по определенной дисциплине и модульную объектно-ориентированную динамическую учебную среду (МООДУС, англ.МссШе).

Реализация представленной модели обеспечивает самостоятельное обучение в условиях повышенной мотивации к самостоятельной познавательной деятельности, что соответствует доминирующей тенденции в развитии системы современного образования. Разработанная нами модель самостоятельного обучения в условиях применения ИКТ имеет в своей основе учебно-методический комплекс:

1. Информационные и аттестационные материалы: теоретический материал по курсу «Основы менеджмента» для высших учебных заведений; практические задания разного уровня сложности и эвристического характера; предварительный, промежуточный и итоговый контроль успеваемости по курсу.

2. Методические рекомендации для преподавателей и учащихся.

3. Реализацию обратной связи: возможность обратной связи с преподавателем; возможность комму-

Рис. 1. Модель самостоятельного обучения в условиях применения ЭОР1

никации с другими учащимися по данному курсу.

4. Активно-деятельностные формы усвоения материала.

Помимо этого данная модель учитывает также особенности системы самостоятельного обучения, требования к ЭОР, этапы обучения, самостоятельную познавательную творческую деятельность.

Этапы обучения. Подготовительный этап — вводное занятие, на котором будущие слушатели курса обучаются навыкам работы в МООДУС. Основной этап — самостоятельное изучение и освоение учащи-

мися учебного материала, выполнение заданий для самоконтроля. Заключительный этап — проведение итогового контроля (тест или творческая работа).

Самостоятельное обучение в условиях применения ИКТ предполагает активную познавательную деятельность студентов, т.к. основывается на использовании методов и приемов обучения, развивающих самостоятельное мышление и навыки самостоятельной познавательной деятельности и самоконтроля. Усвоение и обобщение готовых знаний становиться не целью, а одним из вспомогательных средств развития мыш-

1 СО — самостоятельное обучение; ЗО — заочное обучение; ДО — дистанционное обучение; СПТД — самостоятельная познавательная творческая деятельность.

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)

ления, поэтому он должен научиться самостоятельно, с помощью различных способов познавательной деятельности, приобретать знания, пользуясь самыми разнообразными источниками информации. При этом приобретение знаний должно носить активный характер, чему способствует применение методов эвристического обучения.

Представленная модель самостоятельного обучения с использованием ЭОР основывается на сочетании дистанционной и очной формы обучения, что выражается в следующем: работа может вестись на удаленном личном компьютере студента через Интернет или в здании образовательного учреждения на локальном сервере, где размещена МООДУС. В последнем случае учащийся имеет возможность непосредственного контакта с преподавателем для консультаций. Преимущества ЭОР, необходимые для широкого внедрения и эффективного использования в учебном процессе за счет развития активно-деятельных форм обучения, открывают перспективы реализации новых образовательных технологий, новых форм аудиторной и самостоятельной учебной работы.

Организация процесса самостоятельного обучения в условиях применения ИКТ будет способствовать развитию самостоятельного мышления, навыков СПТД и самоконтроля. Также этот опыт поможет тем преподавателям, которые настроены использовать в своей профессиональной деятельности ИКТ для повышения мотивации учащихся, облегчения своей работы с помощью выхода на новый руководящий уровень — координатора знаний. Внедрение ЭОР в

процесс обучения предоставляет неограниченные возможности для дистанционного обучения, для использования элементов самостоятельной работы, организованной средствами ИКТ, в очном традиционном образовании.

Библиографический список

1. Илькевич Б.В. Компьютерные обучающие программы на иностранном языке как средство формирования мотивационной сферы курсантов в процессе преподавания специальных дисциплин [ электр. рес-с ]: Дис. канд. пед. наук: 20.01.06. - М.: РГБ, 2003.

2. Образцов П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения / Орловский государственный технический университет. — Орел, 2000. — 145 с.

3. Скибицкий Э.Г. Теория и практика проектирования и применения в учебном процессе целостных компьютеризированных курсов : Дис... д-ра пед. н. — Новосибирск, 1996.

4. Фарукшина Ф.Г. Развитие творческого мышления будущего учителя при компьютерном обучении. — Казань, 2002 [электр. рес-с] : Дис....канд.пед.наук : 13.00.01. — М.: РГБ, 2003.

ПЕРВЕЗЕНЦЕВА Эвелина Александровна, соискатель кафедры новых информационных и коммуникационных технологий в образовании.

Дата поступления статьи в редакцию: 12.05.2008 г.

© Первезенцева Э.А.

УДК 378.02:372.8:330(574+4/6) М. Е. ИСИН

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В КАЗАХСТАНЕ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ____________________________

Статья представляет собой сравнительный анализ обучения математическим дисциплинам будущих экономистов в Казахстане и зарубежных странах. Для рационального построения процесса обучения математическим дисциплинам сделаны необходимые выводы.

Адаптация системы высшего образования в Казахстане, в том числе и экономического, к условиям рыночной экономики и ее интеграция в мировое образовательное пространство являются основными причинами обращения к зарубежному опыту обучения математическим дисциплинам будущих экономистов. Осмысление зарубежного опыта обучения математическим дисциплинам студентов-эко-

номистов позволит понять сложившиеся в условиях рыночной экономики методические системы обучения математическим дисциплинам в экономических вузах Казахстана, выработать эффективные пути их совершенствования и реализовать результаты исследования в учебном процессе. Таким образом, изучение зарубежного опыта является актуальным с точки зрения возможности его использования в совер-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.