УДК 372.857
Фадеева Е.А.
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт - филиал
Российский государственный профессионально-педагогический университет (Нижний Тагил, Россия)
РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ НА ПРИРОДУ У УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ
Аннотация: в работе был проведен анализ литературы и разработана экскурсия.
Ключевые слова: экскурсия, методика проведения, урок, младшие подростки.
Развитие мира в наше время происходит со стремительной скоростью. Человечество оказалось перед новыми глобальными проблемами, среди которых особое значение имеют вопросы экологии. Они оказывают влияние на экономическую сферу, политическую, здоровье населения, а также на культуру, мораль и мировоззрение. В условиях современного мира, воспитание человека, имеющего целостный взгляд на окружающую среду, обладающего правильным экологическим мышлением и осознающим место человека на планете Земля [1, с. 120-131]. Ценность биологического и другого естественнонаучного образования, для развития мышления, патриотического, нравственного, этического воспитания, была отмечена еще в восемнадцатом и девятнадцатом веках известными педагогами [5, с. 43]. Экологическое образование и воспитание подрастающего поколения, и на сегодняшний день является актуальной задачей современной школы.
Одной из проблем сегодня, с которыми часто сталкивается педагог, преподающий биологию, является обособленность детей от природы в связи с чрезмерным развитием технологий и высоким темпом роста городов.
Экскурсии в природу - занимательная форма взаимодействия учителя с классом, позволяющая ознакомить учащихся с видовым разнообразием, разглядеть сложные природные связи, а также решить ряд воспитательных задач, таких как: ценностное отношение к природе, развитие активной жизненной позиции личности, формирование трудовых навыков, воспитание эстетического чувства и другие [3, с. 11]. Экскурсия в природу позволяет ребенку удовлетворить любопытство к окружающему миру, пообщаться со сверстниками и природой, учиться самостоятельно добывать информацию и провести время в активной деятельности [2, с. 26].
Экскурсии в природу проводятся достаточно редко, потому что многие преподаватели сталкиваются с проблемами подготовки экскурсии. К тому же, оказывает влияние продолжительное отсутствие внимания методистов к методике проведения и подготовки экскурсии в природу [4, с. 39-45]. Однако, методически правильно организованные, хорошо составленные и проведенные экскурсии, позволяют детям, расширить кругозор, углубить и закрепить полученные на уроках биологии знания, превращая их в убеждения, в связи с этим была сформулирована цель: разработка экскурсии для учащихся 5 класса.
Тема: «Многообразие живых организмов».
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма урока: экскурсия.
Оборудование: тетрадь, блокнот, карандаш, ручка, фотоаппарат.
Цель: Познакомить учащихся с многообразием живых организмов.
Задачи:
1. Конкретизировать знания учащихся о живых организмах, полученные на уроке,
2. Совершенствовать навык коммуникации,
3. Содействовать формированию умений: наблюдать, сравнивать, анализировать,
4. Воспитывать бережное отношение к природе,
5. Способствовать развитию интереса к предмету. Методы:
1. Словесные - беседа, рассказ,
2. Наглядные - демонстрация натуральных объектов.
Таблица 1. Ход урока.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Мотивация к Включение в Подготовка Личностные:
учебной деловой ритм класса к работе самоопределение
деятельности Регулятивные:
целеполагание
Коммуникати:
планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками
2. Актуализация знаний Вы изучили предмет «Окружающий мир» в начальной школе. Сегодня еще раз убедимся, как многообразен мир живых организмов, как велико их значение в природе и какую роль они играют в жизни человека Учащиеся слушают информацию Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог
3. Объяснение Ознакомление Слушают Познавательные:
плана работы учащихся с информацию, формирование
на уроке. особенностями участвуют в понятия об уроке-
Знакомство с работы во время обсуждении экскурсии
техникой экскурсии, с формой Отвечают на Коммуникативные:
безопасности. отчета по экскурсии вопрос учителя умение слушать
других людей
4. Экскурсия Работа с объектами Наблюдение за Познавательные:
живой и неживой объектами знакомство с
природы живой и видовым
Рассказ о неживой разнообразием
наблюдаемых природы. живых организмов
объектах Фиксирование Коммуникативные:
основной формировать умения
информации о слушать и понимать
наблюдаемых речь других людей
объектах
Слушают
учителя
5. Итог урока Что нового узнали? Делятся Коммуникативные:
(рефлексия) Озвучивание впечатлениями умение участвовать
домашнего задания. Запись в общем обсуждении
Составить отчет о домашнего
пройденной задания
экскурсии
Экскурсия является важной составляющей учебного процесса. На экскурсии учащиеся могут непосредственно наблюдать за объектами, процессами и явлениями, что позволяет лучше усвоить, пройденную на уроках, информацию, так же развивается познавательная активность школьников.
На экскурсии в природу дается возможность изучать живые организмы в естественной среде обитания. На экскурсии можно увидеть особенности приспособления организмов к среде обитания, что помогает особенно ярко увидеть связь организма с окружающим миром. Экскурсии придают уроку биологии краеведческое направление. Они расширяют кругозор, способствуют формированию наблюдательности, аналитического мышления, самостоятельности и других навыков, также помогают овладеть биологическими, географическими и экологическими знаниям. Помогают воспитывать бережное отношение к природе и повышают интерес к предмету.
Включение экскурсий в учебный план позволяет установить связь между их содержанием и пройденным ранее материалом на уроках. Полученные во время экскурсии знания могут широко применяются в дальнейшее на разных уроках и внеклассных мероприятиях.
В рамках изучения темы «Многообразие живых организмов» целесообразно проводить экскурсию в природу. Так как на примере живых объектов наблюдения учащиеся смогут, наглядно и подробно, познакомится с особенностями живых организмов.
Был разработан план экскурсии в лес, которая может быть использована при проведении уроков биологии на открытом воздухе, знакомства с живыми организмами, с осенними явлениями в жизни растений, а также в качестве знакомства с видовым разнообразием, которое наиболее часто встречается в повседневной жизни. Целевая аудитория экскурсии 5 класс.
Внедрение экскурсий по биологии является важным моментом в образовательном процессе. При помощи экскурсии: улучшается количество и качество знаний, появляется интерес к предмету, воспитывается бережное отношение к природе и развиваются практические навыки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Верзилин М.Н. Общая методика преподавания биологии / М.Н. Верзилин, В. М. Корсунская. - М.: Просвещение, 1976. - С. 259-260;
2. Герд, В.А. Экскурсионное дело / В.А. Герд. - М.: Госиздат, 1928. - С. 26;
3. Райков, Б.Е. Методика и техника экскурсий / Б.Е. Райков. - М.: Госиздат, 1930. - С. 11;
4. Сичинава В.А. Экскурсионная работа: (Из опыта). Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2011. - С. 96;
5. Тоушкина А.Ф. Структура учебной экскурсии и методика её проведения при изучении дисциплины «Биология зверей и птиц» // Сборник трудов конференции. - 2018. - С. 226-232
Fadeeva E.A.
Russian State Vocational and Pedagogical University (Nizhny Tagil, Russia)
EXCURSION DEVELOPMENT OUTDOORS FOR 5TH CLASS STUDENTS
Abstract: the work analyzed the literature and developed an excursion. Keywords: excursion, methodology, lesson, younger teenagers.