Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ НА ПРИРОДУ У УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ'

РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ НА ПРИРОДУ У УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
экскурсия / методика проведения / урок / младшие подростки / excursion / methodology / lesson / younger teenagers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фадеева Е.А.

В работе был проведен анализ литературы и разработана экскурсия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXCURSION DEVELOPMENT OUTDOORS FOR 5TH CLASS STUDENTS

The work analyzed the literature and developed an excursion.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ НА ПРИРОДУ У УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ»

УДК 372.857

Фадеева Е.А.

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт - филиал

Российский государственный профессионально-педагогический университет (Нижний Тагил, Россия)

РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ НА ПРИРОДУ У УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ

Аннотация: в работе был проведен анализ литературы и разработана экскурсия.

Ключевые слова: экскурсия, методика проведения, урок, младшие подростки.

Развитие мира в наше время происходит со стремительной скоростью. Человечество оказалось перед новыми глобальными проблемами, среди которых особое значение имеют вопросы экологии. Они оказывают влияние на экономическую сферу, политическую, здоровье населения, а также на культуру, мораль и мировоззрение. В условиях современного мира, воспитание человека, имеющего целостный взгляд на окружающую среду, обладающего правильным экологическим мышлением и осознающим место человека на планете Земля [1, с. 120-131]. Ценность биологического и другого естественнонаучного образования, для развития мышления, патриотического, нравственного, этического воспитания, была отмечена еще в восемнадцатом и девятнадцатом веках известными педагогами [5, с. 43]. Экологическое образование и воспитание подрастающего поколения, и на сегодняшний день является актуальной задачей современной школы.

Одной из проблем сегодня, с которыми часто сталкивается педагог, преподающий биологию, является обособленность детей от природы в связи с чрезмерным развитием технологий и высоким темпом роста городов.

Экскурсии в природу - занимательная форма взаимодействия учителя с классом, позволяющая ознакомить учащихся с видовым разнообразием, разглядеть сложные природные связи, а также решить ряд воспитательных задач, таких как: ценностное отношение к природе, развитие активной жизненной позиции личности, формирование трудовых навыков, воспитание эстетического чувства и другие [3, с. 11]. Экскурсия в природу позволяет ребенку удовлетворить любопытство к окружающему миру, пообщаться со сверстниками и природой, учиться самостоятельно добывать информацию и провести время в активной деятельности [2, с. 26].

Экскурсии в природу проводятся достаточно редко, потому что многие преподаватели сталкиваются с проблемами подготовки экскурсии. К тому же, оказывает влияние продолжительное отсутствие внимания методистов к методике проведения и подготовки экскурсии в природу [4, с. 39-45]. Однако, методически правильно организованные, хорошо составленные и проведенные экскурсии, позволяют детям, расширить кругозор, углубить и закрепить полученные на уроках биологии знания, превращая их в убеждения, в связи с этим была сформулирована цель: разработка экскурсии для учащихся 5 класса.

Тема: «Многообразие живых организмов».

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: экскурсия.

Оборудование: тетрадь, блокнот, карандаш, ручка, фотоаппарат.

Цель: Познакомить учащихся с многообразием живых организмов.

Задачи:

1. Конкретизировать знания учащихся о живых организмах, полученные на уроке,

2. Совершенствовать навык коммуникации,

3. Содействовать формированию умений: наблюдать, сравнивать, анализировать,

4. Воспитывать бережное отношение к природе,

5. Способствовать развитию интереса к предмету. Методы:

1. Словесные - беседа, рассказ,

2. Наглядные - демонстрация натуральных объектов.

Таблица 1. Ход урока.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД

1.Мотивация к Включение в Подготовка Личностные:

учебной деловой ритм класса к работе самоопределение

деятельности Регулятивные:

целеполагание

Коммуникати:

планирование

учебного

сотрудничества с

учителем и

сверстниками

2. Актуализация знаний Вы изучили предмет «Окружающий мир» в начальной школе. Сегодня еще раз убедимся, как многообразен мир живых организмов, как велико их значение в природе и какую роль они играют в жизни человека Учащиеся слушают информацию Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог

3. Объяснение Ознакомление Слушают Познавательные:

плана работы учащихся с информацию, формирование

на уроке. особенностями участвуют в понятия об уроке-

Знакомство с работы во время обсуждении экскурсии

техникой экскурсии, с формой Отвечают на Коммуникативные:

безопасности. отчета по экскурсии вопрос учителя умение слушать

других людей

4. Экскурсия Работа с объектами Наблюдение за Познавательные:

живой и неживой объектами знакомство с

природы живой и видовым

Рассказ о неживой разнообразием

наблюдаемых природы. живых организмов

объектах Фиксирование Коммуникативные:

основной формировать умения

информации о слушать и понимать

наблюдаемых речь других людей

объектах

Слушают

учителя

5. Итог урока Что нового узнали? Делятся Коммуникативные:

(рефлексия) Озвучивание впечатлениями умение участвовать

домашнего задания. Запись в общем обсуждении

Составить отчет о домашнего

пройденной задания

экскурсии

Экскурсия является важной составляющей учебного процесса. На экскурсии учащиеся могут непосредственно наблюдать за объектами, процессами и явлениями, что позволяет лучше усвоить, пройденную на уроках, информацию, так же развивается познавательная активность школьников.

На экскурсии в природу дается возможность изучать живые организмы в естественной среде обитания. На экскурсии можно увидеть особенности приспособления организмов к среде обитания, что помогает особенно ярко увидеть связь организма с окружающим миром. Экскурсии придают уроку биологии краеведческое направление. Они расширяют кругозор, способствуют формированию наблюдательности, аналитического мышления, самостоятельности и других навыков, также помогают овладеть биологическими, географическими и экологическими знаниям. Помогают воспитывать бережное отношение к природе и повышают интерес к предмету.

Включение экскурсий в учебный план позволяет установить связь между их содержанием и пройденным ранее материалом на уроках. Полученные во время экскурсии знания могут широко применяются в дальнейшее на разных уроках и внеклассных мероприятиях.

В рамках изучения темы «Многообразие живых организмов» целесообразно проводить экскурсию в природу. Так как на примере живых объектов наблюдения учащиеся смогут, наглядно и подробно, познакомится с особенностями живых организмов.

Был разработан план экскурсии в лес, которая может быть использована при проведении уроков биологии на открытом воздухе, знакомства с живыми организмами, с осенними явлениями в жизни растений, а также в качестве знакомства с видовым разнообразием, которое наиболее часто встречается в повседневной жизни. Целевая аудитория экскурсии 5 класс.

Внедрение экскурсий по биологии является важным моментом в образовательном процессе. При помощи экскурсии: улучшается количество и качество знаний, появляется интерес к предмету, воспитывается бережное отношение к природе и развиваются практические навыки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Верзилин М.Н. Общая методика преподавания биологии / М.Н. Верзилин, В. М. Корсунская. - М.: Просвещение, 1976. - С. 259-260;

2. Герд, В.А. Экскурсионное дело / В.А. Герд. - М.: Госиздат, 1928. - С. 26;

3. Райков, Б.Е. Методика и техника экскурсий / Б.Е. Райков. - М.: Госиздат, 1930. - С. 11;

4. Сичинава В.А. Экскурсионная работа: (Из опыта). Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2011. - С. 96;

5. Тоушкина А.Ф. Структура учебной экскурсии и методика её проведения при изучении дисциплины «Биология зверей и птиц» // Сборник трудов конференции. - 2018. - С. 226-232

Fadeeva E.A.

Russian State Vocational and Pedagogical University (Nizhny Tagil, Russia)

EXCURSION DEVELOPMENT OUTDOORS FOR 5TH CLASS STUDENTS

Abstract: the work analyzed the literature and developed an excursion. Keywords: excursion, methodology, lesson, younger teenagers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.