Научная статья на тему 'Разработка экскурсии для старшеклассников по теме "История высшего образования в Нижнем Новгороде"'

Разработка экскурсии для старшеклассников по теме "История высшего образования в Нижнем Новгороде" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЕНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ЭКСКУРСИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ / ИСТОРИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумов А.В., Алехина Ю.Е.

В статье дается описание экскурсии для школьников старшего звена, посвященной истории становления и развития высшего образования в Нижнем Новгороде. Экскурсия разработана с целью включения в профориентационные программы школ Нижнего Новгорода и области, а также ближайших регионов. Цель представить основные вузы города в увлекательной форме живого рассказа с погружением в историю, с применением архивного иллюстративного материала и рассказов о людях, учившихся и работавших в данных вузах. Результатом экскурсии должно быть формирование у детей понимания широкого масштаба возможностей, которые предоставляют региональные вузы, чувства гордости за историю родного края и заинтересованности в дальнейшем посещении того или иного вуза для более детального ознакомления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка экскурсии для старшеклассников по теме "История высшего образования в Нижнем Новгороде"»

естественные силы природы - значит прибрести навыки экологически целесообразного поведения и принципов отношения Человек и Природа.

Рекомендую педагогам во время своих мероприятий формировать у обучающихся нравственное отношение к природе. Все это должно раскрываться на ярких примерах, эмоционально поданных, которые задели бы за живое, взволновали подростка. Здесь важно не только количество фактов, но главное - научить делать выводы из этого увиденного. Важная роль в экологическом образовании и воспитании учащихся принадлежит педагогам дополнительного образования, имеющим базовое экологическое или педагогическое образование.

В своей работе я также осветил некоторые исторические предпосылки природоохранного движения в республике. Изложен большой опыт работы по проведению различных природоохранных акций, праздников, соревнований, слетов юных экологов, полевых экологических школ, лагерей в городе и республике. Организация и проведение эколого-краеведческих, поисково-исследовательских путешествий, походов, олимпиад и конкурсов, конференций.

В наши дни, когда возникли многочисленные проблемы перед школами и учреждениями дополнительного образования, особенно остро обозначилось проблема воспитания, и прежде всего экологического воспитания.

А. В. Наумов, Ю. Е. Алехина

РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПО ТЕМЕ «ИСТОРИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ»

В статье дается описание экскурсии для школьников старшего звена, посвященной истории становления и развития высшего образования в Нижнем Новгороде. Экскурсия разработана с целью включения в профориентационные программы школ Нижнего Новгорода и области, а также ближайших регионов. Цель - представить основные вузы города в увлекательной форме живого рассказа с погружением в историю, с применением архивного иллюстративного материала и рассказов о людях, учившихся и работавших в данных вузах. Результатом экскурсии должно быть формирование у детей понимания широкого масштаба возможностей, которые предоставляют региональные вузы, чувства гордости за историю родного края и заинтересованности в дальнейшем посещении того или иного вуза для более детального ознакомления.

Ключевые слова: краеведение, профориентация, экскурсии для школьников, история высшего образования.

Под профессиональной ориентацией в отечественной педагогике понимают систему научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии (с учётом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве [1].

В «Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» дано следующее определение: «профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о

© Наумов А. В., Алехина Ю. Е., 2018

профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда» [2].

Как видно, оба эти определения говорят о подготовке к профессиональной деятельности молодежи, подрастающего поколения. И хотя в документах международных организаций можно встретить трактовки профессиональной ориентации как процесса, направленного на оказание помощи людям любого возраста, в данной статье мы будем опираться на приведенные выше определения.

Из практики сотрудничества школ и вузов следует, что каждый вуз имеет свою профориентационную программу, ведет свою, обособленную деятельность по ознакомлению старшеклассников и их родителей с представленными специальностями. Мы предлагаем систематизированный, межвузовский подход, который направлен на комплексное знакомство школьников с возможностями вузов конкретного региона (Нижегородская область).

Авторами разработана экскурсия по центральным улицам Нижнего Новгорода, на которых расположены корпуса основных и старейших вузов города. Формат экскурсии - пешая прогулка - предполагает большую заинтересованность и вовлеченность школьников по сравнению с визитом представителей вузов в школы или посещения Дня открытых дверей (что не отрицает важность и необходимость данных мероприятий для получения детальной информации о вузе). Материал выстраивается таким образом, что экскурсанты узнают не только исторические сведения о развитии высшего образования в регионе, но и ощущают дух истории с помощью экскурсоведческих методов (реконструкции, показа, рассказа). Во время экскурсии школьникам демонстрируются исторические фотографии людей и зданий, рассказывается о легендарных ученых, работавших в Нижнем Новгороде и оставивших заметный след в отечественной и мировой науке. Все это призвано оживить сухую статистику, описывающую современное положение университетов и академий.

В Нижнем Новгороде работают шесть университетов, четыре академии, консерватория и более пяти институтов. Всего насчитывается свыше 50 высших учебных заведений и филиалов. В рамках экскурсии мы рассмотрим пять старейших университетов города, расположенных на удобном и живописном пешеходном маршруте. Предполагаемая продолжительность экскурсии - от 50 минут до 1 часа, что делает прогулку неутомительной и возможной в холодное время года.

Начальной точкой является центральная площадь Нижнего Новгорода -пл. Минина и Пожарского, на которую выходят корпуса сразу нескольких учебных заведений. Здесь мы говорим о том, что история высшего образования в Нижнем Новгороде насчитывает свыше ста лет. Старейшим вузом города является Нижегородский государственный педагогический университет (НГПУ им. К. Минина, или Мининский университет), который был основан в 1911 г. как учительский институт. Сегодня это третий по количеству студентов вуз в области, в котором обучаются свыше 10 000 студентов. Три четверти учителей в Нижегородской области -выпускники педуниверситета. Кроме того, вуз готовит психологов и лингвистов, инженеров и управленцев, художников и дизайнеров [3].

Рядом расположен один из корпусов Нижегородского государственного университета (ННГУ им. Н. Н. Лобачевского), заложившего основы высшего образования в Нижегородском крае. Это был первый вуз, открытый в молодой советской России. Однако советский университет создавался не «с чистого листа», он был организован на базе Нижегородского народного университета, Варшавского политехнического института и Высших сельскохозяйственных курсов.

17 января 1916 г., в разгар Первой мировой войны, в городе торжественно открывается Нижегородский городской народный университет. Главным его отличием была всесословность, то есть, в отличие от других вузов, туда принимали людей любых сословий, национальностей, вероисповеданий. Редкий для того времени факт - в Народном университете могли учиться даже женщины! Нижегородский стал третьим в России народным университетом после Московского и Томского.

В том же 1916 г. Нижний Новгород в нелегкой борьбе отстоял право принять у себя эвакуированный из Польши Варшавский политехнический институт. Это был один из престижнейших вузов Российской империи, который финансировался из государственной казны и находился в ведомстве Министерства торговли и промышленности. За честь принять Варшавский политехнический боролись сразу 8 городов, в том числе Одесса и Нижний. Министерство поставило свое условие: институт поедет в тот город, который соберет на его обеспечение не менее 2 млн рублей. Вот что писали тогда «Одесские новости»: «Вся профессура института была против перевода его в Нижний Новгород - слишком глухой, отрезанный от европейских центров город, и, самое главное, совершенно лишенный академической жизни. Другое дело - Одесса; здесь наличность известных академических традиций, с определенной академической обстановкой, которую не мог не создать имеющий 50-летнюю историю университет - большая приманка для всех руководителей академической жизни» [4]. Однако «карман России» победил. Важнее академических традиций оказались крупные пожертвования, которые вносили представители дворянства, земства, купечества, различные частные лица. Из одной только городской казны было выделено 500 тысяч рублей. В результате 16 июля 1916 г. Варшавский политехнический институт отправляется в Нижний Новгород.

1917 год все разрушил до основанья, а затем... Затем началось строительство нового государства, которому нужны были молодые кадры. Уже в сентябре 1918 г. начались занятия на 10 факультетах Нижегородского государственного университета: математическом, физико-химическом, биологическом, историко-филологическом, экономическом, рабоче-энциклопедическом, механическом, инженерно-строительном, агрономическом, факультете профессиональных знаний. Позднее был открыт медицинский факультет. Заметим, что через 12 лет, в 1930 г., часть университетских факультетов превратится в самостоятельные институты: механико-машиностроительный, химический, педагогический, сельскохозяйственный, строительный, медицинский.

В разные годы в университете работали выдающиеся ученые: историк, член-корреспондент Академии наук СССР Сергей Иванович Архангельский; геохимик, создатель научной школы кристаллографии, Герой Социалистического Труда, академик Николай Васильевич Белов; филолог Всеволод Алексеевич Грехнев; радиофизик, академик Андрей Викторович Гапонов-Грехов; биолог, создатель научной школы популяционной генетики, профессор Сергей Сергеевич Четвериков и другие исследователи, прославившие отечественную науку [5].

Рассказ о знаменитых ученых мы продолжим у здания Нижегородской государственной медицинской академии (НижГМА). Точкой отсчета, с которой началось высшее медицинское образование в Нижнем Новгороде, является 1920 г., когда был образован медицинский факультет Нижегородского государственного университета. Основателем и первым деканом медицинского факультета стал Петр Георгиевич Аврамов. Интересный факт: министр здравоохранения РФ Вероника Игоревна Скворцова является правнучкой Петра Георгиевича. В 1930 г. из состава НГУ выделяется медицинский институт. В числе первых выпускников был будущий ректор института, академик, Почетный гражданин Нижнего Новгорода, организатор Республиканского онкологического центра Николай Николаевич Блохин. Стены

НижГМА помнят Николая Петровича Синицына (1900-1972), ученого-экспериментатора, впервые в мире осуществившего пересадку сердца в эксперименте. Здесь работал Борис Алексеевич Королев (1909-2010), академик РАМН, создатель сердечно-сосудистой хирургии в Нижнем Новгороде. Операции под его руководством явились началом нового направления хирургии и создания научной школы нижегородских кардиохирургов. По инициативе профессора Королева и при его активном участии строился Нижегородский кардиохирургический центр, научным руководителем которого он стал впоследствии [6].

Нижний Новгород по праву можно назвать не только крупнейшим центром современной медицины, но и родиной отечественной радиофизики. Об этом нам напомнит бывшее здание Нижегородской радиолаборатории, где сейчас располагается один из интереснейших музеев города. Благодаря научным разработкам в области радиоэлектроники, которые велись в радиолаборатории с 1918 по 1928 г., в Горьковском индустриальном институте в 1936 г. открывается радиофизический факультет (с 1932 по 1990 г. Нижний Новгород назывался Горький). В 1945 г. радиофак появляется и в Горьковском университете. Это привело к рождению ярких научных школ в области теории колебаний, физики твердого тела, прикладной математики, информационных технологий. В 1956 г. при Горьковском университете организуется Научно-исследовательский радиофизический институт (НИРФИ), а в 1963 г. - первый в стране факультет вычислительной математики и кибернетики. Все это заложило основу развития советской радиоэлектронной промышленности и высоких технологий.

Нижегородский государственный технический университет (НГТУ им. Р. Е. Алексеева) был открыт на базе Варшавского политехнического, который был эвакуирован в наш город в 1916 г. Первое название вуза - Нижегородский политехнический институт [7]. Из поколения в поколение политехников передается, словно эстафетная палочка, гордость за тех людей, которые прославили не только свой вуз, но и наш город, и страну на весь мир. Ростислав Евгеньевич Алексеев, чье имя носит НГТУ, - создатель первых в мире судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолетов. Р. Е. Алексеев учился на кораблестроительном факультете Индустриального института с 1935 по 1941 г. Уже во время войны, в октябре 1941 г., молодой конструктор Алексеев защитил дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях», положившую начало его научным исследованиям в области скоростного судостроения. Р. Е. Алексеев стал основателем Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях, которое теперь носит его имя. В память о выдающемся ученом в здании вуза установлен бюст Алексеева, а на улице перед одним из корпусов - его детище, экраноплан «Волга-2». Игорь Иванович Африкантов -конструктор, организатор работ по созданию ядерных реакторов и оборудования для атомной промышленности, гражданского и военно-морского флота. И. И. Африкантов учился в Индустриальном институте с 1934 по 1938 г. В дальнейшем стал создателем физико-технического факультета НГТУ. И. И. Африкантов основал в нашем городе Опытное конструкторское бюро машиностроения (ОКБМ), которое сейчас носит его имя. Глеб Викторович Глебович - специалист в области гидроакустики, создатель советской наносекундной импульсной техники. Аркадий Федорович Николаев стал первым испытателем ГАЗ-ГЛ-1 - первого советского гоночного автомобиля. В числе его заслуг создание нового механизма для сооружения линии связи (на базе ГАЗ-67) в 1950 г., а также покорение Полюса относительной недоступности в 1958 г. [8]

Завершается экскурсия у главного корпуса Нижегородского государственного лингвистического университета (НГЛУ им. Н. А. Добролюбова), который прошел большой путь длиной в 100 лет: от частных курсов иностранных языков до государственного педагогического института иностранных языков и, наконец,

университета. В 1917 г. полиглот со знанием восьми языков, лингвист Макс Михайлович Ландау создал курсы, которые по мере своего развития стали четырехгодичными, с большим набором гуманитарных дисциплин. Выпускники получали квалификацию: учитель и переводчик. Не следует удивляться, что местные власти взяли курсы под свою опеку и придали им государственный статус. Ещё в 1930-е гг. коллектив преподавателей курсов под руководством Ландау пополнился членами семей американских инженеров, прибывших в СССР на строительство гигантов первых пятилеток, в частности на строительство ГАЗа. Как носители языка, они внесли свою важную лепту в дело обучения будущих специалистов-лингвистов. Выпускники курсов становились преподавателями института, ученики выпускников с честью продолжали дело учителей и уже сами готовили вузовских преподавателей. Так родился важнейший принцип жизнедеятельности иняза - преемственность поколений. Не будь созданных Ландау курсов и того опыта, который был накоплен за двадцать лет их существования, не было бы и НГЛУ. На создание в «закрытом» периферийном городе иняза вряд ли можно было рассчитывать. Сегодня иняз сам воспроизводит необходимое количество преподавателей за счет выпускников. Традиция эстафеты поколений жива и поныне [9].

В ходе экскурсии кроме рассказа об истории вузов предполагается рассказ о зданиях, в которых они расположены, каждое из которое имеет свою историю, свои легенды, с ними связанные.

Таким образом, за небольшой отрезок времени экскурсия дает обзор основных научных направлений, которые успешно развивались и развиваются в Нижнем Новгороде. Рассказ о выдающихся ученых, их разработках, открытиях, достижениях, акцент на роли нижегородцев в мировой науке поможет формированию правильных «ролевых моделей» у подростков, повысит интерес к отдельным отраслям научного знания.

Примечания

1. Большая советская энциклопедия : в 30 т. М. : Сов. энцикл., 1969-1978. Т. 20.

С. 75.

2. Постановление Минтруда РФ от 27.09.1996 № 1 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1996. № 10.

3. www.mininuniver.ru - официальный сайт НГПУ.

4. Нижегородский листок. 1916. 4-7 янв.

5. Поиск-НН. 2017. № 2. С. 28, 29.

6. https://nizhgma.ru - официальный сайт НижГМА.

7. Декрет об учреждении Нижегородского политехнического института. Вестник Временного правительства // ЦАНО. Ф. 2082. Оп. 1. Д. 19. Л. 52.

8. Поиск-НН. 2017. № 6-7. С. 26, 27.

9. Поиск НН. 2017. № 9. С. 26, 27.

Поиложение

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСКУРСИИ «История высшего образования в Нижнем Новгороде»

Маршрут экскурсии Объект показа Время Наименование подтем и перечень основных вопросов Организ анионные указания Методические указания

Начало ул. Ульянова, 1 • Нижегородский государственный педагогический университет • Нижегородский государственный университет 7 мин. 1. Вводная часть. 2. Первый вуз Нижнего Новгорода 3. История появления первого нижегородского университета Рассказ ведется в сквере на пл. Минина и Пожарского Сообщение темы, маршрута и продолжительности экскурсии, правил поведения на маршруте. Вводная часть о высшем образовании в Нижнем Новгороде. Метод показа иллюстративного материала, цитирования.

Переход до пл. Минина и Пожарского, 10/1 • Медицинская академия 5 ынн. 1. Историческое прошлое НижГМА. Рассказ ведется в начале Верхне-Волжской наб.. у здания НижГМА Рассказ об нсгорин НижГМА с использованием метода показа (фотографии из архива НижГМА)

По В ерхнево лжской наб. (до д. 5) • Д. (Нижегородская р адиолаб ор атория) 5 мин. 1. История радиофизики в Нижнем Новгороде. 2. Создание радиофизического факультета НГУ Рассказ ведется напротив д. 5 Использование метода воссоздания событий, показа (фотографии)

По В ерхнево лжской наб. (до ул. Минина. 24) • НГТУ 15 ынн. 1. История НГТУ 2. Рассказ о здании 3. Рассказ об Р. Е. Алексееве Рассказ ведется на набережной, напротив здания НГТУ Использование приема показа (фотографии)

Ог Верхне-Волжскон наб. к ул. Минина до Д-31а • НГЛУ 10 ынн. 1. История НГЛУ 2. История здании 3. Завершение экскурсии Рассказ ведется на ул. Минина, у корп. 3 НГЛУ Прием показа (фотографин).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.