Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА МЬЯНМЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

РАЗРАБОТКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА МЬЯНМЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА МЬЯНМА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каунг Сатт Тхар Мьо, Гавриленко Николай Иванович

В данной статье рассматривается проблемы экономики Мьянмы в современных условиях, экологические проблемы сельского хозяйства Мьянмы, а также реализуемые экономические стратегии правительства по увеличению ВВП Мьянмы и повышению уровня жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE ECONOMIC STRATEGY OF THE GOVERNMENT OF MYANMAR IN MODERN CONDITIONS

This article examines the problems of Myanmar's economy in modern conditions, the environmental problems of Myanmar's agriculture, as well as the government's ongoing economic strategies to increase Myanmar's GDP and improve the standard of living of the population.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА МЬЯНМЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 3.35.351.82

Каунг Сатт Тхар Мьо., Гавриленко Н.И.

РАЗРАБОТКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА МЬЯНМЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Каунг Сатт Тхар Мьо - студент 2 курса магистратуры кафедры Менеджмента и маркетинга Гуманитарного факультета РХТУ им. Д.И. Менделеева, e-mail: kaungsattta1@gmail.com.

Гавриленко Николай Иванович - д.э.н., профессор, профессор кафедры менеджмента и маркетинга; e-mail: nig53@yandex.ru.

ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева» Россия, Москва, 125047, Миусская пл., д. 9.

В данной статье рассматривается проблемы экономики Мьянмы в современных условиях, экологические проблемы сельского хозяйства Мьянмы, а также реализуемые экономические стратегии правительства по увеличению ВВП Мьянмы и повышению уровня жизни населения. Ключевые слова: экономика Мьянма, сельское хозяйство и экономическая стратегия.

DEVELOPMENT OF THE ECONOMIC STRATEGY OF THE GOVERNMENT OF MYANMAR IN MODERN CONDITIONS

Kaung Satt Thar Myo, Gavrilenko N.I.

D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia, Russian Federation This article examines the problems of Myanmar's economy in modern conditions, the environmental problems of Myanmar's agriculture, as well as the government's ongoing economic strategies to increase Myanmar's GDP and improve the standard of living of the population.

Key words: Myanmar economy, agriculture and economic strategy.

Современная Мьянма (Республика Союза Мьянма - РСМ) - это аграрно-индустриальная страна с многоуровневой экономикой и низким уровнем производства. Страна начала динамично развиваться только после реформ 2011 года, проведенных гражданским правительством Тейн Сейна (2010-2015 гг.), постепенно открывая возможности для иностранных и внутренних инвестиций.

До пандемии COVID-19 экономический рост в Мьянме, по прогнозам, должен был увеличиться до 6,3 процента в 2019/20 финансовом году, но пандемия внесла свои коррективы, и он не достигнет своих целевых показателей. По мнению многих специалистов в настоящее время растут тревожные ожидания, что экономика Мьянмы может резко замедлится из-за прямых и косвенных последствий пандемии. Глобальный шок и внутренние усилия по сдерживанию распространения вируса привели к значительным экономическим издержкам.

Считаем, что замедление экономического роста может частично обратить вспять прогресс Мьянмы, способствуя росту масштабов нищеты при

Столица Нейпьидо

Язык бирманский

Территория 33-я в мире 673 SCO км1

Валюта чьян.м. кьнт

Индекс человеческого развитии 0,578 (143-е место)

одновременном сокращении доходов домашних хозяйств, которые и без того невелики.

К сожалению, глобальная пандемия COVID-19 наносит серьезный удар по экономике Мьянмы. Экономический рост в базовом сценарии, по прогнозам Всемирного банка, снизился с 6,8 процента в 2018/2019 году до всего лишь 0,5 процента в 2019/2020 году. При таком понижательном сценарии развития экономики уровень бедности будет оставаться выше докризисного уровня по крайней мере до 2022/2023 года [1].

По данным Министерства торговли Мьянмы, рост ВВП Мьянмы в 2013 году составил 8,4%, в 2014/2015 году - 8,7%, в 2015/2016 - 7%, в 2016/2017 - 5,9%, в 2017/18 - 6,8%. Анализ показал, что экономический рост снизился после 2016 года из-за малого опыта и слабого управления избранным новым гражданским правительством (Президент Вин Мьинт (2016-2020 гг.)).

Министерство торговли определило приоритеты продвижения вперед экономики страны через торговлю и проводило различные мероприятия для развития национальной экономики.

1 2016 2017 2018* 2019л 2020гт

Прирост ВВП в постоянных ценах, % 5,9 6,8 6,2 6,5 6,6

Прирост ВВП по постоянным ценам факторов производства, % 5,9 6,8 6,2 6,5 6,6

Сельское хозяйство -0,5 1,3 1,2 2,0 2,4

Промышленность 8,9 9,4 8,2 8,0 7,5

Услуги 8,2 8,4 7,6 8,0 8,2

Инфляция (Индекс Потребительских Цен) 7,0 4,5 6,5 7,0 6,0

Счет текущим операций (% от ВВП) -2,8 -6,8 -2,0 2,5 -3,0

Баланс государственного бюджета (% от ВВП) -2,5 -3,1 -4,0 -4,3 -4,5

Рис.1. ВВП Мьянмы в 2016-2020 гг. [4].

Анализ показал, что Министерство торговли провело реорганизацию следующих департаментов в соответствии с принятой Программой оптимизации систем управления с 1 апреля 1998 года для становления и развития рыночной экономики в стране:

1. Канцелярия министра.

2. Директорат торговли.

3. Департамент приграничной торговли.

4. Торговля сельскохозяйственной продукцией Мьянмы.

В современных непростых экономических условиях цель решений Правительства Республики Союз Мьянма состоит в том, чтобы создать привлекательный инвестиционный климат в стране для привлечения ответственных инвесторов различных стран для использования их деловых возможностей, финансовых ресурсов для поддержания устойчивого экономического роста и извлечения прибыли от результатов взаимовыгодного сотрудничества.

Как известно, Мьянма граничит с пятью странами и имеет 12 приграничных торговых пунктов, из которых наиболее загруженными являются Myawaddy (граничащий с Таиландом) и Muse (граничащий с Китаем) (рис.2.). Из пяти соседних с Мьянмой стран только Таиланд и Китай (провинции Юньнань и Гуанси) участвуют в субрегионе Большого Меконга.

Мьянма также является членом организации (Субрегион Большого Меконга (GMS)). Мьянма имеет 12 основных официальных пунктов пограничной торговли, которые представлены ниже (Таблица 1).

Основные пункты пересечения границы Мьянмы с Китаем и Таиландом для большей наглядности и обоснования наиболее оптимальных и востребованных путей взаимовыгодного сотрудничества представлены на рис. 2.

Таблица 1. Официальные пункты пограничной

№ Пункты пограничной торговли Область

1. Muse (105) mile Мьянма-Китай

2. Lweje Мьянма-Китай

3. Chinshwehaw Мьянма-Китай

4. Laiza Мьянма-Китай

5. Techilelk Мьянма-Т аиланд

6. Myawaddy Мьянма-Т аиланд

7. Kawthoung Мьянма-Т аиланд

8. Myeik Мьянма-Т аиланд

9. Tamu Мьянма-Индия

10. Rhi Мьянма-Индия

11. Sittwe Мьянма-Бангладеш

12. Maungdaw Мьянма-Бангладеш

Г

Border point between Muse (Mvíiiunar) and Ruili (China)

Border point between. Tacbi-iake (Myanmar) and Maesai

Border point between Myawaddy (Myanmar) arid Maesod

Border point between Kaw-thaunK (Myanmar) and Ranong

Рис. 2. Основные пункты пересечения границы Мьянмы с Китаем и Таиландом [5]

Анализ показал, что основным

сельскохозяйственным продуктом, производимым в нашей стране, является рис, который занимает около 60% всей обрабатываемой площади страны. По расчетам экономистов, на рис приходится 97% всего производства продовольственного зерна по весу. Благодаря сотрудничеству с Международным научно-исследовательским институтом риса (ИРРИ) только в период с 1966 по 1997 год в стране было создано 52 современных сорта риса, что позволило увеличить национальное производство риса. Уже к 1988 году современные сорта были посажены на половине рисовых полей страны, включая 98% орошаемых площадей.

Производство риса в Мьянме составляет примерно 43% от общего объема сельскохозяйственного производства в стране, что делает ее седьмым по

величине производителем риса в мире. Из 67,6 миллиона гектаров земли 12,8 миллиона используются для возделывания риса. Только в 2019 году на долю Мьянмы пришлось 13 300 миллионов метрических тонн производства измельченного риса [2].

Ниже на рис. 3 представлен рейтинг стран мира по производству риса по состоянию на конец 2020 год. Список стран мира, включая лидеров производителей риса находится в таблице. По результатам исследования, можно утверждать, что Мьянма обладает определенными конкурентными

преимуществами в производстве

сельскохозяйственной продукции, что проявляется в разнообразии экологических условий, наличии плодородной почвы и перспективами в развитии рыболовства и аквакультуры.

Country Production (Tons) Production per Person (Kg] Acreage (Hectare) Yield (Kg I Hectare)

ш China 211,090.813 151.443 30,449,860 6,932.4

s India 158.756.871 118,787 42,364.980 3.695

— Indonesia 77,297,509 291.672 14,275,211 5,414.8

m Bangladesh 52,590,000 318,484 11.385.953 4.618,8

a Vietnam 43,437,229 458.876 7,783,113 5,581

u Myanmar 25,672,832 476,634 6,723,986 3,818.1

= Thailand 25,267,523 365,226 8,677,627 2.911,8

-m Philippines 17,627,245 165 656 4,556,043 3,869

ES Brazil 10,622,189 50 695 1,943,838 5.464,3

Q Pakistan 10,412,166 61,578 2,766,569 3.764.9

Ш United States of America 10.167,050 31.019 1,253,320 8.112.1

Cambodia 9,827,001 611,515 Л 2,866,973 3.427.7

Рис. S. Список стран мира по производству риса [3]

Нынешняя администрация сосредоточила свои усилия на достижение будущего экономического процветания и в качестве важнейшего приоритета определено сокращение бедности населения, занятого в сельском хозяйстве. Это подтверждается и результатами исследования, где подчеркивается значимость этого сектора для развития страны, например, в 2018 году на долю сельского хозяйства приходилось 38% ВВП и 60% рабочей силы. Несмотря на то, что Мьянма в недалеком прошлом была крупнейшим экспортером риса, в эпоху обретения независимости, к сожалению, по ряду причин, государственная поддержка сельского хозяйства сократилась, а уровень производительности труда во многих отраслях снизился.

Вместе с тем, сегодня Правительством страны предпринимаются усилия по расширению как разнообразия, так и объемов производства сельскохозяйственных культур, чему способствовало открытие в июне 2019 года Мьянманского центра продуктивности. Несмотря на это, для укрепления позиций производителей в цепочке создания добавленной стоимости от фермы к рынку и получения ими дополнительных доходов необходима серьезная модернизация складских и перерабатывающих мощностей, электрификация сельских районов и развитая транспортная инфраструктура.

Экономическая стратегия Правительства страны содержит следующие направления:

1. Усиление контроля над государственными финансами, включая государственные расходы, прозрачность бюджетного финансирования, приватизацию государственных предприятий, модернизацию налоговой системы.

2. Развитие инфраструктуры.

3. Поддержка сельского хозяйства и животноводства для инклюзивного роста, продовольственной безопасности и повышения уровня жизни.

4. Создание новых рабочих мест в особых экономических зонах (ОЭЗ) и новых инфраструктурных объектов в целях борьбы с бедностью, повышения уровня жизни и поощрения возвращения домой трудящихся-мигрантов и перемещенных лиц.

5. Привлечение прямых иностранных инвестиций.

6. Поощрение систем подготовки квалифицированных рабочих для обрабатывающей промышленности и сферы услуг.

7. Укрепление финансовой системы.

8. Содействие развитию малого и среднего бизнеса.

9. Государственная поддержка инклюзивного развития и экономического роста.

Необходимо больше внимания уделять охране окружающей среды, нивелированию отрицательных последствий климата на успешное развитие Мьянмы. Мьянма нередко подвержена стихийным бедствиям в виде наводнений, циклонов, землетрясений, оползней и засухи, что нанесло значительный ущерб развитию экономики в период 1999-2019 годов, согласно Глобальному индексу климатических рисков 2020 года.

По нашему мнению, успешная реализация мер, принятых в этих областях, позволит добиться того, что будет способствовать росту ВВП Мьянмы в этих непростых экономических и эпидемиологических условиях. Для реализации этих планов необходимо улучшать инвестиционный климат в стране, привлекать прямые иностранные инвестиции для создания новых рабочих мест и повышения уровня жизни населения.

Список литературы

1. The World Bank In Myanmar; 02, October, 2020; [Электронный ресурс]. URL: https://www. worldbank.org/en/country/myanmar/overview

2. Rice production in Myanmar; [Электронный ресурс]. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Rice production in_Myanmar

3. Countries by Rice Production; [Электронный ресурс]. [Электронный ресурс]. URL: https://www.atlasbig.com/en-us/countries-rice-production

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Официальный сайт Министерства торговли Мьянмы; [Электронный ресурс]. URL: https://www.dica.gov.mm/en/link/ministry-commerce

5. International land border crossings Myanmar (Burma) [Электронный ресурс]. URL: https://www.lifeseeingtours.com/land-borders

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.