Научная статья на тему 'Разработка эффективных эвакуационных планов на основе оптимизационной математической модели'

Разработка эффективных эвакуационных планов на основе оптимизационной математической модели Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
90
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ / OPTIMIZATION / ЭВАКУАЦИОННЫЙ ПЛАН / EVACUATION PLAN / ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ. / IMITATION MODEL

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Хайрулин Ринат Саярович

Процесс разработки планов эвакуации населения является весьма трудоемким и не до конца формализованным. Представляется целесообразным создание механизма, обеспечивающего математическую поддержку процесса планирования эвакуации населения из городов. В качестве такого механизма предложена оптимизационная математическая модель, разработанная на основе опыта проведения эвакуаций населения, нормативных и рекомендуемых требований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Хайрулин Ринат Саярович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The process of developing evacuation plans of the population is rather complicated and not structured yet. It is reasonable to elaborate the mechanism providing mathematic support for the process of planning people evacuation from cities. The optimization mathematic model elaborated with the help of practical experience of people evacuation, standard and recommended requirements was advanced as such a mechanism.

Текст научной работы на тему «Разработка эффективных эвакуационных планов на основе оптимизационной математической модели»

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ

Р. С. Хайрулин

РАЗРАБОТКА ЭФФЕКТИВНЫХ ЭВАКУАЦИОННЫХ ПЛАНОВ НА ОСНОВЕ ОПТИМИЗАЦИОННОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ

МОДЕЛИ

Процесс разработки планов эвакуации населения является весьма трудоемким и не до конца формализованным. Представляется целесообразным создание механизма, обеспечивающего математическую поддержку процесса планирования эвакуации населения из городов. В качестве такого механизма предложена оптимизационная математическая модель, разработанная на основе опыта проведения эвакуации населения, нормативных и рекомендуемых требовании.

Ключевые слова и словосочетания: оптимизация, эвакуационный план, имитационная модель.

Современные возможности вычислительной техники в сочетании с эффективными алгоритмами анализа и синтеза коммуникационных сетей и сетевых графиков позволяют решать задачи больших размерностей, возникающие при моделировании процессов эвакуации.

Модель процесса эвакуации решает, по существу, задачу анализа, поскольку оценивает временные параметры конкретного эвакуационного плана, хотя и может быть использована для корректировки эвакуационных планов в сторону их оптимизации. В данной статье приводится оптимизационная модель, которая решает задачу синтеза, а именно формирует систему маршрутов, определяет оптимальные объемы перевозок по ним и оптимальное распределение транспортных ресурсов.

Введем ряд обозначений, необходимых для математической постановки задачи:

п - количество вершин в сети; т - количество дуг в сети; N - количество маршрутов в сети;

Хг - количество транспортных средств, выделенных на маршрут г; X = (Хь ..., Х^) - вектор распределения транспортных средств по маршрутам;

Я - общее количество распределяемых автотранспортных средств; Ш - количество эвакуируемых, перевозимых транспортным средством;

/) - длина]-й дуги; I = (¿1, ..., 1т) - вектор длин дуг;

Ьг - протяженность г-го маршрута;

Ь = (Ь1, Ьм) - вектор протяженностей маршрутов Ь = (¡Б I);

аг - количество эвакуируемых по маршруту г;

А = (а1, аМ) - вектор распределения объемов перевозок (количество эвакуируемых) по маршрутам;

рг - плотность потока на маршруте г, рг---;

Ьг

Р = (рх, ..., рМ) - вектор плотностей потоков на маршрутах;

¡Б - матрица инцидентности маршрутов размерности Ыхт. Показывает, какие дуги входят в маршруты, а именно: ¡Бгц = 1, если дуга ] принадлежит маршруту г, и ¡Бц = 0 иначе. Под маршрутом понимаем некоторую последовательность сонаправленных дуг, начинающихся в одной из вершин типа 1 и заканчивающихся в одной из вершин множества 3;

Ш - матрица инцидентности графа сети размерности пхт. Показывает структуру сети, а именно в какой вершине начинается каждая дуга и в какой заканчивается: Шу = 1, если дуга] начинается или заканчивается в вершине I, и Nц = 0 иначе;

((Р ¡Б)1, ..., (Р¡Б)т) - вектор плотностей потока на дугах;

Vц - средняя скорость движения автотранспортных средств по ду-геЦ, = Г((Р Щ);

V = (ух, ..., ут) - вектор средних скоростей потока;

ц

Ц - время прохождения дуги ц транспортным средством, Ц = —;

vj

Т = (¿1, ..., ¿т) - вектор времен прохождения транспортных средств по дугам сети;

((¡Б Т)1, ..., (¡Б Т)м) - вектор времен прохождения транспортных средств по маршрутам;

¡1 - множество индексов вершин типа 1 (площадки посадки - ПП);

¡2 - множество индексов вершин типа 2 (транзитные вершины);

¡3 - множество индексов вершин типа 3 (приемные эвакуационные пункты - ПЭП);

ск - общее количество эвакуируемых из вершины к типа 1 (к е ¡1);

йк - максимальное количество эвакуируемых в вершину к типа 3 (к е ¡з);

У = ((А ¡Б)1, ..., (А ¡Б)т) - вектор нагрузок дуг сети - общее количество эвакуируемых по дугам сети;

((Ш У)1, ..., (М У)п) - интегральный вектор потока по вершинам сети (сумма входящего и исходящего потоков);

Хайрулин Р. С. Разработка эффективных эвакуационных планов 107

ТМ = (ТМь ..., ТМы) - вектор продолжительностей перевозок по маршрутам согласно предписанным количествам эвакуируемых и распределенным автотранспортным средствам, который вычисляется как

а„

ТМ =

2 • 18 • Т •

а > 0, Xr > 0,

0, аг = 0, или Xr = 0. Приведем теперь математическую постановку поставленной оп-

тимизационной задачи:

ТМ, =

Ш1П

X, А

XI +

2 • 18 • Т •

шах ТМГ 1 < г < N

+ XN < Я,

аг > 0, X,. > 0,

0, аг = 0, или X, = 0. (Ш (А 18))к > ск, к е II, (Ш (А 18))к < к е 1з, X, А > 0.

Если привести данную задачу к форме задачи минимизации (путем введения дополнительной переменной 7), а также заменить производные величины их выражениями через переменные задачи, то получим следующую постановку:

шт 7 X, А, 7

11

2 (18 (

11

1 (181 )1

X,

-) 18 )1)

т {181),

(181) N

Кг < 7, 1 < г < N, XX + ... + XN < Я,

а' аг > 0, Xr > 0,

X

(щ;щ )т)

"))г ,

Кг = ^ XгW

0, аг = 0, или X, = 0.

(Ш (А 18))к > Ск, к е 11, (Ш (А 18))к < к е 1з, X, А > 0.

В качестве функций Р(), описывающих зависимость средних скоростей автотранспортных средств (V) от плотностей потока на дугах,

а

г

представляется разумным использовать функции 8-образной формы1. При малой загруженности магистрали увеличение плотности потока мало сказывается на средней скорости, однако при увеличении плотности такое влияние заметно. При плотностях, близких к критической, скорости близки к нулю и влияние увеличения плотности потока опять мало. Плотность имеет естественный предел, связанный с размерами автотранспортных средств. Подобные зависимости могут быть представлены функциями следующего вида:

с

У = а + (Ь - а)-

й + хс

Пример такой зависимости представлен на рисунке (а = 3, Ь = 0, с = з, й = 100).

3,5 -| 3 -2,5 2 1,5 1

0,5 0

1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25 Рис. Пример зависимости Б-образной формы

Список литературы

1. Правила эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы. Утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 303.

2. Указ Президента РФ от 27 мая 1996 г. № 784 «Вопросы гражданской обороны Российской Федерации» (с изм. от 9 сентября 2000 г., 5 августа 2002 г.).

1 См.: Хейт Ф. Математическая теория транспортных потоков. - М. : Мир, 1966.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.