Научная статья на тему 'Разработка эффективной системы управления инновационной деятельностью вуза'

Разработка эффективной системы управления инновационной деятельностью вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / INNOVATION / INNOVATION ACTIVITY OF THE HIGH SCHOOL / MANAGERIAL SYSTEM / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мещерякова Ирина Викторовна

В статье представлены подходы к разработке эффективной системы управления инновационной деятельностью вуза, предложена формула для определения эффективности инновационной деятельности вуза (на примере МЭСИ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EFFICIENT MANAGERIAL SYSTEM OF INNOVATION ACTIVITY OF THE HIGH SCHOOL

The article focuses on approaches to development efficient managerial system by innovation activity of the high school. The formula for determination of efficiency of innovation activity of the high school (on example MESI) is offered in the article.

Текст научной работы на тему «Разработка эффективной системы управления инновационной деятельностью вуза»

РАЗРАБОТКА ЭФФЕКТИВНОМ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВУЗА

УДК 338.242

Ирина Викторовна Мещерякова

Специалист по учебно-методической работе, преподаватель, Дербентский филиал МЭСИ

Тел.: 8 903 4800585; 8 903 7388350; 8 988 3013035

Эл. почта: irina_rudenko73@mail.ru

В статье представлены подходы к разработке эффективной системы управления инновационной деятельностью вуза, предложена формула для определения эффективности инновационной деятельности вуза (на примере МЭСИ).

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность вуза, система управления, эффективность.

Irina Viktorovna Mesheryakova

Specialist on scholastic-methodical work,

teacher, Derbent branch MESI

Тел.: 8 903 4800585; 8 903 7388350; 8 988

3013035

E-mail: irina_rudenko73@mail.ru

DEVELOPMENT OF EFFICIENT MANAGERIAL SYSTEM OF INNOVATION ACTIVITY OF THE HIGH SCHOOL

The article focuses on approaches to development efficient managerial system by innovation activity of the high school. The formula for determination of efficiency of innovation activity of the high school (on example MESI) is offered in the article.

Keywords: innovation, innovation activity of the high school, managerial system, efficiency.

1. Постановка проблемы

Решение задачи модернизации экономики Российской Федерации, являющейся в настоящее время одним из приоритетов государственной политики страны, предполагает достижение перехода от индустриального типа экономики к постиндустриальному, основанному на новых знаниях и инновациях.

В этой связи меняется роль высшей школы. Вуз переходит от цели подготовки специалиста к формированию инновационной среды, позволяющей проводить современные научные исследования, создавать новшества и внедрять их в экономику. Изменение ориентиров работы учреждений высшего профессионального образования предполагает соответствующие изменения в системе управления вузом, способные обеспечить высокий уровень как образовательной, так и инновационной деятельности.

Задачей исследования является выработка научно-обоснованных подходов к разработке эффективной системы управления инновационной деятельностью вуза.

Таким образом, объектом анализа в настоящей статье является система управления инновационной деятельностью, существующая в современном российском вузе, а предметом - характеристики, процессы и отношения, отражающие способность вуза к созданию новшеств и осуществлению инноваций.

2. Понят ийный аппарат анализа

Ключевыми для настоящего исследования являются понятия «инновационная деятельность» и «система управления».

В научной литературе инновация рассматривается как «вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии» или как «новая техника, технология, являющаяся результатом достижений научно-технического прогресса»[1]. Инновация является результатом исследований, разработок, внедренным в практику. В этом контексте инновационная деятельность - это организованный процесс создания и внедрения новшеств.

Инновационная деятельность вузов заключается в подготовке кадров, обеспечении воспроизводства научно-технического потенциала, необходимого для разработки и внедрения инноваций, производстве инновационной продукции и услуг, создании при вузе инновационной инфраструктуры и наукоёмких предприятий, формировании инновационной культуры.

Под системой управления в экономической науке понимают «совокупность действий, необходимых для согласования совместной деятельности людей, обладающая всеми свойствами системы»[2] или «совокупность звеньев, осуществляющих управление и связей между ними» [3]. В рамках данных определений система управления может выступать как процесс или как некая структура.

Системой управления также считают «систему, которая предназначена для такого воздействия на объект управления, которая переводит этот объект в желаемое состояние и придает параметрам, происходящим в нем процессов определенные качественные и количественные значения».[4] Это определение дано с позиций процесса достижения целей функционирования предприятия, однако, в нём не учтена структура управления и не рассматривается субъект управления.

Кроме этого, систему управления рассматривают как «совокупность увязанных, согласованных методов и средств управления экономикой, хозяйством, используемых органами управления, управляющим аппаратом»[5] и как «конкретный аппаратурный, нормативный, функциональный вариант реализации технологии, позволяющий решать конкретную проблему управления». [6]

В данном контексте нами предложено следующее определение понятия система управления инновационной деятельности вуза " это совокупность действий, звеньев и технологий управления, необходимых для эффективной реализации процесса создания и внедрения новшеств в вузе.

3. Позиционирование объекта анализа

В качестве объекта анализа нами выбран Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Этот вуз основан в 1932 году и сегодня является одним из ведущих высших учебных заведений России, обладающим развитой системой управления, богатейшим опытом и традициями подготовки кадров. МЭСИ работает в пространстве как российского, так и миро-

вого рынка образовательных услуг.

В настоящее время МЭСИ является инновационным учебно-научно-производственным комплексом, объединяющим 13 филиалов, 97 представительств и более 200 региональных партнеров в России, СНГ и других странах. Вуз имеет хорошее техническое оснащение компьютерными классами, современной техникой, информационно-библиотечным комплексом с электронной библиотекой и т.д. МЭСИ является лидером в области разработки и внедрения современных методов обучения и инновационных технологий электронного образования в учебный процесс.

Для определения эффективности системы управления МЭСИ как инновационного учебно-научно-производственного комплекса, нами проведен анализ и оценка внутренней и внешней среды вуза, результаты которого обозначены в виде ответов на три ключевых вопроса метода SWOT-анализа.

1. Где вуз находится в настоящее время?

- Глобальное позиционирование: МЭСИ не входит 500 лучших вузов мира.

- Страновое позиционирование: МЭСИ не входит в число 100 лучших вузов России (Согласно рейтингу ВУЗов 2008 года «Самые востребованные российские университеты»[7]). МЭСИ входит в число 200 лучших вузов России (рейтинг «Деловой России» 2007 года [8]). МЭСИ занимает 7 место в рейтинге экономических вузов России (с точки зрения инвесторов [9]).

- Региональное позиционирование: МЭСИ входит в число 25 лучших вузов г. Москвы по рейтингу успешности выпускников и в 20 лучших вызов по четырем номинациям в рейтинге интегральной оценки выпускников вузов работодателями г. Москвы.

2. В каком направлении вуз должен двигаться?

Исходя из оценки внешней среды и внутреннего потенциала вуза, можно обозначить для МЭСИ следующий уровень:

- Глобальное позиционирование: войти в число 500 лучших вузов мира (в международном рейтинге вузов ARWU).

- Страновое позиционирование: войти в число 100 лучших вузов России.

- Региональное позиционирование: войти в число 10 лучших вузов города Москвы.

3. Обладает ли вуз достаточным

уровнем внутренних сил (инновационным потенциалом, ресурсами, профессорско-преподавательским составом, командой менеджеров и т.д.), чтобы воспользоваться внешними возможностями, опереться на внутренние сильные стороны и преодолеть внутренние и слабые стороны вуза?

Проведенный анализ показывает, что МЭСИ развивается как сложная динамическая система, имеющая структурные элементы как внутри страны, так и за её пределами. Данная система обладает высоким потенциалом развития, достаточным для достижения заданных позиций.

4. Эффективность инновационной деятельности вуза

Инновационная деятельность вуза, связанная с работой в сфере высоких технологий, невозможна без надлежащего уровня преподавания дисциплин естественнонаучного цикла, материально-технического оснащения учебного процесса, инновационных форм и методов обучения, а также без соответствующей инновационной инфраструктуры (венчурные фонды; технопарки; центры трансфера технологий; системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации; системы грантов и внебюджетных фондов поддержки научно-технической и инновационной деятельности).

Инновационная деятельность направлена на доведение идей, изобретений, разработок до результата, пригодного в практическом использовании. Она включает все виды деятельности вуза по разработке, освоению и реализации инноваций.

Осуществление инновационной деятельности связано с различными внутренними и внешними затратами. Общим принципом оценки эффективности в экономической науке является сопоставление результата и затрат.

Поскольку основной задачей вуза является подготовка специалистов для инновационной сферы, то результатом инновационной деятельности часто является опосредованный финансовый результат, выражающийся в появлении лиц и предприятий, занимающихся созданием и внедрением инноваций. Основными критериями оценки экономической эффективности инновационной деятельности у предприятий являются: чистый дисконтированный доход, индекс доходности, срок окупаемости затрат, внутренняя норма доходности проекта и другие. Для вузов этот ряд крите-

риев применим, но недостаточен.

Нами предлагается оценивать эффективность инновационной деятельности вуза (например, МЭСИ) Еши" как агрегированную величину, отражающую относительную (по сравнению с конкурентами) результативность вуза в сфере подготовки специалистов для инновационной деятельности, эффективность собственных инновационных проектов и рост капитализации компаний возникших в среде инновационной инфраструктуры вуза.

Формулу для определения данного параметра (Е.пше5') можно представить в следующем виде (1):

Н 111

Е Шй11= а- 81

Н

Б 1

+ в - 81

Ш

+ 5 - К

Б Кг

(1),

где Н§гше5' - доля выпускников МЭСИ (за последние пять лет), трудоустроившихся в инновационной сфере, а также трудоустроившихся в иных сферах, но получивших авторские свидетельства и патенты; Н - показатель, характеризующий среднее значение доли выпускников (за последние пять лет, по вузам, готовящим специалистов схожей специальности, входящим в Юр-10 рейтинга вузов по оценкам работодателей), трудоустроившихся в сфере НИОКР, а также трудоустроившихся в иных сферах, но получивших авторские свидетельства и патенты; В§гше5' - доля доходов от инновационной деятельности в общем объеме доходов МЭСИ; Б - показатель, характеризующий среднее значение доли доходов от инновационной деятельности в общем объеме доходов (по вузам, входящим в 1ор-10 рейтинга вузов по оценкам работодателей); К§гше5' - относительный прирост капитализации инновационных компаний, созданных при участии МЭСИ за последние 5 лет; К^г - показатель, характеризующий среднее значение прироста капитализации инновационных компаний, созданных за последние 5 лет при участии вузов, входящим в Юр-Ш рейтинга вузов по оценкам работодателей; а , в , 5 - весовые коэффициенты, отражающие влияние относительных показателей (Н, Б, К) на агрегированный показатель эффективности инновационной деятельности вуза (а + в + 5 =1).

5. Область применения и ожидаемые результаты

Предложенные в данной статье подходы к оценке эффективности инновационной деятельности вуза основаны на методологическом подходе к вузу

№6, 2010

34

как инновационной организации, действующей в условиях модернизируемой экономики. Это в свою очередь предполагает принципиально иную трактовку стратегических целей развития вуза, изменения системы управления высшим учебным заведением. Соответственно, при разработке долгосрочной стратегии развития вуза необходимо определить приоритеты и комплекс инновационных целей, сформировать некие механизмы реализации инновационной части стратегии, ее целей и задач, основанные на предложенных подходах к оценке инновационной деятельности.

На основе подходов к оценке эффективности инновационной деятельности вуза, можно определять эффективность соответствующей системы управления, в том числе подсистем: научно-методической, информационной, инновационной (центр инноваций, центры компетенций, бизнес-инкубатор, технопарк и т.д.). В свою очередь обоснование вузовских видов и форм коммерциализации результатов инновационной деятельности даст возможность обеспечить использование конкурентных преимуществ вуза, получить синер-гетический эффект за счет применения целостного научного подхода к формированию системы управления.

Внедрение показателей оценки эффективности инновационной деятель-

ности в систему стратегического и оперативного управления вуза даст возможность шире использовать организационно-экономическое механизмы, финансовые новации, формы информационной поддержки, внедрить систему мониторинга. Все это способно перевести стратегическое и инновационное управления вузом на качественно новый уровень.

Лигература

1. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна -М.: «Институт новой экономики» С.309

2. Коротков Э.М. Исследование систем управления. - М. «ДеКА», 2000, С.70

3. Там же. - С.71

4. Бурков В.Н., Ириков В.А. Методы управления организационными системами. - М.: «Наука», 1994

5. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления. - Железнодорожный, ООО ИПЦ «Крылья», 2000, С.116

6. Там же.

7. Рейтинг ВУЗов 2008 года «Самые востребованные российские университеты» // http://www.ubo.ru/articles/ ?1а=92б

8. На основе данных опросов ВЦИОМ в 1100 компаний в 2007 году в рамках проекта ДРеВО (деловой рейтинг высшего образования)// Ы1р://

www.deloro s. ru/projects/ratingobr/ ratingobr.php

9. Рейтинг экономических ВУЗов России с точки зрения инвесторов // http://www.ubo.ru/articles/ ?cat= 100&pub= 1448

References

1. Big economic dictionary / Edited by Azrilian A.N. -M. : «The institute of the nem economics» Pg.309

2. Korotkov E.M. The research of management system. - M. «DeKA», 2000, Pg.70

3. The same place. - Pg.71

4. Burkov V.N., Irikov VA. The methods of management of organization systems. - M.: «Nauka», 1994

5. Gluschenko W, Gluschenko I.I. The research of management system. -Zheleznodorozhniy, OOO IPC «Krylya», 2000, Pg.116

6. The same place.

7. Institutes of higher education rate in 2008 «Russian Universities which are greatest demand» // http://www.ubo.ru/ar-ticles/?id=926

8. Based on the data of the public opinion poll by VCIOM in 1100 companies in 2007 within the bounds of the proj ect DRe-VO// http://www.deloros.ru/projects/ratin-gobr/ratingobr.php

9. Economic institutes of higher education from the points of view of investors // http://www.ubo.ru/articles/ ?cat= 100&pub= 1448

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.